Воображая будущее. О теории зеркальных нейронов

Приставка «нейро»

Еще в XVIII веке был введен термин «эстетика». То есть наука о чувственном познании действительности. Впрочем, отсутствие подходящего названия не мешало и античным мыслителям задаваться вопросами красоты и гармонии. 

С развитием точных наук и изучением человеческого организма стало понятно, что даже такое чувственное явление, как искусство, начинается отнюдь не с сердца (а тем более – души). Все пути ведут в мозг. 

Раньше считали, что красота изображения зависит, например, от пропорций золотого сечения. Теперь выясняется, что этого мало, что мозг устроен сложнее – а вместе с тем и механизмы восприятия человека. Эстетическое чувство возникает как совокупность психофизиологических, нейрофизиологических и нейрохимических процессов головного мозга.

Итак, к эстетике прибавили приставку «нейро». Нейроэстетика – это наука на стыке когнитивной психологии, нейробиологии и эстетики. Главная ее задача – понять, как мозг воспринимает произведения искусства, что такое красота с научной точки зрения. Термин ввел профессор Университетского колледжа Лондона, британский нейробиолог Семир Зеки. Случилось это только в 2002-м году. Получается, наука в самом деле совсем молодая. 

Литература

Риццолатти Джакомо, Синигалья Коррадо. Зеркала в мозге: О механизмах совместного действия и сопереживания / Пер. с англ. О. А. Кураковой, М. В. Фаликман. — М.: Языки славянских культур, 2012. — 208 с. (Вклейка в конце книги) ISBN 978-5-9551-0561-1

Бауэр И. Почему я чувствую, что чувствуешь ты. Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов.- СПб: Изд-во Вернера Регена, 2009 ISBN 978-5-903070-20-6

Марко Якобони. Отражаясь в людях. Почему мы понимаем друг друга.- Юнайтед Пресс, 2011 ISBN 978-5-4295-0002-7

  • Gallese V., Fadiga L., Fogassi L., Rizzolatti G. Action recognition in the premotor cortex. Brain, 119 (1996), 593—609.
  • Giacomo Rizzolatti, Leonardo Fogassi, Vittorio Gallese: Mirrors in the Mind. Scientific American Band 295, Nr. 5, November 2006, S. 30-37

Время не имеет настоящего

 Кадр из фильма «Назад в Будущее»

Наиболее распространенные представления о времени связаны с тем, как человеческий вид, то есть мы, его испытываем. Мы пребываем в настоящем моменте. Этот момент проходит, становится прошлым, а будущее становится нашим новым настоящим.

Эта серия временных отрезков продолжается и продолжается без задержек и сбоев. Однако с опорой на теорию относительности предполагает, что мы обитаем в «блок-вселенной», где течения времени вовсе не существует.

С этой точки зрения прошлое, настоящее и будущее являются частью единого, статичного блока «пространства-времени».

Зеркальные нейроны, эмпатия и психопатия

психопатия Расстройство личности, отличающееся поверхностным обаянием, патологической ложью и низкой эмпатией.

Психопаты обычно ведут преступную жизнь, однако не все становятся серийными убийцами или убийцами. Некоторые действительно могут вести нормальный образ жизни.

Если эти психопаты не способны к эмпатии, значит ли это, что их зеркальные нейроны не работают? Недавнее исследование дало ответ на этот вопрос.

Исследователи наблюдали за активностью мозга двух групп (18 психопатов и 26 здоровых людей) во время просмотра коротких видеороликов. В видеороликах были показаны изображения соприкасающихся рук, нежно, болезненно, социально, отвергающих друг друга и нейтральных. Им было приказано посмотреть видео, а затем попытаться почувствовать, что чувствуют люди. Следующая часть В исследовании участников били линейкой, чтобы зарегистрировать их болевые точки в мозгу..

Ученые обнаружили, что только когда психопатов просили что-то почувствовать, они действительно что-то чувствовали, зеркальные нейроны даже активировались так же, как и в другой группе. Однако, когда инструкции не давались, группа психопата демонстрировала меньшую активацию зеркальных нейронов и болевых рецепторов мозга.

Дело не в том, что у психопатов нет эмпатии, а в том, что это переключатель, который можно активировать и деактивировать, и по умолчанию он всегда деактивирован.

Критика

Хотя в научном сообществе с интересом воспринято сообщение об открытии «зеркальных нейронов», некоторые учёные выразили сомнения как в существовании, так и в роли зеркальных нейронов у человека. По мнению таких учёных, как Хикок, Пасколо и Динштейн, неясно, действительно ли зеркальные нейроны образуют отдельный класс клеток (в отличие от случайного явления, наблюдаемого в клетках с другими функциями) и является ли зеркальная активность отчётливым типом ответа или же является просто артефактом общего вспоможения двигательной системе.

Владимир Косоногов видит другое противоречие. Сторонники понимания теории зеркальных нейронов постулируют, что зеркальные нейроны кодируют цели других действий, потому что они активируются, если наблюдаемое действие является целенаправленным. Однако зеркальные нейроны активируются только тогда, когда наблюдаемое действие направлено на цель (объектно-ориентированное действие или коммуникативный жест, который, безусловно, также имеет цель). Как они «знают», что определённое действие направлено на достижение цели? На каком этапе их активации они обнаруживают цель движения или его отсутствие? По его мнению, зеркальная нейронная система может быть активирована только после того, как цель наблюдаемого действия приписывается некоторым другим структурам мозга.

Нейрофилософы, в частности Патриция Черчленд, выразили как научные, так и философские возражения против теории, что зеркальные нейроны ответственны за понимание намерений других. В своей книге она указывает, что утверждение об участии зеркальных нейронов в понимании намерений (посредством имитации наблюдаемых действий) основано на предположениях, которые философски не разрешены, и приводит аргумент, что намерения кодируются на более сложном уровне нейронной активности, чем активность отдельного нейрона. Черчленд заявляет, что «нейрон, хотя и сложный в вычислительном отношении, является просто нейроном. Это не интеллектуальный гомункулус».

Сесилия Хейес (профессор экспериментальной психологии, Оксфорд) выдвинула теорию, согласно которой зеркальные нейроны являются побочным продуктом ассоциативного обучения, а не эволюционной адаптации. Она утверждает, что зеркальные нейроны у людей являются продуктом социального взаимодействия, а не эволюционной адаптацией к пониманию действий. В частности, Хейз отвергает теорию, выдвинутую Рамачандраном, о том, что зеркальные нейроны были «движущей силой большого скачка вперёд в эволюции человека».

Обобщение критики

Данные о поведении детей, отслеживающих глаза взрослого, предполагают, что система зеркальных нейронов развивается до 12-месячного возраста и что эта система может помочь младенцам понять действия других людей. Критическим становится вопрос «как зеркальные нейроны приобретают зеркальные свойства?». Две близкие модели постулируют, что «зеркальные нейроны» обучаются согласно «теории Хебба» или ассоциативно . Тем не менее, если премоторные нейроны необходимо обучать с помощью действия, чтобы приобрести зеркальные свойства, неясно, как новорожденные могут имитировать лицевые жесты другого человека (имитация невидимых действий), как это было предложено в работе Meltzoff и Moore. Одна из возможностей заключается в том, что при виде выпяченного языка у новорожденных возникает врождённый механизм высвобождения. Тщательный анализ показывает, что «имитация» этого единственного жеста может составлять почти все сообщения о мимике лица у новорожденных детей.

Типы зеркальных нейронов

Когда мы наблюдаем, как кто-то ест что-то вкусное, просыпается желание отведать то же блюдо. Когда плачет друг, хочется его утешить, помочь. Когда мы испытываем сильные чувства, их хочется разделить. Все это – влияние зеркальных нейронов, которые влияют на способность отражать действия и эмоции.

Двигательные

Двигательный тип зеркальных нейронов отвечает за способность повторять движения за другим человеком. Для примера представьте зрительный зал, в котором сидят 500 человек. В какой-то момент несколько зрителей начинают хлопать, проходят считанные мгновения и к ним присоединяются почти все.

Самый распространенный пример действия двигательных зеркальных нейронов – зевание. Когда мы наблюдаем, как зевает животное или человек, челюсти невольно раскрываются. «Заражение» желанием зевнуть происходит через экран телевизора и телефона, даже во время разговора по телефону. Пока я писала этот абзац, зевнула 4 раза. А теперь, уверена, и вы тоже.

Эмоциональные

Те зеркальные нейроны мозга, что отвечают за эмоциональную составляющую, выполняют важную функцию. Разделить с человеком переживания, почувствовать его настроение, поддержать морально – все это особенности людей чутких, понимающих.

Клетки мозга провоцируют пробуждение эмоций, которые могли давно «спать». Это свойственно не только людям, но и животным. Связь может возникнуть между человеком и котом, который жалобно мяукает от голода. Сразу хочется накормить пушистого друга, лишь бы перестать испытывать необъяснимое чувство жалости.

То же касается и людей. Даже самый скрытный интроверт нуждается в друге, который выслушает, поддержит и даст совет при необходимости. Именно за эти качества отвечают эмоциональные зеркальные нейроны.

Зеркальные нейроны и образование

Зеркальные нейроны позволяют нам учиться через подражание. Они позволяют нам отражать язык тела, выражение лица и эмоции. Зеркальные нейроны играют важную роль в нашей социальной жизни. Они являются ключевыми для развитие ребенка, а также отношения и образование.

Люди — социальные существа, запрограммированные учиться у других. Мы все достигаем наших целей, работая в группе, а не индивидуально. Наблюдая за тем, как родитель, профессор или студент показывает когнитивный навык или любой другой навык дает нам ощутимый опыт, а не обучение на основе объяснений.

Как зеркальные нейроны вмешиваются в нашу повседневную жизнь?

  • Зеркальные нейроны отвечают за зевоту, когда мы видим, что кто-то другой зевает.
  • Эти нейроны также действуют, когда мы кого-то видим. грустить или плакать и в свою очередь чувствовать грустный.
  • То же самое происходит с улыбкой или смехом. То, как смех может быть заразным.
  • Исследования показывают, что передняя часть островка активируется, когда мы видим, как кто-то выражает отвращение.
  • Другое исследование показывает, что соматосенсорная кора активируется, когда мы видим, как кто-то прикасается к другому человеку, точно так же, как она активируется, когда прикасаемся к нам.

8 советов: как зеркальные нейроны влияют на образование?

Благодаря зеркальным нейронам эмоции, которые мы изображаем, оказывают прямое влияние на других. Вот почему учителя должны прилагать усилия, чтобы контролировать свои эмоции, избегать выгорание учителя, чтобы использовать зеркальные нейроны в качестве актива.

Показать счастье и оптимизм и таким образом вы передадите это своим ученикам и детям.

Контролируйте и избегайте негативных эмоций. У всех бывают плохие дни, но учителя должны быть уверены, что это не отразится на детях. Однако сложность в том, что это не означает, что дети должны подавлять эти эмоции. Как учитель обязательно определить, какие эмоции ребенок чувствует и помочь им научиться идентифицировать и управлять ими соответственно.
Используйте визуальные знаки и подражайте им при любой возможности. Сделайте примеры практичными с физические демонстрации чтобы дети могли подражать вам.

Поощряйте групповые взаимодействия. Это максимизирует использование зеркальных нейронов и, следовательно, социальных отношений и эмпатии ребенка.

Используйте имитацию в любой деятельности, которую вы хотите, чтобы дети научились (мыть зубы, убирать за собой…)

Бегите от насилия. Дети учатся тому, что видят

Если ребенок воспитывается во враждебной среде, его зеркальные нейроны активируются, и он может повторять такое жестокое поведение.
Научите детей важность того, как мы слушаем, особенно язык тела. Таким образом, когда кому-то нужно чем-то поделиться или ему нужна помощь, активируются зеркальные нейроны и усиливается эмпатия.
Расскажите детям о Эмоциональный интеллект так что они могут быть в состоянии определять свои и чужие эмоции.

Где они находятся и как о них узнали?

Впервые заговорила о зеркальных нейронах группа Ридзолатти в Парме. Они исследовали в мозге макак так называемую «область F5», расположенную в премоторной коре – обширной зоне, составляющей часть неокортекса и отвечающей за планирование, выбор и совершение действий. Основной исходный пункт для научных построений таков: хотя объем мозга макак составляет примерно четверть от объема нашего мозга и неокортекс у них тоже намного меньше человеческого, нейроанатомы, как правило, согласны с тем, что несмотря на эту разницу, строение неокортекса у макак и людей более или мене сходное. Элементами, обеспечивающими взаимодействие нейронов, являются синапсы, количество которых поразительно. Отличительным признаком мозга млекопитающих является наличие «новой коры» (неокортекса).

Область F5 содержит миллионы нейронов, отвечающих за «кодирование» одного специфического вида моторного поведения – костевых действий руки, включая хватание, удерживание, разрывания, и, что самое главное, поднимание объектов (еды) ко рту.

В первые годы работы с зеркальными нейронами группа Ридзолатти обнаружила в области F5 еще  другие клетки, обладающие особым свойством, которому они не могли найти объяснения. Эти клетки разряжались при хватательных движениях и, кроме того, просто при виде объекта, который можно схватить. Позднее такие нейроны были с долей иронии названы «каноническими». Обе эти картины нейронной активности противоречили старой идее о том, что действие и восприятие – совершенно независимы друг от друга процессы, за которые отвечают отдельные части мозга. В реальном мире, как выясняется, ни обезьяна, ни человек не может наблюдать за кем-либо, берущим яблоко, без того, чтобы в мозгу наблюдателя  возник моторный план, необходимый, чтобы взять яблоко самому (активация зеркальных нейронов). Сходным образом, ни обезьяна, ни человек, не может даже взглянуть на яблоко без того, чтобы  возник моторный план, необходимы для того, чтобы его взять (активация канонических нейронов).

Базовое свойство зеркальных нейронов – а именно срабатывание и при действии (хватании чашки), и при его наблюдении – говорит о том, что они участвуют в распознавании движении других людей. Напрашивается мысль, что этот процесс – своего рода воспроизведение, внутренняя имитация («симуляция») наблюдаемых действий. Но, поскольку наши собственные движения почти всегда связаны с конкретными намерениями, активация в мозгу при виде чужих действий тех же нейронов, что мы используем для выполнения своих собственных действий, позволяет понимать намерения других людей.

Более того, зеркальные нейроны являются предшественниками речевых механизмов: эти клетки, кодируя, как свое собственное, так и твое наблюдение за этим же действием у других, создают, похоже, некий общий код ля тебя и другого индивидуума – и, следовательно, устанавливают некое «соответствие» между вами. За несколько лет до открытия зеркальных нейронов Элвин Либерман высказал предположение, что, поскольку отправка и получение сообщения требуют, соответственно, продуцирования и восприятия, то эти процессы должны каким-то образом быть связаны и иметь на неком уровне один и тот же формат. Именно такой общий формат обеспечивают зеркальные нейроны.

Почему критика обижает человека?

Психология человека такова, что не все готовы адекватно действительности воспринимать оценочные суждения. Даже если человек объективно оценивает качества или характер субъекта оценки. У многих включается защитная реакция в виде ответного поиска изъянов, недостатков, в виде стремления показать мнимому оппоненту, что он «тоже далеко не идеален». Часто это свойственно людям с завышенной самооценкой, раздутой из ничего. Это проблема для них, потому как даже суждения доброжелателей воспринимаются в штыки.

Итак, разберемся, почему люди могут обижаться на критику. Вот типичные примеры с указанием причин:

  • суждения не являются адекватным фактам. Пример – любительская непрофессиональная критика. Это когда, скажем, учитель порицает ученика за то, что он искал решение задачи нетрадиционным способом, при этом получил результат. Здесь об объективности говорить нельзя;
  • критика чрезмерна. Есть ранимые и обидчивые люди, которые, сталкиваясь с тем, что их критикуют, не защищаются, оперируя объективными фактами, а просто «впитывают», обижаясь. При этом они не готовы что-либо делать даже с собой. Даже если оценочные суждения, выдвинутые в их адрес, объективны;
  • критика является следствием агрессии или гнева. Любой человек, понимая, что здесь и сейчас его пытаются критиковать или критикуют лишь потому, что есть затаенная обида, что произошел конфликт, может испытывать чувство негодования, обиду. Он понимает, что если бы не проблемная ситуация, ничего не было бы.

Приходилось ли вам сталкиваться с критикой, которая была обидной?
Да. И часто обиду вызывают именно суждения, не являющиеся адекватными реальности. Обижает и чрезмерная критика. 41.18%

Нет. Я воспринимаю любую критику объективно и в первую очередь оцениваю себя. 5.88%

Мне плевать на критику. Пусть думают обо мне, что хотят. Я знаю себя лучше кого-либо. 17.65%

Любое оценочное суждение в мой адрес очень сильно задевает меня. Если оно не позитивное. 35.29%
Проголосовало: 17

Правила применения критики

Критика только тогда будет полностью соответствовать приведенному нами в начале статьи понятию (анализ, оценка, суждение на принципах объективности), когда она является аргументированной и доброжелательной. Профессионалы придерживаются мнения, что сочетание доброжелательности и объективности – это «золотое правило» любого специалиста, ведущего деятельность в сфере критики. Да, они профи в деле поиска минусов, они видят недостатки и указывают на них, но понимают, что, задев кого-то или обидев, не получат результата и не станут востребованными.

Вот примеры того, как правильно и неправильно применять критику (в рамках разных ситуаций):

школа. Учитель и ученик. Последний не справился с задачей. Плохо говорить ему: «Из тебя не выйдет толкового человека». Хорошо так: «Тебе нужно больше стараться, ты сможешь решать задачи сложнее»;
производство. Начальник и подчиненный. Последний допускает выпуск брака. Плохо, если начальник говорит: «Такие работники нам не нужны, мы теряем деньги». Хорошо, когда он объективно оценивает ситуацию: «Это приведет к небольшим потерям, мы их не ощутим. Будь, пожалуйста, внимательнее, чтобы не допускать ошибок в будущем. Мы верим в твой профессионализм»;
общественный транспорт. Молодой человек и бабушка

Последняя по неосторожности пачкает обувь первому своей коляской. Плохо, если молодой человек скажет: «Слепая старуха, не видишь, куда катишь свое барахло?». Хорошо, если он сделает мягкое замечание: «Бабуль, надо быть аккуратнее».

Хорошо, если он сделает мягкое замечание: «Бабуль, надо быть аккуратнее».

Это лишь примеры.

Самые главные принципы критики: объективность, взвешенность, логичность, доброжелательность, аргументированность. Без их соблюдения любое суждение превращается в поток ничем не обоснованного словесного гнева, даже если подача мягкая.

Часть 3. Бог в нейронах

В третьей части фильма Атен объясняет природу «мозговых волн», которые регистрируются благодаря электрическому сигналу, проходящему через сети нейронов. Такие колебания различной частоты подразделяются на альфа-, бета-, тета-, дельта- и гамма-волны. Чтобы решить ту или иную задачу, мозг настраивается на определённую волну, но оставляет без внимания иные посторонние сигналы. Здесь Атенассоциирует мозг с радиоприёмником. Но существует другая особенность мозга, которую не упоминаетАтен при подобном сравнении, а именно увеличение общей рабочей площади засчёт складок. Это напоминает то, как используется фрактальный принцип при увеличении рабочей поверхности принимающего и передающего устройств, например, антенны.

Карл Дайзерот (1971 г.р.), известный на Западе профессор биоинженерии, психиатрии и поведенческих наук в Стэндфордскомуниверситете, выяснил, что чем согласованнее деятельность нейронов, тем быстрее передаётся информация между ними. Когда мозг получает для анализа две несовместимые идеи, это идёт вразрез с принципом единства внутри его работы, и тогда мы испытываем психологический дискомфорт при когнитивном диссонансе. Т.е. каждая нейронная цепь всегда старается уменьшить такую несогласованность.

Атен объясняет основную причину присущей человечеству тяги к духовности. Эволюция, утверждает он, это своего рода процесс адаптации флоры и фауны к условиям окружающей среды посредством установления с ней резонанса. Но в ситуации, когда перед человеком встаёт экзистенциальный вопрос, а ответ сводится к выводу о бессмысленности своего существования, то возникает когнитивный диссонанс. Чтобы справиться с этим психическим раздражением, люди прибегают к религии и прочим духовным учениям, минуя науку, которая не даёт чётких ответов на вопрос о смысле жизни.

Так почему же Атен назвал фильм и, в частности, эту его часть так странно − «Бог в нейронах»? Не потому ли, что именно они с точки зрения психиатрии по всем параметрам подобны господу, если понимать его в рамках монотеизма?Нейроны контролируют и регулируют всё наше поведение, и чаще всего мы об этом даже не знаем, т.е. они как бы сами по себе, отдельно от нас, и в то же время всегда рядом. Наш мозг – это наша совесть, наша основа религиозности, внутренний голос, наше всё.Мозг – наш Творец, ибо создал нас такими, какие мы есть, и весь окружающий мир, каким мы его воспринимаем; мы живём по законам и правилам нашего мозга, и физиологически обусловлена наша неспособностьнарушить их. Не зря христианские священники иногда проповедуют: «Бог находится в нас» или «Ищи храм свой внутри себя». Интересно, что Атену удаётся подойти к расшифровке этих дежурных религиозных фраз с научной стороны.

Использовать зеркальности легко

Простой факт: всё, что мы делаем или чувствуем по отношению к другим, вызывает ответную реакцию – порой даже не соразмерную. И эта взаимность происходит под действием зеркальности нейронов нашего мозга.

Простое и приятное упражнение:  попробуйте испытывать настоящую благодарность не менее 100 раз в течение дня в самых простых и обыденных ситуациях. Благодарность может быть выражена словами или остаться просто ощущением – ваш выбор. Ваша благодарность может быть направлена на кого-то конкретного или к Единому Богу (каким бы именем вы его не называли, хоть ноосфера и здравый смысл).

Странность современного стиля общения заключается в том, что многие вообще забывают про это чувство – остаётся только оболочка из вежливой формы общения. Забывают про само чувство и не понимают ценности “самых обычных” вещей. Всегда есть повод для благодарности!

Подражание

Под подражанием понимается воспроизведение индивидом поведения, действий, движений другого индивида. Научение посредством подражания или, так называемое, “имитационное научение”, предполагает индивидуальное формирование новых моделей и форм поведения, но только за счет одного лишь непосредственного восприятия действий других.

В данном контексте очень велико влияние зеркальных нейронов на поведение детей. Ведь подражанию отводится ключевая роль в приобретении социальных, коммуникативных и моторных навыков. Многие современные ученые, например, В. Рамачандран и Л

Оберман, придают очень большое значение подражанию, как важной составляющей процесса общественного и научно-технического развития

Часть 1. Социальная неврология

Нейромедиаторы (нейротрансмиттеры) – это вещества, делающие возможной передачу электросигнала от нейрона к нейрону через синаптическое пространство между ними. Нейромедиаторы подразделяются на группы: аминокислоты, пептиды, моноамины (в т.ч. катехоламины).

Нейромедиатор из подгруппы катехоламинов – норепинефрин, он же норадреналин, является «медиатором бодрствования», который отвечает за блокирование любой внешней угрозы, например, в экстренных ситуациях. Интересно то, что это же вещество активизирует работу нашего мозга тогда, когда извне поступает информация, допустим, чьё-то мнение,которое не стыкуются с нашими внутренними убеждениями. В таком заблокированном состояниина передний план выходит работа так называемой примитивной области головного мозга – его лимбической системы, котораярегулирует инстинктивное поведение. В этой ситуации человек обрабатывает информацию без логического осмысления, потому чтолимбическая системаотключает рабочую память, и притормаживаются мыслительные процессы. Мозг не способен полноценно обработать информацию. Это свойство широко используется в политических целях. Проявляется оно наиболее ярко в упрямстве полемизирующих сторон. Это означает то, что насколько бы информация ни соответствовала истине, она даже не будет принята мозгом для последующего анализа.

Но когда взгляды индивида ценятся его социальным окружением, уровень норадреналина в мозге снижается. Нейроны поощрения активируются нейромедиатором дофамином (допамином), самооценка растёт, потребность в самоутверждении и самореализации удовлетворяется. «Наши убеждения существенно влияют на химию нашего тела, вот почему эффект плацебо так действенен», – утверждает автор фильма. Другой схожий по действию нейромедиатор– серотонин,−отвечает за уровень самооценки и уверенности в себе. Дефицит серотонина чреват депрессиями, саморазрушительным поведением, которое может довести человека до самоубийства.Для повышения самосознания индивиду необходим высокий уровень дофамина и серотонина в мозге, что достигается общественным признанием, когда человек понимает, что он и его деятельность нужны другим, что они его ценят окружающие.

Реальность или воображение

Зеркальные нейроны активизируются во время подражания, являясь нейрофизиологической основой этого процесса, связывающего сенсорные и моторные отделы коры головного мозга. Подражание — одна из базовых форм обучения, кодирующего информацию об одних и тех же актах поведения.Отчетливо представлять и делать — это почти одно и то же, по крайней мере, для нашего мозга. В мозге мечты переплетены с реальностью, и практически нет разницы, осуществились ли они или просто являются плодом на-шего воображения. Вот почему люди так любят мечтать.Более того, эксперименты показали, что визуализация поднятия тяжестей способна увеличить мышечную силу, то есть мышцы могут ра-виться посредством силы мысли и воображения! Да, совсем чуть-чуть по сравнению с результатами реальных упраж-нений, но однозначно больше, чем у контрольной группы участников эксперимента, которые не выполняли физических упражнений и не представляли себе их мысленно. Спортивные тренеры еще до открытия зеркальных нейронов включали в программы тренировок просмотры игр, боев и соревнований профессионалов. При наблюдении за тем, как другие совершают действия, опыт которых уже присутствует в орг-низме, возбуждение нейронов значительно возрастает. Когда человек думает, как выполнить движение, его моторная кора активизируется практически так же, как если бы он и в самом деле двигался.

Принцип работает в две стороны

1 – психологи, коучи и эзотерики всех направлений настойчиво рекомендуют окружать себя людьми несущими позитив и расставаться с теми, кто выбирает вас в качестве бесконечной жилетки всем своим бедам, кто тормозит и саботируют ваши начинания, или просто мешает радоваться жизни.. К этому же можно приплюсовать огромный арсенал техник по очистке от эмоционального и энергетического негатива, методов борьбы с энергетическими вампирами и т.д.

И если вначале многим кажется метод изоляции негуманным, бесчувственным к давно знакомым носителям пси-инфекции. То… вскоре приходит осознание, что лишившись «жилетки» именно в вашем лице эти люди, нуждающиеся в постоянно сочувствии и сбросе своего негатива, не умирают, не болеют и даже порой начинают делать правильные шаги по исправлению причин своей бедственной ситуации.

2 – транслировать свою несгибаемую волну позитива в окружающий мир. Тогда люди вокруг вас невольно будут повторять вашу благодарность, оптимизм, благожелательность и т.д. Хотя бы на время в вашем присутствии.

4) Самодвижущийся робот-пылесос

Один из первых роботов-пылесосов. /Фото: shorpy.com

Это сегодня таким бытовым гаджетом как робот-пылесос никого не удивишь — у многих он уже давно поселился в доме или квартире. А вот в пятидесятых годах он был сродни инженерному чуду. И среди всего прочего, его можно было увидеть в рамках Американской национальной выставки 1959 года в Москве.

Там свое детище представила компания Whirlpool — это было самодвижущееся устройство, выполненное в несколько большем размере, чем привычные нам современные модели.

Вот только один момент так и остался невыясненным: на тот момент технологии не могли сделать пылесос полностью автономным, так что он был скорее всего на дистанционном управлении. Однако как оно выглядело, неизвестно и по сей день.

Как мысли ставят больных на ноги

Как отмечает Дж. Риццолатти, современные научные исследования зеркальных нейронов направлены на практическое применение получаемых данных. Внедрение новых знаний уже успешно осуществляется в различных сферах жизни, в том числе медицины.

Моторные зеркальные нейроны заставляют человека в своих мыслях воспроизводить то же действие, которое он видит. Это происходит вне зависимости от того, совершает ли его непосредственно другой человек, или это показывается на экране телевизора или компьютера.

Неоднократно было замечено, что во время просмотра боксерских поединков у людей напрягаются мускулы, иногда даже кулаки сжимаются. Это является типичным нейроэффектом. На нем как раз и основана новая технология восстановления пациентов после инсультов, болезни Альцгеймера и прочих заболеваний, при которых память человека забывает движения.

Суть новой технологии заключается в следующем: если у пациента нейроны не окончательно “поломаны”, а лишь нарушена их работа, то с помощью зрительного толчка можно осуществить активирование нервных клеток и заставить их отражать движения. Это позволит восстановить корректную работу зеркальных нейронов.

Для этого человеку нужно показывать необходимые действия при определенных условиях. Такая технология получила название – “терапия действия и наблюдения”. Как показали эксперименты, значительное улучшение терапия дает при реабилитации больных перенесших инсульт.

Однако самый удивительный результат, по мнению ученого, обнаружился при использовании данной терапии в другом направлении – для восстановления людей, получивших серьезные травмы, попавших в автомобильные аварии. Например, когда человеку на ногу накладывают гипс, ему потом нужно заново учиться ходить. Обычно в таких случаях болезненная походка сохраняется достаточно длительное время, пациент еще долго хромает.

Традиционные обучение и тренировки занимают немало времени. В то же время, при показе специально созданного фильма с соответствующими движениями, в мозге пострадавшего активизируются необходимые двигательные нейроны, и человек начинает нормально ходить практически за несколько дней. Даже для ученых это выглядело, как чудо.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий