Слон без сознания. О бессознательном не по Фрейду

Бессознательное 1914

Бессознательное встречается в многочисленных работах Ф. с завидной частотой. В послевоенное время автор пишет такие труды, как: «Влечения и их судьба», «Вытеснение», «Бессознательное» и «Печаль и меланхолия». В одной из работ (Бессознательное, 1914 ) рассматривается концепция трех систем: Сознательного, Предсознательного и Бессознательного.

Работа являлась маленьким, но прорывным шагом к раскрытию тайны мозговой деятельности человека. Рассматривались две части психики — Сознательное и Бессознательное.

Такое разделение функционально обосновано. Фрейд говорит о целесообразности такого деления {tipт. е. нет частей мозга, отвечающих исключительно за сознательные или бессознательные проявления жизнедеятельности человека} не в смысле анатомии человека {/tip}, а в конкретном понимании этих терминов самим Фрейдом.

Что же подразумевает Ф. под понятиями “сознательное” и “бессознательное”? Эти термины характеризуют принадлежность {tipФ. ни в коем случае не утверждает, что какая-то часть мозга отвечает полностью или частично за бессознательные проявления или сознательные действия} протекающих процессов в какой-либо функциональной части психики {/tip}.
Во избежание двусмысленности автор вносит следующие обозначения:

  • BW — сознательное;
  • UBW — бессознательное.

Есть и некоторые сложности:

Существуют такие сознательные представления, оставшись в скрытой форме, более относятся к BW. Именно о последней составляющей психики повествует текст.

В системе бессознательного нет критического отношения к представлениям, скорее наоборот. Мистическое воспринимается сродни реальному; подчас противоречащие друг другу представления мирно соседствуют; не существует здесь и понятия времени. В клиническом опыте Ф. было множество примеров проявления бессознательного в сновидениях или неврозах. Именно это принципиально отличает систему Ubw от Bw.

Содержание Ubw можно сравнить с психическими аборигенами. Если у человека имеются унаследованные психические образования, нечто аналогичное инстинкту животных, то это составляет ядро бессознательного. К ядру позже присоединяется все устраненное в период детского развития из сознания как недопустимое. Ubw не может напрямую сообщать сигналы к активности мускулам.

Bw, наоборот, оказывает прямое влияние на моторную деятельность тела человека, имеет связь с органами чувств, формирует представление о реальности. Опыт работы с шизофрениками показывает, что разрушение защитного барьера между сознательным (Bw) и бессознательным (Ubw) может приводить к искаженному восприятию реальности больным.

Суть и описание

Понятием бессознательного оперируют не в узких кругах, но и обычные люди в повседневной жизни. Часто можно услышать о таких понятиях, которые связаны с тем, что находится за пределами сознания — интуиции, духовности, сверхсознании, подсознании.

Трактование бессознательного в философии у разных представителей этой науки отличается. Так, Рене Декарт разделяет понятия сознания и психики. Другие философские течения рассматривают бессознательное, как комплекс феноменов, которые могут проявляться:

  • самостоятельной, непостижимой для разума человека сущностью (трактование романтиков и мистиков);
  • аффектами и смутными идеями (Спиноза);
  • началом, порождающим все сущее (Шеллинг);
  • незаметными восприятиями (Лейбниц);
  • принципом свободной деятельности (Фихте);
  • стремлением обладать властью (Ницше);
  • духовным началом Вселенной с опорой на способность всего сущего к ощущению (Гартман);
  • интуитивными идеями, восприятиями (Бергсон).

Большинство философских трактований касались онтологических, находящихся за пределами психологии, вопросов бессознательного. С появлением психоанализа этому термину стали все чаще придавать смысл, который отражал психические процессы.

Возвращаясь к классическому психоанализу

Зигмунд Фрейд по праву считается основателем данного направления психологии, однако следует упомянуть, что отдельные элементы того, что мы сейчас называем психоанализом, появлялись и ранее, в работах разных философов.

Например, Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) был первым кто четко сформулировал концепцию бессознательного, введя понятие «бессознательной психики». Он считал, что вселенная состоит из множества монад – нематериальных субстанций, способных к восприятию действительности. При этом человек, точнее его душа – это тоже монада, обладающая высоким уровнем восприятия, достигающего уровня сознания. При этом, он не отождествлял сознание с психикой, так как считал, что в душе имеются и такие восприятия, которые она не осознает (деятельность «малых перцепций»).

Идеи Г. Лейбница о бессознательном получили дальнейшее развитие в работах Г. Гельмгольца, Ч. Дарвина, большой вклад в систематизировании идеи о бессознательном внес немецкий психолог В. Вундт.

Значительно изменил и расширил идеи о бессознательном и Зигмунд Фрейд. В своих работах он объясняет процесс формирования бессознательного в результате вытеснения из сознания нежелательных по каким-либо причинам элементов.

Помимо разделения психики на области сознательного и бессознательного, он также ввел понятие о трех психических инстанциях – структурах психики, преобладающих в той или иной областях. Эти структуры он назвал «Я», «Оно» и «Сверх-Я».

Эти и некоторые другие идеи легли в основу теории психоанализа, поэтому о них и пойдет речь дальше.

Новый взгляд 2

Затем, в 1970-х годах, появился новый взгляд на «Новый взгляд» (Erdelyi, 1974). Гринвальд (1992) называет его «Новый взгляд 2». В этот момент в истории психологии продолжалась когнитивная революция в форме подхода обработки информации к рассуждениям о разуме.

Компьютер был теперь предпочтительной моделью человеческого ума, и с компьютерной метафорой появилось множество теоретических конструкций, которые «приблизились к тому, чтобы заново открыть основные фрейдистские понятия» (Erdelyi, 1985, стр. 59). Цель Нового взгляда 2 заключалась в том, чтобы установить связи между Фрейдом и когнитивной психологией, возникшей в конце 1950-х – 1960-х годов (Erdelyi, 1974).

Новое познание было описано с точки зрения фильтрации и избирательности, а не цензуры. Сторонники нового познания говорили о исполнительных процессах; Фрейд говорил об эго. Появились узлы решения (вместо конфликтов); оперативная память (вместо сознания); подпрограммы, программы и программное обеспечение (вместо психической структуры).

Внезапно сама идея о бессознательных процессах стала не только непротиворечивой, но и «очевидной и фундаментальной особенностью обработки информации человеком» (Эрдели, 1985, p. 59).

Как утверждалось в лагере Нового взгляда 2, это введение новых терминов для обозначения старых идей не было связано с опасениями относительно концепции бессознательного, но исходило из нежелания быть связанными с избыточным багажом, который сопровождает идею психоаналитического бессознательного. Все эти идеи, несомненно, определяли выбор названий, которые Эрдели рассматривал и в конечном итоге выбрал для своей книги на эту тему: «Психоанализ: когнитивная психология Фрейда» 1985 года.

Несмотря на достижения Нового взгляда 2, многие когнитивные психологи продолжали рассматривать бессознательное скептически. Однако, Гринвальд (Greenwald, 1992) утверждает, что нынешние результаты исследований не оставляют сомнений в том, что люди иногда воспринимают вещи без сознательной осведомленности.

В современной литературе можно найти впечатляющий случай, который подтверждает идею о том, что бессознательные когнитивные процессы действительно влияют на реакцию людей в их окружении. Гринвальд приводит множество примеров.

Типичная современная процедура, которая демонстрирует это влияние, включает прайминг (priming — фиксирование установки, эффект предшествования. Прим. пер.). В типичном исследовании прайминга испытуемые проходят два этапа (Tulving & Schacter, 1990). На первом они видят список предметов, называемых мишенями, например, серию изображений. Затем, через несколько минут или месяцев, испытуемых тестируют.

Тест может потребовать, чтобы испытуемые смотрели на размытые изображения и называли то, что видят. Прайминг проявляется, если выполнение теста выше для мишеней, которые встречались ранее, чем для элементов, которых раньше не было. Прайминг может наблюдаться даже в тех случаях, когда стимулы мишени настолько слабы, что сознательно не обнаруживаются.

Некоторые могут сказать, что на людей влияют стимулы, которые не подвергаются сознательной обработке. Но по словам Гринвальда, они связаны с бессознательными процессами, которые не особенно сложны. Скорее, они связаны с относительно простыми когнитивными функциями. Гринвальд кратко излагает это, заявляя, что бессознательное аналитически бесхитростно и его результаты «сильно ограничены».

Под ограниченными результатами Гринвальд скорее всего подразумевал, что не было показано, что бессознательное может заставить людей покупать попкорн, пить кока-колу, стрелять в себя или вообще делать то, что они обычно не делают. Только из-за того, что люди могут реагировать на подсознательное сообщение, это не значит, что они автоматически последуют его указаниям.

Короче говоря, его мнение состоит в том, что бессознательное не является особенно умным. Однако следует упомянуть, что Гринвальд поддерживает не-столь-умное бессознательное наиболее сильно, когда он говорит об одном конкретном значении бессознательного познания, а именно о познании, которое может проявляется при отсутствии внимания.

Действия на автомате

Такое бывало с каждым из нас: к примеру, ты собирался выбросить в мусорное ведро фантик от конфеты, а выбрасываешь саму конфету, оставляя себя в полном непонимании на несколько секунд. Такие действия могут дать много полезной информации о том, что же человек скрывает от глаз окружающих. Вот лишь несколько примеров ошибочных действий и их возможных интерпретаций, которые помогут тебе лучше понять себя и окружающих тебя людей.

Если ты случайно сломал какую-либо вещь и не сильно расстроился, то скорее всего, твое подсознание помогло тебе избавиться от предмета, который вызывал у тебя чувство раздражения.

Если приходя в чужую квартиру, ты по инерции достаешь свои ключи, вместо того чтобы постучать в дверь, — скорее всего, к жильцу этого дома у тебя сильные чувства.

Если вместо мелкой купюры ты достаешь крупную — вполне вероятно, что ты подсознательно хочешь искупить свою вину. Но это не точно.

Сознание и сознательные процессы

Сознание – эта область нашей психики, в рамках которой мы можем осуществлять управляемое и целенаправленное мышление

Внимание, которым мы можем управлять, является ключевым элементом сознания

Всё, что мы можем понять, о чём можем подумать, что можем представить и вообразить, дать чему-то оценку, всё, что мы помним, всё, к чему мы можем сформулировать своё отношение и свои суждения, – всё это наше сознание. Так же неотъемлемой частью нашего сознания является внутренний диалог.

Именно наше сознание, как правило, мы принимаем за самих себя, принимаем за свою личность, но наше сознание – это лишь маленькая лодочка в огромном океане наших бессознательных и неосознаваемых процессов.

Например, мы можем взглянуть на цветок, который нам понравится, и мы запомним его образ, наши чувства к нему, наши эмоции. Теперь мы можем его вспомнить, можем о нём думать и представлять его, можем прийти к выводу, что такой цветок понравится любимой девушке и так далее. Это всё сознательные процессы.

Все описанные в примере выше процессы становятся следствием того, что нам цветок понравился, и этот факт мы можем запомнить, оценить, о нём мы можем размышлять. Но причина, по которой данный цветок нам понравился, находится намного глубже нашего сознания.

Сознание во многом является местом, где видны только последствия внутренних процессов, и где происходит их разбор. Как в примере с цветком – он нам понравился, и мы не понимаем почему, всё, что мы можем в своём сознании делать, так это следовать за этим, пытаться понять, запомнить, но всё это лишь следствие причины, которая находится в нашей психике глубже сознания – в бессознательных и неосознаваемых процессах.

Например, что-то вызывает у нас страх. В своём сознании мы только реагируем на возникший страх, можем пытаться понять его причину, можем бороться с ним, либо пробовать оправдать то, почему мы ему поддаёмся, но всё это лишь следствие страха, возникшего помимо нашей воли и желания.

Сознание в этом смысле самый поверхностный уровень нашей психики и самый зависимый от происходящих внутри нашей личности процессов. Сознание похоже на поверхность воды, по которой расходятся круги от того, что со дна поднялся пузырёк и лопнул на её поверхности.

Ключевым элементом сознания является такое явление как внимание. Именно способность сознания обращать своё внимание на различные объекты, как внутри психики человека, так и снаружи, отделает его от бессознательных процессов

Логика и внутренний диалог являются важными элементами нашего сознания. Логика, как механизм мышления, и логика, как наука, это воспроизведение общих законов мироздания на понятном для нашего сознания языке, и обучение нашего сознания работе по этим принципам. Использование логики человеком во многом зависит от его интеллектуальных способностей, способностей к анализу и синтезу информации, а также от располагаемых им знаний.

Сознание можно сравнить с фонариком или прожектором, который внутри нашей личности подсвечивает определённые области, которые мы и осознаём. Иное же находится за пределами света прожектора, нам не видно, для нас не очевидно, скрыто от нашего взора.

СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ ЛАКАНА

Задача структурного психоанализа – восстановить понятие либидо как воплощения творческого начала в человеческой жизни, источника плодотворных конфликтов, двигателя человеческого прогресса.
Открытие Фрейда выходит за рамки антропологии, так как формуле «все – в человеке» он противопоставляет догадку о том, что «в человеке – не совсем все» (хотя бы потому, что человек из-за инстинкта смерти отчасти оказывается вне жизни). И в этом смысле Фрейд – не гуманист, а антигуманист, пессимист, трагик.
Лакан, таким образом, с антифеноменологических позиций критикует интуитивистский, субъективистский подход к человеку, противопоставляет общей теории субъекта, философскому антропологизму теоретический антигуманизм. Он видит свою задачу в отыскании тех механизмов («машин»), которые, несмотря на многообразие психических структур, создают предпосылки для формирования социума.
В этом смысле «машина – портрет человека». Но это не «человек-машина» Ламетри. Специфика человека-машины Лакана состоит в свободе выбора.
Именно свобода, подчеркивает он, отличает человека от животного, подчиненного внешнему миру и поэтому как бы застывшего, превратившегося в «застопорившуюся машину».
Животный мир – область реального, человеческий – сфера символического. Свобода реализуется в языке и художественном творчестве, благодаря которым мир человека превосходит границы его реального существования. Так, для Эдипа не имеет значения реальное бытие вещей, главное здесь –речевой узел, являющийся тем организационным центром, от которого, как от обивочного гвоздя, разбегаются лучи, пучки значений (например, Эдипов комплекс). Для человека как субъекта, мучимого языком, речь не менее весома, чем реальность.

Что такое бессознательное и при чем тут истерия?

Зигмунд Фрейд, по сути, исходил из того, что духовная субстанция в человеке имеет материальное воплощение в виде энергии. Такой подход он представил в раннем тексте «Набросок одной психологии» (1895).

Идея о том, что у энергии может быть «внутреннее» и «внешнее» состояние, впоследствии стала одним из главных постулатов в психоанализе. В основе этого учения лежит представление о бессознательном и сознательном как о двух составляющих психики человека.

На мысль о бессознательном Фрейда навел французский врач Жан Мартен Шарко, который стал использовать гипноз для лечения истерии. Шарко предположил, что симптомы истерии — слепота при здоровых глазах, обморок, паралич ног — возникают у людей с особой чувствительностью в результате внушения. С помощью гипноза врачу удавалось сначала внушить здоровым людям болезненные симптомы, а затем снять их. На Фрейда методы Шарко произвели огромное впечатление.

Вместе со своим учителем Йозефом Брейером Фрейд стал исследовать причины возникновения истерии и способы ее лечения. Результаты наблюдений легли в основу книги «Исследования истерии» (1895), в которой Фрейд и Брейер сформулировали гипотезу о вытесненной травме.

Они описали механизм возникновения истерии так: молодая девушка или девочка, пережившая опыт сексуального насилия, стыдится произошедшего, хочет об этом забыть и вытесняет травму. Со временем в нервной системе накапливается патологическое возбуждение, не находящее выхода. Нежелательные мысли не могут вырваться из бессознательного в сознание из-за специального механизма психики (Фрейд называет его цензурой), однако возбуждение все равно находит обходные пути и проявляется в виде истерии.

Работа: техники

Существуют различные техники работы с бессознательным, которые помогут разобраться в своих скрытых чувствах и влечениях.

Рассмотрим некоторые из них.

Ловец снов. Данная техника основана на методе анализа сновидений. Ее отличие в том, что нужно записать сон сразу после пробуждения, причем стараться сделать это максимально детально. Для этого можно использовать блокнот, диктофон или телефон. Даже если вы проснулись посреди ночи, необходимо зафиксировать то, что вам привиделось. На следующий день следует прочитать/прослушать записанное и попытаться понять, что это может означать. Как правило, сообщение подсознания преподносится во сне прямым способом, поэтому трудностей с расшифровкой не возникает
Обратите внимание, что ключевым моментом сна могут быть как ваши чувства и желания, так и тревоги, страхи, переживания.

Письмо к себе. Очень простая в выполнении техника
Необходимо сесть и написать себе письмо. В нем следует задать вопросы, которые вас волнуют, обращаясь к самому себе. Поинтересоваться, что вы чувствуете, что вас беспокоит

Потом сразу же приступайте к ответному письму.
И вот тут очень важно не контролировать себя, просто записывать все мысли, которые возникают. Именно ответное письмо и станет проявлением вашего бессознательного.

Наведение транса

Займите удобную позу и начните сканировать различные части тела. Что чувствует правая рука, крестец, шея, затылок, левая пятка и т.д. Постепенно вы погрузитесь в состояние транса. Можно также навести транс с помощью многократного повторения мысленно одной и той же фразы, как некой мантры. Можно включить музыку с одинаковым ритмом. Как только вы достигнете такого состояния, бессознательное само начнет давать вам подсказки. Вы услышите его голос и раскроете свои скрытые чувства.

«Внутренняя Матрица» VS социум

Параноидальное ощущение, будто бы ты внутри виртуальной матрицы — не есть признак психического расстройства. Мысль, что есть реальность на порядок выше нашей, берётся мозгом как раз оттого, что в каком-то смысле так оно и есть. Есть реальность глубинных процессов нашей психики, а есть реальность поверхностных выводов, на основе которых мы и воспринимаем умозрительно бытие.

К счастью или для кого-то к сожалению, индивид не сможет существовать в социуме, если будет подчиняться лишь своим глубинным и истинным желаниям. Единственная возможность сосуществовать — определить общие желания, общую мораль и общую тактику поведения. В конце концов, только в диалоге с собеседником можно обозначить сам факт реальности, в сравнении своих суждений с чужими. Одиночка, живущий в пещере, вполне себе может оказаться слепым шизофреником, что всю жизнь говорил с собою лишь одним.

Многие умники и умницы полагают, что наши мысли и чувства формируются под воздействием окружения. Мол, я-то и не злая персона вовсе…! Просто меня все вокруг злят! Кость у меня злая. И я к этому не имею никакого отношения. Мол, все причины, только извне, и вся ответственность лежит на окружении и окружающих. Такой подход называется инфантильная безответственность. К тому же это несёт за собой ещё и хроническое чувство несправедливости.

Полная уверенность, что ваши чувства и мысли рождаются от внешних причин — подход инфантильный, детский. Человек зрелый должен понимать, что всё наоборот — что всё внутри. Следующий шаг на пути к пониманию себя и окружающего мира — стереть рамки между внутренним и внешним. Ложки нет, так сказать. Всё — одно, всё едино.

Объяснение сознания с помощью бессознательного

Можно попытаться объяснить сознание, эту самую очевидную вещь на свете, неизвестным. Когда мы объясняем неизвестным, то, вроде бы, все и понятно. Взяли и объяснили. Вот это неизвестное мы не знаем, но с его помощью можно все объяснить. Такую идею предпринимает Зигмунд Фрейд. Он пытается объяснить сознание бессознательным. Что мы знаем о бессознательном? Бессознательное весьма похоже на сознательное, но им не является. Сознание, утверждает Фрейд, даже определять не надо, все мы и так знаем, что это такое. Методологи науки здесь шутят, что и великие ученые иногда допускают нелепости: никто не знает, что такое сознание, а тут вот так высказываются. Но мы действительно знаем, что такое сознание, оно очевидно. А вот бессознательное неизвестно.

Откуда же порождается сознание? Так оно поздний потомок бессознательного. А откуда возникает бессознательное? Замечательная идея: истинное бессознательное — это вытесненное из сознания. Вы чувствуете круг в объяснении? И из этого круга Фрейду не удается никак выйти.

Фрейд построил замечательную, цельную, но непроверяемую конструкцию. Посмотрите: больной не принимает психоаналитической интерпретации своего невроза. Что скажет психоаналитик? Это говорит о сопротивлении и подтверждает сделанную интерпретацию. Но интерпретация тем более подтверждается, если больной согласен с врачом. Но, значит, позиция интерпретатора не зависит от позиции интерпретируемого.

Карл Поппер, великий философ науки XX века, начинал свою деятельность в клинике Адлера, человека, который развивал идеи, очень близкие тем, которые развивал Фрейд. Когда Поппер столкнулся со сложным случаем и не мог придумать его интерпретацию, он пришел к Адлеру и спросил: «Как быть?» Адлер ответил: «Вот это так». Он спросил: «А почему?» «Но об этом говорит весь мой тысячекратный опыт», — сказал Адлер. И Поппер понял, что что бы они ему ни принесли, он всегда интерпретирует, потому что он так уже интерпретировал. И отсюда он делает вывод: психоанализ не проверяет. И относит его к таким же непроверяемым конструкциям, а потому не совсем научным или, точнее для Поппера, ненаучным — как астрология и марксизм.

Надо сказать, что сам Зигмунд Фрейд, который очень тщательно отслеживал, чтобы все его идеи в чистом виде развивались, и выгонял из психоаналитического сообщества тех, кто с ним не соглашался, все-таки своеобразно относился к своей деятельности. Эта цитата, я думаю, тоже существенна. Фрейд писал: «Все считают, что я отстаиваю научный характер своей работы и что сфера моей деятельности ограничивается лечением психических заболеваний. Это ужасное заблуждение превалировало в течение ряда лет, и мне так и не удалось внести ясность в этот вопрос. Я ученый по необходимости, а не по призванию. В действительности я прирожденный художник. Мне удалось обходным путем прийти к своей цели и осуществить мечту — остаться писателем, сохраняя видимость, что я являюсь врачом». Фрейд придумал идею, он ее блистательно литературно оформил. Она произвела огромное впечатление на мир, мир оказался вдохновлен психоанализом, но по сути это скорее произведение искусства, чем произведение науки, несмотря на то огромное влияние, которое психоанализ оказал на психологию. Многие психологи до сих пор считают психоанализ все-таки мифотворчеством.

Защитная функция бессознательного

Проявления бессознательного в жизни человека имеет множество функций, основной среди которых является защитная функция. В чем же ее значение и особенности проявления. Рассмотрим это вопрос более подробно.

Психофизиология бессознательного имеет для человека огромное значение, именно оно помогает сознанию человека защититься от перегрузок. В процессе вытеснения сильных и ограничивающих переживаний, травмирующих психику человека, бессознательное защищает человека от возможного психологического перенапряжения и нервных срывов.

Безусловно, освобождение от них важно для полноценной самореализации, но в определенные моменты их блокировка бывает полезна. Еще одной стороной защиты сознания с помощью проявлений бессознательного заключается в освобождении от постоянного контроля за осуществлением повседневных действий, которые с помощью бессознательного превращаются в автоматизмы и не требуют от человека активного включения сознания

Еще одной стороной защиты сознания с помощью проявлений бессознательного заключается в освобождении от постоянного контроля за осуществлением повседневных действий, которые с помощью бессознательного превращаются в автоматизмы и не требуют от человека активного включения сознания.

В процессе перемещения в область бессознательного ту информацию и действия, которые могут обходиться без активного участия сознания, человек позволяет своему мозгу и сознанию обратить больше внимания и сконцентрироваться на решении более важных и интересных задач.

Однако стоит понимать, что в любом процессе необходим баланс: полностью подавлять и вытеснять неприятные воспоминания и ощущения не целесообразно, так как они все равно найдут выход наружу в виде травмирующих ощущений неосознаваемой тревоги и беспокойства. Но и постоянно держать все процессы, происходящие в психики в области сознания также чревато постоянным напряжением и угрозой возникновения стресса и депрессии.

Замечание 2

Сознание и бессознательное одинаково важны для нас, они существуют в гармонии и нельзя принижать или преувеличивать значение ни одного из них.

Бессознательные действия человека: примеры

К таким неосознанным действиям, как мы уже говорили, относятся такие процессы, которые протекают неосознанно.

Например, для того, чтобы дышать, не нужно контролировать этот процесс или проговаривать про себя &#171,вдох-выдох&#187,. Человек просто делает это и даже не замечает. То же самое, например, с ходьбой.

Как пример можно еще привести некоторые навыки, которые мы приобретаем. К примеру, вождение автомобиля или плавание. Сперва человек учится, разбирается в этих процессах.

Затем, в результате многочасовой практики, он уже не задумывается, какие движения нужно сделать, чтобы поплыть или припарковаться.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий