О профессии социального педагога
Профессия появилась не так давно – в начале двухтысячных годов. Сегодня социальный педагог играет немаловажную роль в школе, поскольку работает с детьми разного возраста, нуждающимися не только в психологической коррекции, но и в юридической поддержке.
Специалист согласовывает свои действия и тесно сотрудничают с работниками социальной защиты населения, сотрудниками органов правопорядка, учителями и родителями.
Дети, которым необходима поддержка социального педагога:
являются сиротами;
находятся под опекой;
растут в неполной семье;
имеют инвалидность или другие серьезные нарушения здоровья;
нуждаются в сохранности или получении жилой площади;
постоянно испытывают стресс (в семье или классе);
имеют родителей алкоголиков или наркоманов;
сами курят, употребляют наркотики и/или алкоголь;
не получают полноценное питание;
страдают социальной дезадаптацией;
плохо успевают в школе;
наоборот, чрезвычайно одаренные от природы и нуждаются в индивидуальном развитии своих талантов.
В работе с проблемными детьми педагог уделяет особо серьезное внимание подвергающимся домашнему насилию. В таких семьях присутствуют эгоизм и вседозволенность, малыши часто не доедают, не получают должного внимания со стороны взрослых и необходимое для жизни
В перспективе такие дети могут страдать нарушениями психики и даже встать на путь преступления.
Социальные проблемы семейного воспитания
Одной из остро стоящих проблем социальной педагогики, являются вопросы семейного воспитания.
Замечание 2
Цель семейного социального воспитания – социальное развитие личности ребенка.
Процесс семейного социального воспитания является сложным структурированным процессом, который включает в себе особенности и условия социального воспитания в семье. Под особенностями понимают: возрастные и индивидуальные особенности детей. В качестве условий и закономерностей социального воспитания в семье определяют:
- Исходный (базисный) уровень социализации
- Уровень адаптации ребенка к восприятию новых характеристик и качеств
- Принципы взаимодействия ребенка и окружающего его общества
Социальная педагогика выделяет несколько проблем социального воспитания ребенка в семье, одной из главных является неправильное установление социальных ориентиров родителями ребенка. Довольно часто, многие родители в воспитании упускают такой момент как активное использование детьми информационных и мультимедийнх средств. Неокрепшая психика ребенка иначе воспринимает получаемую из виртуального мира информацию. Это связано с тем, что у ребенка недостаточно сформирована картина мира, и соответственно получаемая им информация воспринимается и понимается чаще всего в искаженном виде. Отрицательные поступки, поведение и т.д., могут быть приняты за норму.
Исходя из этого, социальная педагогика в лице социальных работников призывает родителей к решению данной проблемы, недопущению ее возникновения.
Одними из главных методов исправления и предотвращения данной проблемы являются:
- Организация досуга ребенка
- Развитие его талантов и творческих способностей
- Своевременное выявление негативного влияния окружающей среды на развитие ребенка и ее устранение
- Правильная постановка задач семейного воспитания
- Согласованность методов семейного воспитания и воспитания организуемого в образовательной организации.
Обязанности социального педагога
Чтобы организовать плодотворную воспитательную работу в школе, специалист должен создать комфортные условия для своих подопечных и выстроить с ними доверительные отношения. Только искренность и доверие помогут воспитанникам преодолеть психологический барьер и начать активно взаимодействовать с педагогом.
Обязанности социального педагога прописываются в должностной инструкции. Основные из них – это:
организация классной и внеклассной воспитательной работы;
формирование культуры личности;
работа над адаптацией учеников к жизни в коллективе и обществе;
привитие ребятам уважения к природе и любви к родному краю;
изучение личностных особенностей детей и бытовых условий их существования;
определение потребностей, желаний и интересов подопечных;
развитие умственных талантов и физических способностей учащихся;
выявление проблем и конфликтов в семье и классе;
исследование отклонений поведения обучающихся;
оказание социальной помощи воспитанникам, защита их прав и интересов;
посредничество между учеником и школой, семьей, социальными и правоохранительными органами, ближайшим окружением;
обеспечение охраны жизни и здоровья детей;
разработка качественных обучающих программ и контроль их реализации;
посещение семей учеников для консультации и ревизии.
Требования к социальному педагогу
Чтобы устроиться на работу в социально-педагогическое учреждение, специалист должен соответствовать следующим требованиям:
иметь высшее образование по профилю (или диплом профессиональной переподготовки);
знать нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность социального педагога, и семейное законодательство;
ориентироваться в общей и социальной педагогике и психологии;
понимать технологию обучения, воспитания и развития;
знать способы социальной защиты подопечных;
владеть психодиагностическими методами;
уметь оказывать поддержку учащимся в процессе социализации;
знать техники и приемы оказания первой помощи;
разбираться в детских проблемах, уметь выяснять их причину и следствие;
обладать хорошо поставленной и грамотной речью;
уметь проводить работу по физическому воспитанию;
знать способы взаимодействия с детьми, их родителями, учителями, сотрудниками соцслужб;
применять методы интерактивного обучения.
Социально-педагогические проблемы.
Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе:
– проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб – детей инвалидов, детей- сирот, детей из многодетных и неблагополучных семей. Приоритеты социальной поддержки этих групп очерчены достаточно четко: прежде всего, социально-бытовая материальная помощь, обеспечение жизненных потребностей и решение сегодняшних проблем;
– проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически не решаемых социальных проблем.
Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет. Многообразные школьные трудности имеют различные причины. Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).
К числу внешних факторов относятся условия, в которых растет и развивается ребенок и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана. Эти условия могут зависеть от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии. Так же к внешним факторам, отрицательно влияющим на развитие ребенка относятся: экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д.
К числу эндогенных факторов относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушения состояния здоровья.
Учитывая комплексность проблемы, необходимо ясно понимать, что успешность и эффективность ее решения зависят от степени интеграции усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке теоретических основ.
Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению. Исходя из проблематики современной российской школы можно определить следующие проблемы социально-педагогической работы в школе:. – устранение и преодоление специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;
– устранение и преодоление специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;
-проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически не решаемых социальных проблем.
– проблема работы с неблагополучными семьями
– проблема работы с семьями риска
– проблема работы с детьми с девиантным поведением
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения.
Конечно же, необходимо еще раз подчеркнуть, что данная работа проводится совместно с психологической службой школы, так как только посредством кооперации специалистов обеих профессиональных групп можно адекватно реагировать на комплексность конкретных проблем, представленных в школе. Устранять данные проблемы можно посредством форм и методов социальной работы в школе:
– групповая работа со школьниками вне занятий;
– предложения по организации занятий (игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий);
– соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях);
– работа с родителями, представление интересов родителей;
– профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии;
– работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики;
Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях
Социально-педагогическая деятельность – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
Воспитание как основная социально-педагогическая проблема
Одна из основных проблем современной социальной педагогики – это проблема воспитания.
Определение 1
Воспитание – это специально организованный и целенаправленный процесс по становлению личности ребенка, усвоении им норм и правил поведения в обществе.
В настоящее время отмечается рост социальных проблем, связанных с воспитанием детей. Главной проблемой выступает неорганизованность воспитания, его хаотичность и ситуативность. Большое влияние на воспитание современного ребенка оказывает его ближайшее окружение – семья, друзья, одноклассники, учителя и т.д. Однако не всегда методы, которые используют взрослые, согласованы между собой, поэтому они не эффективны и не воспринимаются ребенком. В связи с этим все большая востребованность отмечается в отношении специально организованного дополнительного воспитания, реализуемого квалифицированными педагогами.
В качестве дополнительного воспитания подразумевается специально организованная социальная деятельность воспитательной направленности. Социальная педагогика имеет определенные цели и задачи воспитания, которые направлены на формирование у ребенка социально ценных привычек и навыков, формирует фундамент развития индивидуальности ребенка.
Замечание 1
Воспитание является ключевым явлением для социальной педагогики, так как именно в процессе воспитания происходит становление и развитие личности ребенка. Наибольших результатов в воспитании полноценного члена современного общества можно добиться только в том случае, если процесс организован с учетом особенностей и индивидуальностей воспитанника.
Социальная педагогика рассматривает человека как личность социальную, то есть человек не может существовать вне социума. Именно поэтому основная задача, которая стоит перед ней как перед педагогической наукой – это воспитание социальной личности, способной эффективно и плодотворно существовать в рамках общества.
Решение проблем воспитания в рамках социальной педагогики реализуется посредством формирования у ребенка основных социальных норм, принятых в том обществе, где он живет и развивается. Задача социального педагога привить именно те нравственные ценности, которые являются действительно актуальными и востребованными в современном обществе.
Воспитание как основа социально педагогической проблемы
В педагогике проблема социального воспитания принимает вид специально организованного, целенаправленного и управляемого воздействия воспитателей на подопечных с целью достижения у них уровня базиса основ и норм поведения.
С ростом современных социальных проблем педагогическая наука признает неорганизованное воспитание под влиянием повседневной жизнедеятельности ребенка на формирование личности. Здесь принимает участие все его окружение – члены семьи, друзья, люди с улицы, с которых так часто дети копируют жесты и лексику.
В связи с этим востребовано организованное воспитание, которое проводится квалифицированными педагогами. Именно педагогика позиционирует определенные цели воспитания, стремится к формированию социально ценных навыков и привычек, создает платформу фундамента его индивидуальности.
Ведь еще великий Ж. Ж. Руссо определил три главных фактора воспитания-воздействия на ребенка – природу, людей и общество. Поэтому перед воспитателем стоит задача – добиться полной гармонии этих действий.
Воспитание имеет непосредственное отношение к педагогике и психологии, которой отдается ключевая роль в формировании подхода к ребенку.
Роли воспитания может даваться разная оценка. Это может быть либо утверждение его полной бессмысленности в случае плохой наследственной базы и негативного влияния среды, либо признание его как единственное средство перевоспитания человека.
Поэтому эффективность и повышение сознательного усвоения системы знаний немыслима без профессионального подхода педагогического состава.
Воспитательный процесс дает многое, но не в силах противостоять природе человека.
Специфика задач социального воспитания ребенка
- Оказание помощи для успешного, эффективного прохождения процесса социальной адаптации, автономизации и интеграции;
- Индивидуальная помощь личности при кризисных ситуациях в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое состояние ребенка;
- Защита прав на достойную жизнь в обществе, профессиональное самоопределение;
- Охрана здоровья, организация социальной, физической, познавательной, творческой деятельности;
- Помощь подросткам в принятии самостоятельных решений при организации своей жизни
Результатом социального формирования личности является воспитанность ребенка (подростка) – это результат влияния не только воспитания, но и относительно направляемой или стихийной социализации.
Где учиться на социального педагога?
Желающим работать с детьми в должности социального педагога нужно окончить вуз или колледж, выбрав психолого-педагогические или социологические факультеты.
Более быстрый и комфортный способ освоить профессию – пройти профессиональную переподготовку на базе уже имеющегося любого высшего или среднего профессионального образования. Национальный центральный институт развития дополнительного образования предлагает желающим пройти дистанционный курс «Социальный педагог. Организация воспитательного процесса в образовательных организациях». Всего за 4 месяца слушатели курса получат актуальные знания в социальной педагогике, овладеют всеми методами и приемами оказания мер социальной помощи и поддержки детям и подросткам и получат диплом института, который имеет бесспорную ценность у работодателей.
Социальные проблемы семейного воспитания
Постоянный рост тотальных проблем преобладает во всех областях существования общества, что объясняет повышение интереса к воспитанию детей в сфере педагогического воздействия. Целью и результатом семейного социального воспитания считается социальное развитие личности.
Это сложный структурированный процесс, обусловленный особенностями, условиями, степенью развития общества, характером ценностных установок, целей, с одной стороны, с другой – реальным состоянием индивидуальных характеристик детей. Согласно Д.И. Фельдштейну, закономерность социального развития может предопределять:
- Уровень освоения основ базиса социализации;
- Степень адаптации с учетом проявления новых качеств характера – независимости, уверенности, самостоятельности, инициативности, отсутствие комплексов;
- Принципы взаимодействия человека и общества.
В связи с использованием интернета, телевидения и других информационных или мультимедийных средств, у ребёнка складывается виртуальное восприятие мира. Это особенно отражается на психическом развитии детей школьного возраста: нарушаются основы развития детского мировосприятия, культуры, психики
Поэтому родителям так важно с раннего возраста правильно организовать досуг, вовремя обнаружить и развить таланты своих чад
Изучение и анализ факторов организованной или стихийной среды влияния на ребёнка со стороны таких средств, характеризуется, правильной постановкой задач социального воспитания учащихся средних учебных заведений.
Социально-педагогические проблемы
• Условий жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками;
• Общественного статуса, позиции, положения в коллективе. Подростку начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.
– Со сверстниками — потребность в общении с целью самоутверждения.
• Стремится к независимости и самостоятельности, протестует против желания взрослых “учить” его;
• Выбирает для себя кумира, которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения. Внешность для подростка имеет очень большое значение.
• Стремление к общению со сверстниками;
• Потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений;
• Процесс формирования умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками;
• Развитие настойчивости, упорства, выдержки, терпения, выносливости и других волевых качеств;
• Изменение интересов, которые могут быть неустойчивы;
• Любознательность, стремление к творческой деятельности.
Социальный интерес
Социальный контроль
Социальный конфликт
Социальный критерий
Социальный объект
2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты
Проблемы социальных педагогов
Эта работа имеет существенные сложности, с которыми способен справиться не каждый человек. Специалисту придется приложить достаточное количество эмоциональных и физических усилий, чтобы отлично справляться со своими обязанностями и получать видимые результаты.
Как мы уже знаем, социальный педагог работает с детьми из неблагополучных семей, имеющими серьезные проблемы с поведением, здоровьем и адаптацией. А это означает, что профессия подходит только терпеливым и общительным людям с высоким уровнем эмпатии. Они должны быть организованными, эмоционально стабильными, уметь быстро принимать самые оптимальные решения с учетом индивидуальных особенностей детей и их ситуации.
Также социальный педагог должен иметь высокую стрессоустойчивость, поскольку профессия достаточно трудная и связана с большой психологической нагрузкой. Зачастую специалисты сталкиваются с неадекватным поведением и угрозами как от детей, так и от их родителей. Нужно понимать, что бороться придется за счастье каждого своего воспитанника, неся при этом ответственность за его жизнь и здоровье.
Из существенных минусов профессии следует упомянуть ненормированный рабочий день, небольшую заработную плату и отсутствие карьерного роста.
Поэтому можно смело говорить о том, что социальный педагог – это человек, который живет и горит своей работой, любит детей и искренне хочет им помочь.
Разновидности воспитания и роль в формировании личности
Первоочередная задача воспитания — выявление склонностей или дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, по способностям и возможностям. Выделяют несколько форм воспитания, каждая со своей спецификой взаимодействия.
Умственная
- Добиться усвоения полученных знаний;
- Заложить основу научного мировоззрения;
- Стимулировать умственные силы, способности и дарования;
- Сформировать активную тягу к познанию новых интересов;
- Вызвать интерес к повышению уровня подготовки.
Физическая
Входит в основу всех воспитательных систем. Способствует выработке у молодежи физической подготовки, выносливости, терпению, стремлению к победе. Все это оказывает существенную помощь на формирование новых черт характера и позиционирует силу воли для достижения успеха в любом начатом деле.
Трудовая
Отвечает за формирование трудовых действий и азов производственных отношений за счет изучения орудий труда и способов их применения. Именно труд считается главным фактором, который мотивирует развитие личности.
Политехническая
Направлено на знакомство с основным принципом отдельного производства. Позволяет добиться усвоения нового материала о производственном процессе и отношениях.
Ставит перед собой задачу:
- Выработать интереса к производственной деятельности;
- Развить технические способности, новое экономическое мышление;
- Дает возможность проявить изобретательность;
- Позволяет выявить склонность к предпринимательству.
Важно
Правильная организация политехнического образования ведет к трудолюбию, дисциплинированности, ответственности и позволяет осознанно выбрать будущую профессию.
Нравственная
Формирует у подрастающего поколения основы социальных норм общества за счет понимания нравственности, суждений, чувств, убеждений, навыков, привычек поведения. Определяет постановку:
- Общечеловеческих ценностей;
- Непреходящих моральных исторически сложившихся норм на фоне эволюционной картины развития общества;
- Новых принципов и норм, которые стали результатом современного этапа развития общественного мировоззрения
Эстетическая
Подразумевает основу основ воспитательной системы, с учетом грамотной, комплексной подачи и дальнейшего развития эстетических идеалов, потребностей или вкуса, которые отвечают за познание индивидуальности человека.