Содержание
Слайд 1
Как воспитать ребёнка трудолюбивым
Беседа с родителями
Слайд 2
Нужно ли ребёнку трудиться?
«ДА»
«НЕТ»
Зачем?
Почему?
Слайд 3
На границе трехлетнего возраста у каждого нормально развивающегося ребенка появляется важнейшее психическое новообразование – самостоятельность. Центральная характеристика этого возраста – кризис 3 лет («Я сам!»).
Слайд 4
«Я- САМ!»
В чем это выражается? – Ребенок чувствует и осознает себя повзрослевшим и его уже не устраивает прежняя модель взаимоотношений со взрослыми, когда его во всем опекали и относились к нему как к малышу. Это осознание самостоятельности требует самовыражения в деятельности.
При этом роль труда малыша по самообслуживанию так велика, что его влияние на личность ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности.
Слайд 5
Труд для дошкольников
Труд по самообслуживанию
(навыки одевания и раздевания, умывания, еды, гигиены)
Хозяйственно бытовой труд ( труд по дому)
Труд в природе
Ручной труд
Слайд 6
В возрасте 3-4 лет малыш с большим удовольствием помогает в домашних делах
Слайд 7
Домашний труд – это тоже познание мира. Вызывает интерес и вода, льющаяся из крана, и выскальзывающая из рук тарелка, и звон посуды. Вот этот интерес и нужно использовать, чаще предлагать сделать что-нибудь. Нужно поддерживать проявление любой детской инициативы. Хочешь – делай!
Слайд 8
Для того, чтобы ребенок занимался работой по дому с желанием, взрослые должны помнить о том, что нужно создать необходимые условия:
Взрослый является примером для ребенка. Дети — дошкольники копируют поведение взрослых. Воспитывают не словами, а делами.
Инвентарь для труда должен соответствовать возрастным особенностям ребенка (детский инвентарь: легкий, соответствовать росту ребенка, удобный в использовании, хорошо, если яркий и привлекательный на вид)
Взрослые должны проявлять терпение и такт по отношению к самому ребенку и результатам его труда. Оценивать нужно не сам результат труда, а то, сколько стараний и усилий приложил ваш ребенок. Сравнивать результаты труда ребенка можно только с его же прежними достижениями.
Слайд 9
Но очень часто многие взрослые из-за боязни,что малыш может сделать что-то не так и экономии времени не дают ему выполнять некоторую работу, например, сами убирают игрушки, не дают ему полить цветы или помыть за собой кружку. Поэтому родителям не стоит удивляться, когда в 5-6 лет ребенок ответить отказом на просьбу помочь.
Слайд 10
Пробудить интерес к работе — половина успеха
Второй важной частью воспитания у ребенка трудолюбия является приучение его помогать не время от времени, а систематически, при этом нужно контролировать выполнение работы, и в итоге хвалить. Никогда не нужно отказываться от помощи ребенка.В случае, когда ребенок просит помочь выполнить, что-то опасное (например,отремонтировать розетку), то нужно объяснить по каким причинам в этом вопросе его помощь не нужна и предложить ему менее опасное дело
Слайд 11
Любовь к труду поможет ребенку повысить самооценку,у него появится уверенность в том, что он многое может и делает это хорошо
Все это обязательно потом хорошо отразится во взрослой жизни.
Посмотреть все слайды
Методика трудового воспитания дошкольников
В детском саду происходит формирование начальной основы трудолюбия. Воспитатели приучают малышей к деятельности, которая полезна для общества. Обучение обязательно проводят в игровой форме, так как этот вид деятельности является ведущим для дошкольников.
Малышей нужно с раннего возраста приучать к необходимости помогать родителям
Воспитывать ребенка нужно постепенно, так как ему придется освоить несколько этапов. Ему предстоит выработать навыки, уметь ставить перед собой цели, планировать свою работу и достигать результата.
Важно! В дошкольном возрасте у детей только внешняя мотивация, т.е. они нуждаются в материальном поощрении
В ДОУ воспитатели помогают малышам овладевать первыми орудиями труда
Педагог также ставит цели и контролирует их достижение — это хорошо развивать через навыки самообслуживания
В ДОУ воспитатели помогают малышам овладевать первыми орудиями труда. Педагог также ставит цели и контролирует их достижение — это хорошо развивать через навыки самообслуживания.
Роль семейных традиций
Позиция взрослого при обучении ребенка трудовым действиям – помогающая. Например, если малыш просит зашнуровать себе ботинки, то родителю не нужно сажать его на стул и делать это за него. Правильно будет показать ему как это делается и помочь самому справиться с этим.
Необходимо формировать у малыша социально-бытовые навыки
Воспитание трудолюбия у дошкольников зависит от разных факторов. Овладевание простыми навыками начинается с наблюдения за взрослым человеком. Если родители часто убираются, моют посуду и т.п., то малыш начнет пытаться повторять за ними.
В 3 года у малыша формируется потребность «Я сам». Именно с этого момента можно начинать обучение.
Актуальность правильной позиции взрослого
Воспитатели могут предложить брошюру «Трудовое воспитание в семье», консультация для родителей содержит практические советы и частые ошибки. Мамы и папы должны систематически приучать детей к выполнению обязанностей по дому.
Некоторые взрослые ошибочно просят ребенка помогать только по высказанной просьбе. Подобная позиция мешает правильно обучать. Иногда родители занимают чрезмерно опекающую позицию. Они все делают за малыша, пресекают его самостоятельность и инициативность.
Близкие люди должны помогать ребенку справляться с разными задачами. Например, давать ему самостоятельно одеваться и собираться на прогулку.
Важно! Не стоит ждать от малыша идеального выполнения с первого раза. Обучение детей трудовым навыкам начинается с показа действия
Родитель должен давать поддержку малейшим попыткам сделать что-то самостоятельно
Например, протереть пол. Пусть даже ребенок только разотрет грязь – проявление инициативы нужно поощрять
Родитель должен давать поддержку малейшим попыткам сделать что-то самостоятельно. Например, протереть пол. Пусть даже ребенок только разотрет грязь – проявление инициативы нужно поощрять
Обучение детей трудовым навыкам начинается с показа действия. Родитель должен давать поддержку малейшим попыткам сделать что-то самостоятельно. Например, протереть пол. Пусть даже ребенок только разотрет грязь – проявление инициативы нужно поощрять.
Если взрослый начнет чрезмерно опекать малыша, то он быстро привыкнет лениться и у него не будет стремления к личной деятельности.
Трудовое воспитание дошкольников в детском саду
Особенности трудового воспитания в семье
Родители должны показывать достойный пример. Если мама и папа постоянно спорят, кто сегодня пойдёт выносить мусор или моет посуду, то и малыша будет сложно приучить к трудолюбию
Трудовое воспитание должно начинается с ранних лет. Обычно, детям не нравится убирать за собой игрушки. В этом случае, делайте это вместе. У всех игрушек должно быть своё место: книги на полке, мягкие игрушки в корзине
Если малыш хочет самостоятельно что-то сделать, не препятствуйте. Даже если ребёнок плохо помыл тарелку или слишком медленно одевается. Наберитесь терпением, а также поручите крохе определенные простые обязанности
Хвалите ребёнка за любое сделанное дело
Малышам очень важно понимать, что они молодцы. Восхищение родителей-лучшая награда
Не нужно заставлять ребёнка заниматься трудовой деятельностью
Лучший вариант — совместная трудовая работа. Превратите обыкновенную уборку в игру, соревнование
Доверьте малышу регулярные обязанности, согласно его возрасту: кормление домашних животных, уход за цветами. Так ребёнок будет понимать, что его труд очень важен в семье
Малышу необходимо понимать результат своих действий. Объясняйте ему, для чего он выполняет тот или иной труд: если не кормить рыбок, то они погибнут, а цветы без воды завянут
Какие-то поручения могут быть не понятны ребёнку, поэтому взрослым нужно показать малышу, как именно выполнять работу. Вероятно, потребуется некоторое время, чтобы ребёнок понял. Запасайтесь терпением и повторяйте столько раз, сколько потребуется
Контролируйте малыша. Если ребёнок выполнил работу не качественно, а родители потом за него доделывают или переделывают, то в дальнейшем малыш будет отлынивать от выполнения поручений, зная, что за него и так все сделают
Воспитание трудолюбия у детей раннего возраста
Для достижения успехов в жизни человек должен быть трудолюбивым. Природа не заложила в нас такое качество, поэтому любовь к труду необходимо развивать. Основной задачей трудового воспитания дошкольников — научить трудолюбию, быть ответственным за выполняемое задание.
Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста начинается с самообслуживания, либо выполняя несложные поручения родителей в быту. Дети более старшего возраста выполняют учебный труд и общественный. Чем раньше родители начнут приобщать малышей к домашнему труду, тем легче им будет справляться со своими трудовыми обязанностями дальше.
У каждого малыша, как и у любого человека, есть свои определенные интересы к какой-то деятельности
И если не обращать внимание на такой интерес и стремление крохи, не заниматься дальнейшем развитием, то эта заинтересованность может и вовсе исчезнуть
Маме и папе важно поддерживать ребёнка, а также добавлять что-то новое, что будет помогать развитию трудолюбия. Совмещайте приятное с полезным в форме игры, и малышу трудовая деятельность будет даваться легко, он будет заинтересован в помощи не только себе, но и окружающим
Совмещайте приятное с полезным в форме игры, и малышу трудовая деятельность будет даваться легко, он будет заинтересован в помощи не только себе, но и окружающим.
Малыши очень любят подражать взрослым, этот момент важно не упустить. Позволяйте крохе помогать вам в простых семейных делах: убрать игрушки на место, протереть стол, помыть за собой чашку и так далее
Позволяйте ребёнку быть самостоятельным, особенно, если он сам этого хочет.
Не забывайте про отдых, он необходим маленькому человеку. В промежутках между трудовой деятельностью позволяйте ребёнку заниматься тем, что ему нравится.
Трудовое воспитание девочек
Девочек необходимо привлекать к домашнему труду: учить убираться по дому, стирать, готовить простые блюда, накрывать на стол. Такая деятельность должна быть ненавязчивой и правильно организованной, чтобы у малышки все больше и больше возникало желание помогать маме. Дочке нужно понимать, что в её помощи нуждаются. По мере взросления, нужно добавлять и более сложные задачи: рукоделие, забота о младших.
Работая вместе, у мамы и дочки возникает взаимопонимание. В будущем это все положительным образом скажется на заботе о пожилых родителях.
Трудовое воспитание мальчиков
Лучшим примером для сына является его отец. Если папа целыми днями сидит на диване и не помогает своей жене, то, скорей всего, мальчик не вырастит трудолюбивым.
В зависимости от возраста малыша, папа может поручать различные трудовые действия: помогать во время ремонта каких-либо предметов, подавая инструменты, оказывать помощь в работе на огороде или гараже. Общее дело способствует сближению, улучшению отношений. Ремонт какой-либо несложной бытовой техники можно превратить в интересное занятие, стимулируя больший интерес ребёнка.
В каком возрасте следует приучать ребенка к труду
Прошлое поколение не представляло свою жизнь без работы, потому что ежедневную рутину не облегчали бытовые гаджеты. Сегодня же мы видим картину, как мама закидывает белье в машинку, продукты в мультиварку, робот пылесосит, посудомоечный агрегат моет, а скучающий ребенок не ведает, чем себя занять. И вот оно! Поколение избалованных детей, не знающих, в какое русло направить бурлящую энергию, не уважающих родительский труд, требующих дорогие подарки. Как же быть?
Начиная с 2-3 лет, малыши стремятся помогать. Они просят разрешения вымыть посуду, хватают швабру в руки, тянутся к утюгу, пылесосу, куску теста на столе. Рассыпанная мука, игра с кастрюлями, детская посудка и бытовая техника на прилавках магазинов — неотъемлемые атрибуты правильного, счастливого детства. Привлекайте кроху к семейным обязанностям как можно раньше. Я бы сказала, уже с полугодовалого возраста. Родительские действия выстраивайте по следующей схеме.
1. Лучше всего — собственный пример. Не убирайте дома, когда ребенок спит, на улице или в гостях у бабушки. Пусть карапуз видит, как взрослые хлопочут по дому, суетятся, наводят чистоту.
2. Обязательная теория. Озвучивайте происходящее вокруг. Рассказывайте крохе, зачем вы вытираете пыль, как приятно жить в чистой комнате, какой из него вырастет замечательный помощник. С 3-4-летнего возраста поощряйте желание учиться, узнавать новое. Ведь грядущие школьные уроки — обязательный труд для растущего человека.
3. Доверие без страха. Распространенная ошибка родителей — нежелание осложнять себе жизнь. Намного быстрее вымыть собственноручно две тарелки, чем после «помощи» детей вытирать мокрый пол, перемывать посуду и переодевать в сухую одежду «виновника».
4. Поощряйте. Хвалите за любые попытки взяться за что-то новое. Расскажите, как тяжело справляться с хлопотами по дому в одиночку. Объясните, что сын (дочь) — главные помощники, и вы цените их усилия.
Зачем воспитывать в ребенке любовь к труду
Трудолюбие всегда считалось основой культуры и жизнедеятельности. Способность и отношение к труду – это не врождённые качества. Их можно и нужно приобретать.
Детский труд – это основа воспитания
Поэтому важно организовать воспитательный процесс таким образом, чтобы ребёнок понял, что труд необходим
Ребёнку недостаточно знать, что трудолюбие – это хорошо. Он должен понимать, почему
Важно объяснить малышу, что труд позволяет ему проявить свои способности и таланты. В этом вопросе невозможно переоценить роль семьи. Только в труде воспитываются в ребёнке такие качества как дисциплинированность, инициатива, ответственность, самостоятельность, трудолюбие, доброжелательность, успешность, отзывчивость
Только в труде воспитываются в ребёнке такие качества как дисциплинированность, инициатива, ответственность, самостоятельность, трудолюбие, доброжелательность, успешность, отзывчивость.
Чего следует избегать?
- Не ожидайте идеальных результатов. Малыш не сможет делать что-то лучше взрослого, так что разбитые чашки и тарелки – вполне привычный итог детской помощи. Поначалу придётся что-то переделывать за ребёнком, однако, не на виду у маленького труженика. В ином случае он может подумать, что его работа не имеет смысла.
- Не ругайте. Терпеливость очень важна в деле приучения ребёнка к труду. Конечно, малыша можно заставить делать работу побыстрее, однако он просто физически не способен выполнять обязанности наравне со взрослыми. Если постоянно подгонять, то в следующий раз он попросту откажет в помощи.
- Не рассматривайте домашние обязанности в качестве наказания. В идеале ребёнок должен понимать, что труд – это благо. Если же постоянно наказывать за что-то домашними хлопотами, то дети начнут считать мытьё посуды или выгуливание собаки чем-то негативным.
- Не платите за труд. Оплата за домашние хлопоты – неоднозначное решение. Психологи советуют поощрять детей не деньгами, а посещением цирка, кинотеатра. Иначе ребёнок станет воспринимать свои прямые обязанности в качестве предмета торга и требовать, соответственно, увеличения оплаты.
- Не делите виды деятельности по половому признаку. Современные дети не признают условностей, поэтому девчонки разбирают компьютеры, а мальчики любят готовить на кухне. В этом нет ничего плохого. Напротив, все ребятишки должны уметь пришивать пуговицы, готовить хотя бы яичницу, застилать постель.
Ну и ещё один важный совет, о котором уже было сказано. Демонстрируйте позитивную модель поведения – убирайте и мойте за собой посуду, устраивайте генеральные уборки и т.д. Нельзя требовать от ребёнка того, чего вы сами не выполняете.
Как и когда приучать к труду
Давайте работу по силам
Ребенку необходимо четко знать, какую работу он может сделать самостоятельно, какую — под руководством взрослых и на какую следует попросить разрешение. Двухлетке уместно доверить уборку игрушек, а школьнику — полноценную помощь по дому.
Если кажется, что ребенок не справится, например, поранится или разобьет хрупкие предметы, выполните работу вместе. Так он укрепит свое желание помогать взрослым и чуть больше разовьет нужные практические навыки.
Подавайте правильный пример
Если родители с нежеланием делают домашнюю работу, то дети тоже будут отказываться помогать по хозяйству. Найдите для домашних дел подходящее время, чтобы силы на работу были и у вас, и у ребенка.
Когда дети на своем опыте знают, что такое поддерживать чистоту и порядок в доме, им легче объяснить ценность труда дворников, легче приучить выбрасывать за собой мусор. Если ребенок постоянно мастерит своими руками поделку, то не будет заниматься вандализмом и уничтожать то, что изготовлено другими людьми.
Используйте игру
Игровой подход срабатывает в любом возрасте — малыши, играя, в первый раз прибирают свои игрушки, а младшеклассники с горящими глазами бегут собирать поделки из мусора, забывая о том, что не хотели вставать из-за компьютера несколько минут назад.
Поощряйте усилия, а не результат
Хвалите ребенка за помощь по дому, даже если у него еще не получается вымыть пол или вытереть пыль с полок быстро и хорошо — мастерство приходит со временем и опытом. Аккуратно укажите на ошибки и расскажите, как сделать лучше. Но не ругайте и не говорите, что в следующий раз сделаете сами — такие высказывания отбивают желание трудиться.
Делайте задания понятными
Малышам давайте четкие и простые указания из одного действия: принеси веник, убери кружку со стола. Детям постарше можно уже показывать конечную цель: например, прибраться в комнате — это расставить игрушки по местам, навести порядок на рабочем столе, вытереть пыль на полках, пропылесосить. В любом возрасте ребенку должны быть понятны требования взрослых.
Не превращайте труд в наказание
«Где ты шлялся после школы? Иди быстро мой посуду». Если вы наказываете детей с помощью труда, то будьте готовы к тому, что они быстро потеряют интерес к домашней работе. Наказания хочется избежать — даже если ваш ребенок станет учиться на пятерки, чтобы избавиться от домашней работы, к труду вы его так не приучите.
Материалы по теме:
Рекомендации по трудовому воспитанию для родителей
Взрослые сами должны браться за работу с желанием. Если между папой и мамой постоянно идут препирательства, кому сегодня убирать или сходить в магазин, из ребенка тоже ударника труда не выйдет.
Воспитание трудолюбия нужно начинать как можно раньше. Малыши обычно не любят собирать игрушки после игр, поэтому заниматься этим можно вместе. Весь «реквизит» должен иметь свое место: книги ставят на полку, мягкие игрушки убирают в коробку, машины хранятся в гараже.
Желание помочь, сделать что-то самостоятельно не должны пресекаться родителями, даже если после мытья тарелок на них остается жир, а завязывание шнурков приведет к опозданию в сад и на работу. Родителям следует запастись терпением, а также определенным «арсеналом» дел, которые можно поручить ребенку.
Любое выполненное поручение должно быть вознаграждено
Самое важное вознаграждение – это восхищение и похвала мамы. Юному помощнику очень важно осознавать, что он молодец, видеть пользу от результата своего труда
Трудовые поручения не должны иметь форму принуждения. Еще лучше, если взрослые будут делать что-то совместно с детьми. Обычную уборку можно провести в форме состязания, игры, а лепка пельменей или пирожков превратится в незабываемый праздник.
У ребенка должны появиться свои постоянные посильные обязанности. Регулярное кормление рыбок или уход за растениями немного освободит старших, а малыш будет чувствовать свою значимость в семейном коллективе.
Дети должны осознавать конечный результат своих усилий, им нужно объяснить, с какой целью производятся те или иные действия: цветы могут увянуть, если их не полить, а рыбки без корма погибнут.
Некоторые действия ребенку нужно показать лично, научить, объяснить, как делать. Возможно, это потребуется не единожды, взрослым нужно запастись терпением.
Необходимо всегда проверять работу, сделанную ребенком, она должна быть осуществлена качественно и до конца. Если взрослые будут сами исправлять огрехи и доделывать, то этим только научат свое чадо уклоняться от поручений, ведь всегда есть кому завершить работу.
Читайте еще: Трудовое воспитание в школе
Трудовое воспитание мальчика
Наследник вырастет трудолюбивым, если только отец сам не сидит без дела перед телевизором, перекладывая все заботы по дому на плечи жены. Труд старшего мужчины – наглядный пример для малыша.
Сообразуясь с возрастом отпрыска, умный папа привлечет его к посильной помощи: мальчик может подавать инструменты, помочь в саду или гараже. Общение в процессе работы очень сближает, а забивать гвозди или чинить утюг – это не обрыдлая обязанность, а увлекательнейшее занятие.
Трудовое воспитание девочки
Мудрая мать ненавязчиво привлечет дочку к помощи по дому: научит убирать, стирать, готовить элементарные блюда, сервировать стол. Со временем круг ее обязанностей расширится, она научится рукодельничать, заботиться о младших.
Выполняя работу сообща, мама и дочь смогут лучше понимать друг друга. Терпение и похвала старшей обернется в дальнейшем заботой о ней. Привычка заботиться об окружающих вырабатывается с детства.
Практические советы
Педагоги не просто так разрабатывают консультации для родителей «Трудовое воспитание для дошкольников». Именно этот период очень важен для формирования первых представлений о социально-бытовых навыках.
Когда надо начинать
Не только при нахождении в коллективе ребенок должен следовать правилам. Дома он также выполняет поручения, занимается разным трудом. С раннего возраста его приучают складывать игрушки на место, убирать за собой и помогать родителям.
В детском саду воспитатели тоже развивают самостоятельность, но этого бывает недостаточно. Поэтому родители тоже являются полноправными участниками процесса.
Воспитание трудолюбия у детей-дошкольников проходит под контролем взрослых. Именно они помогают вырабатывать привычки и навыки. Этот процесс занимает несколько лет, поэтому нужно заниматься им с первого года малыша.
Важно! Единых методов обучения не существует, но стоит придерживаться двух принципов – последовательность и систематичность. В таком случае удастся добиться поставленных целей
Как научить дошкольника трудиться
В первый год жизни ребенка родители постепенно учат его складывать игрушки на свои места. Для этого ему показывают, как их складывать в ящик или контейнер. Проводить это нужно в игровой форме.
После выполнения задания малыша обязательно поощряют
В образовательных учреждениях могут проводить родительские собрания «Семейные традиции и способность ребенка трудиться». Все это направлено на то, чтобы взрослые получали практические советы по воспитанию.
До начала хождения в детский сад дети должны научиться себя обслуживать. Для этого их учат умываться, чистить зубы, причесываться, одеваться и т.п.
Важно! Сначала родитель показывает, как это делать, потом помогает выполнять действия. Разные методики трудового воспитания направлены на достижение одной цели – выработка потребности осуществлять полезную деятельность. Для этого родители просят помочь расставить вымытую посуду, вытереть пыль и т.п
Для этого родители просят помочь расставить вымытую посуду, вытереть пыль и т.п
Разные методики трудового воспитания направлены на достижение одной цели – выработка потребности осуществлять полезную деятельность. Для этого родители просят помочь расставить вымытую посуду, вытереть пыль и т.п.
Задания должны быть посильны возрасту. Компоненты деятельности – это цель, мотив, средства и результат. На основе них строится процесс воспитания. Например, ребенку рассказывают, что игрушки нуждаются в помощи и их нужно расставить по местам.
Средство – это то, что помогает осуществлять деятельность. Чтобы поесть, ребенку нужно использовать столовые приборы. Поэтому ему пригодятся разные навыки и умения в жизни.
Образовательный потенциал трудовой деятельности детей дошкольного возраста позволяет считать ее полезной для общества. Именно от этого зависит, каким человек будет в будущем. У него должно быть сформировано правильное отношение к работе.
Успешность человека напрямую зависит от трудолюбия
Немного иначе стоит работать со школьниками. С первого класса им можно уже поручать разные дела. Все их лучше записывать в список, который поможет ему все запомнить.
Трудовая деятельность в подготовительной группе
Важно! Выработка привычки учиться тоже требует особого подхода. Поэтому если ребенку поручили писать реферат, то родитель может подсказать ему, где искать информацию. Но не пытаться сделать работу за него
Но не пытаться сделать работу за него.
Какие ошибки допускают родители, приучая ребенка к труду?
- Ироническое, пренебрежительное отношение к труду ребенка. «Отойди, ты все испортишь», — постоянно слышит малыш, и со временем всякое желание работать у него пропадает.
- Стремление родителей все сделать самим. Нехватка времени и нежелание переделывать работу за ребенком приводит к тому, что родители делают все сами — даже то, что малыш в состоянии сделать все сам.
- Приучение к труду силой. Не часто, но все же случается, что родители слишком требовательны к ребенку. Они не только дают ему слишком много работы, но и заставляют его делать все идеально. У многих детей в данной ситуации возникает вполне объяснимое отвращение к труду.
- Нежелание родителей помогать. Некоторые родители считают, что малыш должен до всего доходить «своим умом». Возможно, иногда это полезно, однако в большинстве случаев ребенок лишается поддержки в виде опыта и мудрости взрослых. Это ведет к отставанию от сверстников.
Из чего состоит трудовое воспитание?
Итак, какому именно труду нужно учить малыша? Трудовое воспитание включает в себя 4 основных аспекта.
- Самообслуживание (гигиена, одевание-раздевание, сервировка стола, приготовление несложных блюд, уборка постели, своей игровой зоны, стола после себя, уход за одеждой и обувью).
- Хозяйственно-бытовой труд (помощь во время готовки, стирки, уборки, ухода за животными или растениями).
- Труд на природе (уход за посадками и посевами, уборка дворовой территории).
- Ручной труд (изготовление различных поделок).
Для каждого возраста объем этих навыков будет различен, что обусловлено общим уровнем развития ребенка: его умением управляться с предметами, выполнять просьбы, держать концентрацию внимания, не утомляться, мыслить логически и т. д.Каждый из этих видов труда дает ребенку возможность развиваться умственно и физически:
- осваиваться в окружающем мире;
- строить коллективные взаимоотношения;
- быть общительным;
- развивать память, мышление, моторику;
- изучать предназначение и правила использования орудий труда;
- расширять кругозор;
- учиться самостоятельности, дисциплинированности;
- развивать силу, ловкость, выносливость;
- учиться уважать старших, ценить результаты труда (не только личные, но и совместные, и чужие), повышать ответственность, самооценку.