Что такое эстетическое воспитание

Советы и рекомендации для родителей

Важно проводить эстетическое воспитание малыша всеми доступными средствами, создав для него гармоничную обстановку, предоставив возможность самостоятельно заниматься художественным творчеством в выбранном направлении. Родителям нужно беседовать с крохой, давать ответы на все возникающие у него вопросы

А занятия с воспитателем помогут сформировать вкус.

При выборе форм работы следует ориентироваться на возраст малыша:

  • Посещение театра допустимо с 1,5 лет, в репертуаре кукольных театров есть небольшие по продолжительности постановки, которые не успеют утомить кроху.
  • Беседовать о картинах, музыкальных произведениях, рассказывать об их авторах можно с 3–4 лет, дети уже многое понимают и обязательно будут с интересом слушать и задавать вопросы.
  • В 4–5 лет можно посетить выставку, в том числе библиотечную.
  • В 5–6 лет – сходить в филармонию или на балет.

Давать ребенку возможность творить – еще один прием эстетического воспитания, причем вид деятельности он может выбрать по своему вкусу. Кому-то по душе рисование картин на песке, а другому – сочинение коротких поздравительных стишков маме или папе. Родителям следует не ограничивать творческие порывы, а дать ребенку свободу выбора и воплощения собственного замысла.

Что такое эстетическое воспитание

Понятие “эстетическое воспитание” происходит от слова “эстетика”.

Определение 2

Эстетика – это наука о прекрасном. Соответственно в педагогике эстетическое воспитание (развитие) – это способность восприятия прекрасных чувств в искусстве и окружающем мире. Эстетика тесно взаимосвязана с искусством, художественным отражением реальности в человеческом подсознании и чувствах, способностями осознавать и творить прекрасное.

Определение 3

Суть эстетического воспитания заключается в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности воспитанников, которая нацелена на:

  • Развитие способностей полноценного восприятия и верного понимания прекрасного в искусстве и личной жизни;
  • Определение эстетических понятий, вкусов и идеалов;
  • Раскрытие творческих задатков и навыков в искусстве.

Эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, потому оно охватывает изучение и приобщение воспитанников к разнообразным проявлениям искусства: литературе, музыке, рисованию. По этой причине в школьную программу включают такие предметы, как литература, изобразительное искусство и музыка. Значимая сторона эстетического воспитания – это познание прекрасного в повседневной среде, окружающей природе, нравственном облике и общественном поведении

Важной стороной эстетического воспитания является также направленность на личностное развитие

Важными компонентами эстетического воспитания являются:

  • Развитие художественных восприятий, охватывающих широкий спектр эстетических явлений.
  • Освоение знаний, направленных на понимание искусства, способность выражать собственное мнение в вопросах художественного отражения реальности. В результате этого формируется умение анализировать содержание, нравственную и эстетическую черты искусства.
  • Становление художественного вкуса. Данный компонент помогает в будущем воспринимать и переживать прекрасное, чувствовать красоту и гармонию произведений искусства, повышая культуру поведения в целом.
  • Художественное творчество способствует развитию талантов и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе.

На рисунке 1 проиллюстрирован результат эстетического воспитания.

Рисунок 1

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Вопрос-ответ:

В чем заключается значение эстетического воспитания и развития детей?

Эстетическое воспитание и развитие детей играет важную роль в их общем развитии. Оно способствует формированию вкусовых предпочтений, развитию творческого мышления и эмоциональной сферы.

Какие методы эстетического воспитания детей существуют?

Существует множество методов эстетического воспитания детей. Одни из них основаны на активном участии ребенка в творческих занятиях, другие — на наблюдении и анализе произведений искусства. Также популярны методы, основанные на использовании музыки, театра и литературы.

Какие практические методики эстетического воспитания можно применять в домашних условиях?

В домашних условиях можно применять различные методики эстетического воспитания. Например, можно организовывать совместные просмотры кинофильмов и обсуждать их сюжет и эстетические качества. Также можно читать книги и после обсуждать их содержание и стиль

Важно создавать атмосферу, где ребенок будет иметь возможность выразить свои эстетические предпочтения и мысли

Как эстетическое воспитание может повлиять на развитие креативности у детей?

Эстетическое воспитание может влиять на развитие креативности у детей, поскольку оно способствует формированию творческого мышления и воображения. Когда дети воспринимают и анализируют произведения искусства, они учатся видеть мир в новом свете и находить нестандартные решения в творческих задачах.

Какую роль играют искусство и культура в эстетическом воспитании детей?

Искусство и культура играют важную роль в эстетическом воспитании детей. Они помогают расширить кругозор ребенка, развить эстетическое чувство, учат анализировать и оценивать произведения искусства. Кроме того, искусство и культура способствуют развитию творческого мышления и эмоциональной сферы ребенка.

Какова роль эстетического воспитания в развитии детей?

Эстетическое воспитание играет важную роль в развитии детей. Оно помогает развить у детей эстетическое восприятие и вкус, способствует развитию творческого мышления и воображения, а также формирует у них чувство прекрасного и гармонии.

Определение эстетического воспитания

Воспитание детей с самого раннего возраста имеет множество важных граней и направлений. Мы хотим, чтобы наши дети выросли развитыми и счастливыми, а для этого необходимо привить им огромное множество ценностей и навыков. Сюда включается и способность ребенка воспринимать красоту природы и искусства, способность самостоятельно творить что-то, вести себя достойно в окружении других людей и т.п. Процесс формирования в личности ребенка этих способностей есть не что иное, как эстетическое воспитание детей.

Эстетическое воспитание малышей дошкольного возраста включает в себя не только способность воспринимать искусство (так называемое художественное воспитание), но и отношение к трудовой деятельности, быту, нравственные качества личности, проявление чувств, фантазии и воображения.

Можно дать еще определение термину «эстетическое воспитание детей» — это организация процесса жизнедеятельности ребенка, в которой задействованы средства, направленные на развитие эстетических способностей, познание красоты в природе, искусстве и жизни человека, способность дать эстетическую оценку всему, с чем он сталкивается и сформировать к этому эстетическое отношение.

Цели и задачи

Цель эстетического воспитания проста и сложна одновременно: научить человека видеть прекрасное во всех его проявлениях, анализировать и оценивать увиденное, принимать активное участие в его создании.

Задачи воспитания эстетично развитой личности также многогранны. Их условно делят на 2 группы.

1 группа задач работает в таком направлении:

  • Формирует вкус, созидательное отношение к окружающей природе;
  • Развивает возможности чувствовать, слышать, видеть прекрасное в природе, искусстве, литературе, поступках людей;
  • Воспитывает потребность в созерцании красоты и отличный художественный вкус.

2 группа задач направлена на развитие умений создавать прекрасное в искусстве и повседневной жизни.

Только тесное взаимодействие этих задач позволит добиться высоких воспитательных результатов.

Цели и задачи ↑

Главная цель эстетического воспитания заключается в том, чтобы взрастить в человеке эстетическую культуру, включающую следующие компоненты:

  1. Восприятие

    — это способность видеть прекрасное в любом его проявлении: в природе, искусстве, межличностных отношениях.

  2. Чувства

    – эмоциональная оценка прекрасного.

  3. Потребности

    – желание и необходимость получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создание прекрасного.

  4. Вкусы

    – умение оценивать и анализировать проявления окружающего мира с точки зрения соответствия его эстетическим идеалам.

  5. Идеалы

    – личностные представления о прекрасном в природе, человеке, искусстве.

Задачами являются:

  • формирование гармоничной личности;
  • развитие в человеке способности видеть и ценить прекрасное;
  • закладка идеалов прекрасного и выработка эстетических вкусов;
  • побуждение к развитию творческих способностей.

Средства эстетического воспитания

Основными художественно-эстетическими средствами эстетической деятельности являются:

  • Природа;
  • Быт;
  • Литература;
  • Искусство;
  • Игры;
  • Познание;
  • Труд;
  • Живое общение.

Данные средства органически вписываются в систему эстетического воспитания.

Научно-познавательный процесс имеет большие возможности для эстетического воспитания школьников. Вникая в суть познаваемых предметов, процессов и явлений, ученик одновременно воспринимает присущие им эстетические свойства. Сам же процесс познания объективной реальности начинается с чувственного восприятия (живого созерцания).

Активное влияние труда на эстетическое развитие осуществляется по следующим путям: в процессе труда, через содержание работы и результаты труда, посредством отношений в процессе трудовой деятельности. Эффективно организованный труд сопровождается чувством удовлетворения и радости. Человек всегда должен радоваться результатам своего труда.

Групповое общение отвечает духовным человеческим потребностям. В качестве средств общения выступают: слово (устное и печатное), мимика, жесты и действия. Это источники эстетического восприятия. Однако средства общения должны соответствовать требованиям эстетики.

Природа – богатейший источник эстетических переживаний. Она натуральная и подвижная, свежая и естественная, в ней заложен широкий спектр красок. Природа облагораживает чувства, воздействует на духовный мир человека.

Большое влияние на духовный мир человека оказывает также литература. В системе искусств она занимает первое место. В литературе создаются яркие образы, и она позволяет анализировать жизненные явления.

Как и для чего проводится диагностика развивающих программ

Диагностика проводится для определения уровня овладения умениями и навыками художественной деятельности детей в соответствии с программными требованиями. Проводится с помощью специальных методик тестирования, которые включают задания по каждому виду художественной деятельности для конкретной возрастной категории детей.

Критерии для проведения мониторинга развития художественно-эстетического развития детей разных возрастных категорий:

Младшая группа

  • Рисует красками, фломастерами, карандашами, знает цвета, может изобразить отдельные предметы, композиционно простые сюжеты.
  • Эмоционально воспринимает свои творческие работы, способен рассказать, что изображено на рисунке.
  • Знаком с пластическим материалом, мастерством лепки, ребёнок может с помощью круговых движений кисти рук создавать несложные формы.
  • Классифицирует элементы строительного набора по форме.
  • Конструирует с помощью педагога элементарные постройки, используя небольшой диапазон деталей.
  • Слушает и узнаёт мелодии, различает высоту звуков.
  • Вместе с педагогом активно подпевает и совершает движения в соответствии с ритмом музыкального произведения.
  • Поёт вместе с другими детьми, не опережая и не отставая от них.
  • Знает и может назвать простейшие музыкальные инструменты, такие как бубен, погремушки.

Средняя группа

  • Выражает свои чувства, мысли, эмоции доступными для его возраста изобразительными средствами.
  • Рисует простые сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных и сказочных сюжетов с использованием различных художественных техник.
  • Вырезает ножницами под контролем воспитателя, наклеивает фрагменты аппликации на бумагу.
  • Конструирует различные по назначению постройки с учётом формы, величины и свойства строительного материала.

Воспитанники младшей группы помощью могут конструировать элементарные постройки, используя небольшой диапазон деталей

Старшая группа

  • Участвует в ролевых театрализованных импровизациях, запоминает небольшие стихотворения.
  • Рисует предметы чёткой формы, подбирает и смешивает цвета, умеет аккуратно закрашивать.
  • Может передать в изображении содержание простого сюжета, равномерно располагая предметы на всём пространстве листа.
  • Определяет жанр музыкального произведения, различают его композиционные части.
  • Узнаёт звучание музыкальных инструментов, учится передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.
  • Самостоятельно работает с ножницами, обучается вырезать разные геометрические формы, которые затем используют при создании коллажей.

Подготовительная группа

  • Знает и определяет различные виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство).
  • Формулирует собственные эстетические суждения.
  • Создаёт пластические образы разных предметов, используя сложные технические приёмы рельефа, объединяя их в общую композицию.
  • Самостоятельно конструирует как из подручных средств, так и с использованием игрового строительного материала, организовывает ролевую игру вокруг объекта.
  • Владеет навыками предметного и сюжетного рисунка с натуры и по памяти.

Итоговые выводы:

  1. Высокий уровень — ребёнок увлечённо и внимательно занимается художественной деятельностью, показывает высокий уровень знаний и эмоциональной реакции.
  2. Средний уровень — демонстрирует слабый интерес к занятиям, недостаточный уровень знаний, проявляет незначительный уровень эмоционального восприятия.
  3. Низкий уровень — не проявляет заинтересованность эстетической деятельностью, не отвечает на вопросы о сфере искусства.

Эстетическое развитие ребёнка в детском саду — это ежедневный труд во всех видах творческой деятельности малыша, таких как лепка, рисование, пение, конструирование. Помимо совершенствования природных способностей в области различных видов художественной деятельности, перед ребёнком открываются перспективы всестороннего развития личностных качеств, расширяется круг его познаний о мире и природе, облагораживаются мысли и чувства. Стоит помнить, что, так же как и этические, эстетические чувства не являются врождёнными, а требуют внимания и воспитания со стороны взрослых, окружающих ребёнка.

Влияние культуры и искусства на развитие ребенка

Культура и искусство позволяют детям развивать свое воображение и творческие способности. Они могут находить вдохновение и выражать свои эмоции через рисование, музицирование, танцы или актерское мастерство. Это помогает им расширять свой мир и понимать себя лучше.

Особую роль играет музыка, которая оказывает положительное влияние на когнитивное развитие детей. Слушание музыки стимулирует активность мозга, помогает развивать слуховые и ритмические способности, повышает концентрацию внимания и способствует формированию памяти.

Также изучение различных видов искусства, таких как живопись, скульптура, архитектура, танцы и театр, способствует развитию эстетического восприятия и вкуса у детей. Они учатся видеть и ценить красоту, развивают свои вкусовые предпочтения и умение анализировать произведения искусства.

Преимущества влияния культуры и искусства на развитие ребенка:Методы влияния культуры и искусства на развитие ребенка:
1. Развитие креативности и воображения;1. Посещение музеев и галерей;
2. Улучшение коммуникативных навыков и речи;2. Проведение музыкальных и художественных занятий;
3. Способность анализировать и интерпретировать произведения искусства;3. Организация посещения спектаклей, концертов и выставок;
4. Развитие эмоционального интеллекта и самовыражения;4. Включение ребенка в хоровые и танцевальные коллективы;
5. Формирование самооценки и уверенности в себе;5. Создание условий для самостоятельного творчества и экспериментирования;
6. Развитие культурного и эстетического вкуса;6. Изучение биографий известных художников и композиторов;
7. Повышение уровня образованности и эрудиции.7. Участие в конкурсах и выставках детского творчества.

Все эти преимущества и методы позволяют раскрыть потенциал и таланты каждого ребенка, способствуют его всестороннему развитию, активизируют мышление, эмоциональную сферу и социальные навыки

Поэтому важно не забывать о значимости эстетического воспитания и развития детей в современном обществе

Обоснование эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Почему важно уделять этому особое внимание в самом раннем возрасте. Дело в том, что потребность воспринимать красоту в разных ее проявлениях заложена в человека с самого рождения. От этого зависит полноценное развитие личности, способность адекватно реагировать на окружающую действительность, здоровое эмоциональное развитие и взаимоотношения с людьми

От этого зависит полноценное развитие личности, способность адекватно реагировать на окружающую действительность, здоровое эмоциональное развитие и взаимоотношения с людьми.

С самых ранних лет ребенок учиться любоваться тем, что привлекает его взор. Для этого родители используют различные средства. Сначала это могут быть большие красивые игрушки или рисунки на обоях в детской комнате. Затем он воспринимает красоту пения колыбельной, которую поет ему мама или звуки красивой музыки. Со временем ребенок начинает замечать игру солнечных лучей в комнате, а также смотри мультфильмы и красивые книжки. Все это рождает в его сознании массу сильных радостных чувств, восторг и удовольствие. Если эту способность воспринимать прекрасное вовремя направить в нужное русло, используя все доступные средства, это поможет ребенку вырасти счастливым человеком, умеющим находить радость в любых обстоятельствах.

Средства и способы эстетического развития

В основе познавательной мотивации ребенка, его этических установок, отношения к окружающим и Родине лежит его активная практика. Продуктивность эстетического воспитания зависит от степени связи с ним предметной деятельности. Развитие личности происходит тем успешнее, чем раньше она будет включена в творчество.

Игра – наиболее продуктивный способ развития творческого потенциала. Посредством игровой деятельности ребенок включается в общение, овладевает элементами культуры, накапливает эстетические впечатления. В процессе игры происходит подготовка к тому, чтобы войти в мир искусства, превратить его в средство познания всего, что окружает.

Занятия по развитию речи формируют представления о многообразии языков и культур родной страны, пробуждают любовь к чтению, дают навыки культуры общения. Особое место занимают походы в театр, кружки выразительного чтения.

На занятиях по окружающему миру воспитывают любовь к природе, патриотизм. Особая роль отводится школьному музею, внимания требует формирование традиций учебного заведения.

Внеурочная деятельность по изучению культуры народов России, проведение совместно с родителями мероприятий, праздников, участие в народных играх и театрализованных представлениях, обрядах дает возможность комплексного решения задачи эстетического развития детей и одновременно их духовно-нравственного воспитания.

Планирование уроков по искусству приобретает особенно важную роль. Они органично продолжаются во время внеклассной деятельности. Приобретенные на уроках по искусству знания ребята с успехом применяют в реальной творческой практике на занятиях в драматических кружках, группах изобразительного искусства.

С этой воспитательной областью тесно связаны походы в театры и кино, экскурсионные поездки, общение с деятелями культуры, искусства.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий