Занятия в старшей группе ДОУ по росписи кувшинчиков

Подготовка к занятию

Важная часть любого занятия по ИЗО — подготовка. Прежде всего для росписи понадобится основа. На самом первом занятии педагог может предложить детям просто листы белой бумаги (стандартная форма А5), квадраты (вырезаны из формата А4 либо меньшего размера) либо полоски (половинка листа А4, но только он разрезается вдоль).

На первом занятии в старшей группе ребята могут освоить простой орнамент на полоске

На последующих занятиях ребятам уже предлагается основа в виде какого-то предмета кухонной утвари: доска, ваза, блюдо, тарелка, бокал, чаша, ложка и пр.

Основа может быть в виде предмета посуды и вовсе не обязательно белого цвета

При этом желательно затонировать бумагу в какой-то цвет. Традиционно воспитатели выбирают жёлтый, однако гораздо лучше будет окрасить основу под дерево, подобрав соответствующую краску или же смешав жёлтый цвет с коричневым (поэкспериментировать на палитре).

Очень реалисто будет смотреться основа, тонированная под дерево

Для работы понадобятся краски и кисти. Для городецкой росписи гуашь подойдёт гораздо лучше акварели: изображение получится ярким и насыщенным. Кисти же должны быть разной толщины — для прорисовки крупных и мелких элементов узора.

Для творчества понадобится гуашь и кисти разной толщины

Предварительный просмотр:

Тема: «Посуда»

«Тарелки»

Рисование: карандаши.

Формировать умение рисовать круги, ориентируясь на опору в виде круглого листа бумаги

Побуждать детей оказывать помощь тем, кто в ней нуждается

Материал:

Цветные карандаши

Бумажные круги 6-8 см в диаметре

Ход занятия:

Проблемная ситуация

Сегодня по дороге в детский сад я встретила двух собачек, они радовались, что пойдут в гости к знакомым зайчатам.

А вы, ребята, любите ходить в гости?

В это время раздается телефонный звонок, воспитатель берет трубку:

Алло! Я слушаю. Это зайчата? Да, мы уже знаем. что у вас будут гости. Что вы говорите? И все разбились? Ах, как, жалко! Красивые были тарелки. Да ничего, не беспокойтесь, мы вам поможем.

Воспитатель обращается к детям.

Ребята! У зайчат неприятность. Они хотели накрыть на стол, но поднос с тарелками упал, и все тарелки разбились. Теперь они не знают, во что положить угощенье для гостей.

Воспитатель предлагает детям сделать тарелки. Получив согласие, раздает бумажные круги, предлагает, для того чтобы тарелки были красивыми,

Научить украшать их полосками

Целесообразно рассмотреть с детьми несколько тарелок, украшенных разным узором, обратить внимание детей на расположение узора. После того как дети выполнят работу, воспитатель от имени зайчиков просит рассказать, у кого какая тарелка.

Затем зайчата просят детей помочь им нарядиться: помыть лицо и руки, сходить в парикмахерскую- сделать прическу, повязать бантики. Прощаясь. зайчата целуют детей и благодарят за тарелки.

По мнению психологов, при восприятии предмета ребенком ключевым признаком является форма, с помощью которой он выделяет объект среди прочих других. В этом плане очевидна польза предметного рисования, которое подразумевает собой тема «Посуда». Однако данная тематика интересна тем, что позволяет сделать акцент и на другом виде рисования – декоративная роспись, которая развивает творческую фантазию и воспитывает у дошкольников средней группы чувство прекрасного.

Гжель. Рисование – Мастер-класс по росписи подсвечника по мотивам гжельской росписи

Публикация «Мастер-класс по росписи подсвечника по мотивам гжельской…» Для работы нам понадобятся следующие материалы: краски – гуашь, 2 кисти разной толщины, стакан для воды – непроливайка, быстросохнущий бесцветный лак и кисть для лака. Представляю вам мастер-класс по росписи подсвечника по мотивам гжельской росписи: 1. Зачистить подсвечник…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Гжель» «Сказочная Гжель» для детей старшей группы Цель: Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством «Гжель», способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. Формировать практические умения и навыки рисования…

Технологическая карта НОД по рисованию «Знакомство с искусством гжельской росписи» (подготовительная группа) ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД Рисование Тема: «Знакомство с искусством гжельской росписи» Автор-разработчик: Мангеровская Е.О, воспитатель ГБДОУ детского сада № 71 Приморского района Санкт-Петербурга Возрастная адресованность: подготовительная группа детского сада. Длительность…

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Гжель — сказочная роспись» Цели: – проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности; – продолжать совершенствовать технику выполнения гжельского узора; – закреплять знания детей о процессе изготовления гжельских изделий и…

Гжель. Рисование – Мастер-класс по рисованию «Птица в технике «гжель»

Фотоотчет занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Гжельская роспись» Сегодня мы знакомились с красотой и своеобразием гжельской росписи. Рассмотрев изделия гжельских мастеров, мы решили с детками создать свои неповторимые гжелевские тарелочки. Посмотрите, всего несколько, еще неумелых штрихов кистью начинающих “художников”, а уже у каждого…

Непосредственно-образовательная деятельность по декоративно-прикладному рисованию на тему «Гжель» Художественная деятельность. Тема: Гжель. Сказочная гжель. Задачи: 1.Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством «Гжель», способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. 2.Стимулировать стремление своими руками создавать красоту, при этом использовать…

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Знакомство с гжельской росписью» Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему: «Знакомство с гжельской росписью» составила педагог Сизова В. Ж. Программные задачи. Образовательная: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи….

Страницы: …

Рубрики

  • А что дальше?!
  • Аннотированный каталог
  • Без рубрики
  • Вебинары
  • Воспитатели Оренбуржья
  • Диссеминация опыта
  • Дистанционное обучение
  • Желаю чтения доброго
  • Инновации в системе дошкольного образования
  • Образовательные области по ФГОС

    • Познавательное и речевое развитие
    • Социально-коммуникативное развитие
    • Физическое развитие
    • Художественно-эстетическое развитие
  • Статьи по дошкольному образованию
  • Страничка логопеда
  • Страничка психолога
  • Творчество наших воспитателей

    • Конспекты и сценарии
    • Консультации для родителей
    • Методические разработки
    • Презентации и видеозаписи
    • Программы
    • Публикации
  • Фильм, фильм, фильм
  • Что делать?
  • Это реклама

Конспект занятия «Роспись кувшинчиков»: рисование, старшая группа

В.: У всех у вас есть дома посуда, здесь в детсаду вы тоже кушаете из посуды. А из чего сделана она?

Д.: Из стекла, из пластика.

В.: А какая еще бывает посуда?

Д.: Из дерева, глины, фарфора.

В.: Да, давно на Руси начали делать посуду из глины и дерева. Со временем форма посуды менялась, ее чем-то украшали. И появились мастера, которые расписывали посуду разными красками.

В одной деревне Нижегородской губернии иконописцы начали расписывать посуду красками. Краски у них были яркие: желтые и красные. И от их живописи и пошла роспись под названием хохлома.

Со временем купцы стали возить их изделия на ярмарки, и все на Руси и за границей узнали, что есть такая красочная посуда.

Хохлома

А в другом уезде в Гжельской волости немного позже построили заводы по производству фарфора. Эту посуду стали расписывать по моде голландских изразцов в бело-синие цвета. И эта посуда тоже всем пришлась по душе. На ней изображались сюжеты из сказок, красивые зимние узоры.

Далее воспитатель может зачитать стихи и загадки про эти виды росписи, а дети должны их отгадать.

После этого открывается закрытая до этого выставка посуды (или открываются картинки на доске с разной посудой).

В.: Сегодня у нас целая выставка посуды. Давайте посмотрим на нее и выберем, какой из предметов к какому стилю относится.

Обратите внимание! Можно сделать два стола, разделить детей на команды, чтобы они рассортировали посуду по видам росписи. Ученики по очереди показывают, какая посуда как называется, рассказывают, почему они так решили, что именно изображено на предметах

Ученики по очереди показывают, какая посуда как называется, рассказывают, почему они так решили, что именно изображено на предметах.

Гжель

Стоит обращать внимание учеников на разницу в цвете и техники росписи. На примере можно показать, как нужно наносить краску, чтобы получить разные оттенки, рисуя одним цветом, рассказать, как завитки пересекаются в каких узорах, какие ягоды и цветы используются для рисунков, продемонстрировать, что ягоды и в синем цвете могут выглядеть очень красиво и привлекательно

Обязательно стоит обратить внимание, что зеленый цвет используется в небольших количествах. Показать, что фон у одной из техник всегда желтый, а у другой — белый.

В.: А теперь давайте попробуем себя в роли мастеров по росписи посуды. Возьмите каждый по кувшину, и начнем из разрисовывать по трафарету. Сначала мы нарисуем центральный лепесток, потом по краям добавим маленькие лепестки. На кувшинчиках в хохломском стиле не забываем про золотой фон на рисунке. Используем кружочки, линии, точки, розочки, прямые и волнистые линии, толстые и тонкие полосы.

К сведению! Далее дети самостоятельно разрисовывают кувшинчики. За образец можно взять любой предмет с выставки посуды. Каждый воспитанник рисует сам в выбранной им технике.

Важно! Стоит обратить внимание каждого на цвете выбранного стиля росписи и напомнить про преобладающие в каждой технике оттенки: синий или красный с желтым

Сравнение стилей

Кроме этого, воспитатель должен помнить, что на золотом фоне листочки всегда зеленого цвета, а ягоды красные. Цвет можно регулировать водой. Учитель должен показать, как регулировать яркость синей краски на белом фоне.

Обратите внимание! Каждому ребенку нужно показать, как нажимом кисти можно регулировать яркость цветов, каким образом одной кистью наносить тонкие и толстые линии. Можно предложить ватные палочки для нанесения красивых пушистых кружков

Обязательно проконтролировать, что каждый ученик понял разницу в техниках.

После того как все ребята закончили работу, нужно развесить их картинки в группе, чтобы родители вечером посмотрели, какие красивые кувшинчики у них получились.

Вот так, легко и интересно можно провести очередной урок рисования. Дети по достоинству отметят старания воспитателя, а родители воспитанников — своих малышей.

Место темы «Посуда» в картотеке занятий по рисованию в средней группе ДОУ. Конкретные варианты композиций в рамках темы

Занятие по теме «Посуда» в средней группе можно проводить на различных этапах обучения.
Оно может быть приурочено к соответствующей теме по познанию окружающего мира либо предлагаться после прочтения сказки или рассказа подобной тематики (например, Корней Чуковский «Федорино горе»).

Другой вариант – закреплять таким образом навыки декоративной росписи по мотивам народного декоративно-прикладного творчества (дымка, гжель, хохлома).

Интересное решение – сделать подарок на тему «Посуда» для мам и бабушек в преддверие праздника 8 Марта (например, расписать красивый кувшинчик или чайную пару).

В средней группе дети уже могут самостоятельно нарисовать тарелку (закрепив таким образом представление о круглых формах), чашку, чайную пару, простой кувшинчик.

Композицию можно разнообразить, предложив дошкольника изобразить не просто тарелочку, а вместе с овощами, фруктами или ягодами. Как вариант – тарелка с кусочком пиццы на ней. Оригинальная работа – дополнить шаблон банки консервированными овощами или фруктами.

Данная тематика позволяет организовывать и коллективные работы, которые обычно нравятся дошкольникам.
Например, воспитатель рисует на листе ватмана чайник (либо приклеивает его изображение), а детям предлагается раскрасить шаблоны чашек, причем в таком же стиле, что и чайник. В конце занятия все они прикрепляются рядом с чайником – получается чайный сервиз.

Архивы

  • Сентябрь 2022 (1)
  • Ноябрь 2020 (2)
  • Октябрь 2020 (1)
  • Май 2020 (1)
  • Апрель 2020 (3)
  • Март 2020 (2)
  • Январь 2020 (2)
  • Сентябрь 2019 (1)
  • Апрель 2019 (1)
  • Февраль 2019 (1)
  • Январь 2019 (1)
  • Сентябрь 2018 (10)
  • Август 2018 (1)
  • Июль 2018 (1)
  • Апрель 2018 (1)
  • Март 2018 (28)
  • Февраль 2018 (7)
  • Январь 2018 (14)
  • Декабрь 2017 (6)
  • Август 2017 (3)
  • Июль 2017 (1)
  • Июнь 2017 (1)
  • Май 2017 (1)
  • Январь 2017 (21)
  • Декабрь 2016 (16)
  • Ноябрь 2016 (20)
  • Октябрь 2016 (1)
  • Сентябрь 2016 (14)
  • Июль 2016 (20)
  • Июнь 2016 (30)
  • Май 2016 (6)
  • Апрель 2016 (13)
  • Январь 2016 (12)
  • Декабрь 2015 (11)
  • Ноябрь 2015 (8)
  • Октябрь 2015 (4)
  • Сентябрь 2015 (8)
  • Август 2015 (1)
  • Июль 2015 (4)
  • Июнь 2015 (7)
  • Май 2015 (21)
  • Апрель 2015 (2)
  • Март 2015 (4)
  • Февраль 2015 (3)
  • Январь 2015 (24)
  • Декабрь 2014 (31)
  • Ноябрь 2014 (30)
  • Октябрь 2014 (31)
  • Сентябрь 2014 (30)
  • Август 2014 (31)
  • Июль 2014 (31)
  • Июнь 2014 (30)
  • Май 2014 (31)
  • Апрель 2014 (30)
  • Март 2014 (31)
  • Февраль 2014 (28)
  • Январь 2014 (31)
  • Декабрь 2013 (31)
  • Ноябрь 2013 (30)
  • Октябрь 2013 (31)
  • Сентябрь 2013 (30)
  • Август 2013 (31)
  • Июль 2013 (31)
  • Июнь 2013 (30)
  • Май 2013 (31)
  • Апрель 2013 (30)
  • Март 2013 (32)
  • Февраль 2013 (28)
  • Январь 2013 (31)
  • Декабрь 2012 (33)
  • Ноябрь 2012 (30)
  • Октябрь 2012 (31)
  • Сентябрь 2012 (35)
  • Август 2012 (31)
  • Июль 2012 (58)
  • Июнь 2012 (30)
  • Май 2012 (33)
  • Апрель 2012 (34)
  • Март 2012 (59)
  • Февраль 2012 (30)
  • Январь 2012 (32)
  • Декабрь 2011 (17)

Образцы с поэтапным описанием порядка выполнения работ в рамках обозначенной темы в средней группе

На фото 2 и 7 представлены рисунки детей «Чайная пара». В первом варианте в качестве материала использховались краски, во втором – карандаши.

Роспись блюдец мы видим на фото 11 и 12 – рисунок по мотивам дымковского декоративно-прикладного творчесвта и фантазийный орнамент из яблочек и ягод.

Тема посуды открывает большие возможности для использования нетрадиционных техник изображения. В этом плане интересно фото 3 «Чайный набор на салфетке», где чайники украшены обрывочной аппликацией (салфетки). Фото 6 («Чайник») демонстрирует нам рисунок с помощью пальчиков. Оригинальны работы на фото 8 и 9, где фрукты изображены с помощью половинок яблок.

Сюжетные композиции – овощи и фрукты на тарелках – представлены на фото 4, 5 и 10. Здесь уже более развивается ориентировка на листе бумаги, умение гармонично расположить предметы на рисунке.

«Тарелки»

Рисование: карандаши.

Материал:

Цветные карандаши

Ход занятия:

Проблемная ситуация

Таблица: фрагменты конспекта занятия по рисованию в «Городецкая роспись» старшей группе воспитателя О. И. Пономарёвой

Этап занятия
Вводная частьВоспитатель читает стихотворение:Мы пойдём по лугамС яркими цветами.Сказочные те цветы нарисуем сами –Здесь ромашки и купавки,Словно капельки росы,Расцветают здесь розаныУдивительной красы.Воспитатель: О каком декоративно-прикладном искусстве говорится в стихотворении?Ответы детей:Воспитатель: Ребята сегодня почтальон принёс письмо, давайте посмотрим, что же нам прислали! Какие-то картинки? В конверте лежит материал поэтапной росписи доски. Сегодня мы тоже будем городецкими мастерами. Украсим доску “бутонами” и “листьями”.
Основная частьВоспитатель: В настоящее время в качестве фона используют естественный желтоватый цвет дерева. Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера?Ответы детей.Воспитатель: Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях — красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение. Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?Ответы детей. (уточнение названий: розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).Воспитатель: Это розан, это купавка, это ромашка. Посмотрите внимательно на эти цветы, они могут быть как в голубых и синих тонах так и розово-красные. Ромашку узнать легко. У неё много тонких лепестков. У купавки центр смещён.Воспитатель: Ребята, а хотели бы попробовать себя в роли городецких мастеров научиться выполнять элементы цветочной росписи? Хорошо, давайте займём свои рабочие места.
Практическая работа.Воспитатель: У вас на столе лежат листы, заранее покрашенные в жёлтый цвет. Давайте приступим к первому этапу выполнения. Выбираем понравившиеся цвета и рисуем подмалёвок — круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем ещё зелёные листья, создавая композицию.Теперь переходим ко второму этапу выполнения. Другим цветом выполняем оттенёвку: рисуем круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки напротив друг друга. Кто мне подскажет, как можно бы это сделать? (путём примакивания кисти)Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска.
Проводим физминутку:Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)Больше спать не захотел (туловище вперёд, назад)Шевельнулся, потянулся (Руки вверх, потянуться)Взвился вверх и полетел (Руки вверх, вправо, влево)Солнце утром лишь проснётсяБабочка кружит и вьётся (покружиться)
Заключительный этап росписи «оживка». Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью.
Заключительная частьИтог.Дети раскладывают свои работы на одном столе, выбирают наиболее понравившиеся, делятся впечатлениями. Воспитатель просит рассказать, чем занимались. Предлагает полюбоваться работами. Подумайте, чья работа вам понравилась и почему? Воспитатель хвалит детей и читает стихотворение.Рисовали мы цветыНебывалой красоты.Красоты той нет концаЭто всё для Городца.
Источникhttps://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2018/01/26/konspekt-zanyatiya-gorodetskaya-rospis

Анализ конспекта занятия по изобразительной деятельности для детей 6-7 лет «Голубое чудо Гжели»

Тема конспекта занятия по изобразительной деятельности для детей 6-7 лет «Голубое чудо Гжели» соответствует перспективному планированию для данного возраста. Задачи не разделены на обучающе-развивающие и воспитательные. Проведем разделение.

Обучающе-развивающие – дать понятие «декоративно-прикладное искусство». Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр.

Воспитательные – приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Не определена отдельно цель занятия. Обучающе-развивающие задачи прописаны полностью, имеют достаточное наполнение. Воспитательная задача имеет соответствующее содержание.

В конспекте не представлены отдельно используемые методы и приемы.

Методы и приемы: предварительная работа, демонстрация педагогом своего личного отношения, опора на опыт детей, д/игра «Собери узор», рассматривание предметов ДПИ, художественное слово, мини рассказ педагога о промысле, пословица, подбор характеризующих прилагательных, рассматривание, вопросы, выкладывание морфологической дорожки росписи, частичный показ, физминутка, самостоятельная работа детей.

Вступительная часть представлена дидактической игрой и помогает детям сразу включиться в работу.  Она короткая и дает больше времени для продуктивной деятельности, длится примерно 2 минуты.

Основная часть занимает 25 минут.

Заключительная часть длится 2 минуты.

В ходе занятия для активизации детей используются следующие приемы: игровые — д/игра «Собери узор»; активизирующие -, опора на опыт детей, подбор характеризующих прилагательных, вопросы, выкладывание морфологической дорожки росписи.

В ходе занятия педагогом используется доступный для детей материал, используется личный опыт детей.

Занятие соответствует заявленному возрасту детей.

В задачах стояла задача «дать понятие «декоративно-прикладное искусство»», в конспекте не расписано содержание этого определения  (как предметы, которыми пользуются  и которые декоративно украшены) и конкретно оно не звучит.

Задача «Продолжать знакомить с народным промыслом Гжели. Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора» была выполнена в доступной для детей форме.

 Стояла главная цель продуктивной деятельности: «Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр». Для ее реализации не было четкого деления зон украшения предмета : основное полотно – букет, и нижняя и верхняя границы – кайма. Нет выделения составляющих элементов этих составляющих. Здесь была уместна морфологическая таблица элементов гжельского узора. Для решения этой задачи не хватило времени, т.к. дети здесь же знакомились с техникой наложения двухцветного мазка. Целесообразно было разделить эти два занятия на два, что бы позволило более четко отработать каждую задачу. На первом познакомить с промыслом, его характерными особенностями, перечислить название отдельных элементов росписи,  и познакомить с техникой рисования. На втором качественно  проработать композиционное решение украшения разных предметов, с предложением вариантов расположения узора на разных исходных формах.  Также данное разделение  дало бы возможность учесть индивидуальные способности и склонности детей.

Для возможного проявления творчества необходимо давать широкий структурированный материал по основам росписи, от которого дети смогут оттолкнуться, проявляя свою индивидуальность.

Видно использование предварительной работы и связь с другими занятиями данного блока. Наглядность соответствовала содержанию и была понятна и доступна детям.

Использованная физминутка соответствовала теме занятия.

В конспекте не прописано, по каким аспектам проходит анализ детских работ.

Цели, задачи и ход урока

Обучение проходит во время одного урока продолжительностью 40 мин. Целью является обучение воспитанников расписывать керамические и деревянные изделия, а также бумажные заготовки, используя краски и отдельные элементы определенного стиля росписи посуды. В ходе урока будут рассмотрены такие стили, как гжель и хохлома.

Рисунки детей

Процесс знакомства

Знакомство с особенностями росписи каждого из стилей происходит через изучение оригиналов в виде картинок или предметов. Для начала учеников нужно заинтересовать визуальным изображением в выбранном стиле росписи, чтобы описание особенностей стилей стало понятным на конкретных примерах.

К сведению! Задачей урока является вызвать у учеников желание самостоятельно расписывать посуду аналогично мотивам изучаемых стилей, а также усовершенствовать умение наносить узор одним концом кисти.

Предварительная подготовка

Для выполнения поставленных задач урока нужно научить детей выполнять узор в строгой последовательности. Сначала кайма, а затем изогнутая веточка дерева, сначала листья цветов, деревьев, а затем ягоды

Важно сочетать при этом цвета, характерные для каждого типа росписи: красный, черный, желтый и немного зеленого или синий и белый

Еще одной задачей урока рисования в старшей группе на тему «Роспись кувшинчиков» являются знакомство с народным декоративным творчеством, привитие любви к природе через прорисовывание отдельных элементов по шаблону.

Методика проведения занятия

Урок в группе проводятся в игровой форме с использованием словесных и наглядных приемов. Преподаватель подводит воспитанников к самостоятельному пониманию отличий стилей росписи. По окончанию ознакомительного этапа проводится практическая работа непосредственно по рисованию как всей кистью, так и ее кончиком.

Материалы, необходимые для проведения урока

Для проведения урока нужно подготовить предметы или картинки с росписью в обоих стилях: деревянные, глиняные или бумажные заготовки кувшинчиков для раскрашивания желтого и белого цвета.

К сведению! Для смывания краски нужно подготовить баночки с водой и салфетки в соответствии с количеством детей в группе, клеенку для стола, краски (гуашь) и музыку для фона.

Ход занятия и методики, применяемые в росписи

В ходе урока проводится предварительная работа с учениками по изучению элементов видов росписи. С помощью загадок и картинок воспитатель подводит к пониманию особенностей росписи каждого стиля. Предметы на выставке в разных стилях росписи показывают разницу в отдельных узорах. Рисование осуществляется с помощью кисти или при помощи ватных палочек.

Продумываем мотивацию

Чтобы занятие не показалось дошкольником сложным, важно создать у них мотивацию их к творчеству, заинтриговать. Традиционно многие воспитатели начинают с беседы о городецком промысле, рассказывают о городе на берегу Волги, его мастерах, которые славились ещё в древности

Конечно, это познавательная информация, но важно подать её увлекательно, чтобы ребята не заскучали. Рассказ стоит «оживить» различными любопытными сведениями:

  1. Многие думают, что городецкая роспись только цветочная (растительные мотивы). Однако древние мастера всегда любили рисовать и животных: коней, быков, львов, кошек. При этом будет замечательно показать детям соответствующее изделие или хотя бы его фото.

  2. Особенно ценились сюжетные композиции, например, картина народных гуляний.

  3. Раньше (в XIX веке) для росписи предпочитали использовать не жёлтый и светло-коричневый фон, как сегодня, а яркий — зелёный, синий, красный (редко выбирали чёрный).

  4. В городецкой росписи всё символично. К примеру, цветы обозначают здоровье, процветание, диковинные птицы — счастье, тонконогие вороные кони — богатство.

Занятие можно начать с интриги — внести в группу под русскую народную музыку большую коробку с изделиями городецкого промысла. Воспитатель вместе с ребятами рассматривает расписанную кухонную утварь, восхищается её красотой, а затем предлагает дошкольникам самим превратиться в народных мастеров.

Достаточно будет найти один сервиз с несколькими разными предметами

Как всегда, в работе с дошкольниками будет актуальной игровая мотивация. Например, в группу приходит игрушечная лисичка (белочка, кошечка и пр.) и приносит рисунки с орнаментом. Она говорит, что не знает, что за узор на них изображён. Дети, конечно же, узнают городецкую роспись и рассказывают о ней лисичке. Затем героиня просит, например, расписать для неё тарелочку.

Другой удачный вариант — приходит письмо от поваров с кухни детского сада. Они жалуются, что их разделочные доски пришли в негодность, а те, что остались, какие-то некрасивые, скучные. Шеф-повар просит ребят прислать им расписные доски с цветами и узорами. Конечно же, это вдохновит детей на творчество.

Дошкольников можно познакомить с красивой легендой, объясняющей происхождение различных русских народных промыслов.

Воспитатель вспоминает с детьми, что в Дымково делают игрушки из глины, в Филимоново тоже игрушки, в том числе свистульки, а потом приглашает ребят посетить мини-музей в группе и полюбоваться на изделия городецких мастеров.

Уголок будет вдохновлять детей на творчество

Накануне рисования очень хорошо предложить дошкольникам дидактическую игру «Укрась посуду». Ребёнок выбирает себе основу (картонные доски, тарелки, блюда и пр.) и выкладывает на ней узор их элементов городецкой росписи (цветы, листики, птицы). Такая игра хорошо развивает композиционные умения.

Мотивировать детей к творчеству можно с помощью дидактических игр

Повысить интерес к творчеству помогут динамические паузы, посвящённые теме занятия.

Таблица: пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры»

СловаДвижения
Городецкие узоры хороши!Дети сжимают пальчики в ладошке
Погляжу я на картинки,Показывают ладошки
Улыбаюсь от души!Самомассаж уголков губ
Розовые, жёлтые, синие, зелёные,Прищипывают большой и указательный пальчик на правой и левой руке
Распустились розаныРаскрыли ладошки
На доске берёзовой.Сложили ладошки тыльной стороной
А купавки нежныеНажимают поочерёдно на серединку ладошки
Кажется, качаются,Раскачивают ручками
А бутоны толстые распускаются!Показывают раскрывающийся бутон

Таблица: физкультминутка «На лугу цветут цветы»

СловаДвижения
На лугу растут цветыНебывалой красоты.Потягивание — руки в стороны
Ветер дует иногда,Только это не беда.машут руками, изображают ветер
Наклоняются цветочкиОпускают лепесточки.Наклоны
А потом опять встаютИ по-прежнему цветут.Потягивание — руки в стороны

Конспект занятия «Роспись кувшинчиков»: рисование, старшая группа

В.: У всех у вас есть дома посуда, здесь в детсаду вы тоже кушаете из посуды. А из чего сделана она?

Д.: Из стекла, из пластика.

В.: А какая еще бывает посуда?

Д.: Из дерева, глины, фарфора.

В.: Да, давно на Руси начали делать посуду из глины и дерева. Со временем форма посуды менялась, ее чем-то украшали. И появились мастера, которые расписывали посуду разными красками.

В одной деревне Нижегородской губернии иконописцы начали расписывать посуду красками. Краски у них были яркие: желтые и красные. И от их живописи и пошла роспись под названием хохлома.

Со временем купцы стали возить их изделия на ярмарки, и все на Руси и за границей узнали, что есть такая красочная посуда.

Хохлома

А в другом уезде в Гжельской волости немного позже построили заводы по производству фарфора. Эту посуду стали расписывать по моде голландских изразцов в бело-синие цвета. И эта посуда тоже всем пришлась по душе. На ней изображались сюжеты из сказок, красивые зимние узоры.

Далее воспитатель может зачитать стихи и загадки про эти виды росписи, а дети должны их отгадать.

После этого открывается закрытая до этого выставка посуды (или открываются картинки на доске с разной посудой).

В.: Сегодня у нас целая выставка посуды. Давайте посмотрим на нее и выберем, какой из предметов к какому стилю относится.

Обратите внимание! Можно сделать два стола, разделить детей на команды, чтобы они рассортировали посуду по видам росписи. Ученики по очереди показывают, какая посуда как называется, рассказывают, почему они так решили, что именно изображено на предметах. Ученики по очереди показывают, какая посуда как называется, рассказывают, почему они так решили, что именно изображено на предметах

Ученики по очереди показывают, какая посуда как называется, рассказывают, почему они так решили, что именно изображено на предметах.

Гжель

Стоит обращать внимание учеников на разницу в цвете и техники росписи. На примере можно показать, как нужно наносить краску, чтобы получить разные оттенки, рисуя одним цветом, рассказать, как завитки пересекаются в каких узорах, какие ягоды и цветы используются для рисунков, продемонстрировать, что ягоды и в синем цвете могут выглядеть очень красиво и привлекательно. Обязательно стоит обратить внимание, что зеленый цвет используется в небольших количествах

Показать, что фон у одной из техник всегда желтый, а у другой — белый

Обязательно стоит обратить внимание, что зеленый цвет используется в небольших количествах. Показать, что фон у одной из техник всегда желтый, а у другой — белый

В.: А теперь давайте попробуем себя в роли мастеров по росписи посуды. Возьмите каждый по кувшину, и начнем из разрисовывать по трафарету. Сначала мы нарисуем центральный лепесток, потом по краям добавим маленькие лепестки. На кувшинчиках в хохломском стиле не забываем про золотой фон на рисунке. Используем кружочки, линии, точки, розочки, прямые и волнистые линии, толстые и тонкие полосы.

К сведению! Далее дети самостоятельно разрисовывают кувшинчики. За образец можно взять любой предмет с выставки посуды. Каждый воспитанник рисует сам в выбранной им технике.

Важно! Стоит обратить внимание каждого на цвете выбранного стиля росписи и напомнить про преобладающие в каждой технике оттенки: синий или красный с желтым

Сравнение стилей

Кроме этого, воспитатель должен помнить, что на золотом фоне листочки всегда зеленого цвета, а ягоды красные. Цвет можно регулировать водой. Учитель должен показать, как регулировать яркость синей краски на белом фоне.

Обратите внимание! Каждому ребенку нужно показать, как нажимом кисти можно регулировать яркость цветов, каким образом одной кистью наносить тонкие и толстые линии. Можно предложить ватные палочки для нанесения красивых пушистых кружков. Обязательно проконтролировать, что каждый ученик понял разницу в техниках

Обязательно проконтролировать, что каждый ученик понял разницу в техниках.

После того как все ребята закончили работу, нужно развесить их картинки в группе, чтобы родители вечером посмотрели, какие красивые кувшинчики у них получились.

Вот так, легко и интересно можно провести очередной урок рисования. Дети по достоинству отметят старания воспитателя, а родители воспитанников — своих малышей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий