Сказкотерапия для взрослых. Зачем нам сказки?

С какими проблемами поможет справиться сказкотерапия?

Коллективное сочинение сказочных историй поможет дошкольникам освоиться в группе, научиться дружить со сверстниками, а подросткам – понять себя и своих одноклассников. Совместно созданная сказка выявит, кто из ребят какие роли исполняет в жизни, даст возможность посмотреть на свой характер и поведение со стороны.

Если родители сочиняют сказку вместе со своим ребенком, это дает возможность изъясняться на одном языке, узнать скрытые мысли, мечты и стремления малыша. И у взрослых, и у детей сказка разовьет творческие способности, чувство юмора.

Если попросить малыша нарисовать или слепить из пластилина волшебных героев, можно эффективно отработать навык письма, лепки, рисования, помочь юному сказочнику в развитии моторики, усидчивости и внимательности.

Сказкотерапия справляется с такими детскими проблемами, как сложности в общении и учебе, а также при одиночестве, низкой самооценке, лени, страхах, агрессии, излишней активности, психосоматических заболеваниях, поможет определить причину, по которой ребенок отказывается ходить в детский сад или школу.

Взрослые при помощи языка сказок постигают нюансы межличностных отношений, лучше узнают себя. Волшебная история помогает по-новому взглянуть на окружающий мир, повысить уровень качества жизни.

Сказки в психотерапии делятся на 4 основные группы в соответствии с проблемами, которые в них рассматриваются:

  1. При трудностях в общении в сказке рассказывается о конфликтах, ссорах, обидах, которые возникли у малыша в детском саду, в школе, в семье, на прогулке.

  2. При возрастных кризисах ребенок как бы привыкает к своей новой роли, к новому положению (например, к самостоятельности в детском саду), все эти моменты можно проиграть в сказочной истории.

  3. При внутренних переживаниях в сказке показывается герой – сам малыш, рассматривается его внутренний мир, раскрываются комплексы и противоречия, чтобы ребенок мог ответить себе на вопрос: «Что со мной не так?».

  4. При тревогах и страхах необходимо при помощи сказки определить, чего боится малыш, что мешает ему развиваться, что забирает энергию.

Медитативные сказки для взрослых

Сказкотерапия — эффективный метод психологической коррекции, позволяющий повысить творческий потенциал человека, расширить сознание, проработать внутренние комплексы, фобии и страхи различной этиологии. Сказкотерапия сочетает в себе достижения науки (педагогики, психологии, философии и пр.) и традиции различных культур и народов, поэтому эффективно применяется для решения ряда проблем у детей и у взрослых.

С помощью сказкотерапии возможно устранить как внешние проявления проблемы, так и причину, породившую их, что является неоспоримым преимуществом данного метода.

Медитативные сказки: особенности и характерные черты

Специалисты выделяют несколько видов сказкотерапии: дидактические, коррекционные, терапевтические и медитативные сказки для взрослых.

О пользе последних написано много статей и научных работ. Медитативные сказки направлены на формирование особого психофизического состояния — релаксации. Чаще всего в них отсутствует чёткая сюжетная линия, они больше напоминают «зарисовку» для визуализации ярких сказочных образов.

Предназначение медитативных сказок — формирование идеальной схемы взаимодействия с окружающим миром и людьми и создание положительных образов по всем пяти модальностям: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой и тактильно-кинетической. Поэтому для данного жанра характерно отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций.

Основная их цель — осознание себя здесь и сейчас. Ведь у многих людей жизнь протекает только в двух измерениях: Прошлом и Будущем, что приводит к возникновению проблем психологического характера.

Размышляя о своих достижениях и допущенных ошибках человек мысленно находится в Прошлом. А, строя планы и генерируя идеи, он переносится в Будущее. А где же Настоящее в его жизни? И где эта Жизнь? Может, именно этот миг «между Прошлым и Будущим» ею и является? А значит, он включает в себя наши мысли, чувства, ощущения и мысли на данный момент времени.

Медитативные сказки для взрослых должны соответствовать определённым критериям:

  • создавать насыщенное психо-эмоциональное состояние у слушателей;
  • формировать красочные сказочные образы, которые без труда смогут визуализировать даже люди без фантазии;
  • обеспечивать максимально полное погружение в сказочный процесс;
  • способствовать диалогу с бессознательным.

Чаще всего медитативная сказка является подготовкой к сеансу психотерапии. Однако может применяться и как самостоятельный метод, направленный на пробуждение личностного потенциала, служащий подсказкой к принятию самостоятельных решений.

Для достижения максимального результата сеанс должен проходить в расслабленной, комфортной для слушателя обстановке.

Медитативные сказки для взрослых — довольно сложный жанр, ведь для получения требуемого эффекта «погружения» специалисту нужно обладать даром рассказчика, акына, сказочника… Во время повествования слушатели буквально должны ощущать дуновения ветерка, ласкающего их кожу, слышать, как переговариваются травы и журчит ручеёк, чувствовать аромат спелой лесной земляники.

При систематических занятиях подобные сказки научат ценить Настоящее и жить в полной гармонии с собой, наслаждаясь спектром разнообразных эмоций, которые нам ежеминутно дарит Жизнь!

Пример сказки для сказкотерапии

На дистанционном* обучении сказкотерапии психологи учатся сами сочинять сказки для решения проблем своих пациентов. Вот пример такой сказки, написанной для мальчика, который боялся засыпать, думая, что его любимый ночник погаснет.

Жил-был у мальчика Миши фонарик-светильничек в форме Медвежонка. Каждый вечер Медвежонок дарил свой свет мальчику. Миша брал светильник к себе в кроватку и засыпал с ним в обнимку. И случилась однажды такая неприятность – перегорела внутри светильника лампочка, и он перестал светить.

Светильник-Медвежонок очень расстроился:

Загоревал светильник, расстроился. Но потом подумал:

Задумался Медвежонок. А в это время пришёл с работы папа, заменил перегоревшую лампочку на новую и проверил свою работу – горит ли светильничек? Горит!

Сказкотерапия – реальная помощь или миф?

Сказкотерапия – это и воспитание, и лечение, и коррекция поведения малыша при помощи сказок, былин, потешек, стихотворений. Метод, издавна знакомый нашим предкам, но позабытый нами из-за глобальной компьютеризации. Формирование малыша и сказка – неразделимы, и если умело использовать сказки, то можно минимизировать такие воспитательные моменты как крик, запугивание, наказание и задаривание подарками «лишь бы слушался».

Сегодня каждый взрослый знает, что все наши страхи, неуверенность в себе, закомплексованность и патологические фобии своими корнями прямо уходят в детство. Иногда мы этого не осознаем, иногда отчетливо ощущаем. Быть родителем – значит не просто любить, кормить и одевать, но и подбадривать, исправлять поведенческие «не нормы», корректировать негативные проявления характера, быть мотиватором для ребенка, воспитывать его для дальнейшей взрослой жизни в обществе.

Фото: miraman.ru

Описание и функции сказкотерапии

  • Решение жизненных задач. Помогает человеку выработать модель поведения в той или иной ситуации. В сказках можно увидеть определенную проблему и множество эффективных предложений по ее преодолению. Таким образом, чтецу предоставляется возможность выбрать оптимальный вариант для решения своих жизненных задач.
  • Передача опыта. Через сказки старшие передают свой жизненный опыт младшему поколению, учат моральным нормам и добру, показывают «что такое хорошо и что такое плохо». Ведь первыми учителями в жизни малыша становятся полюбившиеся ему рассказы.
  • Развитие мышления. Применяется в возрасте от 3-х до 12-ти лет. Когда взрослые читают ребенку сказку, после просят обязательно проанализировать поступки героев, рассказать, кто, по его мнению, хороший персонаж, а кто нет, или предоставляют возможность придумать продолжение рассказа. Таким образом, развивается мышление, память, творчество малыша.
  • Лечебно-психиатрическое направление. Терапевтический метод дает возможность человеку придумать свою собственную сказку и показать ее психологу. Последний проводит интерпретацию и выделяет проблемы, с которыми в дальнейшем придется работать.
  1. Сглаживание барьеров между терапевтом и клиентом. Позволяет быстро наладить контакт и настроиться на дальнейшую работу.
  2. Анализ глубоко спрятанных в памяти проблем. Детские обиды, которые негативно отражаются на жизни человека, можно будет проследить в любимой сказке клиента или придуманной им самим.
  3. Выход из сложных, неоднозначных жизненных ситуаций. На примерах героев сказок можно найти выход из любой неурядицы, ведь все рассказы несут в себе поучительный смысл. Вполне возможно, что кто-то уже переживал такие же проблемы и смог побороть их определенным образом.
  4. Актуализация скрываемых клиентом личностных моментов. Даже если человек пытается скрыть от психолога-терапевта беспокоящие его проблемы, не считая их особо важными, то это сделать не удастся, ведь подсознание все равно раскроет их в обсуждении или сочинении сказок.
  5. Отображение внутреннего конфликта. Предоставляется возможность выявить противоречия в себе и через сказку поразмыслить над ними.

Как адаптировать сказкотерапию для своего малыша?

Самый простой способ – это использовать уже готовую и всем хорошо известную сказку, которая подходит под ваш конкретный случай. К примеру, использовать сказку «Колобок», чтобы объяснить малышу, почему нельзя игнорировать запреты родителей. Что с детьми, которые не слушаются и из дому убегают, может приключиться беда. Сказка «Репка» способна наглядно продемонстрировать маленькому единоличнику, что только сообща мы можем одолеть некоторые трудности и проблемы. Сказка «Три поросенка» научит подходить к любому делу или поручению ответственно, а не спустя рукава, помогать тем, кто в беде, даже если они сами в этом виноваты.

Второй вариант – сочинить самому или совместно с крохой сказку про героя, очень похожего на вашего ребенка. Он должне попадать в те же ситуации, демонстрировать те же недостатки или достоинства, совершать проступки или принимать решения, аналогичные тем, что принимал и совершал ваш малыш.

К примеру, история про малыша Петечку, который разбрасывал игрушки, не хотел мыться и показывал всем язык, а на Новый год не нашел под елкой подарок от Деда Мороза. Он исправился, стал послушным, чистоплотным и аккуратным, что помогло ему в следующем году получить заветный велосипед и одобрение всех членов семьи. 

Отличным способом раскрытия творческого потенциала и совместного времяпровождения станет тандем родителя и малыша: вы можете сочинять сказку вместе, по ходу действия корректируя поведение героя и анализируя, к чему это привело.

«Мальчик Хмур постоянно хмурился и не хотел общаться с ребятами во дворе. Однажды он потерял свою машинку, и ему пришлось спросить у детей в песочнице, не видели ли они ее. Он очень не хотел спрашивать, но пересилил себя и заговорил с ребятами первый. А если бы он не спросил, нашел бы он свою игрушку?».

Фото: miraman.ru

Психологические школы

Несмотря на то, что сказкотерапия как отдельное направление в психологии оформилась только в 1997 году, уже до этого влияние данного жанра на развитие личности рассматривалось в различных психологических школах.

Карл Юнг

Швейцарский психиатр, психолог, педагог. Школа аналитической психологии. Доказал, что в своём поведении и при принятии ответственных решений человек нередко поступает неосознанно (не может объяснить, почему сделал именно так), но руководствуясь мифологизмами и архетипами из сказок.

Читали мальчику в детстве постоянно одну и ту же сказку — про Рапунцель. И в будущем он выбирал себе женщин только с длинными волосами. Вырос ребёнок на страшных сказках — и стал впоследствии увлекаться экстремальными видами спорта, чтобы снова и снова испытывать чувство страха и всплеск адреналина.

Эрик Берн

Американский психолог, психиатр. Школа трансакционного и сценарного анализа. Разрабатывал авторские сказки, называя их контрсценариями. Действовали они следующим образом. Берн считал, что каждый человек запрограммирован с детства идти по типичной дороге, и редко кому удаётся свернуть с неё самостоятельно. У некоторых этот путь позитивный, приводящий к успеху (психически и морально здоровые люди), а у других — негативный (под действием психотравм, внутренних комплексов).

Например, у девушки все парни, с которыми она начинала встречаться, в итоге злоупотребляли алкоголем. Всё потому, что её отец пил и тем самым словно запрограммировал жизненный путь своей дочери на такую судьбу. Бёрн с помощью сказок показывал своим пациентам возможную альтернативу развития событий.

Д. Б. Эльконин

Советский психолог, работавший в русле детской и педагогической психологии. Теория деятельностного подхода. Подбирал сказки для проблемных детей таким образом, чтобы они могли сформировать у них «морально правильное» поведение, которое бы вписывалось в рамки социума. Чтобы ребёнок не уходил из дома и слушался родителей — читайте «Колобок», чтобы понимал успешность коллективного труда и взаимопомощи — «Репку», был добрым и душевным — «Морозко».

Одна Взрослая Сказка

У одной девочки откуда-то была чашка, а на ней жил красивый разноцветный петушок. У петушка была метла, которой он всё время подметал свой двор. Таких чашек уже больше не делают – петушок жил там давно, с советских времён.

Однажды девочка прибежала домой, махнула хвостиком (а точнее – сумкой) и чашка с пе­тушком (в которой был ещё, однако, и чай) упала на пол и – крак – разбилась ровно на две по­ловины.

«К счастью» – быстро нашлась девочка, взяла чашку и выбросила в мусорный пакет.

Но потом она подумала и всё-таки вытащила чашку из мусорного ведра и помыла, а затем – положила её отдельно – в мешок со старыми футболками и бельём, потерявшим белизну, которые собралась выбрасывать позже.

Ей было жалко и петушка, и чашку, и она посчитала, что эта вещь заслуживает того, чтобы, выбросив, её хотя бы не смешивали с кухонным мусором.

А потом девочка подумала, что у этого петушка, наверное, была не только – метла, но и – мечта. И мечтой этой было – улететь далеко-далеко. А как он мог улететь, всё время «ра­ботая» петушком на чашке? Никак.

И вот только теперь у него появилась такая возможность. «К счастью» решила девочка опять, но уже искренне.

Девочка вздохнула и подумала про себя: «Когда-нибудь, какая-нибудь растяпа кракнет и мою чашку, размахивая своей глупой сумкой… И я тоже улечу отсюда далеко-далеко, как Дюймовочка на ласточке, как петушок на своей метле… Вот это начнётся жизнь!»

Эта сказка – закончена.

Сейчас я настоятельно прошу Вас, читающих эту статью, на несколько минут от­влечься от чтения статьи и написать – свою сказку, очень небольшую. Тогда, когда Вы вернётесь к статье, у Вас появится возможность провести анализ СВОЕЙ сказки по предложенной схеме.

***

Сказкотерапия, как метод психологической коррекции

Коррекция поведения, эмоций требует полноценного сотрудничества родителей, ребенка и психолога. Малышу трудно описывать словами ощущения, формулировать проблему из-за небольшого опыта взаимодействия с социумом. Он имеет в арсенале крик, истерики, сопротивление, агрессию, плач, ревность, грусть, что пугает родителей, заставляет задумываться о решении проблемы. В качестве метода работы с маленьким ребенком используется сказкотерапия— в психологии этот способ отличается мягкостью, ненавязчивостью, тактичностью. Метод часто совмещают с творчеством — рисование или лепка героев рассказа, сказки. Для детей младшего возраста 3–4 лет подбирают рассказы о животных, детям 5–6 лет нравятся сказки о несуществующих волшебных персонажах — феях, эльфах.

Сказкотерапия, как метод психологической коррекции представляет особую ценность, поскольку позволяет ребенку испытывать различные эмоции, открыто переживать их. Решение поведенческой или другой проблемы происходит внутренне. Специалист и родители наблюдают за поведением, в нужный момент подталкивая малыша к осознанию слов, поступков, помогая справиться со стрессом.

С помощью метода сказкотерапии можно устранить такие негативные процессы:

  • трудности с приемом пищи;
  • ночное недержание мочи или проблемы с дефекацией;
  • ревность из-за появления в семье второго ребенка;
  • потеря близкого человека, питомца;
  • гиперактивность, агрессия, депрессия, навязчивые состояния;
  • фобии.

В некоторых случаях специалисты используют сказку, чтобы определить уязвимое место ребенка, наметить план коррекционной работы.

Что это такое

В психологии есть направление арт-терапии, основанное на применении искусства и творчества в качестве коррекционных методик, так как они мощно влияют на психоэмоциональное состояние пациентов. Она владеет разными приёмами: библио-, музыко-, драма-, танц-, кукло-, глино- и сказкотерапиями.

Сказкотерапия — это психологическое воздействие на человека через сказки. Способствует развитию положительной и многогранной личности, помогает скорректировать некоторые проблемы, устранить страхи и внутренние комплексы.

В основе лежит процесс построения мысленных, подчас даже неосознанных связей между персонажами, сюжетом и действиями в сказке и тем, что происходит в реальности. Это своеобразная подсказка, как поступить правильно, какой путь выбрать и оценить себя со стороны. Не имеет возрастных ограничений. Максимальному влиянию подвержены дети, но при работе со взрослыми обнаруживаются подчас более глубинные результаты.

В психологии это прежде всего один из многочисленных инструментов, позволяющих личности разобраться в клубке собственных проблем и найти правильные решения в сложной ситуации. Именно здесь сказкотерапия — это метод, который часто используют для работы со взрослыми людьми.

Почему мужчины даже в солидном возрасте называют своих женщин принцессами, а последние всю жизнь ищут своего принца на белом коне? Психологи считают, что срабатывают мифологизированные стандартные образы из сказок. Если их правильно использовать, они помогают решить самые сложные и запутанные психологические проблемы.

В педагогике это метод, позволяющий скорректировать развитие личности ребёнка, направить его в нужное русло. Считается, что без этого жанра у детей формируются неправильные жизненные ценности и приоритеты. Для совершенствования внутреннего «я» обязательно нужно проводить грань между добром и злом. И проще всего это сделать с помощью сказкотерапии.

Особое значение она приобретает в раннем дошкольном возрасте, когда все эти образы ложатся на подкорку сознания ребёнка. Если они будут тщательно подобраны специалистами, в дальнейшем такие дети имеют гораздо меньше проблем с социализацией и определением своего места в жизни.

Для работы с пациентами чаще всего используются тексты новых сказок, специально разработанных для устранения той или иной проблемы, ориентированных на определённый возраст. Они обычно патентуются в многочисленных авторских школах. Однако некоторые специалисты используют и общеизвестные истории «Репки», «Теремка», «Курочки Рябы», хотя данный подход активно критикуется и не всегда находит поддержку.

Примеры сказок для взрослых и пожилых людей

Психологи для проведения сказкотерапии предлагают использовать народные сказки, которые позволяют передать клиенту жизненный опыт.

Примерами психологических сказок как для взрослых, так и для пожилых людей могут служить:

  • «Курочка ряба»;
  • «Колобок»;
  • «По щучьему велению»;
  • «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

Кроме этого, можно использовать и авторские художественные сказки, такие как «Русалочка» (Г.-Х. Андерсен), «Рождество зверей» (М.-Л. Вер).

В некоторых пособиях для практических психологов по сказкотерапии приводятся и другие примеры в зависимости от проблемы и возраста человека.

В пособии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Практикум по сказкотерапии» в приложении можно увидеть сказку для пожилых людей, которые имеют проблемы со взрослыми людьми, которая называется «Старая королева».

Можно найти большое количество психологических сказок на просторах интернета. Их также можно использовать для работы с пациентами.

Сказкотерапия: как она нам помогает

Итак, мы выяснили, что сказкотерапия способна принести пользу не только ребёнку, но и взрослому. Давайте же разберёмся, на что конкретно способно положительно повлиять это направление психотерапии.

Взгляд на свои проблемы со стороны

Сказочные персонажи, которых мы создаём, способны помочь нам увидеть все грани проблем, с которыми мы встречаемся в течение жизни. Читая или создавая свою сказку, мы не сталкиваемся с этими проблемами один на один – мы просто наблюдаем за жизнью главных героев. Именно такая позиция позволяет рассмотреть все варианты решения проблем, включая те, о которых мы раньше даже не задумывались.

Навык выражения и проживания своих эмоций

В сказке даже самые внешне суровые и замкнутые люди смогут проявить свои эмоции, продемонстрировать то, что они думают, чувствуют, всё то невысказанное, что могло годами копиться в душе.

Ведь в жизни мы часто скрываем свои эмоции и не даём волю чувствам, именно так нас учили с детства. Многие во взрослой жизни просто стыдятся своих эмоциональных проявлений, пряча их максимально глубоко в себе. Но эмоции не исчезают и не растворяются, они копятся в нас, и сказка позволяет наконец освободить их, дав дорогу себе настоящему.

Развитие творческого потенциала

Для кого-то сама идея о написании сказки может представляться чем-то невероятно сложным, чем-то таким, для чего никогда не хватит навыков или умений. Особенно это характерно для людей, обладающих техническим складом ума, рациональных и прагматичных.

Да, начинать что-то новое всегда сложно. Но только через практику можно раскрыть свой потенциал на максимум, узнать о себе что-то новое, стать более раскрепощённым и живым человеком. И результат вас обязательно порадует!

Сказкотерапия помогает расслабляться и отдыхать

При занятии творчеством мы способны максимально расслабляться и отдыхать душой. Именно этого многим из нас так не хватает в обычной жизни, полной суеты и ежедневных бытовых проблем. Сказкотерапия учит погружаться в новый для нас мир, позволяет впустить волшебство в свою жизнь, пропустить его через себя, по-настоящему отдыхая душой в эти моменты.

Практика сказкотерапии в работе с детьми

Сказочная терапия имеет определенные правила, закономерности, которые соблюдаются при работе. Сюжет должен соответствовать возрасту и навыкам детей, содержать контрастные образы, иметь несколько вариантов решения проблемы. Иногда применяются авторские сказки, специально подобранные для решения определенных дидактических задач.

Чтец должен иметь навыки выразительного воспроизведения текста, поставленный голос, мимику, жестикуляцию. Только таким театральным набором можно вовлечь малышей в обсуждение, спровоцировать эмоциональный ответ

Важно избегать учительского строгого тона — психолог тем и отличается, что не учит, при этом дети меняются в лучшую сторону. Иногда приходится исправлять последствия школьного «обучения», когда подросток теряет веру в себя, собственные силы, взрослых людей

Задача психолога дать понять, что люди есть разные. Чужая безграмотность не повод обесценивать себя.

Правила построение структуры сказки:

  1. Сюжет начинается со знакомства детей с персонажами истории.
  2. Далее следует озвучить проблему — общую или индивидуальную, в зависимости от того, работает психолог с группой или одним ребенком.
  3. Поиск вариантов решения проблемы героями рассказа.
  4. Преодоление трудностей — главная цель сказки. Герой получает признание, вознаграждение.
  5. Обсуждение выводов.

Далее занятие предусматривает время для арт-терапии — рисования, лепки. Можно отобразить целую сцену с несколькими персонажами

В конце занятия важно закрепить полученные навыки обсуждением выводов

Если малыш грустит, нервничает, не может углубиться в процесс, занятие лучше отложить, дав ребенку возможность спокойно рисовать.

Направления

Работа ведется в нескольких направлениях:

  1. Развивается мышление. Наиболее подходящий возраст — 3–12 лет. Можно просить ребенка анализировать поступки героев, принимая сказанное им всерьез, поскольку его точка зрения — отображение внутреннего мира. Предлагается закончить рассказ самостоятельно, объяснив, почему сказка должна закончиться именно так.
  2. Происходит передача опыта старшим поколением младшему. Приходит первый моральный опыт, ребенок учится различать добро и зло.
  3. Обучение жизненным ситуациям, с которыми малышу придется столкнуться. Главное, чтобы он представлял, как ему выйти из сложившейся ситуации.
  4. Решение психологических задач. Сочинение собственного рассказа дает возможность специалисту определить возможные проблемы, с которыми необходимо будет работать в будущем.

В процессе работы происходит налаживание контакта, устраняются барьеры. Ребенок неосознанно демонстрирует скрытые мотивы собственного поведения, недовольства ситуацией, людьми. Негативные эмоции проявляются, когда ребенок сочиняет сказки сам, даже если эмоциональная травма спрятана глубоко в подсознании. Внутренний конфликт выходит на поверхность, заставляет задуматься.

Основная работа происходит на уровне подсознания, не вызывая у ребенка протеста. Самое интересное, что подобное воздействие сказкотерапия оказывает и на взрослых.

Сказка и выводы

После сказки важно невзначай обсудить с малышом, что он осознал, как ему понравился герой, что бы он исправил на его месте в своем поведении. Кукольный театр можно разыгрывать, используя вырезанные фигурки-напальчники, игрушки малыша, кукол-перчаток

Особо предприимчивые устраивают дома «театр», делая декорации и разыгрывая сюжеты написанных ими или просто поучительных актуальных сказок.

Сказкотерапия удобна тем, что использовать ее можно в любое время и в любом месте. К примеру, ваш малыш стал плохо вести себя в песочнице, забирая игрушки у младших детей, разбрасывая песок и ломая чужие песочные фигурки. Не кричите на него, а спокойно отведите в сторону, усадите на колени и расскажите ему сказку про малыша, с которым никто не дружил, потому что он всех обижал. А после спросите: «Этот малыш тебе не знаком?», «Хороши ли поступает мальчик, забирая игрушки у малышей?».

Ребенок жадничает, требует слишком многого? Поможет «Сказка о рыбаке и рыбке», которая покажет, к чему приводит желание получить все и сразу. Главное – не давить на ребенка, проводя слишком очевидные параллели. Луше потратить чуть больше времени, но плавно подвести малыша к осознанию сути проблемы самому.

Дома старайтесь проводить сказкотерапию в вечернее время, перед сном. Если в течение дня было какое-то травмирующее событие, дайте малышу успокоиться и восстановиться, не занимайте его сказкой сразу.

Сочетайте сказкотерапию с игротерапией и музыкотерапией. Задействуйте сразу несколько видов активности, чтобы помочь ребенку проиграть ситуацию, осознать важные моменты в легкой игровой форме.

Психотерапевтическими могут быть и притчи, и мифы, и былины. То есть в любом возрасте к ребенку можно подобрать ключик, рассказав ему историю с поучительным сюжетом.  А еще лучше, если родители будут не просто рассказывать сказки, но и записывать придуманные ими истории, и сохранят их для внуков и правнуков.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий