Формы и средства воспитания
Нравственное воспитание проводится через разнообразные формы, с применением различных методов, выбор которых зависит во многом от поставленных целей, возраста воспитуемого, от уровня общего развития. При выборе методов обязательно нужно руководствоваться важными принципами:
каждый метод должен быть гуманным, ни в коем случае не унижающим ребенка как совсем маленького, так и подростка;
метод должен быть реален, имеющим логичное начало и окончание, вывод;
для эффективности любого метода должны быть заранее созданы оптимальные условия;
метод не должен быть шаблонным;
применение метода должно быть тактично и опосредованно;
при выборе метода необходимо учитывать сложность формирования того или иного морального качества;
важно предвидеть ожидаемые результаты;
все методы используются не изолированно, а в комплексе с другими.
Применение методов и форм требует очень большого терпения. Нельзя сформировать все нравственные качества сразу или одно качество за несколько дней.
Главные задачи в формировании нравственности
Исходя из основной цели нравственное воспитание призвано к решению следующих практических задач:
- развитие нравственного сознания – формирование понятий, оценок, взглядов, идеалов, идейной убежденности, мотивов высокоморального поведения;
- развитие важнейших нравственных качеств, чувств. Включает нормы, навыки морально оправданного поведения: уважение к старшим, труду, обществу; скромность, честность, добросовестность;
- выработка эталонов поведения.
Отдельной задачей выделим формирование волевых качеств: целеустремленности, смелости, решительности, упорства, воли к победе.
?
Общая задача воспитания – формирование чувства гуманности. Это совокупность качеств личности, выражающихся осознанным сопереживанием, отношением к человеку, как к основной ценности общества.
Задачи в педагогике делятся на группы:
- Направленные на общий механизм формирования важнейших качеств, чувств, сознания;
- Направленные на формирование конкретных, востребованных обществом моральных качеств.
Первая группа задач имеет постоянный характер, вторая является подвижной. На нее влияют существующие в реальности условия жизни, политическая система, нормативные правила поведения конкретного общества на определенном периоде исторического развития. Получается на любом историческом этапе задачи воспитания несколько отличаются, а нравственные идеалы постоянно изменяются.
Как сформировать основы нравственного мышления
Понятие нравственного мышления подразумевает процесс усвоения и осмысления нравственных правил и фактов, их анализ и оценку с последующей выработкой нравственных решений.
Нравственное мышление предполагает наличие навыка сопоставления своих поступков с их последствиями для других. Основой его становления является способность ребенка быть чувствительным по отношению к окружающим, умение сочувствовать. На первых этапах эти качества закладываются примером внимательного и чуткого отношения родителей к потребностям малыша. Он находит понимание, которое потом вырастает во взаимопонимание. Дружественная атмосфера формирует в нем положительные шаблоны взаимодействия с окружающими. Ребенок демонстрирует положительные поступки по отношению к другим, так как он сам обладает опытом положительного восприятия их применения по отношению к нему. Такой ребенок не сторонится людей, не проявляет безучастия.
Методологические основы нравственного воспитания
Умение помнить о других – необходимое условие формирования способности думать о последствиях своих шагов и готовности нести ответственность. С развитием ребенка, эти качества формируются и закрепляются путем постоянного и терпеливого объяснения допустимости или, наоборот, неприемлемости тех или иных действий.
Активно комментируйте жизненные ситуации, свидетелем которых стал ваш ребенок. Объясняйте свои поступки и решения, особенно, когда речь идет о выборе между собственным благополучием и необходимостью поступить “правильно”. Не избегайте дискуссий, если ребенок высказывает мнение, отличное от вашего. Рассуждайте, приводите примеры из книг, из фильмов, из жизни. Не стесняйтесь принимать точку зрения ребенка, если его аргументы справедливы.
Внеклассная работа – посещение библиотеки как метод воспитания
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
Важным фактором, который обеспечивает как социальную, так и культурную модернизацию современного российского общества, считается наша школа. И это правильно, поскольку именно в школьные годы ребенок получает опыт гражданской деятельности, знакомится с российским и мировым культурным достоянием, совершенствуется духовно.
О необходимости активизации системы общенациональных ценностей и приоритетов через образовательную систему говорится в ФГОС второго поколения, который нацелен на духовно-нравственное развитие и воспитание детей в период школьного обучения и становление их гражданской идентичности. В данном документе описаны главные положения школьного воспитательного процесса и указано на необходимость включения в основную образовательную программу подпрограммы духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
В работе над созданием подобной подпрограммы рекомендуется пользоваться Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников. Содержание этого документа согласуется с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании».
Главная цель концепции — раскрыть принципы и пути воспитания высоконравственной личности путем формирования у нее основных ценностей, духовных ориентиров и убеждений. Согласно концепции, деятельность школы должна быть направлена на формирование сознательного гражданина и воспитание патриота.
В концепции освещаются такие вопросы:
- модель школьника — выпускника;
- задачи, условия и результаты школьного воспитания;
- структурные компоненты и основное содержание программы воспитания и социализации школьников;
- перечень и раскрытие сути основных общенациональных ценностей.
В концепции детально раскрыто:
- содержание всех ключевых задач воспитательного процесса;
- направления воспитательной деятельности;
- система организации воспитания;
- формы и методы духовно-нравственного развития школьников.
Указывается на необходимость осуществления воспитательного процесса через целостный комплекс мер, который должен реализовываться и на уроках, и во время внеурочных мероприятий, и за счет вовлечения детей во внешкольную деятельность. Такую работу школа не может и не должна проводить самостоятельно, педагогам следует поддерживать тесную взаимосвязь с семьей и общественными организациями.
Сущность и цели нравственного воспитания
Цель нравственного воспитания реализуется всем содержанием воспитательной деятельности, которая представляет собой двусторонний процесс отношений субъекта и объекта воспитания. Сама же воспитательная деятельность предполагает процесс превращения моральных норм во внутренние убеждения личности, установки к действию при этом как воспитатель выступает «соавтором» и «поставщиком» воздействия общества на личность с помощью используемых им специфических воспитательных средств и приемов, так и объект воспитания является активным участником процесса воспитания: избирательно относится к восприятию направленных на него общественных воздействий и поэтому в известном смысле сам выступает субъектом воспитания.
Нравственное воспитание как определенный процесс включает в свое содержание прежде всего сообщение воспитуемым определенной информации о должном поведении. Ответственность за поведение вырабатывается на основе знания о том, как надлежит человеку поступать в определенных условиях. Усвоение моральных норм осуществляется стихийно в повседневном общении людей. Нравственное воспитание придает этому процессу целевую направленность, систематичность с помощью этического просвещения. Как бы ни варьировались его формы, принципиальным является то, что данное средство нравственного воспитания нуждается в развитии и совершенствовании.
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.
Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.
Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.
Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.
И.С. Марьенко обозначил нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду.
«Нравственные нормы» – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.
Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. «Воспитание» – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Роль музыки в духовно – нравственном воспитании дошкольников
Музыка является одним из важнейших средств наполнения и развития детской души. В духовно – нравственном воспитании ей принадлежит особая роль, она не только развивает разум, но и учит чувствовать, переживать, прививает вкус и воспитывает благородство души. Через музыку дети знакомятся с творчеством композиторов и познают шедевры мирового искусства. В ДОУ дошкольники знакомятся с музыкой посредством таких форм, как:
- Слушание
- Пение
- Игра на детских музыкальных инструментах
- Музыкально – ритмические движения
- Театрализация
- Музыкальные подвижные игры и другое.
Песня раскрывает красоту души русского народа, традиционные народные образы и идеалы, духовный опыт многих поколений. Песенный жанр учит ребенка эмоциональной отзывчивости, творческому самовыражению, вводит в духовную жизнь. Танец является одним из инструментов художественного и нравственного развития. Движения в народных танцах демонстрируют широту души, дружбу, смелость, удаль, жизнерадостность, чувство собственного достоинства. Выражая свои эмоции в танце, дошкольник учится контролировать свои движения, делать их гармоничными. Обстановка праздников, утренников в садике помогает ребенку выплеснуть свою энергию, свои мысли и эмоции, полюбить детский сад, свой уголок Родины.
Первыми музыкальными произведениями русской музыкальной коллекции на занятиях в детском саду могут быть
- «Марш». С.С. Прокофьев
- «Зимнее утро». П. И. Чайковский
- «Во поле березка стояла». Народная песня
- «Вальс». Д.Б. Кабалевский
- «Плясовая». Русская народная
- «Итальянская полька». С. В. Рахманинов и другие.
В арсенале музыкального работника всегда есть методическая подборка музыки, тематических занятий для разных возрастных групп. Познавая музыкальное наследие своего народа, ребенок впитывает эталоны морали, гармонии и красоты, ценный духовный опыт поколений.
Занятия и развлечения со старшими дошкольниками: разработки
190,80 руб
Основная задача – воспитание гражданина
Будущее страны создается сегодня. От того, как поставлено воспитание детей и молодежи, зависит перспектива завтрашнего общества. Воспитание нравственности, высокой культуры у современных молодых людей – первостепенная задача.
? Каждый возрастной период имеет свои характерные особенности, что необходимо учитывать, осуществляя духовно-нравственное воспитание. Взрослым нужно считаться с индивидуальными свойствами личности, развивать их.
Преподавателям нельзя забывать о том, что основными выразителями ценностей и традиций являются этнические, религиозные общества. Поэтому при осуществлении духовно-нравственных воспитательных задач развитие юного гражданина осуществляется через интеграцию личности в те социальные группы, которые составляют российское общество, а также через приобщение к традициям, которые имеют большое влияние в стране и мире.
Духовно-нравственное развитие гражданина России – одно из ключевых условий модернизации. Инновационная экономика в обход человека невозможна. Характер развития общества находится в прямой зависимости от гражданской позиции, мотивационной сферы, приоритетов, нравственных убеждений, пропагандируемых духовных ценностей. Потребность творить, любовь к Отечеству – важнейшее качество гражданина страны для успешного ее развития.
Тематический интернет-семинар:
Скачать презентацию по теме:
Основные показатели и оценка уровня социально-нравственного воспитания
По прохождению программы педагогом оцениваются следующие показатели:
- Способность ребенка давать моральную оценку в несложных ситуациях (анализ сказок, мультфильмов);
- Взаимодействие с коллективом;
- Понимание и соблюдение норм общественного поведения.
Оценка уровня социально-нравственного развития ребенка проводится с помощью различных методик:
- Индивидуальная беседа. В процессе беседы на различные темы, педагог выявляет понимание и восприятие ребенком ценности моральных и социальных норм поведения;
- Наблюдение. Анализ поведения ребенка в группе, с друзьями, взрослыми, по отношении к животным. Способность его к сопереживанию, моральный выбор в той или иной ситуации.
- Групповое обсуждение. На основе сказки или рассказа детям предлагается сделать выводы о нравственности поведения героев, их мотивов и провести оценку.
Работа по социально-нравственному воспитанию личности ребенка требует ответственности и совместной работы педагогов и родителей. Взрослые должны стать проводниками для детей, переводя абстрактные понятия в доступные для понимания формы. Без этого развитие личности как полноценного члена общества невозможно.
Цель духовно-нравственного развития и воспитания
Чтобы достичь в чём-то успеха, нужно ясно представлять себе цель. Целью духовно-нравственного воспитания и развития является гармоничное развитие личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях. Конкретная цель —вырастить человека:
- духовно здорового;
- творческого;
- компетентного;
- инициативного;
- трудолюбивого;
- ответственного;
- самостоятельного;
- способного работать в коллективе и сосуществовать в обществе;
- патриота;
- высоконравственного;
- в религиозной семье — подготовленного к вечной жизни, человека, для которого Бог находится на первом месте в системе ценностей.
Основные положения духовно-нравственного воспитания – перечень
Для достижения этой цели необходимо решить следующие промежуточные задачи.
Как сформировать основы нравственного мышления
Понятие нравственного мышления подразумевает процесс усвоения и осмысления нравственных правил и фактов, их анализ и оценку с последующей выработкой нравственных решений.
Нравственное мышление предполагает наличие навыка сопоставления своих поступков с их последствиями для других. Основой его становления является способность ребенка быть чувствительным по отношению к окружающим, умение сочувствовать. На первых этапах эти качества закладываются примером внимательного и чуткого отношения родителей к потребностям малыша. Он находит понимание, которое потом вырастает во взаимопонимание. Дружественная атмосфера формирует в нем положительные шаблоны взаимодействия с окружающими. Ребенок демонстрирует положительные поступки по отношению к другим, так как он сам обладает опытом положительного восприятия их применения по отношению к нему. Такой ребенок не сторонится людей, не проявляет безучастия.
Методологические основы нравственного воспитания
Умение помнить о других – необходимое условие формирования способности думать о последствиях своих шагов и готовности нести ответственность. С развитием ребенка, эти качества формируются и закрепляются путем постоянного и терпеливого объяснения допустимости или, наоборот, неприемлемости тех или иных действий.
Активно комментируйте жизненные ситуации, свидетелем которых стал ваш ребенок. Объясняйте свои поступки и решения, особенно, когда речь идет о выборе между собственным благополучием и необходимостью поступить “правильно”. Не избегайте дискуссий, если ребенок высказывает мнение, отличное от вашего. Рассуждайте, приводите примеры из книг, из фильмов, из жизни. Не стесняйтесь принимать точку зрения ребенка, если его аргументы справедливы.
Внеклассная работа – посещение библиотеки как метод воспитания
Трудовое воспитание детей в семье
Труд занимает очень важное место в жизни ребенка. Он не только дисциплинирует, но и учит общаться в коллективе. Безусловно, трудолюбие – качество приобретенное
Поэтому заниматься его развитием необходимо с раннего детства
Безусловно, трудолюбие – качество приобретенное. Поэтому заниматься его развитием необходимо с раннего детства.
Ребенок привыкает к труду, наблюдая за родителями. Ведь они выполняют дома довольно большой объем работы – стирают одежду, моют посуду, убирают квартиру и так далее. Ребенку интересно наблюдать за этими процессами. И вы можете усилить этот интерес, если будете рассказывать ребенку, в чем смысл каждой обязанности, какую большую пользу приносит ее выполнение. Скорее всего, довольно быстро ребенок выразит желание поучаствовать
Ребенку нужно давать несложные поручения, излагать их в игровой форме, и, что важно, хвалить малыша вне зависимости от результата. Если постоянно говорить, что у него плохо получается справляться с обязанностями, он просто перестанет их выполнять. Выполняя домашние обязанности вместе с членами семьи, ребенок не только становится более ответственным, дисциплинированным, самостоятельным, но и сближается с близкими
Выполняя домашние обязанности вместе с членами семьи, ребенок не только становится более ответственным, дисциплинированным, самостоятельным, но и сближается с близкими.
Воспитание детей в семье – процесс очень сложный. Редко удается воспитать ребенка, не допустив ошибок, конфликтов. Поэтому главное – чтобы в вашем доме царила обстановка любви, доброты и доверия. Тогда и малыши вырастут воспитанными, вежливыми и всесторонне развитыми.
Школьный период
Следующий этап связан с началом школьного обучения. Школьник знакомится с новыми системами правил, соотносит их с правилами семьи. Его посещают первые сомнения, чувство справедливости становится острее. Он получает первый опыт в защите права на собственное мнение, свою шкалу ценностей. В это время ребенок нуждается в поддержке. Родители должны укрепить его в своих убеждениях, не допустить погружения в состояние моральной неопределенности. В свою очередь, ребенок готов обращаться к родителям за помощью, они остаются главными авторитетами.
Уроки в школе обязательно содержат нравственный аспект
После десяти – двенадцати лет, подростки начинают осознавать себя частью не только семьи и школьного коллектива, но и нового поколения.
Усиливается авторитет сверстников. Их модели поведения вызывают все больший интерес. Происходит процесс перенимания новых систем ценностей и оценки их приемлемости. Наступает этап колебаний и поиска. У подростка возникает потребность в абстрактных суждениях о справедливости и нравственных ценностях. Теперь задача родителей перейти от авторитарного руководства к позиции сопереживающего советчика, вовлеченного в проблемы ребенка. Контроль поведения по-прежнему необходим, но его формы не должны создавать дефицита взаимного доверия и возникновения барьеров в общении.
Направления нравственного развития школьников
Нравственное воспитание в начальной школе
Педагоги считают, что младшие школьники легко воспринимают информацию извне, верят в истинность всего происходящего, а также весьма непосредственны в поведении. Такие особенности положительно влияют на успех в обучении и воспитании детей. Закладывать морально-нравственные основы лучше всего именно в младшем школьном возрасте.
Воспитание — двусторонний процесс, суть которого — воздействие учителя и ответ на него ученика. Формирование лучших духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или же безнравственным поступкам.
Процесс обучения в школе — это основная среда, где происходит духовно-нравственное становление младших школьников.
В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это — начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.