«Р-р-р-р», «Ура!» и другие эмоции

Фонетическая характеристика звука [Р]

является согласным звуком. Так как при его произношении участвует и шум, и голос, то он сонорный.

Образуется в передней части языка, дрожащий.

Так как воздух выходит через рот, то это звук ротовой.

Правильная артикуляция одиночного Р будет только тогда, если:

  • раскрыть губы;
  • зубы в разомкнутом положении;
  • язык поднимается как чашечка и накладывается на альвеолы (это место расположено сразу за верхними зубами);
  • воздух выдыхается с небольшим напором прямо на кончик языка и получается вибрация.

В процессе фонации происходит поднятие мягкого нёба и закрытие прохода в носовую полость.

Складки смыкаются, начинают слегка колебаться и получается звонкий Р.

При произношении мягкого Рь, кончик языка приближается к зубам-резцам, а спинка языка начинает упираться в нёбо.

В этом случае Р произносится кратко и одноударно.

Фанты для детей, задания с 5 до 8 лет

Развлечь детей дошкольного и младшего школьного возраста помогут фанты. Увлекательные и несложные задания могут быть такими.

1. Рассмотреть соседа и описать его с повязкой на глазах. 2. Мелко нарезанные фрукты нужно съесть с тарелки без помощи рук. 3. Прочитать написанную скороговорку. 4. Найти спрятанный в комнате предмет с помощью игры «горячо или холодно». 5. Изобразить какое-нибудь животное. 6. На карточке написано пять слов, с ними нужно придумать сказку. 7. Смеяться без перерыва больше одной минуты. 8. Поучаствовать в модном показе, реквизиты к которому должны быть готовы. 9. Нарисовать ногой портрет одного из игроков. 10.Участвуют два человека, один рассказывает короткий стих или сказку, другой показывает ее. 11. Съесть без рук пирожное, которое лежит на стуле. 12. Постоять на одной ноге и попрыгать на ней. 13. Придумать несколько указов от имени Президента и прочитать их с выражением. 14. Изобразить снеговика, который тает под солнцем. 15. Попрыгать вокруг стола как лягушка и проквакать. 16. Покормить несколько ребят из ложечки.

Как поставить звук “р” в домашних условиях

Как научить ребенка выговаривать букву “р” дома? Несмотря на желание быстро поставить звук “р” и научиться говорить ее за 5 минут, только терпение и труд станут тем фундаментом, на котором по кирпичику можно построить четкое звучание речи вашего малыша. А чтобы эти условия соблюсти, не забудьте про эмоциональную составляющую: ваша задача — логопедические упражнения на звук “р” сделать увлекательной игрой и обеспечить всем участникам хорошее настроение.

Итак, упражнения для выговаривания буквы “р” начинайте с разминки:

Далее следует основная часть по постановке звука “р” у детей, в которой можно выделить три этапа:

  • “р”, звучащий автономно;
  • “р” в слогах и в словах;
  • “р” в связной речи.

Ставим звук “р”, используя один из вариантов:

1. Тяните непрерывно “ддддддд” и не отрывайте язык от неба. Когда он завибрирует на сильном выдохе, получится звук “ддд-ррр”. Затем переходите на слоги “дра”, “дро”, “дру” с твердым “р”. Потом — на слова с этими слогами (дрова, дружба, драма) и на звук “тр” (труд, тракт, тропа). Когда эти приемы будут хорошо отработаны, убирайте “д” и “т” и учитесь говорить звук “р” без них: град, брать, кран, баран, город, корова, забор, топор.

Если не получилось произнести “р”, то на этапе непрерывного “д” можно легонько подтолкнуть язычок ребенка в глубь рта, например, палочкой от мороженого, или повибрировать ею же на середине языка. Звук “ддррр” должен получиться! А дальше — уже слоги и слова.

2. Если у ребенка чистый и отчетливый звук “ж”, то научить ребенка произносить букву “р” можно, воспользовавшись этим способом. Жужжите громко, сильно, одновременно отодвигая язык вглубь. Получается короткий звук “р”. Упражняйтесь многократно, затем переходите на слоги и слова, которые начинаются на “жр”, а потом убирайте “ж” и работайте с “р”, как описано выше.

3. Чтобы научиться выговаривать “р”, попросите ребенка произнести “сссс” на выдохе, а затем вдохнуть через рот, прижав язык к небу рядом с верхними зубами. Возникает нужная вибрация и звучит “р”. А далее — тот же алгоритм: этот звук в слогах и в начале, середине, конце слова.

4. Можно сделать постановку “р” от “рь”. Учитывая, что мягкий звук “рь” одноударный, добейтесь его длительной вибрации “рьрьрь” и переводите в звук “ррр”. Затем отрабатывайте оба звука в слогах и словах.

Подражание явлениям окружающего мира, например, рычанию тигра, шуму от работающего двигателя самолета или мотора трактора, повышает эффективность учебного процесса, а долгожданный результат наступает быстрее.

Скороговорки для дикции взрослых

Чтобы сделать свою речь более красивой и четкой, нужно ежедневно тренироваться в проговаривании обычных детских скороговорок. Повторяя каждую фразу по 5-6 раз, можно исправить проблемы с дикцией. В этом разделе скороговорки для развития и улучшения дикции у взрослых.

Скороговорки со звуком «р»

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат, а без домкрата ну не поднять на тракте трактор. Рододендроны из дендрария. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры. Дробью по перепелам, да по тетеревам. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась. Клара-краля кралась к Ларе. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла. Если бы Карл не крал кораллы, то и Клара б не крала кларнет. Собирала Маргарита маргаритки на траве. Растеряла Маргарита маргаритки, да не все.

Скороговорки со звуком «л»

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию. Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели. На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя. Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила. Орёл на горе, перо на орле, гора под орлом, орёл под пером. Горят лампы на рампе. У ёлки иголки колки. Лапти лыковые, лыки липовые. Платон плыл на плоту.

Скороговорки со звуком «п»

Поле, полное полыни, выпало полоть Полине. Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. Про пёстрых птиц поёт петух, про перья пышные, про пух. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. У Полкана под лапкой палка. У перепелa и перепёлки пять перепелят. Пакет из-под попкорна, из-под попкорна пакет. Птичку напичкали спичками. Вырастил Толя тополь за полем. По полю, по полю шёл к тополю Толя. Пётр Петру пёк пироги. Поля пошла полоть петрушку в поле. Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком. Летят три пичужки через три пустых избушки.

Скороговорки со звуком «ч»

Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь, чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. Четыре чёрных, чумазых чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто. Горячи калачи доставай из печи. В городе Сочи темные ночи. Часы стучали и стучали, час за часом отбивали. У четырёх черепашек четыре черепашонка. У зайчихи – зайчата, у крольчихи – крольчата. Течет ручеек через лесочек под мосточек. На крючке – червячок, ловись плотвичка и судачок. Сетчатый сачок зацепился за сучок. Чеpепaхa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя. Чукча в чуме чистит чуни, чистота у чукчи в чуме. Наменял старик мочал, а лапти не вылапотничал. В предвечерний час ворчат черти через раз.

Длинные

После того, как освоите короткие скороговорки, приступайте к длинным. Их сложность заключается больше не в произношении, а в том, чтобы говорить фразу на одном дыхании. Делать паузу для вдоха можно только между четверостишиями.

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!

Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.

Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.

Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол,  не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

У короля Кларика краля, у королевы Карлайлы – карлик. Карлик – Карл, а краля – Клара. У Клары кларнет, у Карла кораллы. Клара украла кораллы у Карла, а Карл у Клары украл кларнет. Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла – кларнет, а кораллов нет. Королева Карлайла карала Клару, за кражу кораллов у карлика Карла, а Кларик король Карла карал, того, кто кларнет у крали украл. Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы, слушал бы Кларик кларнет своей крали, а Карл подарил кораллы Карлайле.

Жили-были три китайцаЯк, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.Жили-были три китайкиЦыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.Вот они переженились: Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипеЯк-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.И у них родились дети:У Яка с Цыпой — Шах,У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой — Шах-Шахмони, У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-ДрониС Цыпой-Дрипой-Лимпомпони —Шах-Шахмони-Лимпомпони.

Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу

Те, кто водят хороводы — хороводоводы.Те, кто изучают творчество хороводоводов — хороводоводоведы.Те, кто любят читать хороводоводоведов — хороводоводоведофилы.Те, кто ненавидит хороводоводоведофилов — хороводоводоведофилофобы.Те, кто поедает хороводоводоведофилофобов — хороводоводоведофилофобофаги.Те, кто ведет борьбу с хороводоводоведофилофобофагами — антихороводоводоведофилофобофаги.Те, кто выдает себя за антихороводоводоведофилофобофагов — квазиантихороводоводоведофилофобофаги!

Кто такие эники?Кто такие беники?Я расспрашивал про этоНо никто не дал ответа.Перерыл я помаленькуСловари-копилкиИ нашел, что слово «бенькиЭто просто — вилки.Беньки, или беники,Присказка к ним — эники!Но не может ложкаЕсть сама окрошку!И не могут мискиСъесть пучок редиски!..Почему же беникиВдруг едят вареники?Потому что слово этоУстарело, как ни жалко,И однажды из буфетаПереехало в считалку.А считалка такова —В ней идет игра в слова,Значит, даже беникиМогут есть вареники!

В недрах тундрыВыдры в гетрахТырят в ведраЯдра кедров!Выдрав с выдрыВ тундре гетрыВытру выдрой ядра кедровВытру гетрой выдре мордуЯдра в ведраВыдру в тундру!

С точки зрения банальной эрудиции каждый индивидуум, критически мотивирующий абстракцию, не может игнорировать критерии утопического субъективизма, концептуально интерпретируя общепринятые дефанизирующие поляризаторы, поэтому консенсус, достигнутый диалектической материальной классификацией всеобщих мотиваций в парадигматических связях предикатов, решает проблему усовершенствования формирующих геотрансплантационных квазипузлистатов всех кинетически кореллирующих аспектов.

Ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле земляничника, то, значит, земляничное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье ежевичное. Ежели вы жили возле ежевичника, то, значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное. Но ежели вы жили возле ежевичника, и ежели вы жили возле земляничника, и ежели вы времени на лес не пожалели, то, значит, преотличное варенье ежевичное, варенье земляничное вы ежедневно ели.

Творческие фанты

Большинство детей любит заниматься творчеством. Поэтому игра в творческие фанты – хорошая возможность продемонстрировать свои умения и открыть для себя способности друзей.

Задания должны способствовать проявлению ораторских, музыкальных, танцевальных, художественных или актерских способностей:

Нарисовать себя с закрытыми глазами за 2 мин.

  • Сочинить сказку за 1 мин., используя слова: король лев, Золушка, медвежонок Винни, динозавр Арло, горошина смеха.
  • Изобразить 5 животных за 2 мин., чтобы присутствующие угадали их по повадкам.
  • Отвечать рифмой на слова, которые говорят другие участники.
  • Спеть детскую песенку, зажав в зубах 3 спички.
  • Поклониться каждому игроку разными способами без повторений.
  • Побыть сурдопереводчиком. Следует с помощью жестов и мимики объяснять фразы другого игрока.
  • Станцевать танец под песню «Чунга-Чанга».
  • Представить себя свежей глиной. Каждый из игроков может «лепить из глины» любую фигуру, а затем фотографироваться с ней.
  • Вызвать для выполнения задания еще 2 участников и спеть с ними одновременно песню, но только каждый — свою.
  • Изобразить бабочку, прыгая на одной ноге и грациозно взмахивая руками со словами «Я – прекрасный нежный мотылек».
  • Прочитать стихотворение, при этом принять важную позу, словно подражая поэту.
  • Изобразить пантомиму на грустную мартышку.
  • Рассказать очень смешную историю печальным голосом.
  • Сочинить загадку о любимом персонаже мультфильма или кино.
  • Сделать одному из присутствующих необычную прическу.
  • Рассказать сказку о Колобке на новый лад.
  • Изобразить 3 предмета на букву «А», чтобы другие участники отгадали.

English translation

The basis of everything is one’s intention.
Our song blossoms majestically in all its glory.
One’s brilliant intention,
(Shout out!) We’ll vividly mark them
(Shout out!) With our voices.
(Shout out!) Until the very end
(Shout out!) Of this world
Let sounds loud forever…
Never End! Never End! Never End!
«We are!»

Following your inner will,
Scoop up one spoonful of dreams.
Resolutely carrying the image, in which we put on,
We’ll throw away this fickle darkness.
(R R R R R) Our aura is in perfect order.
(R R R R R) We won’t let it collapse!

(Shout out!) Such passion is simply amazing.
(Shout out!) This light, that erases the darkness,
(Shout out!) Anytime,
(Shout out!) Anytime
Will illuminate us.

One’s intention, that we show to the skies, (let them pass through the clouds)
One’s glorious intentions (is rumbling now)
Our everlasting feelings
Makes a choice in favor of the right tomorrow.
«Rose» shouts so loud!
Its fragrance so distinctly (is showing, showing up!)
It will bloom in all its glory for all eternity!

As you push through your limits,
Keep that fickle passion to yourself.
We just need to move to the desired location.
The path is already open for us.
(R R R R R) Carry elegantly over your head
(R R R R R) The message we weave!

(Shout out!) We’ll dance frankly
(Shout out!) With eyes, those know love.
(Shout out!) Our resolve
(Shout out!) Will keep
Pushing us in the back.

One’s intention without lies (is directed forward)
One’s intention, that we carve, (is rich and deep)
Without leaving them until the very end,
We can persevere through everything.
«Rose» shouts so loud!
It so gorgeous (is showing, showing up!)
It will bloom in all its glory for all eternity!

Joy, anger, sadness and pleasure — all the emotions we display,
Thanks to the spirit, that we birthed,
Being connected to each other,
Have grown into wings, which will never break.

The basis of everything is one’s intention (one and only)
One’s brilliant intention (we won’t let them get dirty)
One’s Intention, that we show to the skies, (let them pass through the clouds)
One’s glorious intentions (is rumbling now)
Our everlasting feelings
Makes a choice in favor of the right tomorrow.
«Rose» shouts so loud!
Its fragrance so distinctly (is showing, showing up!)
It will bloom in all its glory for all eternity!

The rose of our connection, when your flower (beautifully blooms)
Our story (starts again…)

English translation from japanese: Prosvetlennyi

Веселые стихи про букву Р для детей

Резинка Я — ластик, я — резинка, Чумазенькая спинка. Но совесть у меня чиста: Помарку стерла я с листа! (В. Берестов)

Ворона — Кра! — кричит ворона. — Кража! Караул! Грабеж! Пропажа! Вор прокрался утром рано! Брошь украл он из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку! — Стой, ворона, не кричи! Не кричи ты, помолчи! Жить не можешь без обмана! У тебя ведь нет кармана. — Как! — Подпрыгнула ворона И моргнула удивленно. — Что ж вы раньше не сказали?! Кар-р-раул! Кар-р-рман укр-р-рали! (В. Орлов)

Рыбке рак — ни друг, ни враг. Рыбке вряд ли страшен рак. Рыбке страшен червячок, Что насажен на крючок. (В. Лунин)

Ружье, заряженное пробкой, Ерш подарил рыбешке робкой. С тех пор драчливый черный рак Не затевает с нею драк. (Г. Сатир)

Вместе с тучей золотистой Просыпается горнист. Голосисто-голосисто Заливается горнист: «На лугу трава не смята! Солнце смотрит в реку! На зарядку-ка, ребята! На за-ряд-ку-ка-ре-ку!» (В. Левин)

Ручка Буквы печатные Очень аккуратные. Буквы для письма Я пишу сама. Очень весело пишется ручке: Буквы держат друг дружку за ручки. (В. Берестов)

Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий, Помидоры и укроп Для приправы и для проб. Есть редиска и салат — Наша грядка просто клад. Но арбузы не растут тут. Если слушал ты внимательно, То запомнил обязательно. Отвечай-ка по порядку: Что растет на нашей грядке? (В. Коркин)

Про букву Р Потерялась буква Р. Где? В трамвае, например. Или мы ее вчера Не забрали со двора? Уронили в гастрономе, Не нашли за дверью в доме? Или спрятали (проверьте!) В распечатанном конверте? Может, милиционер Приведет нам букву Р? Но сказала громко Маша: — Отыскалась буква наша! Посмотри, как просто это: Рыба! Рак! Река! Ракета! (В. Творогова)

Почему? Не скажу я никому, Почему тигры рычат: «Га-р-р», Вороны кричат: «Кар-р-р», Кони хрипят: «Хр-р-р», Ставни скрипят: «Скр-р-р». Не скажу я никому. Почему Кенар поет: «Тью-ир-р-р», Летит вертолет: «Др-р-р», Трактор ревет: «Тр-р-р», Катер плывет: «Шр-р-р». И не догадается никто. Что Тигры рычат, Вороны кричат, Ставни скрипят, Кони храпят, Чтоб научить всех ребят Трудное «р-р-р-р» выговаривать!.. (П. Высоцкий)

Беда Олесика У Олесика всегда С буквой «эр» была беда. Скажет «рак» — Выходит «лак». Вместо «рожь» — Выходит «ложь». У щенка, который злился. Он рычанью научился. И теперь назло беде Произносит «эр» везде: «Крокодир» и «мороток», «Мороко» и «коробок». В зоопарке «рев» и «рвица»… У кого же «эл» учиться? (Н. Тимчак)

Разлетаемся, слетаемся. Мы на роликах катаемся. Развеселые танцоры, Резвые, как метеоры. (В. Берестов)

Раки, Эх, и забияки! Не обходятся без драки. То и дело меж собой Затевают драки. (Ф. Бобылев)

Прогремел над черной тучей, Прорычал над рыжей кручей, Пусть в горах грохочет гром! Все равно гулять пойдем! (С. Погореловский)

Правила старые и новые

Старый вариант. Само слово фант позаимствовано из немецкого языка и буквально означает «залог». Впервые эта замечательная игра упоминается еще в XIX веке (о ней, например, писала в своих мемуарах Анна Петровна Керн), и суть ее заключается в следующем: каждый участник кладет на блюдо (или в мешочек, кому как удобнее) какой-то небольшой предмет, принадлежащий ему. Это может быть цепь с кулоном или заколка для волос, помада, ключи, маленькая записная книжка, брелок и так далее. Ведущий в этот момент должен отвернуться: ему не положено знать, кому какая вещь принадлежит. Затем ведущий по-очереди берет эти предметы, показывает всем, и назначает задание, которое объявившийся владелец должен выполнить, чтобы получить назад свою собственность.

Задания эти, как правило, простые и шуточные, но в них можно найти определенную пользу: ребенок учится не стесняться выступать перед аудиторией и в то же время развивает какие-то свои навыки, например, пения, танцев, чтения стихов, и так далее.

Второй вариант. Этот вариант игры – самый первый, изначальный, – сохранился до наших дней, но появились и другие, где не нужны ни ведущий, ни отдаваемые в залог предметы. Например: участники игры сами придумывают по заданию, записывают их на клочках бумаги, а затем листочки перемешиваются в мешочке, и каждый вытаскивает себе по заданию, «фанту».

Есть и еще один вариант игры – для самых отчаянных, пожалуй. В нем участники бросают жребий, например, подбрасывают игральный кубик, и тот, кому выпадет наименьшее число, должен выполнить задания всех остальных участников игры. В следующем туре, соответственно, этот человек жребий уже не бросает.

Вариантов заданий для игры в фанты существует огромное количество: для детей и взрослых, шуточные и серьезные, простые и сложные, более или менее популярные и какие-то особенно интересные и необычные. Давайте рассмотрим варианты, которые будут наиболее удачными на праздновании детского дня рождения.

ЗАВИСТЬ

Это мучительное переживание, связанное с невозможностью достижения желаемого в то время, как другой получает это без приложения усилий или же кому-то больше везет, чем вам. Это чувство буквально отравляет жизнь, поскольку вокруг нас всегда найдутся те, у кого получается лучше и быстрее что-то, что не очень получается у нас самих. В некоторых случаях зависть может служить мотивацией к действиям, но это скорее исключение, чем правило. Чаще всего она отнимает силы и веру в себя, а это непорядок, правда? Работаем!

Создаем дистанцию

Наше упражнение также не требует специальной подготовки или «реквизита» и займет у вас 5-7 минут, если особенно не войдете во вкус. Оно предназначено для того, чтобы справиться с разрушительными чувствами (завистью, обидой, злостью) по отношению к конкретному человеку, которые мешают вам сосредоточиться на своих делах и заботах. Представьте объект зависти во всех подробностях, но «омолодите» его, скажем, до возраста пяти лет. Вот он, пятилетний, в колготках и майке, заляпанной кашей. Или, наоборот, весь такой нарядный с галстуком или огромным бантом на голове. Когда представите его с макушки до пяток и зафиксируете этот образ в своем воображении, попробуйте его немного отдалить от себя. Пусть он стоит подальше или совсем далеко. После этого приблизьте его так, чтобы он оказался совсем близко. Проделав этот маневр несколько раз, позвольте себе больше шалостей: повращайте крошку вокруг своей оси, заставьте его летать из угла в угол или запустите в космос. Совершенно не обязательно представлять его в геенне огненной, достаточно просто приближать и отдалять этот образ, пока вы не обнаружите, что с удовольствием играете, забыв о своих эмоциях к этому персонажу.

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: урок обучения грамоте по теме «Звуки [р], [рʼ]. Буквы Р, р» 1 класс (УМК Перспектива)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тогучинского района Горновская начальная общеобразовательная школа

урок обучения грамоте

по теме

 «Звуки , . Буквы Р, р»

1 класс

УМК Перспектива

учитель начальных классов  

С.В.Мостовенко

Тема. Звуки , . Буквы Р, р

Задачи: учить распознавать звуки , и соответствующую букву; упражнять в чтении слов с изученными буквами, небольших тестов; развивать логическое мышление, речь.

Формируемые УУД: распознавать звуки , и соответствующую букву; читать слова, предложения и тексты; определять количество слогов в слове; делать звуко – буквенный анализ слова; обозначать на письме мягкость согласных; работать в паре.

Ход урока

I. Орг.момент

— Что вас сегодня обрадовало?

— Взволновало?

— Если вам радостно, поделитесь своей радостью с друзьями, и она увеличится. Если вас что-то волнует, расскажите и вам станет легче.

II. Артикуляционная разминка

Рок – рок – рок – начинается … (урок)

Ра – ра – ра – у мышки есть … (нора)

Ры – ры – ры – у мальчиков … (шары)

Ру – ру – ру – продолжаем мы … (игру)

Ар – ар – ар – кипит наш … (самовар)

Ор – ор – ор – созрел красный … (помидор)

Ри – ри – ри – на ветках … (снегири)

III. Мотивационно – целевой этап

— Как  вы считаете, какие звуки пришли к нам на урок в гости?

— Какие цели мы поставим на уроке? (узнавать новые сведения о звуках , , научиться писать соответствующие буквы)

Наблюдение над артикуляцией звуков , (дрожание, вибрация языка)

— Произнесите звук   вслух, а теперь шёпотом. Звук изменился? Понаблюдайте также над звуком .

— Они всегда звучные, значит эти звуки, какие? (сонорные)

Физминутка «Бурундуки»

IV. Работа над новым материалом

— Отгадайте загадку.

Удивительные вещи –

Вместо рук большие клещи.

Под водою он живёт,

Ходит задом наперёд. (РАК)

— Как вы догадались, что это рак?

— Как названы конечности рака в загадке? (клещи)

— Какое правильное название? (клешни)

—  Что вы знаете о раках?

— Раки покрыты панцирем. Они бывают  морскими и речными. Морских больших раков называют омарами. (слайды 1, 2)

— Что интересного узнали о раках?

— Составьте предложение со словом «рак».

— Составьте звуко – буквенный анализ слова «рак». (С комментированием, 1 ученик у доски)

— Кто это?

По лесам и по полям

Тащит больше, чем весит сам. (ТУРИСТ)

— Кто такой турист? (путешественник) (слайд 3)

— Что несёт турист? (рюкзак)

— В этом слове, какой звук живёт или ?

— Составьте предложение в паре со словами «рак» и «турист».

— Предложение, какой пары построено более удачно.

— Составим схему этого предложения.

— Сделайте  в паре звуко – буквенный анализ слова «турист».

— Сейчас мы будем «путешествовать» по магазинам для того, чтобы купить новые вещи в квартиру, в названиях которых есть звуки  , . (кровать, кресло, картина, сервиз и т.д.)

* Знакомство с новыми буквами Р, р

— Для чего нужны две буквы: заглавная и строчная?

— На что похожа буква Р? (слайд 4)

Ручка круглая у трости,

Трость для деда сделал Костя.

* Чтение слогов (слад 5)

— Какой слог выделяется своим звучанием? Почему? (ри)

Игра «Придумай слово» с данным слогом.

V. Работа с Азбукой с.92

* Чтение слов

рыл

риск

игра

рис

рыбак

парта

радио

гроза    

радуга

рубашка

тараторит

соринка

— Какое слово (какие слова) вам непонятны?

— Объясните смысл слов РИСК, ТАРАТОРИТ

* Игра «Лишнее слово»

1 столбик слов: ИГРА – начинается с гласного, другие с согласного звука,

                       ИГРА —  слога, в остальных – 1 слог,

                           РЫЛ – называет действие, другие слова – предметы.

2 столбик слов: РЫБАК – называет живой предмет,

                           РАДИО – 3 слога,

                           ПАРТА – начинается на глухой согласный звук.

3 столбик слов: ТАРАТОРИТ – 4 слога,

                            ТАРАТОРИТ – называет действие,

                            СОРИНКА – начинается на глухой согласный звук.

VI. Рефлексивно – оценочный этап

—  Кто из вас сегодня смог сделать то, что раньше получалось не очень хорошо?

— Кому нужна моя помощь?

Используемые Интернет-ресурсы:

1.Изображение речного рака:

http://forums.goha.ru/showthread_2_0_t738257

2. Изображение омара:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%EC%E0%F0%FB

3. «Знакомьтесь, омар, просто лобстер»:

http://www.luxemag.ru/etiquette/8525.html

4. Изоборажение туриста с рюкзаком:

http://ww2.batona.net/interes/page/3/

5. Буквы в картинках для детей.http://chmag.ru/education-preschool-children/alphabet-in-different-languages/

543-bukvi-v-kartinkah

6. Изображения буквы Р

http://readik.ru/str1_22_1_3.php

7. Изображение трости

http://altritter.ru/cs/turist/1988.html

8. Физминутка «Две руки»:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/muzykalnaya-fizminutka-dve-ruki

9. Чистоговорки и скороговорки:

http://bebygarden.ru/gotovim-rebenka-k-shkole/

10. Детская загадка про рака:

http://zagadochki.ru/zagadka-pod-vodoy-zhivet-narod.html

Фанты для детей. Смешные задания-желания

Подобрать для собравшихся детишек увлекательное занятие, заинтересовать их чем-то — не так-то просто. Фанты станут также отличным выходом из положения. Нужно лишь, чтобы кто-то из взрослых руководил процессом. Для малышей можно легко придумать простые в исполнении желания для игры. 

Несколько вариантов детских заданий:

  • прочесть стихотворение;

  • спеть песенку (можно, иллюстрировать ее, например, в роли львенка петь «Я на солнышке лежу…»);

  • надув щеки, произнести четверостишие: «В норке, что у самых гор, проживал хомяк Егор. Мало времени на сон, целый день в заботах он.»;

  • загадать загадку;

  • изобразить персонажа мультфильма, например, Чебурашку или Винни-Пуха;

  • станцевать танец маленьких утят;

  • показать собачку, котика, пройтись пингвином или проползти ужом;

  • почесать за ухом ногой;

  • похвалить соседа или соседку;

  • вспомнить 6 имен на букву «В»;

  • рассказать про свою самую любимую игрушку;

  • назвать 20 слов на букву «Р»;

  • нарисовать слона.

В этом видео рассказано о приложении, с помощью которого можно играть в фанты и взрослым и детям:

Программа для детей

Сценарий проведения детского дня рождения можно придумать множество. Вот некоторые варианты: «Пропал именинный торт», «Поиски сокровищ», «Исчезла фея исполнения желаний» и другие. Давайте рассмотрим пропажу именинного торта.

Вы можете пригласить аниматора или развлекать детвору самостоятельно.

Через мгновение виновница пропажи появляется на руке одного из родителей. Кира знакомится с детьми и предлагает различные конкурсы для них, чтобы вернуть торт на день рождения.

После выполнения всех конкурсов игрушка сдается и возвращает торт (он стоит в другой комнате с зажженными свечами).

«Перенеси яйцо»

В одном конце комнаты ставятся 2 табурета с пустыми тарелками (лучше взять пластиковые или металлические) и в другом тоже 2 табурета с тарелками, в которых лежат отварные яйца (по количеству участников). Дети делятся на 2 команды. Каждому предлагается перенести по яйцу в ложке из одной тарелки в другую. Победившая команда получает приз или медаль.

«Собери листья»

Необходимо разбросать вырезанные из цветной бумаги листья, на обороте некоторых нужно нарисовать определенный знак-символ. Детям предлагается помочь собрать листья кукле. Ребенку, у которого обнаружится лист со знаком-символом, вручается сладкий приз (вафля, конфета, мармелад – на выбор).

«Прикрепи нос»

Можно прикреплять не только нос, но и глаз, рот, брови, прическу, уши и так далее. Заранее рисуется на листе ватмана мордашка (клоуна, куклы, сказочного персонажа), но без носа. Каждому из ребят нужно попробовать приклеить нос из пластилина (теста) на рисунок с завязанными глазами. Победителем считается тот, кто прикрепил нос ближе к фактическому его местоположению на лице. Призом может служить медаль или орден «Самый точный».

«Кролики»

Кукла соскучилась по лучшему другу – кролику, и просит поскакать как кролики ребят, нацепив бумажные ушки или просто приложив ладошки к голове. Самому активному кролику вручается награда – орден или медаль «Попрыгунчик».

«Гонка шаров»

На пол кладутся надутые воздушные шарики, а детям дается задание быстрее всех задуть шарик в другой конец комнаты. Приглашенные дети становятся на коленки и ладошки и по команде начинают дуть. Победителю выдается награда – «Самый сильный ветер».

«Выбери подарок»

Натягивается лента, на ней висят различные мелкие подарки (брелоки, ручки, фломастеры). Каждому ребенку нужно завязать глаза, раскрутить и предложить выбрать себе сувенир на память. В день рождения никто не должен остаться без подарка.

«Каждому свое желание»

В коробку или шапку складываются маленькие кусочки бумаги с индивидуальными заданиями: прокукарекать, спеть песню, рассказать стих, попрыгать лягушкой, поцеловать именинника, съесть ягоду. Каждый ребенок, пришедший на детский день рождения, тянет бумажку и читает сам, или помогает прочесть взрослый, желание и его выполняет.

«Бусы»

Двум детям нужно соревноваться, кто быстрее нанижет сушки (бублики) на веревку или на длинную шпажку. Побеждает тот, кто раньше закончит нанизывать бусы.

Во время выполнения конкурсов и заданий нужно сделать несколько перерывов: покушать, попить, потанцевать, чтобы ребятам не надоело.

После всех заданий именинник задувает свечи, и вся компания направляется есть торт.

Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме «Звуки [р], [р’]. Буква Рр»

Разделы:
Начальная школа

Цели:

1. Знать, что буквы Р,р обозначают согласные
звуки , .

2. Уметь читать слоги, слова с буквой “р”;
находить схожие по звучанию слоги и слова,
выделять рифмующие слова в стихотворении,
перекодировать звуковую форму слов из
условно-графической в буквенную и наоборот.

3. Развитие речевого аппарат, мыслительных
операций, творческих способностей.

4. Воспитание самоконтроля, умения работать в
паре, в познавательной активности.

План:

I. Организация класса.

II. Введение в тему/

1) Какая бывает речь? Какая речь появилась
раньше? (Устная, письменная)

— Из чего состоит речь? (Из предложений)

— Из чего состоит предложение? (Из слов)

— Из чего состоят слова? (Из слогов (ударные,
безударные))

— Из чего состоят слоги? (Из букв и звуков)

— Что мы знаем о букве? (Пишем, видим)

— Что мы знаем о звуках? (Слышим)

— На какие группы делятся звуки? (Согласные,
главные)

— Чем отличаются?

2) Разделить на 2 группы.

Почему так? (Дети читают стихи)

Стихи:

3) Знакомство с буквой , . Картинка.

Сегодня мы еще познакомимся с одной буквой.

— Вы хотите попасть в сказку? (Раз, два, три двери
в сказку отвори)

(Просмотр фрагмента мультфильма)

— Как называется и кто написал? (“Сказка о
рыбаке и рыбке” А.С. Пушкин (портрет))

— Кто главные герои? (Рыбак, рыбка)

— Почему мы были гостями этой сказки?

4) Звуко буквенный анализ слов.

— Чем отличаются и чем похожи?

— 4 звука

— 2 слога

— Чтение вместе друг другу.

Игра – твердый, мягкий

(Показ квадратика – зеленый, синий)

5) Чтение слогов и слов по учебнику с. 36.

Непонятные слова.

Ара – длиннохвостый попугай.

Эра — крупный исторический период времени,
эпоха.

Задания:

— Что общего в словах 2 столбика?

  • 3 буквы;
  • 2 слога;
  • 2 слог одинаковый.

— Прочите имена.

— Почему вы так решили?

— Два одинаковых имени?

6) Чтение предложений на доске.

Слова зашифрованы схемами.

— Покажите букву Р:

Вот я какая (на что похожа – на парус).

Запомните меня.

7) Чтение скороговорки (учебник с. 36).

(Скоро, быстро говорю)

— Много одинаковых, похожих звуков.

— Какие звуки встречались чаще других (, ).

8) Работа с чистоговорками (на доске).

Ар — ур – эр – ор

Ру- ол – ро – ра

Ра- ро – ра – ру

8) Работа с пословицей (учебник с. 36).

III Обобщение: Рефлексия.

— Что мы узнали?

— Чему научились сегодня на уроке?

— Покажите мне сердечки.

17.01.2011

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий