Эксперимент Милгрэма
Эксперимент Милгрэма был впервые описан американским социальным психологом в 1963 году. Его целью было выяснить, сколько страданий могут причинить одни люди другим, причём невинным людям, при условии, если это является их рабочими обязанностями. Участникам эксперимента сказали, что исследуется влияние боли на память. А участниками были сам экспериментатор, реальный испытуемый («учитель») и актёр, который играл роль другого испытуемого («ученика»). «Ученик» должен был заучивать слова из списка, а «учитель» – проверять его память и, в случае ошибки, наказывать электрическим разрядом, каждый раз увеличивая его силу.
Изначально эксперимент Милгрэма проводился для того, чтобы выяснить, как жители Германии могли принимать участие в уничтожении огромного количества людей во время нацистского террора. В итоге, эксперимент наглядно продемонстрировал неспособность людей (в данном случае «учителей») противостоять начальнику (исследователю), приказывавшему продолжать выполнение «работы», несмотря на то, что «ученику» причиняются страдания. В результате эксперимента было выявлено, что в сознании человека глубоко укоренена необходимость подчинения авторитетам, даже при условии внутреннего конфликта и моральных страданий. Сам же Милгрэм отмечал, что под давлением авторитета адекватные взрослые люди способны зайти очень далеко.
Если мы на какое-то время задумаемся, то увидим, что, на самом деле, результаты эксперимента Милгрэма говорят нам, помимо всего прочего, о неспособности человека самостоятельно решать что ему делать и как себя вести, когда «над ним» стоит кто-то выше по рангу, статусу и т.п. Проявление этих особенностей человеческой психики, к сожалению, очень часто приводит к плачевным результатам. Чтобы наше общество можно было назвать по настоящему цивилизованным, люди должны научиться всегда руководствоваться человеческим отношением друг к другу, а также этическими нормами и моральными принципами, которые диктует им их совесть, а не авторитет и власть других людей.
Ознакомиться с деталями эксперимента Милгрэма вы можете здесь.
3
Кочевые школы Крайнего Севера
Задумывались ли вы когда-нибудь, как получают образование дети оленеводов? До недавнего времени у них была лишь одна возможность: проводить по несколько месяцев в школе-интернате, вдали от привычной кочевой жизни. Неудивительно, что большинство детей пренебрегали школой, предпочитая скитаться по тундре вместе со своими родными.
В XXI веке у них наконец появилась возможность совмещать и то, и другое: с 2008 года в Якутии работают кочевые школы — шатры, оборудованные спутниковым интернетом, устанавливаются на крупных стоянках кочевников. В такой школе до десяти учеников и два-три педагога. Обучение длится семь лет. Расписание подчинено традиционному укладу жизни оленевода: вместо физкультуры — уроки по ловле оленей и управлению упряжкой. Вместо технологии — резьба по кости и другие народные промыслы. Домашние задания и проверочные работы по классическим школьным предметам дети получают и отправляют на проверку через интернет.
Сейчас таких школ в Якутии более десятка, самая известная из них — «Кенэлэкэн» в Эвенкийском районе. Руководство республики планирует развивать этот проект и создать мобильные школы в каждом крупном племени оленеводов.
Голубые ленточки
Этот эксперимент со студентами провела преподавательница одного из ВУЗов. Она приготовила много голубых лент в форме бантика, на которых была надпись «Ты очень важен для меня». Затем женщина раздала по 4 ленты каждому из своих студентов, так как они были для нее значимыми людьми в жизни
Один бант она попросила каждого прикрепить к груди, а остальные нужно было вручить самому важному человеку в жизни каждого ученика и рассказать ему о сути эксперимента
Студенты раздавали свои ленточки возлюбленным, кому-то из родителей или членов семьи. Один из учеников был приезжим и жил один, поэтому решил отдать ее своему единственному другу. Тот был очень растроган такой благодарностью и решил продолжить эксперимент. Прикрепив на грудь одну из лент, оставшиеся две он решил отдать своему строгому начальнику, так как тот выполнял значимую роль в его жизни и карьере.
Шеф был смущен, а также искренне тронут лестным отзывом о его качествах. В этот вечер он пришел домой рано, удивив свою жену и сына. После ужина глава семейства прикрепил к одежде сына ленточку. «Ты очень важен для меня» — признался отец. Расплакавшийся ребенок был счастлив, что отец нашел для него время и сказал, что очень любит его. Эксперимент показал, как маленький знак внимания и искреннее проявление чувств может положительно повлиять на отношения близких людей.
Генетическая психология (школа Пиаже)
Люди часто влюбляются в тех, кто похож на их родителей. И не только потому, что на определенном этапе развития образ отца для девочки, а матери для мальчика становится подсознательным идеалом. Зачастую таким образом мы пытаемся решить проблемы, имеющие корни в нашем детстве
Швейцарский биолог и философ Жан Пиаже изучал мышление ребенка от рождения до взросления. Как полагал ученый, наш интеллект проходит несколько стадий развития, и от того, как мы проходим эти стадии, зависит склад нашего мышления во взрослой части жизни. Это направление помогло сформулировать множество понятий в области психологии развития. В отличие от нативистских теорий (врожденного и постепенно раскрывающегося знания) или эмпирических (о приобретении знаний путем опыта), генетическая психология полагает, что наши познавательные способности формируются нами же, нашим взаимодействием с внешней средой.
Эфебифобия — страх перед подростками или молодежью
Впервые придуманный как «страх перед подростками», а теперь — «эфебифобия», — это термин, используемый для обозначения страха и отвращения к подросткам. Социолог Рэй Олденбург связывает этот страх с разрывом поколений в обществе.
Этот страх не нов, он был описан еще Макиавелли. Вызывают эту фобию внешние события и внутренние предрасположенности в жизни человека в сочетании с генетикой, наследственностью, химией мозга и жизненным опытом. Предположение о том, что подростки по своей природе опасны, полны несбалансированных гормонов и неконтролирунемы, вызывает современную форму этой очень старой фобии.
По словам Кирка Астрота, профессора семейных и потребительских наук в Университете Аризоны, в США, американцы начали бояться подростков и их поведения в конце 1980-х годов. Астрот также придумал название фобии от греческого слова « эфеб», что означает «мальчик-подросток, который изолирован от общества в 17 лет, чтобы научиться выживать самостоятельно и сражаться». Позже мальчик вернулся в общество и защитил город, но внушал страх одновременно.
Сидерофобия — страх перед звездами на небе
Очень своеобразный страх, сидерофобы не хотели бы выходить ночью и не могут стоять, глядя на звездное небо. Они обычно закрывают окна и натягивают занавески ночью, чтобы не увидеть мельком ночное небо. Если они видят звезды, они могут потерять сознание или проявить несколько других симптомов фобии, таких как тошнота, потливость, одышка, приступы паники.
Как и в случае с другими фобиями, может развиваться сидерофобия из-за сочетания нескольких факторов, влияющих на человека. Возможно, они пережили травмирующее событие, когда увидели звезды и начали ассоциировать звезды со стрессом и страхом.
Мальчик, воспитанный как девочка
Этот эксперимент является одним из самых бесчеловечных в истории. Он, если так можно выразиться, проводился с 1965 по 2004 год в Балтиморе (США). В 1965 году там родился мальчик по имени Брюс Реймер, которому во время процедуры обрезания врачи повредили пенис. Родители, не зная, что делать, обратились к психологу Джону Мани и он «порекомендовал» им просто сменить пол мальчика и воспитать его девочкой.
Родители последовали «совету», дали разрешение на операцию по смене пола и начали воспитывать Брюса как Бренду. На самом же деле доктор Мани давно хотел провести эксперимент с целью доказать, что половая принадлежность обусловлена воспитанием, а не природой. Мальчик Брюс стал его подопытным.
Несмотря на то, что Мани отмечал в своих отчётах, что ребёнок растёт полноценной девочкой, родители и школьные учители утверждали, что, наоборот, ребёнок проявляет все свойства характера мальчика. И родители ребёнка, и сам ребёнок испытывали сильнейший стресс долгие годы. Через несколько лет Брюс-Бренда всё же решил стать мужчиной: сменил имя и стал Дэвидом, изменил имидж и сделал несколько операций по «возвращению» к мужской физиологии. Он даже женился и усыновил детей своей жены. Но в 2004 году после разрыва с супругой Дэвид покончил жизнь самоубийством. Ему было 38 лет.
Что можно сказать об этом «эксперименте» применительно к нашей повседневной жизни? Наверное, только то, что человек рождается с определённым набором качеств и предрасположенностей, обусловленных генетической информацией. К счастью, не многие люди пытаются сделать из своих сыновей дочерей или наоборот. Но, всё же, воспитывая своего ребёнка, некоторые родители, словно не хотят замечать особенности характера своего дитя и его формирующейся личности. Они хотят «вылепить» ребёнка, словно из пластилина – сделать его таким, каким сами хотят его видеть, не беря во внимания его индивидуальность.
И это прискорбно, т.к. именно из-за этого множество людей во взрослом возрасте чувствуют свою нереализованность, бренность и бессмысленность бытия, не получают от жизни удовольствия. Малое находит подтверждение в большом, и любое оказываемое нами на детей влияние отразится на их будущей жизни. Поэтому, стоит быть более внимательными к своим детям и понимать, что у каждого человека, пусть даже у самого маленького, есть свой путь и нужно всеми силами стараться помочь ему найти его.
Эксперименты, рассмотренные нами в этой статье, как несложно догадаться, представляют собой лишь малую часть из всего числа когда-либо проведённых. Но даже они показывают нам, с одной стороны, как многогранна и мало изучена ещё личность человека и его психика. И, с другой стороны, какой огромный интерес человек вызывает сам у себя, и сколько усилий прилагается для того, что он мог познать свою природу.
Несмотря на то, что такая благородная цель нередко достигалась отнюдь не благородными способами, остаётся только надеяться, что человек уже как-то преуспел в своём стремлении, а эксперименты, несущие вред живому существу, перестанут проводиться. С уверенностью можно сказать, что изучать психику и личность человека можно и нужно ещё много веков, но делать это следует только исходя из соображений гуманизма и человечности.
Эксперимент с куклой Бобо (1961).
Год 1961. Альберт Бандура, канадский психолог из Стэнфордского университета, решает провести эксперимент, чтобы изучить природу агрессивности и продемонстрировать, что дети учатся агрессивному поведению путем подражания. Интересная теоретическая основа, которая, к сожалению, превратилась в неэтичный эксперимент.
Кукла Бобо представляла собой надувную игрушку высотой около 150 см. который при ударе легко поднимался. В исследовании было отобрано 36 мальчиков и 36 девочек в возрасте от 3 до 5 лет, чтобы разделить их на три группы: 24 подверглись агрессивной модели, 24 подверглись воздействию неагрессивной модели и 24 были из контрольной группы.
Но что означает агрессивная модель? Каждый ребенок входил в комнату в сопровождении взрослого. Комната, которая состояла из игровой комнаты с очень интересными занятиями и куклой Бобо в одном углу. В неагрессивной модели взрослый игнорировал куклу Бобо, но в агрессивной модели взрослый внезапно вставал и начинал бить и оскорблять его.
Что случилось потом? Ожидаемый. Малыши, особенно дети, имитировали поведение и физически и словесно атаковали куклу. Бобо по-разному. Эксперимент показал, что люди учатся не только бихевиоризмом (вознаграждением или наказанием), но также наблюдением и подражанием.
Несмотря на отсутствие этики в самом эксперименте, мы должны учитывать, что в результате этого исследования было инициировано множество исследований, направленных на то, чтобы выяснить, как на детей можно влиять на протяжении всей их жизни, переживая агрессивные ситуации дома.
Тюрьма в подвале университета
Сколько времени нужно на то, чтобы добродушного студента-неформала превратить в жестокого надзирателя тюрьмы? Филиппу Зимбардо потребовалось на это всего пять дней. Он создал в подвале Стэнфордского университета подобие настоящей тюрьмы. Выглядела она вполне натурально: чугунные решетки, смотровые окошки, в камерах из мебели — только койки. Туда были помещены добровольцы-испытуемые, которых простым подбрасыванием монетки разделили на «заключенных» и «надзирателей». Поначалу все это казалось игрой.
Но очень скоро студенты начали вживаться в роль. Уже через три дня львиная доля разговоров в камерах была посвящена не реальной жизни, а тюремным условиям, пайкам, койкам. По собственной инициативе «надзиратели» с каждым днем ужесточали правила. Недавние пацифисты становились церберами. «Заключенных» заставляли голыми руками мыть туалеты, их сковывали наручниками и заставляли обнаженными маршировать по залу…
Один из «надзирателей» записал в дневнике: «№ 416 отказывается есть сосиску… Мы кидаем его в карцер, приказав держать в каждой руке по сосиске. Я прохожу мимо и колочу дубинкой по двери карцера. Я решил накормить его насильно, он не стал есть. Я размазал еду ему по лицу. Я не мог поверить, что я это делаю».
Вжился в роль и Филипп Зимбардо, исполнявший обязанности «завхоза тюрьмы».
Ситуацию переломила невеста психолога Кристина Маслач. На пятый день исследования она приехала посмотреть на эксперимент своего будущего мужа. И первое, что бросилось ей в глаза, — шеренга заключенных, которых строем вели в туалет, надев мешки на головы.
— Видела наш цирк? — спросил психолог.
— То, что вы делаете с этими ребятами, ужасно, — расплакалась Кристина.
Стало очевидно: ситуация вышла из-под контроля. И на пятый день эксперимент был прекращен, хотя рассчитан он был на две недели.
Мы поинтересовались у профессора Зимбардо: согласился бы он проводить эксперимент, если бы знал, как сильно изменятся его участники?
— Да, конечно, ведь этот эксперимент дает нам понять, как далеко может зайти человек в подобной ситуации. Правда, знай я все с самого начала — остановил бы эксперимент раньше, до того как в «охране» начал проявляться садизм, а в «заключенных» — рабская патология мировосприятия.
Он признался, что собирался повторить тюремный эксперимент, желая сравнить поведение «надзирателей», прошедших различное обучение. Однако университетское начальство решило воздержаться от подобных опытов.
Власти поначалу активно откликнулись на исследования Зимбардо. Его пригласили в конгресс штата. Выйдя на трибуну, Зимбардо первым делом произнес: «Я поместил вашего сына в мою тюрьму, и он не выдержал там и недели. Чего же ждать от ребят, которые годами находятся в тюрьмах гораздо худших, чем моя?»
По мотивам исследования Зимбардо в Германии в 2001 году был снят художественный фильм «Эксперимент» (Das Experiment). Правда, фамилия Зимбардо почему-то в титрах не упоминается, а воспроизведение эксперимента продолжается только первые две трети фильма — дальше начинается художественный вымысел с обилием крови и мордобоя. В этом году должна выйти американская, которую снимает кинокомпания Maverick Films, принадлежащая Мадонне. Известно, что режиссером выступит Кристофер МакКуорри, а бюджет фильма составит $11 миллионов.
Время
1971 год. В научной среде не утихают дискуссии об экспериментах, выявивших склонность человека к повиновению и конформизму. Критики утверждают, что их условия были слишком искусственными. Зимбардо хотел показать, как эти эффекты работают в ситуации, максимально приближенной к реальности.
Мораль
Эксперимент Зимбардо очень зрелищный и эффектный, но на самом деле он очень сложен для анализа. На «надзирателей» и «заключенных» действует множество факторов: ролевые стереотипы, неопределенность ситуации, изолированность, обезличенность и т. д. Но общий вывод чрезвычайно прост: мы даже не можем себе представить, настолько быстро и резко ситуация может изменить нашу личность. Причем, окажемся ли мы забитыми «заключенными» или жестокими «надзирателями», порой решается простым подбрасыванием монетки.
Где с этим можно столкнуться
«тюремный эффект» может работать (пусть не так выразительно) и на более гуманных должностях: директор, учитель, охранник и т. д.
Эксперимент с линиями
Группа из семи студентов Гарвардского университета была приглашена на эксперимент Соломона Аша, проводимый якобы для изучения зрительного восприятия. На самом деле ученые организовали научно-психологическое исследование на тему давления общественного мнения. Требовалось сравнить длину вертикальных линий, нарисованных на двух карточках. На первой была начерчена линия-эталон, а на второй — ее копия и две разновеликие черты. Нужно было назвать линию, идентичную эталону. Шесть студентов действовали по инструкции организатора эксперимента и отвечали первыми, седьмой ничего не подозревал.
Сначала каждый участник выдавал правильный ответ, но с третьей попытки исследование поставило испытуемого в тупик. Шесть студентов начали говорить неправильно при каждой попытке. Испытуемый чувствовал растерянность и смущение в условии одинокого противостояния мнению большинства, но стоял на своем. Иногда студенты выдавали правильный ответ, чтобы испытуемый не догадался о сговоре. Всего было 18 этапов, в 12 случаях большинство участников говорили ложь. Через эксперимент прошли 123 испытуемых. Лишь четверть из них продолжала стоять на своем. Остальные же предпочли принять точку зрения большинства и согласиться с ложным мнением.
Поддавшиеся влиянию группы испытуемые участники руководствовались такими соображениями:
- они правы, а я не прав;
- не стоит портить результат эксперимента;
- участники являются жертвами оптической иллюзии;
- участники подчиняются мнению первых отвечающих;
- мои отличия от других — это мой недостаток, который нужно скрыть.
В результате научно-психологического исследования над студентами обнаружилась сильная уступчивость индивидуума под давлением группы. Легче подавить свой внутренний голос, чем придерживаться правильной позиции и идти против большинства. Склонность изменять свои личные взгляды в угоду общественному мнению очень сильна в социуме. Это заставляет задуматься о недостатках образования и влиянии привитых ценностей на поведение человека.
Кто открыл генетику
Ребенок всегда похож на родителей — от небольшого сходства до полноценной копии. Многие люди во все времена задавались вопросом, зачем это нужно.
Ответы на эти вопросы стали появляться примерно 150 лет назад от ученого, родившегося на территории нынешней Чешской республики в 1822 году. У родителей Грегора Менделя не было денег на образование детей и в 1843 году он присоединился к августинскому ордену, монашеской группе, которая делала упор на исследования и обучение.
Укрывшись в монастыре в Брно, застенчивый Грегор сразу начал интересоваться наукой. Сначала он пробовал скрещивать цветы, получая новые оттенки и форму лепестков. Особенно его привлекали фуксии. Потом он переключился на горох, тщательно документируя свои опыты и доказав, что при скрещивании зеленого и желтого гороха всегда получается желтый. Однако скрещивание этих двух желтых ”потомков” периодически снова выдавало зеленый горох.
К генетике пришли через растения.
Он опередил свое время. Его исследованиям уделялось мало внимания в свое время, но спустя десятилетия, когда другие ученые обнаружили и воспроизвели эксперименты Менделя, они стали рассматриваться как прорыв.
Гениальность экспериментов Менделя заключалась в том, что он сформулировал простые гипотезы, которые очень хорошо объясняют некоторые вещи, вместо того, чтобы сразу решать все сложности наследственности. Так он заложил основы генетики и дал современным ученым отличную базу для развития.
1.
Боулинг опасен для здоровья.
На это исследование ушло около двух лет и 250 тысяч фунтов стерлингов. Учёным удалось выяснить, что, играя в боулинг, дети или подростки могут начать бегать по дорожкам и в итоге застрять в механизме, который устанавливает кегли. Издание отмечает, что подобных случаев ранее зафиксировано не было, однако, по мнению ученых, есть высокая вероятность возникновения таких ситуаций. Кроме того, в отчете Управления по вопросам охраны здоровья, техники безопасности и охраны труда также отмечается, что взрослые люди подвергнутся столь же высокой опасности, если решат пройти по дорожке и сбить кеглю рукой.
Эрнст Генрих Вебер
Родившийся в германии (1795 г.), Эрнст Генрих Вебер не вполне «психиатр». Его главными научными интересами были сравнительная анатомия и микроскопические исследования.
Большинство его научных трудов известны в виде публикаций в специализированных журналах — и они значительно продвинули науку.
Тем не менее, его исследования органов чувств привели к развитию науки «психофизиология». В кабинете каждого невролога найдётся «циркуль Вебера», позволяющий измерять кожную чувствительность.
«Законе Вебера — Фехнера» стал настолько нарицательным, что этот термин зачастую употребляют, даже не зная, что же он означает. А он связывает психические ощущения с фактической силой внешнего воздействия — и это стало основой «практической психофизики».
Школа из контейнеров в Амстердаме
Голландские архитекторы позаботились об экологии на свой лад, показав пример безотходного производства. De Kleine Kapitein — школа, построенная исключительно из контейнеров.
Это заведение появилось в 2009 году в качестве временного решения: из-за резкого роста населения новому району срочно требовалась ещё одна школа, но до начала учебного года оставалась всего пара месяцев. К счастью, после застройки района осталось много контейнеров-бытовок, из которых, как из конструктора, наскоро соорудили здание.
В таком виде школа должна была просуществовать всего год, но родители учеников предложили оставить её как есть. Здание успело стать достопримечательностью района, к тому же его оказалось очень легко перестраивать и ремонтировать, просто меняя модули местами и заменяя их на новые.
Виктор Эмиль Франкл
Родившийся в Австрии (1905 г.) Виктор Эмиль Франкл с самого начала планировал посвятить себя психологии и психиатрии
Ещё будучи студентом, Франкл обратил пристальное внимание на психологическую помощь в кризисных ситуациях. К середине 20-х годов эта проблема была как никогда актуальна в Австрии и Германии, переживающих этап глубочайшего экономического упадка
Довелось ему оказаться и в более тяжкой ситуации — в 1942 г. вся семья Франкла была арестована и направлена в концлагерь. И здесь его способности оказались очень кстати. Вместе с другими заключёнными он помогал людям преодолевать ужас и отчаяние.
После освобождения в 1945 г. Виктор Франкл изложил свои взгляды на кризисную психологическую помощь в книге «Сказать жизни “ДА“. Психолог в концлагере». И это произведение сразу сделало его всемирно известным.