Требования к организации наблюдения в психологии

Виды наблюдения в психологии

Наблюдение является одним из основных методов исследования в психологии, позволяя исследователям получать информацию о поведении, эмоциях и ментальных процессах человека. Существует несколько различных видов наблюдения в психологии, каждый из которых имеет свои особенности и применение.

Неструктурированное наблюдение: Этот метод предполагает наблюдение субъектов без жестких инструкций или предварительно определенных категорий. Исследователи наблюдают поведение и фиксируют любые интересующие их аспекты. Неструктурированное наблюдение обычно применяется в начальных стадиях исследования для выявления новых паттернов или явлений.

Структурированное наблюдение: В отличие от неструктурированного наблюдения, это метод предусматривает строгие инструкции и заранее определенные критерии наблюдения. Исследователи могут использовать предварительно разработанные шкалы оценок или чеклисты для фиксации определенных аспектов поведения или событий.

Участник-наблюдение: В этом виде наблюдения исследователь активно участвует в исследуемом процессе или общении. Он может быть как активным участником, так и наблюдателем, что позволяет получить более глубокое понимание внутренних мотиваций и переживаний участников:

  • Ненаблюдаемое наблюдение: Этот метод заключается в анализе уже существующих данных, таких как архивы, записи или письменные материалы. Исследователи анализируют информацию, не вмешиваясь в поведение участников.
  • Систематическое наблюдение: Этот вид наблюдения включает длительное и планомерное наблюдение за одним или несколькими участниками. Он может использоваться для изучения изменений в поведении с течением времени или для анализа долгосрочных влияний.
  • Двойное наблюдение: При этом методе два или более наблюдателя независимо наблюдают за одним и тем же событием или объектом. Это помогает уменьшить субъективность и повысить надежность результатов.
  • Скрытое наблюдение: В данном случае участники исследования не знают о том, что они наблюдаются, что позволяет получить более естественные данные, но вызывает вопросы этического характера.
  • Публичное наблюдение: Наблюдение проводится в общественных местах, где участники могут быть видимыми другим людям. Этот вид наблюдения может быть полезен при исследовании социального поведения и взаимодействий.

Различные виды наблюдения могут быть применены в зависимости от конкретных исследовательских целей и характера исследования. Каждый метод имеет свои преимущества и ограничения, и выбор конкретного вида наблюдения зависит от того, что исследователь хочет изучить и какие ресурсы доступны для проведения исследования.

Объект и средства наблюдения

Объектами наблюдения становятся отдельные люди или сразу много участников. Они могут относиться к одному или разным социальным группам. Предметом наблюдения становятся особенности поведения тех, за кем следят:

  • вербальные проявления — содержание разговоров, интенсивность, продолжительность речи, экспрессивность, лексика, грамматические структуры;
  • невербальные проявления — выражение лица, направление взгляда, движения глаз, мимика, жестикуляция;
  • перемещения — соблюдение или отсутствие дистанции, скорость движения или состояние неподвижности;
  • физические воздействия на других — удары, толчки, касания, совместные усилия.

Объектом наблюдения становится только то, что можно зарегистрировать. Исследователь во время слежения за объектом не наблюдает за собственной психической реальностью, а регистрирует те факты, которые видит и может зафиксировать. Психика проявляется в поведении — этот постулат дает возможность исследователю строить предположения о психических свойствах объекта. Основой для гипотезы являются данные наблюдения.

Средством наблюдения может быть как сам исследователь, так и выбранные им вспомогательные элементы:

  • звукозаписывающая аппаратура;
  • видео- и фотокамера;
  • специальные карты наблюдения.

Выбор оснащения для фиксации ситуации определяется тем, в каких условиях оно проводится — в изолированном помещении, общественном месте.

Принятая классификация

Наблюдение обычно используется в том случае, когда непозволительно или просто невозможно вмешаться в естественное течение события. Его разделяют на несколько видов:

  • внешнее и внутреннее;
  • непосредственное и опосредованное;
  • прямое и косвенное;
  • включенное и невключенное;
  • полевое и лабораторное;
  • сплошное и выборочное.

А также есть разные виды наблюдения в зависимости от систематичности, форме, фиксируемым объектам, осознанности. В первом случае бывают несистематические и систематические исследования. Последние проводятся по определенному плану, а во время эксперимента человек фиксирует особенности поведения субъекта и создает классификацию условий окружающей среды. Несистематические позволяют создать общую картину явления в определенных условиях. Обычно такие исследования являются полевыми.

По фиксируемым объектам разделяют сплошные и выборочные наблюдения. При первом человек старается законспектировать все особенности поведения. А при втором он записывает только определенные акты или параметры. В зависимости от форм поведения выделяют несколько исследований: осознанное, неосознанное внешнее и внутреннее, окружающего мира.

При осознанном субъект знает о том, что за ним наблюдают. То есть исследователь контактирует с ним, заранее рассказывает ему о задаче эксперимента и своем социальном статусе. Но иногда ему сообщают неверную информацию, чтобы проследить за поведением в определенной ситуации. Хотя подобные действия приводят к этическим проблемам и отрицательным результатам.

Такой способ используется только в том случае, если это обусловлено требованиями наблюдения. Необходимо провести несколько исследований, так как действия субъекта зависят от влияния ученого, и при некорректной постановке задания результаты не оправдают ожиданий. Ситуация наблюдения может стать стрессом для испытуемого, и итоги негативно повлияют на его жизнь.

Неосознанное внутреннее

Отличается неосознанное внутреннее наблюдение, ведь при нем субъект не знает ничего об исследовании. Тот, кто проводит оценивание, становится частью системы. К примеру, психолог может внедриться в компанию представителей какой-либо субкультуры для детального изучения поведения. Наблюдатель тесно контактирует с испытуемыми, но они не догадываются о его цели.

Этот метод используется для исследования социальных особенностей малых групп. Наблюдатель должен вести себя естественно, тогда его работа не сможет повлиять на их действия и заключения протокола. Но проблемой могут стать этические вопросы: исследователю придется обманывать группу. А также у него возникнут трудности с записями — фиксировать результаты нужно тайно, чтобы этого никто не заметил.

Факт того, что ведется наблюдение, никак не повлияет на поведение субъекта. А при непосредственном контакте исследователь получит больше информации. Но это может вызвать и некоторые проблемы: иногда психологи перенимают систему ценностей изучаемой группы, возникают моральные конфликты.

Внешний тип

Определение внешнего неосознанного наблюдения заключается в том, что субъекту неизвестно об эксперименте. Исследователь при этом не контактирует с группой, он фиксирует информацию со стороны. К примеру, в психиатрических больницах доктор следит за пациентом через специальное окно. Со стороны врача оно прозрачное, а больной видит его, как зеркало.

Такая организация наблюдения позволяет не стеснять субъектов, не провоцировать их на определенные действия. Благодаря этому исследователь может собрать объективную информацию о поведении или явлении. Еще один плюс — если на каком-либо этапе наблюдатель устал, его незаметно сменит другой.

Естественность действий не нарушается из-за давления исследователя, появляется возможность использования технических средств записи информации. Но из-за ограниченности придется изучать ситуацию только с одной стороны, более подробно узнать о поведении субъектов не получится.

При наблюдении окружающей среды удается узнать больше об условиях, от которых зависят действия людей. Моделирование определенных ситуаций поможет изучить все факторы, влияющие на исследуемых.

Виды наблюдений в социологии

Наблюдение как метод может быть

  1. Формализованное
  2. Неформализованное

В первом случае, метод построен на конкретике и конкретных фактах, которые помогают определить всю точность процесса.

А во втором случае – это незапланированное исследование, проводимое лишь предварительно перед формализованным наблюдением.

По форме организации:

1. Структурированное наблюдение – есть четкий план действий, есть определенные документы 2. Неструктурированное – «спонтанное» наблюдение, основанное на непредвиденности и собираемых данных

По степени включенности:

  1. Включенное  – исследователь сам участвует в эксперименте в качестве испытуемого, но участники, зачастую, об этом не знают
  2. Не включённое – исследователь не участвует в эксперименте, он предназначен только для испытуемых

По форме взаимоотношений с испытуемого:

  1. Скрытое – наблюдение, проведенное втайне от проверяемых.
  2. Открытое – относится к числу тех исследований, которые проводятся не анонимно и зачастую проводятся только по согласию испытуемого.

По регулярности проведения:

  1. Систематическое наблюдение – проводится только о регулярному плану и в определенное время
  2. Несистематическое наблюдение – почти спонтанное – оно проводится без определенного плана действий и оценивает, прежде всего, поведение человека в спонтанной ситуации.

По месту проведения

  1. Полевое наблюдение – проводится в естественной среде обитания (в лесу, в поле или на другой местности и т.д.)
  2. Лабораторное наблюдение – проводится в неестественной среде обитания ( в помещении, в офисе, в самой лаборатории и т.д.)

По длительности проведения, задачам и масштабу

  1. Кратковременное наблюдение – проводится на начальной стадии эксперимента и создано для того, чтобы убедиться в достоверности уже доказанных гипотез. Кратковременные – проводятся тогда, когда нужно выявить определенные гипотезы или же подтвердить факты
  2. Долговременное наблюдение – проводится в течении долгого времени и представляет собой постоянный контакт испытателя и испытуемого. Долговременные – проводятся годами и позволяют отследить протекание масштабных изменений в поведении человека, животного, природы и т.д.

Виды наблюдения

Классификация наблюдения как метода исследования.

По включенности исследователя в процесс наблюдения:

  1. Прямое наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь принимает непосредственное участие в исследуемом процессе, то есть действует вместе с испытуемыми. Степень вовлечения исследователя в процесс может быть разным:

    • исследователь находится в стороне, не входит в коллектив участников;
    • исследователь принимает активное участие в исследуемом процессе совместно с участниками.
  2. Опосредованное наблюдение (косвенное) – вид наблюдения, при котором исследователь не принимает непосредственного участия в процессе. Например, исследователь наблюдает за тем, как испытуемые выполняют самостоятельное задание (решают задачу, собирают пазл и т.д.).

  3. Самонаблюдение – процесс, заключающийся в созерцании собственных внутренних процессов и их внешнее проявление. Например, в качестве самонаблюдения может выступать задание педагога составить самофотографию собственной рабочей недели, то есть записать все дела, которыми испытуемый занимался в течение недели.

    Замечание 2

    Сложность, и в то же время, уникальность метода самонаблюдения заключается в том, что исследователь должен «проникнуть» внутрь собственных психических процессов и явлений. Сложность его заключается в том, что иногда исследователю трудно выразить свои чувства и переживания.

По длительности наблюдения:

  1. Систематические наблюдения – осуществляются регулярно в течение конкретного временного отрезка (периода).

    Систематические наблюдения могут быть:

    • длительными,
    • непрерывными,
    • циклическими.
  2. Несистематические наблюдения – проводятся при необходимости. Чаще всего не организуются заранее, наблюдение осуществляется за неожиданной ситуацией или явлением.

По форме наблюдения:

  1. Осознанное наблюдение. При данной форме наблюдение испытуемый знает о том, что за ним ведется наблюдения, ему известна цель и задачи наблюдения. Однако иногда может быть такая ситуация, при которой испытуемому сообщают другую цель и задачи наблюдения. Такая необходимость может быть обусловлена этическими нормами, либо некоторыми проблемами исследования.
  2. Неосознанное наблюдение. При данной форме наблюдения испытуемый не знает о проводимом исследовании. Наблюдатель находится внутри исследуемой системы, то есть он внедряется в нее с целью получения достоверной информации. Важным является то, что испытуемые не должны ни в коем случае знать о роли наблюдателя. Чаще всего неосознанное наблюдение используется в социальной педагогике для исследования социального поведения малых групп.

Замечание 3

Таким образом, наблюдение как метод исследования имеет несколько видов. Выбор вида наблюдения зависит от поставленной цели исследования и особенностей испытуемых объектов и явлений.

Классификация наблюдения как метода исследования, характеристики

Как и во всех других науках, в психологии существуют наблюдения непосредственные и косвенные. В первом случае ученый сам следит за избранным объектом, во втором — анализирует явления, которые невозможно наблюдать непосредственно.

Примером второго варианта может служить изучение потенциальной текучести кадров в определенной сфере, о которой можно лишь строить предположения на основании поведения сотрудников. Также косвенным называют наблюдение, которое проводят другие лица, а сам исследователь собирает, систематизирует и анализирует полученные ими результаты.

Кроме того, наблюдение может быть:

  • систематическим и несистематическим;
  • сплошным и выборочным.

В психологии наблюдение может производиться самим объектом, поэтому делится на внешнее и внутреннее, а также осознаваемое объектом и неосознаваемое.

Примечание

Внутреннее наблюдение — это не только изучение собственных реакций, мыслей и чувств, но, например, и внедрение в определенную социальную группу.

Описание самим объектом своих переживаний имеет в психологии большое значение. Наиболее объективными способами изучения психики считаются психофизиологические методы, но разные психические проявления могут проявляться в виде одних и тех же изменений физиологических параметров, например, учащение пульса и румянец могут быть вызваны десятками причин.

Какие бывают виды в зависимости от систематичности

Систематическое наблюдение проводится по заранее продуманному плану. Главные характеристики этого вида наблюдения — плановость, точность, систематичность. Особенности поведения и внешние условия тщательно фиксируются в процессе исследования, система их классификации и измерения тоже должна быть выбрана заранее.

Несистематическое наблюдение дает обобщенную картину чьего-либо поведения, без попытки четко назвать происходящие процессы и выявить связь между наблюдаемыми фактами. На первый взгляд, такое изучение мало отличается от восприятия обычного человека, не ученого

Но важно учитывать, что все психические процессы и свойства личности изучаются в процессе их становления, развития. При этом психологический анализ исходит из социальной обусловленности личности

Нельзя изучать психику человека, особенности его личности, не учитывая среды, в которой человек живет, условий его жизни, его классовой принадлежности, его места в общественной жизни.

Этапы процедуры исследования методом наблюдения

Процедура исследования методом наблюдения обычно включает следующие этапы:

Определение целей исследования. На этом этапе исследователь определяет основные цели исследования, то есть то, что он намерен изучать и чего он хочет достичь. Четко сформулированные цели помогут определить фокус наблюдения и выбрать соответствующие методы и приемы.

Разработка протокола. Исследователь разрабатывает протокол, который включает в себя описание того, что именно будет наблюдаться, какие аспекты или категории будут фиксироваться. Также определяются критерии и способы регистрации данных. Протокол может быть структурированным или неструктурированным в зависимости от конкретного исследования.

Выбор объектов. Исследователь выбирает объекты или явления, которые он будет наблюдать. В зависимости от целей исследования это может быть группа людей, животные, события или процессы.

Сбор данных. На этом этапе исследователь проводит наблюдение в соответствии с протоколом. Он аккуратно и систематически наблюдает, записывает и фиксирует данные, относящиеся к предмету исследования. Данные включают запись времени, описание наблюдаемых событий, фиксация поведения, регистрация важных деталей и другие сведения.

Анализ данных. После сбора данных исследователь анализирует полученные материалы. Он может использовать качественные или количественные методы анализа, чтобы выявить закономерности, тренды, паттерны и т.д

Важно сохранять объективность и последовательность при анализе данных.

Интерпретация и выводы. На последнем этапе исследователь интерпретирует полученные результаты и делает выводы на основе проведенного наблюдения

Он может сопоставлять данные с имеющейся литературой, теориями или предыдущими исследованиями.

Наблюдение как метод исследования в психологии

Наблюдение является одним из основных методов исследования в психологии. Он позволяет непосредственно наблюдать и описывать поведение и активность людей с целью получения данных о их психических процессах и характеристиках.

Наблюдение может быть проведено как в естественной среде, так и в искусственно созданных условиях. Естественное наблюдение предполагает наблюдение за человеком без какого-либо вмешательства и изменений его поведения. Искусственное наблюдение, наоборот, включает создание специальных ситуаций или экспериментов для исследования определенных аспектов поведения.

В психологии применяются разные виды наблюдения:

  • Систематическое наблюдение — проводится в строго контролируемых условиях и фиксирует взаимодействие конкретных факторов на поведение объекта исследования;
  • Структурированное наблюдение — предварительно разработанная система категорий используется для описания поведения и анализа его основных аспектов;
  • Ненаправленное наблюдение — проводится без определенных целей и заранее заданных гипотез, позволяет получить широкий спектр данных;
  • Прямое наблюдение — исследователь непосредственно вовлечен в процесс наблюдения, таким образом уточняя детали поведения;
  • Неявное наблюдение — основывается на наблюдении непроизвольных реакций и проявлений объекта исследования, таких как физические показатели или мимические выражения лица.

Роль наблюдения в психологии заключается в том, что оно позволяет получить первичные данные о поведении и психологических характеристиках людей. Наблюдение позволяет исследователям изучать различные аспекты человеческого поведения, такие как привычки, реакции на стресс, взаимодействие с окружающей средой и т. д. Анализируя эти данные и проводя тщательную интерпретацию, исследователи могут сделать выводы о психологических процессах и особенностях людей в различных ситуациях.

Однако следует учитывать, что наблюдение как метод исследования имеет свои ограничения. Например, люди могут изменять свое поведение, если они знают, что их наблюдают. Кроме того, наблюдение может быть подвержено субъективным предпочтениям или ошибкам в интерпретации полученных данных. В связи с этим, часто применяются комбинированные методы исследования, включающие наблюдение в сочетании с другими методами, такими как опросы и эксперименты.

Понятие наблюдения как метода исследования

Одним из самых распространенных и часто встречаемых методов исследования является наблюдение. Данный метод познания легок в применении, не требует дополнительных затрат и т.д. Для получения максимально точной информации метод наблюдения используется в сочетании с другими методами, такими как беседа, эксперимент и т.д.

Определение 1

Наблюдение – это запланированное и целенаправленное восприятие объекта, процесса, явления и т.д., полученные результаты которого фиксируются исследователем (наблюдателем).

Сущность наблюдения заключается в точной и полной фиксации фактов, полученных с помощью органов чувств (зрение, слух и т.д.), знаний, умений и жизненного опыта.

Таким образом, наблюдение – это активная форма чувственного познания, цель которого заключается в накоплении фактов и первоначальных представление об объекте исследования.

Важной чертой наблюдения является то, что оно тесно связано с мышлением. Исследователь, проводящий наблюдение должен уметь анализировать, вычленять важное из общего, осуществлять группировку фактов, свойств, явлений и признаков

Кроме того, наблюдение неотделимо от речи, то есть умения точно и полно описывать увиденное. В том случае, если полученные факты описаны скудно или недостаточно, то ценность полученной информации будет малонаучной и низкой.

Замечание 1

Итак, методом наблюдения может пользоваться исследователь, у которого развита наблюдательность, мышление, умение точно и полно выражать явления и события.

Несмотря на то, что метод наблюдения кажется простым, его проведение требует не только определенных знаний и умений от исследователя, но также длительной и серьезной подготовки.

Целью проведения наблюдения является изучение характерных особенностей и изменений определенного явления, предмета или действия, которые находятся в конкретных условиях. Результаты явления во многом зависят от уровня подготовленности и опыта исследователя.

Одной из особенностей наблюдения является то, что результаты зависят от субъективного отношения исследователя к объекту наблюдения. Именно поэтому наблюдение необходимо сочетать с другими методами исследования. Комплексное сочетание методов гарантирует получение максимально объективного результата.

Суть метода

Наблюдение в психологической науке, в отличие от бытового, базируется на определенном замысле, продуманной заранее программе, требует фиксации фактов, их анализа и интерпретации.

Отслеживанию доступны только внешние (речевые, двигательные) проявления. Например, невозможно наблюдать:

  • интеллект, но исследователю доступно слежение за процессом решения задач;
  • общительность, но можно увидеть факт общения с другими людьми.

 Наблюдаемые ситуации, явления, поведение объектов обязательно регистрируются в протоколах, дневниках. Замеченные характеристики излагаются максимально описательно, без объяснений. Форма протокола отражает предмет, задачу, гипотезу и основные критерии исследования.

Достоверность результатов наблюдения повышается, если исследователь имеет возможность применять метод длительное время, наблюдать объекты в разных ситуациях, ролях. Повышается надежность исследования и в случае, если за ситуацией следят несколько наблюдателей.

Качественное наблюдение возможно только, если ролевые отношения между объектом и субъектом отсутствуют. Например, школьник по-разному ведет себя в присутствии родителей, учителя и друзей. Поэтому характеристики, которыми наделяют его разные люди, отличаются.

Психологическое наблюдение не дает возможности субъекту вмешиваться в изучаемую ситуацию. Результаты наблюдения в обязательном порядке подкрепляются данными других методов исследования.

Требования к проведению наблюдения и его эффективность

Для того, чтобы наблюдение было эффективным, оно должно отвечать ряду требований:

оно должно быть избирательным, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный аспект изучаемого объекта;
оно должно быть плановым и систематическим, т.е

строиться на основе определенного плана и проводиться на протяжении определенного времени;
важно как можно подробнее зафиксировать наблюдаемое явление, т.е. необходима полнота наблюдения;
в обязательном порядке необходимо определять ситуации наблюдения, выделять единицы и признаки наблюдения, а также способы их фиксации.

Для максимального учета всех этих требований, как правило, составляется программа наблюдения, которая в формализованном виде включает в себя следующие пункты: цели и задачи наблюдения, объект наблюдения, предмет, способ и вид наблюдения, наблюдаемые ситуации, единицы наблюдения, инструментарий наблюдения.

Эффективность наблюдения существенно зависит от значимости данной ситуации для личности наблюдателя. Повышение эффективности наблюдения возможно при наличии отказа от преждевременных оценок и обобщений, многократности наблюдения, подкрепление другими методами, наличия специального оборудования (например, зеркала обратного видения).

Типичные ошибки наблюдателя:

  1. Эффект снисхождения – наблюдатель не решается поставить отрицательную оценку;
  2. Эффект центральной тенденции – тенденции ставить средние оценки;
  3. Логические ошибки (речистый оценивается как умный и т.п.);
  4. Галоэффект – выделив яркую черту, наблюдатель изменяет оценки всех других качеств.

Классификации видов наблюдения

Существует несколько классификаций видов метода наблюдения в зависимости от:

  1. степени формализованности — контролируемое и неконтролируемое;
  2. степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации — включенное и невключенное (при включенном наблюдении страдает объективность);
  3. условий организации — открытое и скрытое (при открытом наблюдении люди ведут себя неестественно);
  4. места проведения — полевое и лабораторное;
  5. регулярности проведения — систематическое и случайное;
  6. констатирующее и оценочное;
  7. сплошное и выборочное (при выборочном наблюдении фиксируется поведение одного человека);
  8. наблюдение и самонаблюдение.

Самонаблюдение, в свою очередь, может быть непосредственным (самоотчет) и опосредованным (анализ дневников, писем, автобиографий). Достоинством самонаблюдения является возможность получить информацию, недоступную другим методам исследования.

Определение

Наблюдение – это совокупность действий объекта, которое участвует в самом процессе, не требуя вмешательства наблюдающего. Цель наблюдения – выявить те или иные факторы, расседающиеся в ходе эксперимента у испытуемых.

Наблюдение-это метод исследования.

В первую очередь, стоит рассмотреть достоинства и недостатки данного метода.

  • Достоинства: есть возможность выявить сохранения проведения эксперимента в естественных условиях, использование различных средств для выявления наиболее точных результатов.
  • А к недостаткам можно отнести субъективность, трату времени, а также периодическую невозможность самому исследователю принимать  участие в эксперименте и корректировать поведение испытуемых.

В пример  можно привести наблюдения, такие как «Таинственный покупатель» или же другие социальные эксперименты.

Наблюдение в психологии и социологии различают по классификациям и видам. Давайте же рассмотрим методику наблюдения и сам метод наблюдения в психологии.

Объект и предмет наблюдения

Объектом наблюдения являются отдельные лица в различных ситуациях социального взаимодействия либо большие и малые группы, общности.

Предметом наблюдения выступают вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации:

  1. речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности семантики, лексики, грамматики, фонетики, синхронизация;
  2. выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела, звуков;
  3. движение, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движения, соприкосновения;
  4. физическое воздействие: касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержка;
  5. сочетание перечисленных признаков.

Объективное наблюдение направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. Здесь внешняя сторона деятельности и поведения — лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий