А вашего ребенка бьет учитель?

Почему учитель бьет ученика: пути решения проблемных ситуаций в школе

Вопрос, как сделать школу безопасной и востребованной площадкой для обучения наших детей, требует решения. На тренинге «Системно-векторная психология Юрия Бурлана» объясняется причина непонимания взрослых и детей, конфликтных ситуаций в школе между учителем и учеником.

В силу наших природных особенностей, разных навыков и умений, наших разных желаний и взглядов на жизнь, мы неправильно оцениваем поступки и действия других людей.

Они кажутся нам в корне неверными и нежелательными относительно нашего восприятия.

Ребенок от природы любознателен и стремится к тому, чтобы развиваться, получать новые знания. Это естественный путь его развития. Увлечь ребенка можно чем угодно. Надо лишь правильно расставить приоритеты в образовательном процессе на уроках.

Когда учитель умеет распознавать психику ребенка, определять его по свойствам, заложенным природой, то он знает, как с ним правильно взаимодействовать. Если учитель может определить учащегося по векторам, то сможет увлечь его любой темой, найти путь донести до этого ученика материал.

Все начинается с понимания психики детей.

Понимание врожденных желаний наших детей, знание их особенностей и природных данных решает вопрос с конфликтами и нежеланием детей учиться.

Учитель понимает истинные потребности учащихся, с помощью системных знаний он может создавать наилучший микроклимат в классе. А родители, в свою очередь, распознавая людей по векторам, могут научиться определять с первого взгляда идеально подходящего учителя своему ребенку.

Только когда учитель вовлечен в свою профессию, компетентен и всей душой любит детей, готов им отдавать свои знания, тогда школа будет самой безопасной площадкой для обучения. Где нет места неприязни, конфликтам, дракам. Где есть взаимопонимание и вовлеченность в процесс обучения.

Отдавая своих детей в заботливые руки квалифицированному специалисту, будем воспринимать школу как важный, ценный и необходимый этап развития наших детей.

Если вы родитель или учитель образовательного заведения, то узнать больше о психике детей вам помогут эти статьи:

Записаться на бесплатные лекции тренинга «Системно-векторная психология» можно тут.

О том, как на практике можно найти подход даже к самому сложному ребенку, смотрите видео:

Действия родителей, желающих прекратить насилие по отношению к своему ребенку

Для начала попытайтесь урегулировать конфликт в рамках учебного заведения, для этого потребуется привлечь директора и психолога. Если же переговоры и попытки решить все мирным путем не дали результата, тогда есть смысл обратиться с заявлением в полицию, а если нужно, то и в суд. Бывают ситуации, когда персональные данные преподавателя родителям неизвестны. В этом случае сотрудниками правоохранительных органов проводится ряд мероприятий, направленных на установление личности виновника инцидента. После того, как потерпевшая и обвиняемая сторона допрошены, все материалы подкрепляются обвинительным актом и направляются в суд.

Если вы хотите выиграть дело, не пожалейте денег и наймите хорошего адвоката. Дело в том, что не все знают, как правильно подается заявление в суд, как собирается пакет необходимых документов, доказательная база. А опытный юрист, разбирающийся в тонкостях юриспруденции, может в этом помочь. Кроме того, он знает, как правильно себя нужно вести на заседании, как отвечать на вопросы, и сможет научить этому вас. Наладив сотрудничество, вы сможете с легкостью достигнуть желаемого и наказать учителя, который обидел вашего ребенка и возможно других детей.

Что касается того, по каким критериям следует выбирать адвоката, то основными являются:

  • уровень образования;
  • положительный опыт;
  • квалификация;
  • умение отстаивать свою точку зрения, убеждать;
  • грамотность.

Порядок действий, когда учитель ударил ученика

Конфликты учеников и учителей возникают во многих странах, например, в Украине, Казахстане и т.д. Россия также не исключение. Если говорить о том, что может спровоцировать учителя применить к ребенку физическую силу, например, ударить по голове, то причин много.

Известно, что поведение детей часто оставляет желать лучшего, и если педагог не смог организовать учебный процесс должным образом, то контролировать учеников будет сложно. Постоянное психологическое напряжение, возможные издевательства со стороны школьников или нервный срыв могут повлиять на то, что педагог перестает держать себя в рамках.

Когда родители школьника узнают о действиях педагога, первое их желание – это обращение в полицию. Но на практике с заявлением лучше подождать. Сначала нужно решить конфликт внутри школы, обратившись к администрации для выяснения обстоятельств. Если учительница действительно виновата, то она обязательно понесет ответственность.

Если уладить дело мирно не вышло, то права этих родителей могут быть восстановлены в суде. Естественно, процесс длится долго. Но если есть необходимость в том, чтобы остановить и наказать педагога, то следует обращаться к правоохранительным органам. Процедура состоит из следующих этапов:

  • оформление и подача заявления в полицию;
  • сбор доказательств избиения (медицинское освидетельствование).

В заявлении следует подробно описать обстоятельства дела, указать личные данные учителя и возможных свидетелей, а также другую важную информацию. Можно обратиться к опытному адвокату. Родитель пострадавшего школьника может взыскать с учителя моральный ущерб. Для этого следует подготовить и подать соответствующий судебный иск.

Как избежать повторения драки в школе

К сожалению, в жизни бывают ситуации, когда без драки не обойтись. Но в большинстве случаев насилия можно избежать

Поэтому категорически важно научить ребёнка тремя вещам:

  1. решать проблемы миром;
  2. постоять за себя, когда нет другого выхода;
  3. уметь отличать первую ситуацию от второй.‍

Учите ребёнка отвечать за свои поступки. Если он объясняет свои действия словами вроде «Потому что они меня достали!», напомните, что это был его выбор: «Не они достали, а ты разозлился. Никто не может заставить тебя драться, только ты принимаешь решения».‍

Учите выражать желания и чувства словами. Чаще беседуйте с ребёнком: просите, объясняйте, аргументируйте, доказывайте. Пусть он поймёт, что есть много способов добиться желаемого без кулаков. С младшим школьником можно поиграть в урегулирование конфликта: разыгрывайте сюжеты с помощью игрушек и находите вместе цивилизованные решения споров

Если делать это непринуждённо, будет и познавательно, и весело!‍
Не менее важно учить ребёнка проговаривать эмоции. Лучше всего делать это на своём примере

В трудный момент вместо того, чтобы кричать, постарайтесь взять себя в руки и сказать: «Меня всё бесит. Чувствую, будто вот-вот взорвусь, лучше сейчас ко мне не подходить» или «Я очень раздражён, потому что голоден и устал. Мне надо поесть и немного посидеть спокойно». Проговаривание поможет ребёнку лучше понимать свои чувства, а значит, контролировать их.‍

Учите выражать гнев безопасно. Агрессия обязательно требует выхода, но без ущерба для кого-либо. Объясните ребёнку, что делать, если злость переполняет его: поколотить подушку, мять и швырять бумагу, пинать кресло — главное, позволять себе это только в одиночестве. Справляться с гневом помогают антистрессовые игрушки, взаимодействие с водой и песком, расслабляющая музыка и медитации. Если вы знаете, как это использовать, обязательно поделитесь с ребёнком.‍

Обеспечьте школьнику физическую активность. Спорт лучше всего помогает снять нервное напряжение. Подберите ребёнку спортивную секцию. Есть разные мнения о том, стоит ли отдавать сына или дочь на бокс, борьбу или восточные боевые искусства. Некоторые родители опасаются, что у ребёнка появится соблазн использовать свои умения неспортивно. Конечно, здесь всё зависит от сознательности ребёнка и от наставника. Хороший тренер доходчиво объяснит, когда можно применять боевые навыки, а когда нет.‍

Если посещать занятия нет времени, организуйте дома спортивный уголок, ходите на долгие пешие прогулки по выходным и позволяйте ребёнку лазать везде, где не запрещено и нет риска для жизни.

Создайте правила. Любое рукоприкладство в семье должно быть под запретом. Бить нельзя никого, будь то питомец или другой член семьи. Это правило обязательно для всех, и реакция на его нарушение может быть только одна: полное отчуждение. С агрессором просто никто не разговаривает, его не замечают

Важно, чтобы все члены семьи следовали этому правилу.‍

Поддерживайте комфортный психологический климат в семье. Старайтесь не срываться на ребёнка, не донимайте чрезмерной опекой, не будьте равнодушны, не изводите критикой и избегайте токсичных фраз. Старайтесь быть ребёнку другом, чтобы он мог доверять вам во всём и знать, что вы на его стороне.‍

Если семья переживает кризис, не пытайтесь скрыть это от ребёнка — он всё равно почувствует неладное и забеспокоится ещё сильнее. Лучше честно сказать, что происходит, и объяснить, что он ни в чём не виноват и все члены семьи его любят вне зависимости от того, какие между ними сейчас отношения.‍

Если ребёнок, помимо школы, посещает несколько кружков и репетиторов, возможно, причина его агрессии в переутомлении. Снизьте нагрузку и позвольте тратить больше времени на увлечения.‍

  • Оградите ребёнка от насилия на экране. Это касается младших школьников — следите за тем, что они смотрят и во что играют. Ребята постарше осознают разницу между вымыслом и жизнью, но детской психике излишне брутальные сцены могут навредить.‍
  • Предупредите о последствиях. Если ребёнок постоянно дерётся в школе, поговорите с ним о том, что нанесение телесных повреждений — это преступление, которое карается штрафом, а в отдельных случаях — лишением свободы. Причём с 14 лет подросток сам несёт ответственность за свои поступки.‍

Какая ответственность ждет учителя, который ударил ученика

В современных школах конфликты случаются практически ежедневно. И если иногда это вполне допустимо между подростками, то ссора между школьником и педагогом – это очень серьезно. Если учитель ударил ученика, ему может грозить не только увольнение, но и реальное уголовное наказание. А это штраф, принудительные работы и даже тюрьма.

Порядок действий, когда учитель ударил ученика

Конфликты учеников и учителей возникают во многих странах, например, в Украине, Казахстане и т.д. Россия также не исключение. Если говорить о том, что может спровоцировать учителя применить к ребенку физическую силу, например, ударить по голове, то причин много.

Известно, что поведение детей часто оставляет желать лучшего, и если педагог не смог организовать учебный процесс должным образом, то контролировать учеников будет сложно. Постоянное психологическое напряжение, возможные издевательства со стороны школьников или нервный срыв могут повлиять на то, что педагог перестает держать себя в рамках.

Справка: как бы ни вели себя дети, применять физическую силу к ним преподаватель не имеет права.

Если уладить дело мирно не вышло, то права этих родителей могут быть восстановлены в суде. Естественно, процесс длится долго. Но если есть необходимость в том, чтобы остановить и наказать педагога, то следует обращаться к правоохранительным органам. Процедура состоит из следующих этапов:

  • оформление и подача заявления в полицию;
  • сбор доказательств избиения (медицинское освидетельствование).

В заявлении следует подробно описать обстоятельства дела, указать личные данные учителя и возможных свидетелей, а также другую важную информацию. Можно обратиться к опытному адвокату. Родитель пострадавшего школьника может взыскать с учителя моральный ущерб. Для этого следует подготовить и подать соответствующий судебный иск.

Какое наказание предусмотрено

Если, к примеру, учительница бьет маленького ребенка по голове, ее могут привлечь к уголовной ответственности. И наказание будет соответствующим. Статья 116 УК РФ (побои) при отсутствии телесных повреждений содержит следующие санкции:

  • арест (до полугода, не более);
  • обязательные работы (360 ч.);
  • исправительные работы (полгода, не более);
  • штраф (до 40 тыс. рублей).

Если в действиях учителя будут выявлены обстоятельства, отягчающие наказание, то его ожидает:

  • обязательные работы (360 часов);
  • исправительные работы (не более 12 месяцев);
  • условный срок (2 года);
  • принудительные работы (до 24 месяцев);
  • арест (полгода);
  • тюремное заключение (до 2 лет).

За умышленное причинение ребенку вреда средней тяжести ему грозит серьезное наказание по статье 112 УК РФ:

  • принудительные работы (до 36 месяцев);
  • условный срок (до 3 лет);
  • тюремное заключение (до 3 лет).

Помимо уголовной ответственности, учителя ожидают дисциплинарное взыскание и увольнение. На наказание могут повлиять дополнительные факторы:

  • ненависть к ребенку;
  • национальная, расовая или политическая вражда.

Эти два обстоятельства могут привести к тому, что учитель получит реальный тюремный срок за свои действия.

Как защитить ребенка от неправомерных действий со стороны педагога

Для ребенка физическое насилие со стороны учителя – это серьезная психологическая травма. Поэтому родители обязаны делать все правильно и не усугублять этот конфликт.

С другой стороны, не предпринимать никаких мер также неправильно.

Если администрация школы проигнорировала обращение родителей, а полиция не спешит передавать дело в суд, есть смысл перевести ребенка в другое образовательное учреждение.

Родителям учеников, которые становятся жертвами нервных учителей, следует не только возмущаться и требовать наказания для педагога

Важно понимать, что ни один преподаватель, если у него все в порядке с психикой, не будет бить ученика

В этой проблеме виноват не только педагог, но еще родители, отсутствие дисциплинарных мер, позволяющих контролировать поведение детей, и многое другое.

Наказывать педагогов, бьющих детей, нужно по-разному. Если это просто нервный срыв, то вполне достаточно уволить человека. Но при наличии таких отягчающих факторов, как ненависть (расовая или национальная) и систематичность избиения, то обязательно нужно идти в полицию. На наказание также влияет тяжесть нанесенных школьнику побоев.

Насилие – это не уважение к предмету, а власть

Друзья, такие учителя не «сильные». Они ПРОФНЕПРИГОДНЫ (временно или постоянно). 

Не путайте строгость с жестокостью. 

Не путайте требовательность с унижением. 

Не нужно говорить: «Она так себя ведет, потому что уважает свой предмет». Это не про уважение, это про власть. Власть над теми, кто тебе не равен, зависим.

Может, дети и знают математику, физику, химию или русский, но стресс, который они получают, колоссален. Они знают на страхах: наказания, унижения, потери лица.

Помните, если такой монстр выбирает себе «мишень», то буллинг уже со стороны учеников гарантирован. Будьте бдительны. Учебный год набирает обороты.

Школа может быть «школой жизни», но не должна быть «местом выживания».

Прошу вас, будьте нетерпимы к насилию вообще и школьному насилию в частности.

Я очень верю, что придет время, и в понятии «сильный учитель» прочно закрепятся такие характеристики, как любовь к предмету, уважение к ученику, навыки позитивного мотивирования и умение рассказывать так, что невозможно отвлечься. 

Неплохо было бы создать некий «протокол действий» родителей и администрации, если имели место факты насилия со стороны учителя.

Иллюстрация: фрагмент картины Нормана Роквелла

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.

И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование

Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.. Поддержите «Правмир» сейчас.

Поддержите «Правмир» сейчас.

ПОДДЕРЖАТЬ

Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.

«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.

Сейчас ваша помощь особенно нужна.

ПОМОЧЬ

Правила детоксикации отношений с родителями

Токсичные фразы, которыми стреляют в вас родители, никогда не нужно принимать за чистую монету и воспринимать буквально. Они все с двойным дном (и даже с тройным), то есть с сильным эмоциональным посланием, которое сами родители могут и не осознавать. Собеседник считывает скрытое сообщение тоже неосознанно — на уровне эмоций, а не логики — и порой даже не может объяснить, почему после разговора внезапно испортилось настроение.

Первый шаг к детоксикации — осознать скрытое послание. Когда вы понимаете, что вами манипулируют и как именно это делают, магия родительских заклинаний исчезает и вы видите, что это просто слова, которые не обязательно воспринимать всерьез.

Второй шаг к детоксикации — научиться эмоционально не реагировать на провокации. Когда вы сохраняете спокойствие, вместо того чтобы, как обычно, кричать, плакать, возмущаться, спорить, что-то доказывать, вы сводите на нет все усилия провокаторов.

Несмотря на то, что родители чаще всего отрицают свой злой умысел: «Да я нисколько не хотела тебя задеть, почему ты так реагируешь?», он, конечно, есть. Манипуляции как раз и используют для того, чтобы задеть человека за больное место и спровоцировать: втянуть в заведомо проигрышный спор, заставить оправдываться или «проявить слабость», заплакав или разозлившись. Ваша эмоциональная реакция — подтверждение, что прием работает и попадает в вашу болевую точку, а значит, нужно бить в нее и дальше. Поэтому гораздо эффективнее сохранять невозмутимость, поначалу хотя бы внешне.

Не только бурные эмоции ставят вас в проигрышное положение, но и участие в дискуссии по заданным родителями правилам. Ни в коем случае не нужно оправдываться, просить прощения или доказывать, что «вы не такой», ведь таким образом вы подтверждаете (причем часто и для себя тоже), что претензии справедливы.

Обратиться к директору школы

Например, учитель поругался с родителем или сделал вид, что ничего опасного не происходит, ребёнок всё выдумывает. Если проблема действительно есть, после встречи ситуация только усугубится: на него будут продолжать кричать или крики прекратятся, но учитель будет занижать оценки за любую помарку, настроит против ребёнка других учителей.

Если проблему не получилось решить с учителем, нужно идти к директору школы.

Юлия Бурмистрова
Детский психолог

Обратиться к директору стоит, когда учитель отказывается решать проблему. 

Например, Коля жалуется на соседа сзади, который постоянно пинает его стул. Коле это мешает учиться.

Пересаживать детей учитель отказался даже после нескольких просьб Коли и его мамы. Аргументирует так: «Пусть учится работать в стрессе, у меня рассадка по журналу».

Это тоже можно считать издевательством, с таким нужно идти к директору.

К беседе лучше подготовиться: избавиться от эмоций, сформулировать аргументы, свою позицию и цель. Если другие родители тоже жаловались на этого учителя, надо собрать факты: скриншоты переписки, аудио или видео доказательства криков. Ни одному директору школы не нужно, чтобы родитель отправился со своей жалобой в вышестоящую инстанцию. Поэтому при общении с директором решение обычно находится.

Взрослые — провокаторы?

Воспитание для школы — задача третьестепенная: главное для администрации — чтобы ученики хорошо сдали ЕГЭ. Поэтому учителя в процесс общения учеников не вмешиваются, мол, «моя хата с краю»: пусть родители своих детей воспитывают. Директор одной из челябинских школ после появления в Интернете видео с участием её учеников отмела все претензии родителей и журналистов: мол, у ребёнка нет повреждений, это обычные детские шалости, к тому же всё произошло не на территории школы.

​«Оставшаяся с советской школы привычка некоторых педагогов пристыдить, высмеять недостатки ребёнка — плохие оценки, неаккуратность или медлительность — при всём классе, дабы он быст­рее исправился, делает из этих учеников потенциальных жертв насмешек и травли», — говорит Татьяна Нестерова, руководитель социально-психологической службы московской школы № 1173. «Не заметить, что кого-то из детей в классе постоянно унижают, невозможно, — уверена Елена Женодарова. — Учитель несёт ответст­венность за то, чтобы пресекать такие ситуации на корню. Какой бы ни был ребёнок «ненормальный», это никому не даёт права бить и унижать его. Но некоторые взрослые ситуа­цию травли поддерживают, чтобы выстраивать иерархическую структуру в классе — так детьми легче управлять. Или считают, что дети сами виноваты и самостоятельно должны справиться с проблемой. Родители часто спрашивают: надо ли учить давать сдачи? Надо! Надо учить ребёнка постоять за себя. Если обидчик сильнее, попросить помощи у взрослых. Хуже, если ребёнок будет просто беспомощно плакать, это ещё больше распаляет преследователей. Ещё один совет — развивать у ребёнка навыки общения со сверстниками и взрослыми».

Статья по теме

Сажать или воспитывать? Как помочь школьникам не совершить преступление

Как ответить на оскорбление учителю

Если ребенок просит вас не вмешиваться, а вы не можете разобраться, что происходит, обратите внимание на локальные ситуации, о которых ребенок говорит. Обращайте его внимание на то, что конфликт можно погасить, если не удалось предотвратить

Если учитель оскорбляет ребенка, но тот запрещает вам вмешиваться, научите его отвечать правильно.

  • Поставить границы. Всегда полезно сказать, что ты услышал мнение другого человека, но у тебя есть свое.
  • Пресекать манипуляции, основанные на чувстве вины и стыда. Если ребенку постоянно ставят в вину его неуспешность, поведение и т.п. Нужно научить его говорить “стоп” и повторять как минимум про себя, что это эмоции другого человека, его мнение, а не истина.
  • Заявлять о границах. Научите ребенка говорить о своих границах при помощи я-сообщений. То есть не обвинять учителя в ответ, а заявлять о себе. Мне неприятно, когда говорят плохое о моих родителях. Я злюсь, когда критикуют мою внешность. 



Когда у ребенка конфликт со взрослым все же лучше, чтобы его решал другой взрослый. Поэтому не забывайте ребенку об этом напоминать, даже если он говорит, что все в порядке.

Как разговаривать с учителем, который обидел или унизил ребенка?

Не всегда ребенок может сам поговорить с учителем, который причиняет ему боль. Родителям в этой ситуации стоит успокоиться, а потом вступить в диалог с учителем. Не обвиняйте его, а постарайтесь добиться осознания проблемы. Даже если учитель обидел ребенка не нарочно, ситуацию надо прояснить, чтобы все успокоились.

  • Обращайтесь к учителю уважительно.
  • Заявите, что вы понимаете, что нужно прояснить ситуацию.
  • Спросите учителя о том, как в его глазах происходили события.
  • Поясните, как ребенок видит эту ситуацию, если он сам не решается присутствовать при разговоре.
  • Перескажите учителю восприятие ребенка, называйте его эмоции своими словами.
  • Не требуйте от учителя признать неправоту. Предложите поискать способы поговорить с ребенком так, чтобы он понял точку зрения учителя и его мотивы.

В этой ситуации ребенку важны не столько формальные извинения, сколько сам факт того, что его эмоции имеют цену, что их замечают. Поэтому рекомендуем провести такую беседу, если вы можете сохранять спокойствие. Если нет, стоит обратиться в конфликтную комиссию школы или к классному руководителю.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий