Обучение математике в детских садах с помощью счетного материала

Какой бывает раздаточный счетный материал

Для обучения счету и арифметическим действиям используют самый различный материал. Выбор его зависит от возраста детей, конкретной темы, используемых образовательных методик.

Кубики и игровые наборы

Детям младшего возраста лучше давать начальные математические знания, пользуясь кубиками или игровыми наборами.

Одинаковые по размеру и по окраске кубики, яблочки, груши, морковки, цыплята — все это составляет счетный материал по математике в детском саду. Сюда же относятся и специальные кубики, предназначенные для обучения счету по методике Зайцева.

В ходу и комплекты из дерева, выкрашенные в насыщенные цвета, и пластиковые наборы. Подобные пособия помогают малышам легко усвоить счетные операции, научиться складывать и вычитать. Кроме того, в результате манипуляций с мелкими предметами развивается моторика и координация движений. 

Внимание! Необходимо убедиться, что пластиковые наборы изготовлены из высококачественного материала, соответствующего гигиеническим стандартам, установленным для детей. 

Обучение счету в детском саду лучше проводить как игру. Например, можно собирать урожай яблочек с подсчетом их количества, покормить пять белочек.

Счетные палочки

Современные палочки для счета изготавливаются как из дерева, так и из пластика. В принципе это те же игровые наборы, но более формализованные, без привязки к игровым сюжетам. Это счетный материал для детей, обучающихся в начальной школе и посещающих подготовительную группу дошкольного учреждения.  Задача счетных палочек — облегчить понимание математики, сделать наглядными совершаемые арифметические действия.

Пластиковые палочки разных цветов помогает детишкам постарше освоить счет до десяти

Простейшая модель наглядности — пальцы на руке. Их всегда использовали для обучения счету.

Обратите внимание! В начальной школе обращаются и к счетам. Они отлично демонстрируют операции с разрядами — единицами, десятками, сотнями и т.д

Картинки и карточки

Это визуализационный материал, но, в отличие от игровых наборов, необъемный — следующая ступень отвлеченности при обучении счету. Используется уже не сам предмет, а лишь его изображение. Хотя игра с карточками воспринимается ребенком с не меньшим интересом, чем действия с объемным счетным материалом.

Если речь идет о разрезных картинках, то это становится их дополнительным преимуществом: вырезание из бумаги различных цветов, животных, овощей тренирует мелкую моторику ребенка и расширяет его кругозор.

В эту же категорию пособий относятся двухполосные и однополосные карточки по математике в ДОУ. На первые карточки прикладывают картинки или объемные предметы, а на вторые — накладывают. При этом ребенок сопоставляет форму предметов, их характеристики, сравнивает размеры (больше или меньше, уже или шире).

Лэпбуки

Папку, в которой подобраны и оформлены материалы по определенной теме, называют лэпбуком. Готовит такое дидактическое пособие педагог, в некоторых случаях подготовка может быть поручена родителям. Оформляют материал в виде мини-книги, снабжают папку окошками и кармашками, где располагаются красочные карточки и т.п. В качестве обязательного компонента в лэпбуке предлагаются творческие задания. Применяются такие пособия для индивидуальных занятий с ребенком или в небольшой команде из двух-трех детей.

Яркие лэпбуки, посвященные конкретной арифметической теме, предназначены для занятий с двумя-тремя детьми

Можно выделить два основных типа счетных пособий:

  • крупные предметы — плакаты, магнитные доски — относятся к категории демонстрационного материала по математике в детском саду и служат для показывания действий;
  • мелкий материал — карточки, картинки, игрушки — является раздаточным, с помощью которого все ребята одновременно выполняют задания педагога.

Порядковый счёт

В дошкольном возрасте дети учатся порядковому счёту до 10 и 20. Некоторые дети могут считать до 100. При этом нужно учитывать, что гораздо важнее понимание состава чисел и принципа счёта, чем механическое заучивание

*При обучении цифрам и числам важно, чтобы ребёнок понимал, какое число больше, какое меньше. Этому поможет использование числового ряда

# Дошкольник должен владеть прямым и обратным счётом хотя бы до 10. Полезны задания, в которых требуется вставить недостающие цифры в числовом ряду. Для сравнения чисел сначала используют картинки. Ребёнок считает предметы на каждой и подписывает под картинкой соответствующее число. Затем ему предлагают узнать, на какой же картинке предметов больше. Также важно учить малыша проговаривать свои действия.

Наглядный материал своими руками

Изготовить самостоятельно легче всего картинки и карточки. Изображения для них можно подобрать в интернете и распечатать на принтере. 

Внимание! Все картинки для использования в процессе обучения начальным математическим навыкам должны быть распечатаны на цветном принтере. 

Картинки для будущих карточек легко найти в интернете, распечатать и вырезать

Разнообразные карточки, представляющие собой силуэты цветов, деревьев, овощей, фруктов, снеговиков, вырезаются из картона, затем в целях долговечности обклеиваются скотчем или ламинируются. Изготавливается игровое поле для каждого участника — в виде кроны дерева, полянки, корзинки. Туда дети накладывают раздаточный счетный материал — его сортируют по размерам, форме, считают, сравнивают.

Обратите внимание! Все картинки и карточки должны быть яркими и разноцветными, цвета раздаточного материала и игрового поля — контрастными. Например, зеленые елочки на белой снежной полянке, спелые оранжевые плоды на зеленых кронах деревьев. Вместо карточек могут быть изготовлены сложные и большие аппликации

Как пример можно привести аппликацию, изображающую многоэтажный дом. У него есть треугольная крыша и несколько окон. На крышу помещается цифра, например 7. А окошки дети должны заполнить меньшими цифрами, из которых можно составить семерку (4 и 3; 1 и 6 и т.п.)

Вместо карточек могут быть изготовлены сложные и большие аппликации. Как пример можно привести аппликацию, изображающую многоэтажный дом. У него есть треугольная крыша и несколько окон. На крышу помещается цифра, например 7. А окошки дети должны заполнить меньшими цифрами, из которых можно составить семерку (4 и 3; 1 и 6 и т.п.).

Итак, обучать ребенка считать следует не ранее трех лет. Поскольку счет — это оперирование абстрактными понятиями, а маленькие дети мыслят в категориях «вижу», «могу потрогать», в обучение следует широко привлекать наглядный счетный материал. Его разнообразие простирается от набора объемных игрушек, кубиков (для малышей) до более отвлеченных картинок и счетных палочек, лэпбуков (для детей постарше).

Как используется счетный материал в образовательном процессе ДОУ

Обучение математическим навыкам начинают с объемного счетного материала — игровых наборов, кубиков. Со временем переходят на более отвлеченные наглядные материалы — картинки и карточки.

Обратите внимание! Обучение счету проводят в детско-взрослом взаимодействии — то есть при сотрудничестве детей и педагога. Задействуют в процессе обучения счету материал, соответствующий возрасту ребенка

Дети второй младшей группы хорошо включаются в задания с пазлами, с карточками, где изображение цифры окружено количеством предметов, равным этой цифре (например, около семерки нарисовано семь грибочков)

Задействуют в процессе обучения счету материал, соответствующий возрасту ребенка. Дети второй младшей группы хорошо включаются в задания с пазлами, с карточками, где изображение цифры окружено количеством предметов, равным этой цифре (например, около семерки нарисовано семь грибочков).

Даются задания на соотнесение цифры с количеством точек на той или иной карточке. Формируются понятия «много», «мало». Например, ребенку предлагается карточка с изображением паровоза и набор картинок, изображающих вагоны. Их нужно распределить по карточке с паровозом

Педагог обращает внимание ребенка, что сначала вагонов нет вообще, затем прицепляется один, а затем их становится «много»

Красочный объемный материал для счета легко включить в сюжетную игру

Важно! Чтобы сделать внимание детей более устойчивым, рекомендуется часто менять и сюжет игры, и сами игровые наборы. Детей средней группы обучают точно оценивать количество предметов — считать до пяти. К процессу обучения подключают наглядный материал, изображающий предметы, животных, растения, транспорт, и цифры, равные их числу

Практикуется и комбинация объемной цифры и предмета из игрового счетного набора. Пример задания: посади пчелку на цветок с шестью лепестками

К процессу обучения подключают наглядный материал, изображающий предметы, животных, растения, транспорт, и цифры, равные их числу. Практикуется и комбинация объемной цифры и предмета из игрового счетного набора. Пример задания: посади пчелку на цветок с шестью лепестками

Детей средней группы обучают точно оценивать количество предметов — считать до пяти. К процессу обучения подключают наглядный материал, изображающий предметы, животных, растения, транспорт, и цифры, равные их числу. Практикуется и комбинация объемной цифры и предмета из игрового счетного набора. Пример задания: посади пчелку на цветок с шестью лепестками.

Дети, посещающие старшую группу садика, должны уметь считать до десяти, складывать и вычитать по единице.

Обратите внимание! Наглядность в обучение счету привносят счеты, сопоставление графического образа цифры с карточкой, на которой нарисовано равное этой цифре количество предметов. Дети хорошо воспринимают и задания на восстановление правильного порядка счета, которые выполняют при помощи карточек с нарисованными цифрами

Математические навыки, подлежащие освоению в подготовительной группе, — сравнение совокупности предметов в категориях «больше», «меньше», составление числа из двух (один и два — вместе получается три). Идет усложнение и нарастание отвлеченности наглядного материала. Это складывание полного изображения после составления пронумерованных частей, картинки с разным количеством предметов или животных, предлагаемые для сравнения (ребёнок подсчитывает количество предметов и записывает итог в нужную клеточку).

Обоснованность применения наглядного счётного материала в детском саду

В дошкольном образовательном учреждении дети начинают осваивать счёт с трёх лет, и это их основная математическая деятельность. Обучение происходит с непременной опорой на наглядные пособия, поскольку абстрактные логические операции, производимые при счёте (слияние и разделение множеств, сопоставление количества и цифры, сравнение множеств) сложны для понимания малышей и требуют «опредмечивания». Наглядный счётный материал — комплексное дидактическое средство, направленное на формирование элементарных представлений о счёте в рамках целенаправленного обучения.

Такие пособия очень разнообразны, и их применение в каждом случае зависит от:

  • конкретного содержания учебного материала (например, научить детей второй младшей группы различать понятия много и мало),
  • используемых методов (точнее, определённые игровые приёмы, к примеру, иллюстрации к сказке, в которой персонажи учатся считать),
  • возраста детей (если во второй младшей группе могут быть карточки с картинками одного и того же животного, то в старшей на картинках изображаются разные звери, то есть идёт усложнение сути описываемого явления).

Счёт в детском саду осваивается наряду с другими дидактическими навыками и понятиями, например, изучением цветов: распредели грибочки по корзинкам соответствующих цветов и скажи, в какой их оказалось больше/меньше

Наглядный материал должен отвечать следующим требованиям:

  • научным (соответствовать научным данным о счёте),
  • педагогическим (нести образовательную, развивающую, воспитательную нагрузку),
  • санитарно-гигиеническим ( не содержать вредных веществ, не вызывать напряжения зрения,
  • эстетическим ( красивое оформление. яркие и чёткие изображения)

Картинки для обучения счёту в старшей и подготовительной группах

Особых различий в форме картинок нет, отличаются только задания, то есть содержание.

Фотогалерея: индивидуальные карточки для старшей группы

Карточки с цифрами можно сделать дома

Переставляя количество шариков, ребёнок научится считать до 10, а также сортировать вещи по принципу «новое/старое»

Индивидуальная карточка может содержать задание творческого характера: вылепить цифру из пластилина

Такие домики помогают детям усвоить состав числа

Стоит отметить, что карточки не всегда представляют собой нарисованное/наклеенное изображение. Индивидуальная карточка может состоять из отдельных элементов, которые выкладываются на листе. Своего рода накладная аппликация.

Фотогалерея: счётные пособия для подготовительной группы

Так детям презентуется принцип вариативности слагаемых при одинаковой сумме

Это динамическая карточка, то есть к ней прилагается кармашек с шариками с примерами, а также карточки с цифрами-ответами

В подготовительной группе дети с лёгкостью справляются с заданием вписать соседей чисел в окошках домика

Такое пособие не только тренирует математические навыки, но и развивает мелкую моторику

Демонстрационный счётный материал — это проявление фантазии педагога, направленной на то, чтобы дети усваивали азы математических действий играючи. Очень хорошо зарекомендовали себя лэпбуки, так как ребята с удовольствием играют с эдакой большой аппликацией, включающей в себя картинки, пазлы, раскраски. При подготовке этого пособия нужно учитывать два важных момента: лэпбук должен быть крепким, то есть не рассыпаться в процессе эксплуатации, и занимательным, чтобы с его помощью педагог смог реализовать поставленные обучающие, развивающие и воспитательные цели.

Методика Сергея Полякова для обучения детей счету

Начинать занятия педагог советует в тот момент, когда ребенок впервые увидел и проявил интерес к цифрам, кубикам и книгам, т.к. в этот период познавательные способности находятся на своем пике.

Для начала вам понадобятся всего пять одинаковых кубиков и небольшая коробка, разделенная на пять отсеков. Также нужно написать на альбомных листах цифры от 1 до 5. По мере освоения игры количество кубиков будет увеличиваться (до 100), вследствие чего и коробку нужно будет смастерить большую.

Итак, все занятия носят форму игры. Первое занятие проходит с двумя кубиками. Один вы кладете в коробку и говорите малышу, что это один кубик. В это же время кладете перед ребенком лист с цифрой «1». Теперь прибавляете к первому кубику еще один, а лист с цифрой «1» заменяете на лист с цифрой «2». После этого просите свое чадо повторить эту же последовательность действий, но будьте готовы, что повторений будет немало.

На следующем этапе игру нужно усложнить. Скажете малышу, чтобы он представил, что коробка – это маленький домик, а кубики – это его жильцы – гномики. Покажите, что дома один гномик, но к нему в гости пришел второй. Попросите ребенка сказать, сколько теперь в домике гномиков.

Как только второй гномик несколько раз придет и уйдет, сделайте для домика крышу, накрыв коробку картоном или тканью. Проделайте те же самые манипуляции с кубиками, а ребенок пусть считает, сколько в домике гномиков, не смотря на них. В процессе кроху нужно всячески подбадривать, хвалить и говорить ему, что он все делает правильно. Это позволит подогреть интерес к игре.

Следующие занятия проводятся по такому же принципу с той лишь разницей, что увеличивается количество кубиков – сначала до трех, потом – до четырех, и так до десяти. После этого допускается начинать складывать и вычитать двухразрядные числа.

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Сделайте несколько коробок для десяти кубиков, чтобы ваш ребетенок познакомился с понятием разряда числа. А наглядность выполняемых действий будет способствовать тому, что он научится считать даже достаточно большие по его меркам числа

Но имейте в виду, что сразу же сложные примеры давать не стоит – начните со сложения трех и восьми, двух и девяти, семи и пяти и т.д.

Помимо описанного выше метода Полякова есть и несколько других методик раннего развития, которые настолько же эффективны, просты и популярны.

Счёт. Количество, цифры и числа, счетный материал — Конспект по ФЭМП для средней группы «Число 5»

Публикация «Конспект по ФЭМП для средней группы «Число…»
Конспект по ФЭМП для средней группы. Михеева Алёна Борисовна Конспект по ФЭМП для средней группы. Цель: организовать познавательную деятельность детей, направленную на закрепление представлений о форме, величине, количестве, числе, пространстве. Задачи: Образовательные: •…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия по ФЭМП «Умение соотносить количество предметов с числом и цифрой» в средней группе
Цель: Формировать умение соотносить количество предметов с числом и цифрой. Материал : Теремок с набором зверей, карточки с изображением геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник; три елочки, одна березка; цифры 1,2,3,4.5; кочки – круг, набор геометрических фигур,…

Самоанализ НОД по ФЭМП «Веселый счет» (средняя группа)
Самоанализ НОД в средней группе по ФЭМП «Веселый счет». НОД проводилась с группой детей среднего возраста (4-5) лет. В колличестве 8 детей. Длительность- 20 минут. Цель: закрепить счет в пределах 5, знание цифр от 1 до 5, умение различать и называть геометрические фигуры;…

Конспект прогулки с математическим содержанием «Веселый счет» (средняя группа)
Конспект Прогулка с математическим содержанием «Веселый счет» (средняя группа) Цель: развитие двигательной активности детей через математические задания. Формирование у детей логики, мышления, сообразительности. Задачи: Образовательные: Повторение и совершенствование знаний-…

Счёт. Количество, цифры и числа, счетный материал — Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Коллективная творческая работа. Число «Семь»

Особенности демонстрационного и раздаточного материала для разных возрастных групп

Счётный материал по математике, как и другие наглядные пособия, может быть двух типов:

  • крупный, то есть демонстрационный, который используется педагогом для объяснения и показа способа действий с ним (магнитные доски, плакаты, картины и пр.);
  • мелкий, то есть раздаточный (карточки, лэпбуки и пр.), используя который все дети выполняют те или иные задания одновременно, что позволяет организовать самостоятельную деятельность малышей для выработки необходимых математических навыков и умений.

Наглядный математический материал отличается по типу счётной деятельности, которая является приоритетной для конкретной возрастной категории.

  1. Вторая младшая группа. Для формирования понятия единичности и множественности можно использовать, например, картинки-пазлы, кубики, в которых цифры окружены элементами с таким же количеством фруктов (овощей, животных и пр.) или картинки с точками, которые нужно соотнести с цифрой. К слову, этот же материал с точками используется и дальше, только цифр становится больше.
  2. Средняя группа. Дети должны уметь давать точную оценку совокупности предметов, в данном случае считать до 5. Для этого активно используются картинки с изображением предметов и цифр, соответствующих их количеству, а также сочетание игрушки и объёмной цифры. Например, для узнавания графического образа числа задание может быть таким: помоги зайке найти цифру 3. посади мотылька на цветок с пятью лепестками.
  3. Старшая группа. Малыши считают до 10, умеют прибавлять или отнимать по единице. В качестве наглядности используются, например, игра домино, соотнесение цифры с картинкой с таким же числом объектов.
  4. Подготовительная группа. Дети могут сравнивать числа «больше-меньше», составлять заданные числа из двух меньших — 5 из 2 и 3, например. Демонстрационный материал усложняется. Это могут быть задания на сравнение количества предметов на картинках, составление целого изображения после последовательного складывания пронумерованных разрезанных частей и т.д.

Таким образом, первые пособия направлены на то, чтобы дети учились соотносить зрительный образ цифры и обозначаемое ею количество объектов. В средней группе эта работа уже не на «узнавание» образа цифры, а на количественный счёт до 5. В старшей группе малыши учатся совершать элементарные действия по сложению-вычитанию, а в подготовительной материалы заданий носят сравнительный характер, так как дети уже умеют соотносить количества, обозначенные цифрами.

На любом этапе обучения необходимо продумывать способ знакомства с графическим образом цифры, например, в форме создания аппликации

Виды раздаточного материала

Как уже было сказано, пособия могут быть демонстрационные и раздаточные. А также есть те, которые могут использоваться в обоих случаях (например, блоки Дьенеша). Виды раздаточного материала педагог выбирает в зависимости от возраста детей. Так, уже в первой младшей группе ребята знакомятся с кубиками, счётными палочками. Правда, пока на уровне оценивания «много-мало». Обычно градация использования видов раздаточного материала зависит от возраста детей: чем младше, тем больше игрушек, а чем старше, тем больше рисунков и схем. В целом же в детском саду активно используются такие счётные пособия:

  • палочки Кюизенера (разноцветные параллелепипеды разного размера из дерева или пластика используются преимущественно во второй младшей и средней группах, когда происходит знакомство с понятием количества);
  • блоки Дьенеша (набор геометрических фигур разного размера, который может использоваться по аналогии с палочками Кюизенера, а также для знакомства с прямоугольником, треугольником, кругом, квадратом);
  • кубики (в младшей группе на них отрабатываются понятия «много-мало»);
  • пирамидки (как бюджетный, более доступный, вариант палочек Кюизенера и блоков Дьенеша);
  • бусины, пуговицы (в младшей и средней группах);
  • картинки, картинки-пазлы, карточки (для всех возрастов);
  • веер с цифрами (для старшей и подготовительной групп, в которых ребята уже чётко ассоциируют цифру с её графическим образом);
  • лэпбуки, задания в которых могут объединять все вышеперечисленные пособия и т.д.

Обратите внимание, что чёткого разделения по возрасту в применении счётных материалов нет, так как их использование должно быть оправдано с точки зрения поставленной образовательной цели. И тем не менее в старшей и подготовительной группах акцент делается на карточки, чтобы дети привыкали работать с наглядностью «как в школе»

Лучшие формы для восприятия

Детям до 5 лет подойдет счетный материал в форме различных фигурок. Это могут быть яблоки, грибы, матрешки, различные овощи, транспорт, животные. С помощью таких форм можно проиграть множество различных ситуаций для обучения ребенка счету. Сегодня ежик принесет грибочки, а белочка яблоки. Завтра вы посчитаете, сколько овощей добавите в суп. Позже раздадите морковку зайчатам. Самое главное в этом возрасте – игра, о чем не следует забывать взрослому, занимающемуся с ребенком.

Также необходимо использовать объемные цифры для того, чтобы малыш соотносил понятие числа и цифры. Он намного лучше запомнит каждую цифру, если сможет потрогать ее, провести пальчиком по каждой линии. Ведь тактильное восприятие играет огромную роль в развитии крохи с самого маленького возраста.

Детям старшего дошкольного возраста и ученикам начальных классов в качестве счетного материала уже можно предлагать различные геометрические фигуры, которые можно использовать и в качестве мозаики. Таким образом ребенок сможет запомнить название форм, выучит основные цвета, будет выкладывать различные картинки из деталей.

Счетные палочки являются универсальным развивающим пособием для детей всех возрастов. Самым маленьким будет необходим строгий контроль взрослого. С их помощью можно начинать развивать ребенка уже с 9 месяцев. Они помогут развивать мелкую моторику, выучить цвета, множество различных понятий, таких как «один-много», «широкий-узкий», «длинный-короткий» и др.

Они помогают учить ребенка сравнивать, находить сходства и отличия, способствуют сенсорному развитию, развивают логику, воображение, умение мыслить нестандартно. С помощью палочек ребенок сможет познакомиться с основами геометрии. Ну и, конечно же, они помогут в обучении ребенка счету, знакомству с основными математическими операциями.

Пространственные отношения

Каждый предмет имеет своё положение в пространстве. Самые простые понятия – это «верх» и «низ». Потом присоединяются «право» и «лево». Детям постарше можно предложить игру, в которой требуется найти игрушку или картинку с ней. Ребёнок должен действовать по инструкциям взрослого. В инструкциях нужно как можно больше использовать пространственные отношения. Играть можно как на бумаге, заранее подготовив карточки и лабиринт, так и в комнате. В последнем варианте интереснее играть, когда ребёнок владеет порядковым счётом, чтобы отсчитывать шаги. *Для изучения геометрических фигур, величин и пространственных отношений идеально подходят деревянные конструкторы, состоящие из разных фигур. Играя, малыш усваивает математические понятия.#

Задания по математике в картинках для детей подготовительной группы

Это не только серия заданий на обучение детей счёту, но и на развитие внимания и логики.

Задание №1

Из каких геометрических фигур состоит солнце?

Из каких – деревья? Из каких – замок?

Посчитай, сколько на рисунке кругов и сколько квадратов. Раскрась рисунок.

Задание №2

Раскрась цветы так, чтобы жёлтых и красных было поровну.

Задание №3

Раскрась шапочки зелёным или синим цветом так, чтобы синих было меньше.

Задание №4

Сосчитай, сколько всего котят. Раскрась их так, чтобы белых котят было больше, чем цветных.

Задание №5

Используя подсказку из чисел на воздушных змеях, составь из букв слово и запиши его в клеточки.

Задание №6

Реши примеры и запиши ответы. Соедини линиями примеры и подходящие рамки с картинками.

Задание №7

Сосчитай все фрукты и все овощи. Запиши результат.

Задание №8

Реши примеры. Запиши и дорисуй ответы.

Задание №9

Какой рисунок здесь лишний? Почему?

Задание №10

Сколько яблок в каждой фигуре? Сосчитай и запиши результаты в клеточки. Где больше всего яблок? А где меньше всего?

Задание №11

Какая книга самая дорогая, а какая самая дешёвая?

Задание №12

Сколько цветков надо пересадить с одной клумбы на другую, чтобы их количество на каждой клумбе сравнялось?

Задание №13

Расставь знаки «больше» (>) «меньше» (<) или «равно» (=).

Задание №14

Впиши в клеточки цифры от 0 до 9.

Задание №15

Пчёлка перелетела с цветка на цветок, собирая сладкий нектар. Проследи путь пчёлки: проведи линию по порядку от одного цветка к другому.

Задание №16

В рамках должно быть указанное количество предметов. Дополни каждую группе: дорисуй недостающие картинки.

Задание №17

Сосчитай всех рыбок, которые плывут направо, и всех рыбок, которые плывут налево. Запиши результаты.

Задание №18

Реши задачки и раскрась правильные ответы.

1) На лугу гуляли 3 курицы, 1 петух, 2 кролика и корова. Сколько всего животных?

2) По шоссе едут 4 легковых автомобиля и 6 грузовиков. Сколько всего машин едет по шоссе.

3) У Маши 10 леденцов. 2 леденца Маша отдала маме. Сколько осталось леденцов у Маши?

4) Катя купила 7 пирожных. Одно она съела. Сколько пирожных Катя принесла домой

Задание №19

Реши примеры. Расставь знаки: больше (>), меньше (<) или равно (=).

Задание №20

Дорисуй фигуры так, чтобы получился:

1) квадрат;

2) круг;

3) ромб;

4) овал.

Задание №21

Из каких фигур собрана каждая гирлянда?

Дорисуй гирлянды, соблюдая закономерность.

Задание №22

Запиши в клеточки буквы по порядку.

Прочитай, что получилось.

Задание №23

Напиши цифры от 1 до 9, а потом в обратном порядке.

Делаем выводы

После проведения теста, следует интерпретация полученных данных. Прежде всего, смотрят, на какую ступеньку поставил себя ребенок.

Первая, самая высокая, чаще всего говорит о завышенной самооценке. Особенно если при этом ребенок никак не аргументирует свой выбор, а просто считает, что он самый лучший, потому что мама так сказала. Хотя нужно понимать, что для детей дошкольного возраста завышенная самооценка считается нормальной, потому что они еще не способны адекватно оценить себя и в основном полагаются на мнение взрослых, которые обычно в этом возрасте относятся к ним с обожанием вне зависимости от их успехов или неудач.
Если ребенок ставит себя на вторую или третью ступеньку лесенки, значит, у него адекватная самооценка. Он хорошо к себе относится и может даже привести примеры своих заслуг и хороших поступков.
Четвертую ступеньку выбирают дети со слегка заниженной самооценкой

Важно выяснить, почему они делают такой выбор. Возможно, существуют проблемы, которые волнуют ребенка

Либо четвертая, средняя ступенька, может быть способом продемонстрировать свое нежелание выполнять задание, или они просто не понимают, что нужно делать.
На пятую и шестую ступеньки свою фигурку ставят дети с низкой самооценкой. Взрослому обязательно следует побеседовать с малышом, чтобы понять, является ли выявленная самооценка ситуативной, временной, связанной с каким-то недавним неприятным событием, либо ребенок действительно негативно к себе относится. Знание причин позволяет работать над проблемой.
И наконец, выбор самой нижней, седьмой ступеньки говорит о резко заниженной самооценке. Это сигнал о неблагополучии ребенка, о его негативном отношении к себе, неуверенности, дезадаптации. Значит, ситуация в садике, дома, или и там, и там неблагоприятная. Этим детям в первую очередь требуется помощь.

Не меньшее значение для интерпретации имеют те позиции, на которые их поставили бы взрослые, по их мнению. Эта информация покажет картину взаимоотношений дошкольника с близкими взрослыми. Если кто-то из них ставит его на самую высокую ступеньку, значит, ребенок чувствует, что его любят. Если ниже, то нужно разбираться, в чем проблема, и работать над ней совместно с родителями и воспитателями.

Наиболее важными считаются отношения матери и ребенка, поэтому при обработке данных диагностики обращают внимание на это соотношение позиций. Если мнение ребенка о себе выше, чем мнение мамы, то это значит, что он не чувствует ее любви и поддержки

Спорная ситуация, когда фигурка и «за себя», и «за маму» оказывается на одной ступеньке лестницы. Иногда так делают дети, которые чувствуют не очень благоприятное отношение матери, но не хотят в этом признаться, поэтому выдают желаемое за действительное.

Но, возможно, дошкольник это сделал просто так и не может объяснить, как на самом деле себя оценивает он и окружающие

Поэтому очень важно проводить беседу, задавать вопросы, разбираться в каждой конкретной ситуации

Но самым лучшим вариантом, по мнению самого автора методики, является случай, когда мама поставила бы фигурку на самую высокую ступеньку, а сам ребенок несколько ниже – на одну-две позиции. Отсюда видны позитивное отношение матери и объективный взгляд на себя ребенка. Он чувствует любовь близкого человека, уверенность в том, что он хороший, хотя и видит некоторые свои недостатки.

По окончании диагностики составляется справка по проведенной методике, которая покажет наличие проблем с самооценкой у дошкольников и поможет определить план дальнейших действий.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий