Сериал «Метод»: как не стать жертвой маньяка

Научи меня жить (2016)

  • Жанр: детектив
  • Рейтинг КиноПоиск – 7,7.

В данном топе мы решили ответить на вопрос: какие фильмы похожи на «Метод» (2015)? Российский детектив «Научи меня жить» с Кириллом Кяро – один из них. Перед штатным следователем Ритой Сторожевой поставлена непростая задача – найти маньяка. После того как обнаружено тело женщины, убийство которой носит явно ритуальный характер, в том, что в городе появился маньяк, сомневаться не приходится. Профессиональный психиатр Илья Лавров специализируется как раз на таких случаях. Вот только у него, как и у Родиона Меглина, слишком нестандартные методы и непростая судьба. Это порождает множество драматических ошибок в процессе расследования

Александр Петров (Женя)


Сериал «Метод»: актер Александр Петров в роли Жени, the-rutor.org Однокурсник Есении — Женя — рассказывает подруге о следователе с уникальным методом работы. Убийство подруги в ночном клубе дает толчок для Есении поработать со следователем.

В сериале «Метод» актер Александр Петров сыграл роль Жени. Дебютная роль артиста состоялась в 2010 году в небольшой роли в психологической драме «Голоса». Первая известность к Александру Петрову пришла с ролью командира танка Яшки в военной драме Джаника Файзиева «Август. Восьмого». В 2012 году артист сыграл роль в популярной мелодраме «Пока цветет папоротник». Среди фильмов с участием Александра Петрова — «Обнимая небо» (Ваня Котов), «Закон каменных джунглей» (Вадик «Пулемет»), «Фарца» (Андрей Трофимов), «Гоголь. Начало» (Николай Гоголь), «Лед» (Саша Горин). Одна из самых известных ролей артиста — опер Гриша Измайлов из детектива «Полицейский с Рублевки».

Метод: смысл концовки

Смысл концовки 1 сезона сериала «Метод» в переоценке взглядов главной героини. Девушка считала свою мать убитой преступником. В итоге Есения узнает, что Ольга Стеклова сама была убийцей.

Выпускница юридического факультета презирала своего отца за бездействие в расследовании убийства матери. В конце 1 части девушка понимает, насколько была несправедлива к папе. Он знал правду, но пытался спасти от нее хотя бы дочь. Смысл концовки 2 сезона «Метода» будет известен через 1,5 месяца, когда на экраны выйдет последняя, 16 серия второй части.

Сериал «Метод» — интересный детективный проект. Просмотр каждого сеанса приносит зрителям истинное удовольствие. Необычный сценарий, великолепная игра актеров, глубокий смысл делают его незаменимым для приятного воскресного времяпрепровождения.

Оценки

Положительные

Смотреть на это все интересно, моментами — даже немного страшно, благодаря напряженному монтажу в сценах погонь и убийств. Но пока не покидает это самое ощущение «экспериментальности» — нарочитой сконструированности, в угоду которой опускаются детали и выхолащиваются характеры (при более спокойном темпе они могли бы, наверное, стать значительно живее и глубже).«Афиша Daily»
Отечественный правоохранительный работник действует не за благодарность, а за идею. Если угадал – власть не похвалит, если ошибся – в полиции он не числился. Завершение карьеры гениального детектива или справедливого маньяка за рубежом – одинокая старость на свободе. Конец русского – в желтом доме. Однако антикризисная многожанровая схема «Метода» оставляет надежду: Есеня одна не останется, а талант Константина Хабенского найдет себе применение и в новом сезоне.«Искусство кино»
А вот с чем сериалу откровенно повезло, так это с шикарным актерским составом. Не хочется подчеркивать отчетливый «минус» – абсолютное отсутствие химии между Хабенским и Андреевой, – но по отдельности практически все актеры заслуживают похвалы. И касается это не только ведущих персонажей, в дальнейшем из серии в серию будут появляться столь же яркие герои эпизода, каким был Цекало в пилотном эпизоде. И это не позволяет махнуть рукой на просмотр.«Film.ru»

Отрицательные

То, чем занимается Меглин, — при свидетелях, при наличии законной власти, — это, безусловно, не «Декстер», тут авторы правы; это какая-то смесь беззакония и архаики, которая позволяет творить произвол, ссылаясь на высшую справедливость или на «правоту большинства». И этот «метод», который предлагают нам авторы сериала, как раз вполне традиционен, ничего нового.«Огонёк»
Ну да, конечно — всё можно списать на то, что это сказка. В развлекательном жанре всё сказки — и «Молчание ягнят», и романы Акунина, и фильмы про Бэтмена. Вот только в хороших сказках не спотыкаешься на каждом шагу. Я вот абсолютно верю, например, сериалу «Доктор Хаус» (первое, что в голову пришло): понятно, что не могут в одной больнице сразу сойтись все 150 редчайших болезней, какие существуют на свете, но все равно это выглядит очень естественно и убедительно, и ты, понимая, что с тобой играют, с радостью соглашаешься на игру. В данном случае — ничего подобного.«Комсомольская правда»
Герой Хабенского же, по первому впечатлению, способен мотивировать разве что на безудержное пьянство. При этом трагедии условного Рэя Велкоро в нем не чувствуется, а незаурядные профессиональные способности — то ли дедуктивные, то ли экстрасенсорные — кажутся откровенно притянутыми за уши.«Российская газета»
Подобная неопределённость, всеядность, а оттого легкая растерянность свойственна «Методу» в целом. Слишком запутанная структура, обрывочные флешбэки, многозначительные эпиграфы с одной стороны и прямолинейно-догматичные концовки эпизодов с другой – все это скорее тормозит, чем двигает сюжет вперед. Размывает основной конфликт, точнее даже два конфликта: между Есеней и отцом (Виталий Кищенко) и между ним же и Меглиным. Превращая «Метод» из психологического триллера в череду мелких происшествий.«»

О чём сериал

Идея «Метода» и «Метода-2» довольно необычна для российского кино. Скрытый смысл сериала крутится вокруг того, что маньяк живёт в душе каждого человека. Но одни могут обуздывать свои тайные желанию, чётко проводя границу между добром и злом, а другие нет. Эти вторые считают себя избранными, по факту являясь настоящими безумцами. Они действуют по собственным принципам, веря, что находятся на стороне добра, но в реальности сеют зло.

Парадокс заключается в том, что вычислить маньяка и серийного убийцу практически невозможно. Это вполне может оказаться ваш сосед по лестничной клетке, который днём охотно играет со своими ребятишками во дворе, а ночью выходит убивать чужих детей. Понять логику поступков таких безумцев может только другой сумасшедший, который стоит у черты, но пока не переходит на сторону зла. Именно вокруг этой концепции строится сюжет сериала «Метод», которому посвящена эта рецензия.

Сериал – почти шедевр!

Вообще, об этом сериале можно написать еще много. Например, почему Меглин сразу же не рассказал Есене про мать? Да, потому что не поняла бы и отца бы возненавидела. Даже серьезно изменившись и узнав все о своем прошлом, девушка не могла понять, как можно убить, если очень сильно любишь человека? Пока сама не прошла через это. Кстати, этот момент показан в фильме как-то вскользь, хотя это очень серьезная вещь.

Ну, на этом я завершу свой отзыв, дабы не раскрыть другие не менее интересные моменты. Смотрите сериал и обязательно размышляйте. В своем роде его можно назвать шедевром, в нем очень много психологии, много объяснений, много тем для рассуждения. В общем, этот фильм стоит того, чтобы его смотреть. И возможно, очень скоро мы увидим продолжение, причем с чудесно воскресшим Меглиным.

Люди-оборотни

В каждой серии «Метода» новый маньяк со своей особенной манией. Режут, потрошат, сжигают заживо граждан, совращают и умерщвляют невинных детей… Кто есть маньяк для обычного человека? Чудовище, недостойное жить среди людей (сами-то мы нормальные!). Почему маньяки для нас особенно страшны? Потому что они нам непонятны…

Часто с виду это вполне нормальные, даже уважаемые в обществе люди: преподаватель, руководящий туристическим кружком или разъясняющий студентам психологические основы семейных отношений, известный оперный певец или даже работник правоохранительных органов. Но все они ведут двойную жизнь и в свободное от работы время заманивают, душат, насилуют, расчленяют и закапывают. Почему? Зачем?

С чего все начиналось…

Есения выпускница юридического института. Ее отец – какая-то шишка в этой сфере,  предлагает ей тепленькое место в Питере. Но девица вовсе не желает отсиживаться в кабинете. Дело в том, что много лет назад была убита ее мать. Собственно, желанием найти убийцу, и было продиктовано решение стать юристом.

А тут еще на вечеринке, посвященной окончанию института, погибает от рук маньяка ее ближайшая подруга. И прямо на месте убийства Есеня впервые видит того самого Меглина. По словам сокурсников, он очень странный тип, который не подчиняется никому, но практически всегда раскрывает преступления.

В общем, Есеня решает напроситься к нему в стажеры и, надо же, в ближайшее время встречает его в кабинете собственного отца. И Меглин без лишних слов берет ее на обучение. По странной причине отцу нашей героини это жуть как не нравится, но дочь слишком упертая, чтобы спорить с ней.

Так для Есени начинается совсем другая жизнь, наполненная страшными убийствами, кровью и маньяками. Дальше рассказывать не буду, ибо следить за тем, как трепетная барышня превращается в опытного следака не без помощи Меглина очень любопытно. К тому же периодически возникает странное ощущение, что Меглин и сам маньяк.

Кадр из сериала «Метод» (первый сезон)

Мажор (2014)

  • Жанр: криминал, драма
  • Рейтинг КиноПоиск / IMDb – 8,4 / 7,8.

«Мажор» — еще один отечественный проект с высоким рейтингом в нашем списке. У Игоря Соколовского богатый папа, а это значит, что он может не переживать о своем безбедном будущем и прожигать жизнь по полной. Став юристом на бумаге, он не работал по специальности ни дня – главное, диплом получен, остальное не для него.

Все меняется, когда во время пьяного загула Игорь устроил драку с представителем полиции. Чаша терпения Соколовского-старшего переполнилась, и он отправляет безалаберного сына работать. Теперь Игорь – «чужой среди своих». Он вынужден служить в отделении полиции, работающем по ночам, где все его считают обычным мажором. Однако, как и у героини Паулины Андреевой в «Методе», у Игоря есть своя цель, которую он хочет достичь в «органах» — найти убийцу матери.

Анатолий Сливко

В 1964 году 26-летний Сливко устроился на невинномысский завод «Азот», где организовал молодежный туристический клуб. Вскоре клуб стал пользоваться популярностью у детей, ибо Сливко обладал педагогическим талантом. Анатолий говорил негромко, но весомо, и дети его слушались. Он часто водил ребят в походы и воплощал образ мужественного защитника. Сливко ввел в клубе систему штрафных баллов. За нарушение правил клуба очки прибавляются, за добрые дела — снимаются. Ребенок, набравший 1000 отрицательных баллов, исключался из клуба. И это всегда была трагедия.

Жертвами Сливко были мальчики из его клуба. Обладая даром убеждения, он говорил им о новом «секретном задании» — поучаствовать в эксперименте, связанном с болью и съемками. Облачив ребенка в новую пионерскую форму — белую рубашку, шорты, галстук и лакированные туфли, Сливко надевал ему на шею петлю и выбивал ящик из-под ног. Бывало, что он растягивал мальчика на веревках между деревьями. Судороги ребенка маньяк снимал на кинокамеру и фиксировал время. После истечения заданного промежутка он снимал ребенка и проводил реанимационные мероприятия.

Слева: маньяк Анатолий Сливко, справа его прототип в сериале — Головко

Большинство выживало и, как правило, ничего не помнило. Другим он запрещал рассказывать об «эксперименте». Но были и такие, кого маньяку не удавалось вернуть к жизни, трупы он закапывал в лесу. Как предполагали оперативники, вешать Сливко начал в 1973 году, и всего от его рук погибло около полусотни детей. Но доказать удалось лишь семь эпизодов.

Когда в ноябре 1985 года в Невинномысске пропал очередной ребенок, друг пропавшего сказал, что тот под большим секретом поделился с ним тайной — Анатолий Емельянович берет его на секретный эксперимент. Следователь заинтересовался заслуженным учителем, хотя тот сам искал пропавшего мальчика, и в ту же ночь в помещении клуба провели обыск в присутствии Сливко.

Когда оперативник спросил, что находится за дверью в углу, Сливко равнодушно ответил, что там камерка электрика, а что в ней, он не знает. Дверь вскрыли. Там оказалась фотолаборатория Сливко, где хранились кинои фотоматериалы его «экспериментов». Они и стали главными доказательствами его преступлений. На следствии Сливко оправдывал себя тем, что в детстве в оккупации увидел, как фашисты застрелили собаку, и кровь брызнула ему на обувь. В другой раз он придумал историю, что подростком видел, как мотоцикл сбил пионера и разбил ему голову. Кровь опять попала на ботинки, и Сливко испытал яркое возбуждение.

В 1986 году Ставропольский краевой суд приговорил Сливко к расстрелу, приговор был приведен в исполнение в 1989 году в Новочеркасской тюрьме.

Липецкий Чикатило

Анатолия Седых из Липецка за манеру убивать прозвали «Липецкий Чикатило». Именно его преступления сценаристы взяли за основу одной из серий «Метода». Да и место съемок
менять не стали, оставив их в Липецке.

На путь маньяка Анатолий Седых встал в 1998 году. Убийства он совершал по нехитрой схеме. Увидев на обочине девушку, предлагал ее подвезти, а порой силой заталкивал в салон. Вывезя несчастную в безлюдное место, преступник насиловал ее, а после душил собственной одеждой — рукавами куртки, плащом, штанами. После обнаружения первых трупов, маньяк Анатолий Седых сразу попал в круг подозреваемых.

Слева: маньяк Анатолия Седых, справа его прототип из сериала Метод

Свидетели запомнили цвет его «Жигулей» и первую букву номера. Оперативники прошерстили все машины этой марки и с этой буквой в номере. Набралось около сотни, среди них и машина Седых. Однако на допросе он был спокоен, а наличие жены и двоих детей не давали повода заподозрить его в убийствах. Седых стал осторожнее, но от преступлений не отказался.

Убивая, маньяк забирал у девушек одежду, драгоценности, деньги и мобильные телефоны. Причем дважды за время следствия оперативники выходили на него из-за наличия у него аппарата жертвы. На это убийца отвечал, что купил телефон по дешевке с рук. Но главным аргументом его непричастности была ошибка экспертизы. Следы спермы на трупах эксперты относили к мужчине с 4-й группой крови, в то время как у Седых была третья.

В 2000 году машину Анатолия Седых остановил патруль Рыбнадзора. Так как рыбы у него в багажнике не было, то инспекторы только поинтересовались, почему он возит с собой женскую шубу. Седых ответил, что шуба принадлежит жене. Когда через полчаса они увидели в водоеме женский обнаженный труп, то Седых и след простыл.

Задержали отморозка случайно. Его родственник нашел в гараже мобильный телефон жертвы, и ненароком включил его. Сим-карта, поставленная на «маячок», сработала, и опера отследили нахождение аппарата. В этот раз доводы о покупке с рук не сработали. 4 июня 2008 года Анатолия Седых задержали и стали отрабатывать на причастность.

После совпадения его ДНК с ДНК насильника, он сознался в убийстве 12 девушек в возрасте до 28 лет. Суд отмерил ему пожизненный приговор. Позднее появилась информация, что в 2013 году Анатолий Седых повесился в камере. Однако это не соответствует действительности, он по-прежнему отбывает заключение.

Понять — не значит принять

Наше настоящее строится на нашем прошлом, а будущее логически проистекает из настоящего. Все имеет свою причину. Трагедии в настоящем во многом предопределены трагедиями прошлого. Задача следователей (и нас, зрителей, выступающих соучастниками расследования) — понять преступника. Но «понять» — не значит «принять». Объяснение и оправдание — разные вещи. Ничто не снимает с человека ответственность за его поступки. Каждый человек сам отвечает за свои неверные выборы — и герои фильма, и мы. Безумие — болезнь, тяжкий крест. Но обратиться за помощью к специалистам или потакать своей болезни — личный выбор каждого.

Сюжет первого сезона

Вполне естественно, что начинается сериал «Метод» с убийства. Причём не с обычной «бытовухи», а хорошо продуманного и грамотно организованного преступления. Есения Стеклова вместе с одногруппниками отмечает успешное окончание юридического ВУЗа. На вечеринке её подруге Ане незнакомец вручает колье с красиво огранёнными камнями. Девушка примеряет подарок, и защёлкнув застёжку запускает спрятанный внутри механизм. Колье сжимается, камни вонзаются в шею. Аня погибает на глазах выпускников.

На сцене клуба появляется Родион Меглин – настоящая легенда сыска, про которого говорят много, но обычно шёпотом. Он вычисляет маньяка буквально за пару минут. Им оказывается «праздничный убийца» Володя, роль которого исполнил Александр Цекало. Маньяк выдаёт себя после пары фраз, которые следователь Меглин бросает в толпу гостей клуба.

Константин Хабенский в роли Родиона Викторовича Меглина. Кадр из сериала.

Столь эффективная метода раскрытия преступлений впечатляет Есению. Девушка давно хочет разобраться в тайне смерти своей матери, поэтому через отца – старшего советника юстиции Андрея Сергеевича Стеклова (Виталий Кищенко), пробует стать стажёром Меглина. К удивлению всех, Родион соглашается взять девушку на стажировку.

Напарников отправляют в командировки по регионам центральной России, где происходят серийные убийства

Местные правоохранители оказываются бессильны, но Меглин быстро изобличает злодеев, попутно обучая Есению обращать внимание на незначительные детали. Его фраза «Что видишь?» становится своеобразным девизом первого сезона

У него есть много знакомых среди несостоявшихся маньяков, которых он удержал от перехода опасной черты. Родион называет их «наши», и вскоре Есения понимает, что она тоже одна из «наших», и именно поэтому получила стажировку.

Меглин болен, и шансов на спасение у него практически нет. За время совместной работы между ним и Есенией вспыхивает роман. С Родионом начинает вести игру таинственный убийца, который оставляет ему послания «ты меня не поймаешь». Этот маньяк орудует чужими руками, вынуждая «наших» перейти опасную черту.

Финал первого сезона «Метода» заканчивается смертью Родиона в психиатрической клинике. Его болезнь обострилась, превратив талантливого сыщика в овоща. Ранее Есения обещала держать его за руку, когда всё начнётся. Она держит своё слово и помогает Меглину уйти, всаживая нож ему в сердце. Это конец, после которого нужно думать, как жить дальше.

Кадр из сериала.

Не просто детектив

На первый взгляд, это очередной детективный сериал, к которым все давно привыкли. И снова про маньяков – а как же без них, главное ведь, чтобы пожутче было, пострашнее. И, конечно, очередной супергерой – следователь, который легко раскрывает «серии», когда другие ничего не могут сделать. Без таких гениев сейчас кино не делается, ведь про обычных полицейских смотреть неинтересно. Успеха у зрителей сериалу добавляет блестящая режиссерская работа и звездный актерский состав, в первую очередь – исполнитель главной роли звуко-зрительный актер Константин Хабенский.

Однако, «Метод» – не просто детектив. Это психологический детектив, в котором расследуется, по сути, не преступление, а его психологическая подоплека. Главный вопрос: «Почему человек совершил преступление? Что привело убийцу в эту точку?» Вот что говорят о своем фильме его создатели, совершившие дерзкую попытку проникнуть в психологию каждого преступления:

Режиссер Юрий Быков: «Для главного героя Меглина прежде всего важно, почему человек стал таким. В массовом сознании маньяки подвергаются всеобщему осуждению

Широкий зритель никогда не задается вопросом, что им может стать практически каждый. «Метод» – это история про то, почему маньяк становится маньяком».

Сценарист Олег Маловичко: «Мы вместе с Дмитрием Ивановым пытались рассказать, откуда берется зло

Важно то, что окружает человека в детстве, что на него повлияло. Это история о том, как не надо делать»

Исполнитель главной роли Константин Хабенский: «Мы не просто щекочем нервы страшными историями, а пытаемся донести до зрителей наверняка не самую для них радостную, но важную нам мысль: все эти, осторожно выражаясь, неадекватные люди, совершившие то, что совершили, – они те, мимо кого вы когда-то прошли, не попытались остановить. Это дела ваших рук

Наших с вами рук».

Продюсер Александр Цекало: «Это – прежде всего про недолюбленность. Про любовь, которой не суждено было случиться. Из детей, которых в детстве недолюбили, рождается патология».

Объяснение сюжета

Так какой у сериала «Метод» смысл?

Основная тема, которая звучит на протяжении всех серий – это тема кары, возмездия за совершенные преступления. Каждый должен отвечать за свои поступки. Но если в большинстве детективов преступников судят по закону, то здесь судьбу убийцы вершит сам следователь. Для него истина едина: «Тот, кто убил ради удовольствия, должен умереть».

Правильно это или нет, каждый для себя решает сам. Но одно верно – выбираясь на свободу, 99% маньяков продолжают убивать – и Меглин это понимает.

Основные темы сериала

Особым отличием «Метода» является первостепенность этиологии убийства. Основная причина возникновения маниакальных наклонностей — детские психологические травмы. Сериал показывает зрителю, какое влияние на становление личности ребенка может оказывать жестокое обращение родителей и сверстников, и призывает людей помнить об этом при воспитании своих детей.

Следующая тема – преодоление себя. Несмотря на сильную маниакальную страсть, Меглин отказывается от преступной жизни и становится следователем. Так его недостаток преобразуется в большое преимущество. Возникает меглинский метод, смысл которого в следовании логике маньяка при раскрытии преступлений. Родион, как никто другой, видит слабости и мотивы преступников, быстро выводит их на чистую воду.

Здесь уместна мысль Меглина «Все мы хорошие и плохие». У большинства людей есть скрытые негативные наклонности, к появлению которых приводят разные жизненные обстоятельства. Но убийцами становятся единицы.

Режиссер хочет сказать, что даже объективные причины возникновения маниакального влечения (разновозрастные психологические травмы), не могут стать оправданием убийства. Человечность и принцип «не убий» должны быть первичными.

Второстепенные темы 1 и 2 сезонов

В чем смысл 1 сезона сериала «Метод»? Помимо основных тем, в первой части освещаются проблемы:

  • ответственности перед близкими людьми, даже умершими. Есения в самом начале дает себе обещание найти убийц мамы и подруги и сдерживает его;
  • верности – Андрей Стеклов до сих пор любит свою жену и делает все возможное, чтобы память о ней не была осквернена;
  • взаимоотношений отца и дочери. Родители опекают детей из желания уберечь их от опасностей. В случае Есении ее папа предполагал также возможную наследственную предрасположенность дочери к желанию убивать. Девушка же в силу своего юного возраста не сразу оценила заботу родителя;
  • отношений мужчины и женщины. Страсть и любовь – 2 разные вещи, отличие которых четко показывает режиссер.

Смысл 2 сезона «Метода» состоит в поиске главного маньяка по кличке «ТЫ МЕНЯ НЕ ПОЙМАЕШЬ». Он постоянно вмешивается в дела следователей, помогает преступникам, обещает лишить жизней сотни людей.

Паулина Андреева (Есения)


Сериал «Метод»: актриса Паулина Андреева в роли Есении, «Россия 1» Стажером к Меглину направляют молодую выпускницу юрфака Есению Стеклову. Молодая стажерка чувствует себя неуютно, работая с нелюдимым и сложным начальником. Попав на работу к Родиону, героиня надеется на его помощь в расследовании дела об убийстве ее матери.

Роль Есении сыграла Паулина Андреева. Одна из первых ролей артистки состоялась в 2007 году в детективном сериале «Закон и порядок: Отдел оперативных расследований-2». Наиболее известные роли актрисы — певица Дина в драме Валерия Тодоровского «Оттепель», Лера в эротическом криминальном фильме «Саранча», княгиня Ирина Юсупова в биографической драме «Григорий Р.» и др. В 2021 году на экраны вышел шпионский сериал «Спящие» с Паулиной Андреевой в роли Оксаны Троицкой.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий