Вариант теста для школы
Как уже говорилось ранее, стандартный вариант может быть изменён. Незаконченные предложения для младших школьников должны звучать максимально упрощённо. Вот пример, какими они могут быть: «В учёбе я вижу…», «В школе я…», «Наш класс…», «Мои одноклассники…». Эти незаконченные предложения для школьников понятны и просты. Но, исходя из их ответов, можно понять личностную специфику каждого.
Допустим, школьник продолжил указанные выше фразы так: «В учёбе я вижу возможность получить новые знания. В школе я слушаю учителя и стараюсь делать задания. Наш класс не очень хороший. Мои одноклассники надо мной любят смеяться». Что ж, эти ответы позволяют понять – ребёнку нравится ходить на учёбу, так как он видит в этом возможность самосовершенствования и развития своих способностей. Но характером сложившихся с одноклассниками отношений он не доволен. Возможен и чувство неполноценности.
Плюсы и минусы
Методика незаконченных предложений имеет свои достоинства:
Однако существуют свои недостатки:
Методика прерванных предложений является старым и проверенным способом составления психологического портрета личности, а также особенностей его взаимоотношений с окружающими и с окружающей обстановкой.
Она успешно используется в различных сферах: науке, профессиональной деятельности, учебе, терапии отклонений. Эта методика может применяться как у детей, так и у взрослых. Однако детский вариант имеет свои особенности в применении.
Результаты этого способа исследования являются точной характеристикой личности, но должны оцениваться вместе с другими способами психологического обследования человека.
О том, как проводится методика «,Закончи предложение»,, вы можете узнать из видео:
Процедура проведения обследования
Инструкция, независимо от варианта методики «Незавершенные предложения», не раскрывает испытуемому истинную цель исследования. Мотивировкой становится изучение или тренировка памяти, внимания. Перед испытуемым ставят задачу работать как можно быстрее, завершать начало предложений, не особенно раздумывая, первым, что приходит в голову.
Порядок проведения: при письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения — свой ответ; при использовании бланка — ответ пишется прямо на бланке около соответствующего начала предложения.
При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона. Второе предпочтительнее, так как позволяет наблюдать за всей ситуацией тестирования в целом.
Вариант теста для школы
Как уже говорилось ранее, стандартный вариант может быть изменён. Незаконченные предложения для младших школьников должны звучать максимально упрощённо. Вот пример, какими они могут быть: «В учёбе я вижу…», «В школе я…», «Наш класс…», «Мои одноклассники…». Эти незаконченные предложения для школьников понятны и просты. Но, исходя из их ответов, можно понять личностную специфику каждого.
Допустим, школьник продолжил указанные выше фразы так: «В учёбе я вижу возможность получить новые знания. В школе я слушаю учителя и стараюсь делать задания. Наш класс не очень хороший. Мои одноклассники надо мной любят смеяться». Что ж, эти ответы позволяют понять – ребёнку нравится ходить на учёбу, так как он видит в этом возможность самосовершенствования и развития своих способностей. Но характером сложившихся с одноклассниками отношений он не доволен. Возможен дефицит общения и чувство неполноценности.
Принципы методики
В основе теста «Незаконченные предложения» лежит концепция свободных ассоциаций. Именно она позволяет выявить проблемы межличностного и индивидуального характера, определить внутренние переживания человека, его склонности к болезням, имеющим отношения к нервным расстройствам. А тест сам по себе не представляет никакой сложности. С ним справится даже ребёнок дошкольного возраста. Его можно даже назвать интересным.
Как его проводят? Респонденту выдают бланк с незаконченными предложениями. Стандартно их 60, но может быть и другое количество, если тест составляется индивидуально для какой-либо группы людей или одного человека.
Все незаконченные предложения связаны с определёнными жизненными аспектами, которых всего 15. Это отношение к себе, к прошлому, будущему, подчинённым, друзьям, отцу, матери, семье, вышестоящим лицам, коллегам и представителям противоположного пола. Также к аспектам относится чувство вины, тревоги (страхи), цели, а также интимные отношения.
Если брать стандартный тест, то на каждую «категорию» приходится по четыре незаконченных предложения. И человек, которому предлагается его пройти, должен дополнить начатые фразы в свободной форме и максимально быстро, почти не задумываясь и ориентируясь лишь на свои эмоции и чувства.
Опросник Rayne-Ronde
- Моя специальность…
- Моя семья…
- Боюсь…
- Деньги…
- Моя мечта…
- Работа…
- Мои сны…
- Бороться…
- Больше всего люблю…
- Дома…
- Моя голова…
- Дети…
- Меня беспокоит…
- Смерть…
- Мой вид…
- Друзья…
- Если б я мог…
- Мои планы…
- Скрываю…
- Когда мыслю…
Гораздо более широко распространенным является вариант Saks-Sidney, адаптированный в лаборатории медицинской психологии Ленинградского НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева. Он состоит из 64 незавершенных предложений с более структурированным и детерминирующим реакцию началом. Они делятся на 16 групп по 4 предложения; каждая из этих групп соответствует определенной сфере отношений человека — к самому себе, к другим людям и т. п.
Первая, начальная часть предложения указывает сферу или объект отношения; завершая его, испытуемый выражает имеющееся у него отношение. Например, предложение, соответствующее сфере отношение к будущему, начинается: «Будущее кажется мне…»; соответствующее сфере отношение к подчиненным — «Если кто-нибудь работает под моим руководством…»; соответствующее сфере отношение к матери — «Моя мать…».
“Незаконченные предложения” тест Сакса-Леви
Метод незаконченных предложений применяется в экспериментально-психологической практике давно. Существует множество вариантов. Мы предлагаем вариант этого метода, разработанный Л. Саксом и В. Леви. Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели. Тестирование (без обработки) занимает от 20 мин до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого_
Инструкция “На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами”.
Бланк теста
- Думаю, что мой отец редко
- Если все против меня, то
- Я всегда хотел
- Если бы я занимал руководящий пост
- Будущее кажется мне
- Мое начальство
- Знаю, что глупо, но боюсь
- Думаю, что настоящий друг
- Когда я был ребенком
- Идеалом женщины (мужчины) для меня является
- Когда я вижу женщину рядом с мужчиной
- По сравнению с большинством других семей моя семья
- Лучше всего мне работается с
- Моя мать и я
- Сделал бы все, чтобы забыть
- Если бы мой отец только захотел
- Думаю, что я достаточно способен, чтобы
- Я мог бы быть очень счастливым, если бы
- Если кто-нибудь работает под моим руководством
- Надеюсь на
- В школе мои учителя
- Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь
- Не люблю людей, которые
- Когда-то
- Считаю, что большинство юношей (девушек)
- Супружеская жизнь кажется мне
- Моя семья обращается со мной, как с
- Люди, с которыми я работаю
- Моя мать
- Моей самой большой ошибкой было
- Я хотел бы, чтобы мой отец
- Моя наибольшая слабость заключается в том
- Моим скрытым желанием в жизни
- Мои подчиненные
- Наступит тот день, когда
- Когда ко мне приближается мой начальник
- Хотелось бы мне перестать бояться
- Больше всех люблю тех людей, которые
- Если бы я снова стал молодым
- Считаю, что большинство женщин (мужчин)
- Если бы у меня была нормальная половая жизнь
- Большинство известных мне семей
- Люблю работать с людьми, которые
- Считаю, что большинство матерей
- Когда я был молодым, то чувствовал вину, если
- Думаю, что мой отец
- Когда мне не везет, я
- Больше всего в жизни я хотел бы
- Когда я даю другим поручение
- Когда буду старым
- Люди, превосходство которых над собой я признаю
- Мои опасения не раз заставляли меня
- Когда меня нет, мои друзья
- Моим самым живым воспоминанием детства является
- Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)
- Моя половая жизнь
- Когда я был ребенком, моя семья
- Люди, которые работают со мной
- Я люблю свою мать, но
- Самое худшее, что мне случилось совершить, это
Обработка и интерпретация результатов Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Примеры предложений и варианты ответов с оценкой:
Большинство известных сне семей: 1) несчастливые, недружелюбные 2) нервные, не очень дружелюбные 3) все одинаковы Будущее кажется мне: 1) мрачным, плохим, странным 2) туманным, неприглядным 3) неясным, неизвестным | -2-10 -2-10 |
Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений
Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений
№ | Группы предложений | № заданий | |||
1 23456789101112131415 | Отношение к отцуОтношение к себеНереализованные возможностиОтношение к подчиненнымОтношение к будущемуОтношение к вышестоящим лицамСтрахи и опасенияОтношение к друзьямОтношение к своему прошломуОтношение к лицам противоположного полаСексуальные отношениеОтношения к семьеОтношение к сотрудникамОтношение к материЧувство вины | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 | 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 | 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 | 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 |
Исследованию методом “незаконченные предложения” должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.
История создания
Тест незаконченных предложения Сакса (Sacks sentence completion test, SSCT) был разработан Джозефом М. Саксом в 1950г. Создание теста осуществлялась следующим образом: 20 клинических психологов попросили предложить на рассмотрение по три пункта на завершение предложений, имеющих целью выявить значимые установки по каждой из указанных категорий. К ним были добавлены пункты, отобранные из литературы по завершению предложений. Таким образом, было получено 280 пунктов. Их распределили в количестве от 14 до 28 на категорию. Например, 19 пунктов относились к категории установки к матери, 22 — к категории установки к отцу и так далее. Затем 20 психологов попросили выбрать в каждой категории четыре пункта, которые, на их взгляд, лучше всего подходят для выявления значимых установок в этой категории. Пункты, выбираемые наиболее часто, вошли в тест.
Методика «незаконченных предложений» является вариацией техники словесных ассоциаций. SSCT добился того, что он уменьшает количество ассоциаций, вызываемых отдельным словом, дает возможность лучше определять контекст, проникать в тон, качество установок и специфические объекты или области внимания, он предоставляет большую свободу индивиду и большую вариативность ответов и отражает большую площадь поведенческого мира респондента.
если кто нибудь работает под моим руководством то
Категория: Руководства
Описание
Незаконченные предложения
Главная » Незаконченные предложения
Незаконченные предложения (тест Сакса-Леви)
Метод незаконченных предложений применяется в экспериментально-психологической практике давно. Существует множество вариантов.
Мы предлагаем вариант этого метода, разработанный Л. Саксом и В. Леви. Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.
Тестирование (без обработки) занимает от 20 мин до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого_
Инструкция “На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами”.
- 1.Думаю, что мой отец редко
- 2.Если все против меня, то
- 3.Я всегда хотел
- 4.Если бы я занимал руководящий пост
- 5.Будущее кажется мне
- 6.Мое начальство
- 7.Знаю, что глупо, но боюсь
- 8.Думаю, что настоящий друг
- 9.Когда я был ребенком
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является
11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной
12. По сравнению с большинством других семей моя семья
13. Лучше всего мне работается с
14. Моя мать и я
15. Сделал бы все, чтобы забыть
16. Если бы мой отец только захотел
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы
19. Если кто-нибудь работает под моим руководством
21. В школе мои учителя
22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь
23. Не люблю людей, которые
25. Считаю, что большинство юношей (девушек)
26. Супружеская жизнь кажется мне
27. Моя семья обращается со мной, как с
28. Люди, с которыми я работаю
30. Моей самой большой ошибкой было
31. Я хотел бы, чтобы мой отец
32. Моя наибольшая слабость заключается в том
33. Моим скрытым желанием в жизни
34. Мои подчиненные
35. Наступит тот день, когда
36. Когда ко мне приближается мой начальник
37. Хотелось бы мне перестать бояться
38. Больше всех люблю тех людей, которые
39. Если бы я снова стал молодым
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)
41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь
42. Большинство известных мне семей
43. Люблю работать с людьми, которые
44. Считаю, что большинство матерей
45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если
46. Думаю, что мой отец
47. Когда мне не везет, я
48. Больше всего в жизни я хотел бы
49. Когда я даю другим поручение
50. Когда буду старым
51. Люди, превосходство которых над собой я признаю
52. Мои опасения не раз заставляли меня
53. Когда меня нет, мои друзья
54. Моим самым живым воспоминанием детства является
55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)
56. Моя половая жизнь
57. Когда я был ребенком, моя семья
58. Люди, которые работают со мной
59. Я люблю свою мать, но
60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это
Обработка и интерпретация результатов
Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.
Примеры предложений и варианты ответов с оценкой:
Большинство известных сне семей: 1) несчастливые, недружелюбные 2) нервные, не очень дружелюбные 3) все одинаковы Будущее кажется мне: 1) мрачным, плохим, странным 2) туманным, неприглядным 3) неясным, неизвестным
Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений
Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений
Как появилась методика Сакса-Леви и в чем заключается суть теста
Тест незаконченных предложений создали Джозеф Сакс и Сидней Леви в 1950 году. В английском варианте метод называется SSCT (Sack’s Sentence Completion Test). Благодаря тесту становится возможным определение характера взаимоотношений человека с окружающим миром (семьей, партнерами, коллегами, начальством, подчиненными, друзьями и т.д.) и самим собой, выявление поведенческих особенностей индивида.
Данная методика является вариантом техники словесных ассоциаций, но уменьшает количество самих ассоциаций, давая возможность качественнее определять тон, контекст, качество установок, специфические области внимания или объекты, отражая общую площадь поведенческого мира тестируемого.
«Изначально МЕТОД использовали в работе с учениками старших классов и взрослыми, но сейчас широко применяют и в повседневной практике в работе с детьми дошкольного возраста…»
Анкету адаптируют для детей, добавляя или убирая вопросы. Метод актуален в клинической психологии, реабилитационных мероприятиях.
Данная проективная психологическая методика относится к аддитивным. Ее суть заключается в 60 незаконченных предложениях, которые поделены на 15 основных групп (но в процессе выполнения теста вы не видите разбивку по группам). Тестируемому нужно закончить предложения так, как кажется верным в данный конкретный момент – без длительных раздумий и невнятных описаний.
Каждая из групп характеризует систему отношений в семье человека, его отношения с представителями противоположного и своего пола, родителями, особенности интимной близости, взаимодействие с подчиненными, коллегам, вышестоящим руководством. Отдельные группы демонстрируют испытываемые тестируемым опасения и страхи, чувство вины, деструктивные эмоции, отношение к прошлому и будущему, жизненные цели и стремления, достижения и ошибки.
«Каждая ГРУППА ПРЕДЛОЖЕНИЙ характеризуется по одному и тому же принципу – система определяется как положительная, безразличная, отрицательная»
Это дает возможность выявить у тестируемого больные места, определить точки для работы, найти дисгармоничные системы отношения и действовать в этом поле. Актуально, на моя взгляд, как для психолога в работе с пациентами, так и для неспециалиста для личного самосовершенствования.
Результаты теста Сакса-Леви позволяют составлять психологический портрет человека, выявлять положительные, нейтральные, отрицательные установки в разных сферах личной и общественной жизни, взаимодействии с собой и миром. Тест дает возможность выявлять психические расстройства.
Так, в советской патопсихологии эту методику использовал Г.Г
Румянцев, который продемонстрировал ее важное значение для реабилитационных мероприятий и утверждал, что тест дает возможность определять характеристики, свойственные больным шизофренией
Это интересно: Муж изменил с подругой — объясняем детально
Описание
Методика незаконченных предложений относится к группе методик дополнения, поскольку человеку предлагается закончить или дополнить имеющуюся информацию.
При этом она также является аддитивной и проективной, что означает наличие различных вариантов развития событий, которые моделируются исследователем.
Испытуемый при этом выбирает свой «,проект»,, добавляя в него завершение предложения.
Проективная методика помогает:
Область применения методики очень широка: от психологических исследований до методов терапии в психологии.
Однако чаще всего эту методику используют при:
5 неудобных вопросов для последнего этапа отбора
Назовите три негативных качества, которые, по мнению кого-то из ваших близких, вы имеете
Вопрос на самом деле для кандидата довольно сложный. Но при этом вы получите полезный ответ — здесь ничего кроме правды быть не может. Вы запустите у кандидата такой механизм под названием «какие у меня реально есть бесполезные, вредящие мне качества?». Нужно внимательно отнестись к тому, что ответит кандидат. Сразу скажите, что хотите услышать нечто близкое к истине и ответы вроде «мама говорит, что я перфекционист» не подойдут. Если с первого раза у кандидата не получается найти ответ, попросите его подумать ещё. Из-за чего на него злятся друзья? Что раздражает его вторую половину? Перечислив свои реальные недостатки он поможет и себе, и вам. Ведь вы уже близки к тому, чтобы сделать ему оффер и вам нужно знать друг о друге достаточно.
Бонус: можете рассказать ему о каких-то реальных кейсах, когда ответ на вопрос помогал быстрее адаптироваться или найти наиболее удобный режим работы, а может быть вы поделитесь какими-то честными правилами работы в компании и тем, что лежит за глянцевыми утверждениями и ценностями?
Сложите две дроби
Хотите проверить скорость реакции без IQ-теста? Это самый простой способ. Предложите кандидату сложить 2/3 и 5/8. Причём не давайте никаких условий — если ему хочется загуглить, посчитать на калькуляторе — пусть. Главное, как он отреагирует на такого рода задачу и что начнет делать. Запаниковал ли ваш кандидат? Начал ли судорожно моргать и говорить, что не ожидал таких вопросов? Если день в вашей компании выглядит как бесконечное сложение дробей, вы должны видеть реакцию.
Оцените свои навыки по шкале от 1 до 10
Снова вопрос, который заставляет кандидата трезво оценить свои навыки преувеличения собственных качеств. Если здесь кто-то оценивает свою коммуникабельность на 10, то пора бить тревогу. Вообще любая 10-ка заслуживает ещё нескольких неудобных вопросов о том, почему кандидат так уверен в том, что гениально владеет навыком. Неужели ему некуда стремиться? Это касается и кандидатов, которые реально себя не очень ценят — скажем, если он всё оценил как «средне» (5-6), то либо речь идёт о сильно неуверенном в себе человеке, или о том, кто действительно пока ничего не умеет. Постарайтесь добиться объективного ответа с аргументами. И понять, как, по мнению вашего кандидата, выглядит та точка, после которой развивать навык уже не имеет смысла.
«Я владею навыками нетворкинга на 7, так как мне не составляет труда заводить деловые знакомства, но при этом я не готов подойти к человеку, который достиг более высокого статуса и просто завести с ним беседу».
«Я организован на 8, так как почти никогда не опаздываю, знаю, чего стоит просроченный дедлайн, но также я знаю, что существуют факторы, которые могут повлиять на время моей работы. И иногда я выбиваюсь из графика, задерживаюсь на работе»
Продолжите фразу «Большинство людей, которых я встречаю…»
Поверьте, очень многие кандидаты ответят «интересные». Большинство людей, которых я встречаю… интересные. И это значит, что они их для себя никак не идентифицируют. Не хочется вешать ярлыки — и вопрос не про это — но мы все должны уметь как-то находить определения для событий, происходящих вокруг нас, для людей, которые появляются рядом. Так что ваша задача — направить кандидата, чтобы он смог ответить, каковы же его коллеги, друзья, новые знакомые? Умны, целеустремлённы, может в хорошем смысле это просто сумасшедшие люди?
Не могли бы вы назвать имя человека, с которым вы тесно общались на предыдущем месте работы?
И вновь вопрос ради реакции, а не ради ответа. Если кандидат сразу смог ответить, немного рассказать о том, кто же этот человек и что его с ним связывает — зелёный свет, если он замялся, сказал, что ему не хочется делиться — красный. Это реальный показатель того, насколько умело он выстраивает отношения с коллегами и может ли поддерживать связь. Нетворкинг нетворкингом, но если он не может красиво уходить или не считает нужным это делать — это плохой знак.
Критика
Тест незаконченное предложение Сакса-Леви, в основе которого лежит концепция проективных методик и методе свободных ассоциаций, широко используется в клинической и повседневной практике и, по мнению многих исследователей и экспертов, является эффективным средством для выявления проблем индивидуального и межличностного характера, внутренних переживаний, а также склонности к болезням, связанным с нервным расстройством. Однако у метода есть ряд недостатков.
Алексей Пахомов, кандидат психологических наук и преподаватель РУДН, в работе “Методика “незаконченные предложения” Сакса-Леви как учебное пособие” обозначил ряд негативных сторон теста . Во-первых, неоднозначные формулировки некоторых из вопросов теста могут подтолкнуть респондента к использованию не конкретных личностных установок и категорий, а абстрактных понятий, имен и фамилий знакомых ему людей, клише и устойчивых речевых форм, фактической информации – всего, что затрудняет последующий анализ ответов и составление психологического портрета испытуемого. Во-вторых, необходимо максимально адаптировать тест под конкретные категории респондентов для более полного понимания ими формулировок, а следовательно – для более глубоких и честных ответов. В-третьих, по законам психометрии каждый из 15-и секторов должны иллюстрировать 9 незаконченных предложений, а не 4. В противном случае полученный характер (положительное, отрицательное и нейтральное отношение) установок по секторам оказывается недоработанным.
Обработка и интерпретация результатов
Как уже было сказано выше, 60 утверждений методик распределяются по 15 категориям.
Ключ
№ | Группы предложений | NN заданий | |||
---|---|---|---|---|---|
1 | Отношение к отцу | 1 | 16 | 31 | 46 |
2 | Отношение к себе | 2 | 17 | 32 | 47 |
3 | Нереализованные возможности | 3 | 18 | 33 | 48 |
4 | Отношение к подчиненным | 4 | 19 | 34 | 49 |
5 | Отношение к будущему | 5 | 20 | 35 | 50 |
6 | Отношение к вышестоящим лицам | 6 | 21 | 36 | 51 |
7 | Страхи и опасения | 7 | 22 | 37 | 52 |
8 | Отношение к друзьям | 8 | 23 | 38 | 53 |
9 | Отношение к своему прошлому | 9 | 24 | 39 | 54 |
10 | Отношение к лицам противоположного пола | 10 | 25 | 40 | 55 |
11 | Сексуальные отношение | 11 | 26 | 41 | 56 |
12 | Отношения к семье | 12 | 27 | 42 | 57 |
13 | Отношение к сотрудникам | 13 | 28 | 43 | 58 |
14 | Отношение к матери | 14 | 29 | 44 | 59 |
15 | Чувство вины | 15 | 30 | 45 | 60 |
Количественная анализ
Количественный анализ предполагает предварительную экспертную оценку эмоциональной насыщенности каждого предложения. Для оценки ответов испытуемого предлагается следующая шкала:
- “+2” – максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении;
- “+1” – положительное отношение;
- “0” – нейтральное отношение к тому, о чем идет речь, отсутствие выраженности каких-либо эмоций;
- “-1” – отрицательное отношение;
- “-2″ – максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении”.
Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от “+8” до “-8”, может быть нулевой. Всего таких показателей 15, в соответствии с количеством сфер.
Пример. Отношение к семье – утверждения 12, 26, 42, 57.
Ответы испытуемого и их экспертная оценка:
- (12) По сравнению с большинством других семей, моя семья … достаточно крепкая (оценка +2 – положительная эмоциональная нагрузка) .
- (26) Моя семья обращается со мной, как с … взрослым человеком достаточно часто (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная эмоциональная нагрузка).
- (42) Большинство известных мне семей … нередко ограничивают свободу своих детей (оценка –1 – скорее отрицательная, чем положительная эмоциональная нагрузка).
- (57) Когда я был ребенком моя семья … прислушивалась к моему мнению (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная).
Таким образом сумма баллов по шкале “Отношение к семье” составит: +2+1-1+1=+3
В результате тестирования определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания).
Качественный анализ
Качественный (содержательный) анализ проводится, прежде, всего, для выявления возможных причин сфер, имеющих отрицательные индексы по результатам количественной оценки и зависит от целей исследования.
Одним из методов, применяемых при качественном анализе ответов тематических групп, является контент-анализ.