Цели, содержание, методы
Содержание семейного воспитания у всех родителей разное. Однако все воспитательные процессы (как на интуитивном, так и осознанном уровне) подчиняются одной цели: сформировать такую среду воспитания и развития, при которой личность вырастет нравственной, интеллектуально и физически развитой, готовой решать проблемы жизненных реалий.
При этом семья как фактор воспитания обязана использовать все виды воздействия на ребенка, чтобы его развитие было гармоничным.
Семейное воспитание должно включать в себя такие направления:
- Физическое развитие. Родители обязаны обеспечить возможность полноценного физического развития своего ребенка с помощью здорового образа жизни.
- Формирование нравственности. Роль семьи в воспитании нравственности огромна. Любовь к ближнему, уважение к окружающим, сострадание и честность – главные критерии развитой личности.
- Интеллектуальное совершенствование. Привитие малышу желания постоянно познавать что-то новое, обогащать уровень знаний, уметь применять их в практической деятельности.
- Эстетическое воздействие. Родители должны содействовать развитию эстетических особенностей и талантов малышей. Демонстрировать проявления прекрасного во всех сферах жизни.
- Трудовая практика. Важная воспитывающая функция семьи – научить кроху трудиться, не выискивая пути «легкой» жизни.
То, каким образом, в какой последовательности и объеме воплощаются данные факторы, зависит от особенностей определенной семьи.
К ним относятся такие индивидуальные семейные черты:
- Состояние физического здоровья всех членов ячейки общества;
- Психологический климат отношений;
- Генетические особенности;
- Материальное положение;
- Социальный статус;
- Моральный и культурный потенциал;
- Количество членов семьи.
Исходя из этих факторов, происходит выбор методики воспитательного воздействия.
Методику подбирают так, чтобы оказывать целенаправленное воздействие на личность ребенка в воспитательных целях.
Различают такие методы правильного воспитания:
- Убеждение;
- Похвала;
- Перспектива;
- Наказания;
- Пример из личной жизни.
Для того чтобы правильно сориентироваться в выборе методов, родители должны учитывать интересы, способности, особенности психического и эмоционального развития детей.
Семья как социальный институт и малая социальная группа
Семья — это важнейший социальный институт и в то же время малая социальная группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие потребности (в общении, в понимании, в любви, в половых отношениях и т. д.). Члены семьи связаны общностью совместного проживания, быта, труда физического и умственного, взаимной помощью и моральной ответственностью. Для семьи характерно объединение людей, не состоящих в кровном родстве, ради продолжения рода, общность социальной информации (т.е. владение общим языком и другими знаками), общая культура и образование, общий способ включенности в общественное сознание, совместная система разделения труда, экономической деятельности и природопользования, совместное развитие культуры и богатства, привязанность к месту обитания. Семья — источник развития общественных отношений, стиля и индивидуализации членов общества. Она содержит в себе все признаки общества и является его основной минимальной единицей. Семья обладает своими собственными традициями и поддерживает народные традиции. Каждая семья имеет семейное имя (фамилию) и дает своим членам их личные имена.
Определение семьи
Прежде чем перейти к функциям семьи нужно понять что же такое семья с точки зрения социологии. Определений семьи существует достаточно большое количество. В социологии основным определением принято считать то, в котором семья — это социальный институт.
Определение
Семья — это малая группа, которая основана на браке и кровном родстве, члены такой группы связаны общим бытом, общей ответственностью и взаимопомощью.
Представлении семьи, как социального института, который формирует ценности и нормы всего общества, из поколения к поколению. Человек в течении жизни попадает в различные социальные группы, это сад, школа, другие образовательные коллективы, рабочие группы и тд., но только семейная ячейка остаётся на протяжении всей жизни.
Институт семьи, многосторонняя структура, состоящая из институтов брака, родства, отцовства, опеки, защиты детства и других. Ещё стоит отметить, что это один из древнейших институтов.
Многие мыслители, философы социологи размышляли на тему семьи и давали этому явлению своё определение.
- Группы отношений, которые создают современное понятие семьи:
- Природно-биологические. По-другому можно сказать половые или кровнородственные;
- Экономические. Ведение быта, хозяйства влияющего на экономическую сферу;
- Духовно-психологические. Воспитательные, родительские, создающие нормы и морали.
- Выделяются также следующие виды семьи:
- патриархальная, глава семьи мужчина;
- матриархальная, глава семьи женщина;
- демократическая, равноправие или периодическая смена ролей;
- нуклеарная, когда во главе хозяйства двое взрослых людей.
Какие виды семей выделяются?
По характеру принятия решений:
традиционнаярешения принимает муж | эгалитарнаярешение принимается совместно мужем и женой |
По типу наследования:
патрилинеальная наследование по отцу | матрилинеальнаянаследование по матери |
По главе семьи:
патриархальная домашние обязанности выполняет женщина, но власть принадлежит мужчине | матриархальнаядомашние обязанности выполняет женщина, она же участвует в общественном производстве, т.е. работает |
По структуре родственных связей:
нуклеарнаясупружеская пара с детьми | расширенная супружеская пара с детьми и родственниками (бабушки, дедушки) |
По количеству детей:
бездетнаянет детей | малодетная1-2 ребенка | многодетнаяот трёх и более детей |
По типу воспитания:
авторитарнаябезоговорочныйавторитет родителей | либеральнаяродители не регламентируют поведение ребенка, в семье практически нет запретов | демократическаяоснова воспитания — сотрудничество детей и родителей |
Чем различаются авторитарная и демократическая семьи?В общих чертах либеральная более свободная в плане воспитания: при демократическом типе воспитание партнерское, строится на диалоге, но при этом существуют какие-либо рамки, правила. Либеральная семья дает полную свободу ребенку. |
Общество не стоит на месте. Социальные перемены в обществе влекут за собой изменения и функций семьи.
Например, если в традиционном обществе семья являлась главной производственной ячейкой, то в современное время она передала эту функцию другим институтам производства.
Изменение семьи как института (что поменялось в современной семье по сравнению с прошлым)
- Сокращение численного состава семьи.
- Смена традиционных ролей, которые играли муж и жена.
- Более позднее заключение брака между молодыми людьми.
- Снижение ценности семьи с детьми, единства всех семейных поколений; выдвижение на первый план эгоистических ценностей.
- Усиление девиантного поведения в семье (злоупотребление алкоголем, семейное насилие и т.д.).
- Ослабление уз брака: распадается каждый второй брак (70% разводов в молодых семьях), уменьшается число законных браков.
Тенденции развития семьи (в каком направлении идёт дальнейшее изменение современной семьи)
- Изменение положения женщины в семье (жена начинает распоряжаться семейным бюджетом).
- Ослабевание связей между родственниками, отсюда разрушается многопоколенная семья и большая часть семей становится нуклеарными.
- Развитие семьи партнерского типа, в которой возрастает авторитет женщины как личности, матери, жены.
- Происходит разделение институтов брака и семьи, т.е. уменьшается число лиц, вступающих в законный брак, и растет количество фактических, но юридически не оформленных семейных союзов.
- Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и брошенных детей и т.д.
Некоторые тенденции могут нести для института семьи негативный окрас. Например, ослабление связей между родственниками может повлечь за собой ухудшение обстановки в семье и возникновению споров, конфликтов и т.д. Все это приводит к формированию ставшей уже вечной проблеме отцов и детей.
Какие основные проблемы могут существовать в рамках данного «столкновения»?
Отцы (старшее поколение) нередко считают благосостояние итогом тяжелого труда – дети принимают достаток как нечто само собой разумеющееся.
То есть старшее поколение по большей степени оценивает физический труд человека, а также насколько тяжело тебе дается тебе то или иное задание, работа: чем тяжелее, тем больше почета со стороны старших. Но молодое поколение часто не смотрит на это и считает, что деньги, машины и т.д. появляются просто так, для этого не нужно прикладывать каких-то усилий.
Отцы рассматривают работу как добродетель, а дети – как неизбежность.
Благодаря работе можно получить доход, статус в обществе, узнать что-то новое, по мнению старших. Для детей работа часто является неизбежностью, так как это основной источник дохода, и часто работа не соотносится с реальными желаниями и возможностями человека, так как занимает много времени, забирает много сил.
Важно понимать, что каждое новое поколение не хуже и не лучше предшествующих. Оно просто другое
В основе гармоничных отношений между поколениями – взаимное уважение, умение прислушиваться к мнению другого и быть готовым пойти на компромисс.
Несмотря на все негативные тенденции, семья остаётся одним из главных институтов первичной социализации. Кстати, об этом процессе ты можешь подробнее узнать в статье “Социализация индивида”.
Репродуктивная функция семьи.
Данная функция решает две основные задачи: индивидуальную – удовлетворение потребности семьи в ребенке и общественную — биологическое воспроизводство населения. Репродуктивная функция базируется на удовлетворении потребностей супругов в сексе.
В связи с повсеместным снижением рождаемости, возникает вопрос: какое количество детей необходимо иметь семье для нормального гармоничного существования. Социологи отмечают, что семья должна иметь троих детей для воспроизводства, но наши с вами современники думают в основном иначе. Интересен тот факт, что из всех детенышей человеческий – наименее самостоятелен, для того, чтобы стать взрослым, ему необходимо пройти длинный путь.
Отметим, что данная функция также связана с поддержанием здоровья общества. Одной из задач перед семьёй становится предотвращения воспроизводства в новых поколениях людей разного рода биологических аномалий.
Вторичные функции семьи
Помимо перечисленных постоянных функций семьи, выделяют еще и вторичные функции, роль которых изменчива и может возрастать или уменьшаться в разные периоды жизни общества. К ним относятся:
Статусная функция предоставляет человеку определенный статус и возможность закрепить занимаемые им позиции. Кроме того, семья во многих культурах является предметом уважения со стороны общества и основной ценностью самого человека. Заключение брака и родительство повышают авторитет супругов как полноценной части общества.
Каждый человек, принадлежащий к семье, может обладать статусами национальности, расовой принадлежности, классовым статусом и т. д. С самого детства семья приобщает человека к определенным ценностям и интересам, формируя его взгляды и нормы поведения.
Досуговая функция отвечает за организацию досуга внутри семьи и служит для восстановления сил и энергии. Совместный отдых в кругу семьи позволяет сохранять стабильность и хорошие отношения между близкими людьми.
Функция первичного социального контроля представляет собой свод социальных норм и общепринятых правил, которые должен выполнять каждый член семьи. Она регламентирует поведение членов семьи через взаимные обязательства, учитывая их возраст, состояние здоровья и занимаемую роль. Например, родители несут ответственность за своего ребенка и обязаны его обеспечивать всем необходимым до достижения совершеннолетия.
Девять важных ролей, которые семья играет в распространении образования
Статьей поделился
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Среди всех органов воспитания дом как первый и самый важный орган формирования поведения ребенка. Воспитание начинается с матери. Поэтому мама – первый учитель, а дом – первая школа социализации ребенка. Это старейшее учебное заведение.
Home помогает в проведении различных образовательных мероприятий, информации и рекомендаций для членов своей семьи с момента основания общества. Воспитательные функции дома обсуждаются в следующих пунктах.
Воспитательные функции дома/семьи
(1) Физическое и моторное развитие:
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Home помогает ребенку в его полном физическом развитии и координации движений посредством правильного питания, правильного питания, здоровых привычек, упражнений и программ иммунизации.
(2) Личное общение:
Это помогает в обеспечении различных взаимодействий для развития ребенка. Члены семьи свободно делятся с ребенком своим многочисленным опытом, поэтому его называют первым учебным центром для ребенка.
(3) Дом обеспечивает полную социальную среду:
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Дома дети учатся есть, говорить, одеваться, учатся хорошим привычкам, манерам и т. д. у членов семьи. Он усваивает уроки социальных ценностей и качеств, чтобы быть в будущем ответственным гражданином. Он учится приспосабливаться в своем обществе.
(4) Дом учит гражданственности и социальным добродетелям:
Ребенок учится общественным и гражданским добродетелям через сотрудничество, взаимопонимание, симпатию, самопожертвование, склонность к служению. Он также узнает свои гражданские обязанности и ответственность за создание нации.
(5) Дома нравственного и религиозного воспитания:
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Ребенок получает различные моральные и религиозные уроки от своей семьи.
(6) Дом профессионального образования:
Дом помогает в предоставлении различного профессионального образования, в том числе родительского профессионального. Он впитывает различные навыки и способы торговли, призвания, бизнеса своего отца для удовлетворения будущих потребностей и средств к существованию.
(7) Помощь на дому во всестороннем развитии:
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Для всестороннего развития ребенка помогает ориентировать его. Дом оказывает эмоциональную и финансовую поддержку ребенку для его полноценного развития. Таким образом, это безопасное место для полного выражения своего таланта без каких-либо проблем.
(8) Домашняя помощь в сохранении и продвижении культуры:
Дом дает ребенку возможность сохранять важные ценности и идеи дома и продвигать их через опыт.
(9) Дом развивает лидерские качества:
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Благодаря развитию личности и вдохновению членов семьи ребенок развивает лидерские качества в семье или дома.
Таким образом, семья или дом является наиболее важным и эффективным средством воспитания. Это основа и центр всех социальных, политических, нравственных, экономических, физических, эстетических, профессиональных, религиозных взаимодействий в обществе.
Полная информация о широком и узком значении образования
В чем важность учебной программы, ориентированной на получение опыта?
Воспитательная функция семьи.
Имеет огромное влияние, как на подрастающее поколение, так и на взрослых людей. Отметим 3 аспекта, характеризующих данную функцию:Воспитание личности ребенка. Главное, что родители могут передать своим детям – это любовь. Вместе с ней детьми активно впитывается накопленный социальный опыт, развиваются способности и интересы, характерные именно для этого ребенка. Помимо семьи, на жизнь маленького человека также влияет и общество. Но семейное влияние оказывает более сильное воздействие, оно более эмоционально, в связи с тем, что «проводником» является любовь к детям со стороны родителей, вызывающая ответные чувства у детей.Развитие личности каждого члена семьи на протяжении всей его жизни.Самовоспитание родителей, связанное в первую очередь, с постоянным влиянием детей на их жизнь.
Семья как социальный институт
Семья как социальный институт представляет собой правовое поле из Конституции РФ, Семейного Кодекса РФ, и других нормативно-правовых актов, включая органы опеки и попечительства, ЗАКСы, органы социальной защиты, которые должны регулировать жизнь семьи, как социальной группы.
То есть семья функционирует не в вакууме, а в правовом поле и в поле работы специальных государственных органов. И понятно, что некоторые функции, свойственные для семьи как малой группы не будут те же, что и для социального института.
Вот какие основные такие функции надо знать:
Социальный контроль. Органы социальной защиты должны постоянно следить за тем, как функционируют семьи в их округе. Понятно, что в каждой стране все по-разному. В Испании, например, если ребенок твой неделю не был в школе, тебя, как родителя, просто лишают родительских прав. Жестко? Зато справедливо. Воспитание — это не только право, но и обязанность родителя. Не воспитываешь? Лишаешься права воспитывать! Также, если не жестче, система работает в США.
Защитная. Раньше, в древности, в самом деле семья защищала своих членов от вражды и агрессии. Сегодня в цивилизованных странах эта функция целиком ложится на плечи правоохранительных органов и иных таких организаций.
Социализация. Тут не следует путать. Если семья как малая группа должна обеспечить интеграцию ребенка в социум, то семья как социальный контроль осуществляет то же самое с родителями. Правоохранительные органы, органы опеки должны постоянно общаться с родителями и разъяснять им их обязанности. В странах запада есть практика судебного направления к семейному психологу. Если один из родителей имеет алкогольную зависимость, он принудительно отходит на собрания анонимных алкоголиков. То есть система работает. В России, понятно, все шиворот-навыворот, но об этом я и говорить не особо хочу: сами всё знаете!
По сути это все функции семьи как социального института. Но разделять эти вещи жизненно необходимо, если, конечно, ваша цель — высокие баллы на ЕГЭ по обществознанию.
И еще. Если вам непонятны многие понятия, которые я использую, значит Вам надо на наши курсы подготовки. В рамках курсов я все разъясняю на более детальных примерах, использую много иллюстраций. Узнать больше о наших курсах можно тут=>>. Если курсы для Вас финансово неподъемны, есть видеокурс «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов». В нем в формате видеоуроков все четко разъясняется.
Поделиться в соц. сетях
Целевая структура воспитания
Воспитание с точки зрения целевого критерия подразумевает выполнение определенного ряда последовательных задач. Цель воспитательного процесса в школе направлена на:
- всестороннее и гармоничное развитие личности, а также ее целостное формирование;
- формирование и развитие нравственных и моральных качеств;
- обогащение знаний в областях науки, культуры и искусства;
- воспитание жизненной позиции с учетом демократической направленности общества, прав и обязанностей человека;
- формирование наклонностей и желаний индивидуума, учитывая его возможности, а также социальные требования;
- развитие познавательной деятельности, формирующей сознание и профессиональную направленность;
- организацию деятельности, способной воспитать необходимые качества личности;
- развитие общения как самостоятельного компонента воспитания личности.
Какие основные функции семьи?
Функции семьи состояли на природных и социальных принципах и наполнялись определенным содержанием на протяжении всего периода развития общества. Выделяют следующие функции семьи как социального образования: биологическую, социальную и экономическую.
Биологическая функция связана прежде всего с зарождением, эмбриональным развитием и рождением ребенка. На первый взгляд выполнения этой функции следует из природных процессов, физиологических взаимоотношений мужчины и женщины.
Однако уже на первом этапе выполнения биологической функции – зарождения ребенка – нужна высокая ответственность и генетическая осведомленность родителей. Зарождения ребенка в состоянии, когда организм отца или матери (или обоих) поражен вредными веществами (алкоголь, табак, наркотические препараты, другие химические соединения) и вызывает мутацию (изменения) генно-хромосомных систем, которые являются носителями задатков, может негативно повлиять на дальнейшие процессы физического и психического развития ребенка. В кладах народной педагогики задолго до появления генетики как науки на основе многовекового опыта формировались и передавались из поколения в поколение дельные предостережение: категорически запрещалось молодым родителям употреблять спиртное, а тем более матерям курить и др.
Еще больше возрастает ответственность родителей, прежде всего матери, за выполнение биологической функции, когда ребенок находится в состоянии эмбрионального развития. Она – часть организма матери. Каждое действие женщины (физические нагрузки, питание, психическое состояние, употребление лекарств, особенности взаимоотношений с окружающими людьми) так или иначе отражается на состоянии развития малыша, что требует надлежащей культуры поведения, знаний по медицине, валеологии, физиологии.
Рождение ребенка – большое и святое таинство. Первый плач ребенка, приложения ее к маминой груди – незаменимый источник развитию чувств материнства, которые являются залогом дальнейшего развития творения родителей.
Социальная функция может быть реализована путем создания оптимальных условий для социального развития ребенка, повышение ответственности родителей за его воспитание, создание благоприятных условий для появления морально-духовных источников социального наследования. Ведь кроме биологического наследования важным фактором становления юной личности является социальное наследование: ребенок усваивает определенные нравственные нормы поведения (честность, справедливость, доброту, искренность, доброжелательность, аккуратность и др.), Под влиянием окружения формируются его характер, привычки, раз до б-7 лет формируются у ребенка основные моральные качества. Поэтому родительская школа любви, добра, порядочности, честности, искренности и многих других добродетелей – самый первый и самый главный университет становления личности ребенка, его социального роста. Ответственность родителей за надлежащее выполнение социальной функции особенно высока. AC Макаренко, обращаясь к родителям, говорил: “Воспитание детей – важнейшая отрасль нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это – не все: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это – наши слезы, это – наша вина перед другими людьми, перед всей страной “1.
Экономическая функция связана с социальной и предусматривает создание надлежащих материальных условий для обеспечения своих детей жильем, одеждой, питанием, необходимыми средствами для игры, обучения, развлечений.
Во-первых здесь должен доминировать, чувство ответственности молодых родителей за создание собственной трудом надлежащих экономических условий для обеспечения жизни своего ребенка, чтобы не перекладывать это на общество, государство.
Во-вторых, материальная обеспеченность детей должна быть соизмерима с конкретными возможностями семьи, не способствовать развращению “молодого творения”. К тому же дети с раннего возраста должны приобщаться к продуктивной обслуживающего труда, к планированию и использования семейного бюджета. Родители должны постоянно заботиться о формировании деятельной и ответственной личности и во что предотвращать появление потребительских взглядов и поступков.
Последовательность осуществления воспитания
Существует ряд этапов воспитательного процесса, через которые он должен пройти, чтобы решить все поставленные задачи.
- Первый этап — овладение знаниями норм. Подразумевается овладение воспитанником норм и правил поведения. От этого зависит формирование поведения личности в целом. В некоторых воспитательных системах данный момент упускают из виду или считают, что он не настолько важен для формирования личности. Однако это в корне неправильно. Именно от поведения зависит дальнейшее воспитание ребенка. Дореволюционная школа основывалась на быстрой коррекции поведения путем применения телесных наказаний. Послереволюционная школа делает ставку на словесные методы формирования поведения воспитанников.
- Второй этап — формирование убеждений. Полученные знания о нормах и правилах поведения должны перерасти в убеждения (понимание того, что по-другому себя вести нельзя). Правильно сформированные убеждения в детском возрасте становятся основой дальнейшего существования в социуме. Без этих, твердо устоявшихся, постулатов процесс воспитания будет иметь слабый и шаткий характер.
- Третий этап — формирование чувств. Человеческие эмоции есть человеческое искание истины. Воспитанники воспринимают информацию через вереницу чувств. Именно воспитатели умело ими варьируя могут добиться необходимого результата.
Основополагающим моментом, относящимся ко всем вышеперечисленным этапам и пронизывающим их, является деятельность. Реализация задач каждого этапа возможна только через деятельность. Чем больше времени уделено целенаправленной хорошо организованной деятельности, тем больший эффект будет получен от воспитания.
Медицинская функция
Медицинская функция, или сохранение физического здоровья чаще всего носит профилактический характер. Функция заключается в
- соблюдении здорового образа жизни,
- активном отдыхе,
- отказе от вредных привычек,
- проведении оздоровительных мероприятий,
- усвоении гигиенических навыков.
По медико-социальным факторам выделяют семьи:
- дисфункциональные (многодетные, неполные, с детьми-инвалидами, малоимущие);
- социопатические (семьи наркоманов и алкоголиков, родители и дети с девиантным поведением, правонарушители).
В таких семьях выше, чем в обычных процент хронических заболеваний.
Воспитательная функция семьи: что родители могут дать детям?
Родители — пример для детей
Мама и папа — это те взрослые, которые находятся рядом с ребёнком с момента его рождения. Ребёнок познаёт мир, приобретая собственный опыт и усваивая опыт родителей. Как говорится в известной английской пословице, «Не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас». Вы никогда не задумывались над тем, как точно передан смысл воспитательной функции семьи в одном предложении?
Родители — первые и самые значимые «учителя» для ребёнка. Он воспринимает близких ему взрослых как идеал, которому нужно подражать, на который он стремится быть похожим. Ребёнок усваивает не только всё хорошее, что есть в родителях, но и вредные привычки и нехорошие дела.
Если с детства ребёнок видит, что его родители курят или употребляют спиртные напитки. Ребёнок воспринимает это как норму. Взрослея, он может перенять эти вредные привычки. И неудивительно, что будучи еще совсем юным, ребёнок попробует сигареты и алкоголь на вкус.
Модель поведения в обществе
Родители — это значимые взрослые для ребёнка не только внутри семьи, но и во внешнем пространстве. А вы никогда не замечали, что ребёнок следует очень знакомым моделям поведения, общаясь с окружающими людьми?
Эти поведенческие модели он заимствует у родителей. И чем старше он становится, тем ярче проявляются в его поведении неосознанные родительские установки
Поэтому важно подавать ребёнку правильный пример взаимоотношений с другими людьми. Воспитывать в нём такие важные качества личности, как:
- вежливость;
- чувства такта, уважения
- и способность сопереживать собеседнику.
Не удивляйтесь, если вдруг услышите, что ваш ребёнок грубо разговаривает со своим другом или пытается дерзить в ответ на ваши замечания или просьбы. А сколько раз вы позволяли себе нелестные высказывания в адрес других людей или просто поругались с кассиром в магазине? Такие ситуации не проходят бесследно, а оставляют в душе ребёнка неизгладимый след.
Эта характеристика тесно связана с формированием социальной поведенческой моделью. И определяется позицией родителей по отношению к собственным детям, другим людям.
Авторитет, основанный на уважении и взаимопонимании, когда все члены семьи имеют своё мнение и могут свободно высказывать его, является лучшей почвой:
- для воспитания в ребёнке адекватной самооценки;
- ответственности;
- уважения к другим людям;
- способности сопереживать.
В педагогике также упоминается «авторитет любви». Несмотря на позитивное название, эта тактика родительского и детского взаимодействия несёт в себе негативный оттенок. Любовь без меры и воспитание на основе вседозволенности и всепрощения. Она приводит к тому, что ребёнок вырастает эгоистичным, требовательным, часто безосновательно, к окружающим.
«Авторитет подкупа», когда родители ни в чём не отказывают своему чаду, «доказывая» свою любовь материальными ценностями. Это также наносит вред и формирует ложное представление об истинных ценностях человека.
Нет ничего страшнее «авторитета подавления», основанного на страхе, угрозах, наказаниях. Дети, воспитанные на эмоциональном терроре, вырастают слабыми, безвольными. Их агрессивность приводит к печальным последствиям.
Эти ложные авторитеты оказывают негативное влияние на воспитательный процесс. Они способны вызвать необратимые явления в формировании личности ребёнка.
Специфика воздействия
Семья как институт воспитания в процессе воздействия на личность целенаправленно или на уровне подсознания выполняет ряд функций:
- Репродуктивная. Продолжение рода – задача скорее интуитивная. Это заложенная на генетическом уровне потребность производить себе подобных.
- Социальная. Взрослые члены семьи передают годами сложившийся социальный опыт, навыки общения в социуме, правила и запреты в поведении.
- Хозяйственная. Эта функция включает в себя возможности обеспечения уровня материального благополучия конкретной семьей.
- Эмоциональная. Задача семьи – обеспечить удовлетворение малыша в гармоничном общении, любви, принятии и психологическом комфорте.
Семейные функции имеют тесную взаимосвязь. К тому же их «распределение» в каждой ячейке общества свое.
Одни родители предпочитают обеспечивать хорошие материальные условия детям, считая, что воспитывать их будет в дальнейшем сама «жизнь». Другие окружают любовью, уважением и заботой своих чад, поддерживая и помогая ориентироваться в сложных жизненных перипетиях. Третьи считают, что только строгий контроль над мыслями, словами и поступками детей смогут обеспечить их правильное развитие. При этом каждый представитель группы искренне считает, что делает все возможное для воспитания своих чад.
Несмотря на то, что семья является основой воспитания, она все равно подвержена влиянию общества. Ведь интимность родственной связи, кровные узы, общее мышление и нравственные устои не исключают взаимодействия с социальной средой, к которой младшее поколение начинает постепенно приобщаться, посещая детский сад, школу, общаясь со сверстниками.
Поэтому нужно рассматривать семью как социальный институт, с помощью которого происходит не только обучение навыкам взаимодействия с другими членами общества, но и соблюдение определенных рамок поведения в социуме, выходить за которые нельзя.