Типы и стили воспитания в семье

Семейные стили воспитания детей

Далее представлены основные стили воспитания детей. Каждый из них влияет на ребенка по-разному. Знание основных принципов этих стилей позволит подобрать оптимальный для конкретного случая и подстроить процессы, связанные с воспитанием, к особенностям определенной семьи.

Непосредственно перед тем как углубиться в теорию, уточним понятия.

Стиль – совокупность манер, методов, приемов деятельности.

Стиль воспитания – это совокупность манер, методов и приемов воспитания ребенка, взаимодействия с ним. Он может характеризоваться степенью контроля, опеки, заботы и другими критериями, например, теснотой эмоциональной связи между родителями и ребенком.

Семейное воспитание – собирательное название для процессов воздействия на детей со стороны родителей, прочих членов семьи. Цель этих процессов – достижение ожидаемых результатов в части формирования личности, характера, ценностей, жизненных ориентиров.

Какой стиль воспитания вы используете?
Авторитарный. Мои дети должны воспитываться в строгости. 22.22%

Либеральный. Мои дети не должны испытывать потребностей и вольны делать то, что им хочется делать. 22.22%

Опекающий. Я очень люблю и постоянно опекаю своих детей. 22.22%

Авторитетный. И я рад (рада), что именно его. 33.33%
Проголосовало: 9

Стили семейного воспитания

Среди базовых выделяют несколько стилей, классификация которых опирается на уровень эмоционального принятия своего отпрыска родителями, степень их контроля над ним.

Демократический, авторитетный стиль

Родители в семье являются лидерами, поскольку обладают авторитетом. Между старшими и младшими развиваются теплые эмоциональные отношения, над детьми установлен четкий контроль. Главной заботой становится воспитание самобытной личности. Отсутствуют разговоры на повышенных тонах, физические наказания, действия воспитателей логичны, последовательны, ответственны. Члены семьи стараются договориться между собой.

Родители, действующие в этом ключе:

  • относятся к ребенку активно, доброжелательно,
  • адекватно оценивают его победы, неудачи, знают о возможностях,
  • глубоко понимают цели, мотивы поступков,
  • предполагают дальнейший путь развития чада.

Плюсом для детей, воспитывающихся в этом стиле является:

  • способность к самоконтролю, трезвая самооценка,
  • самостоятельность, ответственность за свои действия,
  • проявления инициативы, активность,
  • адаптивность и доброжелательные отношения со сверстниками,
  • наличие собственного мнения, уважение к чужому.

Авторитарный стиль

Взрослые считают, что они всегда правы. Личное мнение младших их не интересует. Ребенка тотально контролируют и подавляют силой, все решают за него, без его участия. Дети в такой семье не имеют личного пространства, их инициатива подавляется, компромисса в случае конфликта никто не ищет, главенствуют запреты и запугивания. При неудачах следует жесткое наказание, от продолжателя рода требуются только высокие достижения.

Минусы такого стиля проявляются уже в подростковом возрасте. Родительский авторитет падает, количество конфликтов возрастает, самые строгие средства воздействия утрачивают силу. Характер детей, воспитанных такой семьей, может развиваться в двух направлениях:

  1. Личность не имеет четкой жизненной позиции, собственного достоинства. Желания и устремления отсутствуют, решения безответственны.
  2. Появляются признаки деспотичности: циничное отношение к другим людям, ненависть и хамство по отношению к членам семьи, агрессивность.

Индифферентный стиль

Характерной чертой взаимоотношений является отсутствие теплоты, ребенком пренебрегают, что очень скоро сказывается на его психическом состоянии. В индифферентной семье дети растут замкнутыми, недоверчивыми, они ведут себя отчужденно по отношению к товарищам, у них повышен порог тревожности. Подростки безответственны, импульсивны, часто попадают в асоциальные группы.

Формирование личности может сложиться правильно, если ребенок попадает в благоприятную среду вне семьи. У него появляется возможность развивать свои творческие задатки, стать сильным, активным.

Либеральный или попустительский стиль

С любимого детища снимаются всякие ограничения. Родительское невмешательство в воспитание, дарование полной «свободы» приводят к развитию у индивида:

  1. Полной безучастности, неумения строить близкие отношения, душевной черствости, неспособности о ком-либо заботиться.
  2. Молодой человек «теряет берега» от вседозволенности, не держит слово, врет. Хамство, вороватость и распущенность не считаются ущербным качеством.

Обратите вниманиеНа формирование личности ребенка оказывает влияние не столько неправильный стиль воспитания. Любая типология представляет обобщенное представление о том, какие ценности проповедуют семьи и какими могут быть отношения внутри них

Основой взаимодействия с детьми является уровень авторитета взрослых. Истинный авторитет начинает строиться по крупицам еще с того момента, когда дитя «лежит поперек лавки». Контакт сам собой не возникает, его нужно выстраивать.

Слайд 22Дружеская установка«Доверяющее» воспитаниеУмный и любящий родитель знает, что стоит начать

какое-то дело вместе, оно легко приобретает характер игры или увлекательного

общения. Когда ребенок уже принял задачу, ему можно поручить дальнейшее самостоятельное выполнение и лишь проконтролировать результат. Доверяющее воспитание ставит во главу угла проявление дружественности и поддержки, практической помощи в осуществлении важных дел. Доверяющее воспитание умело пользуется стимулом совместной деятельности ради приобщения ребенка к самостоятельности. Оно создает благоприятную возможность постепенного приобщения ребенка к труду и дает возможность ощутить радость от выполнения самостоятельной работы.

Зачем и для чего использовать стили воспитания?

Каждый родитель в какой-то момент мечтает о том, что когда их ребёнок вырастет, то станет успешным, умным, спортивным, творческим. Но каким образом этого можно достичь? Можно ли вмешиваться в личную жизнь ребёнка? Какие правила устанавливать во взаимоотношениях? Где грань между безразличием и гиперопекой? Как именно вырастить самостоятельного и самодостаточного ребёнка?

Чтобы ответить на эти вопросы, психологи определили четыре вида воспитания: либеральный, демократический, опекающий, авторитарный. Грамотное использование этих стилей поможет пересмотреть взгляды на воспитание для обретения гармонии в семье.

Основные стили воспитания детей

Существует 4 стиля воспитания детей в семье в психологии:

  • авторитарный;
  • попустительский;
  • демократический;
  • отчужденный.

Авторитарное воспитание

При таком стиле родительского воспитания ребенка от детей ожидается, что они будут следовать строгим правилам, установленным родителями. Несоблюдение таких правил обычно приводит к наказанию. Авторитарные родители не объясняют, чем обусловлены эти правила. Если родителя попросят объяснить, он может просто ответить: «Потому что я так сказал».

Последствия авторитарного воспитания

Авторитарный стиль воспитания обычно приводит к появлению послушных и умелых детей, но они занимают более низкие позиции по уровню счастья, социальной компетентности и самооценке среди сверстников. Они также могут быть более склонны ко лжи, чтобы избежать наказания.

Демократичное воспитание

Как и авторитарные родители, люди с демократичным стилем воспитания устанавливают правила и рекомендации, которым должны следовать их дети. Однако этот стиль воспитания гораздо более комфортен для детей.
Общие характеристики демократичного стиля воспитания:

  • Родители отзывчивые и готовы выслушать вопросы детей.
  • Эти родители многого ожидают от своих детей, но при этом обеспечивают тепло, обратную связь и адекватную поддержку.
  • Когда дети не оправдывают ожиданий, такие родители скорее воспитывают и прощают, чем наказывают.
  • Дисциплинарные методы скорее утверждающие и поддерживающие, чем навязчивые, ограничивающие или карательные.

Цель демократичных родителей — вырастить детей социально ответственными, способными к сотрудничеству и саморегуляции. Сочетание ожиданий и поддержки помогает детям авторитетных родителей развивать такие навыки, как независимость, самоконтроль и саморегуляция.

Попустительское воспитание

Родители, которых часто называют снисходительными, предъявляют к своим детям очень мало требований. Эти родители редко наказывают своих детей, потому что у них относительно низкие ожидания в отношении зрелости и самоконтроля.
Другие общие характеристики попустительского стиля семейного воспитания ребенка в семье:

  • Родители отдают предпочтение роли друга для своего ребенка, а не роли родителя.
  • Они теплые и внимательные, но, как правило, устанавливают мало правил, редко следят за их соблюдением и имеют мало ожиданий.
  • Они позволяют своим детям принимать собственные решения.

Поскольку родители не ожидают от своих детей зрелого поведения, дети могут испытывать трудности с установлением границ для себя. С положительной стороны, это может помочь детям стать более самостоятельными и независимыми. С другой стороны, это может способствовать неспособности самоконтроля и дисциплины.

Последствия попустительского воспитания

Попустительское воспитание часто приводит к тому, что дети, как ни парадоксально, имеют низкие показатели удовлетворенности и саморегуляции. Такие дети чаще испытывают проблемы с понятием «авторитет» и имеют низкую успеваемость в школе.

Отчужденное воспитание

Отчужденное воспитание характеризуется небольшим количеством требований, низкой отзывчивостью и очень малым количеством общения.
Другие характеристики отчужденного стиля воспитания:

  • Хотя такие родители удовлетворяют основные потребности ребенка, они в целом отстранены от жизни своего ребенка.
  • Они могут следить за тем, чтобы их дети были сыты и имели кров, но практически ничего не предлагают в качестве руководства, структуры, правил или даже поддержки.
  • Такие родители могут казаться равнодушными, безответными и пренебрежительными.
  • В некоторых случаях такие родители могут отвергать потребности своих детей или пренебрегать ими. Они также могут проявлять физическое или эмоциональное насилие.

Исследование, проведенное в 2019 году, показало, что дети, воспитывающиеся нерадивыми родителями, обычно испытывают трудности в учебе, чаще страдают от депрессии, имеют худшие социальные отношения, с трудом контролируют свои эмоции и испытывают большее беспокойство.

Последствия отчужденного воспитания

Этот стиль воспитания занимает самое низкое место во всех жизненных сферах. Такие дети, как правило, не обладают самоконтролем, имеют низкую самооценку и менее компетентны, чем их сверстники.

Психологические требования к семейному воспитанию

Чтобы семейное воспитание шло на пользу ребенку, важно придерживаться следующих принципов

Прежде чем воспитывать какое-либо чувство, качество, отношение, нужно сформировать у ребенка потребность в этом чувстве, качестве, отношении
То есть создать мотивирующую ситуацию.
Важно уделять большое внимание оценке (словесной). Это подкрепление для желаемых и нежелаемых поступков
Притом на положительном поведении нужно больше акцентировать внимание

Как правило, родители наоборот чаще и сильнее ругают, а похвалить за что-то бытовое и незначительное (казалось бы) забывают.
Любое качество личности нужно формировать в процессе деятельности, а не на словах. В семье доступны все основные виды деятельности: труд, общение, игра. Но важно учитывать возраст ребенка.
Воспитывая что-то, важно акцентировать внимание на чувственной сфере, нежели интеллектуальной. Ребенок должен прочувствовать каждое качество.
Нужно ориентироваться на положительные качества ребенка и уважать его личность.

Как сегодня воспитывают детей

Семья влияет на становление личностных качеств человека с самого его рождения. Особенности воспитания детей в семье определяют дальнейшее развитие ребенка. Если взрослые не будут принимать участие в воспитании малыша, они не смогут стать для него предметом подражания. Ни в коем случае нельзя допускать доминирование над детьми.

Всё чаще современные родители прибегают к помощи других людей из-за собственной занятости. Дети, которые воспитываются няней, недополучают нужной теплоты и любви. Допускается оставлять малыша у родственников или с кем-либо ещё на непродолжительный период. Ребенку будет полезна смена обстановки, к тому же он получит новый опыт общения.

Стоит поговорить о родительской ответственности в современной семье. Все чаще наблюдаются такие ситуации, когда дети предоставлены самим себе. Заблуждением является и то убеждение родителей, что дети получают нужное воспитание в дошкольном учреждении или школе. Сегодня родители ограничивают свои обязанности проверкой дневника или посещением школьных собраний.

Родители не должны забывать о своих детях

Важно принимать участие в их жизни, знать интересы, знакомиться с друзьями и любопытствовать, где они проводят свободное время. Если вы будете спокойны в предъявлении своих требований и избежите насилия, ребенок обязательно прислушается к вам

Воспитание детей в современной семье должно строиться на взаимном уважении. Поэтому нужно относиться к своим детям так, как бы вы это делали по отношению к себе.

Познавательная программа по теме

“Я и мама” – Стили воспитания

Советуем почитать: Книги по воспитанию детей от российских и зарубежных авторов

Автор

Наталия Дмитриенко
Педагог-психолог

Поделиться

Вы здесь:

Главная

»

Ребенок

»

Стили воспитания детей в семье. Проверьте себя!

Самый благоприятный метод

Демократический тип воспитания считается наиболее благоприятным для развития будущего поколения. Дети получают возможность научиться быть самостоятельными и вместе с этим дисциплинированными и ответственными. Ребёнок имеет свои обязанности, но его интересы не ущемляются.

Взрослые с уважением относятся к точке зрения малыша и считаются с ним, принимая какие-то важные решения. Они осознают возрастные особенности крохи и не ожидают от него чего-то невозможного. При необходимости родители обосновывают собственные требования и всегда готовы услышать аргументы чада. Они не отнимают у него право выбора и при этом возлагают определённую ответственность.

Ребёнок не страдает от чрезмерной опёки, крупных конфликтов в таких семьях не случается. Детки прислушиваются к маме и папе, которые им объясняют, что делать можно, а что нельзя.

Демократический стиль воспитания в семье характеризуется такой особенностью, как умеренность. Малыши не проявляют излишней агрессии, одновременно с этим у них есть замечательные предпосылки для того, чтобы стать лидерами. Они способны контролировать других, однако сами манипулированию не поддаются. Ещё подобный подход именуют авторитетным стилем воспитания.

Обычно такие дети морально устойчивы, целеустремлённы, открыты и общительны, они с лёгкостью адаптируются к социальной жизни. Однако стоит упомянуть те черты, которые отмечаются лишь у незначительной части отпрысков в описываемых семьях. Это альтруизм, сензитивность, эмпатия.

Рекомендации

  • Детям необходима душевная теплота. Не бойтесь проявлять теплые чувства, почаще беседуйте, интересуйтесь мнением собеседника.
  • Распределите семейные обязанности. У младших членов должны быть свои поручения.
  • Нужно, чтобы даваемые вами инструкции выглядели предложением, а не сухим приказом. Любое общение должно быть доверительным, эмоциональным.
  • Система запретов и наказаний обсуждается и понимается заранее. Любые порицания не адресуются личности. Ребенок никогда не плохой. Он поступил неправильно, взрослый объясняет, почему это нехорошо.
  • Подросток имеет право на выбор друзей, одежды, родители не вмешиваются в телефонные разговоры и выбор музыки для прослушивания.
  • О старых прегрешениях забывайте, всегда говорите о сегодняшнем состоянии, объясняйте, почему вы расстроены, не давите, не унижайте физически.
  • Любите свое дитя, не стесняйтесь проявлять это чувство, будьте искренни, старайтесь проявлять инициативу.

Стили семейного воспитания: влияние на ребенка

Исследования показывают, что стили воспитания могут оказывать различное влияние на детей. Некоторые из областей жизни ребенка, которые могут быть затронуты в настоящем и будущем, включают:

  • Учеба: Стиль воспитания может играть роль в успеваемости и мотивации.
  • Психическое здоровье: Стиль воспитания также может влиять на психическое благополучие детей. Дети, воспитывающиеся авторитарными, попустительскими или отчужденными родителями, чаще испытывают тревогу, депрессию и другие проблемы с психическим здоровьем.
  • Самооценка: Дети, воспитываемые родителями с демократичным стилем, как правило, имеют более высокую самооценку, чем дети, воспитываемые родителями с другими стилями.
  • Социальные отношения: Стиль воспитания может влиять на то, как дети относятся к другим людям. Например, дети, воспитанные попустительскими родителями, чаще подвергаются травле, в то время как дети, воспитанные авторитарными родителями, чаще ведут себя заносчиво с другими.
  • Отношения со взрослыми: Исследователи также обнаружили, что дети, воспитанные строгими, авторитарными родителями, могут чаще испытывать эмоциональное насилие во взрослых романтических отношениях.

Смешанный стиль воспитания

Стили воспитания двух родителей могут быть разными, создавая при этом уникальную комбинацию подходов в одной семье. Например, мать может демонстрировать авторитарный стиль, в то время как отец предпочитает более попустительский подход.
Иногда это может привести к смешанным сигналам. Чтобы создать целостный подход к воспитанию, родители должны научиться сотрудничать и сочетать свои уникальные стили.

Обсуждение

Предложенная нами классификация стилей родительского воспитания, встречавшихся в семьях, обратившихся в психологическую консультацию, существенно отличается от представленных в литературе. Это отличие касается общего принципа ее построения.

В настоящее время известны два типа классификаций. Первый тип, который явно доминирует в литературе, строится на основе выявления (преимущественно в беседе с родителями и их детьми) качественных особенностей различных стилей воспитания. К основным недостаткам этих классификаций можно отнести то, что вследствие отсутствия единой структуры описания различных стилей в них нет четких критериев их сходства и различий. Второй тип строится на основе результатов, полученных с помощью опросников, с последующим применением к ним факторного анализа, как это сделано, например, в работе Е. Шэйфера (Schaefer, 1959). С помощью этой математической процедуры выделяются независимые факторы, являющиеся основаниями классификаций. Основной недостаток этих классификаций состоит в том, что они в полное мере не учитывают качественное своеобразие различных стилей воспитания, оценивая их слишком обобщенными категориями.

С нашей точки зрения для классификации выявленных в нашем исследовании стилей родительского воспитания более адекватным оказался так называемый родовидовой принцип в сочетании с использованием четких содержательных критериев их различения по трем составляющим (когнитивной, эмоциональной и поведенческой). Как видно на рисунке, в наших случаях общая особенность всех стилей воспитания содержательно характеризуется по поведенческой составляющей как чрезмерно активное вмешательство взрослых членов семьи в жизнь ребенка. Основные стили воспитания (гиперопека и сверхтребовательность), встречающиеся как в чистом, так и в смешанном виде, различаются одновременно по определенным содержательным характеристикам когнитивных, эмоциональных и поведенческих составляющих. Наличие промежуточного типа свидетельствует о том, что различить основные типы даже по всем трем критериям зачастую невозможно. Разделение видов гиперопеки и сверхтребовательности по диапазону и степени производится главным образом по содержательным характеристикам поведенческих составляющих. Классификация гиперопеки на «больничную», тревожную и любящую осуществляется по содержанию когнитивных и эмоциональных составляющих, а классификация сверхтребовательности на мягкую, жесткую и жестокую ¾ по содержанию поведенческих и эмоциональных составляющих. Тем самым использование в нашей классификации родовидового принципа ее построения в сочетании с четкими содержательными критериями различения стилей родительского воспитания по отдельным составляющим позволило нам выявить и сходство, и достаточно тонкие качественные различия между ними.

Авторитарный стиль воспитания

Для данного стиля характерна строгость родителей в отношении ребенка, контроль его действий. Родители в рамках авторитарного стиля самостоятельно решают, что хорошо, а что плохо для их чада. Для семей, в которых доминирует данный стиль, характерно насилие, подавление ребенка и его стремлений, мысль взрослых о недопустимости предоставления свободы выбора чаду. Они считают, что маленький член семьи должен жить так, как им кажется правильным.

Если говорить о ситуации просто, можно выразиться так: «Высокие требования в сочетании с игнорированием потребностей». Авторитарный стиль – это о жестком воспитании. Семья в нем принимает вид и форму буквально небольшой армии, где родители – строжайшие военачальники.

Какие могут быть последствия такого рода воспитания?

По причине того, что в случае с авторитарным стилем воспитания у детей практически отсутствует личное пространство, родители во всем контролируют их, ограничивают и заставляют жить «по накатанной», начинают формироваться негативные установки. Иногда дети, которые во всем подчиняются родителям, и вовсе сталкиваются с тяжелыми психическими последствиями.

Следствия преобладания авторитарно стиля для ребенка:

  • он не умеет принимать решения самостоятельно без «указки»;
  • у него нет собственного мнения, он привык руководствоваться тем, как и что «должно быть»;
  • у него складывается слабая жизненная позиция, возникает привычка подчиняться и делать так, как «нужно».

Иногда у детей, воспитывающихся в авторитарных семьях, формируется агрессивная, грубая личность. При этом свою агрессию они выливают сначала не на родителей, а на сверстников, друзей, животных. Они начинают считать, что грубость и доминирование с позиции силы – это нормально. Срываясь сначала на слабых или на почти равных, по мере взросления они начинают осознавать собственное, пусть и ложное, физическое и умственное превосходство над родителями. Доставаться начинает и им.

Последствия для личности вне зависимости от приведенных вероятных сценариев губительны. В первом случае общество получает безынициативного, неспособного самостоятельно мыслить и действовать человека, нуждающегося в шаблонах, помощи и «указках». Во втором высокой является вероятность того, что человек будет демонстрировать агрессию постоянно и во всем, что в худшем из стечений обстоятельств сделает из него преступника.

Как смягчить авторитарный стиль?

Склонность к контролю детей, желание направить их на верный путь – это норма. Но не в том случае, когда рамки контроля и наставлений переходят все разумные пределы. О вероятных проблемах рассказано в предыдущем разделе.

Вот 3 совета, как не перейти черту, за которой начинаются губительные для маленькой личности последствия:

  1. Знайте меру контролю. Вот пример: попросить дневник для проверки оценок – хорошо, лезть в портфель и рыться в нем – плохо.
  2. Не решайте за детей, как и кем им быть. Подсказывать, направлять, рассказывать о перспективах дела, профессии, увлечения – хорошо. Корить за то, что дети предпочитают рисование конструктору – плохо.
  3. Общайтесь с ребенком. Если помимо контроля, каким бы он ни был, а также «указок» в ваших с ним отношениях присутствуют только совместные приемы пищи, значит быть беде. Общение – верный мостик на пути к тому, чтобы дать маленькому члену семьи понять, что вы любите и цените его, что готовы общаться с ним даже вопреки желанию направлять и контролировать.

Считаете ли вы, что в вашей манере воспитания все хорошо?
Да. Мы счастливы с супругом (супругой), дети не жалуются ни на что. 28.57%

Иногда сомневаюсь и хочу что-то изменить, но это бывает редко. После прочтения статьи подумаю. 42.86%

Нет. Я хочу изменить стиль воспитания и буду прикладывать усилия. 28.57%
Проголосовало: 7

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий