Организация гимнастики
Все манипуляции, проводимые с детьми, должны быть тщательно обдуманы и соответствовать ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам). Это свод четких правил и требований к образованию определенного уровня. Для физического развития дошкольников существует «Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста», где отражены правила проведения зарядки для различных групп с учётом возрастного, физического и психологического развития детей.
В организации гимнастики воспитатель руководствуется такими критериями:
- возраст;
- физические способности детей;
- распределение нагрузки;
- комплексность упражнений;
- длительность;
- место проведения.
Возраст
С учетом этого показателя различается комплекс упражнений после обеденного сна. Так, для деток младшего возраста зарядка проводится в игровой форме, и малыши изображают птичек, зверей, маминых помощников. При этом требуется обязательное выполнение воспитателем каждого из «упражнений».
В подготовительной группе дети возрастом 5–6 лет более организованы и самостоятельны, поэтому воспитатель может назначить «старшего» из детей, который будет показывать упражнений всей группе, а остальные детки будут их повторять. В это время воспитатель может уделить время индивидуальной работе с конкретными детьми.
В подготовительной группе дети запоминают упражнения, выполняемые ежедневно, поэтому часто практикуется самостоятельное проведение разминки
Распределение нагрузки
Стандартный комплекс упражнений выполняется на протяжении 15–20 минут. На распределение нагрузки влияют искривление осанки, плоскостопие и прочие физиологические проблемы. Если таковых не имеется, общая схема имеет следующий вид:
№ этапа | Что делать | Описание упражнения | Длительность (мин.) |
1 | Потягивания рук и ног | Выполняется в кровати, непосредственно после пробуждения. Можно продолжить упражнение в виде поочередных махов руками и ногами возле кровати | 3 |
2 | Ходьба | Переход в активную фазу продолжается ходьбой, от медленной до постепенно ускоряющейся. Можно начинать в прохладной комнате | 3 |
3 | Активные телодвижения | Движения для профилактики проблем опорно-двигательной системы продолжают в теплом помещении. Это могут быть активные махи, наклоны, повороты туловища, прыжки, приседания. Рекомендуется дополнять спортивными принадлежностями (скакалки, детские гири и гантели и пр.) | 5–7 |
4 | Дыхательные упражнения | В меру прохладной комнате осуществляют элементы, взятые с дыхательной гимнастики | 3–4 |
Элементы гимнастики после сна
Гимнастика после сна — как разноцветная мозаика, которую каждый день можно собирать заново, составляя из её основных элементов новый образ. Дневная гимнастика, как вариант, может включать в себя:
- потягивание;
- дыхательные упражнения;
- махи руками;
- поглаживание биологически активных зон;
- прыжки;
- приседания;
- несложные элементы йоги;
- пальчиковую гимнастику;
- гимнастику для глаз;
- визуально-акустические упражнения.
Несмотря на то, что гимнастика после сна обычно бывает непродолжительной, воспитатель может комбинировать отдельные элементы и фрагментарно использовать понравившиеся разработки.
Видео-пример утренней гимнастики:
Методика проведения бодрящей гимнастики в ДОУ
Чтобы гимнастика после сна в старшей группе приносила ожидаемые результаты, она должна сочетать в себе несколько разновидностей упражнений. Не рекомендуется включать в состав занятий после сна силовые упражнения или упражнения на выносливость. Оценить адекватность выбранной нагрузки можно по самочувствию детей после выполнения упражнений. Если упражнения бодрят, делают детей энергичными и веселыми, в таком случае нагрузка выбрана оптимально.
Обратите внимание! В старшей группе детского сада воспитанники могут без воспитателя повторять ранее изученные упражнения, так как в этом возрасте у детей очень развита память
Методика проведения бодрящей гимнастики в ДОУ
Составление временного плана
Чтобы поддерживать детский интерес и эмоциональный настрой, рекомендуется придерживаться временного плана, который регулирует выполнение каждого блока.
После пробуждения, в течение 1,5-2,5 минут упражнения проводятся в кроватках. Затем осуществляется переход к активному блоку, который подразумевает выполнение гимнастики возле кроваток. Его продолжительность должна варьироваться от 2 до 3 минут. После него выполняются на протяжении нескольких минут дыхательные упражнения. Завершает комплекс ходьба в течение одной минуты по массажным коврикам.
Конспект гимнастики пробуждения в старшей группе
При составлении конспекта многие воспитатели в средней группе детского сада предпочитают пользоваться книгой «Физическая культура Пензулаева 4-5». В ней подробно описаны все упражнения, которые помогают дошкольникам правильно развиваться физически, быть веселыми и бодрыми.
Обратите внимание! При составлении конспекта важно понимать, что основной целью занятий является формирование привычки к ЗОЖ и самостоятельному занятию дома
Упражнения после сна
Анализ проведенной зарядки
Чтобы составить общее впечатление об эффективности проводимой детской гимнастики после побудки в старшей группе, необходимо регулярно проводить анализ. Разработка схемы анализа осуществляется методическим коллективом детского сада. Мониторинг проводится каждый месяц и определяет, насколько эффективно используются те или иные приемы.
При проведении анализа обязательно пишется аналитический отчет, в котором указывается наименование ДОУ, имя воспитателя, возраст воспитанников и их количество и обязательно дата проведения гимнастики. После этого уже непосредственно вписываются результаты деятельности.
Основные принципы аквагимнастики
- Комфортная температура воды на первых занятиях — 37 – 37,5 градусов, с понижением ее до конца первого месяца плавания на 3 градуса, а третьего — еще на 2. Для тех, кто посмелее: пожалуйста, помните, что температура не должна опускаться ниже 28 градусов — в этом случае речь идет уже о закаливании;
- Температура воздуха в ванной — 20 – 22 градуса, дверь открыта. Занятия проводятся через 40 – 60 минут после кормления и за 30 минут до него;
- Продолжительность занятий — 5 – 20 минут;
- Вода должна быть без добавок (марганцовка, эфирные масла, отвары из трав, соль), поскольку ванны с этими добавками являются лечебными и рассчитаны на лежащего младенца, а аквагимнастика — это комплекс активных упражнений с достаточно интенсивной нагрузкой на мускулатуру, дыхательную, сердечно-сосудистую системы;
- Во время занятий в воде уши малыша могут погружаться в воду, после упражнений не забываем просушивать их;
- Время проведения занятий в воде с малышами младше 4 месяцев в дополнение к общему массажу составляет около 5 минут, для деток постарше — до 10 минут;
- В качестве самостоятельного вида занятий аквагимнастика проводится в течение 15 – 20 минут;
- Противопоказаниями являются: открытая пупочная рана, заболевания кожи, плохое самочувствие и настроение ребенка, острые респираторные вирусные и другие инфекции в активной фазе (обострения), острый период энцефалопатии, быстрое нарастание внутричерепной гипертензии, судороги, глубокая недоношенность детей (быстрая охлаждаемость) и общие противопоказания, относящиеся к назначению гимнастики и массажа.
Публикация «Презентация „Гимнастика пробуждения в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до“» размещена в разделах
- Гимнастика после сна. Пробуждающая гимнастика, побудка
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
При проведении гимнастики необходимо, прежде всего• включить музыку,• раздвинуть шторы, для поступления солнечного света,• открыть форточку, обеспечив доступ в помещение холодного воздуха,• выполнить комплекс физических упражнений• вдохнуть чистый, свежий воздух, используя дыхательную гимнастику,• и в заключение использовать коррекционную, оздоровительную ходьбу по дорожке здоровья.
4 слайд Цель Пробудить организм, нормализовать сердечно – сосудистую, дыхательную системы, снять сонливость, вялость; укреплять здоровье детей.
5 слайд Задачи представлены на слайде
6 слайд Гимнастика пробуждения состоит из несколько частей– гимнастика в кроватках – гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Лучше проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п. Затем дети переходят в «холодную» комнату.
В «холодной» комнате дети выполняют корригирующую гимнастику : ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен Затем выполняется дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика важна для восстановления сердечного ритма, Выполнение упражнения дыхательной гимнастики «Паровоз» : руки согнуты в локтях, ходить по игровой комнате делая попеременные движения руками и приговаривая: ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ? Далее самомассаж
7 слайд профилактика плоскостопия, ходьба по массажным коврикам и Заканчивается гимнастика водными процедурами (умывание).Длительность гимнастики после дневного сна может быть 7-15 минут.
8 слайд Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребенок после сна : улыбающееся лицо воспитателя, а также слышать плавную, размеренную речь, приятные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих. Взрослому необходимо быть внимательным к себе, следить за своей мимикой, за эмоциональным состоянием. Волнение, беспокойство, раздражительность, неуверенность взрослого дети впитывают сразу, как губка. Все переживания тут же отразятся на настроении детей.
Не рекомендуется применение в гимнастике после сна силовых упражнений и упражнений на выносливость
После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка.
Слайд 9,10,11 НА слайдах представлены 2 комплекса гимнастики пробуждения это Лепим Буратино и Веселые художники
Слайд 12 Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей детского организма, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение второй половины дня.
Гимнастика после сна увеличивает общий уровень двигательной активности ребёнка, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс гимнастики не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышает настроение, самочувствие и активность ребёнка, тонус центральной нервной системы и увеличивает общую сопротивляемость организма.
Упражнения в кроватках
Зарядка после сна занимает по времени 5-10 минут, не больше. Начинается она с занятий в кроватях.
Картотека упражнений:
- Потягивания. Лежа на спине, дети поднимают попеременно руки и опускают на постель за голову. Выполнять с закрытыми глазами. Вариант – потягиваться руками и ногами вместе. Сделать 4-5 подходов.
- Самомассаж рук. В положении со скрещенными ногами, «мыть» ручки, тереть сильно ладошки, сжимать-разжимать пальчики. Должно появиться чувство тепла.
- «Пляска». Лежа, завести руки за затылок, поднять одновременно ноги вверх. Разводить руки-ноги в стороны. Повторить 3-4 раза.
- «Рыбка». Упражнение выполняют лежа на животе. Поднимают голову, плечи отводятся назад. После приподнимаются ноги и вытянутые вперед руки. Задерживаются в одном положение на 2-3 секунды и расслабляются. Повторить 2-3 раза.
Если вдруг малыш отказывается заниматься гимнастикой, ругать и заставлять его нельзя. Лучше узнать причину недовольства и уговорить (без принуждения) продолжить занятия. Не хочет – пусть наблюдает за другими детками. Потом у него появится желание повторять веселую зарядку вместе со всеми.
Ход ГИМНАСТИКИ
Постепенный подъем детей.
Пробуждение (Ласковым, тихим голосом воспитатель объявляет «подъём». Улыбается. Не торопится разбудить всех детей сразу. Предлагает снять с себя одеяло и принять И. П.)
Разминка в постели (убрать подушки)
1.«Разбудим глазки»
И. п. — лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поморгать глазками.
2.»Потягушки»
И. п. – лёжа на спине, руки внизу, ладони в «замок». Поднять руки вверх за голову, потянуться и сделать вдох.
Вернуться в И. п. – выдох.
Воспитатель: Ребятки, вы все знаете, что к нам приехал цирк «Шапито», представьте, что мы с вами артисты из этого цирка. Вот так.
Ходьба друг за другом
(ходьба по дорожке по ступням)
Ходьба на носках
Ходьба на пятках
Обычная ходьба друг за другом
(ходьба по ребристой дорожке)
Бег лёгкий
Построение в круг
1. И. п. — ноги врозь к плечам, кисть в кулёк. На раз руки в стороны, на два — и. п. (5 раз)
2. И. п. — сидя на пятках, руки вниз. На раз — руки вверх, встать на коленях. На два — и. п. (5 раз)
3. И. п. — сидя колени согнуть и обхватить руками. На раз, два, три, четыре — качаться на ягодицах вперёд-назад (3 раза)
4. И. п. — лёжа на спине, опираясь на руки. На раз, два, три, четыре — поочерёдно сгибать и выпрямлять ноги. (5-6 раз)
5. И. п. — ноги врозь, руки вперёд, кисть в кулак. Подскоки с чередованием с ходьбой.
6. Ходьба на месте.
7. Ходьба по кругу. Ровным кругом друг за другом, мы идем за рядом, ряд.
Вот семейство акробатов
На носках идём — на пятках
Ровным кругом друг за другом,
Мы идем за рядом, ряд.
По арене бежит конь
Рыжий гребень как огонь
Парад-але завершается
Представление начинается
До чего хороши, наши чудо силачи!
Вот жонглеры на арене!
Чудеса! И на коленях!
Обезьянки развлекаются.
Как они качаются!
Поглядите, два медведя и на велосипеде.
Конь бубенчиком бренчит, по арене он бежит.
Мы проверили осанку
И свели лопатки
Мы походим на носках
Мы идём на пятках
Мы идем как все ребята,
И как мишка косолапый.
(стихи Е. Антоновой — Чалой)
Воспитатель: Заканчивается представление, звучит барабанная дробь.
УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ «БАРАБАНЩИК»
Дети:
Мы слегка побарабаним
И сильнее сразу станем.
И. п. – ноги на ширине ступни, руки на поясе.
1. – присесть. Похлопать по коленям (выдох)
2. – И. п. со звуком «Бам-бам-бам» (вдох)
Воспитатель. Молодцы, ребята, вот и побывали мы на арене цирка.
ХОДЬБА ПО ТРОПЕ «ЗДОРОВЬЯ»
(Ходьба босиком по массажным и резиновым коврикам, в целях предупреждения плоскостопия).
Воспитатель:
Всем желаю закаляться.
Не болеть и не хворать,
Солнцу дружно улыбаться,
Циркачами тоже стать!
Воспитатель: А сейчас обувайтесь и проходите умываться.
МЕСТНОЕ ОБЛИВАНИЕ
После бодрящей гимнастики проходим в умывальную комнат там налит бак с водой t 20°, воспитатель ковшом поливает детям на руки до локтя и дети умываются, затем дети под присмотром воспитателя вытирают руки и лицо, до лёгкого покраснения. Только что переболевшие дети подходят последними, доводим t до 28°. Во время водных процедур воспитатель читает стихотворение:
Каждый день ты закаляйся,
Водой прохладной обливайся
Будешь ты всегда здоров,
Тут не нужно лишних слов.
Чтоб здоровым, крепким быть,
Надо закаляться.
И для тела и души
Спортом заниматься.
Воспитатель: Ну вот, теперь я вижу вы все проснулись, и можно идти одеваться и готовиться к полднику.
Слайд 13 Затем необходимо перейти опять в «холодную» комнату
для выполнения комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Однако именно эта часть гимнастики обычно вызывает трудности у детей, поэтому педагоги склонны ограничиваться выполнением одного – двух дыхательных упражнений в течении нескольких секунд
Отдельные упражнения, безусловно, не принесут вреда, но наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточно длительном выполнении дыхательных упражнений. Увеличивать их дозировку нужно постепенно от 0,5-1 до 5-7 минут. В противном случае у детей может наблюдаться головокружение и тошнота.