Вернуть себя! Как выйти из детской травмы

Наблюдения из обыденной жизни, вне кабинета терапевта

Вот небольшой пример естественного развития процесса последовательной адаптации человека к изменению системы (поля) в котором он находится. Я наблюдала сценку, в которой на крышу автомобиля, припаркованного около дома, на глазах у его владельца неожиданно обрушилась от небольшого ветра тяжелая ветка тополя. Ветка разбила лобовое стекло и повредила крышу. Последовательность переживаний владельца автомашины была иллюстрацией к тому, как описаны последовательные переживания при утрате.

Сначала он остолбенело ходил вокруг автомобиля и, кажется, никак не мог поверить в то, что произошло. Потом он стал говорить сбежавшимся соседям: «Ну как же так, почему именно мне так не повезло, ведь хотел выехать полчаса назад и только случайно задержался дома!», в его  голосе была обида и беспомощность. Все это время он притрагивался и отдергивал руки от ветки, не начиная еще скидывать деревяшки с корпуса машины. Потом минуты через три он почти восстановил свое равновесие и признаком этого был развивающийся  агрессивный паттерн.  Он стал ругаться на городские власти и начал использовать матерные выражения. Тут женская часть аудитории разошлась, а мужчины поддержали его. И на фоне этой агрессии он начал сбрасывать ветки. Потом остановился, запечалился. Еще раз оглядел машину и сказал: «Ну как жалко, ведь недавно покрасил!». Потом огляделся по сторонам и сказал тем, кто помогал сбрасывать ветки: «Не надо дальше убирать ветки. Я сейчас позвоню в страховую кампанию

Вдруг для них  важно  засвидетельствовать  причину  повреждения. Надо, чтобы  они  все  оплатили»

Итак, мы видим, что автолюбитель спонтанно прошел пять фаз процесса расставания и восстановления целостности. И видим роль и вклад окружения в то, что эти этапы  были  пройдены без разрушения. Среда,  в  виде присутствующих  людей  и  соседей,  оказала  поддержку.  Соседи разговаривали  и  поддерживали  выражение чувств  на  каждом этапе.

Частый пример в практике консультирования – это истории про расставания с любимыми. Часто есть сообщения о том, что, хотя человек ушел из отношений, в душе женщины или мужчины он сохраняет свое место. Незавершенность отношений – это феномен принудительного сохранения системы. Человек пытается избежать расставания и за счет своих эмоций сохраняет целостность там, где этой целостности уже нет. «Вот расстаешься, и он вроде бы ничего не обещал и вроде бы что-то есть». Такие житейские примеры могут дать иллюстрацию, аналогичную  примерам потери и утраты в ситуациях,  которые традиционно считаются поводами для стресса.

Виды детских психологических травм и причины их возникновения

Детские психологические травмы можно разделить на пять видов: 

  • отвержение окружающими (предательство, игнорирование, изгнание); 

  • разрыв отношений (ссора, конфликт); 

  • потеря (смерть родителей или других членов семьи); 

  • проблемы со здоровьем; 

  • физическое или психологическое насилие. 

Причинами детских травм могут выступить негативные события, которые оказали большое влияние на ребенка. Часто взрослые своими действиями провоцируют возникновение детских травм. Самыми распространенными причинами детской психологической травматизации являются: 

  • Болезни. Постоянное болезненное состояние, которое ограничивает ребенка в общении, движении, учебе, хронические заболевания, которые могут вызывать боль, тревожное состояние – все это вызывает чувство неуверенности и беспомощности. Повзрослев, человек может быть излишне мнителен, постоянно выискивая у себя несуществующие заболевания, излишне увлекаясь медикаментозными препаратами. 

  • Психологическое давление. Родители, стараясь вырастить из ребенка достойного и успешного человека, могут перегнуть палку с психологическим давлением, применять физическое насилие. Как результат – ребенок становится неуверенным, забитым или, наоборот, проявляет агрессию к окружающим. 

  • Предательство, несправедливое отношение со стороны взрослого. Факт предательства, даже если взрослому кажется, что это мелочи, недостойные внимания, для ребенка может стать катастрофическим, вызывать чувство неполноценности, обиды и недоверия к окружающему миру. 

  • Недостаток любви и внимания со стороны родителей. Повзрослев, человек может остаться эмоционально холодным, не уметь проявлять свои чувства. 

  • Потеря близких людей. Даже взрослый тяжело переносит потерю близкого человека, что уж говорить о малышах. Ребенок замыкается в себе, становится необщительным. 

  • Зависимость одного или обоих родителей (алкогольная, наркотическая зависимости, игромания и т. д.). Ребенок предоставлен сам себе, рано взрослеет, начинает чувствовать ответственность за родителей, становится недоверчивым, стремится контролировать обстановку. 

Как детские страхи влияют на взрослую жизнь

Дети боятся не только монстров. Основные их страхи связаны с инстинктами и социальными факторами. Разберем основные страхи и их влияние на взрослую жизнь.

К инстинктивным страхам относят страх смерти, замкнутого пространства, высоты, темноты, разных животных (в том числе, насекомых), стихий (воды, огня и т.п.), людей определенных профессий (врачей, пожарных) и страх потеряться.

Прямое влияние, которое оказывают эти страхи на нашу жизнь, — это избегание. Мы стараемся не ездить в лифтах или летать на самолетах, до последнего откладываем визит к врачу, и отказываемся от отдыха на природе, потому что панически боимся насекомых. С такими страхами довольно просто работать, потому что мы можем довольно легко понять, чего мы на самом деле боимся.

Совсем другое дело, когда страхи неосознанные и проявляются в виде особых ритуалов или неявных стремлений. Например, страх темноты может трансформироваться в страх перед неизвестностью и проявляться в виде отказа пробовать новое. Мы можем отказаться от новой работы в другом городе, потому что не знаем, как сложится наша жизнь в новом городе.

Стремление к популярности и признанию тоже может быть следствием детских страхов. Если мы говорим ребенку постоянно быть на виду, чтобы не потеряться, он подсознательно усваивает, что необходимо всегда оставаться в центре внимания и старается быть заметным любой ценой.

У детей с сильными детскими страхами во взрослом возрасте развиваются особые ритуалы, причину появления которых они не могут объяснить. Например, страх перед животными-паразитами или бактериями может вылиться в обсессивно-компульсивное расстройство. Такие люди обрабатывают с антисептиками все продукты питания, постоянно моют полы и протирают пыль, не могут жить в гостиницах, сидеть на лавочке в городском парке, не ходят на концерты и спектакли, потому что опасаются подхватить какую-нибудь болезнь.

К социальным страхам относятся страх одиночества, отчуждения, наказания и насмешек. Такие страхи приводят к тому, что ребенок, а потом и взрослый подавляет собственное «Я», старается быть удобным, послушным и «правильным». Он отказывается от своих желаний, чтобы угодить другим, делает все, о чем его просят, и часто оказывается в ситуации, когда ему самому не на кого положиться.

Эти страхи также приводят к тому, что во взрослом возрасте человек избегает близких отношений, никого не подпускает к себе, ведет замкнутый, а то и асоциальный образ жизни. Возможность сблизиться с другими приводит к апатии и депрессии. Иногда страхи настолько сильны, что человек старается отгородиться от реального мира с помощью алкоголя, наркотиков, компьютерных игр или выдуманных миров.

Проблема усиливается, если родители или другие значимые взрослые (например, педагоги, бабушки или дедушки) отмахиваются от страхов, считая их чем-то несерьезным, запрещают проявлять негативные эмоции и игнорируют особенности детей.

Опасная встреча в лифте

Одна мать восьмилетнего мальчика вспоминает: «Когда я была маленькой, за мной погнался пьяный дядька, я удирала от него во все лопатки, не оглядываясь, до самого дома, потом еле отдышалась. Этот случай я забыла, и мне его напомнила моя мама.

И вот с моим сыном произошла похожая история. Он оказался в лифте с пьяным мужчиной, которого очень испугался. У моего сына после этого случая началось ночное недержание мочи, он видел страшные сны и кричал по ночам, появились и другие симптомы».

Этот мальчик не имел возможности отреагировать накопившуюся в мгновение опасности энергию, и она превратилась в энергию травмы – не то, что было у его матери в детстве, которая тут же отреагировала на опасность активным физическим действием – бегством.

Короче говоря, из угрожающей ситуации есть нетравматический выход: он зависит от способности индивида тут же израсходовать выработавшуюся в мгновение опасности энергию. Благодаря этому нервная система может вернуться на исходный уровень функционирования. Понятно, почему даже опасные для жизни человека ситуации могут не стать травматичными для него, если он сможет на них отреагировать естественным и эффективным образом.

Не придумывайте проблем

Многим людям свойственно раздувать из простого препятствия целую груду непреодолимых проблем. В результате даже для самых простых решений они ищут советов и помощи. От этого страдает развитие самооценки и самостоятельности. Такие люди не умеют ни ставить целей, ни идти к ним. Инертные и пассивные, для них жизнь становится тусклой и унылой.

Не нужно стараться найти дополнительные подвохи в любой ситуации. Излишнее размышление приводит к тому, что мозг начинает выдавать вам самый негативный сценарий развития ситуации. В результате вы принимаете его за действительность и уже заранее настроены на провал.

Как решить интимные проблемы

У многих женщин могут возникать и более деликатные проблемы, которые постепенно уходят, например проблема с недержанием. Она вызывается нагрузкой на мочевой пузырь во время родов, в некоторых случаях — травмированными нервами в этой области. Просто постарайтесь как можно чаще ходить в туалет, даже если не испытываете большого желания. Со временем все восстановится.

Геморрой и запоры тоже не редкость после родов. Здесь снова придет на помощь большое количество выпитой воды (негазированной и нехолодной). А также, конечно, сбалансированная, здоровая диета, богатая клетчаткой.

При недержании и геморрое желательно следовать нескольким советам:

  • Отказаться от слишком плотного, стягивающего белья;
  • Регулярно делать упражнения, направленные на укрепление мышц тазового дна (упражнения Кегеля)
  • Соблюдать правила гигиены — исключить жесткую, а лучше любую туалетную бумагу и подмываться прохладной водой после каждого посещения туалета;
  • Ввести в практику регулярные прогулки — хождение улучшает кровообращение в области малого таза.

Перестань оглядываться назад и по сторонам

У тебя есть два врага, которые убивают твою веру в себя: это твое стремление судить о себе по прошлым успехам и неудачам и твое желание сравнивать себя с окружающими. Это тормозит твое развитие и существенно снижает самооценку, заставляя тебя топтаться на одном и том же месте.

Тебе нужно усвоить одну простую истину: если ты действительно хочешь чего-то добиться, тебе нужно смотреть только вперед. Не надо оглядываться на свое прошлое, не нужно соревноваться с окружающими тебя людьми. Просто двигайся в комфортном для себя темпе и делай то, что от тебя требуется. Следуя этой простой инструкции, ты быстро обретешь веру в себя и свои силы.

Укрепление зубов

Кормящие мамы могут сталкиваться с тем, что во время чистки зубов десны кровоточат и может даже казаться, что зубы немного шатаются. Ни в коем случае не пугайтесь. Это лишь временное явление — а связано оно с тем, что организм мамы теряет кальций в процессе грудного вскармливания.Первая помощь при проблемах с деснами и зубами:

  • Наладить режим питания.
  • Подобрать мягкую зубную щетку.
  • Использовать специальные гели для зубов, восстанавливающие зубную эмаль (после консультации с врачом).
  • Исключить пасты с антибактериальными компонентами.

Если вам кажется, что вашим зубам нужна дополнительная помощь, стоит обратиться к стоматологу. Он разберется, требуется ли дополнительное обследование и помощь организму в адаптации к гормональной перестройке.

ПТС – это психологическое отклонение?

В то же время человек стремиться думать, чувствовать и действовать так, чтобы избежать тяжелых воспоминаний. Подобно тому, как мы приобретаем иммунитет к определенной болезни, наша психика вырабатывает особый механизм для защиты от болезненных переживаний. Когда этого не происходит и человеку не удается, по тем или иным причинам, найти способ разрядить внутреннее напряжение, его тело и психика находят способ как-то примениться к этому напряжению. В этом, в принципе, и состоит механизм посттравматического синдрома, симптомы которого в комплексе выглядят как психическое отклонение, хотя на самом деле являются всего лишь глубоко укоренившимся способом поведения, связанным с экстремальными событиями в прошлом.

Как это исправить

Делайте маленькие шаги

Не начинайте с великого: так вы поставите слишком высокую планку, учитывая, что на данной стадии вы находитесь в состоянии отсутствия интереса, и тем более не захотите что-либо предпринимать. Подумайте о том, чего вы хотели раньше или какие мечты так и остались нереализованными, а затем начните составлять план. Исследования показали, что планирование — даже если оно краткосрочное — помогает держать себя в форме и приводит к большей устойчивости.

Введите в свою жизнь ритуалы

Несмотря на то что свобода, безусловно, — это то, что необходимо любому человеку для реализации своих потребностей, тем не менее определенные ограничения помогут вам не разбрасываться и делать только то, что будет действительно полезно

Поэтому сформулируйте несколько правил, как, например, у вас будет начинаться утро: со стакана воды, прочитанных 10 страниц книги, принятого душа — неважно, главное, чтобы это вошло в привычку. Проделывая это каждый день, мозг будет чувствовать себя хорошо, а мотивации прибавится

Составьте чек-листы

Если вы головой понимаете, что вам нужно, допустим, прокачать иностранный язык, но желания и сил заниматься этим нет, попробуйте мотивировать себя через создание чек-листов. Определите для себя оптимальный объем того, что вы готовы сделать сейчас, установите график, а затем начните в календаре отмечать дни, когда вы справились с задачей. Например, учить 10 слов ежедневно. И каждый раз, когда вы это проделываете, закрашивайте день ярким цветом, а сам календарь пусть будет на видном месте в качестве напоминания о цели, которую вы поставили перед собой.

Постарайтесь быть добрее к себе

Интерес может отсутствовать по разным психологическим причинам: от глубокой неуверенности в себе до крайней степени перфекционизма, когда есть ощущение, что все должно быть идеально, которое практически никогда не оправдывается. Любая из причин выматывает нас, и это нормально, что иногда мы чувствуем себя истощенными. Попробуйте разобраться в вопросе того, как вы сами мешаете себе интересоваться жизнью вокруг. Если самостоятельно не получается, то всегда можно обратиться к специалисту, который поможет определить причину всех проблем. Но самое главное — не осуждать себя за «неправильное» поведение и понимать, что в основе всего лежит забота о своем самочувствии.

Утрата в перспективе теории систем

Эти же этапы могут быть рассмотрены с точки зрения теории систем. До эпизода утраты мы имеем в системе ситуацию конфликтов разного  рода. Сами по себе конфликты ведут к перестройке системы, но не разрушают границ системы. Выбывание из границ системы элемента  создает принципиально новую ситуацию, которая классифицируется как ситуация кризиса. И затем мы вынуждены рассматривать этапы прохождения кризиса. Некоторое время система старается игнорировать тот факт, что часть ее ресурсов и структуры безвозвратно утрачена. И на первом этапе (отрицание) ведет себя так, как если бы ее «протест», ее усилия смогли вернуть все на свои места. Мы можем в качестве эмоциональной  иллюстрации привести пример про известный эффект Кирлиана. Эффект заключается в том, что живой организм светится в лучах ультрафиолета. Так вот, при удалении части листа фиалки некоторое время картинка свечения сохраняется такой, как если бы лист был целым и только постепенно вырезанный кусочек листа становится виден на уровне светимости. Лист как будто бы «помнит» свою исходную форму, отрицая утрату. На фазе обиды мы заметим, что система начала распознавать, что часть того, что раньше было «ее частью», отошла в сторону. И обида –  это феномен разрыва слияния. Что-то отделяется, начинает регистрироваться «перемычка». На следующем этапе система реагирует  максимальным выплеском энергии в зоне разрыва, и этот выплеск сам по себе начинает образовывать «динамическую границу», эмоционально можно сказать, что система может контактировать с окружающей средой только болью.

На этапе горевания и грусти система выходит из контакта с окружающей средой. И содержанием жизни системы будет ее собственное переживание пустоты и переживание минимального объема собственной идентичности. На завершающем этапе система начнет реконструировать и забирать  из внешней среды новые элементы. В психическом плане это будет идентификация себя, обращение к окружению, восстановление части памяти о прошлом и  составление  планов на будущее.  Система прошла кризис и вошла в новый статус.

Виды детских психологических травм

Прежде чем мы перейдем к непосредственному рассмотрению техник проработки психотравм, давайте классифицируем их. Все детские психологические травмы связаны с физическим или эмоциональным насилием и делятся на несколько крупных категорий:

  • психическая травма, связанная с кормлением;
  • психическая травма, связанная со сном;
  • травма, связанная с телесным наказанием;
  • травма запретов;
  • негативное психологическое программирование;
  • проклятия и злые пророчества;
  • травма лишений.

Первые три травмы есть практически у каждого человека. Уж таковы особенности советской и постсоветской культуры воспитания: каждого ребенка накормить строго по расписанию в соответствии с рационом и заставить днем спать, даже если малыш сопротивляется. Чем впоследствии для ребенка обернется то или иное «воспитательное» событие – зависит от степени его эмоциональной устойчивости.

Как действовать воспитателю

Как правило, по поводу незначительных травм родители к администрации сада не обращаются, да и воспитатели не делают «из мухи слона» — дети есть дети. На случай серьезных повреждений существует конкретный алгоритм действий, закрепленный приказом организации, с которым каждый воспитатель ознакамливается под роспись. 

В случае, если ребенок получил травму, находясь в группе детского сада, воспитатель обязан:

  1. Оказать первую помощь в зависимости от характера травмы.

Если это простая царапина, достаточно будет обработать ранку антисептиком и заклеить пластырем. Но иногда может потребоваться отвести малыша к медсестре, вызвать скорую или даже доставить ребенка в больницу.

  1. Исключить повтор инцидента с другими детьми.

Например, отобрать у ребят травмирующий предмет, погасить конфликт, увести детей с площадки, на которой что-то неисправно. 

  1. Зафиксировать обстановку на момент происшествия.

Важно сделать фотографии или снять видео на случай административного разбирательства. Так педагог страхует себя от рисков и проясняет произошедшее для всех заинтересованных лиц

Требуется сообщить о произошедшем руководителю организации, который, в свою очередь, должен: 

  • проинформировать о случившемся родителей и учредителей (если сад частный);
  • принять меры к устранению причин, вызвавших травму: засыпать яму на площадке, починить сломанную кровать;
  • обеспечить расследование причин несчастного случая и оформление его материалов, если травма серьезная.

Есть порядок расследования и учета несчастных случаев с воспитанниками детского сада, установленный Приказом Министерства образования. Дополнительно в садах вводятся собственные инструкции на случай повреждений. 

Спасайте сами себя

Следовать этим советам в состоянии стресса очень трудно. Проще поддаться инерции и ждать, когда пройдет само, либо (в самом тяжелом случае) предаться саморазрушению. Ведь ничего хорошего в жизни уже не будет. Поймав себя на таких мыслях – помните: ваш мозг отравлен болью и не способен мыслить здраво. Да, ничего уже не будет как раньше. Но жизнь продолжится – и только вам выбирать, какой она будет. Никто не придет с волшебной палочкой и не решит ваших проблем.

Ваша жизнь, ваше здоровье, физическое и ментальное – это только ваша ответственность. Начните восстанавливаться, работайте со своей болью, маленькими шагами двигайтесь вперед – и однажды вы поймете, что все плохое осталось позади, а на смену беспросветной тьме пришел новый день, в котором есть место новым желаниям, мыслям и перспективам.

ЧТО ГОВОРЯТ ПСИХОЛОГИ

Прежде всего, чтобы начать борьбу с депрессией своими силами, необходимо знать, какая причина ее вызвала, и нейтрализовать ее.  Самыми частыми «провокаторами» бывают:

  1. Пережитая в любом возрасте личная трагедия.
  2. Хроническая болезнь.
  3. Постоянно преследующие стрессовые ситуации.
  4. Нехватка витаминов.
  5. Неправильное питание.
  6. Плохая погода, недостаток солнечного света.
  7. Проблемы на работе и дома.
  8. Череда неудач.
  9. Недосыпание, сильная усталость.
  10. Резкое значительное изменение жизни – крах бизнеса, увольнение, необходимость что-то начинать сначала, переезд в другую страну и т.п.
  11. Потеря близкого человека.
  12. Злоупотребление спиртными напитками и психотропными средствами.

Можно точно сказать: депрессия не «выскакивает» неожиданно, как прыщ. Так психика отвечает на важные для человека негативные события. Проблемы, ставшие причиной расстройства, не следует загонять глубоко в себя, ведь тогда они, отравляя изнутри организм, станут более глобальными и могут вылиться в серьезные психические или соматические заболевания.

Пересмотрите свои взгляды на ситуацию – как говорят, выхода нет только из гроба! Жизнь продолжается – измените отношение к происходящему, не обращайте внимание на дрязги и косые взгляды. Невозможно нравится всем

Если нужна откровенная беседа – поговорите начистоту, расставьте точки над i. Работайте над собой.

Не надо себя жалеть

Достаточно много людей при первых же проявлениях усталости опускают руки и начинают изо всех сил жаловаться на свои проблемы. Такое поведение в результате приводит к тому, что уныние и неуверенность поглощают вас целиком. Сочувствие к себе — это реакция организма на любое усилие. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы в вас хоть как то проявилась жалость к себе. 

Нужно твердо верить, что вы справитесь со всеми поставленными задачами и возникшими вопросами. Стоит заставить себя не отвлекаться на сиюминутные порывы

Поверьте, стоит только отвлечь внимание от раздражителя, он практически сразу перестает оказывать на вас хоть какое-то влияние. 

Как детские травмы влияют на отношения?

Подобно самооценке, плохие личные отношения во взрослом возрасте являются ещё одной производной детской душевной травмы. Токсичные отношения или тотальная неспособность вступать в близкие отношения, часто случается с людьми, испытавшими значительную психологическую травму в детстве.

Наше представление о себе влияет на то, что мы выбираем в жизни, каких людей и возможности привлекаем.

Вот почему люди с позитивной самооценкой, уверенностью в себе привлекают благоприятные отношения и возможности. А те, кому не хватает вышеуказанных черт, обычно оказываются в плену паразитических людей и негативных обстоятельств. Дружба и романтические отношения — это проявление представлений о себе. Чем более мы уверены в себе, тем более качественные у нас отношения с миром.

Не проработанная психологическая травма у детей, влияет на наши убеждения о себе, и как следствие на наши отношения с миром и людьми.

Тот, кто подвергался насилию, пренебрежению или жестокому обращению в ранние годы жизни, может искренне считать себя недостойным любви, поддержки и здоровых отношений. Ведь именно это внушал им абьюзер в детстве, пользуясь незащищённой детской психикой. Кроме того, эти люди зачастую считают себя недостойными достижений: «Я никогда ничего не добьюсь», а это ведёт к отсутствию стремления и амбиций.

Важно

Самооценка и взаимоотношения с людьми — два самых важных элемента того, что делает человека тем, кто он есть.

Неадекватные решения

В психологической практике нередко встречаются так называемые иллюзионные решения. Придерживаются этих методов многие родители, уповающие на исправление ребёнка и собственное терпение.

Исправление ребёнка

Родители убеждены, что перестанут раздражаться, как только ребёнок сможет овладеть важными умениями: гигиенические навыки, вежливость, самостоятельное выполнение домашнего задания, уборка детской комнаты.

К психологам же матери и отцы обращаются с единственной просьбой – исправить детское поведение. Безусловно, если поместить маму в идеальные условия, когда её чадо перестанет баловаться и шалить, то она, скорее всего, перестанет повышать голос.

Однако проблема заключается в том, что такие условия создаются исключительно родителями, да и послушание ребёнка ещё необходимо «взрастить». Но в семье используются методы воспитания, которые не способствуют хорошему поведению.

Таким образом, желание отдать ребёнка на «перевоспитание» специалистам достаточно характерно для некоторых мам и пап. Такие родители не совсем осознают, в чём заключается их вклад в воспитание и какова их ответственность. Однако глупо требовать изменений от ребёнка, если взрослые сами не меняются.

Родительское терпение

Это решение можно описать, как стремление родителей сдерживать всеми способами собственную раздражительность. В результате семейная ситуация практически никак не изменяется, просто мама или отец сдерживаются, чтобы не нанести ребёнку психологической травмы.

Итогом такой родительской тактики становится неожиданный эмоциональный «взрыв», поскольку негативным эмоциям свойственно накапливаться и выливаться в определённый момент.

Специалисты убеждены, что чем дольше взрослые прячут своё раздражение, злость, агрессивность, тем сильнее эти отрицательные чувства «сдетонируют». В таких случаях нередки не только крики, но и физические меры воздействия.

Безусловно, когда родители сталкиваются с конфликтом интересов (а разногласие с ребёнком – всегда конфликтная ситуация), им необходимо что-то делать. Естественно, нужно учиться спокойно общаться с детьми, говорить не громко, а строго. Осталось лишь понять, как правильно это делать.

ЧЕМ ОПАСЕН КРИК?

Часто в порыве злости родители совершенно не думают о том, как воспринимает подобное обращение ребенок. Особенно, когда речь идет о малышах. Родители удовлетворяются тем, что все их требования выполнены, но не думают о том, какую цену за это придется заплатить.

Частое использование в своем общении с ребенком эмоциональных всплесков может стать причиной замкнутости ребенка, неуверенности в себе, развитию комплексов и страхов. Ребенок начинает бояться родителей, бояться сделать что-то не так.

Многие дети начинают обманывать и скрывать свои поступки, чтобы не получить очередную порцию агрессии. В дальнейшей жизни такие дети будут бояться действовать по своему усмотрению, всегда будут подчиняться более сильным морально людям, не добьются видимого успеха.

С появлением собственных детей, такой ребенок, по всей вероятности, также предпочтет использовать подобную модель воспитания. Ведь он не видел другого отношения. Когда вы задумываетесь, как перестать кричать на ребенка, думайте о том, что своей невыдержанностью вы калечите психику своего чада. Тем более крик опасен и в вопросе воспитания подростков. Они могут замкнуться в себе или стать очень агрессивными к родителям.

Прекратить обращаться в подобном духе с ребенком не так уж и просто. Родителям придется значительно поработать над собой и понять как перестать кричать на ребенка.

Да, сегодняшний темп жизни очень быстрый и достаточно агрессивный. Все люди постоянно испытывают стресс. Бывает очень тяжело держать себя в руках, особенно после сложного рабочего дня.

Но для полноценного развития вашего ребенка и счастья в семье, Вам просто необходимо перестать кричать на ребенка. От этого все только выигрывают. Дети растут уравновешенными, а родители живут спокойно.

Успехов вам в ваших начинаниях и воспитании детей. Учитесь контролировать свои эмоции. Будьте счастливы. Почаще говорите себе – Я КРАСИВАЯ!

Это интересно: Как научиться влиять на людей?

Чем опасны детские психологические травмы?

Любая детская травма оказывает влияние на процесс взросления и социализации ребенка. Ему сложно заводить друзей, общаться, адаптироваться в новой обстановке, могут формироваться навязчивые идеи, фобии. Начинает преобладать тревожное состояние, поведение может выбиваться из социально-общественных норм. 

А что происходит, когда ребенок взрослеет, а травмы так и остаются непроработанными? Давайте разберем последствия детских травм во взрослом возрасте. 

Вот основные признаки детских травм, которые проявляются в более взрослом возрасте: 

  • Ненастоящая личность – в случае отвержения и неприятия своими родителями ребенок может стараться быть таким, каким его будут любить («надевает маску»). И во взрослом возрасте появляется личность, которую человек показывает миру и окружающим, хотя на самом деле он таковым не является. Теряется эмоциональная связь с настоящей личностью, человек может жить благополучно, не быть при этом счастливым. 

  • Постоянная жертва – ощущение беспомощности в детском возрасте приводит к негативным мыслям и чувству, что мы ничего не можем изменить. Автоматически человек встает на позицию жертвы и остается там постоянно. Нет чувства контроля над собственной жизнью, зато есть чувство бессилия, невозможности что-то изменить.

  • Скрытая агрессия – если в детстве гнев и злость не выражались нормальным образом, это может перерасти в скрытую или пассивную агрессию. Гнев или злость никуда не могут деться, они начинают подтачивать здоровье, становясь причиной болезней. 

  • Отказ от эмоциональности, инертность – проявляются в более зрелом возрасте, если ребенок чувствовал отверженность со стороны родителей. 

Виды и причины возникновения психотравмы у детей

В психологии детские травмы делятся на пять видов:

  1. отвержение (предательство, игнор, изгнание);

  2. разрыв отношений (конфликт, ссора, фразы родителей: «Видеть тебя больше не могу!», «Считай, что я для тебя не существую», «Ты мне больше не сын!»);

  3. утрата (потеря любимых близких людей);

  4. плохое здоровье;

  5. насилие. 

Причинами могут выступать травмирующие события, которые имеют большое значение для ребенка

Часто взрослые даже не понимают, что какими-то действиями провоцируют травмирование детской психики, поэтому так важно знать эти причины.. Самыми распространенными факторами возникновения детских психологических травм являются:

Самыми распространенными факторами возникновения детских психологических травм являются:

Болезни (постоянные простуды, которые ограничивают малыша в прогулках, движении и общении, хронические заболевания, вызывающие боль и тревогу, могут стать причиной неуверенности и беспомощности, а, повзрослев, человек становится патологически мнителен и уделяет повышенное внимание состоянию своего здоровья, постоянно выискивает у себя недомогания, злоупотребляет медикаментами).

Насилие, принуждение со стороны взрослых (когда родители оказывают давление на ребенка «из лучших побуждений», чтобы он вырос достойным и сильным человеком, применяют физическое наказание или кричат, это может дать обратный эффект, и малыш вырастет неуверенным в себе или агрессивным; дети, пережившие физическое насилие, однозначно нуждаются в помощи психотерапевта).

Факт предательства со стороны значимого взрослого (развод, несправедливое отношение) может вызвать у крохи чувство вины, низкую самооценку и стать причиной сложностей в общении со взрослыми и сверстниками.

Недостаток внимания со стороны родителей (дети, не получающие в должном количестве родительские ласку и заботу, будут и сами испытывать сложности в проявлении любви и внимания к другим людям во взрослом возрасте).

Смерть родных может перевернуть всю жизнь ребенка, все его мировоззрение, и послужить причиной его замкнутости и необщительности. В сложных случаях, когда малыша преследует чувство вины, он замыкается в себе, перестает общаться, может потребоваться помощь психотерапевта.

Заключение

Я как терапевт отдаю себе отчет, что именно незавершенная, остановленная работа горевания часто становится незаметным, но значительным фрагментом опыта при депрессиях. Часто человек не сообщает об  утрате, а  предъявляет только симптом.  Это симптом  в  форме тревожности,  остановки в развитии, иногда соматический симптом или навязчивости разного рода. Метафорически можно сказать, что как будто такой  незавершенный процесс забирает часть ресурсов  из актуальной жизни  и  удерживает  человека  в  некотором  диссоциированном состоянии. В этом состоянии активность и спонтанность души в разных ситуациях и в разных областях жизни ограничена. При этом часто нет непосредственной  связи  между  актуальными  сюжетами жизненного опыта, в которых не хватает энергии, и сюжетами жизни, в которых была утрата.

Такое различие между сюжетами часто обманывает и мешает диагностике. Иногда клиент сам от себя и от терапевта закрывает такой эпизод своей жизни, для того, чтобы не встречаться с болью. И терапевт должен быть чувствительным в этом месте совместного опыта. Найти правильную, подходящую для  клиента форму восстановления контакта с областью остановленных чувств, и помочь завершению временно остановленного  процесса.  Сопровождение  работы  горевания – важный момент в работе терапевта с депрессиями.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий