Медленно думает. Плохо понимает причинно-следственные связи
Нормальное развитие ребенка напрямую зависит от полученного опыта. Когда родители развивают ребенка, рассказывая ему, как устроен мир и причины тех или иных действий — расширяют кругозор, а затем дают посильные задания, ребенок приобретает опыт и развивает мышление.
Требуется помощь, если:
- ребенок закатывает истерики при непонятной ему ситуации, вопросе
- во время занятий или игр, при старой инструкции, но новых предметах, не понимает, что нужно делать. Приходиться заново объяснять правила
- плохо отвечает на вопросы
- ребенок нервничает, не может выразить свои эмоции
- давая задание ребенку, требуется пауза, чтобы ребенок осознал, понял задание. А так же повторение несколько раз одного и того же, т. к. большая часть информации «пролетит мимо ушей»
- ребенок постоянно просит помощи, не хочет проявлять самостоятельности
Специальная программа Лопатиной Л. В.
В группах дошкольных учреждениях дети ходят на разные занятия: представления об окружающем мире, формирование математических представлений, физкультуру и т. д.
Немало споров среди родителей и педагогов идет о том, что лучше использовать: общую программу или адаптированную основную образовательную программу Лопатиной Л. В. для детей с ТНР.
В документе указаны три ступени развития — для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Каждая содержит подробную информацию о том, в каких направлениях должна идти работа. Обучение способствует развитию следующих сфер:
- социально-коммуникативной;
- познавательной;
- физической;
- художественно-эстетической.
Обязательно проводится логопедическая коррекция. Разделение на три возрастных периода позволяет учитывать потребности детей и делать обучение максимально эффективным.
Обратите внимание! Весь лексический материал подбирается с учетом речевых проблем дошкольников. Исключаются сложные слова, и подготовка к обучению грамоте идет иначе, чем при обычном обучении. При изучении применяется иная последовательность звуков (начинают с легких и заканчивают сонорными)
При изучении применяется иная последовательность звуков (начинают с легких и заканчивают сонорными).
В ДОУ дошкольник не только учится, но и социализируется. Его развитие проходит через игровую деятельность.
Что лучше выбрать
Родители часто боятся выбирать адаптированную программу, так как считают ее подходящей для лиц с нарушениями интеллекта. На самом деле она разработана специалистами для решения нескольких задач:
- устранения нарушений;
- предупреждения развития осложнений в школьное время;
- обеспечения гармоничного развития личности.
Адаптированная программа для детей с нарушениями речи позволяет учитывать особенности этой категории дошкольников.
Родители — полноценные участники коррекционного образовательного процесса, они тоже выполняют определенные задачи
При проблемах со зрением или слухом дошкольнику пишется особенная программа, которая учитывает нарушения. Это позволяет делать реализацию обучения максимально эффективной.
Обратите внимание! Общеобразовательная программа, особенно в школе, не учитывает индивидуальных особенностей. Поэтому дети могут страдать от плохих оценок и отставать от коллектива. Все это будет почвой для негативных переживаний
Все это будет почвой для негативных переживаний.
Специальные детские учреждения
Существуют коррекционные детские сады и школы, которые принимают детей с разными нарушениями. В них подобраны специалисты, которые нужны для коррекции.
Образовательные учреждения речевого профиля обеспечивают особый режим и помощь логопеда. Воспитатели выполняют с детьми специальную артикуляционную гимнастику и развивают навыки самоконтроля. Весь лексический материал подбирается индивидуально.
Занятия проводятся как в группе, так и индивидуально. Все это позволяет максимально эффективно решить проблемы с речью.
https://youtube.com/watch?v=J_PmLnTR91M
Отказывается учиться и плохо запоминает информацию
С раннего возраста у ребенка формируется познавательный интерес. Он двигается, ползет к интересным ему предметам, рассматривает их, тянет в рот. Данный интерес малыша развивается хорошо в такой семье, где все члены проявляют интерес к ребенку: задают вопросы, играют, занимаются.
Но если в семье принята другая форма общения (через гаджеты, телевизоры и т. д.) такой интерес слабо развит
Все внимание ребенка переключается на экран и некоторая информация об окружающем мире проходит мимо него
К четырем годам можно уже четко определить область интереса ребенка. Через познавательный интерес у ребенка формируется память:
- Зрительная — малыш запоминает как выглядит предмет
- Мышечная — ребенок знает, что делать с предметом
- Слухоречевая — знает как предмет называется, как он произноситься, информацию о нём.
Требуется помощь специалиста, если:
- ребенок запоминает зрительную информацию, при этом не может соотнести действия с предметом. Например, знает дорогу в магазин, но самостоятельно не может до него дойти, теряется
- малыш неделями учит новые словарный
- делает ошибки при построении предложения или фразы. Например, неправильно говорит окончания, падеж, род, или «теряет» глаголы
- при изучении чего-то нового (игры, деятельности, заданий) торопиться, плохо координирует движения, не смотрит на предметы, потом теряет интерес при неудаче. Затем не хочет заниматься подобной деятельностью
Все вышеописанные причины, по которым стоит обратиться к дефектологу, носят рекомендательный характер.
https://youtube.com/watch?v=vS6t70rZLb4
Post Views: 3 341
Игры для ребенка с ТНР
Существуют разные интерактивные презентации, которые очень привлекают дошкольников. Для лиц с проблемами речи они решают разные проблемы. Например, учат выделять звук в слове.
Для этого берется интерактивное пособие с картинками, где подобраны предметы с определенным звуком в начале и конце слова. Если дошкольник правильно нажмет курсором на объект, прозвонит колокольчик, если нет – то будет гудок.
Игры могут решать проблемы использования разных частей речи. Для этого предлагается картинка, где котята находятся в разных местах. Дошкольнику нужно назвать, кто и где стоит.
Разные тренажеры помогают развивать речевой выдох, который нужен для произношения некоторых звуков
Отдельно выделяют игры на развитие слухового внимания. Начинают с неречевых звуков — шум листвы, музыкальные инструменты и т. п. Ребенку показывают образец звучания и картину, после включают их в случайном порядке, и дошкольнику нужно определить, что именно прозвучало.
Проблемы дефектологии
В современных условиях не все лица с ОВЗ получают помощью. Есть малыши со сложной структурой дефекта, например, слепоглухие. До прошлого века все они считались необучаемыми, пока известный американский педагог Энн Салливан не показала пример обучения такого ребёнка. Именно её фотография является заглавной к этой статье.
Её ученица, Хелен Келлер, потеряла возможность слышать и видеть после тяжёлой болезни. Участь девочки была незавидной — приют. Но Салливан доказала, что её можно адаптировать к обществу. Келлер стала активисткой, писательницей, лектором. Её деятельность широко освещалась в обществе. Однако в современном мире обучение таких детей сопряжено с рядом трудностей.
Возросшее количество малышей с расстройством аутистического спектра (РАС) требует от дефектологов разработки новых программ обучения. В прошлом веке их было принято считать умственно отсталыми, но современные исследования опровергли это. Работа с такими детьми должна быть направлена на развитие коммуникативных навыков.
Подводя итог можно сказать, что дефектолог проводит крайне сложную, но очень важную работу. Важную как для малыша, так и для его родителей. Это позволяет максимально социализировать детей в обществе.
статья содержит цель коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога, задачи. направления и содержание.
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_uchitelya_s_detmi_s_zpr_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 29.88 КБ |
Не подчиняется правилам, закатывает истерику
После двух лет у ребенка, который развивается нормально, начинает формироваться волевое поведение. Для достижения определенных целей, ребенок преодолевает препятствия, совершает определенные действия. Развитие таких качеств напрямую зависит от реакции взрослых.
Если они постоянно учат ребенка правилам, нормам поведения, то ребенок растет послушным, умеет ждать, подчиняться, следовать режиму. Он вырастет общительным, любознательным и спокойным.
Стоит обратить внимание и попросить помощи специалиста, если:
- ребенок долгое время добивается цели криком
- не умеет ждать
- родители не могут приучить ребенка к режиму
- ребенок не подчиняется правилам
- малыш терпит неудачу, то сразу теряет интерес и бросает начатое
- ребенок выражает протест всякий раз, когда родители пытаются привлечь его к выполнению задания: кричит, кидает предметы, падает на пол, напрягает или расслабляет мышцы всего тела
Проблемы обучения и воспитания таких детей
Организм состоит из взаимосвязанных структур. Высшие психические функции влияют друг на друга. Без речи ребенок не сможет полноценно взаимодействовать с окружающим миром, и его познавательные способности пострадают.
Проблемы видны с раннего возраста. Ребенок молчит либо ограничивается двумя-тремя словами
Поэтому дети с речевыми нарушениями получают дефектологическую помощь в специальных образовательных учреждениях. Там с ними занимается логопед и психолог. Производится полноценная коррекция, которая позволяет полностью убрать нарушение или снизить его проявления.
Важно! Чем раньше оказана помощь, тем лучше, так как в дошкольном возрасте проходит сензитивный период развития речи. Он благоприятен для решения проблем коммуникативной сферы. После начальной школы практически невозможно что-либо скорректировать
После начальной школы практически невозможно что-либо скорректировать.
Современные специалисты начинают работать с детьми с трехлетнего возраста. Это позволяет снизить вероятность негативных последствий. Без своевременной помощи ребенок с тяжелым нарушением речи (ТНР) будет с трудом усваивать учебную программу.
Характеристика детей с ТНР
При проблемах с речевым развитием дети обладают рядом специфических особенностей. У них снижена концентрация внимания, нарушена речеслуховая и зрительная память. Могут наблюдаться некритичные отклонения в мышлении. Они обусловлены не умственной отсталостью, а проблемами с высшими психическими функциями.
Обратите внимание! В детском коллективе ребенку с ТНР трудно находиться. Из-за того, что он не может полноценно контактировать со сверстниками, он быстро выходит из себя и начинает злиться. У дошкольника с ТНР отмечаются проблемы с мелкой моторикой
Он не любит застегивать пуговицы и молнии, зашнуровывать ботинки и т. п. На занятиях в детском саду ему трудно держать кисточку и карандаш
У дошкольника с ТНР отмечаются проблемы с мелкой моторикой. Он не любит застегивать пуговицы и молнии, зашнуровывать ботинки и т. п. На занятиях в детском саду ему трудно держать кисточку и карандаш.
Тяжелые нарушения речи развиваются из-за проблем с нервной системой
Могут наблюдаться отставания в игровой деятельности. Из-за дефекта ребенок предпочитает одиночество и замкнутость.
Особенности семей
Родители не всегда понимают, какое нужно обучение и воспитание детям с нарушениями речи. Некоторые мамы и папы предпочитают не замечать проблем. Они не беспокоятся, если ребенок не разговаривает в три года или что у него очень бедная речь, которая ограничивается 2-3 словами.
Родители могут по-разному воспринимать новость о диагнозе ребенка. Адекватные взрослые хорошо реагируют и готовы работать со специалистами. Некоторые идут по пути отрицания и не верят в существование нарушения. Такие матери склонны к депрессии, тревожности, переживаниям.
Семья занимает важное место в коррекционном процессе. Родители занимаются с детьми, выполняют с ними домашние задания, развивают навыки самоконтроля
Обратите внимание! Семейное воспитание учитывают при составлении программы обучения. Если взрослые готовы участвовать в процессе, то это ускорит работу специалиста
Отличительные черты детей с ТНР
Расстройства речевого спектра негативно отражаются на эмоционально-волевой сфере, межличностных отношениях и психической деятельности. Отмечается несформированность фонематической системы, которая отвечает за различение звуков языка.
Важно! У ребенка обязательно проверяют физиологический слух. Даже незначительное снижение может вызывать проблемы с речью. При подтверждении диагноза требуется особая помощь
При подтверждении диагноза требуется особая помощь.
При обучении чтению отмечаются сложности с формированием зрительного восприятия. Дети не различают буквы и затрудняются с различием предметов. Страдают пространственные представления: лево-право, верх-низ и т. п.
Характеристика ребенка с ТНР включает и особенности эмоционально-волевой сферы. Такой дошкольник не будет иметь целеустремленности, желания достигать чего-то и преодолевать сложности. Он быстро сдается и отказывается делать нечто новое.
Воспитывать детей с ТНР тяжело. Не только педагогам нужно учитывать особенности развития
Родители тоже должны принимать это во внимание
Адаптированная программа для детей с ТНР
С введением ФГОС садам и школам стало проще выбирать образовательные программы. Все педагоги получили доступ к разработкам специалистов и на их основе уже могут строить свою работу.
Обратите внимание! Реестр ФГОС содержит программы, которые учитывают все виды нарушений. Это зрение, слух, проблемы с опорно-двигательным аппаратом и другие. Все тексты подготовлены специалистами высокого уровня
Есть там и Лопатина «Программа воспитания и обучения дошкольников с ТНР»
Все тексты подготовлены специалистами высокого уровня. Есть там и Лопатина «Программа воспитания и обучения дошкольников с ТНР»
Это зрение, слух, проблемы с опорно-двигательным аппаратом и другие. Все тексты подготовлены специалистами высокого уровня. Есть там и Лопатина «Программа воспитания и обучения дошкольников с ТНР».
Она примерная и является основой. Логопеду и воспитателю придется ее корректировать с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Она содержит несколько ступеней, и постепенная ее реализация позволит помочь ребенку избавиться от проблемы.
Дефектологическая помощь
Образование детей начинается с детского сада. Уже в этот период они начинают посещать первые занятия и привыкают работать с педагогами. Индивидуальные уроки позволяют учитывать особенности каждого ребенка и работать с ним в определенном темпе.
Примерная программа помогает логопеду правильно построить свою работу. Он понимает, какую сторону речи исправлять и в какой последовательности ставить звуки.
В коррекционном учреждении ребенок получает комплексную помощь
В средней и старшей группе детского сада с ребенком занимается психолог. Он эффективно корректирует нарушения высших психических функции и занимается снятием комплексов.
При необходимости назначается физиотерапия, которая позволяет решить проблемы тонусом. Проводят сеансы курсом.
В своей работе специалисты опираются на специальную литературу. Например, логопеды могут использовать книги Вакуленко или Нищевой. В них собраны разные задания и конспекты.
В школе тоже могут проходить занятия со специалистом. После второго класса обнаруживаются проблемы с письменной речью. В таком случае в начальном звене проходит контроль специалиста.
Не стоит бояться работы с логопедом. Этот специалист поможет ребенку освоить русский язык и избавиться от дефекта
Дисграфию и дислексию можно ставить только перед переходом в третий класс. До этого дети с ТНР входят в группу риска. В школе для работы используют книги Елены Кисляковой.
Работа дефектолога с детьми в детском саду
Работа дефектолога в деском саду заключается в том, чтобы воспитывать, обучать, знакомить с окружающим миром, расширять кругозор, приобщать к общечеловеческой культуре и много другое. Перечень деятельности дефектолога в детском саду весьма обширен. Непосредственно для каждого ребенка педагог самостоятельно подбирает направления коррекционной работы. Выбор зависит от общего уровня развития ребенка, его возраста и выявленного у него вида нарушения.
Замечание 1
Общей целью работы дефектолога в детском саду является формирование у каждого ребенка устойчивой мотивации к обучению.
Работа дефектолога в детском саду включает в себя следующие этапы:
- Первый этап – всестороннее обследование, направленное на изучение всех сторон развития ребенка. Например, педагог устанавливает, как ребенок вступает в контакт, каков у него рабочий темп, обследуется понимание устных инструкций, слуховое и зрительное восприятие.
- Второй этап – разбивка детей на группы, в зависимости от полученных результатов обследования. В том случае, если ребенок не способен работать в группе (например, аутисты), то для них занятия будут проводиться индивидуально.
- Третий этап – непосредственно коррекционная работа, по индивидуально составленным планам.
Проведение дефектологом занятий осуществляется в следующих направлениях:
- Ознакомление с окружающим миром – направлено на формирование представлений о мире, природе, животных и явлениях; развитие ответственности и внимательности за собственные действия.
- Развитие элементарных математических представлений – педагог знакомит детей с величиной и формой предметов, а также их иными характеристиками.
Большое внимание дефектолог уделяет сенсомоторному развитию у детей. С детьми проводят пальчиковые игры, конструирование с использованием различных по размеру деталей, обследование разнообразных необычных предметов, природных материалов и т.д
Помимо работы с детьми, дефектолог проводит работу и с их родителями. Работа с родителями проводится в форме консультаций (групповых и индивидуальных), беседы, разговора и т.д.
Замечание 2
Приемы и методы работы дефектолога зависят от вида и степени нарушения. Коррекционный образовательный процесс строится на основании особенностей нарушения.
При работе с детьми, имеющими проблемы со слухом, работа дефектолога направлена на то, чтобы помочь ребенку адаптироваться в окружающем мире. При тугоухости проводится коррекционная работа по сохранению и развитию коммуникативных навыков, при глухоте детей обучают языку жестов.
Работа с детьми, имеющими проблемы со зрением, направлена так же на их успешную адаптацию в обществе. Для этого дефектолог учит детей по специальным книгам, при работе с которыми детям предоставляется возможность сформировать необходимое представление об окружающем мире и научиться читать.
Еще одним немаловажным направлением является работа по формированию у детей навыков самообслуживания. Это связано с тем, что зачастую родители стремятся во всем помогать ребенку, порой даже делая за него большую часть работы и тем самым лишая его возможности быть самостоятельным и обслуживать себя самому.
Самостоятельность и самообслуживание имеют большое значение для дальнейшей успешной жизнедеятельности ребенка
Не всегда рядом с ребенком (подростком) смогут быть взрослые, именно поэтому важно привить жизненно необходимые навыки. К таким навыкам относятся – самостоятельно одевание, уборка за собой игрушек и вещей, умение вымыть руки и лицо, приготовить чай и т.д
Замечание 3
Таким образом, работа дефектолога в детском саду заключается в организации эффективного коррекционного образовательного процесса в зависимости от вида нарушения у ребенка; формирование необходимых навыков для успешной адаптации и социализации в современном обществе.
Не понимает инструкции. Отказывается ее выполнять
Ребенок не всегда слушается родителей. Особенно это заметно в 2,5-3 года. Ребенок переживает кризис — это норма. Он может капризничать, потому что не может справиться с эмоциями; «показывает характер», вредничает, делает все наоборот
Но с ним всегда можно договориться, переключить его внимание на другие предметы, окружающий мир, т. д. Ребенок научиться справляться со своими эмоциями и капризы пройдут
Помощь потребуется если:
- ребенок длительное время не понимает слово «нельзя», закатывая истерики при этом
- видите агрессивное поведение на любые попытки воспитания
- ребенок на просьбу выполнить задание или инструкцию — убегает, прячется в угол, начинает хулиганить, баловаться, закатывает истерику.
Ребенок «находиться в своем мире»
В раннем и дошкольном возрасте ребенок может так увлечься какой-то игрой, деятельностью, что может отключиться от окружающего мира. И это нормально, если только его можно переключить на что-то другое, едва коснувшись или заговорив с ним.
Обязательно следует обратиться к специалисту, если:
- ребенок плохо реагирует на прикосновения
- нельзя достучаться до ребенка, пока чем-то занят
- вызывают интерес только игрушки, которые звучат, двигаются, светятся
- ребенок постоянно играет в одни и те же монотонные игры: бросает игрушки, бегает по квартире, кружиться, расставляет предметы в ряд. При попытке взрослых переключить на начинает нервничать, пытается вернуться снова в свою игру
- ребенка не интересует, что происходит вокруг него
- малыш не подражает взрослой деятельности
Примеры методов работы
Образовательный процесс строится исходя из особенностей нарушения. Например, при проблемах со слухом возникает распад устной речи. Особенно это касается дошкольного возраста, так как в этот период идёт активное формирование речи.
Потеря слуха, отсутствие нормальной коммуникации приводит к тому, что малыш начинает молчать. При отсутствии должной коррекционной поддержки он навсегда теряет навык. В дальнейшем его обучают жестовому языку, но это сильно ограничивает его возможность интеграции в обществе.
Для этого создают специальные объёмные книги. Они выполнены из разного материала и изображают: здания, улицы, животных, растения. Всё это позволяет ученикам с нарушением зрения сформировать представления об окружающем мире.
Немаловажно прививать навыки самообслуживания, так как порой родители не дают ребёнку это делать, лишая его шанса на самостоятельную жизнь. Ближе к школе начинается подготовка к овладению шрифтом Брайля
Это рельефный точечный рисунок, который является аналогом обычного письма. Слепые через пальцы воспринимают его и читают написанное.
Олигофренопедагоги занимаются детьми с интеллектуальными нарушениями. Это задержка психического развития и умственная отсталость. Работа с такими учениками строится на развитии мышления. Им также прививаются навыки самообслуживания, коммуникации. Детей с лёгкой степенью умственной отсталости приучают к труду.
Ребенок не говорит
Очень часто можно услышать, что если ребенок не говорит до 3-х лет — ничего страшного. Он просто молчун, потом разговориться. Особенно это касается мальчиков. Нормы речи тут.
Но как показывает практика, ребенок редко начинает говорить после 3-х лет самостоятельно. Он не видит потребности в устной речи, ведь его и так понимают, достаточно показать пальцем или заплакать. Так зачем же прилагать усилия?
Такая проблема может возникнуть в результате гиперопеки или наоборот, отсутствия общения внутри семьи; неврологических нарушений, как правило незаметных, и т. д. Причину как раз и может выяснить дефектолог.