Занятия на постановку шипящих звуков у детей дошкольного возраста

3 этапа постановки звуков Ш и Ж

Постановка звука Ш поэтапно происходит в три действия. Сначала кратко охарактеризуем каждый этап. Более подробно разберем их ниже.

  1. Подготовка. Во-первых, тренируем верную артикуляцию для Ш. После, чтобы научить ребенка говорить шипящие, используем речевой комплекс.
  2. Постановка. Во-вторых, работаем над закреплением проговаривания Ш и Ж в словах. Ребенок воспроизводит шум дождя, шипение змеи, выход воздуха из пробитого колеса и т.д. Предлагаем ребенку повторить и запомнить скороговорки с шипящими звуками.
  3. Автоматизация. В-третьих, добиваемся механического произношения Ш.

Для этого предлагаем использовать следующие игры:

  • Игра-соревнование: дети играют со взрослым, по очереди называя все известные слова, начинающиеся на букву Ш или Ж.
  • Для второй игры берем книгу, в которой много картинок. Ребенок называет по картинкам все предметы, в которых есть Ш или Ж.
  • По аналогии с картинками, можно называть все встречающиеся предметы на улице, в которых есть буквы Ш или Ж.
  • Эта игра на слуховое восприятие. Взрослый называет разные слова, а ребенок повторяет те, в которых встречаются Ш и Ж.

Рассмотрим подробно каждый этап постановки шипящих согласных.

ЗАДАНИЯ И ИГРЫ

«Замени звук»

замените звук «С» на звук « Ш»

В начале слова

Сутки-шутки, скала-шкала,споры-шпоры, сайка-шайка, стопор-штопор, срам-шрам, стык – штык, стык-штык, стуки-штуки, сок-шок, скот-шкот, стиль-штиль, суд – шут, суметь – шуметь, сытый – шитый. сов – шов, спит –

шипит, соли – шали В середине слова

Мошка-моська, уши-усы, башня-басня, крыша-крыса, мишка-миска, кошка-каска пошел- посол, каша – касса . пески – пешки

носить – нашить, пасу – пашу, пасли — пошли просить – прошить, масса – Маша,

маска – Машка, ириска – Иришка, киски – кишки, усат – ушат, просо – Проша

В конце слова

Мышь-мыс, наш-нас, плюс-плюш, марс-марш, вас-ваш, палас-палаш, кис – кыш, брось – брошь,мыс – мышь

Упражнение « Повторите слова парами»

Плоско-плошко, миска-мишка, ряска-ряшка, солить-шалить, каска-кашка, басня-башня сорок-щорох, муська-мушка, крыса-крыша, сила-шило, пуски-пушки, касса-каша, соли-шали, моська-мошка

Составьте предложения с этими словами.

Помогите мне правильно закончить предложения. Если я ошибусь, поправьте меня.

Положили в плошку … КАСКУ.- надевал пожарный … КАШКУ!

Сладко спит в берлоге … МИСКА, на столе с салатом … МИШКА.

На лицо надета … МАШКА, имя нашей кошки … МАСКА!

Сочинял писатель… БАШНЮ, рисовал художник… БАСНЮ!

В поле землю я … ПАСУ, на лугах коров … ПАШУ!

Как нам хочется … ШУМЕТЬ спать спокойно, не … СУМЕТЬ!

Постановка и последующая автоматизация звука

Выполняя упражнения, вырабатывают правильную артикуляцию «Ш». Но навык — процесс механический, который требует времени для отработки и закрепления. Ребенок может научиться выговаривать «Ш» уже на первых уроках, а на последующих занятиях произношение превращается в шепелявое и свистящее.

Автоматизировать звук помогут речевые игры, скороговорки на «Ш»:

  1. Не найду ушки у нашей лягушки.
  2. Шла Маша по шоссе и сосала сушки.

Постановка звука «Ш» по подражанию.

Помогут отработать речь детские стишки.

Можно попросить ребенка придумать уменьшительно ласкательное слово. Например: зима — зимушка, пятно — пятнышко, хозяйка — хозяюшка, дядя — дядюшка, дед — дедушка.

Возможные ошибки

Во время гимнастики следите за неподвижностью нижней челюсти. Если ребенку тяжело выполнять, то рот чуть прикрывают. В случае возникновения затруднений челюсть придерживают рукой.

Нельзя торопиться. Пусть подходов будет меньше, но они будут качественными. Не требуйте от ребенка сразу идеального выполнения. Он будет постепенно осваиваться с упражнениями.

Нельзя давать возможность делать все халатно, кое-как

В комплексе для шипящих важно, чтобы дошкольник научился двигать языком и губами. Частая ошибка – не контролировать положение языка

Если в позиции указано, что он должен плотно прижиматься к небу, так и должно быть. На первых порах можно придерживать его пальцами.

Зрительный контроль обязателен. Необходимо сразу приучать ребенка смотреть в свое отражения, проверяя правильность выполнения действий. Если нет возможности поставить большое зеркало, то можно купить маленькое настольное. Главное, чтобы дошкольник видел свое лицо.

Автоматизация звука.

Когда у вас получилось произнести звук правильно, начинается следующий этап – этап автоматизации звука. Автоматизация – это умение произносить звук, не задумываясь, как это происходит. Автоматизация начинается с произнесения изолированного звука, длительного, короткого.

Как только получилось усвоить изолированное произнесение звука, задача усложняется. Теперь необходимо научится произносить его в слогах. Например, звук учимся произносить в прямых слогах Са, со, су, сы и т.п., в обратных слогах ас, ос, ус, ыс и др.

Слова состоят из слогов, поэтому следующий этап автоматизации звука – это автоматизация в словах. Причем слова подбираются с учетом сложности (Пример: сначала мы произносим короткие слова из 3-4 звуков, затем более сложные, с разными слоговыми сочетаниями).

Наши слова складываются в словосочетания и предложения. Это следующий этап автоматизации. В этот период ученик и логопед составляют и повторяют словосочетания, предложения. Множество интересных способов знает логопед, что сделает автоматизацию интересной и полезной.

Заключительными этапами автоматизации являются закрепление навыка в текстах и самостоятельной речи. Работа по автоматизации в тексте строится аналогично, а базой являются уже не единичные слова, а предложения и тексты. Это могут быть рассказы, сказки, загадки, стихи. Логопед старается подбирать те тексты, в которых концентрация закрепляемого звука высока. Тексты можно просто повторять, но лучше пересказывать и отвечать на вопросы.

И последний этап – это автоматизация в самостоятельной речи. Это время, когда человек в собственной речи использует правильный звук, может заметить свои ошибки, исправить себя сам. Часто требуется особая помощь близких людей. Нужно аккуратно указывать, если допущена ошибка, и, главное, поддерживать. Ведь так трудно себя постоянно контролировать.

Работа по автоматизации считается законченной, когда старый звук исчез из речи.

Автоматизация звука в речи, так же как и процесс постановки звуков, занимает у разных людей разное время. Вот два жизненных примера.

Сережа, 6 лет, нарушение произношения звуков , , , . С мальчиком была проведена подготовительная работа: развитие подвижности органов артикуляции и тренировка речевого выдоха. Поставить звук удалось за два занятия методом подражания. Логопед дал пошаговую инструкцию, а ребенок повторил. Автоматизация изолированного звука и звука в слогах трудностей не вызвали. А при автоматизации в словах столкнулись с проблемой. Язык в никакую не хотел вставать правильно, дома родители не выполняли рекомендации логопеда. Поэтому на этот этап потребовалась больше времени. Весь период автоматизации, до конечного самостоятельного использования в речи занял около трёх месяцев.

Аня, 25 лет, нарушение произношения звука . Девушка решила исправить свое неправильное произношение, так как готовилась стать мамой. На первом же занятии с логопедом выяснилось, что звук поставлен еще в детском возрасте, но не был автоматизирован. Удалось «зарычать» через несколько подготовительных упражнений, а период автоматизации занял долгое время – год. Автоматизация звуков у взрослых занимает больше времени. Не смотря на то, что человек взрослый, работа по автоматизации строится точно так же: изолированно, слоги, слова, предложения, тексты и самостоятельная речь. Девушка каждый день выполняла домашние задания, поэтому достаточно быстро приблизилась к автоматизации в самостоятельной речи. Здесь и возникли трудности. Кроме тотального контроля за своей речью приходилось испытывать психологический дискомфорт, так как новый звук звучал утрированно. Поэтому автоматизация в самостоятельной речи началась с общения в кругу семьи и только потом за пределами дома: на работе, в обществе. С того времени прошло уже несколько лет исправленный звук звучит обычно и сама Аня говорит, что не понимает, как раньше могла картавить, ведь это неудобно.

Таким образом, автоматизация звука – это важный этап в «приобретении» нового правильного звука. Главная задача логопеда – это введение звука в обыкновенную повседневную речь. Автоматизация считается завершенной, если человек уже не хочет говорить по-старому и использует только новый навык в повседневном общении.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКОВ

Перед выполнением упражнений на дифференциацию звуков необходимо выполнить комплекс артикуляционной гимнастики на свистящие и шипящие звуки, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для занятия.  

Артикуляция звука :

  • Губы находятся в легкой улыбке, при этом нижние и верхние резцы слегка обнажены.
  • Между зубами есть небольшая щель (1-2 мм).
  • Кончик языка широко распластан. Он упирается в нижние резцы.
  • Боковые части языка соприкасаются вверху с коренными зубами, спинка при этом выгнута.
  • Спинка языка формирует небольшую щель с альвеолами для того, чтобы был проход струи воздуха.
  • Воздушная струя сильная.
  • Задняя стенка глотки смыкается с мягким нёбом, не давая воздуху попадать в носовую полость.
  • Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).

Артикуляция мягкого отличается от твердого только тем, что средняя часть языка приподнимается вверх, а передняя становится более плоской (желобок при этом сглаживается). Используйте различные приемы: показ артикуляции звука на себе, на схеме, на картинке. 

Артикуляция звука :

  • Губы находятся в полуулыбке;
  • Рот приоткрыт. между зубами есть щель (3-5 мм);
  • Кончик языка широко распластан. Он поднят к краю твердого неба;
  • Боковые части языка соприкасаются вверху с коренными зубами, спинка при этом поднимается и оттягивается назад;
  • Спинка языка формирует небольшую щель с альвеолами для того, чтобы был проход струи воздуха;
  • Задняя стенка глотки смыкается с мягким нёбом, не давая воздуху попадать в носовую полость;
  • Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).

Используйте различные приемы: показ артикуляции звука на себе, на схеме, на картинке.

Как поставить звук?

После таких игр можно заняться постановкой звука . В логопедии упражнения для постановки шипящего звука сводятся к «перестановке» языка в нужную позицию при произношении звуков  или  (иногда – звука , но этот процесс сложнее, так как нужно будет остановить вибрацию языка).

Для этого можно воспользоваться обычной чайной ложкой:

  1. просим свое чадо произнести долгий ;
  2. в это время черенком ложечки постепенно задвигаем язык за зубы и придаем ему форму чашечки;
  3. когда он займет нужное положение, превратится в ;
  4. просим малыша запомнить, где и как расположен его язычок.

То же самое можно проделать при произношении долгого звука «Т-с-с-с».

Теперь пусть малыш повторит следующие упражнения. При этом показывайте ребенку картинки, которые помогут ребенку настроиться на выполнение упражнения.

  • пошипит, как змея;
  • как шина или воздушный шарик, из которых выходит воздух;

как листва деревьев на ветру;

как сердитая кошечка;

  • как осенние листья под ногами;
  • как мышка, которая скребется в норке.

Для закрепления полученного звука важно как можно чаще провоцировать детей произносить слова, которые его содержат. Лучше всего для этих целей подходят скороговорки или чистоговорки. В них нужные звуки находятся в разном положении, детям придется произносить звук , стоящий в начале слова, в середине, в конце

В них нужные звуки находятся в разном положении, детям придется произносить звук , стоящий в начале слова, в середине, в конце.

Так с помощью игры закрепляется полученный навык. Если случайно произношение фонемы снова искажается, нужно вернуться к упражнениям со звуками или .

Для автоматизации звука самым простым упражнением является произнесение ребенком поочередно слоги «Ш» и разными гласными буквами. Пусть ребенок «Прыгает» пальчиком по кочкам и произносит слоги.

Шипящие звуки – одни из самых упрямых для освоения. Поэтому если в 5 лет ребенок не освоил их даже при помощи всех изложенных упражнений, нужно проконсультироваться с логопедом. Иначе проблема может дорасти до психологического комплекса и стать причиной плохой успеваемости.

Упражнения для тренировки произношения

Родители не всегда понимают, как научить ребенка говорить букву Ш в домашних условиях. После постановки звука переходят сразу к его автоматизации и для этого используют прямые слоги: ША, ШО, ШУ, ШИ.

После переходят к обратным слогам: АШ, ОШ, УШ, ИШ.

Важно! Ребенок может выкладывать камушки, наматывать нитки и прыгать. К словам и предложениям переходят только после того, как удастся добиться правильного произношения звука в слогах. К словам и предложениям переходят только после того, как удастся добиться правильного произношения звука в слогах

К словам и предложениям переходят только после того, как удастся добиться правильного произношения звука в слогах.

Скороговорки

Для введения в самостоятельную речь полезно на индивидуальном логопедическом занятии по автоматизации звука произносить скороговорки.

Скороговорки начинают говорить медленно и постепенно повышают скорость

Занятие № 6. СЛОВА – АНТОНИМЫ

Самое время поискать слова-антонимы со звуком и поиграть в игру:

«СКАЖИ НАОБРОТ» (с мячом)

бестолковый – смыШлёный

военный – Штатский

гладкий – Шершавый, пуШистый

дорогой – деШёвый

маленький – больШой

медлительный – Шустрый

настоящий – фальШивый

плохой – хороШий

правильный – оШибочный

проШлый – тепереШний

прочный – Шаткий

огромный – кроШечный

размеренный – суматоШный

ровный – Шероховатый

серьёзный – Шутливый

спокойный – Шаловливый

тихий – Шумный

узкий – Широкий

ближе – дальШе

дороже – деШевле

меньШе – больШе

младШе – старШе

ниже – выШе

тихо – Шумно

толще – тоньШе

великан – кроШка, малыШ

длина – Ширина

крик –Шёпот

послуШание – Шалость

тихоня – Шалун

тиШина – Шум

воШёл – выШел

кричать – Шептать

оторвать – приШить

помогать – меШать

стояла – Шла, Шагала

Порядок постановки шипящих

Если ребенок страдает плохим произношением только какого-то определенного шипящего (ш, ч, ж, щ), понятно, что работать нужно над постановкой одного звука. Но, как правило, у дошкольников происходит искажение произношения одновременно нескольких шипящих

Тогда родителям важно знать, с какого звука, в первую очередь, начинать. Специалисты определяют соответствующий порядок и предупреждают, что каждый звук надо ставить индивидуально, причем начинать с самого доступного, постепенно переходя к более сложному

По мнению логопедов, порядок постановки нескольких звуков зависит от физиологии дошколят: сначала ставится шипящий ш, потом ж, далее ч и щ. Однако, могут быть изменения в последовательности постановки, так как все зависит от индивидуальных особенностей, определить которые может только специалист.

Автоматизация звука «Ш» в слогах

Произносим слоги, следим за правильным произношением звука «Ш».

Задание 1

  • Ша — ша — ша, Ша — ша — ша.
  • Шо — шо — шо, Шо — шо — шо.
  • Ше — ше — ше, Ше — ше — ше.
  • Шу — шу — шу, Шу — шу — шу.
  • Ши — ши — ши, Ши — ши — ши.

Задание 2

  • Ша — шо — шу — ши, Ша — шо — шу — ши.
  • Ше — ша — шо — шу, Ше — ша — шо — шу.
  • Ша — ше — шо — ши, Ша — ше — шо — ши.
  • Шо — шу — ше — ша, Шо — шу — ше — ша.

Задание 3

  • Аш — аш — аш, Аш — аш — аш.
  • Ош — ош — ош, Ош — ош — ош.
  • Уш — уш — уш, Уш — уш — уш.
  • Ыш — ыш — ыш, Ыш — ыш — ыш.

Задание 4

  • Яш — яш — яш, Яш — яш — яш.
  • Ёш — ёш — ёш, Ёш — ёш — ёш.
  • Юш — юш — юш, Юш — юш — юш.
  • Иш — иш — иш, Иш — иш — иш.
  • Еш — еш — еш, Еш — еш — еш.

Задание 5

  • Аш — ош — уш — ыш, Аш — ош — уш — ыш.
  • Яш — ёш — юш — иш, Яш — ёш — юш — иш.
  • Еш — аш — яш — уш, Еш — аш — яш — уш.
  • Юш — яш — аш — юш, Юш — яш — аш — юш.

Массаж лица

Как отдельный элемент массаж особым фактором не является, но совместно с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами оказывает положительное влияние на правильную постановку речи.

Делая массаж проговариваем свои движения:

Мягко поглаживая над бровями пальцами рук, произносим: «Так себя мы любим, так себя голубим». Далее поглаживая вдоль носа, говорим: «Славный носик, такой у нас курносик». Массируем около губ, щечки до ушей:» Наш улыбчивый роток, говорунчик еще тот»

Делаем мягкое постукивание пальцами по тем же участкам лица. Встречными и противоположными движениями. Постоянно общаемся с ребенком: «Мы красивые! Мы счастливые! Вот как мы себя поласкали!»

Когда надо обратиться к логопеду

Искажение и замена звуков у трехлетних детей не считается отклонением. Но если в 2 года у ребенка отсутствует речь, то стоит пойти на консультацию к специалисту. Только к 5 годам заканчивается формирование фонетического ряда. Постановка «Ш» происходит между третьим и пятым годами жизни.

Нарушение произношения «Ш» исправимо и часто устраняется сравнительно легко. Главное, чтобы занятия были регулярными и систематичными

Важно, чтобы сам маленький ученик имел желание исправить речь и правильно выговаривать «Ш»

Ребенок и родители должны проявить во время уроков терпение и настойчивость. Если результаты будут невелики, то стоит обратиться к логопеду. Специалист может поставить «Ш» от опорного звука с механической помощью, при помощи зонда или шпателя.

Дополнительные советы, которые научат ребёнка говорить

Также используем дополнительные советы, которые не только произносить звуки, но и научат ребёнка говорить

Расширяем кругозор. Ребенок должен, как можно больше гулять в разных местах. Видеть разную обстановку, людей, зверей, природу. Так формируется запас знаний об окружающей среде. Детям, которые видят и чувствуют больше, намного проще высказывать даже свои чувства. Чем больше эмоций и опыта, тем раньше начнет лопотать малыш

Постоянно разговариваем с ребенком. Если с ребенком сидеть в тишине, он намного позже заговорит. Малыш должен всегда слышать разговорную речь. Общаемся с ребенком проговаривая все в слух, что видим, что делаем

Читаем книжки. Делаем это с выражением, с пояснительными комментариями Малыши любят слушать одни и те же сказки и стишки по несколько раз. Для детей это наиболее легких метод восприятия

Поем песни. Детишки очень любят петь. Поем наигрывая на инструменте или просто слушаем и поем, побуждая малыша поддержать вас. Это один из лучших вариантов, так детки очень любя музыку.

Обозначаем объекты внимания. Русский язык обширен
Для того чтобы ребенок для начала запомнил хотя бы несколько слов, почаще концентрируем внимание на каком то часто повторяющемся объекте. Поехал паровоз, идет мальчик, гуляет собака и т.п.
После этого обязательно интересуемся у малыша, как называется этот объект

Разговариваем грамотным, взрослым языком. Не сюсюкаемся и не говорим языком младенца. Слова «абака» вместо собака, и т.п. не повторяем, говорим правильно

Не делая на этом сильный акцент

Слушаем что говорит чадо! Важное условие для мамы и папы, умение внимательно слушать и слышать все что говорит малыш. При любом обращении к родителям, ребенок должен чувствовать уважение и внимание

Невнимание ребенок очень четко чувствует. Поэтому все общения прекращаем, если ребенок обращается с каким-то вопросом или просьбой. Даже если совершенно не понятно, что лопочет малыш. Важно само общение

Прививаем малышу способность слушать. Для развития речи ребенка в отношении интонации необходимо учить слушать. Это касается не только речи мамы и папы, но и ко всем посторонним звукам. В этот момент важно пояснять каждый звук

Взаимообратный разговор. Если не понятно, о чем говорит чадо, читаем различные знаки, которыми объясняется ребенок. Если малыш снимает штанишки и что-то лопочет на своем языке, возможно он хочет писать. Спрашиваем у него об этом. И делаем выводы по его дальнейшей реакции. Только избегаем слов » что ты там лопочешь, ничего не понимаю, отстань». Это может отбить желание взаимного диалога

Не торопим события. Желание быстрее услышать разговор малыша, существует у каждого родителя. Но не каждые мама и папа обладают терпением. Не стоит торопить кроху, не стоит и задерживать.  Многие мамы и папы от нетерпения произносят: «ну что же ты молчишь!», «что за ерунду ты говоришь, откуда ты нахватался этих фраз?». Ребенку станет обидно от этого. У него пропадет желание к процессу обучения разговорной речи.

Когда не обойтись без логопеда

Если ребенку никак не удается чисто говорить, его речь бессвязна или слишком неразборчива, стоит обратиться за консультацией к педагогу-психологу, а затем и к логопеду. Выяснить следует два фактора:

  • уровень сформированности и готовности речевого аппарата;
  • уровень психического развития в соответствии с возрастом.

Отклонения хотя бы в одном факторе нужно рассматривать как повод для занятий со специалистом. Хотя бы некоторое время посещайте их и запрашивайте родительские консультации о том, как работать дома. Какие использовать упражнения, как нормализовать становление речи, общение и развитие в целом.

Если есть недоразвитие или дефект артикуляционного аппарата, дисфункции каких-то его частей, обязательно понадобится логопед. Очень эффективен логопедический массаж в сочетании с артикуляционными упражнениями. На дом логопед дает элементы такого массажа в зависимости от проблемы.

Логопедические зонды применимы только в кабинете специалиста.

Иногда нужно посетить невролога (при нарушениях НС, изменениях в ГМ, расстройствах аутичного спектра и ДЦП, нарушениях восприятия и воспроизведения информации). Метод, который может быть рекомендован неврологом, — фармакологическая помощь. В ряде случаев применение препаратов действительно дает толчок к развитию необходимых мозговых структур и соответственно речевой функции.

Особое место в формировании звукопроизношения отводится работе с глухими детками. Их обучение строится по особой методике, родителей ей специально обучают в рамках реабилитационных курсов.

К счастью, проблемы серьезного уровня возникают нечасто, и с большинством случаев неправильного шипения можно справиться в домашних условиях, приобретя готовый набор дидактических картинок или просмотрев видеоуроки.

В работе над шипящими от ребенка требуется усидчивость и внимательность. Это сложные звуки. Еще труднее приходится родителям: они должны сохранять самообладание, дружелюбный настрой и выдержку наравне с настойчивостью и методичностью. Но главный элемент в этой работе — ваша любовь и желание помочь.

Исправлять произношение каждого звука, конечно, правильнее изолированно, в отдельном упражнении. Но лучший способ закрепить любой навык — перенести его в реальную жизнь и соединить с другими. Именно поэтому все начинается с отдельных звуков, потом они складываются в слоги, слова, словосочетания и предложения. Таким образом ребенок понимает, что все взаимосвязано, и все, чему учат взрослые, действительно необходимо.

Не отдавайте ребенка в класс или группу, где изучают иностранные языки, пока он не освоит звуки языка родного. Ни в коем случае не формируйте отрицательное отношение к речевым недостаткам. Это не только снизит мотивацию к занятиям, но и может сделать школьника закрытым, сказаться на его самооценке.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Звук [Ш] в середине слов (в стечении согласных):

Каштан, кашпо, золушка, катушка, корюшка, кошмар, кошка, кошки-мышки, кубышка, кумушка, пушка, мишка, мышка, пешка, шишка, брошка, квашня, клешня, клюшка, кишка, кишлак, кишмя, кишмиш, клюшка, ножка, макушка, малышня, малышка, манишка, мартышка, маршрут, масштаб, мошка, мурашки, мундштук, мушка, мушкет, мушкетёр, муштра, мышление, милашка, пампушка, парнишка, погремушка, подмышка, пустышка, пятнашки, пешка, тормашки, тошнит, тушка, тушканчик, теплушка, худышка, верхушка, хрюшка, черешня, Чебурашка, ромашка, пашня, чашка, кашка, рубашка, букашка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка, ушки, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка, вышка, пышка, крышка, малышка, покрышка, Яшка, бляшка, Алёшка, лепёшка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка, орешки, вешний, внешний, поешь, вишня, лишний, парнишка, башня, башмак, башлык, кашне, ушли, петушки, бабушка, дедушка, Алёнушка, Бурёнушка, пушнина, донышко, перышко, пятнышко, брёвнышко, брюшко, полюшко,маникюрша, маршал, кувшин, кувшинка, паршивый, худший, пшеница, пшено, торшер, траншея, фуршет, раньше, зашнуровать, заштопать, зашторить.

Коррекционная работа над произношением звука «Ш» с логопедом

После постановки диагноза специалист проводит коррекционную работу. Логопедическая постановка звука «Ш» включает мимические упражнения и артикуляционную гимнастику.

При неправильном произношении программа включает такие этапы:

  • гимнастика для правильной работы артикуляции и постановки звука «ш». Упражнения начинаются с самых легких и заканчиваются более сложными;
  • постановка звука «ш» на основе других звуков. Начинают с «с», затем «с-а» и переход на «ш-а»;
  • дыхательная гимнастика;
  • закрепление пройденного. На этом этапе с ребенком разучивают стихи и составляют рассказы.

Занятия начинаются  с разминки. Для закрепления результатов весь пройденный материал необходимо повторять дома.

Артикуляционная гимнастика позволяет вернуть тонус мышцам речевого аппарата. Сюда входят такие упражнения:

  • «трубочка». Вытягивание губ трубочкой и удерживание несколько секунд;
  • «бегемот». Открывание рта широко и удерживание на 5 секунд, затем закрывание;
  • «лягушонок». Нужно широко улыбнуться, но зубы при этом не размыкать;
  • «рисунки». Необходимо проводить кончиком языка по небу и зубам.

Мимическая гимнастика подготавливает к работе тонизирующие мышцы лица. Для этого выполняйте простые упражнения:

  • движения губами влево и вправо. В каждую сторону по пять раз. Затем после паузы, все повторить;
  • надувание поочередно каждой из щек. Сделать по пять повторов;
  • сердитое лицо с надуванием щек и сдвиганием бровей нужно выполнить пять раз;
  • подъем бровей для удивленного лица. Также делают по пять повторов;
  • чередование быстрого моргания с медленным открыванием и закрыванием глаз;
  • кривляние с показом смешных рожиц.

В процессе занятий можно использовать разные стишки и рассказы. Это позволит не только тренировать мимику, но и память.

Также выполняется дыхательная гимнастика. Например, упражнение «футбол». Для этого нужно выложить ватный шарик на горизонтальную поверхность и пытаться струей воздуха забить гол в импровизированные ворота. В этом случае нельзя надувать щеки, а воздух выдувают с помощью губ, сложенных в трубочку. При выдохе должен выходить ровный поток воздуха.

«Бабочка на цветке». Из цветного картона делают цветок и бабочку. Затем пациент должен сдуть бабочку с поверхности цветка.

Постановка звука «С»

Звук «С» должен произноситься определенным образом. В данном случае губы растягиваем в легкой улыбке, при этом нижняя и верхняя челюсть не смыкаются. Кончик языка в выгнутом положении прижимаем к передним нижним зубам, его бока находятся в спокойном состоянии.

Существует три основных нарушения в произношении этого звука, как и других шипящих:

  1. ребенок заменяет «С» другой буквой, которую легче выговаривать;
  2. «С» полностью не используется;
  3. искажение «С».

Так как же научить ребенка правильно и без затруднений выговаривать букву «С»?

  • Подражание. Вместе с малышом нужно сесть перед зеркальной поверхностью и показать ему правильную артикуляцию. Родители должны внимательно наблюдать за движениями малыша.
  • Подражание с игровыми элементами. Применяются упражнения на имитацию определенных действий, могут использоваться в качестве помощников различные вещи (берем, например, воздушный шар и имитируем его сдувание).
  • Опорные звуки. Для «С» используются «И», «Ф». Научившись их выговаривать, ребенку легче будет перейти к проблемным свистящим.
  • Механический способ. При помощи подручных предметов (спичка, небольшая палочка) родители расставляют у ребенка артикуляционные органы в необходимом положении и просят его плавно, но сильно выдыхать воздух.

Логопедические упражнения на звук «С» необходимо делать так, чтобы вырабатывалась длительная струя воздуха. Родители следят, чтобы движения языка у ребенка были точными. Комплекс упражнений поможет подобрать врач.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий