Бить или не бить? Телесные наказания детей

Какие могут быть последствия для психики

На что может повлиять безобидный, по мнению родителей, шлепок по губам и попе или легкий удар ремнем?

Ю. К.: Любое физическое наказание, будь то удар, шлепок, подзатыльник, резкое одергивание за руку, действует на ребенка одинаково негативно. Физическое воздействие на ребенка — это как чинить микросхему кувалдой. При таких методах тормозится психосексуальное развитие: природные качества и таланты остаются неразвитыми. Это как сорвать зеленый апельсин с дерева и ждать, что он будет сладким.  

В. Г.: Дети, постоянно вздрагивающие от ожидания физического наказания, не способны сосредоточиться ни на игрушках, ни на уроках.

Во время физических наказаний у ребенка может выработаться страх перед родителями: с течением времени это перерастает в невроз, глубокую обиду и ненависть. На фоне такого состояния малышу легче не подходить к маме и папе, сидеть в уголочке, играть одному. Такой ребенок потом очень тяжело адаптируется в окружающем мире: в общении со сверстниками и другими людьми в детском саду, школе.

И мы с ними учимся открывать сердце для любви, нежности и заботы. «Вытащить» их очень сложно. Родители в таких ситуациях иногда говорят, что их дети стали замкнутыми, закрытыми. Но первопричиной является не ребенок: с каждым ударом у него растет количество обиды, нарушается его естественная связь с родными. В семье с насилием никогда не будет взаимопонимания.

Униженный ребенок всегда одинок. В таком состоянии он может попасть в плохие компании, начать злоупотреблять вредными привычками, думать о суициде. Он будет пытаться найти себя. Невозможно изменить его мировоззрение, потому что то, что ему недодали, он будет искать в «удовольствии».

Ребенок, которого в детстве били, выходя в свет, всегда очень насторожен: к резким движениям, звукам. Не может найти друзей, ему тяжело довериться кому-то, причем в отношениях со второй половиной тоже. В будущем у него — низкая самооценка и уверенность в жизни и себе. А еще его будет всегда преследовать право сильного: либо он будет чувствовать чью-то силу над собой, либо сам начнет применять ее в отношении тех, кто слабее его — детей, своего партнера.

Как физическое насилие влияет на ощущение личных границ?

Ю. К.: Если в семье не считаются с мнением ребенка, физические границы не имеют значения, а его эмоции и попытки сказать «нет» вызывают в родителях раздражение и агрессию, то и мир вокруг будет так же относиться к ребенку: например, закрепляется такой сценарий — будущий партнер может тоже применять к нему физическое и психологическое насилие. Такие дети, уже будучи взрослыми, чаще всего вступают в отношения с абьюзерами. 

В. Г.: Если вы отшлепали малыша в 1,5–2 года, то значит вы позволили прикасаться к его телу жестоко. В тот момент, когда ребенок выйдет в окружающий мир, он будет понимать, что к нему можно прикасаться с силой, грубостью, ненавистью и гневом. Так нарушается граница неприкосновенности.

Как правильно наказывать детей

Какие есть правила, как, избегая шлепков и ударов, реагировать на провинности ребенка?

Важно помнить, что мы наказываем ребенка для того, чтобы что-то ему объяснить, научить, расставить границы дозволенного, а не унизить, оскорбить и обидеть. 

Наказание должно соответствовать возрасту и проступку ребенка.
Оно не должно наносить ни физического, ни психологического вреда.
Не работает: «Я навсегда забираю у тебя планшет!» Дети не понимают, что такое «навсегда», это идет в разрез с их ощущением времени.  
Нельзя наказывать важными вещами: едой, сном, чтением, общением с друзьями и близкими людьми.  
Наказание должно отвечать на вопросы: «За что?», «В каком объеме?» и «На какой срок?»  
Если вы озвучили свое решение о наказании, крайне важно его выполнить.   

Эксперты:

Юния Корнеева

Виктория Анатольевна Габышева

Библия о воспитании детей

Розга — это посох, либо жезл (на иврите дословно — стержень)

(Пс 22:4) Если я пойду и долиной смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня.

(Притч 13:24) Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.

Слова с «детства» нет в еврейском тексте. Точный перевод звучит так: «Кто любит, тот с усердием наказывает его».

Наказывает — наставления, инструкции.

 И теперь можно перевести так: «Кто удерживает наставления свои, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с усердием наставляет его».

Оба данные перевода имеют право на существование, поэтому использовать отдельно какую-либо версию не нужно.

В Священном писании есть много похожих текстов.

«Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгой, он не умрет; ты накажешь его розгой и спасешь душу его от преисподней». (Притч 23:13-14)

Накажешь — бить, ударять, поражать.

(Евр 12: 6-8) Ибо Господь, кого любит, того и наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны.

Конечно же, Бог никого не наказывает палкой или розгой. Автор использует здесь позитивную метафору отношения отца к сыну для того, чтобы показать, как Бог относится к нам.

Последствия

Физическое наказание не проходит для ребенка бесследно. Это утверждение особенно верно, если речь идет о систематическом применении силы в воспитании.

Вот несколько фактов, объясняющих, почему нельзя бить детей:

  • Постоянный страх перед родителями, возникающий в результате физических наказаний, со временем приводит к развитию невроза. На фоне него ребенок испытывает сложности в общении со сверстниками, становится неуверенным в себе.
  • Повзрослев, такие дети имеют сильно заниженную самооценку, что мешает им реализовать себя в карьере и личной жизни.
  • Ребенок на всю жизнь запоминает, что прав тот, кто сильнее. В дальнейшем, этим принципом он будет пользоваться и сам, проявляя жестокость к слабым.
  • Дети, которых воспитывали с применением силы, в большинстве случаев повторяют этот сценарий, создав собственную семью.
  • Регулярные физические наказания снижают способность детей концентрироваться на учебе. Так нужно ли с ремнем стоять над ребенком, пытаясь повысить его успеваемость в школе?
  • Каждый эпизод избиения отдаляет ребенка от родителей, разрушая близость и доверие, лишает самых близких людей взаимопонимания. В итоге, когда малыш вырастет, едва ли он захочет заботиться о постаревшем отце или матери.
  • Согласно статистике, более 90% преступников в детстве подвергались физическим наказаниям и насилию со стороны родителей. А вы ведь не хотите воспитать маньяка?
  • Последствием унижений в семье становится чувство ненужности и одиночества. В таком состоянии ребенок легко может попасть под влияние сомнительных людей, проявивших к нему интерес. Результат этого – плохие компании, раннее употребление алкоголя, наркомания, втянутость в преступные группировки.

Кроме того, в порыве эмоций легко не рассчитать силы. Попавший под горячую руку ребенок может упасть, удариться об острый предмет и получить тяжелые травмы, иногда несовместимые с жизнью.

Почему страшно, когда детей бьют родные люди

Наказывая чадо физически, родители наносят ему непоправимый моральный вред. Боль стихнет, но воспоминания об унижении оставят след в душе. Думаете, дети подрастут, забудут, поймут? Моральные травмы могут проявляться по-разному в течение всей жизни.

Последствия ситуаций, когда родители бьют своего маленького ребенка, не зная, что делать с неконтролируемыми вспышками ярости:

  • Происходит подмена понятий «наказание» и «воспитание».

    Цель воспитания — помочь освоить новые навыки. Наказания — осуществить внешний контроль вместо внутреннего.

  • Маленький человек испытывает боль, страх перед родителями, которым доверял, ощущает себя преданным.

    Позже, по мере взросления, он продолжает разрешать конфликты подобным способом. Родители оправдывают себя: «Я бью его, чтобы он усвоил урок, вырос человеком». Подумайте, какой личностью он вырастет?

  • Побои могут привести к физическим травмам и необратимым последствиям.

    Когда вы осознаете и скажете себе: «Дело во мне, это я срываюсь на ребенке и бью его» — увидите со стороны, как лупят детей другие родители. Поймете, как хрупок маленький человечек, и сделаете все, чтобы из жизни вашего малыша ушли боль и страх.

  • Насилие в семье приведет к такому же образу действий в детском саду, школе.

    Малыш или подросток будет повторять модель поведения, принятую в семье. Вымещать свой негатив на других.

Телесное наказание — способ, который «работает» быстрее остальных, поэтому родители применяют его чаще других. Когда взрослый бьет детей, он наносит этим и психическую травму, вследствие чего у маленького человека снижается умственное и физическое развитие, тяга к творчеству, угасают эмоции.

Причины применения насилия

Задаваясь вопросом, можно ли бить ребенка по попе, некоторые родители ответят положительно, но уточнят, что исключительно в воспитательных целях. Чем же продиктовано подобное утверждение. Во-первых, собственным опытом. Вероятно, будучи детьми, такие родители также воспитывались ремнем и считают, что это на них оказало положительное влияние. А какие же еще факторы, влияют на принятие подобного решения?

  1. Родитель может применять силу против своего карапуза, реализуя, таким образом, свои детские обиды и зачастую даже не осознавая этого.
  2. Является проявлением собственной несостоятельности. Данная ситуация совсем печальна, потому что такие родители вымещают всю свою злость, проблемы, возникшие на работе, неурядицы в личной жизни на ребенке, независимо от того совершил он какой-то проступок или нет. Он может просто попадаться под горячую руку.
  3. Некоторые родители прибегают к подобному методу наказания из-за нехватки времени или нежелания спокойно обо всем поговорить со своим ребенком, обсудить его поступок, объяснить, почему так нельзя поступать и к чему такое поведение может привести.
  4. Явление беспомощности. Некоторые папы и мамы просто не знают, как необходимо себя вести, общаясь с малышом, каким еще способом его наказывать.
  5. Нестабильность психики. Некоторые родители просто не в силах справиться со своими эмоциями, приступами гнева. Вот они и не находят другого способа выместить накопившийся негатив. Как правило, такой папа или мама после нанесения телесных наказаний, будет плакать вместе с карапузом, и корить себя за свой поступок.

Неприемлемые способы наказания

В ответ на свое телесное насилие взрослый человек может отомстить за себя и дать отпор противнику. Малыш не способен этого сделать по причине морального и физического несовершенства и зависимости от близких людей. Родителям следует помнить об этом, и никогда не применять меры дисциплинарного воздействия в виде:

  • ударов по голове и другим частям тела, несущих вред физическому состоянию;
  • нанесения телесных увечий при помощи тяжелых предметов;
  • морального унижения: «Ты бестолковый, тупой, весь пошел в своего неудачника отца, в жизни ничего из тебя нормального не получится и т.д.» (ребенок не способен опротестовывать унизительные оскорбления и эпитеты);
  • душевных мучений (когда малыш боится темноты, а его закрывают в темном подвале).

Кричать в гневе на ребенка и бить его — для воспитания противопоказано

Чтобы остановиться, используйте советы, проверенные другими родителями. Прочитайте внимательно, подумайте над каждым пунктом. Не страшно, если узнаете себя. Хуже, если захотите оставить всё как есть, продолжая увязать в этом болоте.

Начните с себя

Не можете сдержаться, кричите и бьете ребенка? Мало родителей, которые на самом деле жестоки и испытывают радость от физического насилия над детьми. Подавляющая масса мам и пап очень сожалеет о своем поведении, часто плачет вместе с обиженным чадом, просит прощения.

Вас ждет большая работа. Каждый раз вы будете перебарывать в себе искушение решить проблему непослушания быстрым знакомым способом. Но со временем ощутите, что отмена физического насилия выравнивает ситуацию, делает детей понимающими, послушными, налаживает мир в семье.

Что для этого нужно?

Перестаньте говорить маленькому человеку, как себя вести. Это не дает результата. Он противится вам, вы на него кидаетесь с тычками, шлепками.

Покажите своим поведением, что нужно делать. Ведь дети — наше отражение.

Приучаете к порядку? А вы все вещи кладете на место?

Дети не дают отдохнуть после рабочего дня? А вы делаете это, когда они приходят из школы либо детского сада? Или загружаете их делами, лишь бы они постоянно были заняты, не играли в телефон, не просили вас решить задачку?

В любой ситуации посмотрите на себя и задайте один вопрос: как поступаю я в таких же обстоятельствах? Вам обидно, если собственное дитя набрасывается на вас с кулаками, пытаясь что-то взять силой. Зачем же вы показываете, что только физическое насилие дает результат?

«Бить и шлепнуть за дело — не одно и то же»

Тяжелые телесные наказания чаще воспринимаются как недопустимое насилие (порка ремнем, удары другими предметами, пинки). Считается, что «более легкие» формы, например, шлепки и подзатыльники, не наносят особого вреда и вообще уместны и полезны.

Чтобы подтвердить или опровергнуть это распространенное мнение, ученые отдельно изучили влияние шлепков на детей, исключив из выборки исследования, касающиеся более тяжких телесных наказаний. Результат однозначен: шлепки все равно травмируют, если не физически, то психологически.

Еще один важный момент — со временем телесные наказания могут становиться все более суровыми. Обычные шлепки могут показаться родителям недостаточно «убедительными». Есть риск, что такое «воспитание» постепенно перейдет все границы.

Психологические последствия насилия над ребенком

С возрастом может показаться, что обиды и злость у детей после наказания уходят, но это только внешне. Они скорее отодвигаются на дальний план и прочно поселяются в глубине души в виде комплексов и детских страхов. Затаившись, порой совсем неожиданно могут проявиться в явной агрессии, паническом страхе, асоциальном поведении.

Жестокое обращение с детьми будет проявляться на протяжении всей жизни. Рано или поздно последствия наказания всплывут из подсознания. Если с ними не работать психологу, разовьются с неимоверной силой. Наверняка, каждый из нас встречал жестокого, безжалостного, черствого человека.

Многие могут возразить: «Меня били, но при этом вырос нормальным». В том то и дело, что «нормальный» — это не описание полноценной, успешной и состоявшейся личности. Не забывайте, что каждый человек индивидуальность, со своим характером, психическим устройством и генами.

Неизвестно как отразится жестокое обращение с детьми на психике именно вашего ребенка. Сможет ли он избавиться от его последствий во взрослом возрасте или перенесет такую модель поведения в свою семейную жизнь, и сломает судьбы своих детей.

Причины непослушания детей

Дети часто идут наперекор родителям, отказываясь хорошо себя вести или выполняя действия точно наоборот. Как выяснили психологи, этому есть несколько причин:

стремление самоутвердиться;
попытка привлечь родительское внимание;
упорство в противоречии взрослым;
неуверенность в себе;
ошибки воспитания;
чрезмерные ожидания от своего чада.

Каждый карапуз – уникальная личность, и как только он начинает соображать, воспринимает себя самостоятельным человеком, оставаясь в глаза взрослых крохой. Если его постоянно одергивать и раздражаться от его попыток что-то сделать, то психика может пострадать, а самооценка – сильно снизиться.

На фоне этого родители удивляются, почему нельзя шлепать ребенка по попе рукой, раз он не слушается? Потому что он делает попытки доказать собственную самостоятельность.

Как побороть непослушание?

Раз малыш не слушается и продолжает плохо себя вести и делать всё наперекор взрослым,можно ли бить ребенка ремнем по попе? Нет!Прежде всего, эта проблема родителей – выбор метода воспитания.

В Японии, к примеру, детей до пяти лет вообще нельзя ни ругать, ни наказывать – священный период в жизни каждого человека, когда его воспитывают только словами. Так и российские родители должны найти адекватную замену шлепкам рукой или ремнем:

  • переключение внимания на любой другой объект;
  • увести его домой или от того места, где он начал капризничать;
  • поговорить, пытаясь в беседе решить проблему.

В крайне случае можно прикрикнуть на карапуза, дернуть его за руку или отнять игрушку.

Бить детей — не норма!

Для маленького человека то, что происходит в его семье, — это норма. Но домашнее насилие таковой не является. Чтобы дети это осознавали, об этом с ними нужно говорить. Многие из них не понимают, что подзатыльник — это уже насилие. В некоторых семьях он даже не считается за «обидела» или «наказала». «Наказала» — это избиение ремнем до кровавых ран. Задача учителя — объяснять, что такое насилие и что семья — не место для этого. 

Этих детей жалко — они беззащитны. Если их не прикроет школа, то не прикроет никто. И одна из задач учебного заведения — заботиться о своих воспитанниках, особенно в ситуациях, когда родители этого не делают.

Справедливое и несправедливое наказание детей

Никогда не следует учинять расправу над ребенком, не разобравшись в причинах его непослушания. Зачастую поведение взрослых провоцирует малышей на совершение проступка. Нужно попытаться стать на место ребенка, это поможет прийти пониманию, почему он сделал так, а не иначе.  Дети совершают негативные действия, как правило, не имея задней мысли. Просто взрослые им своевременно не объяснили, как надо себя вести в том или не ином случае.

Прежде чем приступать к карательным мерам, следует уточнить у малыша, осознали ли он, то, что вести себя так неправильно и за плохие поступки приходит расплата. Не следует применять суровое наказание за неосознанные проступки. В данном случае уместной будет содержательная беседа.

Величина наказания за провинность не может быть преувеличена. Необоснованные и несправедливые взыскания приведут к полному отторжению чада от родителей, в том числе вызовут агрессию и непокорность у ребенка.

Что относится к физическим наказаниям?

Физические наказания это не только использование ремня или хлопков по попе и другим частям тела.

Сюда также относятся и такие моменты, как насильственное кормление или наказание в углу. В любом случае взрослым преследуется цель – причинить ребенку боль, лишний раз показать малышу власть над ним.

Чаще всего физическому наказанию подвергаются дети в возрасте до 4 лет, которые еще не могут дать противостояние, а также спросить: «за что?»;

Физические наказания влекут новую волну непослушания от малыша и использование физических методов становится регулярным, что вредит психике и портит атмосферу в семье.

Преемственность?

Как показало исследование, среди учащихся 5-7-х классов общеобразовательных школ каждый пятый мальчик и каждая седьмая девочка подвергались дома телесным наказаниям, каждый девятый учащийся 9-11-х классов – разным формам физического насилия. Около 84% опрошенных в колониях для несовершеннолетних признали, что до этого (когда жили в семье) испытывали насилие. Итоги исследования подтвердили прямую связь между перенесенным насилием в детстве со стороны родителей и применением насилия уже во взрослой жизни по отношению к своим детям – так называемую эстафету насилия. Так, более 56% родителей, которые в детстве подвергались насильственным методам дисциплинирования, применяют подобные методы к своим детям. 17,4% родителей придерживаются позиции об эффективности и обоснованности телесных наказаний… «Чтобы бороться с таким родительскими установками, нужно широко информировать население о ненасильственных методах воспитания детей» – отметил Александр Каранкевич. Но пока единого мнения в вопросе наказания детей нет даже у психологов…

Ругать запрещено. Психолог – как бороться с вредными привычками детей
Подробнее

Возможные последствия

Можно ребенка бить ремнем или нет? Если данный вопрос возникает в ваших головах, то самое время узнать, почему такие действия недопустимы и противоправны.

  1. Если наказывать малыша физически, то с него вырастет безынициативный и покорный человек. Такие детки значительно чаще поддаются влиянию плохих ребят, начинают принимать наркотики, вступают в бандитские группировки.
  2. Если ваш ребенок обладает сильным темпераментом, по своей натуре он холерик, то подобное наказание от рук родителей будет трансформироваться в негатив, который перенаправится на других детей, особенно тех, кто меньше и слабее, также на собственных папу с мамой.
  3. Зачастую физическое наказание приводит к мысли, что «я провинился», но при этом малыш совершенно не понимает, что поступил неправильно. Порождается мнение, что нужно быть осторожнее, чтоб никто ничего не узнал.
  4. Подобный способ воспитания влияет на отсутствие «собственного я». Ребенок не будет задумываться над тем, что необходимо лично ему, а будет прислушиваться к мнению других людей.
  5. Родители должны понимать, что первые наказания ремнем будут восприниматься очень болезненно, в дальнейшем малыш сможет адаптироваться к этим ощущениям, но психологическая травма останется на всю жизнь.
  6. Ребенок может прийти к мнению, что все в этой жизни нужно получать с помощью силы.
  7. Когда родители решают, что можно бить детей по попе, они даже не понимают, какое оскорбление и унижение наносят своему малышу такими действиями, как это сказывается на его психическом здоровье.
  8. Малыш, которого в детстве наказывали физически, вырастет с пониманием того, что существуют агрессоры и жертвы. В будущем он будет строить свою семью, основываясь на таких положениях. Если этот человек вырастет, ассоциируя себя с ролью жертвы, так чаще происходит у девочек, то будет искать себе мужчину, властного и любящего применить силу. А мальчики — холерики, вырастая, применяют физическое насилие по отношению к своей жене и детям.
  9. Не стоит бить ребенка по губам за плохие слова. На фоне физических наказаний малыш может получить серьезный невроз, будет испытывать большие трудности в общении с другими детьми.
  10. Понимание того, что ты можешь быть наказан ремнем, заставляет находиться в страхе. А это вызывает постоянный стресс, который наносит вред не только психическому состоянию карапуза, но и работоспособности всех внутренних органов.
  11. Если сила применяется к ребенку в год, ты такой малыш будет расти, испытывая страх перед всеми, кто выше, крупнее и старше его. Карапуз будет расти замкнутым, застенчивым и неуверенным в себе.
  12. Не исключено, что малыш, которого часто воспитывали ремнем, станет применять силу против пожилых родителей, отплачивая им той же монетой.
  13. Карапуз будет расти с заниженной самооценкой, что вызовет серьезные проблемы при создании семьи и карьерном росте.
  14. Можно ли бить ребенка по рукам, наказывая его за нежелание делать уроки, плохой почерк или за то, что он пытается схватить горячий пирожок? Конечно, нет. Даже такое, на первый взгляд несильное нанесение побоев, может привести к тому, что малыш сильно отдалиться от своих родителей, будет скрывать все внутренние переживания, никогда не поделиться своими проблемами.
  15. Нельзя не сказать о самом страшном последствии, это о том, что почти 90% убийц в детстве получали наказание с применением силы, а некоторые из них, вырастая, убивали своих родителей.

Как видите, применение физических наказаний приводит к большим проблемам подрастающего поколения, серьезно травмирует психику детей. Они вырастают либо угнетенными, либо психически неуравновешенными, либо тиранами и деспотами.

Как остановиться

Очень важно, чтобы родителям вовремя пришло осознание того, что применение сил в качестве наказания является неприемлемым. Чтобы остановить себя, сдержаться, не позволить своему гневу взять над собой верх, можно применять следующие методы

  1. Представьте себя на месте ребенка, а в вашей роли пусть выступает какой-то огромный и злой человек.
  2. Если у вас возникает желание ответить на непослушание карапуза, скажите ему, что вы огорчены его поступком и спокойно, молча отправьтесь в свою комнату.
  3. Чтоб успокоиться, можно посчитать от одного до десяти.
  4. Задумайтесь, стоит ли сложившаяся ситуация такого наказания.
  5. Если злость так и рвется наружу, переключитесь с произошедшего события, например, на одежду малыша, его волосы, глазки.
  6. При первых желаниях распустить руки, представьте, что вы находитесь на людях и на вас все смотрят, и оценивают ваше поведение.
  7. Если малыш вас разозлил, вместо криков, начните петь песни.
  8. Применение рукоприкладства можно заменить простым действием. Вам достаточно взять ребенка за плечи, посмотреть ему в глаза и строгим голосом произнести свою просьбу о хорошем поведении.
  9. При пробуждении сильного желания дать сыну или дочери по попе, представьте, что это чужой малыш, и вы не имеете никакого права так себя вести.
  10. В момент непослушания, можно напоминать карапузу о подобных случаях из сказок, рассказывайте, что послушные получают награды, а непослушные всегда наказаны тем или иным способом.

https://youtube.com/watch?v=133tyt7nRIY

Почему нельзя бить ребенка

Многие родители прибегают к физическим наказаниям, некоторые регулярно, другие используют подобный метод воспитания в единичных случаях.

Знайте! Мое мнение здесь однозначно: бить, даже в целях воспитания ни в коем случае нельзя, ведь дети не в состоянии дать отпор и найти аргументы на такое поведение родителей.

Существует множество аспектов против применения насилия при воспитании. Рассмотрим подробнее.

Психологическая сторона вопроса

Как показывают социальные опросы, почти 95% опрошенных людей утвердительно отвечают на вопрос, можно ли бить детей.

А около 65% свидетельствуют о том, что такой метод воспитания дает положительный результат и родители добиваются желаемого.

Важно! В такие моменты мало кто из взрослых задумывается, как влияет насилие, даже в целях воспитания, на психику малыша. Да, методом насилия легко добиться того, чтобы малыш сделал то, что хотят от него взрослые, ведь он никак не может ответить на такое поведение родителей

Да, методом насилия легко добиться того, чтобы малыш сделал то, что хотят от него взрослые, ведь он никак не может ответить на такое поведение родителей.

В момент наказания ребенок просто вынужден сделать требуемое.

  • Но от физического воздействия эффект кратковременный;
  • Каждый раз, чтобы достичь желаемого, родителям снова и снова придется прибегать именно к физическому наказанию. Но ведь редко избиение входит в планы родителей по воспитанию.

Кстати, о том, как быть, если малыш никак не хочет слушаться, читайте в статье Как заставить ребенка слушаться?>>>.

Перед тем, как ударить ребенка, следует помнить, что наказания он боится только первых несколько раз, дальше он привыкает и воспринимает следующие удары, как что-то нормальное.

Важно! Все свои вспышки агрессии против малыша искореняйте сразу. Когда появляется подобное желание, уходите из комнаты, считайте до 10 и возвращайтесь, чтобы словами объяснить ребенку нежелательность его поведения и найти путь решения конфликта

Когда появляется подобное желание, уходите из комнаты, считайте до 10 и возвращайтесь, чтобы словами объяснить ребенку нежелательность его поведения и найти путь решения конфликта.

Если вам тяжело справляться со своими эмоциями, возьмите в свой арсенал методы из интернет-семинара Мама, не кричи! Как сохранять спокойствие, когда ребенок не слушается>>>

Наука против насилия

Ученые уже долгое время рассматривают вопрос использования насилия в целях воспитания.

Как показали исследования профессора Нью-Гемпширского Университета Мюррея Штрауса, взрослые люди, которые в детском возрасте подвергались насилию со стороны родителей, имеют показатель интеллектуального развития (IQ) намного ниже, чем те, которые не подвергались физическим наказаниям, а воспитывались с использованием альтернативных методов.

Помните! Еще одним важным моментом, является то, что те дети, которые подвергаются физическим наказаниям, имеют низкий уровень самооценки, намного хуже учатся и плохо воспринимают информацию еще со школы.

Именно отсюда к взрослому возрасту и снижается уровень IQ.

Закон и насилие над детьми

В результате опросов, стало ясно, что многие считают, что такие моменты являются не только внутренними вопросами семьи, но и общественными.

Специальные органы должны следить за соблюдением прав и свобод ребенка. Ведь наказать слабого очень просто, поэтому в современном законодательстве любое насилие над ребенком наказывается достаточно строго.

Важно! Всем родителям стоит помнить, что бить в воспитательных целях нельзя ни с юридической, ни с моральной точки зрения. У малыша ни одна часть тела (ни спина, ни попа, а тем более голова) не создана для насилия и наказания

  1. Если возникает ситуация, когда кроме шлепка по попе, кажется, нет другого выхода, не стоит спешить и поддаваться эмоциям;
  2. Лучше всего успокоить себя и малыша, например, обнять и посадить себе на колени;
  3. А затем уже без эмоций поговорить и объяснить, что от него требуется.

В помощь вам также будет информация из статьи Почему ребенок не слушается?>>>.

Показания к применению[править]

Долбоебизм, неадекватность поведения, игровая и интернет-зависимость, плохая память, мозгожопие и рукожопие, глупость взрослых, неуспеваемость и неспособность усваивать знания, заносчивость, повышенная самооценка, хамство.
Пиздюлин обладает ярко-выраженным терапевтическим эффектом и быстро помогает привести в сознание при потере связи с Реальностью геймеров и просто хамовитых школьников и половозрелых хомячков и долбоебов, рекомендован Путиным в качестве средства для оказания скорой неотложной помощи и при возникновении потребности в срочной реанимации при терминальном долбоебизме.
Отнесен к списку «Б» сильнодействующих препаратов, должен применяться с осторожностью и только подготовленным персоналом.

Что делать, если ребенок не слушается

Но что делать, если ребенка нельзя даже шлепнуть, а он не слушается. Сегодня детские психологи предлагают массу различных мер и правил воспитания

Причем важно соблюдать стратегии, которые подходят малышу по возрасту. Важно, чтобы он понимал, что требуется от него в данный период

Главное правило в процессе воспитания детей — постоянно разговаривать, доступно, четко и понятно объяснять. Не повышайте тон, не кричите, не ругайтесь и уж тем более не бейте малыша. Педиатры советуют начинать с положительного поведения и ролевых моделей. Нужно установить правила, которые нужно последовательно выполнять, определить границы дозволенного.

Наказывать детей можно, но гуманными способами. Сегодня зарубежные педиатры предлагают вместо шлепков поставить ребенка в угол на разумное время. Продолжительность зависит от возраста крохи. Например, пятилетнего малыша ставим в угол на пять минут.

Не лишайте детей в качестве наказания чего-то полезного, важного и необходимо. Например, не запрещайте ходить в любимую спортивную секцию или творческий кружок, не запрещайте общаться с другом или бабушкой и дедушкой

Не лишайте малыша прогулки и еды. Можно запретить бесполезные занятия, например, просмотр телевизора или игру на компьютере.

При наказании объясните малышу, что вы злитесь на конкретный поступок, а не на его самого. Наказывайте малыша сразу после того, как он совершил проступок. Не откладывайте наказание, иначе он уже может забыть, что натворил.

Наказание должно стать символом, а не способом причинить физическую боль или нанести эмоциональную травму, вызвать страх или агрессию. Внятно, четко и медленно объясняйте детям каждый поступок, решение и проблему. Предлагайте малышу самостоятельно подумать, как выйти из той или иной ситуации

Важно, чтобы он понимал, за что наказание

Помните, что вы пример для ребенка. Воспитание детей во многом базируется на примере поведения родителей. Поступайте разумно и спокойно, и кроха станет поступать также. Проявляйте заботу, говорите “пожалуйста”, когда о чем-то просите малыша. А когда он выполнит просьбу, обязательно поблагодарите. И обязательно выполняйте обещания.

Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте

Мнение российских психологов о телесных наказаниях

Выдающийся российский учёный-обществовед Игорь Кон в своей последней книге “Бить или не бить?” анализирует эффект от телесных наказаний, ссылаясь на результаты сотен (Gershoff, 2002; Paolucci, Violato, 2004; Larzelere, Kuhn, 2005) исследований, проведённых за более чем 50 лет в США и других странах, которые доказали, что «существуют многочисленные статистические корреляции, а иногда и причинная связь между телесными наказаниями ребёнка и его агрессивностью, склонностью к насилию и антисоциальному поведению.» Более того, «чем больше дети получают телесных наказаний в начале учёбы, тем сильнее они отстают в своём когнитивном развитии четыре года спустя.»

Существует устойчивая мировая тенденция к снижению телесных наказаний детей и параллельного роста IQ, что позволяет предположить частичное влияние первого на второе. Также имеются данные о том, что отрицательное воздействие на развитие ребёнка имеет любое наказание, которое воспринимается им как отвержение его родителями. Кандидат психологических наук А.А.Моисеева, в своём исследовании, посвящённом формированию альтруистической направленности личности, пришла к выводу, что «наказания, особенно это относится к унижениям и угрозам, блокируют развитие помогающего поведения. Родители склонных к альтруизму детей предпочитают отказаться от крайних форм наказания, а из поощрений выбирают методы похвалы и поддержки. Родители низкоальтруистичных личностей напротив отдают предпочтение материальным поощрениям и чрезмерно сильным наказаниям.»

Важно

Это может показаться удивительным, но не наказание приводит к снижению уровня жестокости и агрессии, а распространение бескорыстного помогающего поведения, которое, по мнению автора, станет одним из самых эффективных способов избавления человека от нежелательных форм антисоциального поведения, поможет наладить более эффективное взаимодействие, взаимопонимание и сотрудничество, будет способствовать выживанию общества в целом.

Вот ещё цитата на эту же тему А.К. Осницкий в книге “Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся” пишет: “Дети достаточно дифференцированно оценивают поведение учителей и ориентированы на позитивные характеристики учителей, нуждаясь в них: в классах, где хотя бы один учитель (преподаватель математики в IX классе с минимальными показателями агрессии, выдержанный и деликатный литератор и т. п.) не обнаруживает агрессивного поведения, показатели агрессивности у школьников значительно ниже. Достаточно перевеса в одну позитивную “человеческую единицу”, чтобы психологический климат в классе стал мягче, а дети менее агрессивными.”

В целом, как российские учёные, так и их зарубежные коллеги считают, что сочувственное, понимающее, дружеское отношение к детям хоть и не всегда приводит к немедленному послушанию, но зато имеет положительный долговременный эффект, в то время, когда наказание и назидательность может и приведёт к подчинению взрослому, но скрытые и отсроченные по времени результаты будут негативными

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий