Занятие росписью в стиле «Золотая хохлома» в старших группах ДОУ

Задачи, приёмы и особенности декоративного рисования в подготовительной группе

Декоративное рисование — создание абстрактных ритмических узоров и композиций для украшения предметов. Рисование орнаментов оказывает благотворное воздействие на развитие творческих способностей, мелкой моторики, воображения и фантазии, абстрактного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.

Задачи

  • развивать чувство цвета, учить находить интересное и гармоничное сочетание красок;
  • закреплять умение рисовать по образцу, обучать рисованию узоров на основе свободного замысла;
  • совершенствовать технические навыки владения карандашом и кистью:
    • рисовать кончиком и всей поверхностью кисти точки, завитки, волнистые, прямые, закруглённые линии;
    • свободно менять направление движения кисти;
    • уметь регулировать набор краски и смешивать разные цвета для получения нужного оттенка
  • развивать умение составлять декоративный узор с помощью прямых и пересекающихся линий, а также ритмического сочетания точек, мазков, геометрических фигур, растительных узоров, других элементов декоративной росписи;
  • развивать свободное плавное движение руки и зрительный контроль;
  • продолжить знакомство с народным орнаментом, развивать навыки оформления плоских и объёмных форм в стиле традиционной росписи.

Приёмы

Линия — прямая, ломаная, волнообразная, закрученная в спираль, может быть разной длины, толщины и ритма и помогает создать основу для узора и прорисовать декоративные элементы.
Штриховка цветными карандашами — простой, но выразительный и эффективный способ передачи ритмического образа растительного или геометрического орнамента

Кроме того, рисование штрихом помогает развить мелкую моторику, что очень важно для решения задачи подготовки руки к письму.
Растушёвка — помогает добиться разной степени насыщенности цвета в зависимости от степени нажима карандаша. Детям следует пояснить, что прорисовка сетки узора и декоративных элементов требует более сильного нажима, чем закрашивание фона.
Точка кончиком кисти, ритмический мазок, примакивание всей поверхностью кистью.

Особенности

  • Основным материалом для росписи является гуашь, поскольку её перекрывающая способность позволяет наносить рисунок на тонированную поверхность фона. Используются также техники рисования акварельными красками, восковыми мелками и фломастерами, кроме того, комбинированные и нетрадиционные, например, пальчиковая, рисование солью, монотипия, граттаж, ниткография.

  • Дети старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании могут использовать цветные карандаши, поскольку уровень владения техническими приёмами штриховки позволяет получить ровный и яркий цветовой эффект. Кроме того, используя приёмы растушёвки, ребята могут создавать узор одним цветом, чередуя различную степень нажима карандаша, передавая, например, переход от более яркого оттенка к более нежному, зарисовывая лепестки цветка.
  • В дополнение к ранее освоенным формам круга и квадрата дети знакомятся с построением узора на прямоугольной и многоугольной геометрической форме, а также на силуэтах различных предметов (кувшины, чашки, ложки, шапочки и т. д.). Предметы неправильной геометрической формы декорируются как линейным орнаментом, например, для окантовки горлышка, так и с использованием узора из центра на округлой части или узора из угла на прямоугольной форме.
  • Старшие дошкольники изучают зеркальное симметричное отображение, когда рисунок состоит из двух одинаковых частей, расположенных противоположным образом.
  • В подготовительной группе обучают приёму заполнения всего пространства формы так называемым сетчатым орнаментом, который построен на принципе чередования элементов в шахматном порядке.
  • Для создания узоров и росписи игрушек или посуды используются элементы растительного орнамента и народно-прикладного искусства (завитки, мелкий травчатый узор, цветовые сочетания дымковской, жостовской, хохломской росписи).

Шаблоны росписи хохломы

Роспись хохлома использует, в основном, картинки растительного происхождения — имеются в виду травинки, ягоды, веточки, стебли вьющихся растений и цветы. Особенно распространены рисунки цветов розы, шиповника, рябины, травки.

Однако, мастера часто прибегают и к животным орнаментам, изображая сказочных птиц, зверей и насекомых в движении, образуя незамысловатые сценки.

Несмотря на то, что тематика росписи четко определена, мастера должны творчески подходить к процессу, каждый раз выдумывая уникальные рисунки. Новички, в силу отсутствия опыта, могут использовать трафареты, чтобы роспись хохлома получилась красивой.

Потренироваться можно, не только перерисовывая готовые рисунки. Используйте эти простые схемки — они помогут вам рисовать простые цветочные орнаменты.

Повторив узор несколько раз, вы набьете руку и создавать интересные рисунки масляными красками для вас будет так же просто, как и научиться рисовать карандашом.

На схемах видно, что при рисовании используются не только кисточки разного размера и формы — некоторые рисунки можно сделать штампами. Печати легко изготовить из подручных средств: круглой терки на простом карандаше, разрубленного пополам овоща или фрукта.

Основное применение техники — это украшение посуды, но в последнее время красивый узор стал настолько популярным, что его стали использовать практически везде. К примеру, в моду вошли платья, футболки, украшения, на которых присутствует роспись хохлома.

Кроме того, таким образом оформляют машины, велосипеды, брелоки, шкатулки, мебель — все зависит от фантазии мастера.

Схемы и шаблоны для детей 4-5 лет

Дети в пять лет уже имеют основные навыки рисования, особенно если посещают дошкольное учреждение, где их обучают педагоги. Но в жаркое лето многие детские сады закрыты, а родители далеко не все умеют рисовать сами. Для того чтобы помочь ребенку в творчестве, можно использовать детские инструкции из сети Интернет.

Как рисовать пчелку, создав собственную раскраску.

Пошаговая инструкция:

  1. Нарисовать круглую голову.
  2. Туловище к голове дорисовывается, подобно лепестку цветка или лопасти пропеллера.
  3. Слегка изогнутые линии делят туловище на сегменты, изображая полосатые окрас.
  4. Детская фантазия воспринимает животных, наделенными эмоциями, как и людей. Поэтому, пчелке нужно дорисовать глаза и улыбку.
  5. Теперь пора добавить усики и крылышки.
  6. Финальный штрих — жало в виде узкого перевернутого конуса.

Более сложная техника рисования

Интересно! Насекомые — лучшие представители фауны, на которых можно тренировать свои художественные навыки. Рисовать их просто, используя простейшие геометрические фигуры: круг и овал, из которых получаются прекрасные гусеницы, шмели и пчелы.

Обучение математике в детских садах с помощью счетного материала

Поэтапное выполнение работ на тему «Декоративное рисование в стиле золотая хохлома»

Для поэтапного выполнения работы происходит вовлечение детей в процесс открытия новых знаний.

  1. Кисть нужно держать тремя пальцами почти вертикально.
  2. Изначально ребенок должен изобразить изогнутую ветвь.
  3. Затем нужно нарисовать листочки и ягодки.
  4. Потом рисуется трава и завитки.
  5. Следует помнить о нанесении черного фона.
  6. В конце проводится легкая гимнастика для рук.

Схема конспекта занятия по декоративной росписи в старшей группе детского сада

Схема конспекта выглядит следующим образом:

  • Образовательная цель.
  • Задачи.
  • Новый способ действия.
  • Какие понятия, знания необходимо актуализировать.
  • Прчина затруднения выполнения работы.
  • Цель деятельности детей по преодолению затруднения.
  • Создание всевозможных условий для реализации своих действий.
  • Разминка.
  • Сопровождение музыкальными композициями.
  • Анализ работы.

Конечный результат

Роспись подноса рисунки, пошаговая инструкция с фото

Попробуем расписать самый обычный поднос в жостовском стиле. Для этого нам необходимо:

  • Поднос металлический (можно рисовать и на пластиковом).
  • Карандаш для прорисовки эскиза.
  • Кисти (синтетические разной толщины) заостренные и скошенные.
  • Краски акриловые (лучше Поликолор, они хорошо перемешиваются одна с другой, плотные, хорошо накладываются)
  • Палитра (можно взять металлическую крышку, на дно которой положить влажную салфетку, чтобы краски не высыхали быстро, а сверху кальку).
  1. Для начала следует обезжирить поднос, покрыть грунтовкой и черным матовым лаком в два слоя.
  2. лак высох — можно приступить к работе.
  3. Светлым карандашом отмечаем места, где будут располагаться цветочные бутоны. 
  4. Выбираем краску и широкими мазками рисуем основу — лепестки будущего цветка. Сначала нижние, потом верхние. Этот этап называется «замалёвка».
  5. Закрашиваем цветок краской полностью.
  6. С помощью черной краски немного оттеняем внутреннюю часть бутона. 
  7. Работая скошенной кистью прорисовываем верхние лепестки белым. 
  8. Закрываем бутон и дополняем верхнюю часть цветка круговыми мазками. 
  9. Прорисовываем нижнюю часть цветка и мелкие лепестки.  
  10. Теперь слегка разбавим водой темно-желтую краску и оттеним серединку цветка. 
  11. Мазки делаем чуть выразительней. 
  12. В сердцевине цветка ставим мелкие точечки белой и желтой красками. 
  13. Переходим ко второму бутону. Все точно также как и с первым, наносим основные мазки только теперь другим цветом, например белым. 
  14. С одной стороны прокрашиваем бутон фиолетовой  краской, с другой — желтой. Середину цветка оттеняем черным цветом.
  15. Набираем на скошенную кисть одновременно фиолетовую и белую краски и по кругу прорисовываем лепестки. 
  16. В середине цветка дорисовываем дополнительные лепестки. 
  17. Заканчиваем белый цветок. «Отворачиваем» лепестки, серединку оживляем с помощью желтых и белых точек. Третий (желтый) цветок рисуем по той же технологии, что и два предыдущих.
  18. С середины цветка рисуем закрытые лепестки. Затем дополняем бутон пририсовывая все лепестки по кругу.
  19. Снизу вверх один лепесток поверх другого, а закрытые лепестки прорисовываем белой краской.
  20. Тоненькой кистью обводим цветы, придавая им живости, а розовой краской рисуем закрытый бутон. Белым оттеняем закрытые лепестки, а желтой оттеняем ту сторону розы, которая ближе к нам.
  21. Рисуем еще один белый бутон и оттеняем его желтой, фиолетовой и черной красками. 
  22.  Белой краской выделяем лепестки, добавляем нижние и самые мелкие лепесточки.
  23. С помощью тонкой кисточки рисуем тычинки и прорисовываем контуры лепестков. 
  24. Дальше по той же схеме добавляем цветок за цветком, листья,…
  25. …ягоды, мелкие цветы.
  26. Когда рисунок станет на ваш взгляд завершенным, сделайте на подносе красивое обрамление в виде орнамента. 
  27. Дайте композиции хорошо высохнуть и через пару дней вскройте лаком.

Для более детального изучения техники жостовской росписи посмотрите вот эти видео ролики.

Дерево

Канал преподавателя изобразительных искусств Елены Скулкиной создан для родителей, желающих развить у ребенка творческую фантазию, чувство композиции и цвета.  Из познавательного занятия малыш узнает, как нарисовать дерево, каким образом оно растет, выглядит в разные времена года. Автор поэтапно рисует семя, прогревающие землю лучи солнца, появление маленького ростка на поляне с цветами. Добавляя постепенно веточки разной толщины и листья, визуально показывает рост дерева. Рекомендует научиться смешивать краски, делать их «нескучными». Для работы понадобятся кисточки разных размеров, палитра для смешивания цветов, гуашь, лист бумаги формата А3.
 

История

Герб Ковернинского района Нижегородской области

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи[источник не указан 1865 дней] Деревня Хохлома была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия[источник не указан 1865 дней], оттуда и пошло название росписи[неавторитетный источник?].

Так как ближайшей железнодорожной станцией от Ковернина была станция Семёнов, то этот вид росписи в начале XX века приобрёл там значительное развитие[источник не указан 1865 дней]. Тем не менее, родиной хохломы считается Ковернино[источник не указан 1865 дней], что отражено в утверждённом гербе района.

На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи, вот две наиболее распространённые:

По наиболее распространённой версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение промысла приписывалось старообрядцам. Ещё в давние времена среди жителей местных деревень, надёжно укрытых в глухомани лесов, было немало старообрядцев, то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».

Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным делом, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объёмной резьбы. На рубеже XVII—XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей

Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев — живописную культуру, мастерство «тонкой кисти» и, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

Впрочем, есть документы, свидетельствующие об обратном. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды ещё в 1640—1650 годах, до появления старообрядчества. В крупных нижегородских ремесленных сёлах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семёновское» (будущий город Семёнов — один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда — братины, ковши, блюда для праздничного стола — окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка. Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла.

Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, сёла Хохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице-Сергиев монастырь. Из документов монастыря видно, что крестьяне этих сёл вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Не случайно, что именно сёла Хохлома и Скоробогатово стали родиной оригинальной росписи посуды, так похожей на драгоценную.

Обилие леса, близость Волги — главной торговой артерии Заволжья — также способствовало развитию промысла: гружённые «щепным» товаром, суда направлялись в Городец, Нижний Новгород, Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда — в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась через Сибирь. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома Нижегородской губернии, где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски Хохломы.

Что относится к народному творчеству

Народное творчество, к которому относятся хохлома, является способом выражения характера народа, его культуры. Оно представляет собой совокупность произведений народа, его художественной деятельности. По сути, народное творчество – это вид искусства, созданное самим народом и для народа.

Разнообразие произведений творчества народов в первую очередь связано с его культурными ценностями. Каждый народ, как единый большой коллектив, обладает конкретным этносом, внутри которого существуют мифы, сказки, песни, танцы, а также декоративные изделия, присущие только ему.

Народное творчество отличается от прочей художественной деятельности тем, что оно прочно связано с мировоззрением конкретного народа. Можно заметить, что в каждой стране, регионе творчество населения имеет отличный от других почерк, оригинальные краски и формы. Знакомство с творчеством своего народа позволяет лучше понимать наше происхождение.

Покупка материалов

Выбирайте подходящую основу. Форма может быть округлой, прямоугольной квадратной, сложной резной. Лучше, если у доски будет отверстие, чтобы повесить ее на гвоздь или крючок. Старайтесь не использовать фанеру или необработанное дерево. Поверхность для нанесения узора должна быть ровной, без впадин, зазубрин и заусениц. Проще всего купить в магазине для рукоделия качественную основу. Если такой возможности нет, но есть готовая по размеру доска, как следует обработайте поверхность наждачной бумагой. Если этого не сделать, после нанесения краски все неровности останутся. Они могут нарушать восприятие рисунка и будут мешать при рисовании.

Пошаговая инструкция для рисования выбранного сюжета

Конспект занятия по рисованию на тему «Бабочка». Продолжается знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования. Ребята должны научиться создавать рисунок в технике «монотипии», а также самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению.

Выбранный сюжет

Обратите внимание! Развивается цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Материалы и оборудование:. Материалы и оборудование:

Материалы и оборудование:

  • изображения с бабочками,
  • бумага сложенная пополам,
  • гуашь,
  • кисточка,
  • ёмкость с водой,
  • палитра,
  • тряпочка.

Методика рисования в подготовительной группе по ФГОС

Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.

Методика искусства

Продумывая упражнения, а также систему заданий, направленных на формирование изобразительных навыков следует помнить, что буквальное повторение одних и тех же заданий детям скучно. Этот процесс не приводит к успеху. Например, рисуя на темы «Где будут зимовать птички», «Сказочные деревья», «Деревья на нашем участке», «Осенний сквер», «Зимний лес», дошкольник изображает деревья, передавая части, строение, решает задачи композиции.

Рисование точками

Как метод изобразительного творчества для малышей можно выделить рисование точками. Эта несложная техника понятна даже крохе. Вам понадобятся краски и ватные палочки или обычные фломастеры. Окунаем палочку в краску, и несильным нажатием рисуем точку на листе бумаги, потом еще одну – так до тех пор, пока придуманный образ не проявится на альбомном листе. Можно помочь малышу, нарисовав контур будущего рисунка, а он заполнит его большим количеством ярких отпечатков. Тематика точечного рисунка может быть любая – и зимняя сказка, и яркое солнышко. Обучение в таком нежном возрасте следует проводить ненавязчиво, в виде игры.

Подготовка к занятию по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет

Для выполнения работы, воспитатель готовит интересный материал о народном декоративно-прикладном искусстве, составляет композиции. После чего знакомит детей с новым материалом, рассматривая иллюстрации, стилизованные образы, а также изделия прикладного искусства. Чтобы придать занятию более весёлый характер, подбираются соответствующие мелодии.

Обратите внимание! Кроме этого, воспитатель читает детям художественную литературу, заучивает с ними стихотворения, просматривает видеоклип «Золотая хохлома»

Мотивирующее начало занятия

Основной мотив — это привлечение ребёнка к поэтапному выполнению задания, необходимо выбрать интересные, весёлые дидактические игры, например, «Составь узор на посуде» или «Обведи рисунок».

К примеру, ребятам можно предложить открыть свой художественный салон, чтобы гости смогли выбрать сувениры на память. Для начала придётся стать художниками, чтобы создать новый шедевр. Нужно сделать красивую роспись на посуде. Педагог выставляет различную посуду, в виде ложек, ваз, мисок с золотым желтым фоном.

Важно! Дети должны выбрать силуэт посуды, чтобы сделать красивый узор. Воспитатель интересуется, помнят ли они что надо делать?. Дети отвечают, что должны нарисовать завиток (изогнутую веточку)

Дети отвечают, что должны нарисовать завиток (изогнутую веточку)

Это самый важный элемент хохломской росписи. На нем можно изобразить все остальные элементы. Рисовать детали нужно концом тонкой кисточки, чередуя цвета. Для рисования ягод дети выбирают кисть и тычок. Далее у них появляется задача выбрать цвет. Для изображения ягод нужно подобрать красные, зеленые, черные цвета. После этого требуется провести разминочку

Дети отвечают, что должны нарисовать завиток (изогнутую веточку). Это самый важный элемент хохломской росписи. На нем можно изобразить все остальные элементы. Рисовать детали нужно концом тонкой кисточки, чередуя цвета. Для рисования ягод дети выбирают кисть и тычок. Далее у них появляется задача выбрать цвет. Для изображения ягод нужно подобрать красные, зеленые, черные цвета. После этого требуется провести разминочку.

Разминка

Физкультминутка

Если дети устали выполнять упражнение, нужно немного отдохнуть. Для выполнения разминки, ребята должны повторять движения за воспитателем:

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо — влево)

Наше чудо — дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо — влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность позволяет выявить способности ребёнка.

Обратите внимание! Педагог должен сделать анализ работы и выявить результат. Педагог говорит детям: «Какая чудесная получилась посуда — яркая, красочная, праздничная — как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома!» У каждого получился свой, неповторимый узор

Педагог говорит детям: «Какая чудесная получилась посуда — яркая, красочная, праздничная — как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома!» У каждого получился свой, неповторимый узор

Педагог говорит детям: «Какая чудесная получилась посуда — яркая, красочная, праздничная — как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома!» У каждого получился свой, неповторимый узор.

Подведение итогов

Завершающий этап плодотворной работы по НОД — это проведение итоговой диагностики, сравнение результатов работы, выявление уровня развития дошкольников. Оценивая результат, педагог вносит в работу необходимые изменения.

Проводя данную работу систематически, ребята обретают определенные знания, умения, навыки. Осваивая технические навыки в рисовании, лепке, аппликации у детей развивается устойчивый интерес к различному творчеству. Обогащается содержательная деятельность, развивается игровой замысел.

Результат итоговой диагностики показал что, дети приобрели не только определенные знания, но и научились, используя полученный багаж знаний, творчески подходить к выполнению своих работ.

Обратите внимание! Плодотворная работа должна доставить дошкольникам много радости и удовлетворения, воспитывать желание творить, чтобы они смогли создавать собственные изделия. Каждый воспитатель должен создать благоприятную атмосферу, чтобы вызвать интерес ребёнка к художественной деятельности. Это можно сделать при помощи дидактических игр, музыкальных произведений

Это можно сделать при помощи дидактических игр, музыкальных произведений

Каждый воспитатель должен создать благоприятную атмосферу, чтобы вызвать интерес ребёнка к художественной деятельности. Это можно сделать при помощи дидактических игр, музыкальных произведений.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий