Игры для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Важно понимать, что это не только детский церебральный паралич (ДЦП). У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) основная потребность — разнообразные движения
Зеркало
Как играть: педагог и ребёнок находятся напротив друг друга. Педагог показывает движения, а ребёнок повторяет. Затем действующие лица меняются ролями. Задача педагога — не передразнить ученика, а постараться выполнить упражнение как можно точнее.
Скульптура
Как играть: педагог лепит из ребёнка, как из глины, скульптуру. Ставит ноги, руки, пальцы, голову в возможные положения. Затем «скульптура» застывает, а мастер вдохновляется своей работой.
Кошки-мышки
Инструменты: листы бумаги, цветные карандаши.
Как играть: педагог рисует кота, ребёнок — мышь. Задача педагога — рисовать тропинку от кота до мыши, задача ребёнка — рисовать тропинку от мыши не в сторону кота, чтобы она могла спрятаться. Действия происходят одновременно, если кот успел догнать мышь — он победил, если мышка убежала — победа за ней.
Игры для детей с нарушениями слуха
Эту категорию детей принято делить на две подкатегории: глухие и слабослышащие. Обычно ребята даже учатся в разных коррекционных школах, чтобы у слабослышащих не было соблазна не учиться говорить, а у глухих — списывать работы слабослышащих.
Игры для обеих категорий в основном направлены на развитие слухового восприятия — умения слушать, различать и произносить звуки, отвечать.
Игры для слабослышащих детей
Животный мир
Инструменты: ноутбук или телефон с колонкой, записи с голосами животных, картинки животных.
Как играть: педагог включает записи с голосами разных животных. Например, медведя, лисы, зайца, кота, собаки. Задача ребёнка — услышать и правильно назвать животное или показать его картинку.
Как усложнить: делать звуки громче и тише.
Музыка нас связала
Инструменты: музыкальные инструменты, ширма, картинки музыкальных инструментов.
Как играть: принцип такой же, как и в предыдущей игре: услышать, на каком музыкальном инструменте играет педагог, и назвать или показать его.
Телефонные прятки
Инструмент: телефон.
Как играть: педагог включает звук, например звонит с другого телефона. Задача ребёнка — ориентироваться по звуку, понять, где находится телефон, найти его.
<<Форма демодоступа>>
Игры для глухих детей
Речевая карточка
Сюжетно-ролевые игры
Инструменты: костюмы, атрибуты.
Как играть: до игры педагог знакомит детей с одной темой. Например, рассказывает всё о больнице. Ребята узнают названия предметов, профессии. К каждому слову есть карточка. После мини-урока ученики вместе с педагогом распределяют роли, костюмы, готовят реквизит и разыгрывают один день из жизни больницы.
Позови меня
Как играть: педагог зовёт ребёнка по имени, задача каждого — услышать имя: своё или другого ребёнка. Если услышал своё — громко сказать «Это я!», если чужое — похлопать в ладоши.
Баланс
Как играть: педагог предлагает детям сохранять баланс на разных предметах, например специальном балансире, скамейке, стуле.
Как усложнить: если ребёнок легко справляется, давать ещё задания, например попросить подпрыгнуть, держа в руках книжки.
Балансир
Основные задачи коррекционных занятий
Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на развитие у них таких способностей, как мышление, воображение, речевая деятельность, навыки письма и прочие. Занятия разделены на категории. Рассмотрим каждую отдельно.
Развитие крупной и мелкой моторики ребенка.
Принято считать, что основой будущих талантов малыша является совершенствование мелкой моторики. Участки головного мозга, которые отвечают за это развитие, находятся близко к зонам мышления, воображения, речевой деятельности, внимания. Совершенствовать умения ребенка нужно постепенно: начинать с самых простых движений и добавлять более сложные по мере успеха
При коррекционных занятиях для детей с умственной отсталостью особое внимание уделяется данному пункту. Малышей учат владеть письменными принадлежностями (карандашом, ручкой), вырезать фигуры из бумаги, как можно больше рисовать и делать различные аппликации
Все эти действия помогут развить нужные зоны головного мозга.
Тактильное восприятие окружающего мира.
Ребенок научится определять предметы на ощупь, распознавать каждый из них, выделять свойства и качества вещей (насколько они холодные или теплые, крупные или мелкие, мягкие или твердые и т.д.).
Восприятие предметов
Способность отличить одну вещь от другой по различным качествам. Различие цветов, оттенков, размеров, формы предметов. Их сравнение и возможность к группированию, конструированию.
Кинетическое развитие.
Суть заключается в усовершенствовании осознания движений ребенком, образовании различных повадок и т.д.
Формирование зрительного восприятия.
И его дальнейшее развитие. Цель – научить ребенка анализировать увиденные им вещи, события, сформировать зрительную память и улучшить координацию движений рук и глаз.
Формирование слухового восприятия.
Действия, направленные на восприятие ребенком звуков, их различение и развитие чувства ритма у малыша
Прослушивание музыки, звуков животных.
Осознание времени и пространства.
Очень важно помочь ребенку понимать происходящее вокруг него, ориентироваться в пространстве, различать времена года, определять время по часам.
Взаимодействие со взрослыми.
Умственно отсталые дети должны понимать, что они могут обратиться за помощью к старшим в любой ситуации, особенно в моменты опасности или при возникновении проблем со здоровьем.
Коррекционные занятия в домашних условиях
Не каждый ребенок способен выполнять упражнения в коллективе, а многие родители просто боятся возможных последствий и того, что большое количество людей рядом плохо скажется на слабой психике малыша. В таких случаях вызывают специалиста на дом. Однако полагаться только на его старания нельзя. Родители или опекуны также должны участвовать в развитии ребенка, помогать ему. Важным моментом в данном вопросе является безопасность и создание уютной для малыша атмосферы. Неострые развивающие игрушки, присутствие родителя при работе психолога и т.д. Залог эффективности проводимых коррекционных занятий заключается в ежедневной работе с ребенком. Потребуется очень много времени, чтобы упражнения привели к желаемому результату.
Примеры коррекционных занятий и упражнений
Для развития крупной и мелкой моторики:
- Растопырить пальцы – сжать в кулак – разжать;
- Работа с пластилином;
- Перекладывать вещи из одного места в другое;
- Пройти по прямой начерченной педагогом линии;
- Пробежать, неся в руке какой-то предмет;
- Работа с меловой доской и т.д.
Для развития памяти и внимательности:
- Работа с изображениями. Педагог раскладывает их на столе, отсчитывает несколько секунд, а затем убирает. Ребенок по памяти называет увиденные им картинки;
- Психолог задает несложные вопросы детям. Например, «Что ты ел на завтрак?» или «Сколько у тебя братьев/сестер?». Так ребенок будет совершенствовать свою память;
- Несколько ударов воспитателем в ладоши. Ребенок должен запомнить и назвать их количество;
- Ритмичный стук карандаша о стол. Малыш его повторяет. Так улучшается память и развивается чувство ритма;
- Педагог проделывает каное-нибудь несложное движение, а воспитанник это повторяет.
Для того, чтобы определить быстроту движения ребенка:
- Убрать руки за спину по команде;
- Быстро вытереть доску или убрать игрушки;
- Педагог показывает картинки в достаточно быстром темпе. Ребенок должен успевать называть видимые изображения;
- Быстрое движение рук по согласно команде.
Для различения предметов по их свойствам:
- Педагог показывает предмет любого цвета из геометрической мозаики и просит ребенка найти вещи такого же. То же самое с формой вещи, ее размером и т.д.;
- Складывание кубиков в коробку, их группирование по цветам, форме и т.д.;
- Педагог учит ребенка названиям цветов, постепенно добавляя наименования оттенков.
Для особо беспокойных детей:
Очень важные упражнения для импульсивного ребенка. Чередовать их нужно с обычными коррекционными заданиями.
- Спокойно посидеть несколько секунд;
- Игра в «молчанку» хорошо способствует развитию усидчивости малыша;
- Бесшумные действия (встать, сесть и т.д.);
- Без единого звука принести предмет, который попросит педагог.
Игры для детей с умственной отсталостью
В первую очередь ребёнку важно привить бытовые, гигиенические навыки, научить его пользоваться посудой, одеваться. Развивать интеллект нужно постепенно, начиная с базовых понятий
Флажки
Инструменты: разные флажки.
Как играть: педагог даёт ребёнку два флажка одинакового цвета и формы, уточняет, одинаковые они или нет. Затем даёт одинаковые по форме, но разные по цвету. Затем — одинаковые по цвету, но разные по форме. Затем — совершенно разные.
Домино
Инструменты: домино с картинками.
Как играть: принцип, как и у домино с числами: нужно подставлять к свободному краю кость с такой же картинкой. Например, квадрат к квадрату или рыбу к рыбе
Важно, чтобы тема была хорошо знакома ребёнку
Сортер
Инструменты: любые сортеры с разными фигурами, цветами и количеством предметов.
Как играть: ребёнок должен расфасовать предметы в нужные ячейки.
Как усложнить: взять одинаковые по форме и размеру, но разные по цветам фигуры; сделать фигурку, которая никуда не подойдёт.
Игры для детей с нарушениями зрения
Эту категорию детей принято делить на две подкатегории: слепые и слабовидящие. Обычно дети даже учатся в разных коррекционных школах, чтобы у слабовидящих не было соблазна не учиться ориентироваться, а у слепых — заставлять слабовидящих учиться за них.
Игры для обеих категорий в основном направлены на развитие зрительного восприятия — умения ориентироваться, запоминать.
Игры для слепых детей
Ищи
Как играть: педагог даёт ребёнку речевую инструкцию, куда ему нужно пойти, что и с какой стороны обойти, где наклониться или потянуться наверх, чтобы найти предмет.
Волшебный мешочек
Инструменты: мешок, разные предметы и игрушки.
Как играть: педагог предлагает ребёнку вытянуть из мешка предмет, узнать его, описать и рассказать, как его можно применять.
Ходьба по контуру
Инструменты: канат или лента.
Как играть: педагог складывает канат или ленту в разные формы, а ребёнок в носках и потом в обуви старается пройти чётко по контуру.
Игры для слабовидящих детей
Зашумлённые изображения
Инструменты: карточки.
Как играть: педагог предлагает ребёнку найти на картинке предметы, изображённые в виде контуров, и назвать их.
Прятки
Инструменты: карточки.
Как играть: педагог предлагает ребёнку найти все вещи, объединенные по одному признаку. Например, геометрические фигуры.
Что представляет собой умственная отсталость
Умственная отсталость (УО) – совокупность различных психологических патологий, которые приводят к нарушению умственной деятельности человека, незавершенное развитие психики. Возникает она из-за многих факторов, как внешних, так и внутренних. Например, УО может возникнуть, вследствие мутации генов, из-за наличия у матери сахарного диабета или от травмы, полученной при родах. Людям, страдающим от этого состояния, сложно прижиться в обществе, общаться с окружающими. Чаще всего от умственной отсталости страдают дети. Однако в настоящее время существуют крайне действенные коррекционные занятия, которые смогут помочь ребенку с легкой формой умственной отсталости.
Классификация заболевания учитывает двойной критерий: анатомопатологический и патогенный. Рассмотрим виды умственной отсталости.
- Биопатическая френостения: характерна для врожденных, токсических или инфекционных факторов развития недуга.
- Церебратопатическая феностения: обусловлена токсичным, инфекционным или травматическим факторами развития недуга, оказывает прямое действие на мозг, относится к приобретенным патологиям;
- Биоцеребратопатическая феностения: комплекс врожденных и приобретенныхфакторов развития болезни.
- Диспландозная феностения: толчок развитию недуга дают эндокринные изменения в организме.
Эти группы могут комплектоваться несколькими клиническими формами, которые в медицине именуют типами:
- идиотический тип: ребенок не может внятно изъясняться, не развито словесное выражение мыслей;
- имбециллический тип: ребенок не способен обучиться письменности;
- везанический тип: характерно для детей с умственной слабостью;
- эпилептоидный тип: обусловлен олигофреническими проявлениями с эпилептическими симптомами;
- инфантильный тип: для этого типа свойственны генитальная гипоплазия и любая другая форма инфантилизма.
Упрощенная же классификация умственной отсталости, доступная для восприятия людьми без медицинского образования, основывается на степени тяжести заболевания и включает в себя следующие виды.
- легкая УО – дебильность;
- умеренная УО – слабовыраженная имбецильность;
- тяжелая УО – выраженная имбецильность;
- глубокая УО – идиотия.
Мы рассматриваем включение порядка, установленного в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам: Международная классификация болезней ВОЗ (ICD 8) основана на схеме, которая присваивает 3 цифры для обозначения основной категории болезней и четвертой цифры для спецификации дополнительных деталей в каждой основной категории. Диагностическая классификация умственной отсталости основана на IC:
- 3.1.0. Пограничная умственная отсталость (CI 68-85) 3.1.3. Тяжелая умственная отсталость (CI20-35)
- 3.1.1. Умеренная умственная отсталость (CI 52-67) 3.1.4. Глубокая умственная отсталость (IC — 20)
- 3.1.2. Умеренная умственная отсталость (CI 36-51) 3.1.5. Умственная отсталость не указана
Категории 3.1.0 и 3.1.4 основаны на статистическом распределении уровней интеллектуального функционирования для населения в целом. IC не является единственным критерием, используемым для постановки диагноза умственной отсталости или оценки его тяжести, но он должен служить для оценки адаптационной способности пациента, вмешиваясь также в историю развития пациента, его текущее функционирование, его профессиональные достижения и академиков, их двигательных навыков, их социального и эмоционального созревания.
Категория 3.1.5 — это пациенты, интеллектуальное функционирование которых невозможно точно оценить, но считается ненормальным.