5.4. Социализация личности.
Социализация личности – это процесс включения личности в общество, усвоения ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. На основе социализации происходит формирование социально значимых качеств личности, позволяющих ей принимать полноценное участие в жизни общества.
Социализация не сводится к традиционным понятиям «воспитание» и «образование»; она продолжается в течение всей жизни человека и охватывает все процессы воздействия на него со стороны социального окружения. При этом результаты социализации во многом зависят от социальной активности самой личности, которая не должна оставаться лишь пассивным объектом разнообразных общественных воздействий.
Социализация включает в себя ряд этапов, каждый из которых имеет свою специфику. Этот вопрос по разному трактуется социологами. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости личности служит ее трудовая деятельность и поэтому выделяют такие три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой (пенсионный). Другие подразделяют социализацию на два самых общих этапа: период первичной социализации (от рождения до формирования личности) и период вторичной социализации (развитие личности на стадии ее социальной зрелости). Третьи предлагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, зрелость, старость).
В любом случае социализация наиболее интенсивно осуществляется на начальных этапах, когда формируется личность ребенка и происходит его подготовка к взрослой жизни. Особенно велика здесь роль родителей и других членов семьи – первичных агентов социализации, оказывающих непосредственное воздействие на процесс становления личности ребенка. По мере роста ребенка расширяется круг агентов социализации, усложняется ее характер. В этот процесс включаются дошкольные воспитательные учреждения, затем школьные коллективы, внешкольные учебно-воспитательные заведения, детские теле– и радиопередачи и т. п. Среди механизмов ранней социализации особое значение имеют коллективные игры, в ходе которых дети учатся осваивать будущие социальные роли.
Очень важен юношеский этап социализации (13–19 лет), когда подростки приобретают значительно более широкие знания, завершают формирование основ своей личности, определяют свое место в окружающей жизни. Сложность социализации «переходного» периода во многом обусловлена противоречием между высоким уровнем притязаний молодых людей и их низким возрастным социальным статусом. Кроме того, на этой стадии возможно возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, носителями которых выступают разные агенты социализации – родители, школа, сверстники.
На этапе зрелости главным в социализации личности становится приобретение и освоение социальных статусов и ролей, активное включение в производственную, общественную, политическую и другие сферы жизни общества. В этот период личность не только конкретно усваивает социальный опыт, но и обновляет его через свою деятельность. Зрелая личность порой сталкивается с необходимостью многое менять в своей жизни. Тогда возникает ресоциализация, под которой понимается процесс усвоения новых знаний, ценностей, норм, установок, статусов, ролей вместо прежних.
Ресоциализация особенно проявляется в условиях принципиально иной ситуации для человека (например, переезд на постоянное жительство в другую страну). Однако чаще всего она связана с изменением статуса личности, ее профессии или служебной должности. В обществе переходного типа ресоциализация может стать массовым явлением, охватывать большие группы людей, меняющих свои ценностные ориентации и осваивающих новые виды деятельности.
В период старости, с выходом на пенсию завершается активный цикл социализации. В это время, как правило, происходит снижение социального статуса личности, сокращение диапазона выполняемых ею социальных ролей. Вместе с тем послетрудовая социализация позволяет людям пожилого возраста вносить существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессы передачи его новым поколениям.
Следует отметить, что характер социализации определяется прежде всего типом общества, в рамках которого она осуществляется. В демократическом обществе социализация ориентирована на гуманистические ценности и идеалы, в тоталитарном – имеет принципиально иной характер
Это важно учитывать в условиях современного российского общества, переживающего переход от тоталитарного к демократическому правовому государству
Какие существуют стадии социализации?
Стадия адаптации. Некритическое усвоение общественного опыта, которое происходит путём подражания.
Стадия идентификации. Появление желания выделить себя среди других людей, сформировать собственное “Я”.
Стадия интеграции. Включение в общественную жизнь, которое происходит либо успешно, либо неуспешно.
Трудовая стадия. Воспроизведение общественного опыта, воздействие человека на окружающую его среду.
Послетрудовая стадия. Передача общественного опыта следующим поколениям.
Давай проследим все стадии социализации на примере абстрактной девочки Маши.
- Адаптация: Маша, будучи маленьким ребенком, повторяет действия за своей старшей сестренкой, тем самым формируя начальные знания о мире.
- Идентификация: Маша начинает понимать, в какие игры ей интереснее играть, какие мультфильмы смотреть и какую музыку слушать. Она начинает проявлять своё собственное “Я”.
- Интеграция: Маша стремится стать полноценным членом общества, вступает в различные социальные группы: друзья, школьный класс, творческое объединение.
- Трудовая стадия: Маша устраивается на работу и на протяжении долгого времени проходит трудовую стадию, продолжая усваивать социальный опыт. Маша взрослеет и становится уже не Машей, а настоящей Марией.
- Послетрудовая стадия: Здесь уже бабушка Маша передаёт социальный опыт своим внукам, делится с ними своими знаниями и умениями.
Подробнее про интеграцию: На стадии интеграции человек может успешно влиться в окружающую среду, а может сопротивляться существующему в обществе укладу. Тогда человек вступает в конфликт с провозглашенными в обществе ценностями.
А может наблюдаться и другая ситуация: человек в процессе интеграции в общество пассивно соглашается с существующим в обществе порядком. Тогда речь идет о конформизме.
Конформизм — приспособление, а также пассивное согласие с порядком вещей, с мнениями и взглядами, которые существуют в определённом обществе, социальной группе; это безоговорочное следование каким-то образцам, имеющим наибольшую силу давления, неимение собственной точки зрения по каким-либо вопросам.
Поведение личности считается конформным, если оно соответствует социальным нормам и ожиданиям социального окружения (групп, общества в целом).
Примеры конформного поведения:
Ваня одевается в определенном стиле, так как хочет вписаться в новую компанию, которая придерживается данного стиля одежды.
Вика, прочитав “Грозу” Островского и придя на урок литературы, начинает обсуждать с одноклассниками сюжет данного произведения. Большинство ребят осуждают Катерину, поэтому и Вика становится негативно настроенной к этому персонажу, меняет своё мнение о ней, хотя изначально, наоборот, сочувствовала героине.
В 9 А шло активное обсуждение празднования выпускного. Подавляющее большинство ребят хотели отмечать его на природе. Остальные просто согласились на данный вариант, чтобы между одноклассниками не возник конфликт.
Почему люди склоняются к конформизму?На это их толкает ряд причин:— Число людей. Удивительно, но факт: чем больше количество людей, тем меньшее каждый из них имеет влияние. — Сила группы. Данный фактор показывает, насколько человеку важна группа. Если мы её ценим, то она оказывает на нас большее социальное воздействие.— Непосредственность. Насколько близко группа находится к нам в пространстве и во времени. Допустим, семья в детстве находится к человеку ближе всех остальных групп, поэтому человек следует нормам, принятым в семье. Но с возрастом, отдаляясь от семьи, переезжая в другие города, люди начинают поддаваться большему влиянию других социальных групп, например, рабочему коллективу, друзьям и др.— Боязнь быть отвергнутым и др. |
Факторы социализации
Факторы – разнообразные условия действующие на человека.
Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.
1) Мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
2) Макрофакторы (макро – большой) – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.
3) Мезофакторы (мезо – средний, промежуточный) – условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
4) Микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные государственные, религиозные, частные организации, микросоциум.
Другие теории социализации
В современной социологии появился целый ряд теорий, дополняющих классический подход к определению социализации, её форм и способов.
Одна группа теорий относится к концепции взаимодействия общества и человека в противовес классической концепции воздействия общества на человека.
Так, теория закрепления говорит о том, что индивид в процессе социализации не просто усваивает некоторый комплекс норм, а оценивает выгоды от их соблюдения, выявляет, какое поведение наиболее предпочтительно в той или иной социальной группе и только после этого в его поведении закрепляются определённые наиболее выгодные паттерны.
В рамках символического интеракционизма социализация понимается как процесс, продолжающийся всю жизнь человека. Она происходит путём анализа им своего опыта взаимодействий в обществе, в результате которого он обнаруживает наиболее предпочтительные варианты поведения.
Теория перехода говорит о том, что конечным результатом социализации является внутриличностный переход человека в новые условия. Он происходит после разрешения внутреннего конфликта, возникающего в процессе усвоения новых норм в пределах новой социальной группы.
Виды и агенты социализации.
Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний,навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Виды социализации: 1. Первичная социализация. Этот этап охватывает процесс формирования и становления личности, то есть процесс ухода, воспитания и обучения детей прежде всего в семье, осуществляемый теми агентами социализации, которые находятся в непосредственном и регулярном контакте с ребенком в раннем -и позднем детстве. Во время время первичной социализации преобладает пассивное усвоение информации, навыков, представлений.
2. Вторичная социализация. Этот этап охватывает всю остальную — «взрослую» — жизнь человека. На этом этапе освоение социальной среды происходит осознанно, большая часть приходящей извне информации подвергается критическому рассмотрению. Индивид совершает осмысленный выбор из нескольких вариантов.
3 Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.
4. Ресоциализация — это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни
5. Организационная социализация — это процесс, в ходе которого индивид постигает ценности, способности, нормы поведения и социальный кругозор, важные для приобретения веса в организации и полноправного участия в ней в качестве работника
6. Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Групповая социализация — это процесс внушения идей и насаждения принципов индивидууму по мере того как он усваивает основные ценности и символы группы, в которой он задействован.
7. Гендерная социализация — это усвоение, интернализация социальных ролей, дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от половой принадлежности.
9 стр., 4458 слов
ЦЕЛИ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ТИПЫ И ВИДЫ …
… действия, предусмотренные законодательством. ЦЕЛИ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ТИПЫ И ВИДЫ РЕАЛИЗУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 2.1. Школа осуществляет свою деятельность в соответствии … и формирования личности учащегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего общего …
Агенты социализации – это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации. Во всех культурах важнейшим агентом первичной социализации для ребенка является семья. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации. Агентами вторичной социализации индивида являются школа, вуз, армия, церковь.
Большое социализирующее воздействие на человека оказывают группы сверстников, и средства массовой информации, массовые печатные издания, средства электронной коммуникации.
Важность социализации для общества
Социализация — это процесс, при помощи которого индивидуумы усваивают и взаимодействуют с социальными нормами, ценностями и общественными ожиданиями
Важность социализации для общества трудно переоценить, так как она является основой для формирования и поддержания социальной структуры и согласования деятельности всех ее членов
Социализация обеспечивает передачу культуры и накопленных знаний от одного поколения к другому. Через социализацию дети учатся языку, получают образование, усваивают традиции и историческое наследие своего общества. Это позволяет сохранить и продолжить развитие общественного уклада, достижения предыдущих поколений и сформировать общие ценности и идеалы.
Социализация помогает формированию личности, обеспечивает ее адаптацию и включение в общество. Через социализацию люди осваивают роли и статусы, развивают навыки взаимодействия, обучаются знакомству с нормами и правилами поведения. Это позволяет индивидуумам эффективно взаимодействовать друг с другом и функционировать внутри общества.
Социализация способствует формированию и поддержанию общих ценностей и норм поведения. Через социализацию люди усваивают такие ценности, как уважение к правам и свободам других, толерантность, солидарность и т.д. Эти ценности помогают поддерживать гармоничные отношения в обществе и противостоять конфликтам и распри.
Социализация способствует развитию индивидуальных и социальных навыков. Через социализацию люди научаются коммуникации, работе в группе, преодолению различий и снятию конфликтов. Полученные навыки помогают людям стать продуктивными членами общества, преуспеть в работе, создать и поддерживать долговременные отношения.
В целом, социализация является неотъемлемой частью процесса формирования и функционирования общества. Она обеспечивает передачу культуры и ценностей, формирование личности, создание общих ценностей и норм поведения, а также развитие индивидуальных и социальных навыков. Без социализации общество не смогло бы существовать, развиваться и поддерживать гармоничные отношения между его членами.
Для чего важна социализация?
Значение социализации — Энтони Гидденс, английской социолог, написавший большое количество книг на тему общества, объясняет социализацию как процесс вхождения в систему общества и становления его частью. Основным аспектом данного процесса является изучение культуры, законов, веры и стандартов.
Процесс социализации не имеет конца и проходит у людей начиная с рождения и до самой смерти, пока индивидуум имеет связь с другими представителями человеческой расы и не изолирует себя от общества.
Важность данного процесса заключается в том, что он считается неотъемлемой частью становления психологии развития у человека, которая также запускается с самого рождения.
Иными словами, социализация не только объясняет, каким образом человек становится частью общества, но и основную причину важности данного процесса
Роль социализации в формировании личности
Процесс социализации происходит в несколько этапов, и на каждом этапе она играет определенную роль. Личность, осмысливая приемы и правила поведения, принятые в обществе, корректирует собственное поведение в зависимости от интеллектуального, личного эмоционально-чувственного развития, от способностей.
Через эти процессы человек утверждает себя в социальной группе, обществе.
При внутригрупповом и межличностном общении происходит обмен социальной информацией, усваиваются необходимые правила поведения, общения, устанавливаются доверительность или подозрительность, симпатия или антипатия, коммуникабельность или отчужденность. На этой основе человек формирует новые знания, формы поведения, мировоззренческие позиции, социальные качества.
Человеческая деятельность связана с социальной активностью, характеризующей воспроизводство материальных и духовных благ, созидание в труде, творчество. Однако деятельность может носить негативный и деструктивный характер. Это связано с ликвидацией устаревших материальных и духовных ценностей, проявлениями насилия. Социализация личности во время общественно полезной, позитивной деятельности является наиболее эффективной, результативной и предпочтительной, так как индивид может в наиболее полной мере проявить и реализовать свои творческие способности и возможности.
Социализировать личность можно в духовном и нравственном плане. Это означает определенное осмысление и обобщение деятельности, общения, поведения, совершенствования эмоционально-чувственных, волевых состояний, знаний, ценностных ориентаций, конкретных социальных качеств, что и формирует духовный мир личности.
Стадии социализации
Стадии социализации:
Вариант ответа №1: первая стадия характерна для раннего детства. На этой стадии преобладают внешние условия регулирования социального поведения. Вторая стадия социализации характеризуется тем, что происходит замена внешних санкций внутренним контролем.
Вариант ответа №2:
1) первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода, когда ребёнок усваивает социальный опыт критически, приспосабливается, подражает окружающим);
2) стадия индивидуализации (у человека появляется желание выделить себя среди других, формируется критическое отношение к общественным нормам поведения);
3) стадия интеграции проходит благополучно, если человек принимается группой, обществом. Если же социум отторгает человека, то возможен один из следующих вариантов: а) сохранение непохожести и появление агрессивных взаимодействий с людьми и обществом; б) изменение себя («стать как все»); в) внешнее соглашательство, адаптация;
4) трудовая стадия (период зрелости, трудовой деятельности, когда человек усваивает социальный опыт);
5) послетрудовая стадия (пожилой возраст, вносящий важный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям).
Социализация и социокультурные стереотипы
Социализация — это процесс, в результате которого индивид осваивает и вписывается в социальную среду, усваивая
нормы, ценности и общепринятые правила поведения.
Общество влияет на социализацию индивида через создание и поддержку социокультурных стереотипов. Стереотипы — это
упрощенные и обобщенные представления о людях, группах или явлениях. Они возникают в результате общения и
взаимодействия с окружающим миром, и оказывают значительное влияние на формирование и развитие социальных ролей и
индивидуальной идентичности.
Социокультурные стереотипы помогают человеку разобраться в сложности социальных отношений и определить свою позицию
в обществе. Они позволяют нам узнать о культуре, обычаях и ценностях определенного социума, и помогают нам
взаимодействовать с представителями других социальных групп.
Однако стереотипы также могут быть искаженными и предвзятыми, и в таком случае они могут приводить к узко-minded
и несправедливому отношению к людям. Например, расовые стереотипы могут быть неправильными и быть основаны на
предубеждениях и дискриминации.
Для того чтобы избежать узкого менталитета и негативного влияния стереотипов, необходимо развивать критическое
мышление и способность к анализу информации
Кроме этого, важно научиться быть открытым к новому и уметь. пересматривать свои представления о других людях и группах
Только так можно снять помехи, создаваемые
пересматривать свои представления о других людях и группах. Только так можно снять помехи, создаваемые
социокультурными стереотипами, и достигнуть глубокого понимания и уважения друг к другу.
Этапы социализации
Существует множество классификаций этапов социализации: по возрастам, по видам деятельности, по сферам общественной жизни. Остановимся на наиболее популярной, основывающейся на психологическом подходе.
- Стадия адаптации происходит с момента рождения до подросткового возраста. Определение модели поведения в этот период зависит от первичных агентов. Основным механизмом усвоения социального опыта является подражание. Учёные считают, что личность формируется на 70 % в детском возрасте: ребёнок узнаёт, что такое хорошо и плохо, знакомится с нормами поведения, учится выполнять социальные роли.
- На этапе идентификации у человека возникает желание выделиться среди других.
Рис. 3. Стремление выделиться из толпы.
- Этап интеграции состоит во внедрении в общество, нахождении своего места в нём.
- Во время трудовой стадии человек применяет полученные знания на практике, преобразовывает окружающую среду под собственные потребности и интересы.
- Послетрудовой этап характерен для пожилого возраста. В этот период для человека имеет значение передача опыта следующим поколениям.
Что мы узнали?
Социализация — это процесс усвоения человеком норм поведения в обществе. Агентами первичной социализации являются близкие люди (семья, друзья), вторичной социализации — люди, группы, учреждения, влияющие на поведение (школа, спортивная команда). Процесс продолжается на протяжении всей жизни, проходит несколько этапов.
/10
Вопрос 1 из 10
Социализация и социальные институты
Социализация — это процесс, в котором индивидуал постепенно усваивает нормы, ценности и правила поведения общества, в котором он живет. Она является основой формирования социальной личности и определяет способность индивида функционировать в социальной среде.
Влияние общества на социализацию человека осуществляется через социальные институты, которые выполняют ряд функций по передаче социокультурного опыта и формированию социальных навыков и умений. Социальные институты образуются и функционируют на основе сложившихся социальных отношений и исторических традиций.
Одним из основных социальных институтов, влияющих на социализацию, является семья. Семья воспитывает в ребенке основные нравственные принципы, учит правилам общения, формирует ценностные ориентации и предоставляет первичный опыт социального взаимодействия.
Другим важным социальным институтом является образование. Школа и другие образовательные учреждения обучают детей знаниям и навыкам, необходимым для успешного функционирования в обществе. Они также оказывают влияние на формирование ценностей и мировоззрения учащихся.
Религиозные институты также играют важную роль в процессе социализации. Они формируют вероучение, воспитывают нормы морали и этики, и способствуют формированию ценностного сознания у своих последователей.
Культура и искусство являются неотъемлемой частью социальной жизни и оказывают значительное влияние на социализацию. Они расширяют кругозор, формируют эстетические предпочтения и способствуют развитию творческого мышления и самовыражения.
Экономические институты также играют свою роль в социализации. Работа и профессиональная деятельность формируют у индивидов навыки и компетенции, необходимые для участия в экономической жизни общества.
В целом, социализация невозможна без воздействия социальных институтов. Они определяют нормы и ценности, на которых строится общество и которые передаются от поколения к поколению.
Индивидуальное значение социализации
Определение 1
Социализация личности – это процесс усвоения образцов поведения, социальных норм и ценностей, психологических механизмов, необходимых для результативного функционирования индивида в обществе.
Социализация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ” />Рисунок 1. Социализация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Благодаря социализации человек овладевает социальными знаниями и навыками, воспринимает принципы, нормы, ценности, идеалы общества, становится ее активным участником.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Индивидуальное значение социализации заключается в том, что благодаря ей человек становится личностью. Социализировать человека можно посредством приобретения им:
- общих черт людей социальной группы, к которой принадлежит и общества, в котором живет;
- собственных, индивидуальных черт, через которые реализуются его задатки и способности, заложенные генетически. Если эти черты в формируются гармонично, то человек будет легче интегрироваться в социальные группы, организации и институты, будет более комфортно и уверенно чувствовать себя в обществе.
Личность социализируется посредством овладения той или иной социальной ролью (или несколькими ролями). Во время социализации изменяются формы, методы, содержание активности взрослого человека, он может оценивать, переоценивать, устанавливать новые нормы, правила, принципы жизнедеятельности.
Социализация способствует лучшему пониманию других людей, отношений с природой. Она направлена на воспроизведение материальной и духовной культуры социума, на решение сложных жизненных задач, переосмыслению социального опыта, в передаче знаний и опыта новым поколениям.
Рисунок 2. Значение социализации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Функции социализации
Социализация играет важную роль как для личности, так и для общества. Основными функциями социализации являются следующие:
- Для личности: всестороннее, протяженное во времени вхождение в объективный мир – отдельную часть социума, семью или другую общность. Социализация дает возможность понимать себя и интерпретировать поведение других людей, взаимодействовать с окружающими.
- Для общества: социализация – один из факторов нормального воспроизводства общества. Несмотря на то, что люди постоянно рождаются и умирают, социализация дает возможность обществу воспроизводить само себя, является условием сохранения и развития социальной культуры.
Влияние общества на развитие социальных навыков
Социальные навыки, такие как коммуникация, сотрудничество и взаимодействие, являются важными для успешной социализации в обществе. Влияние общества на развитие этих навыков не может быть недооценено. Оно играет ключевую роль в формировании личности и адаптации к окружающей среде.
Общество предоставляет множество возможностей для социализации и развития социальных навыков. В основе этого процесса лежит взаимодействие с людьми, которые имеют разные культурные, социальные и экономические характеристики. С первых лет жизни ребенок начинает участвовать в различных социальных группах, таких как семья, друзья, школа и общество в целом.
- Семья – первая и основная социальная группа, где ребенок учится коммуницировать, сотрудничать и адаптироваться к правилам и нормам поведения.
- Друзья – они играют важную роль в развитии социальных навыков, так как предоставляют возможность для совместных деятельностей и взаимодействия.
- Школа – здесь дети вступают в более широкое общество и начинают учиться работать в коллективе, адаптироваться к новым правилам и отношениям.
Кроме этого, общество влияет на социализацию через массовую культуру, средства массовой информации и интернет. Смотрение телевизора, чтение газет и доступ к интернету позволяют людям получать информацию о различных социальных группах и принимать участие в их жизни.
Общество также создает определенные нормы, ценности и ожидания, которые определяют социальные навыки и поведение. Люди подвержены социальному давлению и стремятся соответствовать общественному мнению и ожиданиям. Это может привести к формированию определенных социальных навыков и поведения, а также ограничивать развитие индивидуальности.
Таким образом, влияние общества на развитие социальных навыков является неотъемлемой частью социализации. Общение с различными социальными группами, культурные ценности и ожидания, а также доступ к информации и средствам коммуникации – все это формирует основу для развития личности и успешной адаптации в обществе.