Комплекс артикуляционной гимнастики детям 2-3 лет

Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции звука [Р]

Кончик языка поднят к верхним зубам. Он напряжён, но неплотно прилегает к верхним зубам и вибрирует в проходящей воздушной струе.

1.​ «Наказать непослушный язычок»

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10.

Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух.

2.​ «Лепёшка»

Язык широкий положи
И спокойным удержи.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

3.​ «Иголочка»

Язычок наш как иголка,
Отойди, уколет колко!

Рот приоткрыть. Узкий, напряжённый язык высунуть вперёд, как можно дальше.

4.​ «Парус»

Выше парус поднимай!
В путь кораблик отправляй!

Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами.

5.​ «Качели»

Язычок на крылечке полежал –
И на качели побежал.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку.

Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

6.​ «Язык перешагивает через зубы»

А потом пошёл гулять,
По ступенечкам шагать.

Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка:

а) Широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

б) Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

7.​ «Чьи зубы чище?»

Чистим зубы, чистим зубы
И снаружи и внутри
Не болели чтоб они.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз.

Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

8.​ «Маляр»

Мы покрасим потолок,
Маляром стал язычок,
Будет чистым (вот дела!)
Всё до дальнего угла!

Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперёд – назад.

9.​ «Щётка»

Щёткой кухню подмету,
Наведу там чистоту,
Вправо, влево щетинки,
Не оставлю ни соринки!

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо, влево, не убирая его вглубь рта.

10. «Вкусное варенье»

Мы вареньем, крепким чаем
Всех знакомых угощаем…
С губ сотрём следы варенья,
Угощенья – объеденья!

Рот приоткрыть. Высунуть широкий зык, облизать им всю верхнюю губу, затем нижнюю.

Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.

10.​ «Лодочка»

Лодочку могу свернуть
И на ней отправлюсь в путь,
Как ни высока волна,
Лодке не страшна она!

Сделать упражнение «Лопаточка» кончик и боковые края языка загнуть вверх, но язык высоко не поднимать.

11.​ «Чашечка»

Любим пить мы крепкий чай,
Ну-ка, чашку подставляй!

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.

12.​ «Болтушка», «Индюк»

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперёд – назад. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.

Следить, чтобы язык не сужался, а нижняя челюсть не двигалась.

13.​ Пощёлкать кончиком языка

А потом попляшет.

Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимается к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывается.

14.​ «Лошадка»

Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу, со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке.

15.​ «Грибок»

Лошадка шла, шла
И грибок нашла.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 5 -10. Следить, чтобы боковые края языка были плотно прижаты к нёбу, а губы не натягивались на зубы.

16.​ «Гармошка»

На гармошке он сыграет,
И песенку споёт…

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижат к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот.

Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

17.​ «Автомат»

Рот открыт. Губы в улыбке. Напряжённым кончиком языка многократно и отчётливо произносить звук Т-Т-Т сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Артикуляционная разминка

Проводится до начала основной части занятия, перед сложными упражнениями. Можно использовать в подготовительном периоде несколько форм разминок: дыхательную, игра с пальчиками, на мимику. В первом случае упражнения способствуют правильному говорению, без спешки, ребенок учится верно распределять дыхание при произношении слов, предложений.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики рук, пространственному представлению; обогащает словарный запас, если включить в комплекс чтение стиха. Упражнения на мимику нравятся малышам, они позволяют покривляться, пошалить, повторять за мамой смешные гримасы. Благодаря им ребенок познает психоэмоциональную сферу, понимает, как вести себя в определенной ситуации.

Дыхательные упражнения

Дыхательную гимнастику проводят не дольше 15 минут. Предназначена она для разогрева речевого аппарата, правильной постановки дыхания при говорении. В комплекс разминки можно включить следующие упражнения:

«Свеча». Ребенку предлагается представить, что он празднует день рождения. Перед ним поставили большой торт со свечками. Здесь можно использовать образовательный момент − посчитать с малышом, сколько ему годиков, столько и нужно будет задуть огоньков на торте. Первую свечу можно гасить медленнее, вторую быстрее, третью с голосовым сопровождением

Важно соблюдать правило: губы должны быть при выдохе в форме трубочки, вытянуты вперед. Перед выдохом малыш должен набрать полную грудь воздуха

Можно распределять по времени тушение свечи, первую задуть под счет до 5, вторую до 7, третью до 10. Каждый раз ребенку нужно распределять воздух, чтобы он не закончился раньше счета.
«Шар». Можно дать в руки малышу мячик или надутый шарик. Если проводится упражнение с мячом, то предлагается опустить его вниз, набрать воздух в грудь. Медленно поднимать вверх руками и одновременно выпускать воздух из грудной клетки. С шариком крохе понравится заниматься больше, дети любят такую игру. Мама или папа надувают его, малыш подражает и набирает тоже воздух. Как только родитель начинает медленно спускать шарик, ребенок одновременно выдыхает. Можно спускать шарик быстрее, тормозить процесс, малыш должен следить и повторять все движения предмета.
«Иголочка». Набрать воздух, надув щеки, поочередно «проколоть» сначала одну, потом вторую язычком. Когда осуществляется прокол, выходит воздух изо рта медленно и постепенно. Можно выполнять под счет.

Пальчиковую гимнастику используют у детей 2-3 лет в виде игры: «Где мизинчик? Указательный? Поругайся на кого-нибудь! Сожми, открой» и т. д. Хорошо развивает мелкую моторику простое упражнение на перебор бисера, малышу нужно отобрать в разные кучки мелкие, средние и крупные бусины.

Правила проведения гимнастики

Чтобы упражнения принесли пользу малышу, следует подготовиться к ним. Выполнять задания будет легче и интереснее, если использовать небольшое зеркальце. Ребенок смотрит в него, следит за движением язычка, губ, челюстей, щек. Говорить и показывать задания следует медленно, чуть протяжнее, чем в обычной жизни. Крохе на третьем году жизни сложно точь-в-точь сразу повторить за взрослым движения. Демонстрировать каждое задание необходимо 2-3 раза, после дать малышу возможность попробовать самостоятельно выполнить упражнение.

Существуют основные правила, которых нужно придерживаться при проведении артикуляционной гимнастики:

Проводить занятия следует регулярно. Детям в 2 года можно заниматься через день, в 3 − ежедневно.
Малыш должен выполнять движения медленно, при достижении хорошего результата можно повышать ритм, выполнять упражнения под счет.
Каждое упражнение желательно повторять 5-7 раз.
Средняя продолжительность речевой гимнастики 15 минут.
Проводить занятия нужно через полтора часа после еды или до приема пищи.
Удерживать позу нужно на протяжении 5-10 секунд. В 2 года время будет меньше, к 3 годам повышается.
Родителям следует завести специальный артикуляционный дневник

Во время занятий в него записывают на что обратить внимание во время следующей гимнастики. Если возникают какие-то вопросы по речи ребенка, можно будет проконсультироваться с логопедом, показать ему дневник.
Обязательно хвалить за успехи, стимулируя к активной деятельности.
Если малыш устал, нужно делать перерыв, смену деятельности

Можно рассказать ему стих, потанцевать, поиграть пальчиками.
Обязательно включать в комплекс упражнения на развитие слуха, дыхания, голоса. С них, как правило, начинаются занятия.

Комплекс №4.

Здравствуй язычок.

  1. Язычок мой, здравствуй

День такой прекрасный

Открывай свое окошко.

Просыпайся понемножку.

(открываем рот и делаем его окошечком, беззвучно произносим О)

  1. Сделаем зарядку,

Чтоб было все в порядке:

По –тя- ну – лись,

На – кло – ни – лись,

Влево – вправо по — вер- ну – лись

( Губы  растянуты в улыбке, зубы  приоткрыты, язык  сначала тянется вверх, к носу, затем вниз к подбородку, а потом двигается  вправо- влево. Повторять 10- 15 сек, можно под счет).

  1. А теперь вперегонки

Побежим на завтрак мы…

( несколько раз быстро высовываем и прячем язык между слегка сомкнутыми губами)

  1. На столе лежат блины,

Очень вкусные они

(Рот приоткрыт, расслабленный круглый язык лежит на нижней губе удерживать 5-10 сек)

Мы макаем их в варенье,

Не блины, а объедение!

(Круговым движением облизываем верхнюю и нижнюю губы)

  1. Хочешь, в прятки поиграем?

Мы сначала убегаем…

Язычок в рот убираем,

А потом в окошко – скок

Покажем остренький носок.

( Вытяните  узкий язычок вперед, удерживайте  его  так 5-10 сек.)

  1. И опять он убежит

В домишке тихо посидит

Снова выглянет в окошко,

( повторяйте предыдущие движения)

  1. И свернется словно кошка,

На крылечке.

(Рот приоткрыт, расслабленный круглый язык лежит на нижней губе удерживать 5-10 сек)

Вот какой,

язычок мой озорной!

(широко улыбнуться себе в зеркале)

Советы родителям

  • Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут; выполняется стоя или сидя с обязательным соблюдением осанки.
  • Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз.
  • Работа с детьми должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной.
  • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
  • Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
  • Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
  • Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться,
  • другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

Комплекс № 8

Сказка про язычок.

1.Сказку я тебе дружок

расскажу про язычок.

Жил он в ротике- домишке

Шалунишка и плутишка.

( несколько раз обвести пальцем губы, легко их массируя; сначала это может делать взрослый, а потом сам малыш)

2.Утром рано он вставал,

Домик ротик открывал

( открыть рот, сделать его круглым, как бы произнося звук «А)

3.И смотрел по сторонам:

Кто есть тут,

А кто есть там?

( высунуть острый язычок и повернуть его сначала влево, касаясь уголка губ, потом вправо)

4.Тут гуляет Машка – кошка  «мяу!»,

(язычок снова повернуть влево, ) 

5.Там Барбос глядит в окошко «Гав – гав!»

(язычок двигается вправо)

6.Тут коза жует траву «Ме – ме!»

Там бычок ревет(Му-му!)

(язычок соответственно словам двигается влево и вправо)

  1. Всем помашет он: «Привет!»

«Здравствуй!» — слышит он в ответ.

(язычком 3-4 раза двигаем вверх — вниз)

8.Язычок наш в дом идет,

И блины себе печет (Вот такие! )

( расслабленный мягкий язык кладем на нижнюю губу, округлый рот открыт)

  1. А блинов наестся он

Рот умоет

( облизываем сначала верхнюю губу, потом нижнюю)

  1. А потом,

Отправляется гулять,

На лошадке поскакать.

( цокаем язычком — присасываем его к небу о отпускаем)

  1. Вечером домой вернется,

В домике своем запрется

Спать ложиться до утра

Отдохнуть и нам пора.

( ротик закрыть, глубоко вдохнуть и выдохнуть)

 

Универсальный комплекс

  • «Вкусный мед» – делаем следующие движения – распахиваем рот и проводим по верхней губе заостренным язычком сначала в одну, затем в другую сторону. Во время выполнения контролируем подбородок – он должен оставаться статичным.
  • «Иголочка» – распахиваем рот и высовываем напряженный язык, постаравшись придать ему заостренную форму. Фиксируем позицию на несколько секунд.
  • «Качели» – для выполнения широко распахиваем рот и помещаем спокойный язык на нижнюю губу, затем то поднимаем его к верхней, то опускаем вниз.
  • «Котенок лакает молоко» – распахиваем рот и высовываем язык, затем делаем несколько лакающих движений.
  • «Лопата» – для выполнения данного упражнения необходимо распахнуть рот и поместить расслабленный язык на нижнюю губу. Задерживаемся в такой позиции на некоторое время.
  • «Маятник» – приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке, после чего высовываем заостренный язык и дотрагиваемся его кончиком поочередно до уголков губ. Во время выполнения контролируем положения подбородка – он должен оставаться статичным, и языка – он не должен скользить по губам.
  • «Мостик» – распахиваем рот и упираемся изнутри кончиком язычка в зубы снизу. Фиксируем позицию и медленно закрываем рот, не расслабляя язык.
  • «Окошко» – медленно распахиваем рот, а затем закрываем.
  • «Орешек» – не открывая рта, поочередно упираемся напряженным языком в стенки щек.
  • «Улыбка» – делается следующим образом: уголки губ растягиваются в улыбке, так, чтобы стали видны зубы, а затем плавно возвращаются в первоначальную позицию.
  • «Хоботок» – вытягиваем губы вперед, как будто хотим поцеловать кого-то, задерживаем их в этой позиции, затем медленно возвращаем в исходную.
  • «Хомячок» – закрыв рот, надуваем щеки и задерживаемся в такой позиции.
  • «Чашечка» – распахиваем рот, затем помещаем на нижнюю губу мягкий язык, загибаем его бока вверх и медленно поднимаем в таком состоянии к верхнему своду.

Примеры артикуляционных упражнений

Среди данных упражнений можно выделить общеразвивающие, которые помогают подготовить язык, губы, другие органы речи к четкому произношению, и те, которые способствуют постановке артикуляции для конкретной группы звуков.

Комплекс общей гимнастики для губ, языка и челюстей включает в себя такие упражнения:

  • Частокол. Малыш должен научиться удерживать улыбку, открывающую зубы. Улыбнувшись и обнажив зубки, дошкольник удерживает такое положение до счета 10 (считает взрослый).
  • Дудочка. Для выполнения ребенок смыкает губки и вытягивает вперед, представляя, что это дудочка (трубочка, хоботок). Удерживают также на счет 10.
  • Чередование двух этих упражнений до счета 10.
  • Широкая улыбка. Улыбнувшись и обнажив зубки, малыш должен раскрыть рот, а затем, не закрывая, сомкнуть зубы. Удерживают положение на тот же счет. Далее в таком же положении рот нужно закрывать и открывать рот на счет до 2.
  • Язычок наказан. Дошкольник приоткрывает рот в улыбке, размыкает зубы и кладет спокойный широкий язык на нижнюю губу. Прихватывая язык губами, произносит многократно звук «пя». Затем задерживает в спокойном положении на нижней губе на счет 5.
  • Гол. Задача — продолжительно дуть губами, вытянутыми трубочкой, на кусочек ватки, стараясь загнать ее в «ворота» (например, расставленные кубики), не надувая щек.

Для подготовки языка и губ к произношению шипящих звуков (Ш, Щ, Ж, Ч) подойдут следующие упражнения:

  • Вкусное варенье. Рот ребенка слегка приоткрыт. Язык делают широким, похожим на чашечку, и облизывают сверху вниз верхнюю губу. Другие органы не задействуются!
  • Грибок-присоска. Рот малыша приоткрыт в улыбке. Язык нужно сделать широким, а затем присосаться им к небу. Удерживать до 10.
  • Играй, гармошка. Упражнение начинается, как предыдущее, но затем нужно открывать и закрывать рот, не отпуская языка и сохраняя улыбку.
  • Рожица. Улыбаясь, ребенку нужно распластать язык по нижней губе и на выдохе максимально долго произносить Ф.

Подготовить артикуляционные органы к постановке свистящих звуков (С, З, Ц) помогут упражнения:

  • Зубочист. Кончиком языка малыш чистит нижние зубы изнутри, двигаясь в стороны и сверху вниз, удерживая рот в улыбке. Задействован только язык.
  • Котик рассердился. Ребенок упирается кончиком языка в основание нижних зубов (рот приоткрыт в улыбке, зубы обнажены), затем на счет 5 выгибает спинку языка, возвращает назад на счет 5. Язык от зубов не отрывать!

Следующие упражнения способствуют подготовке к произношению самого сложного звука – Р и его «заменителя» – Л:

  • Покраска потолка. Дошкольник при выполнении упражнения улыбается, приоткрывая рот. Затем кончиком языка он гладит небо, двигаясь вперед и назад. Язык при этом из-за зубов не высовывают, челюсти и губы в выполнении не участвуют.
  • Барабан. Выполняется из того же положения. Нужно поднять язык, а затем его кончиком стучать по задней поверхности основания верхних зубов, произнося многократно звук Д. По мере выполнения темп постукиваний ускоряется. Работает только язык!
  • Лошадка скачет. Положение то же. Нужно щелкать кончиком языка за основанием верхних зубов, издавая цокающий звук.
  • Бесшумная лошадка. Упражнение выполняется аналогично, но без звука.
  • Пароходик. Малыша просят улыбнуться, высунуть кончик языка, прижать его зубками. После этого на выдохе нужно протягивать звук Ы (получится звук Л).

Артикуляционная гимнастика

«Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа… Выпадение отдельных букв и слогов — то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо или другие подобного рода уродство. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане».   К.С. Станиславский.

АРТИКУЛЯЦИЯ и АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ

Мы говорим и даже не задумываемся над тем, как это делаем. А между тем, произношение звуков – это сложный, двигательный акт, выполняемый артикуляционным аппаратом.

В ротовой полости располагаются активные органы артикуляционного аппарата – язык, губы, нижняя челюсть. И пассивные органы – верхняя челюсть, зубы, твердое небо.

К артикуляционному аппарату так же относятся глотка и гортань.

Работа органов артикуляционного аппарата, направленная на создание звуков нашей речи, называется артикуляцией.

Основа хорошей дикции – четкая артикуляция. И возможна она только при условии слаженной работы всех органов артикуляционного аппарата.

Наш организм – это совершенная система, в которой  психические процессы тесно связаны с физиологическими. Именно поэтому, если мы испытываем повышенное волнение, то наше тело мгновенно реагирует на это.

Многим в ситуации публичного выступления приходится ощущать напряженность речевого аппарата, «онемение» языка, неподвижность нижней челюсти. Часто это проявляется в «смазанности» произносимых слов и «съедании» их части.  Из-за этого картина публичного выступления теряет свою яркость, а оратор испытывает чувство неловкости.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Артикуляционная гимнастика – мощный инструмент, с помощью которого можно выработать целенаправленные и полноценные движения органов артикуляционного аппарата, закрепить эти навыки и сделать более прочными.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на развитие подвижности:

  • нижней челюсти;
  • губ;
  • языка.

Ошибочно мнение, что выполнять артикуляционные упражнения рекомендуется только детям, да и то тем, кто имеет речевые нарушения. Артикуляционная гимнастика полезна в любом возрасте и всем без ограничений. Если у вас есть дети, выполняйте ее вместе с детьми. Это прекрасный повод провести время с пользой не только для своего ребенка, но и для себя тоже.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

  • Выполняйте артикуляционную гимнастику ежедневно в течение 10 – 15 минут.
  • Выполняйте упражнения «на голодный желудок» или спустя полтора часа после приема пищи.
  • Примите удобную позу сидя, тело не должно напрягаться.
  • Перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется сделать самомассаж лица, шеи, губ.
  • Первоначально используйте зрительный контроль при помощи зеркала для контроля правильности выполнения упражнений. Желательно, чтобы в зеркале отражалось  ваше лицо полностью.  Далее зрительный контроль можно устранить.
  • Каждое упражнение рекомендуется выполнять по 5-6 раз в умеренном темпе – повтор до легкой усталости.
  • Статические упражнения выполняются с удержанием артикуляционной позы в одном положении до 10-15 секунд.
  • Следите за качеством выполнения упражнений. Движения должны быть точными, плавными.
  • Соблюдайте последовательность работы – от простого к сложному.

Неоднократно в логопедической работе со взрослыми замечала, что выполнение артикуляционных упражнений перед зеркалом для многих становится настоящим испытанием. Происходит это по причине какого-то непонятного интуитивного осознания своей неполноценности. Ведь людям в 20-30-40 лет приходится делать то, что делают малыши. Не думайте о том, как вы выглядите, думайте о том, что вы получите в результате. Постарайтесь себе в зеркале понравиться и найдите в этой работе для себя плюсы.

Возможно, сначала при выполнении упражнений будет наблюдаться напряженность артикуляционных органов и легкие болезненные ощущения. Но поверьте, что при систематической работе напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и скоординированными. Хорошо разработанный аппарат позволит освободиться от скованности, зажимов и яснее выразить то, что вы хотите донести до своего слушателя.

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!

Правила проведения артикуляционной гимнастики

Для того, чтобы гимнастика приносила свои
результаты, важно соблюдать ряд правил

  • Нельзя заставлять ребенка заниматься. Ему должно быть интересно. Это
    можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку
    и выполняя упражнения виде игры.
  • Обязательно надо хвалить ребенка за успехи.
  • Гимнастику не стоит проводить чаще
    2-3 раз в день.
  • Артикуляционный комплекс
    выполняется ежедневно, не дольше 10-12 минут.
  • В занятии может быть 3-4 уже
    отработанных упражнения и одно новое.
  • Для самых первых занятий не надо
    делать более 2-3 упражнений.
  • Не нужно повторять артикуляционное
    движение более 5 раз за подход.
  • Упражнения выполняются перед
    зеркалом, чтобы ребенок видел себя и движения своих губ и языка.
  • Взрослому надо стоять/сидеть за
    ребенком перед зеркалом или находиться напротив малыша (если зеркало совсем
    маленькое).
  • Сперва упражнение делает взрослый,
    а ребенок за ним повторяет. Затем малыш выполняет его самостоятельно.
  • Упражнения в комплексе даются от
    простого к сложному.
  • Родитель контролирует правильность
    выполнения движений. При необходимости можно помочь малышу — например,
    подвинуть язык  в сторону ложкой или
    другим безопасным предметом.
  • В артикуляционный комплекс нужно
    включить и динамические, и статические упражнения.
  • При выполнении статических
    упражнений надо держать губы, язык или щеки в определенном положении 5-10
    счетов.

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей

Артикуляционная гимнастика проводится комплексно. Только ежедневные упражнения могут исправить речевые недочеты. Проводя несколько минут в день утром и вечером за гимнастическими упражнениями через 2-3 недели ребенок увидит свои первые успехи. Достаточно 5 увлекательных минут, чтобы ребенок не потерял интерес.

В комплексе упражнений для гимнастики используются тренировочные занятия для развития мышц щек, губ, языка. Выбирается она согласно имеющейся проблеме. Проводятся упражнения в игровой форме, без принуждения. Занятия предусматривают использование развивающих игр, карточек с картинками, стихотворных произведений. На этих самых занятиях задействованы мимические мышцы, пальцы рук. За время занятий дети не успевают устать и получают неоспоримую пользу.

Упражнения для подготовки артикуляционного уклада звуков

Для того чтобы малыш научился произносить свистящие звуки, специалисты составили комплекс точных и сложных движений языком, которые выполняются его кончиком. К популярным движениям относятся следующие:

  • «Улыбочка»;
  • «Заборчик»;
  • «Лопатка».

Целью «Улыбочки» является развитие круговых мышц губ, которые следует растягивать в улыбке, показывая сомкнутые зубы. Во время выполнения «Заборчика» развивается способность держать зубы сжатыми для совершенствования круговых мышц губ. Что касается «Лопатки», то здесь мышцы языка расслабляются и удерживаются в таком положении не менее 2-4 минут.

Выполнение «Лопаточки»

Начинаем!

Первое артикуляционное упражнение — развлечение, которое можно предложить малышу в 8–9 месяцев, это игра на дудочке. Купите ему свисток, дуделку или свистульку — и пусть он дует в свое удовольствие. Только учтите, что свисток должен быть максимально безопасным, не содержал мелких предметов, которыми малыш может подавиться. Затем можно начинать развивать дыхание для речи и учиться делать правильные вдохи и выдохи.

В этом тоже помогают игры:

  • Дуть на вертушку, чтобы она крутилась;
  • Играть в гонки с бумажными шариками на столе, дуя на них;
  • Выдувать мыльные пузыри;
  • Согревать ладошки дыханием;
  • Сдувать пух с одуванчика.

Параллельно с этим можно начинать заниматься и артикуляционной гимнастикой. Естественно, никто не говорит о постановке тех или иных звуков. Речь, скорее, идет об общем развитии артикуляционного аппарата, о его укреплении. И здесь самое главное правило — не заставлять. Вы должны играть с малышом в гимнастику, а не заниматься ею. И еще — прекращать занятие до того момента, когда малышу надоест, иначе больше он к этому не вернется.

Артикуляционная гимнастика: когда начинать и на что рассчитывать

Оптимальное время для начала занятий — два года: именно сейчас малыш, заинтересованный в общении, начинает формировать и расширять словарный запас. Артикуляционную гимнастику для 2 лет стоит проводить в привычной обстановке, дома, рядом с мамой: так малышу будет комфортнее и спокойнее, соответственно, эффект от таких занятий будет максимальным. Все упражнения нужно давать в игровой форме, подбирая их таким образом, чтобы действия у ребенка получались довольно легко — иначе интерес к занятиям быстро пропадет.

Упражнения артикуляционной гимнастики для детей 2–3 лет способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формированию правильных движений губ, языков, челюсти. Многие родители уверены, что артикуляционная гимнастика для дошкольников нужна только малышам с нарушениями речи, но это не так. В два года у малышей начинает активно расширяться словарный запас, они учатся выговаривать новые звуки и слова. На этом этапе часто возникают сложности при произнесении некоторых звуков — «л», «р», «ш», «щ» — и это не считается каким-то отклонением: логопедические упражнения артикуляционной гимнастики помогут освоить сложные звуки, что в свою очередь позволит ребенку быстрее, активнее заговорить.

Упражнения артикуляционной гимнастики направлены на:

  • подготовку артикуляционного аппарата к выговариванию сложных звуков, слогов, слов;
  • тренировку гибкости и силы мышц речевого аппарата: щек, губ, языка, челюстей;
  • усиление кровообращения в органах, которые участвуют в говорении;
  • обогащение словарного запаса.

Правильная подготовка к артикуляционной гимнастике для малышей — залог успешных и эффективных занятий. Необходимо подготовить небольшое зеркало, через которое малыш сможет контролировать свои движения, мимику. Упражнения следует показывать медленно и по нескольку раз, чтобы ребенок мог точно понять, что от него нужно.

Есть еще несколько несложных правил, которые тем не менее существенно увеличат эффективность гимнастики:

  1. Регулярность — залог успеха. Двухлетние крохи могут заниматься раз в два дня, этого достаточно. Трехлеткам уже хватает терпения заниматься ежедневно.
  2. Заниматься нужно без спешки. Сначала малыш должен повторить упражнение медленно и максимально четко. Когда у него станет хорошо получаться, можно увеличивать скорость.
  3. Нельзя давать ребенку уставать. Продолжительность занятий не должна превышать 15 минут. Если малыш устал раньше, нужно сделать перерыв и вернуться к недоделанным упражнениям чуть позже.
  4. Начинать занятия надо с дыхательной разминки, упражнений с пальчиками или мимикой.

Необходимо вести артикуляционный дневник для записи своих наблюдений

Например, нюансы, на которые требуется обратить внимание во время следующего занятия, или вопросы, которые нужно не забыть задать потом врачу. И еще один момент: не забывать хвалить ребенка даже за незначительные успехи, так получится его мотивировать двигаться дальше

Артикуляционная гимнастика: видео артикуляционных упражнений.

Веселая видеоэнциклопедия артикуляционной гимнастики для дошкольников.

В каждом коротком видео Вы увидите картинку для упражнения, стишок и выполнение упражнения ребенком.  Видео не мои и взяты из свободного доступа в  youtube. Если у Вас есть какие-либо пожелания к их авторам — пишите на их канал.   Если Вы готовы предоставить для этой статьи  свои качественные видео  с выполнением артикуляционных упражнений детьми  бесплатно — то всегда рада. Пишите :-). Пока других видео я не нашла — если Вы поможете нам  их найти, будет замечательно!

3.1.Артикуляционное упражнение «Лягушка»

3.2.Артикуляционное упражнение «Расческа»

3.3. Артикуляционное упражнение «Парус»

3.4. Артикуляционное упражнение «Чашечка»

 3.5. Артикуляционное упражнение «Кошка»

3.6. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»

Артикуляционная гимнастика приносит огромную пользу ребенку. Занимайтесь ей с радостью, придумывайте свои игровые сюжеты, не забывайте делать ее ежедневно, и результат обязательно будет! Желаю Вам успехов!

Много полезных и интересных материалов по развитию речи детей Вы найдете в статьях рубрик «Мир вокруг нас»  и «Развитие речи детей 3-4 лет»

Если эта статья Вам помогла или у Вас возникли вопросы, буду рада, если Вы оставите комментарий!

До новых встреч на сайте «Родная тропинка»!

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”. Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”

Миссия артикуляционной гимнастики в старшей группе

Артикуляционные (речевые) упражнения представляют собой совокупность заданий, выполняемых перед зеркалом и нацеленных на укрепление мышечных тканей аппарата артикуляции, развитие силы, а также гибкости и направленности движений органов, которые задействованы в речи.

Артикуляционная гимнастика является важным элементом работы по развитию речи детей

Целями проведения речевой гимнастики с воспитанниками старшей группы (дети 5–6 лет) является:

  • выработка правильных, скоординированных, движений и поз органов речи (губ, языка, нёба, нижней челюсти);
  • разработка умения объединять элементарные движения органов артикуляции в сложные, то есть правильно проговаривать звуки (в старшей группе это работа с артикуляцией звуков «л» и «р», а также начало дифференциации свистящих – «с»-«ш», «з»-«ж», «ц»-«ч», «с’»-«щ» – и звонких и глухих – «в»-«ф», «з»-«с», «ж»-«ш», «б»-«п», «д»-«т», «г»-«к»);
  • воспитание культуры речи (в работе над упражнениями дети пополняют словарный запас, осваивают грамматический строй языка, что формирует умение грамотно выстраивать свои высказывания).

Гимнастика практикуется с раннего дошкольного возраста, поэтому в старшей группе задачами этой работы является:

  • закрепление базовых движений органов, участвующих в артикуляции (например, вибрацию губ и языка);
  • продолжить начатую в средней группе подготовку органов аппарата речи к произношению звука «р»;
  • получение представления о спинке языка и её способности быть узкой или широкой;
  • тренировка произвольного внимания (дети 5–6 лет уже более осознанно и активно концентрируются на выполнении поставленной задачи).
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий