Консультация для родителей по трудовому воспитанию детей в семье

Значение труда

Труд- важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Трудовое воспитание девочки

Многие родители уверены в том, что они знают, как воспитывать девочку. Дальновидная мама заботится о том, чтобы дочь с раннего возраста помогала ей накрывать на стол, мыть и вытирать посуду. Со временем обязанности дочери усложняются – она заботится о младшей сестренке, убирает квартиру, стирает, гладит белье, учится готовить, вязать, шить …

Сначала любое дело мама с дочкой выполняют сообща. При самостоятельном выполнении работы мама не должна скупиться на похвалу

В случае неудачи важно тактично попросить ребенка перемыть пол, перегладить белье, перевязать носок…  Нельзя выражать недовольство и унижать его словами: «Надо было сделать это самой. У тебя руки не тем концом вставлены»

Прилежание требует времени. Научившись стирать или готовить, девочка начнет ценить труд матери.

Методика трудового воспитания дошкольников

В детском саду происходит формирование начальной основы трудолюбия. Воспитатели приучают малышей к деятельности, которая полезна для общества. Обучение обязательно проводят в игровой форме, так как этот вид деятельности является ведущим для дошкольников.

Малышей нужно с раннего возраста приучать к необходимости помогать родителям

Воспитывать ребенка нужно постепенно, так как ему придется освоить несколько этапов. Ему предстоит выработать навыки, уметь ставить перед собой цели, планировать свою работу и достигать результата.

Важно! В дошкольном возрасте у детей только внешняя мотивация, т.е. они нуждаются в материальном поощрении. В ДОУ воспитатели помогают малышам овладевать первыми орудиями труда

Педагог также ставит цели и контролирует их достижение — это хорошо развивать через навыки самообслуживания

В ДОУ воспитатели помогают малышам овладевать первыми орудиями труда. Педагог также ставит цели и контролирует их достижение — это хорошо развивать через навыки самообслуживания.

Роль семейных традиций

Позиция взрослого при обучении ребенка трудовым действиям – помогающая. Например, если малыш просит зашнуровать себе ботинки, то родителю не нужно сажать его на стул и делать это за него. Правильно будет показать ему как это делается и помочь самому справиться с этим.

Необходимо формировать у малыша социально-бытовые навыки

Воспитание трудолюбия у дошкольников зависит от разных факторов. Овладевание простыми навыками начинается с наблюдения за взрослым человеком. Если родители часто убираются, моют посуду и т.п., то малыш начнет пытаться повторять за ними.

В 3 года у малыша формируется потребность «Я сам». Именно с этого момента можно начинать обучение.

Актуальность правильной позиции взрослого

Воспитатели могут предложить брошюру «Трудовое воспитание в семье», консультация для родителей содержит практические советы и частые ошибки. Мамы и папы должны систематически приучать детей к выполнению обязанностей по дому.

Некоторые взрослые ошибочно просят ребенка помогать только по высказанной просьбе. Подобная позиция мешает правильно обучать. Иногда родители занимают чрезмерно опекающую позицию. Они все делают за малыша, пресекают его самостоятельность и инициативность.

Близкие люди должны помогать ребенку справляться с разными задачами. Например, давать ему самостоятельно одеваться и собираться на прогулку.

Важно! Не стоит ждать от малыша идеального выполнения с первого раза. Обучение детей трудовым навыкам начинается с показа действия. Родитель должен давать поддержку малейшим попыткам сделать что-то самостоятельно

Например, протереть пол. Пусть даже ребенок только разотрет грязь – проявление инициативы нужно поощрять

Родитель должен давать поддержку малейшим попыткам сделать что-то самостоятельно. Например, протереть пол. Пусть даже ребенок только разотрет грязь – проявление инициативы нужно поощрять

Обучение детей трудовым навыкам начинается с показа действия. Родитель должен давать поддержку малейшим попыткам сделать что-то самостоятельно. Например, протереть пол. Пусть даже ребенок только разотрет грязь – проявление инициативы нужно поощрять.

Если взрослый начнет чрезмерно опекать малыша, то он быстро привыкнет лениться и у него не будет стремления к личной деятельности.

Трудовое воспитание дошкольников в детском саду

Трудовое воспитание в раннем детстве

Любой ребенок должен понимать, что он является полноценным членом семьи, от которого ждут посильной помощи. Трехлетний малыш может собрать игрушки, положить на место книжки, подать к столу ложки…

С раннего возраста необходимо формировать у малыша навыки самообслуживания: учить умываться, чистить зубы, самостоятельно одеваться, раздеваться, наводить порядок в игрушках. Развивая навыки самообслуживания, взрослые должны знать, что вследствие физиологических особенностей (неразвитая мелкая моторика, период сенсорного развития…) любое дело дается малышу с трудом. До трех лет ребенок только учится чувствовать окружающий мир и ему сложно соблюдать последовательность действий

Важно проявлять спокойствие, терпение и доброжелательность

Моя маленькая дочь в три года с удовольствием бросала в лунки картошку, поливала в саду цветы, собирала ягоду… Она все делала неуклюже и быстро уставала, но была очень счастлива, так как ей нравилась роль маминой и папиной помощницы. Для нее все дела были игрой. Сажая картошку, дочь обращалась к ней со словами: «У меня есть свой домик. А это твой домик. Здесь будет жить твоя сестренка…».  Собирая ягоды, она говорила: «Эти большие ягодки – мама и папа, маленькие ягодки – их дочки, эта ягодка похожа на маму…».  Радость совместной работы остается у детей и родителей на всю жизнь.

Важно позволить малышу выполнять то дело, которое он может сделать сам. Нельзя полностью освобождать его от домашних обязанностей

Он может привыкнуть к тому, что родители обязаны его обслуживать.  Ошибка родителей – приучать к труду силой. Грубое принуждение, как повинность, может вызвать у дочери или сына отвращение к работе или комплекс неполноценности.

Практические советы

Педагоги не просто так разрабатывают консультации для родителей «Трудовое воспитание для дошкольников». Именно этот период очень важен для формирования первых представлений о социально-бытовых навыках.

Когда надо начинать

Не только при нахождении в коллективе ребенок должен следовать правилам. Дома он также выполняет поручения, занимается разным трудом. С раннего возраста его приучают складывать игрушки на место, убирать за собой и помогать родителям.

В детском саду воспитатели тоже развивают самостоятельность, но этого бывает недостаточно. Поэтому родители тоже являются полноправными участниками процесса.

Воспитание трудолюбия у детей-дошкольников проходит под контролем взрослых. Именно они помогают вырабатывать привычки и навыки. Этот процесс занимает несколько лет, поэтому нужно заниматься им с первого года малыша.

Важно! Единых методов обучения не существует, но стоит придерживаться двух принципов – последовательность и систематичность. В таком случае удастся добиться поставленных целей

Как научить дошкольника трудиться

В первый год жизни ребенка родители постепенно учат его складывать игрушки на свои места. Для этого ему показывают, как их складывать в ящик или контейнер. Проводить это нужно в игровой форме.

После выполнения задания малыша обязательно поощряют

В образовательных учреждениях могут проводить родительские собрания «Семейные традиции и способность ребенка трудиться». Все это направлено на то, чтобы взрослые получали практические советы по воспитанию.

До начала хождения в детский сад дети должны научиться себя обслуживать. Для этого их учат умываться, чистить зубы, причесываться, одеваться и т.п.

Важно! Сначала родитель показывает, как это делать, потом помогает выполнять действия. Разные методики трудового воспитания направлены на достижение одной цели – выработка потребности осуществлять полезную деятельность. Для этого родители просят помочь расставить вымытую посуду, вытереть пыль и т.п

Для этого родители просят помочь расставить вымытую посуду, вытереть пыль и т.п

Разные методики трудового воспитания направлены на достижение одной цели – выработка потребности осуществлять полезную деятельность. Для этого родители просят помочь расставить вымытую посуду, вытереть пыль и т.п.

Задания должны быть посильны возрасту. Компоненты деятельности – это цель, мотив, средства и результат. На основе них строится процесс воспитания. Например, ребенку рассказывают, что игрушки нуждаются в помощи и их нужно расставить по местам.

Средство – это то, что помогает осуществлять деятельность. Чтобы поесть, ребенку нужно использовать столовые приборы. Поэтому ему пригодятся разные навыки и умения в жизни.

Образовательный потенциал трудовой деятельности детей дошкольного возраста позволяет считать ее полезной для общества. Именно от этого зависит, каким человек будет в будущем. У него должно быть сформировано правильное отношение к работе.

Успешность человека напрямую зависит от трудолюбия

Немного иначе стоит работать со школьниками. С первого класса им можно уже поручать разные дела. Все их лучше записывать в список, который поможет ему все запомнить.

Средства трудового воспитания детей

Важно! Выработка привычки учиться тоже требует особого подхода. Поэтому если ребенку поручили писать реферат, то родитель может подсказать ему, где искать информацию. Но не пытаться сделать работу за него

Но не пытаться сделать работу за него.

Основные сведения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №221” комбинированного вида (МБДОУ “Детский сад №221”)

фото

Дата создания образовательной организации – 1985 год

Решаем вместе

Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Об учредителе (учредителях) образовательной организации

Учредителем Учреждения и собственником его имущества является городской округ — город Барнаул Алтайского края. Адрес: Барнаул, ул. Союза Республик, 36-а., тел. (8-3852) 66-75-53 Электронный адрес: Председатель комитета Муль Андрей Генрихович тел. (8-3852) 56-90-45 Приемная: Электронный адрес Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени городского округа — города Барнаула Алтайского края исполняет комитет по образованию города Барнаула. Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени городского округа — города Барнаула Алтайского края исполняет комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула.

О наименовании представительств и филиалов образовательной организации (при наличии) (в том числе, находящихся за пределами Российской Федерации)

Представительств и филиалов образовательной организации нет. Находящихся за пределами Российской Федерации представительств и филиалов образовательной организации нет.

О месте нахождения образовательной организации

Юридический адрес: 656057, Алтайский край, г.Барнаул, ул. Панфиловцев, 12

Фактический адрес: 656057, Алтайский край, г.Барнаул, ул. Панфиловцев, 12

Посмотреть на карте Барнаула

Найти проезд до Детский сад №221 комбинированного вида

О режиме и графике работы образовательной организации

Режим работы: пятидневная рабочая неделя. В субботу, воскресенье и праздничные дни детский сад не работает.

График работы: Понедельник с 7.00 до 19.00 Вторник с 7.00 до 19.00 Среда с 7.00 до 19.00 Четверг с 7.00 до 19.00 Пятница с 7.00 до 19.00

О контактных телефонах образовательной организации

тел/факс: 42-67-80; 42-43-24

Об адресах электронной почты образовательной организации

Об адресах официальных сайтов или страницах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Адрес официального сайта образовательной организации 221доу.рф

Официальных страниц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» у организации нет.

О местах осуществления образовательной деятельности, в том числе не указанных в приложении к лицензии (реестре лицензий) на осуществление образовательной деятельности

  • места осуществления образовательной деятельности по основным программам обучения: 656057, Алтайский край, г.Барнаул, ул. Панфиловцев, 12;
  • места осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам: 656057, Алтайский край, г.Барнаул, ул. Панфиловцев, 12;
  • места осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ: нет;
  • места проведения практики: нет;
  • места проведения практической подготовки обучающихся: нет;
  • места проведения государственной итоговой аттестации: нет.

Не указанных в приложении к лицензии (реестре лицензий) мест осуществления образовательной деятельности на осуществление образовательной деятельности нет.

Проблемные ситуации

В процессе воспитания могут возникать у родителей разные проблемы. Далеко не все практические советы идеально работают. Нельзя найти методику обучения, которая бы подходила всем детям.

Ситуации для размышления

Если возникает сложная ситуация, то ее лучше решать через педагога. Например, ребенка можно стимулировать убирать за собой игрушки простым способом: ему показывают сломанную куклу и спрашивают, как ей помочь.

Малыш предлагает вылечить ее, а после этого взрослый рассказывает, как избежать таких ситуации и что может привести к ним.

Если ребенок не хочет сам надевать одежду и зашнуровывать обувь (при условии, что он умеет это делать), то родитель может поставить ему условие: мы пойдем кататься на горки, но в случае, если ты все сделаешь.

Детей в садике приобщают к полезному труду – они помогают проводить подготовку к праздникам.

Важно! Малыши могут украшать зал, поливать цветы, расставлять игрушки по местам и т.п. Образование обязательно включает в себя воспитательные моменты. Так детей учат помогать друг другу

Более смышлёный товарищ объясняет что-то сверстнику и т.п

Так детей учат помогать друг другу. Более смышлёный товарищ объясняет что-то сверстнику и т.п

Образование обязательно включает в себя воспитательные моменты. Так детей учат помогать друг другу. Более смышлёный товарищ объясняет что-то сверстнику и т.п.

Формирование навыков занимает время. Поэтому в процессе могут наблюдаться сложности, которые вызовут отторжение у ребенка. В такой ситуации помогает материальное поощрение. Содержание такого метода может быть разным – игрушка, конфета и т.п.

В каждом случае дети могут действовать по-разному и им нужно предоставлять право выбора. Например, если обувь и одежда перепутаны, то их нужно разложить в правильном порядке, отклеенные картинки на шкафчиках приклеивают заново и т.п.

Все ситуации должны отражать действительность и быть применимыми в реальной жизни. Родителям в этом деле отведена главная роль, так как они должны быть положительным примером для детей.

Далеко не всегда метод обучения приносит должный результат, поэтому в случае возникновения сложностей неработающий вариант воспитания убирают.

Главное заниматься полезной деятельностью с ребенком постоянно

Главная функция трудового воспитания – это приучение человека к полезной деятельности

Именно от этой привычки зависит то, как он будет работать в будущем, и для общества это важно с экономической точки зрения

Задача педагога – это просвещение родителей. Специалисты обладают нужными знаниями и умеют их применять. У людей без нужного образования этого навыка нет.  С сентября проводятся собрания и консультации, которые направлены на получение практических советов и разбор разных случаев.

Иногда психолог проводит с детьми специальные тесты, которые позволяют выявить проблемные моменты.

Трудовое воспитание начинают с раннего возраста, так как это важная часть будущей самостоятельной жизни ребенка.

Рекомендации для родителей:

  • Не освобождайте ребенка от трудовых обязанностей. Не воспитывайте из него потребителя. Не забывайте известную поговорку «Родители трудолюбивы – дети не ленивы».
  • Помните: у детей должны быть разовые и постоянные обязанности.
  • Любое новое дело нужно выполнять совместно.
  • Вырабатывайте у детей привычку к постоянной занятости. Не позволяйте детям приобретать опыт беспорядочной и безответственной жизни.
  • Соблюдайте последовательность в своих требованиях. Проявляйте тактичность при оценивании результатов детского труда.
  • Поддерживайте у дочери и сына интерес к труду. Поручая непривычное для них дело, давайте им творческие задачи и избегайте чрезмерной опеки при их решении.
  • Предлагайте такие дела, в которых чередовались бы сложные и простые, интересные и скучные операции, предоставляйте им роль организатора и исполнителя дела.
  • Правильно оценивайте возможности детей. Родительские поручения должны соответствовать возрасту ребенка и доставлять удовольствие. Учитывайте его индивидуальные особенности.
  • Привлекая малыша к домашним обязанностям, воспитывайте в нем привычку заботиться об окружающих его людях.
  • Уважайте интерес малыша к любому виду труда и не заглушайте его стремления к самостоятельности.
  • Воспитывайте у детей уважение к чужому труду. Рассказывайте им об особенностях своей профессии и профессиях близких родственников, соседей, друзей.

Трудовое воспитание в семье – это жизненная необходимость, которая помогает человеку реализовать себя или найти свое место в жизни.

Уважаемый читатель! Считаете ли вы трудолюбие главной нравственной ценностью человека?

Чем старше – тем умелее

Итак, взрослея, ребенок постепенно улучшает свои трудовые навыки в результате постоянного развития. В каждом возрасте ему можно поручать определенные домашние дела: чем ребенок старше, тем сложнее могут быть эти поручения. При этом не обязательно наваливать на малыша все дела, которые он в состоянии делать. Но определенный список обязательных поручений установить нужно.

Например, в 3 года малыш в состоянии:

  • убирать по местам свои игрушки;
  • относить грязную одежду в корзину для стирки;
  • вытирать за собой разлитое;
  • помогать убрать книги (журналы);
  • вытирать пыль;
  • накладывать домашнему питомцу еду в миску.

К 4 годам к этим навыкам добавляются новые:

  • застилать свою постель;
  • убирать со стола;
  • выбрасывать мусор;
  • поливать растения;
  • готовить завтрак из молока и хлопьев;
  • складывать чистые полотенца.

В 5 лет малыш становится еще более умелым, он уже в состоянии, кроме всего перечисленного, выполнять следующие действия:

  • наливать себе воду или другое питье;
  • готовить бутерброды;
  • одеваться и завязывать шнурки;
  • помогать загружать посуду в посудомойку;
  • сортировать белье для стирки на цветное и белое;
  • помогать взрослым в уборке двора, мытье машины;
  • убирать за домашним питомцем лоток.

Шестилетний дошкольник может еще больше, ему можно поручать более сложную работу:

  • подмести мусор (в том числе во дворе);
  • доставать почту из почтового ящика;
  • помогать закладывать белье в стиральную машину и развешивать его на веревку;
  • отвечать на телефонные звонки;
  • выгуливать домашних животных;
  • работать граблями и тяпкой;
  • вешать свою одежду в шкаф;
  • чистить овощи.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – работа планомерная, систематическая, построенная на взаимодополняемости действий воспитателей и родителей. Для этого потребуется немало терпения, участия, любви. Но игра стоит свеч, ведь вырастить ребенка трудолюбивым в конечном счете значит сделать его успешным и счастливым.

Виды труда

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным.

Самообслуживание– это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.

Труд детей в природе                                                                                      

Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней.

Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство.

В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений.

“Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства”

Трудовое воспитание в игровой форме

Игра – лучшее средство развития ребенка. В игре его можно научить не только бегать или прыгать, но и думать, принимать решения, развивать речь, делать выводы, вести себя в социуме, строить коммуникации – и, конечно, трудиться.

В детском саду с дошкольниками проводят различные игры: как на познание теории, так и практические.

Первые направлены на расширение представлений дошкольников о разных профессиях, о навыках, необходимых для каждой из них, а также на умение соотносить действия людей с их профессиями, средствами и орудиями труда. К ним относятся, например, такие:

  • Кто где работает?
  • Кто это делает?
  • Кто это умеет?
  • Кто что делает?
  • Кому что нужно для работы?
  • Что сначала, а что потом?
  • Угадай, что я делаю? И др.

Вторая категория позволяет в игровой форме освоить различные практические навыки. В таких играх дети учатся трудиться, подражая взрослым:

  • водят и чинят машинки;
  • накрывают стол для кукол;
  • «готовят» в детской посуде;
  • учатся пользоваться игрушечными приборами (утюгами, духовками, стиральными машинами, пылесосами).

Дома с успехом можно использовать все эти виды игр. Кроме того, прекрасным обучением являются такие домашние «трудовые» игры:

  • кто быстрее (вытрет пыль, соберет игрушки);
  • у кого лучше получится (убрать в комнате, сложить вещи);
  • «Веселые истории» — в процессе бытовой домашней работы родители сочиняют и рассказывают детям интересные истории из «жизни» чашек и кастрюлек, гвоздей и молотков;
  • «Ревизоры»: ребенку объясняют, что сегодня качество его уборки в игровой зоне проверит его любимый мишка (кукла, зайка) — старательность малышей при этом резко повышается;
  • «Игрушечный быт» — родители вместе с детьми моют игрушечную посуду, стирают кукольные одежки, чинят сломанные игрушки и т. д.;
  • «Конкурс талантов» — соревнование между детьми (можно пригласить соседей или друзей) в рисовании, изготовлении всевозможных поделок, аппликаций. Это тренирует навыки ручного труда, развивает мелкую моторику.

Из чего состоит трудовое воспитание?

Итак, какому именно труду нужно учить малыша? Трудовое воспитание включает в себя 4 основных аспекта.

  • Самообслуживание (гигиена, одевание-раздевание, сервировка стола, приготовление несложных блюд, уборка постели, своей игровой зоны, стола после себя, уход за одеждой и обувью).
  • Хозяйственно-бытовой труд (помощь во время готовки, стирки, уборки, ухода за животными или растениями).
  • Труд на природе (уход за посадками и посевами, уборка дворовой территории).
  • Ручной труд (изготовление различных поделок).

Для каждого возраста объем этих навыков будет различен, что обусловлено общим уровнем развития ребенка: его умением управляться с предметами, выполнять просьбы, держать концентрацию внимания, не утомляться, мыслить логически и т. д. Каждый из этих видов труда дает ребенку возможность развиваться умственно и физически:

  • осваиваться в окружающем мире;
  • строить коллективные взаимоотношения;
  • быть общительным;
  • развивать память, мышление, моторику;
  • изучать предназначение и правила использования орудий труда;
  • расширять кругозор;
  • учиться самостоятельности, дисциплинированности;
  • развивать силу, ловкость, выносливость;
  • учиться уважать старших, ценить результаты труда (не только личные, но и совместные, и чужие), повышать ответственность, самооценку.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий