6 причин, по которым ребенок обманывает

Что делать, и как отучить ребенка врать

Первые попытки лжи у ребенка тяжело назвать враньем в чистом виде. Малыш говорит то, что хочет видеть, а не пытается обмануть родителей. Включается детское мышление: если он опишет ситуацию как он хочет её видеть, то такой она и станет.

В малом возрасте вранье неосознанно

На следующем этапе жизни он понимает, что это так не работает. Если ребенок 8 лет врет, будь то девочка или мальчик, что делать его родителям? В семь-восемь лет дети прибегают ко лжи, чтобы упростить себе жизнь, для них это способ закрыть проблему, особо при этом не заморачиваясь. Малыш не хочет конфликтов, не знает, как их решать и как лучше поступить, поэтому прибегает ко лжи, может даже начать воровать.

Психологи советуют родителям:

  • не паниковать из-за вранья детей, ведь это социальная технология.
  • не фиксироваться на факте вранья, а воспринимать это как этап развития личности.

К сведению! Стоит отодвинуть в сторону факт лжи и отреагировать на то, что есть на самом деле.

Возрастные особенности детской лжи

Часто дети прибегают к вранью, чтобы избежать возможного наказания, однако до 3 лет малышу незачем врать по нескольким причинам:

  • Ему еще незнакомо понятие «ложь».
  • Постоянно находится рядом с матерью, считает себя с ней единым целым, и ему нечего скрывать от нее.
  • Ложь призвана скрывать информацию и эмоции. Общение в раннем возрасте происходит, опираясь на эмоции, которые они плохо скрывают, поэтому и врать они не могут.

Не всегда стоит ругать за вранье

Начиная с 4 лет, дети осваивают механизм работы лжи и могут прибегнуть к ней:

  • Во избежание наказания.
  • Для защиты интересов близких или уважаемых людей.
  • Приписывание себе и другим людям несвойственных качеств, чтобы рассказать о несуществующих случаях из жизни.
  • Развитая фантазия приводит к формированию различных образов, которые связаны с реальностью и неотделимы от нее для ребенка.

Возможные причины детской неправды

Чаще всего дети прибегают ко лжи, чтобы избежать стресса, однако бывают и следующие причины:

  • избежание наказания;
  • привлечение внимания;
  • избегание стрессовых ситуаций;
  • перенимание примера с окружающих;
  • наличие проблем, требующих решения.

Вранье может быть всего лишь привлечением внимания

Дети младше 7 лет часто фантазируют различные истории, выдавая их за правду. Это не ложь, просто они еще не умеют четко разграничивать реальность от вымысла. Такие истории не несут вреда, а свидетельствуют о богатом воображении.

К сведению! Чаще всего дети лгут не из плохих соображений. Они пытаются приспособиться к окружающим их условиям.

Подражание взрослым

Дети очень наблюдательны. Если ребенок постоянно видит, как лгут его родители, он начинает перенимать такую манеру поведения. Часто родители самостоятельно учат лгать, прося утаить что-то или сказать неправду педагогу или воспитателю. Это может привести к тому, что он так же будет обращаться с родителями и близкими.

Поступки родителей могут сформировать у детей двойственные стандарты о вранье. Они видят, как мама в телефонном разговоре говорит об опоздании, а сама еще даже не начинала собираться. Или отец приукрашивает свою последнюю рыбалку, преувеличивая свой улов. В таком случае формируется установка, что лгать иногда можно.

Строгость воспитания

Если ребенка воспитывают в строгости, его протест может проявиться в виде лжи.

К сведению! Таким образом он пытается противостоять контролю и давлению со стороны взрослых. На вопросы родителей о бытовых действиях, например, чистка зубов — отвечает ложью. Этим он расширяет свои личные границы, показывая, что это его территория, и не стоит сюда заходить.

Недостаток внимания

Часто родители большую часть времени уделяют работе, чтобы обеспечить чадо всем необходимым. Однако в такой ситуации ему не хватает самого главного — внимания со стороны родителей. Он начинает сочинять различные истории и небылицы, иногда может дойти до воровства и хулиганства

Таким образом он пытается обратить на себя внимание родителей

Стоит уделять внимание малышу

Фантазии

Развитое воображение детей постоянно стимулирует сочинение различных историй и небылиц, которые они рассказывают окружающим. Это может быть как фантазия о несуществующем, так и приукрашивание обычных житейских ситуаций. Враньем это назвать нельзя, просто так человек проявляет свою фантазию при взаимодействии с окружающим миром.

К сведению! Бывают ситуации, когда малыш запоминает ситуацию по-своему и воспроизводит ее так, как запомнил. Это не обман в общепринятом смысле, просто он запомнил прошедшее именно так.

Порой фантазирование играет роль психологической защиты, когда подсознание меняет воспоминания, чтобы защититься от болезненных переживаний и эмоций, которые они вызывают.

Я тебя боюсь!

Номер один в списке — ребёнок боится, что его накажут, на него наорут или его чего-то лишат. Поэтому проще соврать, особенно в мелочах. Так часто происходит с детьми, чьи родители требуют слишком много.

Мама хочет, чтобы Катя училась на одни пятерки, но Катя — не робот, она человек, и в её жизни случаются четвёрки. И тогда, чтобы не слышать обвинения в собственной недалёкости, Катя предпочитает наврать. Маме стоит задуматься о нереалистичности собственных ожиданий, а не о поведении дочки. Для Кати ложь — способ адаптироваться к ситуации в семье, где её не слышат и не слушают.

Если вы срываетесь на крик, позволяете себе шлепки, игнорируете ребёнка — его вполне можно понять. Поменяйте схему действий. Детям нужно знать, что вы не станете их отталкивать, что вы в любом случае их уважаете и любите. И поможете всё исправить! Кстати, не обязательно ребенок боится наказания в виде оплеух и криков. Игнорирование, критика, нравоучения, слезы родителя и приступы гнева — всё это тоже повод попридержать правду до лучших времён.

Если ребёнок знает, что когда он разобьёт тарелку, её надо просто спокойно убрать, он никогда не будет врать, что это мышка пробежала и хвостиком махнула. Объясните: что бы ни случилось, вы не будете его наказывать, а вместе найдёте выход из ситуации. Только обязательно сдержите слово! Сломал — почини, получил двойку — позанимайся, обидел — извинись. Всё это рабочие и понятные схемы поведения. Обсудите их в спокойной обстановке до того, как что-то неприятное уже произошло.

Когда ребёнок вам соврал, не торопитесь его разоблачать. Есть прекрасный метод выяснить причину и не уронить его достоинство. Например, сын говорит, что это Вася обзывал девочку на уроке. Хорошо, примите его ложь, но постарайтесь выяснить, почему Вася так сделал? Что хотел этим добиться? Стыдно ли Васе и что он собирается делать дальше? Если общение сложится, ваш ребёнок, скорее всего, сам признается, что Вася на самом деле тут ни при чём.

Ведь что мы хотим в итоге? Помочь разобраться в ситуации. А на примере чужого Васи это сделать безопаснее и проще.

5 Неадекватные нагрузки

В данном случае возможны два варианта:

  • чрезмерность нагрузки;
  • недостаток нагрузки.

Чрезмерная нагрузка провоцирует активизацию защитных механизмов психики — избегание. Недостаток нагрузки приводит к скуке. Оба варианта будут негативно влиять на стремление к знаниям и учебную мотивацию.

Как помочь:

1 Проанализировать нагрузку подростка, учитывая все дополнительные занятия и время, которое тратится на выполнение домашних заданий. Ежедневно должно быть не менее восьми часов на сон и не менее двух часов свободного времени, которым подросток распоряжается самостоятельно.

2 При необходимости оптимизировать нагрузки своего школьника.

Когда бить тревогу

Исходя из всего вышесказанного следует, что детские выдумки — это не повод для паники. Ученые установили, что первые попытки вранья у ребенка появляются примерно в 3 года, к 5-6 годам дети уже отлично умеют выдумывать истории. Это поведение является нормальным, но спускать на тормозах его все равно не нужно. В противном случае можно упустить воспитание и столкнуться с массой проблем.

Существуют ситуации, при которых необходимо незамедлительно бить во все колокола, если ребенок начинает говорить неправду. Обычно так себя рекомендуется вести, когда:

  • несовершеннолетний использует вранье как средство манипуляции;
  • скрывается какая-то серьезная правда;
  • ложь привела к серьезным негативным последствиям;
  • выдуманные истории сопровождаются сильным непослушанием, порчей имущества, хулиганством и воровством.

Как правило, при подобных обстоятельствах рекомендуется обратиться вместе с ребенком к семейному (но никак не детскому) психологу. Этот специалист поможет понять, почему дети начали врать. Он же постарается исправить ситуацию. Только не нужно стесняться. Поход к психологу — это вовсе не визит в психоневрологический диспансер. Он действительно иногда необходим. Может быть, родители сами виноваты в том, что дети им врут.

Что может стать поводом для обмана?

Если вдруг выясняется, что малыш врет, не стоит сразу прибегать к наказанию. Психологи рекомендуют сначала разобраться в причинах такого поведения и лишь потом искать выход из положения.

Выделим основные причины, из-за которых ребенок прибегает к обману:

Имеет личную выгоду. Такая проблема возникает на примере родителей или в случае неспособности ребенка усваивать ценности морали.
Боится наказания. Детям гораздо легче нарушить требование «не врать», чем ощутить на себе силу родительского негодования и наказания за нарушение какого-либо запрета.
Боится позора. Чувство гордости свойственно даже самым маленьким деткам. Например, мальчику будет стыдно сказать «больно» после падения, так как отец предупредил, что мужчины не плачут.
Желание похвастаться. Ребенок старается выставить себя или семью с лучшей стороны. Это говорит о том, что в семье присутствуют определенные проблемы.
Ложь для защиты себя или друзей. Прибегая к обману, дети любят смотреть, как родители воспринимают их шалости. Поэтому такие проявления необходимо пресекать при первых попытках, чтобы они не перешли в привычку

Привлекает к себе внимание. Такая проблема возникает из-за недостаточного внимания со стороны родителей

Неудовлетворенность собой. Из-за комплекса неполноценности иногда малыш пытается в глазах окружающих представить себя в другом свете. Поводом к обману служит сильная критика ребенка.
Постоянно сталкивается с запретом на выражение собственных эмоций. Когда ребенку не разрешается грустить, раздражаться или злиться, он замыкается в себе и начинает лживо улыбаться и изображать жизнерадостность.
Любит фантазировать. Такой обман лучше направить в творческую колею, чтобы ложь не стала дурной привычкой.

Как бороться с детским враньем

Ребенок врет – что делать родителям? Они как никто другой знают свое чадо, поэтому интуиция мамы должна подсказать лучший выход из этой ситуации. Как было сказано выше, с малышами лучше всю ситуацию превратить в игру. Например, спросить: “Ты, случайно, не фантазер?”. Со школьниками и подростками нужно принимать иные меры. Но сначала следует выяснить причину лжи. И, конечно, ни в коем случае не говорить, что ребенок потерял ваше доверие. Иначе все дальнейшие действия будут бесполезны.

Основные методы борьбы с детской ложью таковы:

  • Ослабить контроль и расширить зону самостоятельных действий ребенка.
  • Повышать самооценку чада, хвалить, интересоваться достижениями, больше разговаривать.
  • Одинокому ребенку нужно помочь наладить контакт со сверстниками и найти занятие по увлечениям.
  • Создать доверительную обстановку в семье.
  • Не смеяться над фантазиями ребенка. Наоборот, нужно помочь сыну или дочери реализовать свои желания, поддержать стремление к воплощению мечты.
  • Не загружать ребенка поручениями и заданиями, давать ему время на отдых и прогулку.
  • Прислушиваться к мнению своего чада, не игнорировать его интересы.
  • Поощрять общение со сверстниками, интересоваться друзьями, школьной жизнью и успехами.

В ситуации «ребенок постоянно врет, что делать родителям» самое главное – корректировать собственные действия: не обманывать, уметь признавать ошибки, самосовершенствоваться и работать над собой. Ребенок смотрит на поведение родителей, они являются для него идеалом и стереотипом поведения. Конечно, если в семье принято скрывать правду и лгать по мелочам, то и ребенок вырастет обманщиком.

Возрастные границы: когда малыш начинает сидеть

Дети на определенном этапе своего развития должны уметь:

  • в 5 месяцев — лежа на животе, опираться на ручки и долго удерживаться в таком положении; реагировать на движение или голос, переворачиваться при этом в кроватке;
  • в 6 месяцев — начинать ползать и садиться, самостоятельно переворачиваться с живота на спинку;
  • в 7 месяцев — ползать на животе, самостоятельно сидеть с опорой на руки, быстро переворачиваться со спины на живот и обратно, пытаться встать на четвереньки;
  • в 8 месяцев — самостоятельно вставать на четвереньки, быстро ползать, опираться при этом на конечности;
  • в 9 месяцев — быстро и уверенно ползать, хватать при этом игрушки; пытаться вставать и двигаться, придерживаясь за опору.

Причины плохого поведения в школе

Австрийский педагог и психолог Рудольф Дрейкурс (Rudolf Dreikurs) всю жизнь изучал деструктивное поведение детей. Он верил, что его можно корректировать без чередования наказаний и вознаграждений. В своих работах он выделил четыре «ошибочные цели плохого поведения ребёнка»:

1. Ребёнок требует к себе внимания. Когда «хороших» методов оказывается недостаточно, он начинает отвлекать учеников на уроке, прерывать учителя и просто дурачиться.

2. Школьник хочет добиться уважения сверстников и старших, но не знает, как это сделать. Поэтому конфликтует с учителями и всячески воюет со школьными правилами. Обычно таким образом ребёнок стремится обезопасить себя: нападает первым, потому что боится стать жертвой.

3. У ребёнка накопились обиды на одноклассников, учителей или родителей, и он хочет отомстить. Зачастую гнев выплёскивается на взрослых или более слабых учеников.

‍‍

4. Ребёнок, отчаявшийся достичь успеха, сдаётся. Он становится безразличным и беспомощным, не реагирует на просьбы учителя и может весь урок заниматься своими делами. Далеко не всегда такое поведение вызвано скукой — чаще всего ученик просто не верит в свои силы.

У плохого поведения могут быть и другие причины. Например, дурное влияние одноклассников, стресс из-за смены школы, учителя или проблем в семье. А, может быть, ребёнку просто неинтересно учиться, вот он и безобразничает.

Что делать, если обманывает подросток (7-9 лет и старше)?

Когда дети достигают подросткового возраста, очень часто причина их вранья заключается в желании создать для себя личное пространство, независимую от взрослых территорию, где хозяином будет только сам ребёнок.

И ваша задача – эту территорию своему тинейджеру предоставить. В разумных пределах, конечно. Но чтобы дать ребёнку реально почувствовать, что он перешёл на новую ступень взросления.

Папа-мама это понимают. И готовы строить с ним отношения на новом уровне. Но большая самостоятельность – это не синоним вседозволенности

Поэтому здесь важно чётко очертить рамки самостоятельности подростка на данном возрастном этапе

И ещё важнее, чтобы с этими рамками согласился сам ребёнок. Дискутируйте и будьте готовы к компромиссам. Можете даже заключить договор в письменном виде. Соглашение двух сторон, когда осязаемо, имеет большую силу.

Мама и папа, создайте в семье доверительные отношения, станьте не только наставниками, но друзьями для своего ребёнка, и причин говорить вам неправду у него, просто-напросто, не будет!

Ребёнок может быть честен со своими родителями

  • Когда не боится наказания, гнева и потери любви самых близких людей.
  • Когда он уверен, что его не будут унижать, что бы ни произошло.
  • Когда знает, что родители поддержат его в любой ситуации.
  • Когда вы не скупитесь на похвалы и поощрения.
  • Когда между вами и ребёнком – доверие и взаимопонимание.

И никогда не забывайте о личном примере. Насколько искренни, честны и открыты вы сами, настолько ваши дети эти качества от вас и переймут. Создайте атмосферу согласия и гармонии в своей семье. И тогда маленькие её члены не будут искать спасения от невзгод и одиночества во лжи…

Причины почему ребёнок врёт и обманывает

Если мы начнём разбираться, почему ребёнок врёт и обманывает, то увидим, что он как раз таки боится наказаний, криков и того, что его будут ругать. Получается какой-то замкнутый круг. Чем больше мы ругаем ребёнка за обман, тем он больше будет скрывать правду от нас в будущем. Какой из этого выход?

У детей, как правило, обнаруживаются довольно логичные основания скрывать правду – они хотят избежать неприятных последствий для себя, не хотят разочаровывать родителей, слушать крики и часовые нравоучения.

Ребёнку тяжело не врать, когда он точно знает, что его ожидает за правду очень неприятный исход. Поэтому, понимая все эти причины, нам нужно создать такие условия в семье, чтобы ребёнок мог легко рассказать нам всё, как есть.

Бывают и такие случаи, когда ребёнок хочет приукрасить ситуацию, чтобы произвести на других бОльшее впечатление, приобрести больший вес в глазах окружающих. Это происходит тогда, когда ребёнок чувствует, что он недостаточно хорош таким, какой он есть.

И вместо того чтобы его ругать, его нужно понять и заверить в том, что с ним всё в порядке и ему совершенно необязательно придумывать о себе то, чего на самом деле нет.

А может быть и так, что ребёнок не обманывает специально, а понял или запомнил ситуацию по-своему и пересказывает её именно так, как воспринял. В этом случае будет совершенно несправедливо говорить об обмане. Просто ребёнок запомнил всё именно так.

Для некоторых детей фантазирование является психологической защитой, которая помогает справиться с какими-то трудными обстоятельствами их жизни.

Например, у ребёнка умерла собака. Он не хочет в это верить и фантазирует, что собака на самом деле просто убежала и живёт в лесу. При этом он сам так начинает верить в эту фантазию, что рассказывает об этом окружающим. Можем ли мы говорить в этом случае, что ребёнок обманывает? Нет. Он использует фантазию, чтобы защитить себя от болезненных переживаний, к которым оказался не готов. В его субъективном, внутреннем мире, собака, действительно, живут в лесу. И он в это верит.

Ещё раз повторим: когда мы наказываем детей за ложь, они продолжают обманывать, в надежде избежать любого наказания в будущем. Следующие девять советов помогут вам сделать ваши отношения с ребёнком более доверительными. Они помогут вам наладить такой климат в семье, в котором детям будет несложно сказать правду.

Только наберитесь, пожалуйста, терпения и поймите, что ситуация не может измениться быстро. Нужно время, чтобы между вами снова выросло доверие. Будьте терпеливы и последовательны.

Чего категорически не рекомендуется говорить и делать, если ребенок врет – советы психологов родителям

Если вам не все равно – станет ли ваше дитя врушкой или честным человеком – и вы решительно настроены на борьбу с ложью, то, прежде всего, запомните, чего делать не следует:

Применять методы физического наказания. Этот не тот случай, в котором «хорошая порка не помешает». Впрочем, для порки вовсе нет хороших случаев. Если родитель берет в руки ремень, это говорит не о том, что ребенок от рук отбился, а о том, что родителю лень заниматься полноценным воспитанием ребенка

Ложь – это сигнал к тому, чтобы вы обратили внимание на ребенка. Ищите корень проблемы, а не воюйте с ветряными мельницами

Кроме того, наказание лишь усилит страх ребенка перед вами, и правду вы будете слушать еще реже.

Рассчитывать на то, что после вашей воспитательной беседы о вреде вранья все изменится кардинальным образом. Не изменится. Объяснять придется много раз, доказывая правоту примерами из жизни и личным примером.

Врать самому. Даже малейшая ложь родителей (по отношению к другим людям, по отношению к самому ребенку, по отношению друг к другу) дает право ребенку поступать также. Будьте честны сами, и только тогда требуйте честности от ребенка. К честности относится и выполнение данных ребенку обещаний.

Оставлять ложь без внимания. Конечно, кидаться на ребенка не нужно. Но отреагировать на ложь нужно обязательно. Продумайте, какой должна быть ваша реакция, чтобы не спугнуть ребенка, а расположить к диалогу.

Выяснять отношения с ребенком на публике. Все серьезные разговоры – только наедине!

Как понять врет ребенок или говорит правду? Мои методы с сыном

В моей жизни так случилось, что я никогда не умел врать, даже если очень этого хотел. Поэтому и сейчас самым большим злом для меня остается ложь, особенно когда она исходит из уст моих детей.

Со старшей дочерью таких проблем практически нет, а вот младший сын никак не может усвоить этот жизненный урок. Нет-нет да и вляпается в какую-нибудь историю, когда считает, что лучшим решением будет скрыть правду.

Хорошо, если о какой-то провинности своего сына уже знаешь от других людей. В этом случае, чтобы понять говорит ли ребенок правду или врет и не причинить существенный ущерб его одиннадцатилетней личности, просто устраиваю допрос с пристрастием.

Задаю вопросы таким образом, чтобы на них можно было ответить только “да” или “нет”, а сами ответы стали бы при этом, так сказать, признаками детской правды или лжи.

В этот важный момент, как и каждый родитель, наверное, невольно ощущаю себя “правителем” в собственных глазах, конечно, обладающим абсолютным правом карать или миловать.

Наша “беседа” продолжается до тех пор, пока сын своими собственными устами не расскажет всю правду о совершенном поступке. Сам же сравниваю его слова с той информацией, которая мне уже известна.

Гораздо хуже (а с такой ситуацией приходится сталкиваться чаще всего), когда совершенно ничего не известно, но есть стойкое ощущение, что от тебя что-то скрывают.

У меня такое ощущение появляется от несвойственного поведения моего сына – это может быть подавленное настроение, растерянный вид или же потупленный в пол взгляд… И все же, как узнать у ребенка правду?

В таких случаях и возникает необходимость поиска и использования характерных признаков, по которым можно уже безошибочно понять, врет ли мой сын или нет. Набор этих признаков чаще всего очень широк и разнообразен и зависит от конкретной ситуации и отношения родителя к своему чаду.

Для меня очень важно, чтобы такие нравоучительные беседы заканчивались полным признанием со стороны сына совершенной ошибки. Ведь любая неправда в случае ее признания становится уже не проступком, а элементарной ошибкой, которую совершать повторно уже и стыдно, и недостойно

Поэтому всякий раз, когда у меня возникают подозрения относительно непривычного поведения моего сына, я стараюсь вызвать его на откровенный разговор, а для этого:

  • стараюсь поймать его взгляд,
  • прошу посмотреть мне в глаза, если он отводит взгляд,
  • прошу самого объяснить свое странное поведение,
  • предлагаю выслушать мою версию происходящего.

Как правило, любая реакция на эти действия является своеобразным признаком, помогающим установить истину в вопросе определения детской лжи.

Признаюсь, что не всегда мне удается сохранить спокойствие и самообладание в ходе подобных диалогов. Иногда ловлю себя на мысли, что веду себя так, как будто жестокий рабовладелец судит своего беглого раба.

А ведь я имею дело с совершенно уникальной и самостоятельной личностью, которая так же, как и я, имеет право на уважение и понимание…

Поэтому, как только удается установить факт совершения неправды и добиться от сына признания, стараюсь предложить ему самостоятельно выбрать себе взыскание.

Самое интересное, и это многократно проверено, что чаще всего ребенок избирает себе наказание гораздо более суровое, чем это необходимо на самом деле. Но это уже совершенно другая история.

Учим малыша сидеть: меры предосторожности

Заставляя кроху сидеть до того, как его организм будет подготовлен к этому процессу, родители не должны забывать о естественном темпе развития каждого малыша. Насильственное обучение не только не приведет к положительным результатам, но и может нанести вред ребенку.

Применение поддерживающих приспособлений (подушек, сидений и т.д.) рекомендуется лишь для поддержания тела малыша при выполнении упражнений по укреплению мышц спины и шеи. Их длительное применение чревато нарушениями осанки, развитием различных деформаций скелета. При использовании таких приспособлений ребенок принимает неудобную позу, его спинка напряжена. Более безопасным вариантом будет учить его сидеть на полу без подушек.

Родители должны присматривать за ребенком даже тогда, когда он уже самостоятельно сидит. Он может упасть и травмироваться, так как уверенность при сидении приобретается детьми к двухлетнему возрасту. Кроме того, позы, в которых сидит кроха, должны быть безопасными. Поджатые к бедрам голени приводят к мышечному напряжению и повышению риска вывиха суставов.

Как распознать обман?

Психология выделяет ряд признаков поведения ребенка, говорящего неправду:

  • Малыш старается отвести взгляд (смотреть в сторону).
  • Внутренняя неловкость от обмана проявляется в почесывании носа, уха, головы. Ноги переставляются с места на место, голова делает резкие движения.
  • Ребенку трудно лгать, поэтому его речь становится сбивчивой.
  • При рассказе малыш покашливает.
  • Переспрашивает вопрос, руки прячет в карманы.
  • Закрывает лицо игрушкой.
  • Пытается отвлечься от разговора и начинает неожиданно выполнять какое-то действие (например, завязывать шнурки).
  • Ребенок приходит в возбужденное (агрессивное) состояние.

Почему дети обманывают взрослых?

Чтобы предотвратить или закончить неприятную ситуацию, родители должны знать, почему ребёнок стал обманывать их. В определенной степени вранье является средством самосохранения. К ней прибегают и взрослые, чтобы выйти из неприятной ситуации, извлечь для себя выгоду. Ложь не является врожденной способностью, и очень печально, если прибегая к ней в детстве, человек не расстается с ней и в последующей жизни.

Дети могут обманывать по разным причинам:

чтобы проверить реакцию родителей;
осуществить манипуляцию

Очень часто дети говорят маме одно, а папе – другое;
во избежание наказания за проступок;
чтобы обратить на себя внимание. Например, в школе, на секциях и кружках, дети, не добившиеся особых успехов, любят приврать сверстникам, чтобы продемонстрировать превосходство в сферах, отличных от учебы.

Детская ложь может сигнализировать о проблемах, которые взрослые не хотят замечать, или защитой от страха. При авторитарном стиле воспитания родители наказывают своих чад за малейшие провинности, но добиваются лишь замкнутости и обманов.

В любой семье можно создать условия, при которых детям не будет необходимости изворачиваться. Они смогут открыто рассказать о своих сложностях, не будут бояться быть униженными или наказанными. Дети, пребывающие в состоянии психологического равновесия, рассчитывают на родительскую поддержку, добрый совет, им нет необходимости лгать.

Что делать родителям, если их ребёнок постоянно обманывает?

Родители должны знать, что делать, если ребёнок обманывает. И отучить обману.

В возрасте 7–10 лет дети самозабвенно, с удовольствием сочиняют небылицы и рассказывают о самых невероятных событиях. У них достаточно хорошо развита фантазия, сформирован словарный запас. Предпочитая лгать родителям, ребёнок желает защититься, понять, что он небезразличен другим членам семьи. В таком случае стоит больше времени проводить вместе, расспрашивать о школьной жизни, интересоваться общением с друзьями.

Случается, что родители не в состоянии справиться с детской ложью. В таком случае нужно пытаться сформировать у ребёнка уверенность в себе, самоуважение. Некоторые развивающие занятия оказывают такой эффект.

В отношениях с детьми важен личный пример. Будьте честны сами, и вам не придется разбираться, почему лгут дети. Обязательно поощрите ребёнка, если он высказал нелегкую правду. Детям должно быть комфортно говорить всё что угодно. Ведь на то семья и создана, чтобы доверять друг другу.

Непременно нужно находить причины детского вранья, пытаться их устранять. Только таким образом в семье выстраиваются добрые, доверительные отношения.

Возрастные особенности

До 2–3 лет дети вообще не умеют врать. Это связано с особенностями развития самосознания.

3–4 года

В 3–4 года ребенок впервые задумывается о том, почему родители или воспитатели наказывают его, за что ругают, а за что хвалят. Вместе с этим встает вопрос «Как избежать наказания и получить похвалу?». Так и включается механизм освоения лжи.

4–5 лет

В 4–5 лет дети уже умеют врать. Сначала ложь основана на защитных механизмах, инстинкте самосохранения. Постепенно она становится более изощренной, появляются другие причины.

Иногда взрослые сами ускоряют этот процесс:

  • учат на личном примере;
  • часто ругают и наказывают;
  • ставят в неловкие ситуации и задают провокационные вопросы;
  • выдвигают завышенные требования;
  • учат излишней вежливости (поздороваться с тем, кто неприятен, обнять этого человека и т. д.).

Дети не могут дифференцировать ложь на хорошую и плохую, допустимую и недопустимую. Если мама заставляет быть послушным, подавляет желания, потребности, эмоции, чувства, интересы сына или дочери, то отпрыск решает, что мама поддерживает любую ложь.

5–8 лет

В этом возрасте, как правило, уже все дети начинают осваиваться в детском коллективе – детском саду, подготовительных классах и школе. Там они учатся обманывать для собственной выгоды, защиты или по примеру сверстников, которые уже освоили этот навык.

В это время важно уделать ребенку много внимания, расспрашивать о том, как проходит его жизнь вне дома – какие есть проблемы, как складываются отношения с другими ребятами

8–10 лет

Сейчас ребенку крайне важно заслужить авторитет у друзей – в ход могут пойти самые разные способы, в том числе и обман. В то же время, ему важно мнение родителей, поэтому школьник может обманывать их, чтобы в родительских глазах его поступки выглядели лучше, чем на самом деле

Старше 10 лет

Причины лжи в возрасте 10–12 лет и старше, как правило, кроятся в нарушении близости общения с родителями – в нем нет доверия, близости. Ребенок может сомневаться, в том, что родители адекватно отреагируют на его проступки или намерения, если он в них честно сознается.

Однако в 5–12 лет дети уже отлично различают ложь во благо и плохую ложь. В 13 лет большинство детей уверены в том, что бывают ситуации, в которых без лжи не обойтись.

Как помочь ребенку стать честнее с вами

Если взрослый человек верно определяет вид обмана и устанавливает его истинную причину, то дальше остается только дело техники — закрыть потребность ребенка, чтобы ему не приходилось прибегать к вранью. 

Из общих рекомендаций, которые точно повысят уровень честности в семье, можно выделить следующие:

  • Учим выявлять и исправлять ошибки. Что-то не вышло — действовать. Помогаем ребенку научиться вставать в проактивную позицию. 
  • Хвалим за честность. И в том случае, когда дитя уже солгало, а потом решилось признаться. И тогда, когда было желание и возможность соврать, но сила воли и совесть взяли верх. 
  • Чаще делимся историями из жизни, вводим традицию рассказывать о собственном дне. Здорово использовать фразы: «хочу тебе признаться», «должен сказать откровенно», «как бы ни было сложно мне в этом признаваться, но…».
  • Говорим о факте вранья исключительно наедине. Это тот редкий случай, когда я даже советую родителям не кооперироваться в единый фронт, а поговорить тет-а-тет тому взрослому, с кем у ребенка сейчас отношения более доверительные. 

Я искренне верю, что детская ложь — это хорошо для родителя. Что это тот звоночек, по которому вы можете найти намного более важную и серьезную проблему в жизни ребенка. И если подходить к этому вопросу с такого ракурса, то и негативных чувств у вас будет меньше. 

И пусть в ваших семьях всегда царят те самые близкие доверительные отношения.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.

И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование

Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.. Поддержите «Правмир» сейчас.

Поддержите «Правмир» сейчас.

ПОДДЕРЖАТЬ

Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.

«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.

Сейчас ваша помощь особенно нужна.

ПОМОЧЬ

Почему дети лгут

Отчасти обобщая сказанное выше, можно выделить ключевые источники детской лжи

Важно сделать это прежде, чем переходить к рекомендациям, поскольку нужно четко понимать: склонность к обману не может присутствовать в генах человека, она всегда является следствием социализации (и в первую очередь — воспитания, за которое отвечают сами родители). Итак, дети могут врать вследствие столкновения со следующими факторами:

  1. Отсутствие внимания. Многие родители, занимаясь своими делами, склонны попросту не замечать собственное чадо. Если ребенок часто рассказывает неправду о своей семье, притом представляет все в преимущественно позитивных тонах, это является объективным поводом задуматься.
  2. Критичность в отношении чада. Если родители очень много критикуют своего ребенка, то тем самым вызывают у него серьезное понижение самооценки (обычно дети воспринимают критику намного ближе к сердцу, чем взрослые). Вследствие этого формируются комплексы, малыш становится не слишком уверенным в себе, недовольным (и собой, и миром). Обычно в таких случаях ложь становится попыткой что-то сделать с этими проблемами.
  3. Строгое воспитание. Если ребенка часто наказывают (в том числе и в тех случаях, когда можно ограничиться небольшим замечанием), не стоит удивляться тому, что он попытается всеми силами дезинформировать родителей (даже касательно невинных проступков). В таких ситуациях ребенок врет много и зачастую довольно ловко.
  4. Запрет на эмоции. Не всякий взрослый умеет в стрессовой ситуации справиться со своими чувствами, дети же контролируют себя с еще большим трудом. Если родители агрессивно реагируют на эмоции ребенка (например, на его недовольства и страхи), он почти наверняка станет замкнутым. Следствие — постоянное дезинформирование родителей в целях им угодить (зачастую ложь касается не только поступков, но и чувств, мыслей и желаний самого малыша).
  5. Манипуляции. Если родители часто играют на чувствах ребенка (например, экспрессивно показывают свое расстройство двойкой в школе), это также может стать причиной формирования лицемерной тактики. Если нечестны родители, не стоит удивляться тому, что ребенок стал врать.

Какие рекомендации обычно дают психологи родителям, чей ребенок постоянно врет? Для начала нужно понять: ложь здесь — способ исправления внутреннего конфликта, а также попытка как-то разрешить ту ситуацию, которая ребенку может оказаться ужасной и неразрешимой иными методами

Оттого и воспринимать даже самое откровенное и странное вранье нужно с умом, понимая, что это своеобразный крик о помощи (на который обязательно нужно обратить внимание). Если ситуация стала вызывать серьезные опасения, рекомендуется проконсультироваться со специалистом

Все приведенные ниже советы не являются руководством к действию, но направлены преимущественно на помощь с представлением общей картины и выработкой базовых стратегий поведения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий