Введение
В современной образовательной ситуации, которая существует на фоне существенных преобразований в социальной, экономической, политической и культурной сферах существования общества, основная цель профессионального образования заключается в подготовке квалифицированного сотрудника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно обладающего собственной профессией. В обстоятельствах разнообразия новых типов образовательных учреждений увеличились условия общества к профессиональной подготовке специалистов, случилось переосмысливание значимости педагогического общения в образовательном процессе института. Специалистами осознается, что удачное формирование личности совершается только при таком взаимодействии с педагогом, что соответствует условиям высокой культуры педагогического общения. Под культурой педагогического общения специалиста подразумевается умение реализовывать связь с учащимся на основе личностно и социально значимых педагогических ценностей.
Преподаватель регулярно встречается с самыми разными проблемами межличностного общения. Недостаток культуры педагогического общения либо её низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между учителем и учеником либо целым классом. Удачное разрешение инцидентов зависит от общей психологической грамотности и уровня педагогической культуры педагога. Главными нравственными нормами, на которых основываются отношения педагога с учениками, считаются: уважение достоинства каждого из своих воспитанников, доверие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность.
Актуальность исследования. Одним из путей, обеспечивающих качественную подготовку выпускников университета, сегодня считается профессионально-образовательная направленность при подготовке специалистов на освоение ими профессиональной культурой, что приобретает приоритетную значимость в развитии индивидуальных качеств будущих специалистов.
Цель работы – исследовать культуру педагогического общения.
Задачи работы:
- 1. Изучение теоретических аспектов и основные понятия педагогического общения;
- 2. Рассмотреть понятие и сущность педагогического общения;
- 3. Рассмотреть функции педагогического общения;
- 4. Изучить классификацию стилей педагогического общения;
- 5. Исследовать культуру педагогического общения и сделать выводы.
Объектом исследования является процедура формирования в вузе коммуникативной культуры педагогов.
Предмет исследования: педагогические условия формирования в вузе коммуникативной культуры преподавателей средствами тренинга педагогического общения.
Методологическую базу изучения составляют положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающей действительности, о единстве теории и практики.
Теоретической основой изучения являются научно обоснованные утверждения и идеи системного, деятельностного подхода.
Гипотеза исследования: в качестве гипотезы изучения выступало мнение о наличии взаимосвязи среди стилем педагогического общения преподавателя и компетентностью учащихся, а именно: чем успешнее выбранный стиль педагогического общения, тем большие предпосылки достигает уровень формирования педагогической компетентности учащихся вузов.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
Слайд 20Такт – чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-нибудь, чему-нибудь,
создающее умение держать себя подобающим образом (толковый словарь русского языка)Такт педагогический – это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к ученикуПедагогический такт — это профессиональное качество учителя, с помощью которого он в каждом конкретном случае применяет к учащимся наиболее эффективный способ воспитательного влиянияСпецифика педагогического такта мера профессионального поведения учителя, мера его действий, поступковважное условие построения правильного общения педагог-воспитанник, педагог-коллективмера в выборе и использовании тех или иных методов, форм, средств воздействия и взаимодействияПедагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога
Педагогический такт
Слайд 62) барьеры непонимания(фонетические, семантические, стилистические, логические) Фонетический барьер возникает1. Когда говорят
на иностранном языке2. Используют большое число иностранных слов или специальную терминологию3. Когда говорят быстро, невнятно и с акцентомПреодоление :1. Внятная, разборчивая и достаточно громкая речь, без скороговорки2. Учет аудитории и индивидуальных особенностей людей (чем хуже знает человек предмет обсуждения, тем медленнее надо говорить, тем подробнее нужно разъяснять, люди разных национальностей говорят с различной скоростью: на севере и в средней полосе – медленнее, на юге – быстрее; маленькие дети и старики плохо воспринимают быструю речь и др.)3. Наличие обратной связи с собеседником, с аудиторией
Сущность педагогического общения
Особенности педагогического общения
Педагогическое общение без сомнения обладает рядом особенностей, благодаря которым, его можно смело назвать одной из базовых компетенций современного педагога.
Важно выделить следующие особенности педагогического общения:
- По характеру ближе к общению психотерапевта и клиента, так как учитель, прежде всего, передает ученику убеждение в силе человеческого разума, тягу к познанию, любовь к истине. Учитель должен демонстрировать культуру межличностных отношений.
- Полнобьектная направленность – направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений.
- Тройная направленность – на учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения.
- Тройная ориентированность – личностная (фронтально воздействует на каждого обучающегося), социальная (ориентирует на нужный результат весь класс) и предметная.
- Сочетание делового и личностного общения.
- Пролонгировано и может продолжаться годами.
- Обязательно-принудительный, функционально-ролевой характер.
- Осуществляется одновременно с другими видами деятельности учителя, часто являясь условиями их осуществления.
- Полифункциональность, целенапавленность.
- Комплиментарность.
Слайд 12Перцептивная сторона общения проявляется в адекватном восприятии человеком себя, других; в
умении проникнуть во внутренний мир партнера, почувствовать его психическое состояние в каждый момент, в понимании и оценке партнерами друг друга с помощью психологических механизмов
Сущность педагогического общения
Сравнение, идентификация-способ понимания через уподобление, его самому себе, отождествление себя с ним, рефлексия-способ самопознания, эмпатия-понимание другого путем эмоционального вчувствования в его переживания, способность к сопереживанию, аттракция-форма познания другого, основанная на возникновении к нему положительных чувств, стереотипизация-восприятие и оценка другого через призму известного, социального стереотипа, социальным группам и т.п
Регулятивная
Предусматривает выбор и применение форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания. Действенность функции зависит от профессиональных умений учителя применять соответствующие средства, методы, приемы контроля, требования, соответствующие педагогической ситуации.
Педагогические требования бывают различными
Важно их соответствие возможностям детей: справедливость требований, педагогически оправданная форма их предъявления (не унижающая достоинства), систематичность контроля после предъявления требований. Их выполнение всегда связано с качеством и объемом выполнения
Поэтому регулирование деятельности и поступков всегда связано с системным применением поощрения и наказания, словесной оценкой (одобрение или осуждение).
Основные виды педагогического общения и его стили
В зависимости от целей, задач и характера совместной деятельности людей, ее организации и сложившейся системы взаимоотношений различают несколько видов педагогического общения:
- Социально-ориентированное общение, представлено такими формами как доклад, лекция, ораторская речь, обращение к аудитории и т.д.
- Групповое предметно-ориентированное общение заключается в формировании коллективного взаимодействия педагога и детей в рамках совместно организованных видов деятельности.
- Личностно-ориентированное общение представлено общение субъектов педагогического процесса, направленное на решение педагогических задач.
- Психологические взаимоотношения, особый вид общения, во главе которого стоят взаимоотношения между его участниками.
Помимо видов педагогического общения, выделяют три основных стиля:
- Авторитарный стиль педагогического общения – заключается в том, что педагог организует процесс общения на основании его личного авторитета, не допускается участие детей в обсуждение коллективных вопросов, решение проблем и т.д. Главным и признаваемым мнением педагог считает свое собственное мнение. Основная форма общения с детьми – приказы, наказание, инструкции, выговор.
- Либеральный стиль педагогического общения – состоит в том, что педагог не проявляет интереса к течению воспитательно-образовательного процесса. Педагог не имеет твердой точки зрения на конкретные вопросы, не вникает в конфликты, слабо интересуется успехами детей. Данный стиль характерен тем, что либеральный педагог как бы «плывет по течению» и не желает проявлять какой-либо инициативы в педагогическом процессе, общение с детьми ему не интересно.
- Демократический стиль педагогического общения – является одним из наиболее приемлемых стилей общения. Положительная черта данного стиля заключается в том, что оно основано на взаимном доверии и уважении. Педагог проявляет истинный интерес к учебным успехам детей, любит общаться с ними не только на образовательные темы, и не только в рамках учебных занятий, но и на другие допустимые темы в свободное время. Демократичный педагог пользуется большой популярностью, дети его очень любят, с удовольствием посещают его занятия.
Слайд 17Функции и средства общенияВ ситуации общения между педагогом и воспитанником необходимо
диалоговое взаимодействиеЕсли вы задаете вопрос, то подождите, когда ваш собеседник ответит на негоЕсли вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика в том, чтобы он высказал к ней свое отношениеЕсли вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самим ученикомДелайте паузы во время беседы. Не захватывайте все “коммуникативное пространство«Чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседникуЧаще повторяйте фразы: “Как ты сам думаешь?”, “Мне интересно твое мнение”, “Почему ты молчишь?”, “Ты не согласен со мной? Почему?”, “Докажите, что я неправ”
Нормативная функция
Нормативная. Направлена на совершенствование поведенческо-правовой, нравственной и эстетической основы личности. В процессе общения учащиеся получают разноаспектную нравственно-эстетическую информацию. Она помогает им усваивать и вырабатывать моральные понятия, нормы и принципы, способствует развитию социальной активности и представлений о социально-правовой сфере общества, учит правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать разрешенные законом (цивилизованные) пути и средства защиты своих прав, свобод, интересов.
В основе этой функции лежит усвоение правовых знаний, конкретных норм права, формирование оценочных отношений и правовой культуры учащихся. Нормативная функция способствует соблюдению школьниками правил поведения в школе и за ее пределами, дает возможность осознанно и уважительно относиться к законам государства, своим отношением и поведением укреплять законность и порядок.
Модели поведения учителей в педагогическом общении
Выделяют следующие модели поведения учителя в общении с обучающимися:
Модель дикторская («Монблан») – педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые – всего лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции в этом случае сведены к информационному сообщению. Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых;
Модель не контактная («китайская стена») – очень близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между педагогом и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. Барьером в данном случае могут выступать отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия, непроизвольное подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым. В результате – слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны – равнодушное отношение к педагогу;
Модель дифференцированного внимания («локатор») – основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагог ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров. При этом трудно сочетать индивидуализацию обучения с фронтальным подходом, нарушается целостность акта взаимодействия в системе «педагог-коллектив»;
Модель гипорефлексивная («тетерев») – заключается в том, что педагог в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью монологична. При этом, говоря, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. Как видно, в этой модели отрицаются какие-либо правила осуществления коммуникации, о которых шла речь выше;
Модель гиперрефлексивная («Гамлет») – противоположна по психологической канве предыдущей. Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него. Он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых, принимая их на свой счет. Такой педагог подобен обнаженному нерву;
Модель негибкого реагирования («Робот») – взаимоотношения преподавателя со студентами строится по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психическое состояние студентов, их возрастные и этнические способности. Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели, как следствие – низкий эффект педагогического взаимодействия;
Модель активного взаимодействия («союз») – педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна;
Модель авторитарная («Я сам») – учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на преподавателе. Он – главное и единственное действующее лицо.
Стили педагогического общения
Стили педагогического общения основаны на ключевых общепризнанных стилях общения.Стиль педагогического общения тесно связан со стилем обучения. Е.В. Юрченко под стилем обучения понимает индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся .
В настоящее время актуальны стили педагогического общения, отраженные на рисунке ниже.
Стили педагогического общения
Теперь отдельно нужно рассмотреть каждый стиль педагогического общения. Начать следует, несомненно, с авторитарного стиля. Он является одним из наиболее часто используемых в условиях школьного обучения наряду с демократическим.
Авторитарный стиль педагогического общения отличается жестким управлением и всеобъемлющим контролем. Преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы их выполнения, жёстко определяет кто с кем будет работать. Такой подход снижает деятельную мотивацию, поскольку учащийся не знает, какова цель выполняемой им работы в целом. При авторитарном стиле преподаватель осуществляет единоличное руководство коллективом без опоры на актив.
Попустительский стиль обладает рядом особенностей делающих его довольно популярным, но, в тоже время, малоэффективным. Ключевой особенностью попустительского стиля педагогического общения можно назвать самоустранение руководителя из учебного процесса.
Демократический стиль педагогического общения подразумевает прямо участие воспитуемых в обсуждении всего хода работы и её организации
Данный стиль педагогического общения требует от педагога внимание и учёт мнений учащихся, стремления понять их, убедить, а не приказать. Особенностью демократического стиля педагогического общения является диалог с учащимися на равных
Общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью – это стиль, который можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлечённость общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлечённый поиск. По мнению Е.В. Юрченко данный стиль наиболее продуктивен .
Общение-дистанция подразумевает соблюдение некой эмоциональной дистанции между педагогом и обучаемыми. Однако, при дистанционном стиле резко снижается общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся, что ведёт к утверждению авторитарного принципа, а это, в свою очередь, отрицательно сказывается на результатах деятельности.
В педагогическом общении иногда встречается общение-устранение. Данный стиль педагогического общения представляет собой негативную форму общения. Считается, что общение-устранение являет собой антигуманную форму общения, вскрывающую несостоятельность преподавателя. С точки зрения творческой реализации и развития данный стиль не имеет перспектив.
Общение-заигрывание отвечает стремлению завоевать ложный дешёвый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики. Общение-заигрывание возникает в результате непонимания педагогом стоящих перед ним задач, отсутствия навыков общения, боязни общения и одновременно желания наладить контакт с учащимися.
Литература
1. Основы педагогического общения: учебное пособие: курс лекций для
студентов педагогических вузов / В.С. Елагина, Е.Ю. Немудрая – Челябинск: НП “Инновационный центр “РОСТ”, 2012.
2. Леонтьев А. А. Педагогическое общение – М.: 1979.
3. Товажнянский Л.Л., Романовський О.Г., Бондаренко В.В., Пономарьов О.С., Черваньова З.О. – Харьков: НТУ, 2015
4..Зимняя И.А. Педагогическая психология – М.: Просвещение, 2016
5. Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Литература, 2004
6. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.: 2008.
7. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь – М.: Просвещение, 1985
8. Юрченко Е.В. Костенко И.К. Стили педагогического общения // Журнал Вологодские чтения, 2009 г.
Самоутверждение
Самоутверждение обеспечивает ребенку веру в собственные физические и интеллектуальные силы, осознание своего «я», инициирование духовной силы, стимулирует его творческие способности, формирует адекватную самооценку, ставит приоритетные, значимые ориентиры его самоопределения и будущих самостоятельных действий. Способствует реализации стремлений ребенка к высокой оценке и самооценке своих личностных достижений. В структуре потребностей человека самоутверждение может занимать как рядовое, так и доминирующее положение.
Формирование самоутверждения базируется на способах самоутверждения (путем реальных достижений или путем созидания видимости достижений) и зависит от характера и содержания притязаний личности, ее возможностей и способностей. В организованном процессе общения самоутверждение личности строится путем создания условий для ее реальных достижений.
Все многообразие функций общения не сводится только к рассмотренным нами. Но их реализация обеспечивает основную педагогическую направленность общения. Осознание их учителем, воспитателем поможет по-строить модель общения, обеспечивающую решение как коммуникативных, так и дидактических задач урока или воспитательного воздействия.
Педагогическое общение как неотъемлемая часть педагогического процесса
Основой эффективной профессиональной деятельности преподавателя является педагогическое общение. Общение в педагогических целях с учащимися играет важную роль в личностном развитии ребенка и его социализации.
Для ученической среды характерна дифференциация: дети по-разному относятся к процессу обучения, у них различные цели и мотивация к учебе. Общение с детьми может усложняться разными объективными и субъективными факторами.
Педагогическое общение – это профессиональное общение учителя с обучающимися во время учебно-воспитательного процесса, направленное на оптимизацию учебной деятельности и взаимоотношений между педагогом и учащимися внутри коллектива, формирование благоприятного психологического климата и характеризующееся определенными педагогическими функциями (В.А. Сластенин). Педагогическое общение является многоплановым процессом организации, развития взаимодействия и взаимопонимания, коммуникации между педагогами и детьми, определяемый целями и содержанием их деятельности.
Профессионально-педагогическое образование представляет собой систему различных приемов и методов, которые обеспечивают реализацию целей и задач педагогического процесса, а также направляют и организуют социально-психологическое взаимодействие учителя и учащихся (В.А. Канн-Калик).
Через педагогическое общение реализуются следующие стороны взаимодействия:
- интерактивная – организация взаимодействия;
- коммуникативная – обмен информацией между общающимися;
- перцептивная – установление взаимопонимания и восприятие друг друга партнерами по общению.
Понятие педагогического общения
Педагогическое общение – система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.
Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение – целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений
И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения
Педагогическое общение: сущность и функции
Педагогическое общение является особым видом общения, оно относится к профессиональной категории. Педагогическое общение ориентировано на развитие личности ребенка, установление взаимоотношений в детском коллективе, его сплочении. В отличие от просто общения, педагогическое общение всегда носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер. По своему содержанию педагогическое общение – это динамичный процесс, который меняется в зависимости от возраста детей, их жизненной позиции.
Цель педагогического общения заключается в передачи жизненного и профессионального опыта от педагога к детям, посредством коммуникации.
Замечание 1
Таким образом, педагогическое общение – это многоплановый процесс установления, организации и развития коммуникации, взаимодействия и взаимопонимания между педагогом и детьми, определяемый педагогическими целями и задачами.
Содержание педагогического общения заключается в целенаправленном обмене информацией с помощью различных коммуникативных средств.
Средствами педагогического общения выступают разнообразные способы передачи, переработки, восприятия, расшифровки и кодирования учебной информации.
Реализация цели педагогического общения осуществляется посредством следующих функций:
- Конструктивная функция педагогического общения – направлена на взаимодействия педагога и ребенка непосредственно в рамках педагогического процесса, по конкретной теме учебной дисциплины.
- Организационная функция педагогического общения – заключается в целенаправленной организации совместной деятельности педагога и детей, во время воспитательно-образовательного процесса.
- Коммуникативно-стимулирующая функция педагогического общения – предусматривает использование разнообразных форм учебной и познавательной деятельности, направленных на организацию эффективного взаимодействия педагога и детей.
- Информационно-обучающая функция педагогического общения – служит для показа места учебной дисциплины в образовательной системе и ее значимости для конкретной профессиональной деятельности
- Эмоционально-корригирующая функция педагогического процесса – заключается в установлении доверительного и уважительно отношения между детьми и педагогом.
- Контрольно-оценочная функция педагогического общения – состоит в осуществлении самоконтроля и взаимоконтроля детьми за поведением во время воспитательно-образовательного процесса.
Заключение
Многочисленные беседы, проведенные с детьми и их родителями, свидетельствуют о том, что ребят угнетает не столько трудность познания, сколько трудности общения – с учителем и одноклассниками. За неуспехами в учении часто кроются неуспехи в общении. И чем старше школьники, тем более повышенные требования предъявляют они к учителю в сфере организации взаимоотношений.
Вот почему каждый учитель должен правильно наладить педагогическое общение со своими учениками.
Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности.
Индивидуальный стиль деятельности – одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой – о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.
Педагогическая деятельность – сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов Н.В. Кузьмина выделяет три: содержательный, методический и социально-педагогический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве является социально-педагогический компонент, т.е. педагогическое общение, которое обеспечивает реализацию двух других.
В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную “нагрузку”, так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.