Воля: детско-родительские войны

Принципы детско-родительских отношений

Выделяют следующие основные принципы:

  • равенства — дети и родители в семье имеют одинаковые права;
  • принятия — основывается на том, что люди прислушиваются друг к другу и стараются принимать объективные решения, даже если они не совсем совпадают с их мнением;
  • совместного развития детей и родителей;
  • понимания — родители всегда пытаются посмотреть на ситуацию глазами ребенка и понять его мотивацию, такой подход способствует укреплению семьи;
  • дружбы – дети и родители часто проводят вместе время как друзья и им это нравится;
  • общения — главную роль в воспитании играет общение родителей и детей, проговаривание сложных ситуаций, это укрепляет отношения внутри семьи.

Взаимоотношения взрослых детей и родителей

Привет, ребятки

Сегодня поговорим о важности взаимоотношения взрослых детей и родителей. Вы когда-нибудь задумывались о том, в какой момент дети становятся взрослыми? Лично мне всегда казалось, что это должно случиться сразу после окончания школы или института, но в действительности человек становится таким, когда переезжает жить отдельно или начинает полностью отвечать за свои действия

Именно тогда с серьезными проблемами сталкиваются уже подросшие дети и родители, взаимоотношения которых могут стать немного натянутыми или совсем прекратиться.

Почему всё происходит именно так? Неужели все люди обречены на бесконечные ссоры со своими детьми, когда те станут взрослыми? Конечно же, так бывает не всегда. Интересно, что каждый человек делает свой выбор в том, как решать подобные проблемы. Некоторые предпочитают игнорировать ситуацию и делать вид, что психологическая проблема не существует. Другие живут в постоянных ссорах, которые делают одинаково несчастными и матерей, и отцов, и детей.

Мириться с проблемными отношениями неправильно, ведь можно уладить вопрос, пока еще не стало слишком поздно. Родители в любом случае являются самыми близкими и родными для нас людьми, а время, как известно, не щадит никого.

Если вы согласны с тем, что отношения между родителями и взрослыми детьми должны быть наполнены любовью и взаимопониманием, постараемся разобраться в основных причинах разрыва поколений.

Основные тезисы

Крепкий дух делает человека сильным морально, а не физически.

Эта сила состоит из упорства, целеустремленности, стойкости, отваги, уверенности в себе и своих возможностях, несгибаемости и надежды на лучшее будущее. Она заставляет личность искать выход из трудных ситуаций, преодолевать препятствия на пути к целям, оставаться оптимистичной.

Согласно аргументам из литературы, сила духа — это качество, делающее людей несгибаемыми, состоящее из упорства и воли. О таком человеке можно сказать, что он выкован из стали и никогда не сломается. Авторы толкуют это словосочетание как высокую духовную стойкость, которая помогает покорять вершины. Это синоним внутренней энергии, позволяющей держаться в непростых ситуациях.

Сила духа — стержень личности, благодаря которому человек способен проявить мужество и совершить подвиг. Она помогает побороть страхи и поддержать других, создать собственные нравственные ценности и придерживаться их. Сильный духовно человек способен преодолеть свои недостатки, справиться с тяжелыми обстоятельствами, вовремя признать неправоту и извиниться за ошибки.

Он может привести идеальные аргументы во время спора, но не будет обижать окружающих ни словами, ни поступками. Рассуждения такой личности здравые, она с легкостью находит общий язык с представителем любого социального слоя населения, знает цену себе и своим решениям, не сдается при столкновении с трудностями.

Сильный духом не может быть бесстрашным, но он борется со своими фобиями, сам строит судьбу и старается помочь другим.

https://youtube.com/watch?v=5T4BHy2a2H0

Инфантильные родители и их рано взрослеющие дети

В семьях, где взрослые не справляются с проблемами из-за собственной незрелости, дети берут ответственность на себя и становятся «родителями» своим родителям — это явление называется парентификацией.

Для ребенка чаще всего это не осознанное решение, а бессознательный выбор, продиктованный необходимостью. Ему приходится быстро вырасти, ведь рядом нет никого, кто нес бы ответственность и обеспечивал его безопасность.

Повзрослев, такие дети испытывают недоверие к миру и другим людям и трудности в построении отношений. Они стремятся к достигаторству, которое призвано защитить от острого переживания беспомощности и связанного с ним ужаса, и живут по принципу «всё сам».

Куда жить дальше. Маленькими шажками двигайтесь в сторону доверия к людям. В этом процессе, как правило, сначала идут действия: например, делегируйте какое-то дело другому, — со временем и само отношение поменяется на более доверительное. Учитесь расслабляться, делайте паузы, чтобы подышать и пережить очередную волну ужаса от того, что из-за ослабления контроля немедленно наступит конец света.

Накопите альтернативный опыт: замечайте, когда другие все-таки справляются сами и не подводят окружающих и когда ваше невмешательство не приводит ни к каким страшным последствиям.

Определение понятия

Сила воли и духа — слова с абсолютно разными значениями. Первое слово означает внутреннюю энергию человека и его способность добиваться поставленных целей. А определение силы духа (что это такое и как она проявляется) заключается в адекватном мышлении и способности сохранять хладнокровие в экстремальных ситуациях.

Духовно сильных людей можно увидеть каждый день — это бабушки и дедушки, которые продолжают радоваться жизни, несмотря на свой пожилой возраст и болезни; родители, спокойно реагирующие на шалости своих детей; воины, что не боятся погибнуть в сражениях.

Благодаря такой особенности, человек может заставить себя делать то, что ему не нравится. Именно сила духа позволяет достигать поставленных целей, даже при истощении физических сил моральные помогают идти дальше. Каждый индивидуум обладает особой внутренней энергией, она накапливается и передается от родителей к детям.

Воля считается элементом духовности, это способность человека ставить цели и прилагать усилия для их осуществления.

Устранение проблемы осуществляется в четыре шага:

  • постановка и осознание;
  • принятие решения действовать;
  • выбор подходящих средств и инструментов;
  • использование силы воли для достижения цели.

От уровня сознания зависят моральные принципы, ценностные установки и свобода личности. Чем лучше развитие индивидуума, тем более душевным считается человек.

Жизненный опыт делает людей циничными и черствыми, но при сильном духе остается надежда на лучшее, сочувствие и умение понимать других.

https://youtube.com/watch?v=xeMYdkRRNJI

Власть родителей над детьми

Что такое контроль – это власть. Безоговорочная власть над ребенком к которой родители привыкли с его рождения. Привычка контролировать своего ребенка, распоряжаться с ним по своему усмотрению. Ведь ребенок – это собственность родителей (статья “Зачем рожают детей”). С этой привычкой очень сложно расстаться. Два десятка лет ваши родители отвечали за вас, за каждое ваше действие, переживали за то, чтобы у вас все было хорошо, тревожились, чтобы с вами ничего не случилось. И в один момент, по собственной воли, от этого невозможно отказаться. За контролем над своим взрослым ребенком может скрываться много причин, такие как:

  • Потеря смысла жизни. Если все это время родители жили не своей жизнью, есть родители, для которых дети их смысл жизни. Тогда с уходом детей они не знают, как им жить дальше, они просто не умеют распоряжаться своей жизнью. Поэтому продолжают жить жизнью детей контролируя и всячески опекая.
  • Угроза одиночества. Часто именно после того как дети стали взрослыми, семьи распадаются, ребенок был единственным связующим звеном, двух чужих людей, живущих вместе.
  • Или другой вариант, мать одна воспитывала ребенка, с его уходом во взрослую жизнь она остается одна, и для нее не переносимо это чувство, поэтому и старается как можно дольше удержать своего ребенка около себя, любыми способами. Не зависимо сын это или дочь.
  • Властные родители, просто не могут отказаться от власти над детьми. Правда ко времени взросления у детей, как правило уже нет воли противостоять этой власти. Они полностью подавлены своими родителями и то же исключительно из благих побуждений.

Вот далеко не полный ряд причин, не позволяющий родителям отказаться от контроля за своими взрослыми детьми.

Терапевтическая сказка. Сказкотерапия для детей

 
Возраст: 5-12 лет.
Направленность: Трудности самоконтроля. Нарушения произвольности. Неумение управлять поведением.
Ключевая фраза: «Я не могу себя заставить»
 
Данным-давно в одной далекой стране жили-были два брата-. Они жили очень дружно и все делали вместе. Оба брата хотели стать героями.
 
Один брат сказал: «Герой должен быть сильным и смелым» и стал тренировать силу и ловкость. Он поднимал тяжелые камни, лазал по горам, плавал по бурной реке. А другой брат сказал, что герой должен быть упорным и настойчивым, и стал тренировать силу воли: ему хотелось бросить работу, но он доводил ее до конца, ему хотелось съесть на завтрак пирог, но он оставлял его на ужин; он научился говорить «нет» своим желаниям.
 
Шло время, братья выросли. Один из них стал самым сильным человеком в стране, а другой — самым настойчивым и упорным, он стал человеком с сильной волей. Но однажды случилась беда: на страну напал страшный Черный Дракон. Он уносил скот, жег дома, похищал людей
 
Братья решили спасти свой народ. «Я пойду и убью Дракона»,— сказал первый брат. «Сначала надо узнать, в чем его слабость»,— ответил другой брат. «Мне не нужно знать, в чем его слабость,— сказал силач,— Главное, что я сильный». И он отправился к высокой горе, на которой стоял замок Черного Дракона. «Эй, Дракон! Я пришел победить тебя! Выходи на бой!— закричал силач. Ворота замка распахнулись и навстречу ему вышел страшный Черный Дракон, Его черные крылья заслоняли небо, его глаза горели, как факелы, а из пасти вырывался огонь. Увидев это чудовище, силач почувствовал, как страх входит в его сердце, он начал медленно отступать от Дракона, а Дракон стал расти, расти и вдруг он щелкнул хвостом, и сильный брат превратился в камень.
 
Узнав о том, что случилось с силачом, его брат решил, что пришел и его черед сразиться с Драконом. Но как его победить? И он решил спросить совета у Мудрой Черепахи, которая жила на другом конце земли.
 
Путь к этой черепахе лежал через три очень опасных королевства. Первым было королевство хочукалок. У человека, который попадал в это королевство, сразу появлялось множество желаний: ему хотелось получить красивую одежду, дорогие украшения, игрушки и лакомства, но стоило ему сказать «хочу», как он тут же превращался в хочукалку и навсегда оставался в этом королевстве. У нашего героя тоже появилось множество желаний, но он собрал всю свою волю, и сказал им «нет». Поэтому ему удалось уйти из этой страны.
 
Вторым было на его пути королевство тыкалок, жители которого все время друг друга дергали и отвлекали от дел, поэтому в этом королевстве никто ничего не мог делать: ни работать, ни отдыхать, ни играть. Нашему герою тоже захотелось начать дергать других за руки и приставать к прохожим, но он снова вспомнил о своей воле и не стал этого делать. И хорошо поступил, потому что иначе он бы тоже стал тыкалкой и остался бы в этом королевстве.
 
И наконец, третьим на его пути било самое страшное королевство — королевство якалок. Как только он вошел в это королевство, ему сразу захотелось закричать: «Я самый умный», «Я самый смелый», «Я самый красивый», «Я самый-самый…». И здесь ему понадобилась вся сила воли, которую он тренировал много лет. Он молча миновал и это королевство и оказался у дома Мудрой Черепахи.
 
— Здравствуй, Мудрая Черепаха,— сказал он.— Я пришел к тебе за советом. Пожалуйста, научи меня, как победить Черного Дракона.
 
— Победить Дракона может только человек с сильной волей,— ответила Черепаха.— Ты прошел три страшных королевства, значит, ты можешь сделать это. Чем сильнее воля человека, тем слабее страшный Дракон. Иди, ты победишь.
 
И Черепаха закрыла глаза, а наш герой поклонился ей и отправился обратно в свою страну.
 
Он подошел к воротам замка, в котором жил Черный Дракон, и вызвал его на бой. Дракон вышел из замка, расправил свои черные крылья и пошел навстречу смельчаку. Герою стало страшно при виде чудовища, но он собрал свою волю и поборол страх, он стоял на месте и не отступал ни на шаг. И вдруг… страшный Дракон начал уменьшаться, он становился все меньше и меньше, пока совсем не исчез! Черепаха сказала правду: чем сильнее воля человека, тем слабее злой Дракон.
 
Как только Дракон исчез, рассыпался и его черный замок, а навстречу герою выбежали живые и невредимые жители страны, среди которых был и его брат. С тех пор они жили счастливо. Так сильная воля помогла герою победить зло.
 
Вопросы для обсуждения
Почему первый брат потерпел поражение?
Что такое сила воли, как ее тренировал второй брат?
Какие испытания проходил второй брат? Как они связаны с силой воли?
Чем может тебе помочь сильная воля? Как ты ее мог бы тренировать?
 

Читать другие терапевтические сказки

Выход из конфликта

Мы не будем сейчас касаться причин, по которым мамы считают себя вправе «воспитывать» своих взрослых детей, вмешиваясь в их жизнь или просто молчаливо не одобрять ее – это отдельная тема.

Гораздо важнее то, как мы относимся к этому:

  • жаждем ли мы понимания со стороны мамы?
  • верим ли в то, что оно возможно?
  • обижаемся ли мы на самого близкого человека за то, что он не разделяет наших подходов к жизни?
  • помним ли, что именно этот человек, так недовольный сейчас нашим выбором, очень многое дал нам в прошлые годы?

А главное:

  • известно ли нам, что любой конфликт требует участия 2-х сторон, и если одна из сторон отказывается от участия в конфликте, он автоматически прекращается?
  • что для «гармонизации отношений» достаточно нам самим изменить свою точку зрения на ситуацию, никак не побуждая противоположную сторону отказаться от своего мнения, тем более, когда это мнение касается наших поступков?

Говоря проще, можно выйти из конфликта, если разрешить противоположной стороне заблуждаться!

Почему же мы, выросшие дети, болезненно реагируем на вмешательства мам в нашу жизнь, и этим нередко осложняем ее себе (да и мамам тоже)?

Ведь если, например, чужая женщина скажет вам в троллейбусе: «А что это Вы ребенка в такой куртке на улицу вывели? (В эту школу ведете? Как это Вы разрешаете делать то-то и то-то?!)», – вам и в голову не придет дискутировать с ней

В худшем случае вы обратите ее внимание на то, что ваш выбор не имеет к ней никакого отношения

Все совершенно меняется, если примерно эти же слова вам говорит ваша родная мама. Здесь возникает целый букет чувств: от досады до бойцовского запала!

Но главное, – вам не все равно!

Аргументы для сочинения 15.3 на тему: сила духа (ОГЭ по русскому языку)

  1. В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» герой прошел через всю войну, но смог сохранить в душе свои возвышенные идеалы. В плену и на передовой он не сломался под натиском испытаний и не предал родину. Даже потеряв всю семью, он нашел в душе место для любви и взял к себе беспризорника Ванечку. Сила духа Андрея Соколова выражалась в умении достойно преодолевать тяготы и лишения, даже на войне оставаясь гуманным и добрым человеком.
  2. В книге Е. Ильиной «Четвертая высота» героиня с детства демонстрировала сильный характер. Гуля смело шла навстречу испытаниям и брала штурмом все высоты, к которым стремилась. Именно сила воли помогла ей совершить подвиг на поле боя – будучи раненной, продолжить атаку. Это качество стало для Марионэллы Королевой ключом к успеху во всех начинаниях.
  3. В повести В. Быкова «Сотников» герой, будучи слабым и хилым от природы, компенсировал физическую немощь силой духа. Пока его здоровый и сильный напарник трясся от страха перед пытками, Сотников достойно выдержал испытание и никого не выдал. Даже казнь его не испугала. Значит, способность принимать волевые решения исходит из души человека, а не из физического превосходства.
  4. В книге А. Пушкина «Капитанская дочка» робкая и тихая Марья показала незаурядную силу духа. Героиня в одиночестве отправилась к самой царице, чтобы отстоять освобождение своего жениха. Екатерина Вторая была покорена волевым решением девушки и вмешалась в судьбу Петра. Именно душевные силы дают человеку главное – решимость изменить свою жизнь к лучшему.
  5. В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» молодые женщины приняли неравный бой, останавливая диверсантов в лесу. Каждая из них хотела жить, но интересы родины героини ставили выше собственных. Одержать маленькую победу отряду удалось ценой жизни, но сила духа зенитчиц помогла советскому народу приблизить победу. Это качество – залог успеха в любом деле.
  6. В романе А. Пушкина «Евгений Онегин» героиня проявила силу духа в борьбе с соблазном. Татьяна встретила первую любовь, но уже была замужем. А Евгений, напротив, признался в любви и был готов на все. Замужняя женщина, собравшись с силами, отказала ему, предпочитая честность счастью. Этот пример говорит о том, что напряжение воли – это решимость человека твердо следовать своим убеждениям, несмотря ни на что.
  7. В поэме А. Твардовского «Василий Теркин» герой переплывает ледяную реку, чтобы выполнить важный приказ и помочь товарищам, высадившимся на том берегу. Он рискует жизнью и здоровьем, ведь с этого задания он мог бы и не вернуться. Но сила духа помогла солдату, ведь ее сущность заключается в нравственной опоре, которая дает человеку возможность совершить невозможное.
  8. В повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» герой попадает в плен и подвергается прилюдной казни. Его пытают и мучают на глазах у озверевшей толпы. Но Остап не дарит врагам ни крика, ни стона. Он мужественно терпит нечеловеческие страдания. Казак продемонстрировал феноменальную силу воли – способность человека честно преодолевать препятствия и стойко реагировать на удары судьбы.
  9. В Житие Сергия Радонежского описывается становление святого. Варфоломей с детства отличался упорством и волевым характером. Пока остальные дети играли, он ходил в церковь и усердно учился. Именно поэтому он смог добиться успеха в выбранном деле. Значит, сила воли – это внутренний стержень, позволяющий человеку идти к намеченной цели, не сворачивая.
  10. В рассказе В. Распутина «Уроки французского» описывается судьба бедного деревенского мальчика, который приехал в город учиться. Но его родственница была нечестной женщиной и забирала присланные ему припасы себе. Герой вынужден был голодать, но все равно не сдавался и не думал о возвращении в деревню. Он придумал, как заработать денег, и старался сочетать учебу с азартными играми. Несмотря на трудности, он смог получить образование и выйти в люди. На его примере читатель понимает, что сила духа – это упорство, позволяющее человеку воплощать свои мечты.

Ход проекта.

1. Проведение тематических консультаций для родителей.

2. Познавательное, речевое развитие.

• Беседы: «Кто такой герой?», «Что за праздник День Победы?».

• Рассказ воспитателя «День Победы, «Как начиналась война». Обсуждение содержания рассказа по вопросам. Рассматривание картин и иллюстраций.

• Создание схем и конструктивная деятельность с помощью конструктора «Лего» – Моделирование военной техники».

• Писатели и поэты о ВОВ: Л. Кассиля «Памятник советскому солдату», Е. Благинина «Шинель», С. Михалков «Служу советскому союзу»

• Чтение и обсуждение, рассматривание изображения.

• Заучивание стихотворений: С. Маршак «Февраль», А. Жаров «Звездочка», Т. Белозерова «Майский праздник – день Победы».

3. Художественно-эстетическое развитие

• Ручной труд: изготовление подарков для ветеранов.

• Рисование/лепка «Вертолет».

• Рисование «Военная техника»

• Аппликация «Самолет из бумаги»».

• Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

• Восприятие музыки/песенно-игровое и песенно-инструментальное творчество/музыкально – ритмическая деятельность тематического характера Е. М. Лагутиной «Молодой пограничник».

4. Физическое развитие. Утренняя гимнастика, двигательные упражнения, занятия физической культурой. Комплекс общеразвивающих упражнений: «Мы – защитники», «Силачи» (с гантелями).

Подвижные игры: «Снайперы».

Игры- эстафеты «Смелые солдаты», «Попади в цель»,«Донеси донесение»

5. Оформление выставки посвященной «Дню Победы».

6. Проведение праздника «День Победы»

7. Презентация проекта.

Перспективы проекта. Методика работы над проектом дает неоценимый опыт творческой самостоятельной работы. В процессе работы познается и перерабатывается большой познавательный материал. Такая форма изучения нового материала хотя и трудоемка, но привлекает больше.

Мероприятия в рамках проекта : 6 мая в старшей группе планируется праздник, посвящённый Победе в Великой Отечественной войне. Юные артисты ответственно подготовятся к этому празднику: выучат стихи, песни, чтобы достойно встретить великий День Победы. На кадрах видеохроники ребята увидят, как начинались страшные дни войны, как одержали наши воины долгожданную победу. Будут звучать песни военных лет, которые расскажут ребятам о тяжёлых днях войны, о трудных военных буднях родного города, участии в боевых сражениях. После праздника ребята возложат цветы к памятнику павшим воинам. Впечатления от этого знаменательного дня надолго останутся в душе каждого ребенка!

Список используемой литературы:

1. Александрова Е. Ю., «Система патриотического воспитания в ДОУ»

2. Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»; Москва 2004г

3. Гордеева Е. П., Постникова М. П., Попова Г. П. 2007 г. Программа воспитания и обучения в детском саду. 2005 г.

4. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду.

5. Иванов Ю. «Наша Родина».

6. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».

7. «Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Средняя группа»

8. «Моя страна» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Авт. -сост. Натарова В. И.

Типы семейных отношений

Психологи выделяют следующие типов семейных отношений:

1. Социально-биологические. Это гигиена, рождаемость, забота детей и родителей друг о друге.

2. Правовые. Включают вопросы отношений между родителями, а также вопросы наследования и усыновления.

3. Хозяйственно-экономические. Заработок денег, формирование бюджета семьи, забота о малышах и пожилых людях.

4. Нравственные. Воспитание детей, формирование моральных ценностей каждого члена семьи.

5. Педагогические. Родители воспитывают ребенка и когда он вырастает передают педагогическую функцию ему, чтобы он воспитывал своих детей.

6. Психологические. Эмоции и взаимоотношения внутри семьи между всеми ее членами. Чтобы общение и отношения были здоровыми семья должна поддерживать друг друга во всех начинаниях.

Советы психологов

Как и Жаклин Кеннеди, все психологи практически в один голос говорят: “Если вы не можете изменить ситуацию, то измените свое отношение к ней”. И эта истина уместна в любом случае, будь то проблемы на работе, со здоровьем или со своим мужем.

Перевоспитание взрослого человека – невозможная затея, и не важно – мужчина он или женщина. Что-то изменить еще теоретически возможно в детстве, но и это получается не у всех, так как наше поведение и манеры почти на 90 % закладывается генами от рождения

Взрослый человек вырос и уже мало кого боится, у него практически не остается авторитетов, чьи указания он был бы вынужден выполнять беспрекословно, как выполнял родительские. Следовательно, будет странным ожидание, что человек вдруг возьмет и станет над собой работать, потому что так захотелось его жене.

Самые опытные женщины уже давно осознали, что лучше сразу попробовать разглядеть в будущем супруге все имеющиеся недостатки и понять для себя, можно их потом терпеть или нет. Ведь конфетно-букетный период закончится, и недостатки проявятся во всей красе. С течением времени портятся не только продукты, но и мы с вами.

Холодные родители и их нелюбимые дети

Если родители эмоционально недоступны и холодны, дети порой идут на всё, чтобы получить крохи тепла и любви: стараются быть самыми лучшими, удобными, послушными. Из них вырастают самые чуткие на свете, заботливые, ответственные альтруисты — совершенно измотанные и несчастные.

Если ваши родители выросли в такой семье — с эмоционально холодными взрослыми, которые не проявляли любви и заботы или постоянно физически отсутствовали, — то собственный ребенок может стать для них надеждой на любовь.

В недополучивших тепла взрослых продолжает жить ребенок, жадно ждущий, что его «долюбят».

Когда появляется маленький человек, который любит безусловно, родители готовы ему давать и давать. Но взамен ожидают, что ребенок будет любить их вечно и навсегда останется рядом, чтобы заполнять их внутреннюю пустоту и компенсировать недолюбленность.

Часто при попытке отделиться от таких родителей выросшие дети чувствуют вину: они уже поверили, что их присутствие жизненно необходимо и любимый взрослый без них не сможет — сепарация убьет его.

Куда жить дальше. Если родители считают вас единственным источником любви в их жизни, напоминайте себе, что вы тут ни при чем: ваши мама и папа ждут любви не от вас, а от собственных родителей. Это они должны были дать тепло, заботу и поддержку, из-за отсутствия которых в их внутреннем мире образовалась голодная черная дыра.

Поиск компромисса

Современная психология родительства такова, что папы и мамы немало знают о воспитательном процессе. Литература находится в свободном доступе, появляются сайты и форумы, посетители которых могут дать полезные подсказки, поделиться собственным жизненным опытом. Находятся на таких ресурсах и специалисты.

Семейное воспитание, впрочем, остается коллективной работой. Нельзя пытаться занять лидирующую позицию, решать вопросы с позиции собственной выгоды. Мама и папа должны уметь договариваться, в воспитании важны оба взгляда, и мужской, и женский.

Родительская мудрость заключается в умении выступать единым фронтом, чтобы не портить отношения с детьми и друг с другом. Что нужно для этого? Первым делом – обсудить и выработать стратегию поведения, исключить споры, как минимум, в присутствии малыша. В противном случае, он быстро поймет, что родительские мнения противоречат друг другу, папа разрешает одно, мама – другое. Дети хитрые и умные, так что они быстро развернут ситуацию в свою пользу, начнут умело манипулировать.

Нельзя действовать вразнобой. Нельзя решать собственные задачи, о которых не знает партнер, либо он против них. В действиях должно присутствовать единство, логика и согласие. Конечно, для этого придется решить немало вопросов. Вполне вероятно, придется идти на какие-то уступки, достигать компромиссов, проговаривать и обозначать детали. Это сложно, но компромисс, в итоге, принесет реальную пользу вашему семейству.

Необходимо определить конкретные границы, которые меняются и корректируются в процессе взросления ребенка. Постепенно можно позволять ему что-то новое, соотносящееся с реальным миром. Чрезмерная опека недопустима, но недопустима и вседозволенность. Такой подход исключит прекращение семейных отношений и прочие негативные последствия, окажется, в итоге, выигрышем для всех сторон.

Консультация психолога онлайн (по Skype) и в г.Нови Сад (Сербия)

Деятельность и формирование волевых качеств

Все виды деятельности дошкольника в той или иной степени способствуют становлению волевых действий и формированию волевых качеств.

И в продуктивной, и в трудовой деятельности результат можно получить только через проявление воли. В дошкольном возрасте начинают формироваться следующие качества:

  • самостоятельность;
  • упорство;
  • целеустремленность;
  • настойчивость;
  • ответственность;
  • организованность;
  • инициативность;
  • трудолюбие.

С трех до семи лет дети учатся делать не только то, что вызвано их сиюминутным интересом, но и выполнять задачи. Под руководством взрослых они формируют умение доводить дело до конца, учатся подчинять личные мотивы осознанию необходимости выполнить определенную работу. Преодолевая посильные трудности, дети развивают самостоятельность и ответственность, инициативность и целеустремленность.

Проявление нравственно-волевых качеств в игре

В совместных играх со сверстниками проявлять волю ребенку приходится почти на каждом этапе. Хочет присоединиться к игре – нужно установить контакт с ребятами, чтобы приняли. Можно ждать приглашения от играющих, которое не всегда последует. А можно сделать шаг первому, установить связь со сверстниками и найти свое место в игре. И вот этот первый шаг многим деткам дается очень непросто – через преодоление робости, через преодоление себя. Так зарождается решительность.

Разыгравшись, дети временами спорят, что-то доказывают друг другу. И в этом случае без проявления воли не обойтись. Доказать свое мнение, или выслушать и согласиться со справедливыми требованиями других, не покинув с обидой игру, — это тоже волевые усилия.

Дошкольники часто включаются в подвижные игры. Назначение этого вида игр, прежде всего, заключается в развитии двигательных способностей. Но многие моменты в них способствуют становлению волевых качеств дошкольников

То им по условиям игры нужно застыть в неудобной позе и выдержать некоторое время, то крайне важно затаиться так, чтобы, играя в прятки, долго не могли найти. Есть множество игр, требующих внимательно прислушиваться и выполнять команды

Мобилизация волевых усилий дошкольника в подобных условиях очевидна.

Развитие воли посредством приобщения ребенка к труду

Труд предполагает преодоление внутренних и внешних препятствий, чем способствует развитию волевых качеств ребенка – ответственности, организованности, настойчивости, самостоятельности.

Младший дошкольник проявляет интерес к бытовому труду как к занимательному процессу, в котором очень хочется поучаствовать. До тех пор, пока ребенок находится только в семье, такой подход может затянуться.

Если же дошкольник посещает детский сад, то трудовые действия будут опираться не только на интерес. Воспитатели стараются поручать детям несложные дела вне зависимости от их желания, а затем контролируют выполнение. Например, привести в порядок свой стол после рисования, рассортировать игрушки по коробкам и пр. В подобных случаях «не хочу» (как можно заявить дома) не принимается. Дошкольнику приходится проявить организованность и выполнить порученное дело, хотя гораздо больше ему хочется умчаться играть.

Безусловно, так же могут поступать и родители. И не только могут, но и должны, чтобы воспитать у ребенка ответственность и самостоятельность. Навести порядок в своей комнате – не то, что привлекает детей, но к этому нужно приучать с дошкольного возраста. Ребенок складывает игрушки, заправляет свою постель, убирает одежду в шкаф – так постепенно у него формируется привычка прилагать волевые усилия.

И в следующий раз он охотнее приступает к не совсем увлекательному делу, проявляет упорство и настойчивость, чтобы ощутить гордость за себя. Это направленное, волевое поведение, подразумевающее не только непосредственный результат, а и личностное достижение.

Развитие воли и становление волевых действий в дошкольном возрасте можно рассматривать как формирование нового для личности механизма управления собой и своим поведением. Развивается целеполагание, появляется соподчинение мотивов, складывается способность к волевым усилиям и формируются волевые качества.

Сильные духом личности

В реальной жизни также немало людей с сильным духом. Много знаменитых личностей прошли через тяжкие испытания:

  • Мигель де Сервантес;
  • Стивен Хокинг;
  • Ник Вуйчич;
  • Людвиг ван Бетховен;
  • Альберт Энштейн.

Мигель де Сервантес свою юность провел на войне, в 24 года он лишился левой руки во время битвы при Лепанто. Пять лет он провел в плену в Алжире, только после этого смог вернуться на родину и заняться литературной деятельностью. Даже после стольких лет лишений и испытаний он сумел создать «Хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского» — произведение, которое стало известным во всем мире.

Стивен Хокинг узнал о своем диагнозе еще в юности — боковой амиотрофический склероз. Через несколько лет его практически полностью парализовало, а вследствие операции на горле он лишился способности говорить. Но Стивен не отчаялся: он был два раза женат, вырастил троих детей и стал одним из выдающихся ученых. Его теории изучают в средних классах школы, а книги и научные труды переводят на десятки языков.

Еще одна известная личность с сильным духом — Ник Вуйчич. Он родился без рук и ног, но его мать всегда считала, что ребенок ничем не отличается от других. Этот недостаток стал частицей его жизни и не помешал ему достичь успеха. Ник поет, играет в гольф, любит серфинг, у него высшее экономическое образование, а зарабатывает он с помощью мотивационных семинаров.

Людвиг ван Бетховен стал глухим к 26 годам. И при этом он продолжал писать новые музыкальные композиции. Его природный дар и сила духа позволяли слышать мелодии внутри, это дало ему возможность даже дирижировать на концерте. Великий композитор всегда считал, что для трудолюбивого и талантливого человека преград не существует.

Маленький Альберт Энштейн страдал от дислексии, аутизма и немоты. Он не смог получить аттестат, так как часто пропускал занятия в гимназии. Но он решил доказать родителям, что неглупый — самостоятельно подготовился и поступил в политехнический техникум Цюриха. Все его знакомые и родственники были удивлены целеустремленностью и достижениями ученого.

Трудная жизнь таких известных личностей позволяет сделать выводы: благодаря сильному духу, можно добиться желаемого, как бы сильно человека ни убеждали в его никчемности. Сдаваться и мыслить негативно нельзя, нужно верить в свой успех и светлое будущее.

Нарциссические родители и их обесцененные дети

В семьях с нарциссическими родителями на детей возлагается обязанность беречь хрупкое эго взрослых. Обратная сторона видимой уверенности и властности нарциссов — неуверенность, страх и отсутствие здоровых опор.

Со стороны родители-нарциссы могут выглядеть хорошими и заботливыми: они стремятся обеспечить ребенку всё самое лучшее или даже пребывают в уверенности, что он вообще — самый лучший.

Но стремление подразумевает требование соответствовать: ведь у лучшего в мире родителя не может быть обычного ребенка! Таланты, достижения, великое будущее — всё это должно быть у ребенка, чтобы поддерживать в родителе чувство собственного величия. Если ребенок разочаровывает нарцисса, родитель сталкивается с невыносимым чувством собственной неидеальности, и он будет защищаться от него — в том числе шантажом, обесцениванием или отказом в общении.

Выходит, с одной стороны, ребенок должен поддерживать навязанный взрослым успешный образ, с другой — ни в коем случае не превосходить родителя в своих успехах. Из таких детей вырастают или хронические достигаторы, или хронические неудачники. Обеим категориям свойственна хрупкая самооценка, постоянное чувство стыда и ощущение собственной «неправильности», «плохости» и «недостаточности».

Куда жить дальше. Признайте, что ваше детство прошло рядом с нарциссическим родителем и долгое время вы смотрели на себя его глазами.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий