Классификация и виды наблюдения
Полевое
Наблюдение, проводящееся в естественных для жизни условиях (то же самое поле, например). Но у этого наблюдения есть ряд недостатков – например, мешающие внешние факторы при наблюдении на природе (комары, шум проезжающих машин/поездов и т.д.)
Лабораторное
Вид наблюдения, который осуществляется в лабораторных условиях. Чаще всего это какие-то испытания, эксперименты или химические опыты. Это наиболее эффективный метод наблюдения, т.к. в 95% вам не будут мешать внешние факторы при проведении опыта.
Индивидуальное
Зачастую происходит только за счет одного сотрудника. Он может быть и единственным наблюдательным, и одним из индивидуальных, таких же наблюдателей. Но в таком случае он уже становится индивидуалом только на каком-то этапе проведения исследования.
Коллективное
Происходит за счет нескольких сотрудников (до 10-ти человек). Выполняется при исследованиях, опытах, научных испытаниях и т.д., то есть, в фиксированном помещении.
Случайное
Само название говорит за себя – это незапланированное наблюдение за кем-то или за чем-то. Зачастую оно происходит при участии одного человека. Этот термин еще популярен в маркетологии и означает изучение перемен цен конкурентов, их мероприятия и всего связанного с рекламой и другими направленностями.
Преднамеренное
Здесь тоже «говорящее» название – это наблюдение, которые было запланировано. Чаще всего, такое наблюдение совершается либо в одиночку, либо в компании с другими наблюдателями.
Систематическое
Это запланированное исследование чего-либо, совершающееся по определенному плану, помогающему зафиксировать всю динамику происходящих в природе, или в определенных условиях процессов.
Нeсистeматическое
Чаще всего проводится в природных условиях и рассматривается поведение только одного вида для создания полной картины опыта.
Пoлнoе
Детальное наблюдение; чаще всего, термин используется в криминалистике, социологии и полицейской тематике, т.к. этот метод позволяет больше узнать об исследуемом объекте.
Непoлное
Это вид наблюдения, где предельно известны все собираемые факты и соблюдены все необходимые и оптимальные условия
Также в ходе выполнения данного метода, наблюдатель не заостряет внимание на оптимальное число параметров
Сплошное
Это метод наблюдения, который охватывает все единицы изучaeмой совокупности. Сплошное наблюдение обеспечивает полноту информации об изучаемых явлениях.
Выборочное
Это способ несплошного статистического наблюдения, при котором обследуются не все единицы изучаемой совокупности, а лишь ее часть, отобранная по определенным правилам, и обеспечивающая получение данных, характеризующих совокупность в целом.
Эксперимент, где экспериментатор может сделать определенные выводы, оценив результат.
Закрытое
Эксперимент, проводящийся вне необходимости предупреждения участников. Обычно в таком наблюдении проводятся, так называемые, «социальные эксперименты».
Включенное
Вид эксперимента, при котором присутствует специалист и, по мере необходимости, может скорректировать ситуацию в той или иной области. Но есть одно «Но»: сам специалист выступает инкогнито, и не выдает свою личность до последнего. Собственно, цель расследования и профессия самого исследователя тоже остается под тщательным прикрытием.
Прямое
Название говорит само за себя – это наблюдение, в ходе которого испытуемые и испытатель находятся вместе в одном помещении и вместе участвуют в процессе эксперимента вместе с остальными участниками (если они есть).
Косвенное
В этом эксперименте рассматривается лишь результат проверки или наблюдения, без участия специалиста (наблюдателя) в самом процессе.
Спровоцированное и неспровоцированное
Наблюдение, осуществляемое в естественной среде, но сама изучаемая ситуация спровоцирована (не спровоцирована) самим исследователем.
Объективное самонаблюдение
Это ваша личная и субъективная оценка происходящего у вас в голове и на душе, проще говоря – самонаблюдение за собой и своей психикой без дополнительной консультации или же наблюдения психолога или психотерапевта. Данный метод может быть применим если вы уверены в том, что ваша проблема несерьезна и не требует посещения перечня надлежащих врачей. Но на всякий случай стоит проконсультироваться с ними.
Этический кодекс APA и наблюдения[]
Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ.), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:
- Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
- Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
- Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
- Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.
Скрытое включенное наблюдение
Скрытое наблюдение наиболее интересно, среди ученых проходят активные дискуссии на этот счет. В лабораторных условиях скрытое наблюдение проводят при помощи зеркал Гезелла с односторонней проводимостью света. Дискутируется тема этической стороны при проведении скрытого полевого наблюдения. Происходит вторжение в личную жизнь наблюдаемых. В зарубежных руководствах рекомендовано ограничивать такое наблюдение публичными ситуациями: улица, кафе, кинотеатр.
Пример 1
Скрытое включенное наблюдение описано во многих работах психологов. В России эту методику подробно описал В.Б.Ольшанский. В 1960-х годах он изучал ценностные ориентиры молодых рабочих, используя метод скрытого наблюдения. Несколько месяцев он работал слесарем-сборщиком на одном из московских заводов.
Включенное наблюдение-инкогнито хорошо раскрыто в работе Э.Гоффмана, который в 1960-е гг. проводил исследования в психиатрической больнице. Впечатление, которое производится на окружающих, необходимо контролировать, эту тактику Гоффман назвал управлением впечатлением. Больные шизофренией, неплохо владеют данной тактикой, утверждает ученый.
Существует еще один вид наблюдения – спровоцированное.Этот вид находится между полевым и лабораторным и проводится в естественных условиях. Спровоцированное наблюдение близко к методу естественного эксперимента, который предложил А.Ф.Лазурский. В 1980-е гг Л.Петерсон в США проводил наблюдение за детьми, исследуя проявления альтруизма.
Эмпирические методы
Когда идет речь о методах исследования, чаще подразумеваются именно эмпирические методы, ведь именно они позволяют непосредственно получать научные данные. Эмпирических методов достаточно много, приведем здесь краткое описание некоторых из них.
Наблюдение
Наблюдение и самонаблюдение являются самыми древними методами познания. Само по себе наблюдение не является достаточно объективным методом, чтобы непосредственно являться источником научного знания, однако, именно этот метод способствует постановке гипотез, которые могут быть более надежно проверены при помощи других методов. Также объективность метода будет выше, если используется так называемое стандартизированное наблюдение, то есть, наблюдение по определенным критериям, объективным показателям.
Экспериментальные
Экспериментальные методы включают:
- Лабораторный эксперимент, предполагающий создание специальных, искусственных условий, которые позволяют жестко контролировать побочные факторы, косвенно влияющие на результаты испытаний. Поведение испытуемых зачастую также контролируется требованиями экспериментатора.
- Полевой (естественный) эксперимент называется так потому, что проводится в естественных условиях, и его участники могут даже не знать о нем. Конечно же, в этих условиях гораздо сложнее исключить побочные факторы, но несомненным плюсом является то, что поведение людей в таком эксперименте наиболее естественно. А это значит, что и в рамках эксперимента, и в повседневной жизни, испытуемые ведут себя одним и тем же образом, что определяет надежность такого метода для прикладных исследований.
Рис. 3. Классификация эмпирических методов психологии
Психодиагностические
Психодиагностические методыделятся на:
- Тестирования, при помощи которых можно измерить (по определенной шкале) какой-либо показатель – интеллект, уровень эмоционального выгорания и т.д.
- Анкеты-опросники, которые позволяют получить данные, не касающиеся напрямую личных качеств человека – факты биографии, работа и т.п.
- Личностные опросники позволяют получить данные о личности, не используя определенную шкалу.
- Интервью, опрос по форме напоминает открытый опросник (не имеющий вариантов ответа), предъявленный испытуемому устно.
- Беседа (свободное интервью) отличается отсутствием четкого списка вопросов и более неформальной обстановкой.
- Проективные методики основаны на механизме проекции психического содержания на объекты внешнего мира. Например, одним из вариантов проективной методики являются пятна Роршаха (чернильные кляксы).
- Психофизиологические методики широко применяются в исследованиях когнитивных психологов и исследуют функции головного мозга, обычно с помощью специальной аппаратуры (электроэнцефалограмма, компьютерная томография мозга).
- Метод моделирования предполагают создание физической, математической, компьютерной или другой модели исследуемого явления. Этот метод используется, когда объект недоступен для непосредственного изучения.
- Праксиметрические методы (анализ процесса и продуктов деятельности). Эти методы используются преимущественно при работе с детьми, когда необходимо понять характеристики их внутренних процессов. Психологи анализируют рисунки, пластилиновые фигурки и другие продукты детского творчества, а также наблюдают за процессом их создания. Кроме того, анализ продуктов деятельности применяется в исторической психологии, где материалом могут быть, например, предметы быта древних людей.
Биографический
Биографический метод можно отнести к методам анализа продуктов деятельности, поскольку зачастую объектами изучения психолога являются дневники и письма. Но Ананьев выделяет его как особую группу методов, ведь суть его намного шире. Метод часто используется при диагностике в психологической работе с личностью и предполагает анализ жизненного пути, ключевых моментов в развитии индивида, кризисов, причинно-следственных связей между событиями жизни.
Рис. 4. Интерпретационные методы
Методы обработки данных исследования
Данные, полученные при помощи эмпирических методов, нуждаются в качественной обработке. Для этой цели существуют методы:
- Количественного анализа – методы математической статистики позволяют представить информацию в форме числовых показателей.
- Качественного анализа – анализ качественных показателей, этот метод является описательным, а не измерительным.
Преимущества и недостатки метода наблюдения
Метод наблюдения, как и все остальные, имеет ряд преимуществ
и недостатков.
Основным преимуществом этого метода является прямая связь
между исследователем и объектом исследования. Также очень важным является
отсутствие посреднических связей и оперативность получения информации. Этот
метод позволяет запечатлеть детали явления, его сложность. Гибкость метода
является еще одной характеристикой, имеющей большое значение при изучении
социальных явлений. Наконец, относительная дешевизна является важным атрибутом,
присущим этому методу. Однако все эти преимущества не исключают ряда
недостатков.
Наблюдатель намеренно или непреднамеренно влияет на
исследуемый процесс, вводит в него нечто, что не по своей природе.
Оперативность оказывается локальной, ограниченной исследуемой ситуацией, неспособностью
охватить всю совокупность всех особенностей изучаемого явления. Другими
словами, этот метод очень субъективен, личностные характеристики наблюдателя
неизбежно влияют на результаты. Поэтому, с одной стороны, они подлежат
обязательной перепроверке другими методами, а с другой стороны, к поведению
наблюдателей предъявляются особые требования.
Кроме того, этот метод редко может быть применен для
наблюдения больших популяций и большого количества событий.
Если мы обратимся к анализу включенных наблюдений, то их
преимущества очевидны: они дают наиболее яркие, прямые впечатления об
окружающей среде, помогают нам лучше понять действия людей и действия
социальных сообществ. Однако этот метод имеет и существенные недостатки.
Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как
будто внутренне ставя себя в положение тех, кого он изучает, «живя»
слишком много в своей роли соучастника событий. На эти недостатки указывали
Уайт, польский социолог К. Доктур и другие авторы. Результатом инклюзивных
наблюдений часто является эссе, а не сугубо научный трактат.
Однако мы не должны забывать о моральной проблеме всеобщего
наблюдения: Насколько этично, на самом деле, изучать сообщество людей, выдавая
себя за его участника?
Моральный долг социолога, как и врача, — не «наносить
вред» своими действиями, а, наоборот, активно помогать обществу в решении
его проблем. Если и только если он понимает свою позицию таким образом, он
всегда найдет правильную форму наблюдения и примет правильную моральную позицию,
будь то «чужак» или наблюдатель, стоящий посередине действия….
Тем не менее, неточность результатов, полученных в
результате наблюдений, может быть сведена к минимуму, если попытаться избежать
обычных просчетов в их применении, таких как
Недостаточная продуманность программы наблюдений, нечеткое
определение категорий наблюдений.
Отсутствие органической связи между категориями наблюдений и
исследовательскими гипотезами.
аморфная формулировка условий наблюдения, которая
предопределяет трудности в сборе единиц наблюдения
Преждевременное начало наблюдения за массой, т.е. до
подготовки всех приборов.
Отсутствие надлежащего утверждения инструментов
недостаточная техническая подготовка наблюдателей и их
личностные качества для выполнения задач, которые им фактически приходится
решать
Отсутствие согласованности между кодированием карт
наблюдения и программой обработки данных.
Отсутствие классификатора для анализа содержания дневников
наблюдателей.
Вспомогательные методы психологии
Кроме эксперимента и наблюдения психологи используют массу других методов, которые считаются вспомогательными. Одним из популярных вспомогательных методов является метод интервью. Как правило, вопросники для интервью выстраиваются по типу социологических анкет. Их цель состоит в получении большого количества ответов по многим вопросам. Но вопросники, сформированные с учетом знания структуры изучаемых психических свойств, дают ценные результаты для последующего уточнения структуры и уровня изучаемых свойств.
Метод беседы берут за основу на различных этапах исследования. Он может стать элементом осуществления первичной ориентировки, а также уточнять выводы, которые были получены с помощью других методов (особенно метода наблюдения). Правильное применение беседы как метода дает специалистам из области психологии ценные результаты.
Тестирование — это еще один вспомогательный метод психологии. Чаще всего его берут за основу психодиагностического обследования. Использование тестов дает возможность получить точную качественную или количественную характеристику исследуемого объекта. Тесты отличаются от прочих методов тем, что для них характерна четкая процедура сбора и обработки первичных данных. Для них присуще своеобразие последующей интерпретации. Благодаря тестам можно изучать и сравнивать между собой психологическое развитие и особенности разных лиц, давая дифференцированные и сопоставимые оценки.
Кроме второстепенных методов психологии, которые позволяют собирать первичную информацию, в науке нашли широкое применение различные способы и приемы обработки данных. Они предполагают логический и математический анализ, который требуется для получения вторичных результатов (факты и выводы, которые вытекают из интерпретации переработанных первичных сведений). Для этой цели можно взять, в частности, различные методы математической статистики или качественного анализа.
Тесты, как метод исследования в психологии
Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Варианты теста: тест-опросник и тест-задание.
Тест-опросникТест-заданиетретий тип тестов — проективные
Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.
Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.
Классификация методов наблюдения
Рисунок 1. Классификация методов наблюдения
В зависимости от того, какую позицию занимает наблюдатель, выделяют включенное и невключенное наблюдение.
Определение 2
Результаты исследований, их важность и весомость, зависят от того насколько правильно и четко организовано наблюдение. При включенном наблюдении исследователь контактирует с группой, находится в ней в качестве полноправного члена
Он имеет большую возможность вникнуть и понять происходящие процессы, увидеть контекст наблюдаемой ситуации. Иными словами, проводится более глубокое наблюдение. Но с другой стороны, при включенном наблюдении снижается рефлексивность. Исследователь не имеет возможности подняться над ситуацией, посмотреть на нее с точки зрения аналитики. Включенное наблюдение бывает разных видов, это зависит от того, насколько информированы члены группы о присутствии наблюдателя, а также известны ли им цели и задачи наблюдения.
Наблюдатель может осуществлять наблюдение открыто и инкогнито. Если применяется открытый способ наблюдения, то следует иметь в виду, что естественный ход наблюдаемого события будет нарушен. Э.Мэйо описывал эксперименты, которые он проводил в 1920-х гг на предприятии компании «Вестерн Электрик» в США. Он отмечал, что присутствие наблюдателей вело к повышению производительности труда рабочих, в то время как задачей психологов было исследование причин снижения производительности труда. Автор отмечал изменения в поведении рабочих, которые знали, что за ними наблюдают.
Наблюдение может быть организовано в естественной среде (полевое) и в условиях лаборатории с применением различного рода оборудования (экспериментальное).
Определение понятия
В социальной, клинической и педагогической психологии наблюдение как метод исследования используется с конца XIX века, а в прошлом столетии его стали применять в трудовой науке. Это наиболее древний метод познания окружающих предметов и явлений. В повседневной жизни человек сам не замечает, как начинает наблюдать за кем-то или чем-либо.
Наблюдением нельзя назвать процесс, при котором вмешательство экспериментатора изменит условия его проведения. Но оно поможет в том случае, когда необходимо получить целостную картину происходящих событий и отразить ее в записях и таблицах. Главные особенности процедуры:
- связь между наблюдателем и субъектом;
- пристрастность — эмоциональная составляющая;
- сложность, а иногда и невозможность повторного проведения.
Первыми экспериментаторами стали В. Прайер, В. Штерн и А. Гвоздиков. Они наблюдали за развитием ребенка в семье и записывали полученную информацию в свои дневники.
Плюсы и минусы[]
Преимущества метода наблюдения
- Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
- Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
- Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
- Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.
Недостатки метода наблюдения
- Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов.
- На результаты наблюдения могут повлиять
- настроение наблюдателя,
- социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,
- предубеждение наблюдателя,
- комплексность наблюдаемых ситуаций,
- эффект первого впечатления,
- усталость наблюдателя и наблюдаемого,
- ошибки в оценках,
- «гало-эффект»,
- «эффект снисходительности»,
- ошибка усреднения (боязнь крайних суждений),
- ошибки моделирования,
- ошибка контрастности.
- Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.
- Необходимость классифицировать результаты наблюдения.
- Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).
- Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.
- Сложность соблюдения операциональной валидности.
Моделирование, как метод исследования в психологии
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступноcти. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера—Вебера, Вебера—Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это — попытки построения перцептронов — машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.
Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Развитие программного обеспечения работы ЭВМ за последние несколько десятков лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих ее процессов и человеческого поведения, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе которых разрабатываются программы для ЭВМ. Это привело к попыткам представления и описания поведения человека, его психологии по аналогии с действием электронно-вычислительных устройств. Пионерами в этом отношении в психологии выступили известные американские ученые Д.Миллер, Ю.Галантер, К.Прибрам. Отметив наличие в организме такой же сложной, иерархически построенной системы регуляции поведения, какая характеризует структуру и функционирование программ для ЭВМ, они сделали вывод о том, что подобным же образом может быть описано и поведение человека.
Принятая классификация
Наблюдение обычно используется в том случае, когда непозволительно или просто невозможно вмешаться в естественное течение события. Его разделяют на несколько видов:
- внешнее и внутреннее;
- непосредственное и опосредованное;
- прямое и косвенное;
- включенное и невключенное;
- полевое и лабораторное;
- сплошное и выборочное.
А также есть разные виды наблюдения в зависимости от систематичности, форме, фиксируемым объектам, осознанности. В первом случае бывают несистематические и систематические исследования. Последние проводятся по определенному плану, а во время эксперимента человек фиксирует особенности поведения субъекта и создает классификацию условий окружающей среды. Несистематические позволяют создать общую картину явления в определенных условиях. Обычно такие исследования являются полевыми.
По фиксируемым объектам разделяют сплошные и выборочные наблюдения. При первом человек старается законспектировать все особенности поведения. А при втором он записывает только определенные акты или параметры. В зависимости от форм поведения выделяют несколько исследований: осознанное, неосознанное внешнее и внутреннее, окружающего мира.
При осознанном субъект знает о том, что за ним наблюдают. То есть исследователь контактирует с ним, заранее рассказывает ему о задаче эксперимента и своем социальном статусе. Но иногда ему сообщают неверную информацию, чтобы проследить за поведением в определенной ситуации. Хотя подобные действия приводят к этическим проблемам и отрицательным результатам.
Такой способ используется только в том случае, если это обусловлено требованиями наблюдения. Необходимо провести несколько исследований, так как действия субъекта зависят от влияния ученого, и при некорректной постановке задания результаты не оправдают ожиданий. Ситуация наблюдения может стать стрессом для испытуемого, и итоги негативно повлияют на его жизнь.
Неосознанное внутреннее
Отличается неосознанное внутреннее наблюдение, ведь при нем субъект не знает ничего об исследовании. Тот, кто проводит оценивание, становится частью системы. К примеру, психолог может внедриться в компанию представителей какой-либо субкультуры для детального изучения поведения. Наблюдатель тесно контактирует с испытуемыми, но они не догадываются о его цели.
Этот метод используется для исследования социальных особенностей малых групп. Наблюдатель должен вести себя естественно, тогда его работа не сможет повлиять на их действия и заключения протокола. Но проблемой могут стать этические вопросы: исследователю придется обманывать группу. А также у него возникнут трудности с записями — фиксировать результаты нужно тайно, чтобы этого никто не заметил.
Факт того, что ведется наблюдение, никак не повлияет на поведение субъекта. А при непосредственном контакте исследователь получит больше информации. Но это может вызвать и некоторые проблемы: иногда психологи перенимают систему ценностей изучаемой группы, возникают моральные конфликты.
Внешний тип
Определение внешнего неосознанного наблюдения заключается в том, что субъекту неизвестно об эксперименте. Исследователь при этом не контактирует с группой, он фиксирует информацию со стороны. К примеру, в психиатрических больницах доктор следит за пациентом через специальное окно. Со стороны врача оно прозрачное, а больной видит его, как зеркало.
Такая организация наблюдения позволяет не стеснять субъектов, не провоцировать их на определенные действия. Благодаря этому исследователь может собрать объективную информацию о поведении или явлении. Еще один плюс — если на каком-либо этапе наблюдатель устал, его незаметно сменит другой.
Естественность действий не нарушается из-за давления исследователя, появляется возможность использования технических средств записи информации. Но из-за ограниченности придется изучать ситуацию только с одной стороны, более подробно узнать о поведении субъектов не получится.
При наблюдении окружающей среды удается узнать больше об условиях, от которых зависят действия людей. Моделирование определенных ситуаций поможет изучить все факторы, влияющие на исследуемых.
Методы исследования в психологии
Наблюдение
Выделяется свободное наблюдение, не имеющее строгих ограничений и правил. Объект, предмет и цель свободного наблюдения зависит от желания наблюдателя и может меняться. Стандартизированное наблюдение наоборот имеен строгий заранее составленный план, определенный объект и цель исследования. Составленной программе действия стандартизированное наблюдение следует несмотря на какие либо изменения. Включенное наблюдение предусматривает участие наблюдателя в том процессе, за котором он ведет наблюдение.
Опрос
Успех устного опроса зависит от личности психолога и особенностей личности наблюдаемого. Взаимодействие этих лиц определяет удачное или неудачное проведение устного опроса. Также выделяется псиьменный опрос — наиболее известная форма — анкетирование. Опрос, где опрашиваемому не предлагают варианты ответов, называется свободным, такой метод может дополнять как устный так и письменный опрос.
Тесты
При проведении тестирования испытуемому предлагают четкие варианты ответов. С помощью тестов определяется количественные и качественные особенности исследуемого явления. Выделяют следующие виды тестов:
- Тест-опросник — сборник заранее подобранных вопросов с четкими вариантами ответов;
- Тест-задание — система заданий, по выполнению которых составляют харктеристику изучаемых качеств, присутствующих у испытуемого;
- Проективные тесты — эти тесты основаны на утверждении, что человек склонен приписывать свои неосознанные недостатки другим людям.
Эксперимент
Метод эксперимента делится на естественный эксперимент, который орагнизуется так, чтобы испытуемы чувствовал себя абсолютно естественно — подбираются естественные условия, экспериментатор почти не влияет на ход эксперимента и на лабораторный эксперимент, который проходит в искусственно-созданной ситуации.
Моделирование
Создание модели интересующего явления. На этой модели и проводят все исследования с целью изучить качества и свойства феномена.
Различают
- математическую модель — выражение или формула, отображающая явление;
- техническое моделирование — создание какого либо устройства, повторяющего основные свойства явления;
- кибернетическое моделирование — использование информатики и кибернетики в качестве элементов модели;
- логическое моделирование — моделирование с помощью идей и символов математической логики.