Образ Анны Сергеевны
Анна Сергеевна – вот виновница больших перемен, произошедших с главным героем. Это красавица, аристократка, молодая вдова 28 лет. Одинцова многое пережила и прочувствовала. Это гордая, независимая и умная женщина, которая обладает решительным и свободным характером. Безусловно, Евгений поразил ее воображение. И Анна Сергеевна заинтересовала героя свободой суждений, безмятежным спокойствием, начитанностью, незаурядностью, демократизмом. Однако Одинцова не может ответить Базарову таким же сильным чувством. Безусловно, в глазах читателя она проигрывает Евгению, который оказывается выше нее.
Можно сказать, что благодаря ей в душе Евгения Базарова произошел перелом. Любовь к ней является началом трагического возмездия Базарову. Это чувство как будто раскалывает на две половины его душу.
Характеристика внешности
При чтении романа важно обратить внимание на то, какое описание Николая Петровича Кирсанова предлагает автор. По многим его чертам можно понять его поведение и действия. Тургенев понятно описывает внешность Николая Кирсанова
Прежде всего он отмечает:
Тургенев понятно описывает внешность Николая Кирсанова. Прежде всего он отмечает:
- хромоту;
- мелкие, приятные черты лица;
- грустные, маленькие черные глаза;
- жидкие волосы.
Писатель показывает мало характеристик внешности героев
Особенно это касается ситуаций, когда гардероб не привлекает внимание. Именно в эту категорию входит Николай — ему чужды модные тенденции, важным остается удобство
Он не уделяет много времени туалету, как его старший брат. Это касается и состояния костюма, но одежду он старается не запускать.
История жизни
События романа относятся к 1859 году. У помещика Николая Кирсанова есть старший брат Павел Петрович Кирсанов. Характеристика сразу выдает в нем сильного и умного человека. Он военный, окончил пажеский корпус. Из-за своего статуса всегда имел успех в обществе, в особенности у женщин.
В двадцать восемь лет получил чин капитана и готовился к блестящей карьере. Но неожиданно вся его жизнь резко изменилась. Разумеется, он встретил женщину, ставшую для него роковой.
Некая княгиня Р. в петербургском обществе слыла легкомысленной барышней и кокеткой. Но Кирсанов влюбился в нее без памяти. Княгиня, вначале ответившая ему взаимностью, быстро охладела к офицеру.
Павел Петрович был глубоко поражен таким исходом, но не сдавался. Страсть к этой женщине поглотила его, испепелила изнутри. Удивительно то, что он не чувствовал удовлетворения от их встреч, радости не было у него на сердце, лишь горькая досада в душе.
В конце концов, порвав с княгиней, Кирсанов попытался вернуться к старой жизни. Но она его не отпускала. В каждой женщине ему виделись ее черты. Даже в Фенечке, возлюбленной его брата Николая.
Вместе с братом он жил в поместье Марьино, а потом уехал в далекий Дрезден, где и угасла его жизнь.
Любовь в жизни Николая Петровича
Как же раскрывается тема любви в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” в отношении следующего героя, Николая Петровича? Для него это чувство – движущая сила и опора. Тема любви в романе “Отцы и дети” Тургенева получает новое освещение, когда речь идет о Николае Петровиче или его сыне. Для них это не роковое чувство, как для Павла Петровича или Базарова. Это нежная привязанность, естественная потребность души, с которой они не пытаются бороться.
Вначале Николай Петрович испытывал к своей жене Маше глубокое, нежное и трогательное чувство. Супруги практически не расставались. Так прошло 10 лет, а затем жена Кирсанова скончалась. Николай Петрович едва смог вынести этот удар. Прошло 10 лет, прежде чем его сердце смогло вместить новую любовь.
Фенечка не равна ни по общественному положению, ни по возрасту Николаю Петровичу. Однако это не остановило Кирсанова. Героиня родила ему второго сына. Эта дочь бывшей экономки Николая Петровича смогла наполнить дом радостью и осветить жизнь Кирсанова на склоне лет.
Взаимоотношения с Феней
Кончина супруги была большой потерей для Кирсанова. Его жена была для него идеальной. Нередко он погружался в воспоминания, желая вернуть прошлое, когда была счастливая жизнь с супругой. Он хотел, чтобы Маша ожила, чтобы можно было снова почувствовать ее тепло около себя. Но рана даже от этой утраты постепенно зажила, и в жизни Кирсанова через 10 лет после печальных событий появилось другая любовь.
Нежное чувство появилось к простой девушке Фене, у которой не было благородного происхождения. Она живет в поместье Кирсанова с матерью. Их переезд произошел после предложения служить у него. В то время Феня была совсем маленькой, но время шло, и она превратилась в привлекательную женщину с благочестивыми манерами.
В итоге Кирсанов влюбляется, а после кончины ее матери между ними возникает роман. Такие отношения не мимолетные в жизни Николая — он любит девушку, как и она его. Но жениться не спешит. Он хорошо понимал, почему он это допускает. Оказывается, героя волнует осуждение людей их аристократии, но считает Феню законной супругой. Благодаря просьбам брата Павла свадьба произошла.
Первая любовь
В характеристику Николая Кирсанова обязательно следует включить его любовь. Сложности, касающиеся его, были связаны не только с плохим физическим состоянием. Родители получили другую неприятную новость об их сыне. Это любовь Николая к Маше — дочери «чиновника Преполовенского». Автор не раскрывает все нюансы, но говорит, что мать с отцом не одобряли выбор сына. Они полагали, что девушка не может быть достойной супругой Николаю. Накал был устранен после смерти родителей:
- контроль к Николаю был устранен;
- отсутствовали сложности для заключения брака.
Когда прошел траур, произошла свадьба. Опасения отца и матери по поводу Маши были напрасными. Муж с женой жили хорошо, практически не расставались.
Чувство Базарова к Одинцовой
Высказывания о любви Базарова и его чувство к Одинцовой выдают противоречия в натуре Евгения. Возможно, в какой-то степени иронией автора является изображение победы над нигилизмом вспыхнувшего романтического чувства. Однако настоящий смысл этой ситуации представляется обратным. Дело в том, что для Тургенева настоящая любовь всегда была критерием высокой личности. Автор отнюдь не стремился унизить Евгения, напротив, он хотел возвысить его. Тургенев пытался показать, что в черствых и сухих нигилистах скрыта мощная сила чувства, такого, на которое не способен Аркадий во взаимоотношениях с Катей.
Однако любовь в судьбе разночинцев-демократов редко играла роковую роль, как, например, в жизни Павла Петровича. То, что случилось с Евгением, – скорее, исключение. Именно поэтому Тургенев в своем произведении отводит второстепенную роль любовному сюжету.
Базаров в начале романа относится к этому чувству как к романтической чепухе. Он считает, что это “пустота” и “распущенность”. Рассказ о чувстве, которое испытывал к княгине Р. Павел Петрович, введен Тургеневым как предупреждение Базарову, этому заносчивому юноше. Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” становится роковой.
Связь с сыном
Именно отпрыск стал для главного героя утешением и смыслом всей жизни после кончины супруги. Даже при мягком типе характера и большом внезапном горе Кирсанов осознает, что не может позволить впасть в хандру — им будет потеряно все. И тогда сложно будет что-либо изменить.
Сына Аркадия Николай Петрович любит, что подтверждается проявлением нежных чувств. Он не поступает по отношению к нему жестоко и прагматично, что обычно делают отцы.
Герой может обнять сына, долго ждать его, сильно скучать. Другими словами, Кирсанов-отец больше напоминает мать. Но это не приводит в смущение никого из родственников.
Аркадий тоже имеет сильную привязанность к отцу. Сын считает его добрым и хорошим человеком. Еще он предпочитает положительно отзываться о своем родственнике. А цитата: «отец добрый малый» отлично подтверждает это.
Конфликт поколений в романе «Отцы и дети»
И. С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети» поднимает и раскрывает вечную тему взаимонепонимания родителей и детей. В романе конфликт поколений – это различие взглядов на культурную, политическую, социальную ситуацию в стране во второй половине 19 столетия. Середина 19 века – это время сложных и бурных событий. Правительство было не способно решить проблемы, поставленные перед ним.
1860-ые годы стали переломными в истории Российской империи. Частые восстания недовольных крестьян вынудили власть отменить крепостное право, что разделило общество на два лагеря.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Первый лагерь представляли люди старого мира, богачи и дворяне. Второй лагерь – сторонники новой эпохи свободы, в которой уважают и ценят человека.
Представители поколения «отцов»:
- Павел Петрович Кирсанов,
- Николай Петрович Кирсанов,
- Арина Васильевна,
- Василий Иванович.
Представители поколения «детей»:
- Евгений Базаров,
- Аркадий Кирсанов,
- Анна Одинцова,
- Екатерина Одинцова.
Главный герой романа Евгений Базаров принадлежал ко второму лагерю, к тем, кто жаждал перемен, хотел революции. Базаров – нигилист, он не признает авторитетов, смеется над общепринятыми нормами и ценностями. Идеи Базарова разделяют Аркадий и Анна. Однако Базаров становится врагом для своего близкого друга и для своих же родителей.
Базаров появляется на первых страницах романа и сразу привлекает внимание читателя своей раскованностью, независимостью, прямотой и резкостью. Когда Евгений вместе а Аркадием приезжает к Кирсановым, он вызывает неоднозначное отношение со стороны окружающих
деревенские дети с большим интересом расспрашивают молодого доктора про лягушек, дворовые сразу в нем признают «своего», а Павел Петрович Кирсанов испытывает к герою интуитивную антипатию.
Он видит в нем врага, идейного противника. И когда-нибудь эти два человека должны неминуемо столкнуться. Происходит это очень скоро. Павел Петрович Кирсанов и Базаров спорят буквально обо всем – и о реформах, и о нигилизме, и об отношении к народу, и о земле. Базаров вначале отвечает»сквозь зубы», неохотно. Но постепенно он увлекается, и споры между героями перерастают в идейную битву.
Однако эти споры нельзя назвать спорами, в которых рождается истина. Базаров в конце романа упрекает друга в пристрастии к использованию «противоположных общих мест». Однако и сам Евгений в споре с Павлом Петровичем Кирсановым постоянно их использует. Например, Кирсанов говорит о том, что необходимо верить авторитетам и следовать им – это общее место. А Базаров отрицает разумность этого, но это является только «противоположным общим местом». Ни в суждении Кирсанова, ни в суждении Базарова нет истины. По мнению Павла Петровича, жить без принципов могут только пустые, безнравственные люди. В ответ Базаров называет принцип нерусским, пустым словом и совершенно бесполезным понятием. Кирсанов упрекает Евгения в презрении к народу. Базаров в ответ заявляет, что Павел Петрович достоин презрения. Когда Кирсанов говорит о Гете и Шиллере, Базаров утверждает, что химик полезнее поэта. Однако герои совершенно не стремятся докопаться до истины. Для них важнее установление противоположности позиций, так как это позиции разных поколений. Именно поэтому дуэль между Павлом Петровичем и Базаровым носит символический характер – ни один из противников не желает убивать. Базаров, ранив Павла Петровича, приходит его лечить.
Однако только отношениями Базарова и Павла Петровича не исчерпывается конфликт поколений. Базаров неприветлив и со своими родителями, добрыми, радушными людьми. Он все время старается от них уехать. Это объясняется тем, что Евгений не может согласиться с их мнением и их взглядами, а спорить с ними, как с Кирсановым, он считает бесполезным.
Не всегда конфликт поколений определяется возрастом. Например, Аркадий по своим взглядам ближе к «старому» поколению, поколению «отцов». Он дворянский сын, и воспитан в традициях дворянства. И вполне закономерно, что пути Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова расходятся.
Какое место занимает Кирсанов в романе?
Роман Тургенева показывает остросоциальный период времени, когда старые устои рушатся с неимоверной скоростью, а на смену им идут новые, прогрессивные.
Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого показывает его положение “старожила”, занимает центральное место в произведении. Он, наравне с еще несколькими персонажами, представляет “отцов”, устоявшееся социальное сословие.
В лице Павла Кирсанова представлено целое поколение, которое получает от окружающих лишь упреки и осуждение. И все, что им остается – это доживать свой век, глядя на растущий прогресс общества.
Из названия ясно, что роман – это некое противостояние: молодого и пожилого, нового и старого. Павлу Кирсанову Тургенев в пару ставит нигилиста и революционера мысли Базарова. В конце произведения читатель должен узнать, кто же из них одержит победу.
Характеристика семьи Кирсановых из Отцы и дети
Здесь легко и интересно общаться. Присоединяйся!
Аркадий Базаров приезжает в деревню к своему приятелю Аркадию Николаевичу Кирсанову, подчиняющемуся его влиянию. Аркадий Николаевич — молодой человек, неглупый, но совершенно лишенный умственной оригинальности и постоянно нуждающийся в чьей-нибудь интеллектуальной поддержке. Он, вероятно, лет на пять моложе Базарова и в сравнении с ним кажется совершенно неоперившимся птенцом, несмотря на то, что ему около двадцати трех лет и, что он кончил курс в университете. Благоговея перед своим учителем, Аркадий с наслаждением отрицает авторитеты. Он делает это с чужого голоса, не замечая, таким образом, внутреннего противоречия в своем поведении. Он слишком слаб, чтобы держаться самостоятельно в той холодной атмосфере трезвой разумности, в которой так привольно дышится Базарову. Он принадлежит к разряду людей, вечно опекаемых и вечно не замечающих над собою опеки. Базаров относится к нему покровительственно и, почти всегда, насмешливо. Аркадий часто спорит с ним, и в этих спорах Базаров дает полную волю своему увесистому юмору. Аркадий не любит своего друга, а как-то, невольно подчиняется неотразимому влиянию сильной личности, и, при том, воображает себе, что глубоко сочувствует базаровскому мировоззрению. Отношения его к Базарову чисто головные, сделанные на заказ.
Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова
В своем романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев знакомит читателя с яркими личностями того времени. Автор поднимает вопрос противостояний двух мировоззрений, которые зародились в преддверии крестьянской реформы. Общество разделилось на консерваторов, которые не хотят менять с годами сложившийся строй и либералов – революционеров пытающихся кардинально изменить ход истории.
Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов два человека, которые являются проявлением кардинально противоположных мнений в обществе. Эти два человека не только отличаются мировоззрением бытия, но и имеют различие по внешним признакам.
Внешняя характеристика главных героев
Евгений Базаров – бедно одетый молодой человек с длинной шевелюрой, неопрятный, не интересующийся своей внешностью. На узком лице с угловатыми скулами особенно выразительными были зеленые глаза, которые излучали самоуверенность и ум.
Павел Петрович Кирсанов – не молодой по тем временам мужчина, среднего роста. Аристократ по своей натуре, имел привлекательную внешность. Тщательно следил за ней и за своим гардеробом. В молодости широко пользовался популярность у петербургских барышень. Дожив до средних лет, он не прекращал баловать себя изысканной одеждой и дорогим одеколоном.
Даже походка отличала друг от друга этих людей. Молодой Базаров двигался быстро и уверенно. В свою очередь Павел Петрович Кирсанов шагал медленно и размеренно.
Происхождение
Евгений Базаров воспитывался в не богатой семье, сын военного лекаря. Из-за низкого происхождения он был обречен на жалкую роль прозябания на задворках низшего общества.
Павел Петрович Кирсанов – дворянин, офицер, сын генерала, вращается в больших светских кругах. Всю свою молодость он провел в столице, красуясь на баллах перед столичными дамами.
Образование
Базаров – грамотный молодой человек, начитан, уверенно шагающий к своей цели. Талантливый специалист. Близкие друзья пророчили Евгению большое будущее в сфере медицины.
Продвижению по службе Кирсанов Павел Петрович обязан семейным связям и своей харизме. Мало начитанный и вообще не интересующийся точными науками человек.
Образ жизни
Евгений Базаров по своей натуре жаворонок. Молодой человек начинал свою активную деятельность тогда, когда еще другие люди продолжали прибывать в стране «Морфея». Из-за умственных нагрузок он постоянно испытывал чувство голода, оттого много ел. А чтобы хоть как-то расслабиться употреблял в больших количествах алкоголь.
Кирсанов в свою очередь вел спокойную и размеренную жизнь дворянина. Ел мало, но высоко ценил комфорт.
Сравнительная характеристика двух героев в любовных отношениях
Павел Петрович – романтик, однолюб. После смерти любимой женщины, оставил столицу и переехал в деревню, подальше от тех мест, где ему все о ней напоминало.
Евгений Базаров – циник, не готовый к серьезным отношениям. Считает, что женщины нужны для физического удовлетворения. А когда к нему пришла настоящая любовь в лице прекрасной Фенечки, юноша робеет и теряет голову.
Отношение к простому люду
Кирсанов – двуличен, воспевает культуру простых крестьян, а при встрече с ними морщиться и отворачивается.
Базаров – призирает крестьянское невежество и суеверие, но сочувствует их бедственному образу жизни. Считает, что крестьяне такие же равноправные члены общества и поэтому разговаривает с ними на равных.
Сравнивая двух этих людей, мы приходим к выводу, что проблема противостояния «Отцов и детей», которая пришла с 19 века, осталось актуальна и сейчас. Что мы наблюдаем в современной политике.
Ответы
Конфликт поколений в семье Кирсановых — это конфликт между Аркадием и Николаем Петровичем. Этот конфликт обнаруживается с первых же страниц романа. Кирсанов-старший надеется сблизиться с сыном («тесно и дружески сойтись»), но с горечью осознает, что сын «ушел вперед, и понять мы друг друга не можем». Николай Петрович принимает разъединение с сыном как неизбежность: «Пилюля горька — а проглотить ее нужно». Он вспоминает, как поссорился со своей матерью, и думает, что конфликт «отцов и детей» в порядке вещей, поскольку за молодыми «есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами. ».
Непонимание старшего и младшего Кирсановых особенно обнаруживается в отношении к Фенечке и появлению незаконного сына Николая Петровича. Проявляя, как ему кажется, великодушие, Аркадий ощущает свое превосходство и даже ловит себя на мысли, что говорит, поучая отца. Для Николая Петровича бестактность сына значит очень много: «Представилась ли ему в это мгновение неизбежная странность будущих отношений между им и сыном, сознавал ли он, что едва ли не большее бы уважение оказал ему Аркадий, если б он вовсе не касался этого дела, упрекал ли он самого себя в слабости — сказать трудно; все эти чувства были в нем, но в виде ощущений — и то неясных; а с лица не сходила краска, и сердце билось».
Затем, когда Аркадий отдаляется от Базарова, он становится ближе к отцу. Помогает в хозяйстве, а в эпилоге сказано, что он «сделался рьяным хозяином и «ферма» уже приносит доход».
Евгений Базаров также не отличается чуткостью и тактичностью в отношении к родителям, которые любят его безмерно.
Скорый отъезд сына для Базаровых горе, а его смерть — трагедия. Роман завершается картиной сельского кладбища, куда старики-родители пришли навестить могилу сына. Не случайно этот эпизод заканчивает роман, который называется «Отцы и дети». Высокое философское звучание финала говорит о примиряющей вечности.
Второстепенные герои и их характеристика
- Прокофьич – слуга в доме Кирсановых, худой старик лет 60. Он единственный из слуг, кому не приглянулся Базаров. Хозяин называл пожилого мужчину «брюзгой».
- Княгиня Р. (Нелли) – таинственная дама, в которую в юности был влюблен Павел Петрович.
- Матвей Ильич Колязин – один из родственников Кирсановых, кого после приезда решили навестить Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров. Именно Матвей Ильич порекомендовал приятелям нанести визит губернатору и добиться у чиновника приглашения на бал.
- Виктор Ситников – друг и последователь Базарова, человек, прикидывавшийся нигилистом. Он был предан Базарову, пытался подражать своему кумиру.
- Тимофеич – приказчик отца Базарова, бывший дядька Евгения. Прибыв в имение к Одинцовой, сообщил юноше, что родители с нетерпением ждут его.
- Евдоксия Кукшина – эмансипированная и экзальтированная дама, хорошая знакомая Ситникова.
- Фенечка (Федосья Николаевна) – очень милая крестьянка лет 23-х, с темными волосами и пухлыми губами; сирота. Мать Фенечки работала экономкой у Николая Петровича Кирсанова, а когда женщина скончалась, то барин взял под опеку молоденькую Фенечку, в которую впоследствии влюбился.
- Сергей Николаевич Локтев – вдовец и отец сестер Анны и Катерины, азартный игрок, баловень судьбы, но, однако так же, как и супруга, рано покинувший бренный свет.
- Петр – учтивый камердинер Кирсановых, щекастый малый с серьгой в ухе и напомаженными волосами – глуповатый и самолюбивый, умевший читать по слогам.
- Дуняша – служанка Кирсановых, молодая девица, помогавшая Фенечке нянчить Митю.
- Митя – дитя Николая Петровича и Фенечки. Мите 6 месяцев.
- Губернатор – суетливый и вечно все забывающий господин, пригласивший «нигилистов» на бал, где они познакомились с Одинцовой.
- Княжна Х…ая – злая и сварливая тетка Анны Сергеевны и Катерины, худенькая старушка. После смерти отца Анна пригласила престарелую родственницу и доверила ей управление хозяйством.
- Порфирий Платоныч – веселый, пожилой сосед Одинцовой, нередко гостивший у нее, мастер рассказывать анекдоты.
- Федька – один из слуг Базаровых.
Отношения с братом
Н. П. Кирсанов является одним из главных героев романа Тургенева «Отцы и дети». Автор указывает описание его внешности и характера. Это добрый и положительный человек. Поэтому следует ознакомиться с его краткой биографией.
Прежде чем рассказать о герое, следует упомянуть несколько важных деталей. Он не активный деятель в событиях, но все же он участвует в них. В отличие от остальных персонажей Тургенев делает Николая Петровича малоактивным — герой приходит в основные события, его образ формируется благодаря фрагментам и намекам автора. Этот персонаж сильно повлиял на развязку конфликта.
Писатель сопоставляет Кирсанова с образом его брата, Павла Петровича. Все жизненные события главного героя связаны с событиями или качествами старшего родственника. Иными словами, вся жизнь протекает в сравнении с жизнью брата. Между родными людьми есть большая разница. Если сказать кратко, они имеют разные характеры, портреты внешности. Рассказ всех этих тонкостей поможет понять их поведение.
Биография Николая Кирсанова – типичное явление прошлого
Николай Кирсанов в романе «Отцы и дети» – персонаж особый. Его образ воплотил в себе все самое лучшее от аристократии и именно к нему автор проявляет свои откровеннее симпатии. Он появляется с первых строк произведения и не пропадает до конца всей истории.
Его внешность ничем не примечательна: седой барин, лет за сорок, немного сгорбленный и пухловатый. Такой типичный деревенский помещик средней руки. Биография его также типична для своего времени. Небольшая семья Кирсанов жила в поместье, отец был боевым генералом, мать занималась хозяйством. Как и старший брат, Павел, он мечтал о военной карьере, но не сложилось.
Отучился в университете Петербурга, затем вернулся к родителям. После смерти родителей женился на прекрасной девушке, которая стала хорошей женой. Они жили в любви и согласии, воспитывая своего единственного сына. Когда Аркадию исполнилось 10 лет, жена Кирсанова скончалась. Он полностью посвятил себя сыну и хозяйству.
Автор наделил Кирсанова многими положительными чертами: он прекрасно воспитан и образован. Доброта и деликатность, искренняя привязанность к близким для него самые естественные чувства. Он не понимает, как можно обходиться без любви, как жить, ни во что не веря.
Кирсанов Николай Петрович, отец Кирсанова Аркадия, любит музыку, поэзию, ценит все прекрасное в жизни. Базаров смеется над этими чувствами. Однако, автор не считает музыкальные занятия героя чем-то смешным и никчемным. Наоборот, он рассуждает о пользе поэзии и музыки. В Николае Петровиче воплощены все лучшие черты русского дворянства, которые, как ни жалко, также уходят в прошлое. Им на смену приходит нигилизм Базарова, его суждения о бессмысленности принципов и пустой жизни, которую ведет аристократия.
Мечтательность и сентиментальность для Кирсанова привычные чувства. Они характеризуют его положительно в отличии от Базарова, который считает мечту чепухой и блажью. Для Кирсанова старшего эти особенности его натуры являются составляющими, это привычное состояние души.
Николая Кирсанова автор считает одним из своих любимых героев. На его стороне вечные ценности жизни: семья, любовь, благородство и доброта. Характеристика Кирсанова – это характеристика человека, который живет в согласии с самим собой. Его личность полностью гармонична. Этот образ вызывает симпатии не только автора, но и читателей романа от его начала и до конца развития действия.
Тест по произведению
Взаимоотношения Аркадия и Кати
Тема любви в романе “Отцы и дети” представлена также взаимоотношениями сына Николая Петровича и Кати. В отношении Аркадия нужно сказать, что перед его глазами был пример глубокой и нежной любви родителей. У него было совершенно другое представление об этом чувстве, чем у Базарова. Поэтому этот герой возмущался, когда Евгений высмеивал тайну отношений между мужчиной и женщиной. Стоило Аркадию отдалиться от своего друга, как в нем стала преобладать потребность в любящем и близком человеке. Незаметно в его жизнь вошла Катя. В отношениях между Катей и Аркадием автор разоблачает нигилизм, несвойственный натуре сына Николая Петровича. Катя прямо заявляет, что берется переделать его. И девушке удается претворить эти слова в жизнь. Через некоторое время Аркадий отказывается от нигилистической идеологии и становится примерным семьянином.
Образ
Аристократ Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого весьма положительна, показан умным, безупречно честным, принципиальным. Однако он – представитель старого поколения с чопорными привычками и взглядами.
Кирсанов далек от простого люда, не понимает и не принимает его. А народ его боится, по меткому выражению Базарова. Герой – приверженец всего английского. Это выражается в его поведении, привычках, разговорах. Цитаты Павла Петровича Кирсанова полностью раскрывают его характер и взгляды. Либеральные принципы, которыми он кичится, остаются только на устах. Но, несмотря на это, он достойный соперник Базарова, хоть всегда ему и проигрывает.
Павел Кирсанов характеризует “старую гвардию”. Его отъезд в Дрезден очень символичен, поскольку олицетворяет собой уход целого поколения в прошлое.
Братья Кирсановы представляют в романе Тургенева поколение «отцов». В их лице автор создал образы двух представителей господствующего класса, чтобы показать особенности, присущие ему.
Братья в чем-то похожи. Оба средних лет – одному 45, другому 44 года. И тот и другой умные и добрые люди.
Николай Петрович, служивший ранее гражданским чиновником в Министерстве уделов, имел невзрачную внешность и не уделял большого внимания одежде. Он был вдовцом и имел взрослого сына Аркадия. Николай Петрович по своим манерам сельский житель, предпочитающий пребывание в своем поместье. Он хороший сельский хозяин, посвящающий много времени улучшениям в своем поместье.
Однако Павел Петрович – отставной гвардейский офицер, он был красив и одевался с изяществом. Это был закоренелый холостяк с манерами светского человека, проживший бурную жизнь. Он не занимается практической деятельностью, предпочитая жить на доходы с поместий.
Эти различия показывают два основных образа жизни дворян того времени, каждый из них определяет поведение в отношении радикального нигилиста Базарова, стремящегося разрушить их мир.
Николай Петрович, в результате спокойной и размеренной жизни, не обладает твердым характером, окружающие считают его трусливым. При столкновении с Базаровым он склонен к компромиссам и уступкам. Даже его собственный сын, находящийся под идейным влиянием нигилиста, пытается учить его. Любовь к мечтам помогает ему уходить в свой иллюзорный мир и откладывать неприятные решения. Такие противники, встреченные базаровыми на пути, укрепляли их веру в то, что старый мир стоит непрочно и его легко разрушить, приложив небольшие усилия.
Однако Павел Петрович – военный человек, поэтому более резок, горд и склонен бороться с врагами, а не искать с ними соглашения. Пусть в романе столкновение происходит в интеллигентной форме, через теоретические споры за столом, но видно, что отставной гвардеец готов отстаивать свои интересы. Он не ищет кто прав, а сам нападает на Базарова.
Однако Павел Петрович, в отличие от своего брата, практичен и не склонен к романтике. Эти черты позволяют ему сразу чувствовать опасность, исходящую от новой идеологии отрицания, распространившейся среди молодежи.
Два типа российского дворянства, показанные Тургеневым – это не просто образы жизни, обусловленные внешними причинами. Это олицетворение активного и пассивного отношения к жизни, преобладание одного из которых и погубило старую Россию.