Другие методы коррекции произношения при заикании
Также в логопедической практике активно используется эффективный метод релаксации. Чтобы перестать заикаться и научиться снимать спастическое напряжение мышц, малышу следует уметь расслабляться. Для этого попросите его сжать кисть руки в кулачок, затем расслабить, развести пальцы в стороны, после чего положить руки спокойно на колени и т. д. Такого рода упражнения активно помогают при невротическом заикании у подростков.
Давно замечено, что во время пения заикание исчезает. Поэтому людям, страдающим данным нарушением речи, рекомендованы вокальные занятия. Уроки по вокалу помогут как детям, так и взрослым. Чем скорее будет начата данная практика, тем легче и быстрее получится справиться с заиканием.
Обратите внимание!
Наш логопедический портал и его читатели высоко оценили качество услуг логопедического . ★★★★★ Это единственный центр в Москве и в Центральной России, где работают профессионалы, главный принцип которых — это исправление любых дефектов речи в кратчайшие сроки, в том числе и дистанционно онлайн. Перейти на сайт >>>
Причины заикания
Есть 2 типа причин заикания. Первые создают предрасположенность, так называемую «почву» для развития болезни. Вторая группа причин представляют из себя «толчки» к развитию, причины.
Предрасполагающие причины
Достаточно стечение одного, из ниже приведенных, неблагоприятных условий и сильного раздражителя (стресса) для развития заикания у ребенка.
Очень много зависит от родителей. Если у родителей имеется, так называемая Невротическая отягощенность, куда входят инфекционные, неврологические и другие заболевания, которые негативно влияют на функции нервной системы, то все эти факторы могут отразиться и на ребенке. Инфекции могут передаться, а повышенная раздражительность негативно повлиять на психическое состояние ребенка.
Очень много зависит от родителей.
Когда мы оцениваем причины развития, важно посмотреть назад, в период до, во время и после родов. Нужно изучить наличие родовых травм, инфекций, асфиксии и других факторов, которые могут повлиять на функционирование головного мозга
Не менее важно изучить и семью ребенка, ведь вполне вероятно, что и среди его кровных родственников могут встречаться люди страдающие заиканием.
Что же касается организма ребенка, то тут необходимо обратить внимание на его неврогенные особенности и конституциональную предрасположенность. К группе этих причин можно отнести повышенную ранимость и раздражительность, ночные кошмары, энурез, заболевания нервной системы
Конечно не стоит забывать и том, что ребенок может проходить этап в котором присутствуют возрастные анатомические и физиологические особенности работы центральной нервной системы.
Ну и конечно одно из самого важного — ребенок не должен чувствовать себя ущемленным в семье, не должен сталкиваться с отчуждением и непониманием со стороны родителей. Важно добиться того, чтобы у малыша было достаточно положительных эмоций, которые он получал бы со своими родителями
Производящие причины
Довольно часто заикание развивается на фоне органических (физических) заболеваний головного мозга, которые приводят к нарушениям в речедвигательном аппарате.
Часто заикание развивается на фоне инфекционных и физических заболеваний.
Инфекционные процессы, сопровождающиеся развитием энцефалитов и менингитов, могут приводить к истощение нервной системы и ослаблять центры, отвечающие за движения речедвигательного аппарата (корь, коклюш, менингококковая инфекция).
Многие ЛОР-болезни (ларингиты, ангины, синуситы) приводят к изменению тембра и интонации голоса, что также негативно отражается на формирование речи.
Психические травмы, сопровождающиеся сильным страхом либо испугом.
Весомой причиной является неадекватное воспитание ребенка. Сюда можно отнести повышенную требованность от ребенка в обучении, формирование феномена «примерного» поведения.
Отрицательное, негативное отношение родителей к ребенку (суровость, злость, строгость).
Не менее важной причиной является неожиданное потрясение ребенка, которое может быть как положительным, так и отрицательным (“чрезмерное” возбуждение, стрессовые ситуации в школе, стрессовые ситуации в семье). Одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке
Одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке
В случае обучения ребенка в раннем возрасте нескольким языкам, что приводит к повышенной нагрузке на различные центры головного мозга.
Подражание людям с заиканием.
Скороговорки на букву р
Скороговорка на букву Ш
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Карасёнок
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!
Сложные скороговорки
Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.
Скороговорка про китайцев
Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,
у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,
у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.
Чего нет
Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.
Пир у Киры и Фиры
У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.
Ежевика и земляника
Ежели вы не жили возле ежевичника,
но ежели вы жили возле земляничника,
то значит земляничное варенье вам привычное
и вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
то значит, ежевичное варенье вам привычное,
и вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
и ежели вы жили возле земляничника
и ежели вы времени на лес не пожалели,
то значит, преотличное варенье ежевичное,
варенье земляничное вы ежедневно ели.
Английские скороговорки с переводом
Чтение скороговорок на английском развивает речь в плане произношения необычных для русского языка сочетаний букв. Скороговорки на английском языке с переводом рассчитаны на детей старше 6 лет, изучающих иностранный язык.
Сурок
How much wood would a woodchuck chuck
if a woodchuck could chuck wood?
Сколько дров бросил бы сурок,
если бы сурок мог бросать дрова?
Зоопарк
Can you imagine an imaginary menagerie manager
managing an imaginary menagerie?
Ты можешь вообразить воображаемого руководителя зоопарка,
который руководит воображаемым зоопарком?
Устрица
Any noise annoys an oyster
but a noisier noise annoys an oyster most.
Любой шум раздражает устрицу,
но более шумный шум раздражает устрицу ещё больше.
Ракушки
She sells sea shells at the sea shore,
the shells she sells are the sea-shore shells, I’m sure.
Она продаёт морские ракушки на берегу моря,
ракушки, которые она продаёт — это морские ракушки, я уверен.
Современные скороговорки
Детские наиболее современные скороговорки для общего развития речи. Предполагают не только заучивание наизусть, но и произношение на скорость.
Кто хочет разговаривать
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Лото
Граф Тото играет в лото,
а графиня Тото знает про то,
что Граф Тото играет в лото,
если бы граф Тото знал про то,
что графиня Тото знает про то,
что граф Тото играет в лото,
то б граф Тото никогда бы в жизни
не играл бы в лото.
Галки
Однажды галок поп пугая,
в кустах увидел попугая.
И говорит тот попугай:
«Пугать ты галок, поп, пугай,
но галок поп в кустах пугая,
пугать не смей ты попугая».
На развитие речевого дыхания
Следующие игры и упражнения необходимы для улучшения диафрагмального дыхания, правильного дыхательного темпа и развития речевого аппарата:
«Дышим хорошо». Ребенок ложится и кладет руку себе на верхнюю часть живота
Внимание концентрируется на глубине дыхания. Делаем вдох-выдох и отмечаем, как животик приподнимается и опускается;
«Лопнувшая шина»
Разводим перед собой по подобию большой шины. На выдохе медленно произносим ШШШШ, при этом руки скрещиваются: правую нужно положить на левое плечо и наоборот. Грудная клетка легко сжимается на выдохе;
«Шарик». Аналогично предыдущему, но на выдохе нужно произносить ФФФФ;
«Жук». Руки нужно поднять в стороны и слегка отвести назад. На выдохе произносим ЖЖЖЖ, опуская при этом руки;
«Маятник». Садимся по-турецки, руки на затылке. Сначала спокойный вдох, потом пауза 3 секунды, затем наклон вперед и выдох. При возврате в исходное положение — вдох;
«Урожай». Из положения стоя прямо поднять руки вверх, словно доставая яблоки с дерева, сделать вдох и задержать дыхание на 3 секунды. Опустить руки, наклониться вперед и выдохнуть;
«Гармошка». Исходная позиция — стоя прямо, руки на поясе. Вдох, затем пауза 3 секунды. Наклон влево — выдох. Повторить в другую сторону;
«Греем руки». Предлагаем вдохнуть через нос и плавно выдыхать через рот на руки, как бы согревая их.
Для занятий с несколькими детьми подойдет упражнение «Чайник». Каждому нужно дать баночку с узким горлышком. По сигнальной фразе «У Маши кипит чайник» названный ученик дует в отверстие банки так, чтобы получился свист. Для этого выдох должен быть очень интенсивный, нижняя губа при этом касается края горлышка.
Гимнастика для дыхания
Методика правильного дыхания — отличный способ не только избавится от проблемы заикания, но и ускорить процесс становления речи у детей. Самой популярной называют зарядку Стрельниковой.
Суть методики довольно проста и заключается в 3 постулатах.
- При сжимании грудной клетки вдохи носом должны быть короткими, но резкими.
- Упражнения по методике задействуют все части тела.
- Усиленное дыхание внутренних тканей указывает на повышенное усвоение кислорода организмом.
Каждая манипуляция направлена на расслабление мышц гортани и контроль дыхания, что способствует развитию и улучшению речевых способностей.
Эффективная дыхательная гимнастика для речевого развитие детей состоит из 4 шагов.
- Положите ребенка на спину и расположите у него на животике небольшую подушку или мягкую игрушку. Расскажите малышу, что при вдохе живот следует надуть и предмет поднимется кверху. Затем проделайте плавный выдох, произнося звук «пфф». Дыхательная гимнастика от заикания проводится по 2—3 минуты от 5 до 10 раз в день. Дышать во время сеанса стоит равномерно и спокойно.
- Сделайте шарики из ваты и положите на ровную поверхность. Покажите малышу, как с помощью воздуха сдвинуть их с места. В дальнейшем усложните задачу, заменив гладкую поверхность шероховатой. Например, положите шар на махровое полотенце. В процессе у ребенка выработается спортивный интерес, и он начнет сдувать ватные комки продолжительнее, захватывая больше воздуха.
- Выдувая мыльные пузыри, ребенок будет весело проводить время, разрабатывая мышцу речевого аппарата.
- Устройте джакузи в чашке, используя для игры соломинку. Опустив её, предложите ребенку подуть, чтобы вода забурлила. В это время нужно сохранять молчание, чтобы жидкость не попала в рот.
Методики, перевоплощенные уловками взрослых в игру, принесут массу восторга и удовольствия как взрослому, так и малышу. А выполняемые упражнения наладят плавность речи за счет правильного дыхания во время произношения звуков.
Особенности упражнений для взрослых
Взрослым людям гораздо проще проводить тренировки, потому что они осознают суть проблемы, умеют концентрировать внимание, понимают, как правильно делать упражнения. По этой причине особых требований к ним нет
Главное – строго следовать рекомендациям лечащего доктора, не заниматься самолечением и не слушать советы тех, кто далек от медицины.
Упражнения от заикания являются основой для избавления от данной проблемы. На просторах Интернета можно найти множество самых разнообразных рекомендаций по выполнению тренировок, комплексов занятий. Но здравомыслящий человек должен руководствоваться предписаниями доктора, который составит индивидуальную схему ЛФК на основании разных факторов.
Способы избавления от болезни для детей
Чтобы избежать формирования логоневроза у ребенка, родители должны соблюдать правила воспитания и режим дня.
- Выявив неполадки в речи, следует обратиться за помощью к логопеду и психологу. Врачи помогут справиться с нервным напряжением и исправят дефекты благодаря множеству способов постановки звуков.
- Приучив детей к правильному питанию, вы обеспечите маленький организм витаминами и энергией для быстрого развития.
- Соблюдая режим сна (от 2 до 6 лет 2–3 часа днем, около 10 часов ночью, старше 7 — 8 часов ночью и желательно 1 час днем), вы поможете ребенку справиться с нагрузками.
- Оградив дитя от стрессов, не ругаясь в присутствии ребенка, не применяя телесные наказания, вы создадите условия для гармоничного развития.
Пение
Пропевание слов, фраз и стихотворных форм – один из эффективных методов коррекции заикания. Во время пения развивается важный аспект плавной речи – непрерывность. Кроме этого, увлеченность музыкальным ритмом снижает концентрацию на произносимых словах, убирая страх перед произношением сложных слов.
Начинаются занятия с пропевания гласных. Следующий этап – пение слогов с согласными, произношение которых не представляет сложности. Пропевание слов и предложений начинают с простых, постепенно усложняя задачу.
Пение чаще всего сопровождается двигательной активностью. Заикающийся может дирижировать себе или партнеру, отстукивать ритм, шагать и подпрыгивать.
При выборе песен обращают внимание на следующие характеристики:
- начинается с сильной доли;
- мелодия нисходящая;
- темп медленный;
- короткие фразы;
- текст прост для произношения.
Песни с такими характеристиками гораздо легче петь.
Произношение слов начинается с выдоха, сила которого больше на старте. Нисходящая мелодия, соответствует постепенному ослаблению дыхания.
Также легче начинать пение в медленном темпе. После привыкания к нему можно использовать ускоренный темп. Короткие фразы и простые слова не создадут трудностей при пении.
Методы устранения логоневроза для взрослых
Чтобы избавить взрослого человека от заикания, сначала определяют причину заболевания. Ее должен выяснить и обсудить с пациентом опытный врач-психотерапевт, а логопед, на основе заключения первого, предложит методику избавления от логоневроза.
Общие рекомендации по избавлению от заикания у взрослых:
- Повысьте самооценку: заикание может быть напрямую связано с комплексами и боязнью показаться неуместным, страхом перед большой аудиторией. Чтобы эти ситуации не провоцировали дефекты речи, займитесь ораторским искусством.
- Используйте аффирмации для установки положительного психоэмоционального фона.
- Помочь может набор фраз, которые необходимо повторять: «Я здоров, моя речь в порядке», «Я красив и здоров, я радуюсь каждому дню».
- Откажитесь от посещения многолюдных мест, где некомфортно себя чувствуете.
- Выполняйте дыхательные упражнения при заикании: каждый раз при волнении нужно глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть несколько раз, что позволит успокоиться и сконцентрироваться на правильном изложении мыслей.
- Тренируйте правильность речи: использование скороговорок от заикания отлично подходит для исправления мелких дефектов речи.
Соблюдайте режим дня: спите 8 часов и правильно питайтесь.
Методика отраженной речи
Отраженная речь – это повторение за взрослым слов и предложений. Применение этой методики необходимо для обучения заикающихся планированию произнесения фразы.
Применяется в случае затруднений в проговаривании предложений. Корректирует остановки и запинки в речи.
Упражнения начинаются с проговаривания одного слова, с каждым занятием усложняя задания. Постепенно вводятся предложения, ответы на вопросы, стихотворения. Завершается цикл занятий пересказом прочитанного логопедом текста.
О применении логопедической гимнастики при лечении заикания читайте здесь, о массаже и технике его проведения — тут.
Цель и задачи логоритмических занятий
Цель занятий: профилактировать возможные речевые расстройства у дошкольников до пяти лет во время выполнения упражнений на движения совместно с музыкой.
В результате этого можно реализовать такие задачи:
уточнить артикуляцию; сформировать восприятие фонематики; обогатить лексический запас; формировать слуховое внимание; развивать моторику; вырабатывать координацию движений с речью; формировать интонацию; учить детей фантазировать и воображать. Также у логопедической ритмики есть то, что позволяет формировать память человека, его внимание, его слух, моторику, речь, произношение звуков
На занятиях используются игры с пальчиками, упражнения для глаз, ходьба или бег с музыкальным сопровождением, создание стихов, упражнения на развитие мимики, релаксационные занятия, чистоговорки, игры с использованием речи и музыки
Также у логопедической ритмики есть то, что позволяет формировать память человека, его внимание, его слух, моторику, речь, произношение звуков. На занятиях используются игры с пальчиками, упражнения для глаз, ходьба или бег с музыкальным сопровождением, создание стихов, упражнения на развитие мимики, релаксационные занятия, чистоговорки, игры с использованием речи и музыки. На занятиях используются игры с пальчиками, упражнения для глаз, ходьба или бег с музыкальным сопровождением, создание стихов, упражнения на развитие мимики, релаксационные занятия, чистоговорки, игры с использованием речи и музыки
На занятиях используются игры с пальчиками, упражнения для глаз, ходьба или бег с музыкальным сопровождением, создание стихов, упражнения на развитие мимики, релаксационные занятия, чистоговорки, игры с использованием речи и музыки.
Скороговорки – что это?
Скороговорка – наивный и примитивный текст, в котором сочетаются запутанные и трудные сочетания слогов и слов. Часто их путают с пословицами. Но пословицы и поговорки несут в себе житейскую мудрость и опыт. Скороговорки же не столь глубоки по смыслу – предназначены они для тренировки дикции и устранения дефектов речи. Смешное содержание позволяет быстро запомнить скороговорки – ежедневные занятия будут веселыми.
Перед началом занятий нужно объективно оценить проблемные звуки в речи. Каждая скороговорка предназначена для улучшения конкретного сочетания звуков. Поэтому проанализировав речь, можно направить усилия на проблемные звукосочетания.
При помощи скороговорок улучшают дикцию, артикуляцию, темп речи. Люди, которые от природы говорят быстро, должны произносить трудноговорки медленно, четко выделяя каждый звук.
Самая длинная и многосложная скороговорка – Лигурия. Это логический рассказ, который составлен из популярных трудноговорок. Ее используют для постановки дикции дикторам.
В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех — не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.
Причины заикания
Логоневроз — нарушение темпа, ритма и плавности звучания голоса, что вызвано судорогами губных или языковых мышц. Человек начинает заикаться внезапно, с каждым разом дефект усиливается. Обычно болезнь проявляется еще в детском возрасте от 3 до 6 лет, когда речь не до конца сформирована.
Причины появления заикания:
- Психологические — связаны с психологическим состоянием человека, резкий испуг, стрессовая ситуация могут стать причиной заикания.
- Физиологические — логоневроз как результат болезни. Она может быть наследственной или инфекционной: рахит, коклюш, корь.
- Социальные — результат жестокого обращения с человеком в детском возрасте.
- Частые ссоры в доме, наказания и избиение детей приводят к заиканию. Может сформироваться из-за халатного отношения родителей к звучанию речи ребенка, что чревато пропусками букв и слогов, быстрой, несвязной речью.
Скороговорки русские народные для детей.
Во лесу лозу вяжу, На возу лозу везу. Коза, лозу не лижи – Накажу!
В доме одна Домна. Думает Домна: “Дай, приберу”. Прибрала Домна дом, А у Домны дом Вверх дном.
Волк ужасно разъярён: Съесть ежа не может он.
Лежебока рыжий кот Отлежал себе живот.
Маша кашу не доела, Маше каша надоела.
Я по камешкам пошёл, Шубу шёлкову нашёл.
На дворе трава,
На траве дрова;
Не руби дрова
На траве двора!
Шли сорок мышей, Несли сорок грошей; Две мыши поплоше Несли по два гроша.
У осы не усы, Не усищи, А усики.
Во лесу лозу вяжу, На возу лозу везу. Коза, лозу не лижи – Накажу!
Бык тупогуб, Тупогубенький бычок, У быка бела Губа была тупа.
Свинья тупорыла, Белорыла, Полдвора рылом изрыла, Вырыла полрыла, До норы не дорыла.
Наш чеботарь Всем чеботарям чеботарь, Нашего чеботаря никому Не перечеботарить И не перевычеботарить – Наш чеботарь Всех перечеботарит И перевычеботарит!
Погода размокропогодилась.
Везет Сенька Саньку С Сонькой на санках; Санки скок – Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб!
Сшит колпак, Вязан колпак, Да не по-колпаковски – Никто его не переколпакует, Не перевыколпакует.
Течет речка, Печет печка, Течет речка, Печет печка!
Скороговорки Элеоноры Фарджен (Англия). Перевод М. Бородицкой.
Снег идёт, снег идёт, Снег по свету бродит. И откуда он идёт, И куда уходит?
Снегопад, снегопад, Снежное паденье, Снег идёт наугад, Словно сновидение.
Сны земли, сны небес, Видит, засыпая, Белый сад, белый лес, Снегом засыпая.
Всех скороговорок
Не перескороговоришь,
Не перевыскороговоришь!
1. Детский журнал “Непоседа”. Картинки художника С. Хушану. 2. Тридцать три пирога. М. Булатов. 3. “100 скороговорок для самых маленьких”. Сборник. 4. “Ромео и Джульетта”. Журнал для подростков.
Логопедические упражнения
Главный специалист, который проводит занятия – логопед. Он разрабатывает индивидуальную схему лечения. Методик существует множество, но есть и стандартные логопедические упражнения:
- Разработка языка (повторять каждое упражнение минимум 10 раз): человек надувает щеки, после чего проводит языком вдоль собственных зубов с соблюдением ритмичности;
- высунуть язык наружу и снова засунуть в ротовую полость – движения быстрые;
- закладывание языка под губы (верхнюю и нижнюю);
- скручивание органа в трубочку.
Надуть щеки, слегка ударить по ним, выпуская воздух.
Соединить губы, резко открыть, издавая звук. Это занятие напоминает действия рыб.
На протяжении 3-х минут логопед поднимает руку вверх, а лечащийся должен выкрикнуть слово.
Для выполнения этого забавного упражнения нужно встать на цыпочки и начинать двигаться по кругу. При этом больной должен громко произносить фразы: «Топ, хлоп, хлоп, ап, тап, цап, тип, тап, роп, рап, цып».
Угадывание слов. Доктор задает вопрос, больной дает быстрый ответ в виде выкрикивания.
Врач включает умеренно ритмичную музыку и просит пациента прочесть вслух стих или рассказ.
Полезно читать скороговорки. Изначально это делать трудно, но со временем всё получится.
Упражнения для дикции
Разработка дикции позволяет укрепить мышцы, участвующие в формировании речи. Для этого существует ряд упражнений.
Занятия для нижней челюсти:
Принять удобное положение тела, максимально расслабиться, опустив челюсть вниз
Обратите внимание на то, что расстояние между верхними и нижними зубами должно составлять 2-4 см.
Полностью исключить напряжение во время упражнения.
Медленно выдохнуть, произнося протяжно гласную букву «и». Вслух проговаривать букву нельзя, она должна исходить из горла естественно, рот открыт на 2 пальца
После этого сказать так же беззвучно букву «ё», но при этом челюсть сжать наполовину (между зубами расстояние в 1 палец).
Сделать такое же упражнение, но с четким звуковым выходом.
Теперь можно использовать другие гласные буквы, комбинируя их между собой в пары.
После этого произносится не по 2 гласные, а в большем количестве.
Проговаривать пословицы с широко открытым ртом.
Полезно вычитывать отрывки из книги «Евгений Онегин».
Занятия, развивающие подвижность губ:
- широко улыбнуться, но без оголения зубов;
- растянуть губы, открыв взору зубы, но не расширяя рот;
- сжать губы максимально плотно, сделать трубочку;
- вытянуть губы трубкой из исходного положения в улыбке;
- поочередно поднимать и опускать губы, оголяя зубы – сначала показываем верхний ряд, после нижний (руками не помогать);
- комбинированно произносить гласные буквы с гласными;
- так же сделать с согласными звуками;
- сжать губы максимально плотно, сказать «б-п», сильно выдыхая воздух.
Комплекс упражнений, в начале которых произносить буквы без голоса, после протяжно и вслух:
- «и-и-и-и-и», растянуть губы;
- «о-о-о-о-о-о», придать губам овальную форму;
- «у-у-у-у-у-у», сделать губы трубочкой;
- «с-с-с-с-с»;
- «з-з-з-з-з-з»;
- «ш-ш-ш-ш»;
- «ж-ж-ж-ж».
Упражнения для языка:
- максимально высунуть язык;
- сделать движение сначала вправо, затем влево;
- совершить языком круг в разные стороны поочередно;
- всунуть язык в рот;
- подвести к нёбу;
- провести по зубам с внутренней стороны, потом с внешней.
Во время выполнения тренировки строго следите за правильностью движений, что повысит выносливость языка и одновременно губ.