«Царь не настоящий!» Что такое синдром самозванца

Одна семья для всей России

А это, пожалуй, самая масштабная и умопомрачительная подделка в нашей подборке: герой подделал не картины, не книги и не аудиозаписи, а историю целой семьи и десятки артефактов, связанных с крупнейшими именами в русской культуре и истории. Речь об Антонине Аркадьевиче Раменском — он создал комплексный миф, просуществовавший несколько десятилетий.

Раменский родился в 1913 году в Тверской губернии и до определенного момента вел вполне обычную жизнь русского, а затем советского человека на фоне войн, революций и строительства нового мира: окончил техникум, преподавал обществознание в фабрично-заводской школе-семилетке, затем перешел на работу комсомольским агитатором, в Великую Отечественную был политруком, после войны занимал кое-какие административно-руководящие посты, затем рано вышел на пенсию по состоянию здоровья… И тут началось самое интересное. Раменский стал предпринимать практические действия по популяризации создаваемого им мифа об «учительской династии Раменских», история которой поначалу насчитывала порядка двухсот лет. И пошел Антонин Аркадьевич сразу с козырей: в 1961-м объявил, что обнаружил в семейном архиве документы с надписями и пометками, сделанными рукой самого Владимира Ленина. Откуда? От родственников, знакомых с Ульяновыми.

Документы были представлены исследователям и журналистам, первые быстро внесли находки в каталоги ленинских артефактов, а вторые написали об «учительской династии» со слов ее потомка в крупнейшие советские издания — «Вечернюю Москву», «Огонек» и даже «Правду». Кто в Стране Советов был равновеликой Ленину фигурой? Александр Сергеевич Пушкин! И с ним, представьте, Раменские тоже были знакомы. А вот и русский перевод романа Вальтера Скотта «Айвенго», изданный в 1820-е (тогда он назывался «Ивангое») с автографами и рисунками самого Пушкина, подаренный одному из Раменских самим Солнцем русской поэзии. Мало? Вот вам еще полтора десятка артефактов — детская распашонка, полотенце, якобы вышитое няней Ариной Родионовной, детская чашка и прочие предметы, будто бы принадлежавшие поэту. Некоторые из них оказались в конце концов в витринах музеев. Ну и, конечно, к Пушкину все это не имело никакого отношения, а надписи и рисунки на книге и вовсе были подделаны Раменским, как и представленные позднее артефакты, связанные с именами других государственных персон и деятелей культуры.

Интересно, что миф с течением лет разрастался: Раменский перепридумывал, углублял в прошлое и географически расширял семейную историю и в итоге дотянул генеалогическое древо аж до XV века и до Балканского полуострова. И его выдумки охотно принимались советской прессой, идеологами и даже учеными. Но именно масштаб мифа и привел к его развенчанию. Когда в 1984-м, незадолго до смерти автора, была опубликована финальная версия семейной истории, историки не сдержались: невозможно, заговорили они, чтобы одна династия была связана с таким количеством лиц и событий русской истории и никак при этом не была известна широкому кругу профессионалов. Наконец, в 1998 году историк и архивист Владимир Козлов опубликовал работу, подытоживающую многолетнюю деятельность по разбору и развенчанию мифа Раменского. Зачем Раменскому это понадобилось? Вероятно, ради известности, восхищения, персональной пенсии, квартиры и других благ, которые могла дать советская власть тем, кто ей был выгоден и удобен. А может, это был акт писательского творчества или даже перформанс длиною в пару десятков лет и с вовлечением большого числа участников. Как бы то ни было, хотя фальсификация Раменского уже много лет как разоблачена, миф о замечательной учительской династии жив и поныне и принимается многими за чистую монету.

Что такое синдром самозванца

Синдром самозванца — это психологическое явление, при котором человек не осознает собственной значимости, ценности для окружающих или для рабочего процесса. Человек с таким синдромом чувствует себя вечным везунчиком, но не радуется от этого, а опасается, что рано или поздно правда о его так называемой «никчемности» станет всем известна.

↓ Другие материалы этой серии:

  • Кому молятся об успехе на работе
  • Как сработаться с начальником моложе вас
  • Начальник меня не любит… Что делать?
  • Чем ментор отличается от наставника и зачем он нужен
  • Работа по душе: как найти профессию, которая вам подходит
  • Конфликты, стресс, низкая продуктивность — рабочие проблемы, с которыми стоит идти к психологу
  • Тест на выгорание: как узнать, сгораете ли вы на работе?

О синдроме самозванца впервые заговорили в 1970-е годы, с тех пор его активно изучают. Интерес связан с тем, что это очень распространенное явление: по разным оценкам, синдромом самозванца страдают до 70% людей.

Если подозреваете, что и вам свойственно сомневаться в себе сильнее, чем требуют здравый смысл и скромность, помните:

  • вы не одиноки в этом, «сомневающихся» много;
  • некоторым удалось справиться с проблемой — самостоятельно или с психологом;
  • чаще всего синдром самозванца проявляется на работе, но бывает, что люди ощущают себя самозванцами в отношениях, например в дружбе или в романтической привязанности;
  • «сам собой» синдром не проходит и недостаточно очередных успехов в работе или личной жизни, чтобы перестать чувствовать себя самозванцем.

Адаптировать определение и значение | Dictionary.com

  • Основные определения
  • Синонимы
  • Викторина
  • Связанный контент
  • Примеры
  • Британский

Показывает уровень сложности слова.

/ əˈdæpt /

Сохрани это слово!

См. синонимы для: адаптировать / адаптировать / адаптировать на Thesaurus.com

Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.

глагол (используется с объектом)

сделать подходящим для требований или условий; приспосабливать или модифицировать соответствующим образом: они быстро адаптировались к изменениям. Он адаптировал роман для кино.

глагол (используется без дополнения)

приспосабливаться к различным условиям, среде и т. д.: легко приспосабливаться ко всем обстоятельствам.

ДРУГИЕ СЛОВА ДЛЯ АДАПТАЦИИ

1 приспосабливать, приспосабливать, устраивать, примирять, соответствовать; модифицировать, переделывать, конвертировать.

См. синонимы слова «адаптироваться» на Thesaurus.com

ВИКТОРИНА

Сыграем ли мы «ДОЛЖЕН» ПРОТИВ. «ДОЛЖЕН» ВЫЗОВ?

Следует ли вам пройти этот тест на «должен» или «должен»? Это должно оказаться быстрым вызовом!

Вопрос 1 из 6

Какая форма обычно используется с другими глаголами для выражения намерения?

ДРУГИЕ СЛОВА ИЗ ОТНОШЕНИЯ адаптировать

a·dapt·ed·ness, существительное·a·dapt, verbnon·a·dapt·ing, прилагательноеre·a·dapt, глагол (используется с дополнением)

un·a·dapt· ed, прилагательноеwell-a·adapt·ed, прилагательное

Слова рядом адаптировать

Игла Адама, Адамс, Сэмюэль, Синдром Адамса-Стокса, Адана, Адапазари , адаптировать, адаптируемость, адаптируемый, адаптация, адаптер, адаптация

Dictionary. com Полный текст
На основе Random House Unabridged Dictionary, Random House, Inc., 2022

Слова, связанные с адаптацией

акклиматизироваться, приспосабливаться, приспосабливаться, изменять, соответствовать, соответствовать, подгонять, модифицировать, готовить, корректировать, пересматривать, формировать, подгонять, подгонять

Как использовать приспособиться в предложении

  • Для этого эти насекомые эволюционировали или адаптировались к среде, в которой живут их хозяева.

    Один крошечный морской паразит выживает при давлении, превышающем атмосферное в 200 раз|Ши Эн Ким|25 сентября 2020 г.|Новости науки для студентов

  • Хотя воробьи могут свистеть громче и на более высокой частоте, чтобы адаптироваться, не все птицы могут и могут помешать им от ночлега в городе.

    Пение птиц стало сексуальнее во время карантина из-за COVID-19|Ула Хробак|24 сентября 2020 г.|Popular-Science

  • и высшее образование адаптируются к Covid-19и подготовка к новой нормальности.

    10 способов, которыми отрасли меняются в ответ на Covid-19|Чика Дунга|24 сентября 2020 г.|Кварц

  • Приспособятся ли наши потребители и действительно ли это понравится, мы пока не знаем, но это часть этого на самом деле большой эксперимент.

    Вы бы заплатили за подписку на беговые кроссовки?|Тим Сон|24 сентября 2020 г.|Вне Интернета

Лютневая музыка для советского слушателя

Если можно с разной степенью искусности подделывать картины и тексты, то почему бы не поступить так же с музыкальными произведениями? Отличная идея! И это делалось, в том числе в нашей стране. В 1970 году Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия» выпустила альбом под названием «Лютневая музыка XVI–XVII вв.», на нем гитарист и лютнист Владимир Вавилов исполнял на лютне в сопровождении еще нескольких музыкантов то, что на конверте пластинки было названо произведениями европейских композиторов, а также старинными английскими и французскими песнями без установленного авторства. Диск приобрел большую популярность и был несколько раз переиздан, а мелодии, впервые представленные широкой публике именно на нем, стали хорошо известны отечественным слушателям как «Зеленые рукава» или «Канцона» Франческо да Милано, спустя несколько лет превратившаяся в песню «Город золотой». Тем интереснее что и она, и все прочие сочинения на диске, за вычетом тех же «Зеленых рукавов» и народной «Спандольетты», были сочинены лично Владимиром Вавиловым и к указанным авторам — Франческо да Милано, Винченцо Галилеи, Гансу Нейзидлеру и прочим — не имели решительно никакого отношения.

Павел I

Сын Екатерины Второй, Павел I, тоже большой приверженец всего европейского, стал очередным объектом слухов. Среди простонародья были популярны слухи о подмене младенца. Якобы Екатерина родила мертвого ребенка, которого заменили на «чухонского мальчика».
Других смущало то, что он появился на свет только через 10 лет брака Екатерины и Петра III. Говорили о том, что настоящим отцом Павла был граф Сергей Васильевич Салтыков — фаворит Екатерины.
Сами Романовы относились к этой истории с юмором. Александр III, узнав о слухах, перекрестился и сказал: «Слава Богу, мы русские!». А услышав опровержение истории, перекрестился еще раз: «Слава Богу, мы законные!».

Грустная сказка для любителей фортепиано

Прикрываться именами великих умерших классиков ради собственной творческой реализации, материального обогащения или мести критикам — дело относительно безопасное. А вот поступать таким же образом в отношении работ современников, особенно в последние десятилетия, когда интернет открыл массу возможностей для поиска информации и сделал ее общедоступной, — гораздо сложнее. Интересный пример того, как это бывает, представляет нам случай пианистки Джойс Хатто, под именем которой выпускались десятки записей современных классических музыкантов.

Родившаяся в 1928 году в Англии, Хатто начала исполнительскую карьеру в 1950-е, но не снискала признания публики и критиков, в 1956-м вышла замуж за продюсера и владельца звукозаписывающей компании Уильяма Баррингтона-Купа, стала преподавателем, а в 1976-м оставила сцену и уехала в провинцию. Уже на рубеже веков в продаже стали появляться диски с произведениями широкого круга авторов — от Моцарта до Мессиана, — записанные, как следовало из надписей на обложках, ею сольно и в сопровождении оркестра. Работы поразили и профессионалов, и любителей: давно болевшая к тому моменту раком Хатто, оказывается, делала в домашней студии великолепные записи, поражавшие виртуозностью, оригинальностью интерпретации и глубиной проникновения в материал. Критики и слушатели рассыпались в похвалах и удивлялись, как это из ниоткуда вдруг явилось такое чудо.

Вермеер для Геринга

Первый герой нашего рассказа был человеком не только талантливым и предприимчивым, но и отчаянно смелым, и эти качества проявлялись в нем постепенно. Поначалу голландец Хенрикюс Антониус (или кратко Хан) ван Мегерен, родившийся в 1889 году, был самым обычным молодым человеком со склонностями к живописи. Причем в эпоху торжества авангардных течений в изобразительном искусстве он предпочитал реалистическую манеру, как у старых голландских мастеров. Получив архитектурное образование, Хан построил в Нидерландах несколько зданий и параллельно стал набирать популярность как художник: ранние свои работы он создавал в стиле Франса Хальса и других художников XVI–XVII вв. И хотя заказчикам работ его стиль в общем нравился, критики его не возлюбили — им-то нужен был кубизм, сюрреализм и прочие остроактуальные тогда вещи. Ван Мегерен обиделся и решил проучить критиков: написать картину в классическом стиле и, состарив ее, чтобы она выглядела должным образом, выдать за работу кого-то из великих, а затем разоблачить обман. Выбор пал на Яна Вермеера — тогда еще мало изученного, но высоко ценимого из-за редкости его полотен. К делу Хан подошел серьезно: изучил биографию Вермеера, чтобы оправдать выбор сюжета, купил картины XVII века, чтобы холст был аутентичным, подобрал краски, применявшиеся тогда именно Вермеером, и, наконец, разработал сложную методику состаривания полотна, включавшую, помимо прочего, его прогревание в печи.

Спустя несколько лет работы, в 1937-м, Хан в конце концов создал картину «Христос в Эммаусе» — якобы обнаруженное им ранее неизвестное полотно Вермеера. Оно прошло проверку экспертов и было куплено богатым меценатом для музея за огромные деньги (в эквиваленте сегодняшних 4,6 млн долларов США), которые достались ван Мегерену. И тут идея проучить критиков уже перестала быть такой привлекательной: деньги показались куда более важными.

Как бороться с синдромом самозванца

Как и при многих психологических проблемах, бороться с синдромом самозванца можно самостоятельно или с психологом. Какой путь ваш — решайте, опираясь на честные ответы о том, насколько данный синдром портит вам жизнь и вредит карьере, а также о том, насколько сильное в действительности он создает напряжение.

Дело в том, что для многих людей синдром самозванца становится движущей силой, стимулом развиваться. «Самозванцы» настолько боятся разоблачения, что неустанно учатся или, преодолевая страх, берутся за сложные задачи. В этом случае достаточно быть добрее к себе: позволять себе испытывать страх и сомнения, мириться с похвалой, даже если считаете ее незаслуженной. Научитесь говорить «спасибо» вместо «в этом нет моей заслуги».

Александр I

Не стал исключением сын Павла I – Александр I. Тут народная молва умудрилась подменить его уже после смерти. Согласно официальной версии он скончался в 1825 году в Таганроге от «горячки мозга». Тело царя везли в Москву в закрытом гробу 4 месяца. Опережая кортеж, неслись слухи о том, что императора подменили, что якобы один дьячок видел тело и свидетельствует, что в гробу лежал другой. А в Таганроге родственники фельдъегеря Маскова якобы недосчитались тела родственника.

Потом заговорили, что царь, принимавший участие в убийстве отца, оставил престол, сфальсифицировал свою смерть и пошел то ли монашествовать, то ли странствовать под именем некоего Федора Кузьмича.
Слухи основывались на том, что супруга царя Елизавета Алексеевна не участвовала в церемонии погребения, а известный юрист Анатолий Кони, проведя исследования почерков императора и Федора Кузьмича, пришел к выводу, что письма написаны рукой одного человека.

« Ядерный чемоданчик: что на самом деле в нем находится

Как понять, что у вас синдром самозванца

«Звоночками» могут стать разные проявления, например:

  • вы подозреваете, что работа дается вам слишком легко;
  • вы сравниваете себя с другими людьми, свои успехи — с их успехами и сравнение всегда не в вашу пользу, притом что окружающие с вами не согласны;
  • вам страшно браться за новые, незнакомые или «чересчур» ответственные задачи, так как в глубине души вы сомневаетесь, что справитесь.

Если хотите копнуть глубже, пройдите тест (на английском языке), разработанный психологом Паулиной Кланс и признанный мировым терапевтическим сообществом.

Вообще в психологии под термином «синдром» подразумевают комплекс симптомов, имеющих общую причину. Но специалисты всё больше сомневаются в том, что у синдрома самозванца — одна общая основа, а потому работают с отдельными проявлениями и причинами, которые его вызвали. Впрочем, термин подойдет, если решите как-то сформулировать, «обозначить» проблему.

Библия для родноверов

Одно дело подделывать работы гениев прошлого, совсем другое — создать некий артефакт, выдавая его за древний и не имеющий аналогов в истории. Например, древнюю книгу, ставящую с ног на голову наши представления о прошлом. В истории европейской культуры таких было немало, и появлялись они с самых древних времен, некоторые получили немалое распространение в раннем христианстве (см. апокрифические Евангелия, апостольские правила и иные т. п. тексты). В XVIII–XIX вв. такие сочинения оказали немалое влияние на развитие европейской литературы. Взять хотя бы «сочинения Оссиана», мифического кельтского барда III в. н. э., под именем которого творил шотландский поэт Джеймс Макферсон (1736–1796), выдававший свои сочинения за переводы с древнегэльского. За ним, в частности, на русский «Оссиана» переводили Державин, Карамзин, Батюшков, Гнедич, Жуковский, Баратынский и Пушкин, а также писали свои стихи в подражание кельтскому барду. В XIX веке с распространением по Европе интереса к национальным культурам и желания среди народов заиметь собственный национальный эпос наподобие «Илиады», эдд или «Беовульфа» фальсификации такого рода стали появляться все чаще. Так, например, было с чешскими Краледворской и Зеленогорской рукописями или фризской «Ура-Линдой».

Федор Иоаннович

Первые слухи о подмене царя возникли сразу после кончины Ивана Грозного в 1584 году. Так как любимый сын Грозного Иван преставился, трон перешел к третьему сыну монарха – Федору Иоанновичу, который был известен современникам как Блаженный.
Он обладал слабым здоровьем и не имел таланта к управлению. Однако на троне он пробыл 14 лет.
Фактически страной управлял его шурин — Борис Годунов. Не удивительно, что сначала появились слухи о том, что самого царя Федора подменили в младенчестве, поэтому он такой нездоровый, а затем, когда в 1592 году у Федора от Ирины Годуновой родилась дочь Феодосия, в народе стали говорить, что на самом деле у царя родился мальчик, а жаждущий власти Годунов подменил младенца больной девочкой. Слухи утихли после того, как Феодосия умерла через 9 месяцев.
Благодаря этим слухам во времена Смуты появилось множество самозванцев, выдававших себя за сына Федора Иоанновича.

Факт 3. Отказ от родной семьи и открытая война с родной сестрой

Первыми разоблачителями подмененного Петра I должны были стать близкие родственники. Так и случилось.

Родная сестра Софья, увидев, что из Европы вернулся вместо брата чужой человек, сразу организовала стрелецкий бунт. Однако восстание было подавлено, а княжна надежно упрятана в монастырь.

С такой же жестокостью была отправлена в монастырь ранее любимая жена царя. В начале поездки он каждый день писал ей письма, затем общение полностью прекратилось. После приезда царя Евдокия первой увидела лжеправителя. Чтобы заставить ее молчать, самозванец решил заточить ее в монастырские стены. На письменные просьбы дать объяснение такому решению лжецарь не отвечал. Духовенство, выступившее против такого поступка, также не смогло изменить ситуацию.

Царевна Софья АлексеевнаФото: ru.wikipedia.org

Факт 5. Узник тюрьмы Бастилии

В Бастилии загадочный узник в бархатной маске появился как раз в тот момент, когда лжецарь выехал из Европы. Надсмотрщики величали его Мишель, что созвучно с Петром Михайловым (так представлялся в Европе русский царь, желая быть неузнанным).

Из письменных воспоминаний Вольтера известно, что о таинственном узнике знал Людовик XIV, однако, «как настоящий француз», он не имел права открыть правду. Из описаний начальника тюрьмы стало известно, что заключенный был по комплекции похож на Петра I и всегда держал себя с достоинством. При этом общаться с ним было велено как с гражданином из именитого знатного сословия. После смерти узника в 1703 году в камере были уничтожены все без исключения следы, напоминавшие о его жизни.

Великое посольство по гравюре современника. Портрет Петра I в одежде голландского матросаФото: ru.wikipedia.org

Факт 10. Убийство царевича Алексея

Любимый сын Петра от Лопухиной Евдокии стал после приезда не интересен правителю. Чтобы устранить его, царь заставлял Алексея принять монашество. Наследник престола сделал попытку побега в Польшу (чтобы добраться оттуда в Бастилию), прикрываясь некоторыми личными делами. Посланники лжеправителя догнали его в пути и пообещали, что помогут ему занять царственный трон. По прибытии домой царевича схватил и убил царь-самозванец.

Ассамблея при Петре IФото: ru.wikipedia.org

Так был ли лжецарь? Да! Все эти факты говорят о том, что действительно из Европы приехал в Россию самозванец, прикрывавшийся именем Петра Первого. Остается надеяться, что совсем скоро все учебники истории прольют свет на эти исторические факты и подрастающее поколение узнает правду.

Факт 2. Невероятное изменение внешности

Если сравнить портрет русского царя до отъезда и после его возвращения, изменения будут очевидными.

Портрет правителя до отъезда указывал на то, что Петру было 25−26 лет. У него было круглое лицо, имелась под левым глазом хорошо заметная бородавка. Рост у правителя был выше среднего, а телосложение — упитанным.

Портрет, нарисованный после возвращения, удивляет абсолютно новыми чертами. На нем изображался 2-метровый худощавый 40-летний мужчина. И хорошо заметной бородавки под левым глазом у новоиспеченного царя не было.

26-летний Пётр I. Портрет кисти Кнеллера был подарен Петром в 1698 английскому королюФото: ru.wikipedia.org

Петр I

Больше всего слухов о подмене выпало на долю Петра Первого. «Раз любит все немецкое, значит, и сам – немец!».

За «непристойные речи» секли, пытали, отправляли на каторгу и в ссылку, но искоренить слухи не смогли.
Согласно одной версии, мальчика подменили в младенчестве немцы. «Мамки» царевича зазевались, тут-то и оказался у них на руках вместо Петра Алексеевича «немчонок».
По другой — ребенка заменила сама царица Наталья Кирилловна, опасаясь, что муж разлюбит ее, если она родит девочку. Якобы царица положила в люльку ребенка из немецкой слободы, а дочь кому-то отдала. О подмене Петр якобы узнал от матери, когда она умирала.

Злые языки даже находили «настоящего» отца Петра I, которым якобы был сподвижник царя-реформатора Франц-Лефорт. Именно этим объясняли приближенность генерала к царю, его назначение адмиралом, а потом главой Великого Посольства.

Еще одна версия событий утверждала, что царя подменили во время путешествия в Европу. Случилось это в Риге, где настоящего Петра то ли замуровали в стену, то ли «царь в немцах в бочку закладен и в море пущен», а вместо него в Россию приехал самозванец.
Была версия, что царя в темнице замучила шведская королева Кристина, подменившая Петра своим человеком.

Старообрядцы придумали свою версию, по которой на престол немцы возвели Антихриста, а настоящий царь принял старообрядчество и скрывался в скитах.
Не отставали бояре и даже иностранцы, которые открыто говорили, что «Царь – наш!». В 1691 году «за многие неистовые слова» против царя князь Голицын был лишен боярства». Его родственники — братья Степан и Алексей Собакины были лишены званий и сосланы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий