Воображариум «доктора» Хеллингера

Информация для тех, кто не хочет превратиться в морального урода и духовно-нравственного дегенерата в процессе «личностного роста»

Психокульт — организация, в которой психологическая (чаще псевдопсихологическая) доктрина, созданная лидером организации, выступает как своего рода квазирелигия. Синонимами понятие «психокульт» являются понятия «психологическая», или «псевдопсихологическая» секта.  Их квазирелигиозность проявляется в том, что  система, принятая в психокульте, подается как некая универсальная и тотальная «наука жизни», как учение, объясняющее смысл жизни, дающая ключ к «счастью», к изменению личности, так что человек всегда становиться «победителем», приобретает всеобщий успех, немыслимые блага за счет выполнения правил и неукоснительного следования моделям поведения, предписанных в психокульте.

Хотя ряд приведенных ниже организаций не являются классическими психокультами, например, секта Мирзакарима Норбекова, ДЭИР и Симорон — это прежде всего оккультные секты, вписывающиеся в парадигму «Новой Эры» (Эпохи Водолея), различные психотехнологии и методы манипуляции сознания — неотъемлемая, если не самая значительная часть их учения и практик. В основе методик оздоровления, «духовного роста», «расширения сознания» и т.п. в этих сектах лежат не аскетические упражнения, борьба с грехом и страстями, а выполнение неких авторских психотехник, которые принципиально не приближают человека к Богу, делают его в первую очередь лукавым манипулятором, земным божком, чье «царствие» и блага в этом мире, а не в Царствие Божьем.

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы… нечестивы… невоздержны, жестоки, не любящие добра… наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» 2Тим. 3:1-5

«Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»»

Пс.52:2

«… начало греха — гордость,

и обладаемый ею изрыгает мерзость»Сир.10:15

Будете как боги. Психокульты – деградация души в процессе «личностного роста» — интервью с диаконом Михаилом Плотниковым

Что обещают?

— В редакцию обратилась многодетная мать из Иглинского района Башкирии, которая оказалась на так называемом благотворительном мероприятии Академии женской мудрости ALMA. По её словам, там творилось что-то невообразимое: по залу скакали в оленьих шкурах, называли зрителей (заплативших за вход по две тысячи) ведьмами. Вместо обещанного подарка вручили убогий продуктовый пакет. Её беспокоит, что много женщин ходят на эти собрания и верят тому, что им говорят.

— Чтобы отличить деструктивную организацию, нужно внимательно изучить её сайт. По словарю, академия — это образовательная или научная организация. Они используют наукообразный термин для доверия. Дальше видим тренинги, семинары – эти слова тоже вызывают доверие. В тренинге «Корни рода» читаем: «чудеса магии, очищение матки, снятие венца безбрачия, вернуть любимого, обряд на счастье в семье, амулет на защиту от сглаза, порчи и безденежья» и т.д. А это уже язычество и магия.

Гарантируют удачу во всех делах, любви и бизнесе, рост зарплаты, удачное замужество. Это характерные маркеры подобных компаний. Они обещают всё абсолютно всем. К примеру, тренинг «Как зачать и родить гения» — фактически медицинская деятельность, как и лечение онкологии – «Убираем кармическую причину рака». Всё это оккультная религиозная практика, прикрытая наукообразными терминами.

Почему в названии фигурирует сочетание «женская мудрость»? Один из самых серьезных трендов в обществе – феминизм. Женщины почитают себя отдельной кастой. А идут туда потому, что, имея груз проблем, верят, что хуже уже не будет. И сильно ошибаются. Налицо грубое мошенничество и нарушение законодательства

Обратите внимание, в контактах у этой академии — Казахстан. Ребята оттуда приехали к нам заработать денег

— В чём конкретно нарушение закона?

— Это фактически образовательная и медицинская деятельность, на которую у них нет права. Вот Минздрав Башкирии наделили правом выдавать лицензии «народным целителям». Когда это обсуждали, я пытался выступить против, но меня не стали слушать: мол, у вас нет медобразования. Однозначно, это лобби. Всерьёз рассуждали о деревенских бабушках-травницах. Но целители сегодня совсем другие — они дурят народ. Это всё равно что сектантом называть бородатого мужика в тайге. В реальности сектанты сидят в солидных офисах в центре Уфы – церковь сайентологии, например. Минобразования, куда пришёл бывший руководитель Рособрнадзора Айбулат Хажин (непримиримый к сектам и группам смерти в соцсетях), настроено на борьбу с этими явлениями. Росздравнадзор реагирует на факты медицинской деятельности без лицензии. Сложность в том, что эти псевдомедики работают под вывеской тренингов.

— Почему не реагируют надзорные органы?

— Хорошо сработали прокуратура и ФСБ Башкирии по огромной секте «Орда» (или «Путь предков»): её деятельность прекращена, ячейки закрываются. В то же время после двух суицидов участников тренингов в «Выборе» и «Зеркале» (сейчас это учебный тренинг-центр Уфа Klambet Leader School, 12 лет работает под разными названиями) получили из прокуратуры пачку отказов в возбуждении уголовного дела в отношении руководителя Сергея Кламбета. Так, на клуб «Зеркало» писали заявления родные погибшей девушки и парня, получившего тяжелое психическое заболевание.

Что касается академий типа АLMA, ответственность смешная — административный штраф пять тысяч рублей. Не по всякому вопросу нужно обращаться в прокуратуру. Разгул культов в современном мире – это ниша культуры и образования. Решать эту проблему должен педагог, а не полицейский, не прокурор. Контроль должен быть на уровне администрации города, района.

Персонаж Тони Шепард

Тони Шепард – прагматичный аферист с деловой жилкой. Он относится к той категории людей, с которой не приходилось сталкиваться Парнасу.

Тонкие материи, такие как духовность, вера, воображение, попав в руки авантюристов и коммерсантов, разрушаются. Если вначале «сотрудничества» его грамотно продуманный пиар привлекает новых посетителей и деньги, то со временем бизнес приходит в упадок.

Когда чародейство переходит в категорию товара, за который можно получить деньги, оно теряет свой смысл, а вместе с ним исчезает загадочный мир Парнаса. Стоит признать, что в современном обществе искусство, религия, духовные практики перешли в категорию бизнеса.

Когда зритель впервые видит Тони, которого вытаскивают из петли, на его лбу проявляются таинственные знаки, слишком напоминающие символы масонства.

Возможно, создатели картины тонко намекают на тот факт, что нынешние духовные учения и течения, которые быстрыми темпами развиваются вокруг основных религий (например, New Age), находятся под покровительством масонов.

Чем привлекателен это фильм, так это тем, что никто не навязывает конкретную идею. Хотя для внимательного зрителя очевиден тот факт, что не так страшен Старина Ник, как «темная лошадка» и соблазнитель Том.

История из жизни

Как-то я разговорилась с женщиной в магазине. Она позвала на тренинг. Кроме меня пришли еще несколько новичков. Два человека сразу сбежали. А я поддалась на уговоры, записалась на первую ступень «лидер-класса». Это стоило немалых денег. После первого занятия я чувствовала себя ужасно — будто я ничтожный человек, который живет без какой-либо жизненной цели. Все три дня мы занимались чепухой — обнимались, скакали, рассказывали сказки. Зависимость появилась, на «второй ступени». Все мои контакты свелись к друзьям по тренингу. Поругалась с близкими. Влезла в долги. Появилось чувство вины. Через два года мать затащила меня обманным путем к психиатру. Тогда я еще занималась тренингом бизнес-переговоров. Врач помог мне уйти, но на этом история не кончилась. Мне стали названивать из той организации — на работу, домой, в любое время суток. Заставляли оправдываться. На меня собрали компромат. Всю информацию, которой я делилась, опубликовали на форумах тренинга. Я хотела подать в суд, но побоялась этой организации. Ирина, 29 лет, Москва

Но искать смыслы во время просмотра фильмов Гиллиама – непростительная роскошь

Принятие, равно как и неприятие происходящего происходит на чисто рефлекторном уровне, анализ начинается спустя какое-то время. Именно так «работают» фильмы Гиллиама, именно поэтому сам режиссер говорит: «Учитесь играть, люди! Подпускайте фильмы к себе поближе. Зачем сидеть в зале и раздумывать над будущей рецензией? Просто смотрите, и делов-то!»

Как и во многих других фильмах Гиллиама, начиная с «Бандитов во времени», в «Воображариуме…» существуют два мира. Один плоский и обыденный, другой – изумительный в своей сюрреальности.

Но сюрреальный мир для Гиллиама всегда был продолжением мира реального, границы между которыми стирались им в его фильмах многими способами: мечты, наркотики, сумасшествие, сказки, загадочные истории, а теперь — волшебное зеркало нашего воображения.

Пройдя огромный путь от монти-пайтоновского отрицания смысла в чем бы то ни было, Гиллиам в итоге подводит нас к пониманию предельных смыслов. Как сказал сам режиссер: «Воображение может как спасти вас, так и проклясть, ведь мир в точности таков, каковым вы видите его через свое собственное зеркало». Человек, овладевший образами собственного воображения, правит миром и самим собой, человек, не контролирующий фантазии, быстро теряет себя и свой мир.

Определения[править | править код]

Понятие «психокульт» использовали в разном контексте многочисленные авторы.

Морис Темерлин и Джейн Темерлин, Джон Хохман, Маргарет Сингер и Луис Джолион Уэст указали на возникновение нового явления: психотерапевтический культ. Врачи-культисты[неизвестный термин] используют различные комбинации принудительных, косвенных и обманных психологических техник, чтобы контролировать своих клиентов. Таким образом, эти врачи нарушили этические запреты против формирования зависимых и двойных отношений с клиентами, неправильного использования терапевтических методов и терапевтических отношений, приводящих к выгоде врача. Терапевтические культы могут быть результатом искажений или коррупций долгосрочной индивидуальной терапии, групповой психотерапии, массово-групповых тренингов осознания (МГТО, LGAT), групп личностного развития, или любое другое множество групп во главе с неспециалистами.

Понятие Psychokult(e) широко употребляется в немецкой литературе, встречаясь и в научных работах, и в официальных документах органов власти.

Среди российских авторов психокульты описывал специалист по психологии влияния Евгений Волков: «Организаторы этих тренингов используют те же методы скрытого психологического насилия, какие используют сектанты».

Психолог М. Вершинин в интервью «Первому каналу» определял психокульты так: «Виды сект, которые не используют религиозной риторики, но применяют техники, которые позволяют в течение трёх занятий сделать из вас полностью контролируемого человека, без наркотиков, без гипноза…»

Александр Дворкин, доктор философии, профессор ПСТГУ, Председатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации давал определение: «Психокульт — это разновидность тоталитарных сект» (из интервью на канале ТВЦ). «Секты, организованные в виде психологических курсов или семинаров».

Понятие «психотерапевтический культ» в несколько другой интерпретации использовалось и в исследованиях психологов для описания нежелательных явлений в психотерапии.

Кто такие доктор Парнас и мистер Ник?

Противостояние таинственного доктора Парнаса и харизматичного мистера Ника является основной сюжетной интригой, но кто эти двое? В самом ли деле это не более чем бывший монах, а ныне владелец балаганчика, и один из помощников черта, как пишут в некоторых рецензиях?

С мистером Ником проще: этот лощеный господин с усиками — несомненно, сам дьявол. Об этом свидетельствует как его интерес к душам, так и имя. «Старина Ник» — так в Англии издавна называли дьявола, не желая произносить его подлинное имя (ср. русское «нечистый» или «лукавый»). В мире зазеркалья Ник может предстать и в обличье гигантской змеи, точнее, змея, а змей в христианской традиции — одно из воплощений дьявола. Надо признать, что Ник в фильме — не самый злой и страшный дьявол: он не лишен юмора и даже демонстрирует склонность к честной игре. Можно сказать, что это современный дьявол-профессионал, действующий под девизом «Ничего личного».

Доктор Парнас, в отличие от Ника, фигура весьма загадочная. Его имя явно связано со священной для древних греков горой Парнас, где не только обитали музы, но и находился центр земли. К античности нас отсылает и сценический образ Антона, помощника доктора, который зазывает зрителя в костюме бога Меркурия. Но воспоминания Парнаса о периоде его монашества переносят зрителя никак не в античную Грецию.

Похоже, что доктор Парнас связан с самыми разными религиями — от политеизма до буддизма. Он обладает сверхъестественными способностями: его «Воображариум» работает лишь в том случае, когда Парнас впадает в транс. Он на равных состязается с дьяволом. Хотя он уже не бессмертен, на смертного он тоже походит мало, несмотря на очень человеческую склонность напиваться в момент отчаяния. И, главное, он, как и Ник, творит свою вселенную.

Все это позволяет предположить, что доктор Парнас — нечто вроде доброго странствующего божества, покровителя искусства и фантазии. Остается выяснить, зачем он странствует со своим балаганчиком.

Что же такое «Воображариум»

Чем занимается доктор? В его старомодном балаганчике происходят необычайные вещи. Любой желающий может совершить захватывающее путешествие в мир фантазии и волшебства.

Для путешествия нужно только набраться храбрости и пройти сквозь зеркало, которое одновременно является вратами в иное пространство.

Все, что человек видит, пройдя сквозь зеркало, это плод его фантазий, ну и, конечно же, воображение Парнаса.

Каким получится путешествие, зависит от человека, который на него решился. Оно может вызвать чувство радости и воодушевления, а может привести в преисподнюю.

«Воображариум» — это своеобразный символ духовного утешения, предлагаемого разными религиями и всеми видами мирового искусства.

Современные люди оказываются прагматичными, они хотят жить здесь и сейчас, поэтому воображаемая реальность их мало интересует.

В связи с такими тенденциями общества, «бизнес» Парнаса начинает прозябать. Что говорить, если даже Валентина, дочь доктора, мечтает об обычных, нормальных вещах.

Она, как и любая женщина хочет иметь дом и семью. Ее больше прельщает материальное благополучие, чем духовная составляющая жизни.

Однажды Валентина и Антон спасают незнакомца по имени Тони Шепард. С его появлением жизнь героев претерпевает изменения.

 О чем фильм «Фонтан»?

***

Прочитав это высказывание человека,
считающего себя эталоном сектоведения, я живо представил
себе, как к нему обращается пострадавший от очередного
тренинга или семинара, а он, расспросив его, отправляет
домой без помощи: ведь того, от чего несчастный
пострадал, оказывается, не существует. И тут я вспомнил,
что ровно такая ситуация уже была описана в
отечественной классике и никем иным, как прославленным
земляком Р. Коня – великим русским писателем Н. В.
Гоголем.

Цитирую:

А какой богомольный человек Иван
Иванович! Каждый воскресный день надевает он бекешу и
идет в церковь. Взошедши в нее, Иван Иванович,
раскланявшись на все стороны, обыкновенно помещается на
крылосе и очень хорошо подтягивает басом. Когда же
окончится служба, Иван Иванович никак не утерпит, чтоб
не обойти всех нищих. Он бы, может быть, и не хотел
заняться таким скучным делом, если бы не побуждала его к
тому природная доброта.

– Здорово, небого! – обыкновенно говорил
он, отыскавши самую искалеченную бабу, в изодранном,
сшитом из заплат платье. – Откуда ты, бедная?

– Я, паночку, из хутора пришла: третий
день, как не пила, не ела, выгнали меня собственные
дети.

– Бедная головушка, чего ж ты пришла
сюда?

– А так, паночку, милостыни просить, не
даст ли кто-нибудь хоть на хлеб.

– Гм! что ж, тебе разве хочется хлеба? –
обыкновенно спрашивал Иван Иванович.

– Как не хотеть! голодна, как собака.

– Гм! – отвечал обыкновенно Иван
Иванович. – Так тебе, может, и мяса хочется?

– Да все, что милость ваша даст, всем
буду довольна.

– Гм! разве мясо лучше хлеба?

– Где уж голодному разбирать. Все, что
пожалуете, все хорошо.

При этом старуха обыкновенно протягивала
руку.

– Ну, ступай же с богом, – говорил Иван
Иванович. – Чего ж ты стоишь? ведь я тебя не бью! – и,
обратившись с такими расспросами к другому, к третьему,
наконец возвращается домой или заходит выпить рюмку
водки к соседу Ивану Никифоровичу, или к судье, или к
городничему.

(Николай Васильевич Гоголь. “Повесть о
том, как поссорился Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем”)

Стоит только заменить Иван Ивановича на
Романа Михайловича и узнавание выходит стопроцентное.
Как говорится, комментарии излишни.

А. Дворкин

Центр свщмч. Иринея Лионского – 03.07.2019.

О мафии в фильме

Хитроумного авантюриста Тони преследует мафия. Этих бандитов нельзя назвать кровожадными или жуткими, они скорее смешные.

Хотя преуменьшать их способность к жестоким убийствам тоже не стоит. К какой национальности принадлежат бандиты, сказать сложно, но намеки на то, что речь идет об украинской мафии, все же прослеживаются (например, упоминание Майдана, желание спрятаться под широкими юбками огромной «мамки»).

В конце концов, после ряда «шумных дел» мафия снова скрывается в зазеркалье, где ее ждет родина-мать, хатки, садики и иной национальный антураж.

Что в этом случае хотел показать режиссер? По всей видимости, он пытается дать понять, что никакой угрозы от призрачной восточноевропейской мафии для запада не существует.

Украинская организованная преступность сама серьезно пострадала, ведь ее денежки ловко присвоил неотразимый Тони Шепард.

Основы православной и просто здравой психологии:

  • Психические расстройства и методы их лечения — беседа с врачом-психиатром, кандидатом медицинских наук Дмитрием Авдеевым
  • Делает ли психология человека счастливее? — ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус
  • Кого боятся подростки (рекомендуем к прочтению каждому родителю) — Катерина Мурашова
  • Что такое социопатия, и как с ней бороться — беседа с детским психиатром профессором Галиной Козловской
  • Как лечить душу — Сергей Белорусов
  • Практика самообмана — Алексей Березин, Нина Березина
  • Об особенностях женской природы — иерей Вадим Коржевский
  • Живу в эпоху головастиков (интервью с психологом Ольгой Лысовой-Бродиной) — Татьяна Вигилянская
  • Лечение депрессии — Игорь Олейчик
  • Вера никогда не приведет к шизофрении — Дмитрий Авдеев
  • Особенности православного подхода в психотерапии — Дмитрий Авдеев
  • Душевные состояния в христианской психологии — Юрий Зенько
  • Актуальность богословского взгляда на современную психологию — Николай Лагутов
  • Читайте другие публикации данного раздела

С «Воображариумом» все не так просто:

неподготовленный зритель быстро заскучает от эрудированности режиссера и разбросанных по сюжету почти незаметных зацепок и аллюзий, следящие же за творческим путем Гиллиама с радостью обнаружат множество цитат из того же Монти Пайтона, включая типичные для Гиллиама-аниматора сюрреалистичные миры.

Грубо говоря, если обычный зритель большую часть экранного времени будет скучать, оживляясь только на фирменных аттракционах, то интеллектуалы будут сидеть как на иголках, то и дело вылавливая из потока образов и непредсказуемых сюжетных завихрений отсылки то к Герману Гессе («Игра в бисер»), то к Густаву Майринку («Голем»), то к Джону Фаулзу («Волхв»).

В основе «Воображариума» лежит классическая история сделки с дьяволом. Доктор Парнас (Кристофер Пламмер, сильно напоминающий пьющего Дамблдора) давным-давно встретил дьявола в обличье мистера Ника (харизматичный и неподражаемый Том Уэйтс) и обменял бессмертие на душу своей дочери. По условиям сделки дьявол должен получить Валентину (обладательница лица фарфоровой куклы Лили Коул), когда она станет совершеннолетней.

Теперь он колесит по современной Британии со своим передвижным театром – «Воображариумом» имени себя самого и потихоньку спивается от осознания тщеты вечной жизни. Главный трюк в этом цирке – волшебное зеркало, пройдя сквозь которое, человек оказывается в мире собственного воображения, своего, если пользоваться терминологией Фрейда, id, где одно неверное желание – и человек отправляется прямиком в лапы дьявола.

Парнас не в силах расстаться с дочерью, поэтому доктор заключает с дьяволом очередную сделку: Валентина достанется тому, кто заполучит при помощи зеркала пять человеческих душ. Именно таким человеком и оказался Тони (последняя, на этот раз действительно последняя роль Хита Леджера), которого Валентина и еще один циркач Антон в буквальном смысле вынули из петли.

Но Тони – та еще темная лошадка, о нем пишут в газетах, его преследует русская мафия, а проходя через зеркало, он всякий раз оказывается иным. (Этот трюк был придуман уже после смерти актера, поэтому на замену Леджера вышли Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл).

Можно долго дискутировать по поводу символики фильма и его героев. Нас в этом случае интересует не Тони, а сам доктор Парнас. Его образ можно трактовать и как образ Господа Бога, создающего свои миры, уставшего и спивающегося от собственного бессмертия. Но в Парнасе не так уж и сложно увидеть самого Гиллиама, с не меньшим, простите за богохульство, успехом создающего миры и так же измотанного, заплатившего чересчур огромную цену за собственное творческое бессмертие.

Будем надеяться, что эта трактовка неверна и Гиллиам еще доснимет и выпустит в прокат своего «Человека, который убил Дон Кихота». В этом нас убеждают слова самого режиссера: «Моя задача как режиссера – выражать фильм, а не себя или кого-либо еще. Начиная работу над фильмом, я чувствую себя его слугой, слугой фильма, который хочет появиться на свет».

В поисках границы между реальностью и вымыслом, между скукой и фантазией «Воображариум» достаточно сильно штормит и кидает из стороны в сторону. Впрочем, для Гиллиама с его трезвой и остроумной оценкой реальности мир сюрреальный всегда был если не продолжением, то отражением существующего положения вещей. Он всегда с мастерством великого сказочника стирал границы между этими мирами так, чтобы зритель не сразу мог понять, с какой стороны зеркального стекла он в данный момент находится.

Ситуация, описанная в русской классике

Недавно узнал о том, что преподаватель
сектоведения в МДАиС Р. Конь выступает против того,
чтобы православные сектоведы исследовали психокульты
(тоталитарные секты, действующие под видом
псевдопсихологических тренингов и семинаров) и помогали
их жертвам.

Вот, что он написал по этому поводу:

Сапожник должен шить сапоги, а пекарь
печь пироги. Если наоборот, то РПЦ надо передать функции
налоговой полиции, а налоговая полиция должна бороться с
догматическим сектантством. Психологи и психиатры должны
бороться с отклонениями от их науки. Тренинги – это их
специальность… …Сектоведы должны углублять свою веру
изучением богословия и быть готовы ответить на
богословские вопросы со стороны сектантов. Сектоведы
должны писать богословские исследования, книги и т.д. А
после этого они могут заниматься тем, чем по профилю не
должны заниматься.

Принципиальный вопрос в том: есть ли
психокульты? С святоотеческой ересиологии их нет.
Психокульты придумали американские психологи. Если они
будут в православных святцах, то это будет церковное
учение.

Очень необычное кино

Но моменты, на которые я указала, дают повод думать, что с этим кино все не так просто. Явная отсылка к масонам, красная королева, да еще торговля детскими органами. Да и Валентина вдруг под конец в красном платье уходит в зазеркалье.  Если учесть, что девица выбрала ад, то ад это и есть наша реальность, наш материальный мир. Тогда как Рай это мир духовный?

Еще эта история с главным героем, точнее актером исполнившим его роль. Как так получилось, что были отсняты все эпизоды, где Тони присутствует в реальном мире? Съемки про фантазийные миры оставили случайным образом на потом. Хотя да, возможно просто пересняли отдельные эпизоды, чтоб было логично. Не спорю. Кстати, Джонни Депп,  Колин Фаррелл и Джуд Лоу позже снялись в разных частях «Фантастических тварей».

Но есть еще один момент. Карта Повешенный в Таро это всегда в первую очередь жертва, а оккультное значение карты – на минуточку, насильственная смерть. Лично у меня напрашиваются очень странные выводы. В кино зашифровано нечто, что потребовало жертвы в реальности? Это, конечно же, сугубо мое личное мнение, но в совпадения я не верю…

Интерпретация персонажей доктора Парнаса и мистера Ника


Терри Гиллиам

В мае 2009 года в Каннах проходил очередной 62-й кинофестиваль. В рамках программы «Двухнедельник режиссеров» британский кинорежиссер Терри Гиллиам представил свою новую картину «Воображариум доктора Парнаса». Премьерный показ фильма в России состоялся 28.01.2010 года.

Основной сюжетной линией фантастического фильма является борьба загадочного доктора Парнаса и импозантного мистера Ника

Прежде чем разобраться в смысле фильма, важно понять, кто эти две противоборствующие силы. Возможно, это и впрямь обычный хозяин балаганчика, который раньше был монахом, и подручный дьявола? Кто знает

Фигура мистера Ника не так загадочна, как кажется на первый взгляд. В гламурном господине с усиками можно узнать самого дьявола. Его выдает влечение к душам, а также имя.

Оказывается, с давних времен в Англии дьявола называют «Старина Ник». Людям не хотелось вслух произносить его реальное ужасное имя.

Как известно, русский вариант названия этого персонажа – «нечистый» или «лукавый». Старина Ник может принимать обличие змея, но так обычно он делает в мире зазеркалья. В христианстве часто говорится о змее, как об одном из образов сатаны.

Как ни странно, но в фильме этот персонаж получился не таким уж ужасным и коварным, как предполагалось. Ник отличается тонким чувством юмора.

Если речь идет об игре, то он – за соблюдение правил. Мистер Ник – дьявол необычный, его можно назвать профессионалом, который четко выполняет свою «работу», действуя под лозунгом «Ничего личного».

Куда загадочнее получился образ доктора Парнаса. В его имени прослеживается связь со священной горой Парнас. Как известно, она была почитаема греками.

Кроме того, что эта гора считалась центром земли, ее своей обителью выбрали музы.

В чем еще прослеживается связь с античностью, так это образ Антона, помощника доктора. Надев костюм бога Меркурия, он приглашает зрителей посетить представление. Когда же Парнас вспоминает времена монашества, он не совсем говорит о Древней Греции.

К каким только верованиям не обращался доктор. Он связан с различными религиями – от политеизма до буддизма. Парнас – человек со сверхъестественными способностями. «Воображариум» выдает результат только в том случае, когда доктор впадает в транс.

По своей силе он не уступает дьяволу, но его дар бессмертия утерян. Смертным его тоже назвать сложно, хотя одна вредная привычка выдает в нем обычного человека. В минуты уныния он призывает на помощь алкоголь.

Доктор Парнас, как и Мистер Ник – творец вселенной. Не исключено, что доктор – некое добродушное божество, покровитель искусства и фантазии. Возникает только один вопрос: с какой целью он путешествует по миру?

 О чем фильм «Авиатор»?

В чем смысл финальной сцены?

Утратив свой фургон и дочь, доктор Парнас оказался в весьма скверном положении. Он ужасно выглядит и не решается показаться на глаза Валентине, чьи дела, наоборот, идут блестяще: она получила все, о чем мечтала. Но значит ли это, что Парнас проиграл? Нет, конечно. Во-первых, его волшебный балаганчик — пусть в виде кукольного театра — продолжает существовать и пробуждать фантазию зрителей. Во-вторых, Валентина не досталась дьяволу: она живет в обычном мире нормальной жизнью. Таким образом, очередной раунд вечной битвы Бога и дьявола в сердцах людей, о которой писал любимый Гиллиамом Достоевский, опять закончился ничьей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий