У каждого психолога должен быть секретарь
– Сильно ли работа школьного психолога отличается от привычных представлений об этой профессии?
– У каждого психолога должен быть секретарь, – горько шутят коллеги. И не дай Бог, если вдруг какая-то проверка, а у тебя не все бумажки заполнены. Поскольку проверяющих много, психолог всегда, как пионер, готов.
Психолог помогает в устранении проблем личностного характера, адаптации в коллективе, способствует улучшению психологического климата в классе, проводит развивающие и коррекционные занятия, консультирует родителей и педагогов, ведет просветительскую работу, выступает на собраниях и совещаниях. Психолог присутствует на всех всероссийских проверочных работах и экзаменах. А еще заполняет бумаги. На каждый разговор с родителями, каждую консультацию оформляется документ определенной формы, это обязательно отмечается в журнале…
Ну а если смотреть на обязанности психолога с учетом новых ФГОСов, они становятся еще шире. Когда я читаю ФГОСы, сравниваю их с облаками. Они такие большие, красивые, пушистые. И какая будет следующая форма этого облака, представить очень сложно.
– Такой широкий спектр обязанностей. Можно ли все успеть, чтобы не пострадало качество?
– Я работаю в своей школе с 2004 года. В ней учатся 1300 детей. Когда только начинала, было три психолога – целая психологическая служба. Сейчас осталось два. Меж тем по нормативам прописано не более 500 человек на ставку и не уточняется – только лишь детей или еще и родителей, и педагогов. На самом деле работать нужно со всеми. Значит, на нашу немаленькую школу нужно минимум 4 психолога плюс достойное или хотя бы приемлемое материальное обеспечение.
Условия работы в школах очень неоднозначные. Вот в соседней школе, недавно построенной, у психологов три больших помещения: зал для работы, зал для консультаций, технический зал, где стоит компьютер, стеллажи с документацией и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации
В статье представлена актуальность данной проблемы, опыт работы нашего образовательного учреждения по данному вопросу.
Социальная защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В материале рассматриваются определения “социальная защита”, ” трудная жизненная ситуация” и раскрывются пути социально-педагогической помощи семье и ребенку.
Индивидуальное сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
В материале даются определения таким понятиям, как индивидуальное сопровождение, трудная жизненная ситуация, приводятся отличительные особенности детей “группы риска”. Представлен алгоритм действий со.
Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социально-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Основные понятия и термины по теме социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшизся в трудной жизненной ситуаии.
Программа “Социально-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации”.
Программа носит профилактический характер, предназначена для социально-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. Цель программы социально педагогическо.
Этапы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении
Понятие трудной жизненной ситуации и социально опасного положения.Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.Диагностический этап работы. Рекомендуемые диагностические методики для рабо.
Описание: Дети в любом возрасте нуждаются в эмоциональной поддержке и эмоциональном воспитании. Иногда, в жизни случаются проблемы, которые кажутся неразрешимыми, возникают глубокие душевные переживания, тревога, тоска и даже отчаяние. Важным каналом оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, является Телефон доверия.
Цель:Предоставление подросткам информации об анонимной службе психологической помощи.
1. Определить ресурсы получения эмоциональной поддержки в трудной жизненной ситуации.
2. Формировать умение находить позитивное решение в трудной ситуации и навык принятия решения.
Ребенок на учете – результат равнодушия
– Занимается ли психолог детьми, которые совершили преступление и состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних? Может ли психолог предотвратить преступление?
– У нас есть список детей, которые состоят на разного вида учетах: внутришкольном профилактическом, в инспекции ПДН и КДН, как находящиеся в сложной жизненной ситуации. Мы с каждым индивидуально работаем: проводим встречи, беседы, занятия. Ребенок, которого поставили на учет – результат чьего-то равнодушия. Что-то когда-то произошло в его жизни, взрослые не заметили, не помогли разрешить проблему, и он сорвался.
У нас есть ребята, которых поставили на учет в 5-м классе, а к 9-му они стали обычными детьми. Хотя в семье жизнь все так же мало благополучна. Маму за это время уже лишили родительских прав, и, тем не менее, найдя ресурс в школе, ребенок стал способен учиться, подниматься, взаимодействовать и найти в себе силы не пойти по той дороге, которую ему изначально предрекали.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.
И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование
Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.. Поддержите «Правмир» сейчас.
Поддержите «Правмир» сейчас.
ПОДДЕРЖАТЬ
Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.
«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.
Сейчас ваша помощь особенно нужна.
ПОМОЧЬ
Как научиться языку общения с подростком
Да, для ребенка необходимо каждодневное общение с родителями, дом, семья – это базовая вещь. Психическое и физическое благополучие начинается для каждого ребенка с того, в какой обстановке он просыпается, говорят ему «доброе утро» или нет, ловит ли он на себе внимательный, заботливый взгляд родителей или…
Для того, чтобы понимать, что волнует вашего ребенка сейчас, в данный момент, ему нужно уделять 10-15 минут вашего времени ежедневно, а не только по выходным дням. И это только его время, без телефона, еды и телевизора. Ребенок должен чувствовать, что его любят, что он родителям не безразличен, им интересуются, интересуются его жизнью, его увлечениями. Это вроде бы звучит как общие слова, но на самом деле – это конкретные рекомендации, без выполнения которых не обойтись.
Если не получается найти общего языка с ребенком, надо идти к специалисту, к психологу. К нам в Московскую службу психологической помощи населению родители приходят часто именно по таким вопросам, жалуясь, что не могут наладить диалог со своими детьми. Когда начинаешь анализировать ситуацию, выясняется: родители не умеют разговаривать со своими детьми. Они или сразу начинают на ребенка давить, стремятся поставить его на место, дают понять, что в диалоге с ребенком они главные. Или просто пропускают мимо ушей все, что ребенок им говорит, о чем спрашивает. А с ребенком, тем более с подростком, надо договариваться, причем по-дружески, уметь выслушать его позицию, доступно и понятно изложить свою.
Нужно все время быть за столом переговоров, общаться, идти на компромиссы, обсуждать какие-то вещи – все это требует времени и большого терпения. Потому что подросток раздражает своей непоследовательностью, претензиями, самонадеянностью.
Это все надо уметь принимать. И через это, справившись с эмоциями, все равно с ним говорить и помнить, что он еще не способен самостоятельно справиться со своими чувствами и проблемами.
Если у ребенка в семье есть поддержка, он может справиться с проблемами, которые у него возникают и в школе, и на улице. Без поддержки родителей, один, он может и не справиться, и тогда здесь начинает работать принцип все увеличивающегося снежного кома: проблемы, с которыми ребенок не справляется, могут накапливаться, деформировать его личность, развиваться в комплексы, влиять на его учебу, поведение и самочувствие.
Социальная помощь
Категории обучающихся, имеющих право на гарантированную социальную поддержку:
- Право на оказание мер социальной поддержки имеют обучающиеся из малообеспеченных семей.
- Право на гарантированную социальную поддержку имеют обучающиеся из категории дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей и дети – инвалиды.
Главные задачи социального педагога
- Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального)
- Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем
- Защита ребенка в его жизненном пространстве
Направления работы
Ведущими направлениями деятельности социального педагога как профессионала является,
Таким образом, основной объект деятельности – подростки и их социальное окружение.
Основные вопросы при собеседовании у психолога
Вопросы школьного психолога могут варьироваться в зависимости от квалификации специалиста и его ответственности при выполнении своих профессиональных обязанностей. Тем не менее, существует ряд основных вопросов, которые, скорее всего, обязательно прозвучат. И если заранее их с ребенком “прорепетировать”, то ваш малыш сможет поступить в школу без особых проблем.
Итак, желательно подготовить ребенка к следующим вопросам:
- Скажи, пожалуйста, как тебя зовут?
- Сколько тебе лет? Назови дату рождения? Какое сейчас время года?
- Расскажи про маму (папу): как зовут, где работает, сколько лет?
- Где ты живешь? Назови свой адрес.
- Кто живет вместе с тобой? Расскажи про брата (сестру), бабушку (дедушку), кошку и т.д.
- Чем ты занимаешься в свободное время?
- Ты хочешь учиться в школе? Почему?
В разных учебных заведениях могут быть и другие несложные вопросы, на которые ребенок 6-7 лет обычно знает правильный ответ:
- Посчитай от 1 до 10 и обратно.
- Что меньше (больше) – 2 или 5?
- Каких домашних животных ты знаешь? А диких?
- Какие дни недели тебе известны? Месяцы года?
- Какое сейчас время года? Почему ты так решил? и др.
Профессиональные и личностные качества школьного психолога
Определение 1
Психолог – это специалист, который занимается изучением различных форм и способов проявлений психической деятельности, оказывает психологическую помощь и поддержку людям.
Профессиональная деятельность психолога ориентирована на работу с отдельными индивидами, группами людей и целыми организациями.
Главной особенностью профессиональной деятельности школьного психолога является то, что он работает с ограниченной по возрасту группой индивидов. Также стоит отметить, что работа с детьми требует определенных навыков и умений по сравнению с работой со взрослыми. Дети более требовательны к вниманию, энергии и любви.
Школьный психолог в процессе трудовой деятельности использует качества своей личности, которые позволяют эффективно справляться с поставленными задачами, что дает ему определенные преимущества.
В деятельности любого психолога личностные и профессиональные качества тесно взаимосвязаны. Личностные качества являются базисом успешной профессиональной деятельности в области психологии.
Мы соблюдаем анонимность
Анонимность и конфиденциальность — ключевые пункты профессиональной этики психолога. То, что происходит в кабинете, не выходит за его пределы. Поэтому ни школа, ни университет не могут запросить у психолога личную информацию клиента (и даже просто узнать, что он посещал психолога)
Многие после обращение за психологической помощью боятся попасть «на учет». Эта практика действительно существовала, но ее давно отменили.
Все специалисты Alter подписывают документ, запрещающий разглашать личную информацию клиента без его согласия. Поэтому в Alter вы защищены юридически, а не только профессиональной этикой.
Инклюзия и коррекция
Скоро у нас все школы будут инклюзивными. Логика эксклюзии обречена, хотя бы потому, что сейчас по статистике 1,5% детей рождаются с различными расстройствами аутичного спектра. Это огромная цифра. Мы имеем дело уже не с эпидемией, а с пандемией. Это значит, что в каждом классе будет такой ребенок.
Коррекционная же система ничего не корректирует. Она может подучить каким-то бытовым навыкам, но и только.
Мы слишком увлеклись специализацией, начали плодить «виды детей», разделили их на восемь типов специализированных школ. Но аутисты не вписываются ни в один из них.
Создавать очередной, девятый вид — абсолютно тупиковый путь. Коррекционные школы для них не подходят. Аутичные дети и так испытывают огромные сложности с общением. Заперев их в социальном вакууме семья/спецшкола, мы лишь усугубим ситуацию — вырастим тысячи людей, не способных жить без поддержки окружающих.
Это может быть интересно
Как выйти из педагогического паралича
Ужас в том, что вся наша коррекционная педагогика считает себя наследницей Выготского, делая его основателем современной дефектологии. С помощью некоего набора приёмов и диагностических инструментов дефектологи измеряют, чем ребенок плох. Считается заслугой изучать сложную структуру дефекта, но на самом деле природа происходящих в человеческом мозге процессов во многом неясна.
Неврологи утверждают, что современная гиперактивность, например, связана с различными проблемами иммунитета, с экологией, с врождёнными патологиями, которые долго невозможно распознать. Всё, что касается мозга, остаётся тайной за семью печатями. Но признать это и остановиться никто не хочет.
Если у ребенка поведенческие проблемы, его рано или поздно отправляют к психиатру. Дальше всё обычно происходит по стандартному сценарию. Ребенку выписывают препараты. Они не помогают, тогда психиатр увеличивает дозу. Когда и это не даёт результатов, препарат заменяют. Такой курс терапий может продолжаться до бесконечности. Родителям же просто страшно, и они уже не замечают, что фактически на их ребенке проводится эксперимент.
Педагог психолог чем занимается в школе. I.2.1. С чего начинать работу?
Что можно посоветовать психологу, только пришедшему в школу? Прежде всего, не спешить, осмотреться.
Первый период работы практического психолога можно условно назвать периодом адаптации: психолог должен адаптироваться к школе, а школа – к психологу. Ведь они очень плохо знают друг друга. Здесь будут уместны беседы с администрацией школы, учащимися, их родителями, посещение уроков, внеклассных мероприятий, пионерских сборов, комсомольских собраний, заседаний педсоветов, родительских собраний, изучение документации и пр. Одновременно в беседах, на собраниях необходимо знакомить учителей, учащихся и их родителей с задачами и методами работы школьного психолога (в самой общей форме).
Психолог в школе – явление для нас новое, и многие учителя могут признать психолога не сразу. Нужны терпение, благожелательное спокойствие, тактичное отношение ко всем. Каждый человек имеет право на сомнение , а учитель, классный руководитель, директор школы – тем более. Почему они сразу должны поверить в психолога? Все зависит от него самого и, главное, от его профессиональной подготовки и умения профессионально работать. Поэтому начинать, на наш взгляд, следует с того, что психолог лучше всего знает и умеет. Например, если у него большой опыт в работе с младшими школьниками, то, значит, с них и надо начинать, если раньше приходилось иметь дело с развитием интеллектуальной сферы детей, то следует попробовать себя в работе с отстающими или способными детьми и т.п.
Но во всех случаях не надо торопиться, стремиться во что бы то ни стало как можно скорее показать, на что способен. Психолог пришел в школу надолго, навсегда, и сразу следует сформировать у педагогического коллектива установку на то, что психолог – не волшебник, не все сразу может решить. А такие психологические процессы, как коррекция, развитие, вообще длительны по времени. Да и выяснение причин той или иной психологической проблемы требует каждый раз разного времени – от нескольких минут до нескольких месяцев.
По опыту работы школьных психологов, такой адаптационный период может занимать от трех месяцев до года.
Чем занимаются школьные психологи
Для разрешения конфликтных, проблемных школьных ситуаций между детьми, между учителем и учеником, учителем и родителями нужен психолог. Школьный психолог не должен заниматься бесконечной диагностикой, которую от него требуют из года в год, он должен заниматься именно разрешением подобных проблем.
Точнее, нужен консультационный кабинет в школе, в который мог бы прийти ребенок и рассказать о своей проблеме. Если у ребенка не хватает решительности, храбрости для того, чтобы пойти к психологу, а проблема очевидна, его к нему может направить учитель или родители могут записаться с ребенком на консультацию. Ребенок должен быть в поле зрения не только учителя, не только классного руководителя, но и школьного психолога. Психолог – это посредник и между учителями и родителями, который в школе мог бы помогать разрешать проблемные ситуации.
Но сейчас школьных психологов, наоборот, сокращают.
Один-два психолога на целое объединение – на несколько школ, детских садов. В таких условиях специалист вообще не может консультировать, он успевает только бумажки писать.
А работать надо и с детьми, и с родителями. Хотя с потенциальными родителями надо начинать работать еще до того, как у них родились дети.
Темы консультации психолога для подростков
Подросток может обратиться к психологу с любым вопросом. Но чаще всего это темы
- Отношений: дружеских, романтических, отношений в семье
- Стресса
- Самоопределения, гендерной идентификации
- Эмоций, чувств, настроения
- Профориентации и выбора жизненного пути
- Восприятия собственной внешности
Даже если какие-то из этих тем кажутся родителям несерьезными — для подростка они очень важны. Проработав их с психологом, он может избежать проблем в этих областях во взрослой жизни.
Пример психологической консультации подростка
Лене 16 лет, она заканчивает школу и готовится поступать в университет. Сначала подготовка к поступлению шла нормально, но в последнее время Лена стала чувствовать, что сил ни на что не хватает. Она начала пропускать занятия на подготовительных курсах, стала замкнутой, отдалилась и от родителей, и от друзей. Родители заметили перемену в ее состоянии и сначала не придали ей значения: все школьники переживают перед экзаменами. Но со временем стало очевидно, что Лене нужна консультация психолога.
Родители предложили сходить сначала всего на одну консультацию, чтобы психолог объяснил Лене ее эмоциональное состояние. На это она согласилась. От длительной психотерапии отказалась, потому что «ни за что не найдет на это времени».
Первая консультация началась со знакомства. Психолог спрашивала у Лены, как она живет, чем занимается, как проходит ее обычный день, какие у нее отношения с семьей и друзьями. Также психолог рассказала немного о себе и пообещала, что не будет пересказывать родителям слова Лены без ее согласия.
Когда Лена описала свою проблему, психолог начала задавать уточняющие вопросы:
— Как ты чувствуешь себя прямо сейчас?
— Какое настроение у тебя обычно бывает? От чего оно портится, а от чего — улучшается?
— Что происходит, если ты не можешь справиться с какой-то задачей? Просишь ли ты помощи? Как ты переживаешь неудачи?
— Тревожит ли тебя что-то в твоем будущем?
— Есть ли у тебя мечта?
Некоторые вопросы, казалось, не относились к теме обсуждения:
— Бывает ли, что у тебя в теле возникают непонятные боли и другие дискомфортные ощущения?
— Как ты спишь? Во сколько ложишься и встаешь? Не просыпаешься ли среди ночи?
— Не пропадает ли у тебя аппетит? Или, может, наоборот — бывают моменты, когда ты ешь и не можешь наесться?
Вопросы о физическом состоянии чаще всего возникают, если психолог подозревает у клиента депрессию или тревожное расстройство.
На первой же консультации не удалось окончательно прояснить, что происходит с Леной, но она согласилась прийти еще раз. После разговора с психологом ей полегчало. Появилось ощущение, что с ее состоянием можно разобраться и справиться.
Советы родителям от психолога школы
Самый главный совет, который может дать школьный психолог родителям, — быть внимательными к своим детям. Это поможет правильно оценивать состояние ребенка и при необходимости вовремя придти ему на помощь
В то же время, важно и в школьнике тренировать внимательность, которая поможет ему в процессе обучения
Функции психолога в школе на этом не ограничиваются. Они стараются проявить в детях интерес, в чем также должны помогать и родители. В этом помогут различные забавы и развивающие игры, подобранные под круг интересов ребенка. Прекрасным вариантом станут и прогулки на свежем воздухе, походы, поездки.
Психологи категорически запрещают обращать внимание на неудачи и особенное значение уделять даже самым незначительным победам. Самый лучший пример – это собственные родители, также можно рассказывать о жизни успешных людей
Не стоит ждать от ребенка немедленных результатов, воспитание – это долгий и кропотливый процесс. Психологи рекомендуют родителям читать специальную литературу, при необходимости обращаться к специалистам и ни в коем случае не угнетать малыша.
Нередко родители обращаются к школьному психологу с проблемой непослушания
В этом случае специалисты рекомендуют обращать внимание не на поведение ребенка, а на свои просьбы и распоряжения. Прежде всего, они не должны содержать злость, крики и раздражение
Все просьбы и распоряжения должны быть посильны ребенку, они не должны вызывать сильного эмоционального и физического напряжения. Конечно, они понятными и здравыми. Родители должны помнить, что, если просьба дана, то ребенок должен ее обязательно исполнить, иначе в следующий раз другая будет проигнорирована.
Помимо общих советов, существуют и специальные для родителей разных возрастов. Так, школьный психолог рекомендует внимательно относиться к первокласснику, особенно в начале учебного года
Самое главное – во всем поддерживать ученика, показать ему его значимость и важность нового положения. Специалисты также советуют еще перед сентябрем рассказать о правилах и нормах поведения и общения в школе
Взрослые также должны понимать, что процесс обучения достаточно сложный, поэтому у ребенка может что-то не получаться, в этом случае его нужно поддерживать и хвалить любые успехи.
Психологические проблемы могут возникнуть не только у первоклассников, но и учеников младшей школы. Школьный психолог рекомендует не запускать ситуацию и как только появились какие-то проблемы или особенности в поведении у ребенка, стразу же обратиться к специалисту. Чтобы школьник чувствовал себя комфортно, ему понадобится помощь мамы и папы, иногда и других близких родственников.
Для этого стоит ему помочь наладить распорядок дня, правильно организовать рабочее место и помочь в приготовлении домашних заданий. При этом ни в коем случае нельзя нагружать ребенка дополнительными упражнениями, достаточно только того, что задают в школе.
Обращаясь к классному руководителю, можно уточнить, чем занимается психолог в школе, какую работу он проводит с классом, в котором учится ребенок, как при этом ведут себя ученики. При необходимости стоит поговорить с самим специалистом, иногда возникают ситуации, когда он вызывает родителей к себе на беседу.
Родители старшеклассников и выпускников стремятся как можно больше времени уделить подготовке ученика к поступлению в ВУЗ. Однако не стоит на него давить и заставлять постоянно сидеть над учебниками. Такая подготовка не только бесполезна, но и опасна для здоровья человека
Важно, чтобы он смог отдохнуть, пообщаться с друзьями, развлечься и т. д
В последнее время все чаще появляется такое понятие, как гиперактивность. Нередко родители не могут справиться с такими детьми, возникают частые проблемы и недопонимания. Школьные психологи рекомендуют в этом случае чаще хвалить ребенка и как можно меньше говорить слово «нельзя».
Все разговоры должны проходить в спокойной и дружелюбной атмосфере. Распорядок дня должен быть четким и строгим, по возможности стоит избегать шумных мест и беспокойных компаний, которые стимулируют нарастание гиперактивности.
Критерии оценки психолога
Критерии оценки школьных психологов до сих пор остаются открытыми, так как часто администрация школы не знает всех функций, которые должен выполнять специалист. Однако все-таки оценить эффективность труда можно.
Основной критерий – сохранять благополучный для воспитания и обучения коллектив, участвовать в образовательных и развивающих процессах. Грамотный специалист не должен забывать и о соблюдении прав личности, о гармонизации образовательной и социальной сфере.
Критерием оценки является и общешкольная работа специалиста. Он должен обеспечивать охрану здоровья и жизни детей в процессе воспитательного и образовательного процесса, а также выполнять правила пожарной безопасности и охраны труда.
Школьный психолог обязан заниматься консультативной помощью и психологической диагностикой, использовать стоит только актуальные современные методы
Немаловажно также вести документацию и консультировать обучающий состав по возникающим проблемам. Критерием оценки является и умение составлять развивающие и коррекционные программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников
Психолог должен проводить работу не только со всем классом, но и отдельными учениками и их родителями. Не всегда проблему удается решить с помощью бесед и консультаций, иногда требуется целый курс занятий. Компетентность специалиста отражается и в его общении не только с учениками, но и педагогическим составом. К сожалению, не всегда в нем царит мир и спокойствие.
В критерии оценки включается и участие в методических советах и родительских собраниях. Школьный психолог должен активно принимать участие в работе всего педагогического коллектива, помогать налаживать отношения педагогов и учеников, детей и родителей. При необходимости вызывать родителей и давать им необходимые рекомендации.
Немаловажным аспектом является и работа с трудными подростками и детьми из неблагополучных семей, иногда эта деятельность осуществляется в тесной взаимосвязи с детской комнатой полиции.
Несмотря на опыт работы, психолог должен постоянно совершенствовать свою работу. Для этого проводятся регулярные курсы повышения квалификации на базе специальных институтов, центров подготовки и переподготовки. Каждый психолог обязан совершенствовать свои знания и навыки. По окончании курсов выдается диплом или сертификат по определенному направлению. Профессиональная компетентность складывает из двух особенностей: опыта школьного психолога и полученных знаний.
Нужна система профилактики
Главный специалист комитета опеки и попечительства мэрии Новосибирска Елена Локтева:
– У нас есть законодательные документы, которые определяют поле деятельности каждой службы, работающей с детьми. Комитет опеки и попечительства координирует работу этих служб. Считаю, что надо делать упор на систему профилактики: ведь социальные сироты – дети без попечения при живых родителях, дети с нарушениями поведения – появляются тогда, когда не сработала система профилактики. Мы сейчас создаём в городе систему медиации – как раз для решения школьных конфликтов и других споров, в которых задействованы дети. Прилагаем ряд усилий, направленных на социализацию детей, оставшихся без родителей, детей-инвалидов, подростков, совершивших правонарушения. Пожалуй, соглашусь с тем, что психологов нужно больше. Рекомендуемая нагрузка на одного психолога – 30 семей. Это – немало. Но в условиях дефицита кадров одному психологу приходится работать с гораздо большим количеством пациентов.
От несделанных уроков к конфликтам в семье
Приготовление домашних заданий
Базовая практика во времена нашего взросления была одна: «Ты сам сделаешь уроки, а если у тебя будут сложности — ты меня попросишь, и я тебе помогу». Сейчас вся система обучения в начальной школе рассчитана на то, что родители должны делать уроки вместе с ребенком.
И тут существует определенная дилемма: как сделать так, чтобы ребенок успешно осваивал школьную программу, при том, что:
- Очень сильно изменились программы — даже по русскому, математике и чтению.
- Очень сильно изменился исходный уровень знаний детей-первоклассников — многие школы ждут детей, уже умеющих читать.
- Преподавание иностранного языка начинается с 1–2 класса, программы рассчитаны на то, что осваивать их ребенку будет помогать взрослый, но большинство из нас начинали изучение языка с 4–5 класса.
- В России резко увеличилось количество неработающих мам, которые готовы все свое время посвятить ребенку, который стал школьником, в результате чего снизился уровень самостоятельности детей. Никто не ходит с ключом на шее и не разогревает сам себе обед.
На мой взгляд, эти изменения:
- Неудобны для родителей, так как делают их напрямую ответственными за успешность детей в обучении.
- В долгосрочной перспективе очень неблагоприятно влияют на отношения между детьми и родителями.
- Уменьшение самостоятельности в учебе в начальной школе замедляет волевое созревание детей, снижает мотивацию к обучению вплоть до полного нежелания учиться и невозможности это делать самостоятельно — без родительских понуканий и сидения мамы рядом.
Сейчас на первых родительских собраниях в первом классе учителя напрямую предупреждают родителей, что теперь им придется учиться вместе с детьми.
Учителя, по умолчанию, предполагают, что вы всю начальную школу будете отвечать за качество и количество приготовления домашних заданий. Если раньше задача учителя была — научить, то сейчас задача учителя — дать задание, а задача родителей (предположительно) — эти задания выполнить.
По иностранному языку программы вообще составлены так, что ребенок их в принципе не может сделать без взрослого. Грубо: «Не понял — сам дурак. Я объясняю материал, а если ребенок не понял — то либо идите на дополнительные занятия, либо объяснят родители». К такой ситуации нужно быть готовыми.
Значит, родители должны сесть и делать уроки с первоклассником, второклассником, третьеклассником, четвероклассником. Но сейчас созревание наступает довольно рано, и уже в 9–10 лет можно наблюдать всю симптоматику подросткового возраста. К 5–6 классу эта возможность — сидеть и делать уроки вместе с ребенком — у вас пропадет. Эта ситуация станет невозможной, а за четыре года ребенок привыкнет, что за уроки отвечает мама, и сам он эту ответственность взять не может и не умеет.
Вы можете ценой потери отношений продолжать его заставлять лет до 14–15, пока сил хватит. Конфликт будет отложен на несколько лет, а ребенок будет по-прежнему не в состоянии отвечать за свои задания. В 14–15 лет протест будет уже очень яркий — и с разрывом отношений.
Есть такие показатели, что дети, которые были чуть ли не отличниками в начальной школе, потому что за них все делали мама и папа, в средней школе резко снижают учебу, потому что помощь принимать уже не готовы, а умения и навыков учиться — нет.
Эта система, навязываемая многими педагогами начальной школы, — чтобы ребенок все делал дома идеально, то есть с помощью родителей.
Если ребенок отстает, то педагог может предъявить родителям претензию: недосматриваете! Только старые опытные педагоги придерживаются классической системы — чтобы ребенок все делал сам, пусть и с ошибками, и сами готовы научить и исправить.