Дидактическая игра на тему экология в старших группах ДОУ

Подвижные игры по экологии

Ниже представлены несколько подвижных игр по экологии.

«Чей листик?»

Цель: Уметь отличать деревья друг от друга по признакам.

Дидактический материал: бумажные листья, карточки с изображением известных детям деревьев.

Методика проведения: Игру лучше проводить на прогулке, чтобы ребята могли сравнить изображения с настоящими объектами. На веранде расставляют стулья, на которые выкладывают карточки, где изображены растения. Воспитанники получают бумажные листочки. Ведущий дает команду: «раз, два, три, листик к дереву беги». Побеждает тот, кто первым нашел соответствие. Далее происходит обмен карточками.

Карточка для игры «Чей листик?»

Игры с мячом: «Я знаю»

Цель: упражнять в дифференциации классов объектов природы.

Задачи:

  • Развитие памяти, внимания, речи.
  • Формирования умения выделять признаки предмета.

Методика проведения подвижной игры: Все становятся в круг. Сначала роль ведущего выполняет воспитатель, затем кто-то из группы. Ведущий называет класс (птицы, рыбы, растения, земноводные) и бросает мяч, поймавший ребенок должен назвать пять представителей класса. Например, пять знакомых ему птиц.

Занятия с мячом относятся к малоподвижным

«Большой и маленький»

Цель: закрепить полученные знания о животных.

Задачи:

  • �Развитие основных мыслительных процессов, речи.
  • Вспомнить названия зверей и их детенышей.

Методика проведения такая же, как в предыдущей игре. На прогулке либо в группе все становятся в круг. Ведущий бросает мячик участнику, произнося название животного, а ребенок — его детеныша. Например: кошка — котенок, кролик — крольчонок, собака — щенок. Процесс проходит в быстрой форме, чтобы играющие старались отвечать быстро и не путаться.

«Стихия обитания»

Воспитатель бросает мяч, произнося название животного или птицы, а участник, принявший бросок, называет стихию обитания: земля, вода, воздух. Например: ласточка — воздух, щука — вода, крот — земля. Игра идет быстро, мячик все время подвижный, чтобы играющие развивали внимательность.

Внимание! Копилка педагога-профессионала должна содержать дид. игры по всем направлениям, в соответствии с возрастом учащихся

Дидактические игры по экологии в старшей группе — необходимый элемент учебного процесса.

Различные варианты игр

Это могут быть картинки с изображением различного времени года – зима, весна, лето, осень. Показывая каждую картинку по очереди, воспитатель просит детей рассказать, что они знают о различных порах года. Так малыши знакомятся с разными состояниями природы.

Здесь же можно ввести в занятие загадки о зиме, лете, осени, весне. Так ребятам будет веселее и увлекательнее познавать мир.

Так же можно и изучать, например, птиц. Раздать малышам картинки с изображением воробья, голубя, ласточки, вороны – любых самых известных птиц того региона, где проживают ребята. Попросить показать какую-то одну птицу. Детвора покажет ее и расскажет, где видел птичку. Так всем вместе, в коллективе, легче запомнить новый материал.

Обратите внимание! Такие же познавательные занятия можно проводить не только в группе, но и на улице. Допустим, собрать всех детей вместе, рассказать о деревьях, которые растут во дворе. Потом сказать: «Раз, два, три, к березе беги»

Дети с радостью побегают

Потом сказать: «Раз, два, три, к березе беги». Дети с радостью побегают

Допустим, собрать всех детей вместе, рассказать о деревьях, которые растут во дворе. Потом сказать: «Раз, два, три, к березе беги». Дети с радостью побегают.

В игре необходимо уделять внимание каждому ребенку

Все люди на Земле абсолютно разные, не бывает двух одинаковых человек. И в возрасте 4-5-6 лет уже видно, насколько ребенок активен, как быстро усваивает знания, как ведет себя по отношению к другим детям в группе

Занимаясь с малышами, воспитатель уделяет внимание всем малышам, но одни сразу, с первого слова понимают и запоминают новое для них, а другому ребенку необходимо разъяснить это более подробно еще раз

Если поставить перед собой задачу не просто проводить время с ребятами, присматривать за ними, чтобы малыши в силу своей активности не травмировались, а научить жить рядом с другими людьми, любить окружающий их мир, заботиться о нем, то такой цели добиться вполне возможно. И какой путь пройдут они в дальнейшем, во многом зависит именно от уроков экологического направления в детском саду и от того, насколько родители дома поддержат и продолжат начинания воспитателей в воспитании детей.

LiveInternetLiveInternet

—Рубрики

  • Детям (973)
  • Шитьё (242)
  • Всякая всячина (177)
  • Всё для компьютера (153)
  • Шаблоны (105)
  • Фотошоп (59)
  • Это интересно (36)
  • Причёски (25)
  • Канзаши (24)
  • Красота (17)
  • Музыка (12)
  • Сценарий (11)
  • Интерьер (9)
  • История (9)
  • Закон (7)
  • Клипарт (6)
  • Стихи (6)
  • Мифология (6)
  • Картинки (4)
  • Традиции (2)
  • Вязание (2395)
  • Платье (371)
  • Шапки (303)
  • Туника (139)
  • Топик (103)
  • Пинетки (74)
  • Бабушкин квадрат (68)
  • Малышам (55)
  • Шали (41)
  • Пончо (33)
  • Игрушки (22)
  • Жакет (17)
  • Сумки (11)
  • Цветы (11)
  • Аксесуары (9)
  • Пледы (9)
  • Болеро (8)
  • Из пакетов (2)
  • Здоровье (372)
  • Диета (55)
  • Кино (9)
  • Кулинария (2158)
  • Салаты (611)
  • Заготовки на зиму (234)
  • Торты (134)
  • Горячее (121)
  • Мультиварка (17)
  • Суши (14)
  • Поделки (332)
  • Сад и огород (76)

Занятия по экологии в первой младшей группе

Экологические занятия в первой младшей группе могут проводиться как в помещении, так и на улице. В этом возрасте лучше просто наблюдать за обитателями живого уголка, близкий контакт допускается только с очень спокойными животными и под контролем воспитателя. Нельзя разрешать детям брать животных на руки, поскольку это опасно для обеих сторон. Дети могут уронить питомцев или сильно сжать, что чревато травмами, а животные могут покусать или поцарапать малышей.

Дети могут чем-нибудь угостить животных или погладить, но не должны брать их на руки

Картотека тем для экологических занятий

  • «Зима-волшебница»;
  • «В лесу родилась ёлочка»;
  • «Пасека — мир пчёл»;
  • «Насекомые — наши друзья»;
  • «Путаница в лесу»: по мотивам стихотворения Корнея Чуковского «Путаница», т. е. представить детям ситуацию (например, зайцы скачут по деревьям, белки охотятся на волков, волки едят траву, лиса готовится к зимней спячке в берлоге и т. д.) и предложить её распутать;
  • «Путешествие капельки»: путешествие капельки от ключа и маленького ручейка до моря;
  • «Что растёт в огороде»;
  • «Наш аквариум»: наблюдение за аквариумом в живом уголке;
  • «Наш весёлый кролик»: наблюдение за кроликом в живом уголке;
  • «Кто спит всю зиму».

Конспект занятия «Кто пасётся на лугу?»

Цель занятия: узнать, какие животные, дающие молоко, живут на ферме; чем они питаются; что можно приготовить из молока.

Пополнение словарного запаса:

  • табун,
  • стадо,
  • отара,
  • сено,
  • кумыс,
  • ряженка,
  • варенец,
  • простокваша,
  • брынза.

Начало занятия: просмотр мультфильма «Кто пасётся на лугу?».

Воспитатель: Вот мы посмотрели мультфильм о животных, которые пасутся на лугу. Какие это животные — дикие или домашние? (Ответы детей). Правильно, домашние. А знаете, кто ещё из домашних животных может пастись на лугу? (Ответы детей). На лугу ещё могут пастись овечки. А вы знаете, ребята, как называется большое количество одинаковых животных, пасущихся на лугу? Много коров или коз — это стадо, лошадей — табун, овец — отара. (Показываются картинки). Чем питаются эти животные? (Ответы детей). Правильно, травой. А на зиму траву сушат, и получается сено. Им кормят животных зимой.

Теперь давайте поиграем в игру «Большой — маленький». Корова и лошадь — большие. Овца и коза — маленькие. Когда называется большое животное, вы встаёте и поднимаете руки вверх, когда маленькое — приседаете и руками упираетесь в пол. Начали. (Вразнобой называются животные: корова, коза, лошадь, овца. Темп убыстряется).

Ну вот, поиграли, отдохнули. А теперь давайте подумаем, кто из этих животных даёт молоко? (Ответы детей). На самом деле, молоко получают от всех этих животных. Молоко от лошадей называется кумыс. Оно очень полезно. Из молока делают различные продукты. Какие продукты делают из молока? (Ответы детей). Из молока делают сметану, кефир, простоквашу, ряженку, варенец, сливки, масло, брынзу, сыр. Все эти продукты очень полезны, и люди обязательно должны их есть.

Так что мы сегодня узнали нового? (Задаются вопросы по теме занятия. Дети на них отвечают). Молодцы, ребята!

Фотогалерея: стадо, отара, табун

Примеры конспектов занятий в первой младшей группе

Ниже представлено несколько примеров занятий на разные темы. На их основе воспитатель может разработать планы своих занятий.

  • Ольга Сиротенко «Комнатные растения. Фикус». Направлено на обогащение знаний детей о комнатных растениях.
  • Лариса Рыбалко «Мама для котёнка». Целью является дать детям представление о домашних животных и их детёнышах, формировать доброе отношение к животным.
  • Мариам Папикьянц «Кто в теремочке живёт?». Учит детей различать по внешнему виду и называть домашних животных, чем они питаются.
  • Гузалия Сатдарова «Путешествие к бабушке Маланье». Направлено на формирование экологических представлений через развитие сенсорных эталонов и развитие речи.
  • Наталья Аносова «Закружился снежок». Формирует представления о зимних природных явлениях и свойствах снега.

Актуальность экологического образования и воспитания

Экология как наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой возникла сравнительно недавно, в середине XIX века. Первоначально она рассматривала вопросы взаимоотношения живых организмов между собой и их приспосабливаемость к условиям внешней среды.

Стремительный рост технического прогресса в конце XIX — начале XX столетий повлёк за собой усиленную и бездумную эксплуатацию человеком природных ресурсов. Массовые вырубки лесов, осушения болот, загрязнение воды и почвы отходами производственной деятельности крупных заводов и фабрик, уничтожение огромных популяций животных с целью наживы поставили нашу планету на грань катастрофы. Но человечество смогло остановиться и осознать, что безрассудная трата природных богатств неизбежно к гибели всего живого на нашей планете.

Человечество вовремя осознало, что природа — бесценный и неповторимый дар, который следует передать детям и внукам

В середине ХХ века защитникам природы удалось привлечь к проблемам охраны окружающей среды внимание как общественности, так и правительств различных государств. Природоохранные меры позволили восстановить баланс и спасти нашу планету от необратимых изменений. В настоящее время наука экология рассматривает не только взаимосвязи в мире природы, но и то, как сберечь и передать будущим поколениям бесценный дар нашего общего дома, планеты Земля — её природные богатства

В настоящее время наука экология рассматривает не только взаимосвязи в мире природы, но и то, как сберечь и передать будущим поколениям бесценный дар нашего общего дома, планеты Земля — её природные богатства.

Система образования не может находиться в стороне от проблем защиты природы, которые в наше время провозглашены приоритетными в большинстве развитых государств. Главная задача современной педагогики — формирование всесторонне и гармонично развитой, мыслящей, культурной личности. Общая культура человека невозможна без экологической культуры, поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения является первоочередной задачей образовательных учреждений, в том числе и дошкольных.

Формы и методы работы с детьми, что это значит для родителей

В экологическом воспитании рекомендуется использовать разнообразные формы и методы работы. Их выбор зависит от:

  • возраста детей;
  • целей и задач;
  • содержания программы;
  • индивидуальных особенностей воспитуемых;
  • уровня подготовки воспитателя;
  • местных условий;
  • материально-технической базы.

Если выбранная методика не позволяет в полной мере решить поставленные воспитательные задачи, необходима корректировка или смена форм и методов работы.

Под понятием «метод» в педагогике понимают способ организации образовательной деятельности.

Выделяют следующие виды методов:

  • убеждение;
  • приучение;
  • упражнение;
  • метод примера;
  • создание воспитывающей ситуации;
  • контроль;
  • оценка и самооценка;
  • поощрение;
  • наказание;
  • коррекция;
  • стимулирование;
  • рефлексия.

На основе методов вырабатываются различные формы работы с детьми.

Наблюдение. Его можно использовать как самостоятельно, так и включая в другие формы работы. Ребенок наблюдает объект с помощью различных каналов восприятия, формирует представление о нем, учится делать выводы. Примеры наблюдений: за изменением цвета листьев осенью, набуханием почек, распусканием цветов.

Труд. Детей следует вовлекать в посильную для их возраста трудовую деятельность. Они могут учиться поливать цветы, ухаживать за животными в живом уголке, подкармливать птиц зимой. Это воспитывает такие полезные качества, как трудолюбие, ответственность, умение заботиться о других.

Экскурсии. Позволяют наблюдать за природными объектами в естественной среде, развивают наблюдательность и эстетические чувства. В ходе экскурсий дети получают первичные представления о взаимосвязях в природе, учатся на практике бережно относиться к окружающему миру.

Сбор природных материалов. Дети под руководством воспитателя собирают материал для дальнейшего изучения и изготовления поделок: опавшие листья, шишки, ракушки

При этом важно учить ребят экономному отношению к природным ресурсам. Развивающие игры

Ведущим типом деятельности дошкольников является игра

Развивающие игры. Ведущим типом деятельности дошкольников является игра

Эта форма работы позволяет долго сохранять познавательный интерес, стимулирует активность, снижает напряжение. Можно включать игровые элементы в любые формы экологической деятельности. Примеры: викторины на знание явлений природы, «экологические тропы», эстафеты.

Беседа. Теоретические знания по экологии обычно подаются в словесной форме. Следует помнить, что дети младшего возраста не способны долгое время слушать речь педагога. Для сохранения познавательного интереса нужно сопровождать рассказ иллюстрациями, задавать наводящие вопросы, читать вместе с детьми рифмовки.

Эксперимент. С возраста 3-4 лет с детьми можно проводить простейшие опыты. К 5-6 годам дошкольники уже не просто наблюдают за экспериментальной деятельностью, но становятся ее активными участниками: выдвигают гипотезы, строят предположения, фиксируют результаты. Примеры материалов для экспериментов: вода, лед, песок, мел.

Эстетическая деятельность. Одним из важных компонентов экологической культуры является воспитание чувства восхищения красотой природы. Дети наблюдают за природными объектами и фиксируют их с помощью различных художественных методов: лепка, рисование, аппликации.

Дидактические игры по экологии для средней группы

«Парные картинки»

Цель игры
: Закреплять знание домашних животных, умение их различать и называть.

Игровое действие
: Найти картинку с нужным животным, сравнивая её со своей картинкой, полученной от воспитателя.

Оборудование
: Набор парных картинок с изображением домашних животных (корова, коза, собака, кошка, свинья, лошадь, овца).

Ход игры

Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением домашних животных. «Животные потерялись и просят вас найти их пару». На столах разложены пары этих животных. Дети находят пару своему животному. Воспитатель интересуется у детей, кого они нашли, побуждая их называть животное.

Картинки собираются, игра начинается заново.

«Чудесный мешочек»

Цель игры
: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

Игровое действие
: Поиск на ощупь спрятанного предмета.

Правила
: В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным.

Оборудование
: Небольшой мешочек (непрозрачный); яблоко, груша, банан, апельсин, огурец, помидор.

Ход игры

Воспитатель опускает в мешочек яблоко, грушу, банан, апельсин, помидор, огурец и просит наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не заглядывая в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди то, что я назову». По очереди задание выполняют все дети.

В конце игры воспитатель моет фрукты и овощи и угощает ими детей, побуждая называть, что они едят.

«Найди свой дом»

Цель игры
: Найти целый предмет по части.

Игровое действие
: Поиск «домика» по определённому признаку.

Правила
: Бежать к своему «домику» можно только по сигналу. Лист в руке и листья на дереве должны быть одинаковыми.

Оборудование
: На карточках нарисованы листья с разных деревьев (берёза, дуб, рябина, клён, ёлка, сосна); макеты этих деревьев (объёмные или плоскостные).

Ход игры

Дети – «зайчата». Чтобы «зайчата» не потерялись в лесу, «мама-зайчиха» даёт им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поляне, а по сигналу «Все домой – волк близко!» — бегут к себе в домик – под определённое дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться карточками – «переезжать в новый дом».

«Загадай, мы отгадаем»

Цель игры
: Описать предметы и найти их по описанию.

Игровое действие
: Загадывание и отгадывание загадок о комнатных растениях.

Правила
: Описывать растение нужно, не называя его.

Ход игры

Один ребёнок выходит за дверь. Он – водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно выслушав детей, водящий должен назвать и показать растение.

Второй вариант:
 Воспитатель предлагает одному из детей описать какое-нибудь растение, стоящее на столе. Остальные должны узнать растение по рассказу и назвать его.

«Найди пару»

Цель игры
: Найти предмет по сходству.

Игровое действие
: Поиски похожего предмета.

Правила
: Искать пару только по сигналу. Пару составляют дети, у которых одинаковые листья.

Оборудование
: Листья с 3 – 4 деревьев в соответствии с количеством детей.

Ход игры

Воспитатель раздаёт детям по одному листику и говорит: «Подул ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по площадке с листьями в руках. Затем педагог даёт команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен стать рядом с тем, у кого такой же лист в руках.

ОБСУЖДЕНИЕ
Комментариев пока нетВыскажите Ваше мнение:Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарииЗарегистрироваться

Вакансии для учителей

Картотека игр экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста

Ниже представлены варианты таких игр.

«Отгадай и нарисуй»

Цель: развить мелкую моторику.

Задачи:

  • Подготовка руки к письму.
  • Развитие произвольного мышление.

Дидактический материал: Палочки для рисования на земле.

Рисовать палочками можно как на песке, так и на снегу

Методика проведения:

  • Ведущий зачитывает загадку, дети пытаются изобразить свой ответ на снегу или песке.
  • Говорить вслух ничего нельзя, кто не выполнил это условие, выбывает до следующего тура.

«Что за семена?»

Цель: учить дифференцировать овощи, фрукты и семена растений.

Задачи:

  • Развитие памяти, внимания и мыслительных процессов,
  • Формирование наблюдательности.

Дидактический материал: карточки с изображениями овощей, фруктов, емкость, наполненная различными семенами.

Методика проведения: ребята выбирают из набора семечек знакомые и выкладывают их на соответствующую карточку с растением.

Игра «Это детки с какой ветки?»

«Кто летает и ползет?»

Цель: узнавать и называть представителей класса насекомых, запоминать отличительные признаки.

Материалы: карточки с разрезанными изображениями насекомых.

Ход игры: Учитель читает загадку в стихотворной форме про жука, муху, божью коровку, таракана и др. А учащиеся должны собрать ответ из кусочков на скорость.

«Чья тень?»

Материалы: картинки с изображением насекомых, птиц, рыб и животных и их тенями (темный силуэт).

Детям нужно найти соответствие.

Ребенку необходимо определить кому из нарисованных существ принадлежит тень

Что в мешочке?

Цель: сенсорное развитие дошкольников.

Учитель готовит тканевый мешочек с различным материалом. В нем могут быть шишки хвойных деревьев, фигурки животных, пластиковые овощи и фрукты, камешки, листочки, засушенный мох. Ребятам по очереди предлагается нащупать предмет, назвать его свойства и признаки, определить что это.

Внимание! Экологическими играми в старшей группе ребят можно привлечь с помощью интересных и новых форм подачи материала

«Вершки — корешки»

Цель: научить составлять целое из частей.

Дидактический материал: два обруча, картотека овощей.

Методика проведения:

  • Необходимы гимнастические обручи красного и синего цветов. Кладут на пол, чтобы они пересеклись. Красный — для тех растений, чьи корешки используют в пищу, а в синий кладут те, что вершки. Прежде чем положить ребенок объясняет свой выбор.
  • Из составных частей необходимо собрать пару. Вершки соединить с корешками. Готовый результат объяснить.

«Четвертый лишний»

Необходимы изображения объектов живой и неживой природы. Первые три предмета относятся к одному классу, четвертый к другому. Например: бабочка, стриж, воробей, ворона. Все объекты летают, но это не определяющий признак. Ребенку необходимо понять главное, что бабочка не является птицей, а значит она на картинке лишняя.

Кто на рисунке лишний 

Внимание! Согласно ФГОС, планирование занятий для групп старшего дошкольного возраста должно включать различные виды дидактических игр, в том числе настольно-печатных и подвижных. Смена видов деятельности необходима, чтобы избежать утомления детей

Детский сад — первое учебное заведение, которое несет функции гармоничного развития, обучения и воспитания растущей личности. Здесь через игру ребенок впервые знакомится с окружающим его миром, учится осознанности и грамотному взаимодействию с природой.

Роль и задачи дидактических игр по экологии

Защита природы — важная задача для каждого человека. Необходимо сформировать понимание механизмов мира, в котором находятся люди, осознание того, что все в природе циклично, привить сознание во взаимодействии с ее объектами. Это основная задача экологических игр.

Экологические развивающие игры помогают детям

  • формировать знания об окружающем мире;
  • открой свой разум;
  • познакомиться с многогранным миром природы;
  • добиться целостности всей экосистемы, а также единого организма;

Игра помогает формировать знания об окружающем мире

  • отмечать уникальность каждого объекта природы;
  • освоить сложную систему взаимоотношений с окружающей средой;
  • развивать любовь и сострадание ко всем живым существам;
  • помните, что необоснованное вмешательство человека может привести к необратимым процессам в мире растений и животных.

С их помощью учителю легче создать благоприятные условия для решения задач сенсорного развития. Также они способствуют развитию у воспитанников детского сада наблюдательности, любознательности, любознательности, формируют интерес к различным предметам окружающего пространства. Развиваются общие навыки: планирование действий, распределение их по времени и между участниками игры, оценка результатов.

Проявление любви к природе, внимательного и заботливого отношения к ней, а также возникновение осознанного поведения становятся целью обучения.

Формирование любви к природе — одна из задач воспитания

Внимание! Образный характер мышления, свойственный дошкольному возрасту, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, в основном, на основе прямых впечатлений

Вот почему так важно стимулировать наблюдательность в игре и во время прогулки, направлять впечатления ребенка

Виды развлекательных мероприятий могут быть следующие:

  • тема;
  • настольная печатная;
  • мобильный;
  • с мячом;
  • словесный.

Lapbook пробуждает у детей интерес к познавательной деятельности

Также рекомендуется совместно производить на каждый сезон ноутбук, который будет содержать всю изученную информацию. Чтобы дети могли посмотреть на него, потрогать и повторить то, через что они прошли. Стоит организовать выставку поделок из натуральных материалов, сделанных в домашних условиях вместе с родителями.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий