Дидактические игры по ФЭМП в подготовительной группе

Дидактические игры по математике для дошкольников

На сайте WUNDERKIDDY подготовлено множество дидактических материалов, которые помогут заинтересовать и побудить детей к знакомству с математическими понятиями. Обучение детей раннего возраста в первую очередь должно приносить веселье, не быть скучным и давать детям новые знания и умения на каждом занятии.

Яичные желтки

Яблочки

Считаем с жирафом

Вы можете распечатать развивающие математические игры и задания для детей 2-7 лет в зависимости от возраста и предпочтений малыша, чтобы занятия были интересными и полезными.

  1. Обучающие карточки для знакомства детей с цифрами.
  2. Печатные дидактические игры на липучках, с прищепками или настольные игры для тренировки навыков количественного счета в пределах 5, 10 или 20.
  3. Прописи для подготовки руки к письму и развития навыков написания цифр.
  4. Развивающие игры для изучения базовых геометрических фигур с дошкольниками (квадрат, круг, прямоугольник, круг, треугольник, овал и другие).
  5. Задания для раннего развития пространственного мышления ребенка.
  6. Рабочие математические листы на нахождения соответствий, например «число-количество» или «предмет-форма».
  7. Математические задания для улучшения навыков арифметического счета (сложение и вычитание) в игровой форме.
  8. Игровые упражнения для сравнения количества объектов: больше, меньше или равно.

Роль дидактической игры на занятии по ФЭМП в подготовительной группе

Ребенок — это исследователь, который познает для себя окружающее пространство. Основные цели воспитателей и учителей — это найти подход и направление на изучение отдельных предметов.

При правильно поставленном педагогическом процессе ребята уже в младшем возрасте без усилий могут усвоить необходимый для изучения материал, развивать мышление.

Важно! Чем подготовленнее будет дошкольник, тем успешнее и понятнее для него будут школьные годы. Главной проблемой современности является эффективность при развитии способностей. Дети с высоким интеллектом способны лучше воспринимать материал, более уверены в себе

Большое значение в развитии отводится математике. В этом предмете быстрее, чем в других, развивается мышление

Дети с высоким интеллектом способны лучше воспринимать материал, более уверены в себе. Большое значение в развитии отводится математике. В этом предмете быстрее, чем в других, развивается мышление

Главной проблемой современности является эффективность при развитии способностей. Дети с высоким интеллектом способны лучше воспринимать материал, более уверены в себе. Большое значение в развитии отводится математике. В этом предмете быстрее, чем в других, развивается мышление.

Понятие математических особенностей состоит из представления о форме, времени, величине. Эти навыки служат для формирования понятий о жизни и науке.

Усвоение материала

В дополнительной педагогике имеется большое количество методических материалов. Они нацелены на интеллектуальное развитие.

Для эффективного усвоения материала имеются дидактические игры по математике в подготовительной группе. Их методология достаточно точно описана в работах Е. И. Удальцовой и Ф. Фребеля. Основной плюс данных игр — это обучение. Они стимулируют развитие воображения и интеллекта, что является основой задачей обучения.

В игре для детей главной задачей является проявление активности, получение результата, победа.

Главное для детей в дидактической игре — это получение новых знаний.

При грамотно организованном обучении в начале года применяется определение уровня развития дошколят. Затем идет планирование дальнейшей работы:

  • выявление интереса и творческой задачи;
  • развитие логики и мышления;
  • определение умения сравнивать, обобщать и анализировать;
  • выявление способностей для определения математических связей.

С учетом этих составляющих создается перспективное планирование, главной целью которого является обобщение математических представлений.

Типы занятий

На примере игры «Сбор грибов» по Е. И. Удальцовой возможно сформировать такие связи, как «один» и «много». В такой игре дети узнают такие понятия, как круг, квадрат, треугольник. Главной задачей является определение типа фигур.

«Путешественники в лесу»

Упражнения по ФЭМП на тему «Путешественники в лесу»:

  • Возрастная категория: средняя группа.
  • Задача: правильное определение фигур.
  • Методические приемы: беседа, объяснение.

Ход проведения занятий:

  • Кто пришел к нам?
  • Зайка.
  • Он приглашает нас погулять в лес. В лес поедем на паровозике, только у нас нет колес.
  • Колесо — это круг.
  • Едем на паровозике по лесу. В лесу растут елочки. Они бывают высокие и низкие. Нужно показать руками выше и ниже.
  • Едем дальше, остановка. Стоит сундук. К нему нужен ключ. Замок выполнен в виде треугольника. Значит и ключ тоже должен быть в виде треугольника.
  • В сундуке лежит маленькая кукла. Кукла грустная. Почему?
  • У куклы рассыпались бусы. Надо помочь ей их все собрать.
  • Надевая бусы, ребята должны называть цвета бусинок.
  • В конце урока ребята обобщают, что они все вместе сделали.

Познавательные игры для детей старшей группы

Познавательные игры направлены на развитие любознательности, стремления получать новые знания, умения совершать познавательные действия, а также на формирование представлений об окружающем мире.

Игра «Сгруппируй по признаку»

Цель: учить детей группировать предметы по существенному признаку, развивать логику.

Для игры понадобится 15 – 20 разных предметов. Их нужно положить на стол перед детьми, а затем предложить отобрать только те предметы, которые обладают одинаковым свойством:

  • металлические;
  • деревянные;
  • круглые;
  • съедобные;
  • красные;
  • маленькие;
  • которые нужны для школы и т.д.

Задание можно предлагать отдельному ребенку или целой группе детей.

Игра «Что напутал Незнайка?»

Цель: расширять кругозор детей, их познания об окружающем мире; развивать логику и мышление, учить находить несоответствия.

Вариантов игры несколько. Можно предложить детям рассмотреть картинки, которые нарисовал Незнайка, и найти на них ошибки. Можно попросить участников прослушать описание предметов и определить несоответствие. Например: «У утенка маленький хвост, длинные уши, желтый пух и большие лапы».

Игра «Собери гусеницу»

Цель: учить детей обобщать, выбирать группы предметов по обобщающему слову, развивать внимательность.

Для игры нужно подготовить шаблоны головы гусеницы и предметные картинки круглой формы (по бокам каждой картинки сделать отверстия для шнурка). Все картинки положить в центр стола.

Детям дается задание — собрать гусеничку, которая собирает одежду (посуду, растения и т.д.). Можно разделить участников игры на группы и каждой дать отдельное задание. Дети должны отобрать нужные картинки, а затем соединить их между собой с помощью шнурка.

Дидактические игры по математике в младшей группе

Представляем развивающие математические игры, с выполнением которых справятся младшие дошкольники.

Найди фигуру

Педагог раскладывает на столе в произвольном порядке 12 геометрических фигур разной величины и окраски. Он называет объект с определенными параметрами, например, большой зеленый треугольник, а воспитанник должен найти эту фигуру на столе, указать на нее пальцем.

Геометрические фигуры вокруг

Игра расширяет представления об основных геометрических объектах. Для занятия нужно подготовить изображения известных дошкольникам фигур. Задача игроков — найти в игровом помещении вещи, схожие по очертаниям с демонстрируемыми фигурами.

3 квадрата

Игра формирует навык соотношения объектов по величине, закрепляет в памяти соответствующие определения.

Педагог подготавливает 3 стопки разноразмерных квадратов. Себе берет 3 бумажные фигуры, остальные по 3 штуки раздает воспитанникам. В начале игры воспитатель поочередно демонстрирует квадраты детям, при этом объясняет, какого размера эти фигуры: «Этот большой, этот средний, а вот этот маленький». Далее дает команды: «Покажите самый маленький квадрат. А теперь большой. Покажите средний». Дети выполняют.

На втором этапе игры воспитатель рассказывает, что из квадратов можно выстроить башенку, показывает, как это сделать. Крупный квадрат должен находиться внизу, на него ставится средний, а макушкой становится маленький. Воспитанники повторяют за педагогом.

Угости белочек и медвежат

Игра учит видеть, равны ли группы объектов разной величины. У игроков формируется понимание, что количество не определяется размером.

Воспитатель расставляет игрушечных зверят в ряд, объясняет, что они якобы пришли в гости, предварительно подготавливает изображения лесных угощений: орехов для белочек, земляники для медвежат. Интересуется у детей, хватит ли угощений, спрашивает, как это выяснить. Игроки подсчитывают, сколько игрушек пришло в гости, сравнивают количество. Далее дают зверятам лакомство: кладут рядом соответствующие изображения. Если число угощений оказалось недостаточным, дети добавляют, сколько нужно. Если лакомства слишком много, удаляют лишние картинки.

Уравняй

Педагог раскладывает счетные палочки в два столбца. Один столбец по количеству должен получиться больше, чем другой. Остальные палочки лежат в раскрытой коробочке. Задача — посредством дополнительных палочек уравнять количество объектов в столбцах. Завершив задание, игрок должен объяснить, как у него получился такой результат.

Игры с математическим планшетом

В подготовительной группе на занятиях успешно используется эта популярная дидактическая игра (её изобрел ещё в середине 20 в. педагог из Египта Калеб Гаттергно). Пособие представляет собой резиночный конструктор. Традиционно на квадратной доске располагаются 25 штырьков (5х5), на которые натягиваются тонкие резинки разных цветов. Таким способом можно изображать различные силуэты: цифры, отрезки, геометрические фигуры.

Математический планшет универсален: он тренирует логическое и образное мышление, развивает познавательные способности будушего школьника. Прикрепляя резиночки к штырькам, малыш развивает мелкую моторику рук. В подготовительной группе вполне можно познакомить ребят с системой координат (это очень пригодится им во время обучения в школе).

Приведём примеры возможных дидактических игр с планшетом.

  1. Слуховой диктант. Педагог задаёт координаты, а дети по ним создают изображение.
  2. «Морской бой» (игра в паре).
  3. Загадки про геометрические фигуры: отгадку нужно выложить на планшете (позже задание усложняется — выкладываются более сложные предметные силуэты).

Такое увлекательно пособие пригодится не только для занятий математикой: дети могут выкладывать на нём буквы и «рисовать» резиночками красивые узоры и целые сюжетные картинки.

Фотогалерея: упражнения с математическим планшетом

Математический планшет знакомит воспитанников подготовительной группы с системой координат

Благодаря такому пособию дошкольники запоминают написание цифр

На математическом планшете можно изображать различные предметы и объекты окружающего мира

Дидактические игры по математике

Многочисленные дидактические игры представляют собой универсальный продукт, который формирует математические представления у малышей в возрасте от 5 лет. Игры, в которых присутствуют словесные элементы, обычно обретают образовательный характер. Наиболее популярными дидактическими играми по математике являются:

развлечения, которые способны развить умение сопоставлять количество и число (к примеру, «Чайный сервиз», «Помоги черепашке найти свой остров»);
занятия, которые помогают детям в усвоении геометрических фигур («Фигура домино», «Теремок», «Чудесный мешочек»);
пособия, которые учат опознанию времени (например, «Сначала и потом»);
упражнения, которые учат правильно определять направление (справа, слева);
пособия, которые ориентированы на внимание, умение внимательно рассматривать предметы«, находить сходство и различия («Найди отличия»).

Примеры самодельных дидактических занятий

Проведение игрового занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Очень интересны занятия в подготовительной группе, полностью построенные в игровой форме, — часто в виде сказки либо путешествия в вымышленную страну.

Мотивирующее начало

В игровом математическом занятии очень важно организовать увлекательное начало, которое заинтригует дошкольников и вызовет желание заниматься познавательной деятельностью. Цель педагога — удивить детей. Например, педагог показывает ребятам конверт, который прислала сама Королева Математика (конверт украшен геометрическими фигурами и цифрами)

Она сообщает, что в царство математики проник хулиган-двоечник и натворил много плохих дел: поломал геометрические фигуры, испортил узоры из счётных палочек, а задачки решил с ошибками. Королева просит ребят всё исправить и навести порядок

Например, педагог показывает ребятам конверт, который прислала сама Королева Математика (конверт украшен геометрическими фигурами и цифрами). Она сообщает, что в царство математики проник хулиган-двоечник и натворил много плохих дел: поломал геометрические фигуры, испортил узоры из счётных палочек, а задачки решил с ошибками. Королева просит ребят всё исправить и навести порядок.

Королева Математика просит ребят о помощи

Другой вариант мотивации — Незнайка сломал ключ от Цветочного города и теперь не может попасть туда. Чтобы найти новый ключ, ему нужно преодолеть ряд испытаний. Дошкольники помогают ему это сделать.

В начале занятия воспитатель может предложить детям отправиться в путешествие, но сначала необходимо проверить их знания: назвать время года, месяц и день недели. Ну а чтобы самолёт заработал, нужно включить кнопке на пульте управления: предлагается карточка с цифрами, на которой нужно последовательно обвести числа (например, число, которое на 1 меньше, чем 8 и т.д.).

Педагог может предложить дошкольникам превратиться в космонавтов. Вначале предлагается загадка про планету Земля, дети вспоминают названия и других планет. Дети выкладывают из геометрических фигур космический корабль, а воспитатель назначает специалистов — пилота, радиста, связиста и пр.

Дидактические игры по математике в детском саду: цели и задачи

Дидактические игры проводятся с целью повышения уровня информированности ребенка об окружающем мире. Они вырабатывают наблюдательность, учат фиксировать и находить отличия между предметами, сравнивая их по разным характеристикам. В ходе игрового процесса дети учатся находить элементарные причинно – следственные связи.

Дидактические игры по математике в ДОУ могут быть самыми разными, их выбор зависит от поставленной цели:

  1. Использование в играх цифр и чисел способствует ознакомлению с понятием счета, историей возникновения цифр, совершенствованию умений счета и сравнения.

Эти дидактические игры по математике для дошкольников содействуют:

  • совершенствованию навыка самостоятельно использовать однозначные числа;
  • воспитанию внимательности, памяти, мышления;
  • освоению способа распределения натуральных чисел, совершенствованию навыка счета.
  1. Игры, составленные с целью изучения времени приобщают ребят к знакомству с днями недели, названиями месяцев, учат запоминать их положение в календаре.
  1. Игры на развитие ориентации позволяют воспитанникам научиться фиксировать и излагать собственную позицию на местности, определять и называть местоположение какого-либо предмета относительно другого. При достигнутой воспитательной задаче дошкольники умеют применять слова для названия расположения предметов.
  1. Игры с фигурами применяют с целью укрепления знаний о форме разнообразных геометрических фигур, совершенствования навыка их поиска в располагающихся рядом вещах. Такие игры благоприятствуют воспитанию внимания и формированию творческой фантазии у дошкольников.
  1. Дидактические математические игры, развивающие логическое мышление, изначально предназначены для формирования компонентов научного мышления: высказывание суждений, приведение доводов, подведение итога. Также они помогают развивать креативность и нестандартное мышление.

Типы занятий по математике для средних групп по методу ДОУ

Очень важно подобрать оптимальную форму и тип занятия. Ведь современные взгляды на дошкольную педагогику дают воспитателю большой простор для творчества, но в то же время требуют проявления креативности, новаторского подхода и нестандартного мышления

Многообразие игрового материала по ФЭМП является основанием для его классификации

Игры различаются по содержанию, характеру мыслительных операций, нацеленности на развитие определённых умений и навыков

Многообразие игрового материала по ФЭМП является основанием для его классификации. Игры различаются по содержанию, характеру мыслительных операций, нацеленности на развитие определённых умений и навыков.

Важно! В зависимости от вида предполагаемой деятельности можно выделить дидактические, подвижные и логические игры по ФЭМП

Дидактические игры

Как привлечь детей к развивающим математическим заданиям и играм?

Не каждый ребенок в раннем возрасте проявляет усидчивость и может концентрировать внимание на чем-то одном. Зачастую дети слишком активные, поэтому привлечь их к обучению довольно трудно

Поэтому следует превратить каждое занятие в игру, где есть правила и цель. Лучше всего, чтобы ребенок воспринимал обучение как игру, и просто веселился.

Новогоднее печенье

Посчитай снежинки

Укрась ёлку

Дидактические игры со съемными элементами больше всего нравятся малышам, ведь намного интереснее помочь зайчику сложить морковку в корзинку, чем посчитать количество морковки в ряду на листе. Распечатайте развивающие математические игры для детей, вырежьте элементы и заламинируйте их для многократного использования, чтобы заинтересовать малыша дома или в детском саду красочными обучающими заданиями.

Покажите детям практическое использование математических навыков в жизни

Даже в раннем дошкольном возрасте необходимо помочь ребенку понять важность обучения и получения базовых знаний

Посчитай предметы

Пчелиные соты

Лягушки на болоте

Выбирайте только те развивающие игры и задания, которые понравятся вашему ребенку. На нашем сайте вы можете найти дидактические материалы на разные темы для всех возрастов, поэтому тщательно выбирайте и распечатывайте то, что точно понравится вашему малышу

Правильно выбранная тема привлечет внимание ребенка к заданию, поэтому ему будет интересен процесс обучения и знакомство с миром математики

1

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий