Можно ли заниматься дома и когда начинать логопедические игры
Некоторые родители предпочитают заниматься с детьми дома самостоятельно. Для этого требуется терпение и понимание. Начинать занятия нужно с 2—3 лет, когда ребенок сможет осознанно повторять задания за родителями. Длительность занятия не должна превышать 15—20 минут
Важно, чтобы оно проходило в игровой форме, так материал проще усваивается
Примерные занятия по изучению звуков:
- Четко произнести тот или иной звук.
- Выяснить, как при этом работают язык, губы.
- Предложить ребенку найти слова, которые начинаются с этого звука.
- Нарисовать букву, вылепить ее или вырезать из бумаги.
Рекомендуется выполнять общую артикуляционную гимнастику. Упражнения делаются 10—15 минут перед зеркалом. Каждое задание выполняется 5 раз:
- Растягивать губы в улыбку.
- Улыбнуться, показать зубы.
- Кончиком языка пройтись вдоль зубов движением влево-вправо — по нижней челюсти, затем по верхней.
- Вытянуть губы в трубочку.
- Открыть рот и положить расслабленный язык на нижнюю губу.
- Приподнять верхнюю и нижнюю губу, не разжимая зубы.
- Широко открыть рот, упереть кончик плоского языка в «бугорки за зубками».
- Толкать язычком щеки изнутри.
- Приоткрыть рот и передвигать язык из одного уголка рта в другой.
Помимо этого, следует уделить внимание дыхательной гимнастике, играм на внимательность (хлопнуть в ладоши, когда будет произнесен нужный звук или слово), подвижным играм для рук. Если без обращения к специалисту занятия ведутся больше месяца и безрезультатно, то однозначно нужно показать ребенка специалисту. Неэффективные занятия только отобьют желание у малыша работать над произношением
Нужно понимать, что если есть сильные дефекты речи, то самостоятельно с ними не справиться
Неэффективные занятия только отобьют желание у малыша работать над произношением. Нужно понимать, что если есть сильные дефекты речи, то самостоятельно с ними не справиться
Если без обращения к специалисту занятия ведутся больше месяца и безрезультатно, то однозначно нужно показать ребенка специалисту. Неэффективные занятия только отобьют желание у малыша работать над произношением. Нужно понимать, что если есть сильные дефекты речи, то самостоятельно с ними не справиться.
Структура индивидуального логопедического занятия,
Организация: МУ центр ”Доверие”
Населенный пункт: г. Ярославль
Идивидуальные занятия проводятся мною в центре психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие».
Продолжительность индивидуального занятия с детьми старшего дошкольного возраста составляет 30 минут, а с младшими школьниками 40 минут. Индивидуальная работа включает три блока.
Первый блок занятия – подготовительный (пропедевтический).
Он включает нетрадиционную артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие дыхания и голоса, логопедический массаж, упражнения на развитие мелкой моторики.
1.Нетрадиционная артикуляционная гимнастика выполняется с пробкой от шампанского.( И.Б. Карелина «Я учусь правильно говорить».) Эти упражнения развивают артикуляционную моторику, общую и мелкую моторику, учат согласовывать речь с движением.
2. Далее выполняются упражнения на развитие дыхания. Они выполняются для нормализации речевого дыхания, формирования сильного, длительного экономного выдоха.
3.Упражнения для развития голоса выполняются для его нормализации.
4.Логопедический массаж выполняю с помощью зубной щетки, он является более щадящим. Проводится для нормализации мышечного тонуса общей мимической и артикуляционной мускулатуры ( он уменьшает проявление высокого тонуса или наоборот тонизирует слабые мышцы речевого аппарата). И.Б. Карелина, А.В. Карелин «Логопедический массаж». Архипова Е.Ф. «Логопедический массаж при дизартрии»
5.Развитие тонких дифференцированных движений в пальцах рук. С этой целью проводится пальцевая гимнастика, упражнение «выложи из палочек, ниток», игры – застежки, су – джок. В работах Бернштейна Н. А., Кольцовой М. М. указывается на прямую взаимосвязь, и корреляционную зависимость моторных функций рук и качеств произносительной стороны речи, т. к. одни и те же зоны мозга иннервируют мышцы органов артикуляции и мышцы пальцев рук.
Второй блок. Основной.
1. Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой по методике Архиповой Е.Ф. «Дерево».
2. Формирование правильных артикуляционных уклада дефектно произносимых звуков. Для этого использую зрительные опоры артикуляции звуков.
3.Далее выполняем упражнения на развитие фонематического слуха. Учу ребенка различать на слух дефектно произносимые звуки. (И. Б. Карелина «Я учусь правильно говорить»).
4.Постановку звуков осуществляю традиционными в логопедии способами.
5. Автоматизацию звуков осуществляю поэтапно в слогах, словах, предложениях.
6. Дифференциацию поставленных звуков с оппозиционными фонемами осуществляю для предупреждения смешений звуков в речи и предупреждения дисграфических ошибок в школьном возрасте. 7.Отрабатываю слова сложной звукослоговой структуры. 8.Тренировку правильных произносительных навыков осуществляю в различных речевых ситуациях, с использованием разнообразного лексико-грамматического материала. Использую игры которые вызывают наибольший интерес у детей (подвижные, сюжетно – ролевые, игры – драматизации). Эти игры позволяют не только автоматизировать звуки, но и развить все стороны речи: лексики, грамматики, способствуют формированию эмоциональной сферы. Лященко М.Ю. «Игры для автоматизации звуков и развития речевых навыков у детей дошкольного возраста».
Третий блок. Домашнее задание.
Включает материал для закреплений знаний, умений, навыков полученных на индивидуальных занятиях.
Желаю успехов.
Опубликовано: 02.11.2020
Структура логопедического занятия при ринолалии
1. Оргмомент.
2. Нормализация моторики нижней челюсти.
3. Массаж твёрдого и мягкого нёба.
4. Гимнастика для мышц мягкого нёба и мышц задней стенки глотки.
5. Массаж лица.
6. Массаж губы (после хейлопластики).
7. Мимическая гимнастика.
8. Артикуляционная гимнастика: для губ, для языка с целью распластать язык, продвинуть вперёд, чтобы он был широким.
9. Дыхательная гимнастика.
10. Работа над голосом.
11. Объявление темы.
12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).
13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
14. Домашнее задание.
15. Итог логопедического занятия.
Структура логопедического занятия по дифференциации звуков
1. Оргмомент с элементами психотерапии.
2. Артикуляционная гимнастика – планируются только самые основные упражнения – моделирующие главные артикуляционные движения того и другого звука.
3. Объявления темы занятия.
4. Проговаривание изолированно звуков, которые отличаются (хоровое, индивидуальное и др.).
5. Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции.
6. Характеристика звуков.
7. Связь звуков с буквами.
8. Развитие фонематического слуха.
9. Дифференциация звуков в слогах.
10. Чтение слогов по таблице или повторение за логопедом, графический анализ слогов.
11. Дифференциация звука в предложении, анализ предложения с графической записью и выделение слов, содержащих изучаемые звуки, выделение самих звуков.
12. Дифференциация звука в тексте.
13. Домашнее задание.
14. Итог занятия.
Структура индивидуального логопедического занятия
1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:
- упражнения по тренировке губ;
- упражнение по тренировке нижней челюсти;
- упражнения для тренировки языка.
2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.
3. Упражнения по развитию речевого дыхания.
4. Упражнения по развитию мимической выразительности.
5. Упражнения по формированию речевого голоса.
6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.
7. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.
8. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.
9. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.
10. Формирование лексико-грамматических представлений.
11. Обучение элементам грамоты.
12. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.
13. Коррекция нарушений чтения и письма (дисграфия, дислексия, дизорфография) у школьников.
Организация логопедической работы в ДОУ
Индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка важен для работы логопеда. Он включает в себя реализацию поставленных задач:
- Поиск речевых проблем.
- Коррекция.
- Профилактика.
Первый визит к логопеду
Для начала работы требуется согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ. Коррекция проходит в индивидуальной и групповой форме. Количество занятий зависит от успехов малыша. Во время занятий дети занимаются:
- Артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.
- Постановкой звуков.
- Закреплением полученных навыков.
Для чего нужен логопед в детском саду
Вот чем занимается логопед в детском саду:
Помощь в постановке звуков.
Развитие мелкой моторики.
Развивает память и внимание.
Учит правильной постановке предложения.
Важно! Логопед с помощью своих упражнений развивает ребенка и дает старт для школьной жизни. Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:. Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:
Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:
- Укреплять мышцы рта.
- Делать артикуляционную гимнастику.
- Играть с мелкими предметами.
- Учить выделять звуки.
Нормативы логопедической службы в ДОУ по ФГОС
ФГОС обеспечивает детей равными правами на получение квалифицированной помощи. В положении установлены принципы работы, направления, формы и режим деятельности логопеда.
ФГОС направлен на осуществление принципов:
- Раннего выявления проблем.
- Сопоставления речи и развития ребенка.
- Сравнение речи в разных ситуациях.
- Индивидуальный подход к ребенку.
При поступлении на работу логопед получает положение о логопедической службе в ДОУ в соответствии с фгос.
Взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя группы
Для решения проблем с дефектами речи необходим комплексный подход, поэтому взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя логопедической группы очень важна. Совместная работа включает в себя:
- Планирование занятий.
- Обмен информацией.
- Развитие интереса к изучению.
- Устранение преград связанных с речевыми проблемами.
- Благоприятную атмосферу в коллективе.
- Подготовку детей к упражнениям с логопедом.
- Совместное закрепление результатов.
- Наблюдение.
Во время игр проходит логопедическое развлечение в подготовительной группе. В это время дети играют в игры, которые способствуют улучшению произношения звуков, развивают логику.
Важно! В игровой форме воспитатель вызывает интерес к буквам, укрепляет отношения в группе, расширяет кругозор, увеличивает словарный запас. Упражнения проходят с использованием дидактического материала, книг, игрушек
Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ
Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ необходимо, ведь речевые проблемы часто бывают следствием психологических. Отклонения в речи сопутствуют низкой активности, недостаточной коммуникабельности, снижением познания мира, плохой памяти, повышенной возбудимости, вспыльчивости, обидчивости, частой смене настроения, плаксивости.
Совместная работа стимулирует речевое и познавательное развитие ребенка. Они занимаются планированием, исследуют результаты, делают рекомендации относительно работы каждого. Пытаются совместно устранить дизартрию и дисграфию.
Педагогическое кредо учителя-логопеда
Логопед понимает, что он нужен детям. Вера малыша в свои силы, вложенная специалистом, творит чудеса. Успех каждого ребенка с речевыми проблемами – это успех педагога. К каждому ребенку можно найти подход, это главное кредо логопеда.
Гимнастика для улучшения речевой функции
Структура логопедического занятия по постановке звука
2. Артикуляционная гимнастика:
- общие артикуляционные упражнения;
- специальные артикуляционные движения;
- упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.
3. Объявление темы урока.
4. Постановка звука.
5. Анализ артикуляции по плану.
6. Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание).
7. Развитие фонематического слуха:
- опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам;
- опознание из слогов;
- опознание из слов.
8. Закрепление звука в слогах.
9. Закрепление в словах.
10. Закрепление в предложениях.
11. Домашнее задание.
12. Итог занятия.
ОНР 2 уровня
Дети с ОНР 2 уровня используют в общении как слова, так и лепетные высказывания. Грамматическая сторона речи серьезно страдает — согласование между существительным и глаголов отсутствует, слова, обозначающие признак или качество предмета, не входят в употребление. Навыки словообразования ребенку недоступны.
Помимо работы с вышеуказанными проблемами требуется также проводить работу по постановке произношения звуков, а также развитию фонематического анализа и синтеза.
Упражнения:
- для улучшения фонематического слуха предлагаются игры на определение нужной фонемы. Например, упражнение «Лови звук». Взрослый четко и не очень быстро произносит слово, при этом ребенок должен захлопать в ладоши или стукнуть ладонью по столу, когда узнает нужный звук;
- «кто ошибся?». Похожая игра, но немного измененная. Педагог произносит слова, заменяя в них определенную фонему, а дети должны топнуть или поднять руку, когда слово будет произнесено правильно;
- игра «Хлопаем в ладошки» немного усложняется. Теперь хлопки будут отделять слоги. Произносим слово по слогам, отмечая каждый из них четким хлопком;
- для развития артикуляционного аппарата в обязательном порядке дети занимаются «Зарядкой для язычка». Задания предлагаются от простого к сложному и с учетом индивидуальных потребностей ребенка.
- «Кто маленький?» — игра на формирование навыков словообразования. Педагог показывает картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей, четко проговаривая их названия. Интонацией выделяется способ словообразования. Теперь ребенок должен сказать, как называется малыш на картинке?
- также проводится работа с изучением согласованием слов. Например, при помощи игры в поиск игрушки. Педагог прячет какой-либо предмет, а ребенок должен по указаниям его найти (ПОД стулом, ЗА книгой и т. д.);
- развитие связной речи проводится в рамках обсуждения игровых моментов и сказок. Взрослый задает детям вопросы — кто приходил на занятие? Куда покатился колобок?
- По-прежнему остаются крайне актуальны игры и упражнения на развитие моторики. Детям предлагаются шнуровки, аппликации, штриховки и раскраски. Пальчиковые игры и зарядка входят в каждое занятие.
Когда нужно обращаться к логопеду-дефектологу?
Логопедические занятия проводятся с детьми возраста 10 месяцев и старше при появлении первых признаков следующих речевых нарушений:
- 10 мес — 1,5 года (когда «словарный запас» ребенка активно пополняется): в лексиконе ребенка долгое время не появляются «новые слова»;
- с 2 до 3 лет (период очень быстрого освоения речи): ребенок употребляет мало частей речи, не проговаривает простейшие предложения;
- с 3-х лет: ребенок не заговорил.
Если после 5 лет ребенок:
- ребенок заикается;
- неправильно выговаривает некоторые звуки; переставляет слоги в словах;
- грамматически неправильно строит фразы (опускает все предлоги, путает падежи, множественное/единственное число, род частей речи);
- испытывает большие сложности логично и последовательно передать смысл высказывания;
- имеет неотчетливую речь: слова смазаны, эффект «каши во рту».
Плюсы и минусы логогруппы
В логопедической практике часто специалисты сталкиваются с проблемой в работе с родителями, препятствующими коррекционному процессу. Среди родителей есть такие, которые побаиваются отдавать своего ребенка в логогруппу, ссылаясь на то, что:
- Малыш может замкнуться в себе, ему будет некомфортно и он может получить стресс из-за смены детского коллектива и взрослых.
- Вдруг в спецгруппе будут дошкольники, имеющие более серьезные нарушения речи, и малыш станет на их фоне говорить еще хуже.
На самом деле существенных минусов и поводов для переживания нет. Несоответствие возрасту, психическим и речевым особенностям детей, определенным в одну подгруппу, − крайне редкое явление, с этим можно столкнуться только в случае несоблюдения правил, прописанных в государственных стандартах.
Если добросовестно проводится работа, согласно всем требованиям, то в посещении логопедической группы можно отметить лишь плюсы:
- В логогруппах маленький набор, благодаря чему каждому воспитаннику уделяется больше внимания.
- Программа обучения дошкольников с нарушениями речи, но при этом с сохранным интеллектом, соответствует общеобразовательному уровню, поэтому при поступлении в школу малыш станет не только хорошо и правильно разговаривать, но и будет знать необходимый учебный материал.
- Ежедневно развитием детей занимается не только воспитатель, но и логопед.
Структура логопедического занятия при заикании
1. Оргмомент с элементами психотерапии.
2. Общая моторная зарядка.
- Для снятия мышечного напряжения;
- Для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела;
- Преодоление двигательных уловок.
3. Речевая зарядка:
4. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный);
5. Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;
6. Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.
7. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи).
8. Работа по закреплению навыков правильной речи:
- Сопряжённая фонема;
- Отражённая фонема;
- Вопросно-ответно форма.
9. Домашнее задание.
10. Подведение итогов.
Актуальны ли логогруппы?
С каждым годом процент детей, нуждающихся в логопедической помощи, растет. Это связано со многими факторами, что в целом обуславливает актуальность детских садиков с логопедическими группами
В условиях массового дошкольного учреждения, где наполняемость в среднем 20-25 детей на группу, педагогу бывает крайне сложно уделить должное внимание индивидуальной работе с каждым воспитанником
Обычный сад предусматривает работу с дошкольниками не только с сохранным интеллектом, но и с нормой речи. Поэтому нередко дети с проблемами в произношении, несмотря на то, что интеллектуально они развиты так же, как и их сверстники, часто замыкаются, не могут найти контакт с другими людьми и со временем начинают отставать.
Если не учесть всех особенностей в развитии дошкольника, проблема никуда не исчезнет, напротив, в школе с ней будет намного сложнее справиться. Так, проблемы с произношением могут повлечь за собой нарушение письменной речи – дисграфию.
Структура логопедического занятия по ФГОС в ДОУ, временные этапы
Составители ФГОС в первую очередь учитывают индивидуальный подход к ребенку и игровую подачу.
В структуре:
- развитие ориентации в пространстве — 5 минут;
- развитие всех видов памяти — 5 минут;
- артикуляция, голос, дыхание — 5минут;
- определение темы детьми — 5 минут;
- фонетика и слоги — 5 минут;
- итоги — 2 минуты;
- оценка работы — 3 минуты.
Внимание! Оценивается степень усваиваемости материала детьми, а не работа педагога
Применение иллюстраций на уроке
При анализе фронтального занятия логопед должен найти подход к ребенку, фокусируя его внимание. Схема оценки:. Схема оценки:
Схема оценки:
- Тема занятия: дифференциация согласных звуков на примере «с», «з».
- Цели: научить различать звуки в паронимах, воспринимать на слух, проявлять доброту и отзывчивость, разработка мыслительной деятельности.
- Оценка соответствия материала задачам и целям.
- Реакция логопеда на неверные ответы.
- Соответствие специфики программы возрасту детей.
- Применение иллюстраций.
- Осуществление дифференциального подхода.
- Применение игровой методики.
- Работа над ошибками.
- Работа ребенка и педагога.
- Результат.
Активизация речевого развития детей дошкольного возраста
Обратите внимание! На основе анализа проводится оценка эффективности работы логопеда
Самостоятельный анализ логопедического занятия в ДОУ
Самоанализ занятий по логопедии является важным элементом в деятельности педагога. Это основной способ повышения квалификации. Качество самоанализа зависит от критического отношения логопеда к своим занятиям, от привычки к рефлексии своих действий.
Критерии и оценки занятий по логопедии
Проводя самоанализ логопедического занятия в школе или детском саду, логопед должен ответить себе на такие вопросы:
- Какова мотивация отбора материала для конкретного занятия
- Дать характеристику группы в целом
- Совпадают ли цели занятия с намеченным планом
- Какова психологическая оценка заданий, которые дети выполняли на занятии
- Какова педагогическая выполненных упражнений
- Охарактеризовать свою общую удовлетворенность занятием
- Оценить результаты и наметить меры по устранению недоработок
Важно! Самооценка является условием творческой работы преподавателя-логопеда. В проведении самоанализа поможет технологическая карта самоанализа логопедического занятия. Самоанализ логопедического занятия в детском саду образец
Самоанализ логопедического занятия в детском саду образец
Как измерить результативность занятия по логопедии
Результативность занятий с логопедом можно оценить с трех позиций:
С позиции обучения.
Анализируется полнота и качество усвоенного материала, умение применить знания на практике. Рассматривается насколько осознанно ребенок усвоил материал. Важным аспектом является дисциплина.
С позиции воспитания и развития.
Проводится оценка личного развития обучающегося, умения оценивать свои и чужие поступки, оценка самостоятельности. Анализируется помощь педагога в развитии творческих способностей ребенка, социальной адаптации, нравственных устоев.
С позиции психологической защищенности в течении занятия.
Оценивается активность ребенка на занятиях, отсутствие негативных эмоций, чувства того, что он тут не по своей воле, отсутствие нервно-эмоциональной напряженности на уроке.
Развитие детской речи — одна из главных целей обучения детей дошкольного возраста. Самые быстрые и хорошие результаты можно получить благодаря совместной работе логопеда, воспитателя и родителей. Занятия в логопедических группах, проработка домашнего задания дома, дополнительные онлайн уроки могут существенно ускорить исправление дефектов речи. Четкая речь — залог хороших отношений со сверстниками.
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения
1. Речевое развитие
- Обогащение и накопление словарного запаса.
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие и совершенствование связной речи, речевого общения.
2. Познавательное развитие
Сенсорное развитие.
Развитие психических функций (память, внимание, восприятие, мышление, эмоциональная сфера).
Развитие моторики (общей и мелкой).
Ознакомление с окружающей действительностью.
Ознакомление с художественной литературой.
Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу разновозрастной группы детей,
обеспечить единство требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для
дальнейшего обучения.
Анализ логопедического занятия
Анализ занятия выявляет эффективность организаторских способностей логопеда. При обнаружении недочётов в подготовке или проведении занятия намечаются коррективы в методической деятельности педагога.
Оценивать составляющие занятия можно при помощи балльной системы. Для этого заполняется технологическая карта.
Бланки самоанализа заполняются самим логопедом и хранятся в методической папке специалиста
Таблица: фрагменты анализа логопедического занятия
Составляющая занятия | Анализ |
Мотивация воспитанников | Принцип мотивации к учению достигался через методы:
|
Дидактические цели | Реализованы. Дети, учитывая их индивидуальные особенности, справились. Во время занятия у детей упражнялись и развивались различные психические процессы, а также развитие зрительного внимания (пространственно-временные представления, вербальной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логического мышления). |
Коррекционно-развивающие упражнения | Были включены задания, предполагающие самостоятельную обработку информации, дозирована поэтапная помощь педагога, перенос способа обработки информации на своё индивидуальное задание. Принципы развития и коррекции высших психических функций представляло собой:
|
Источник |
Грамотная и красивая речь является показателем развития интеллектуальных способностей. Случается, что ребёнок испытывает трудности в произнесении отдельных звуков или при построении фраз. Своевременное диагностирование речевых дефектов и занятия со специалистом помогут избежать серьёзных проблем в дальнейшем.
Схема самоанализа логопедического занятия
1. Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.
2. Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.
3. Характеристика логопедом ребенка (группы).
4. Мотивировка отбора материала для данного занятия.
5. Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений, выполненных
детьми на занятии.
6. Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов целям и содержанию занятия.
7. Удовлетворенность или не удовлетворенность логопеда занятием (его отдельными частями).
8. Меры, намечаемые логопедом по устранению отмеченных недостатков.
9. Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.
10. Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда.
Этот перечень вопросов, конечно, нельзя назвать исчерпывающим. Возможно проведение анализа и самоанализа не по всем параметрам, а, например, по двум-трем из перечисленных. Это зависит от того, какую задачу ставит перед собой логопед
Важно только, чтобы самоанализ проходил сразу после занятия, под влиянием свежих впечатлений. Он лежит в основе начала подготовки к новому занятию
Схема экспертной оценки логопедического занятия
Объект | Критерии |
Учитель-логопед | Уровень профессиональной деятельности; оптимальность выбранного стиля общения с дошкольниками; качество речи логопеда: темп, дикция, эмоциональность; внешний вид; мимика; жесты |
Дошкольники с речевыми нарушениями (объект-субъект деятельности) | Речевая и познавательная активность, самостоятельность; степень организованности и заинтересованности; |
Содержание деятельности учителя-логопеда и дошкольников | Степень реализации принципов общедидактических и специальной педагогики (принципы развития, учета симптоматики нарушения и структуры дефекта и т.д.) |
Способы взаимодействия логопеда и детей | Рациональность, эффективность использования времени; эффективность воздействия наглядности; степень оптимального сочетания разных форм деятельности детей (подгрупповых, индивидуальных) |
Главная коррекционная цель занятия в соотношении с его результатом | Реальность, достижимость цели занятия; определение того, что и в какой степени способствовало развитию, воспитанию и коррекции речевых и других недостатков у детей |
Такой анализ подчеркивает двусторонний характер коррекционного процесса: его эффективность зависит не только от индивидуально-типологических особенностей детей, но и от уровня профессионально-личностных качеств, профессиональных знаний и умений логопеда. Использование экспертной оценки позволяет выделить следующие типичные недочеты и ошибки в проведении логопедических занятий с детьми:
Затруднения в реализации дифференцированного подхода (не учитываются стартовые характеристики, индивидуальные особенности и темп развития отдельных дошкольников; основное внимание логопеда направлено лишь на 30-35% состава группы – преимущественно на хорошо успевающих детей);
Односторонняя направленность деятельности логопеда, который все занятие «берет на себя»; это нарушает формирование обратной связи: от ребенка к логопеду;
Формальный подход к реализации принципа наглядности (материал демонстрируется не вовремя, задолго до того момента, как он будет необходим по логике построения занятия);
Затруднения в реализации принципов доступности и посильности (занижение, завышение требований к детям).
На эти проблемы и рекомендуется обращать внимание при планировании и проведении логопедических занятий. Степанова О.А
Справочник учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2009
Степанова О.А. Справочник учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2009
Материал подготовлен Ириной Ереминой
Share
|
Логопедические занятия – Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук [г] и буква Г»
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук и буква…» Ход занятия. I. Организационный момент. Логопед. Сядет тот, кто мне скажет, какой первый звук в словах: дом, ком, том , пол , кот , тыл, лом, мак, сом, нос, сок, ток, кол Сообщение темы. На доске висят картинки со звуком Логопед: Посмотрите внимательно. Что изображено на…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Логопедическое занятие по развитию связной речи «Животные Африки» Цель: развитие связной речи Задачи: • Коррекционно-обучающие: активизировать словарь детей по теме “Животные Африки”; учить образовывать сложные существительные из двух основ; учить составлять рассказы о животных по графическому плану-схеме; учить высказывать свою мысль….
Конспект игры по «Геокешингу» в старшей логопедической группе «Путешествие в страну Здоровейкино» Конспект игры по “Геокешингу” в старшей логопедической группе. Тема: “Путешествие в страну Здоровейкино!” Цель: сформировать у детей представление о здоровом образе жизни; закрепить основные составляющие здоровья, вызвать желание заниматься физической культурой. Задания помогают…
Игры-эксперименты на логопедических занятиях Один из основополагающих принципов ФГОС дошкольного образования – формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Именно через познание осуществляется развитие детей в дошкольном возрасте. Малыши — очень любознательный…
Логопедические занятия – Конспект логопедического занятия на лексическую тему «Игрушки»
Статья «Конспект логопедического занятия на лексическую тему…» Лексическая тема «Игрушки». Звуки , , , Занятие 1 Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений об игрушках, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Уточ¬нение и активизация словаря по…
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков -» Цель: уточнение и сравнение артикуляции и звучание звуков . Задачи: Образовательные: выделение звуков С,Ш из начала и середины слова, Коррекционно-развивающие: развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов со звуками , развитие фонематического восприятия,…
Конспект открытого урока в рамках акции по профилактике ДТТ «Внимание — дети!» в подготовительной логопедической группе Цель: Обобщить знания детей о правилах дорожного движения. Задачи: Закрепить знания детей о видах транспорта. Закрепить правила пользования общественным транспортом
Закрепить знания детей о сигналах светофора. Закрепить умение различать и понимать значение некоторых дорожных…
Закрепить правила пользования общественным транспортом. Закрепить знания детей о сигналах светофора. Закрепить умение различать и понимать значение некоторых дорожных…
Автоматизация звука . Для домашних логопедических работ. Занятие 10 Занятие 10. Упражнение «Измени предложение» Я повесил светлые занавески. Ты повесил светлые занавески. Он повесил светлые занавески. Она повесила светлые занавески. Они повесили светлые занавески. Мы повесели светлые занавески. Вы повесели светлые занавески. Я вижу весь…
Логопедические занятия – перейти на главную страницу рубрики.
Страницы: 3 …
Логопедические занятия в детском саду
Логопедия — область педагогики, в которой выявляются речевые нарушения, подвергающиеся коррекционному влиянию.
Логопед в ДОУ
Работа логопеда сводится к следующему:
- Обучить ребенка правильному произношению.
- Развить моторику (стимуляция пальчиков активизирует речевой центр мозга).
- Придание речи связности.
- Фонетический слух (ребенок должен воспринимать звуки на слух).
- Формирование содержательной речи (логика и осознание сказанного).
Обратите внимание! Работа с логопедом необходима каждому малышу с проблемами речи, а не только тем, кто не выговаривает, например, звук «р»
Развитие моторики
Виды и задачи
Занятия с логопедом делятся на следующие виды:
- Индивидуальные — когда специалист работает с малышом один на один, использует различные игры и упражнения.
- Подгрупповые — уроки проходят с несколькими ребятами, имеющими одинаковое нарушение.
- Фронтальные — работа проходит в коллективе, состоящем из детей с различными дефектами речи.
Обратите внимание! Для каждого из видов предусмотрены индивидуальные уроки, зависящие от возраста ученика
Рабочая программа логопеда
Рабочая программа логопеда в детском саду составляется в соответствии с целевым ориентиром ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) — воспитание всесторонне развитой личности. При этом содержание разработки отражает положения образовательной программы, принятой в ДОУ, и программы коррекции.
Программа включает:
- сведения о воспитанниках: возрастная категория, диагнозы (речевые дефекты);
- Список актуальных задач;
- календарно-тематическое планирование на год;
- график диагностических мероприятий (беседы с воспитанниками, анкетирование, тестирование);
- план взаимодействия с другими специалистами ДОУ: воспитателем, музыкальным руководителем, учителем физкультуры, психологом;
- предполагаемая работа с родителями: консультации, мастер-классы.