Ревнушки – не игрушки! Особенности детской ревности

Разница в возрасте и ревность

Понятно, когда это чувство проявляется у детей, разница в возрасте которых составляет 4-5 лет. Ну а если она значительно больше? Она часто бывает и в этом случае. Старший ребенок уже забыл, когда он был центром притяжения для родителей и купался в их любви. Ему кажется, что папа и мама уж слишком много уделяют внимания малышу, балуют его и потакают ему во всем, а тот пользуется своим особым положением. Стоит ему поднять крик, как все готовы исполнять его требования. Чем не повод для ревности старшего в семье ребенка к новорожденному? Ему то, старшему, видимого внимания уделяется значительно меньше. Поэтому чувство ревности приносит с собой обиду на родителей и раздражение, а то и злость против малыша.

Младшему тоже не легко. Он завидует своему брату, так как тот взрослее, умнее и более независимый и умелый. Ему, конечно же, хочется той свободы, которой пользуется старший брат, делать то, что разрешено тому. Поэтому он часто стремится попасть туда, где собираются друзья его брата. Старания родителей, убедить своего младшего чада не приводят ровным счетом ни к чему. Он еще не может понять, почему старшему можно, а ему еще рано. Это вызывает и зависть, и ревность, что в свою очередь приводит к конфликтам с родителями, братьями и сестрами.

С другой стороны, не стоит сглаживать или прятать преимущества старшего возраста от младших детей и наоборот. Как раз эти ситуации позволяют научить детей умению понимать, сочувствовать, жертвовать своими интересами.

Эдипов комплекс — подсознательная причина детской ревности

Фото Pexels

Не менее распространённой является ревность малыша по отношению к одному из родителей. Это — достаточно сложная проблема, решение которой также не терпит отлагательств.

В её основе лежит «Эдипов комплекс».

Эта теория принадлежит Зигмунду Фрейду. Согласно его утверждению, данная проблема может возникнуть у ребёнка в возрасте 3-6 лет.

Эдипов комплекс – это влечение ребёнка к родителю противоположного пола. Обычно оно сопровождается ревностью и сексуальным подтекстом.

С подобной проблемой сталкивается большинство семей. Кому-то удаётся разрешить всё тихим и мирным путём, а кто-то из-за этого разрушает свою семью.

Многие именитые психологи советуют воспринимать этот процесс естественным образом. Самое главное – это не ругать ребёнка за подобные порывы. Лучше всего постараться просто с ним поговорить – эффект будет гораздо быстрее.

Чего нельзя делать, если вас ревнуют

Проработка ревности — это попытка разобрать свои потребности с психологом, а не переделать близкого человека под себя. Поэтому вот чего точно не надо делать в отношениях с ревнивцем. 

Терпеть и оправдываться. Если человек не дает поводов, а партнер продолжает ревновать, можно предложить ему обратиться к психологу. Но если ревнивец не хочет ничего менять и продолжает винить во всём партнера, остается второй вариант — разойтись. Не стоит пытаться сохранить отношения, которые вредят обоим.

Давать смотреть свои соцсети. Иногда кажется, что в отношениях с ревнивцем поможет максимальная открытость. Люди дают партнеру пароль от телефона, разрешают просматривать соцсети, подключают отслеживание геопозиции. Но это не работает. 

Здесь важно понять разницу. В здоровых отношениях, когда никто никому не изменяет, у партнеров и так открыты соцсети и телефоны: один может при необходимости позвонить с телефона другого или открыть Вконтакте на чужом ноутбуке

При этом человек не засядет там на час, чтобы изучить все переписки — он просто сделает свои дела и выйдет.

Другое дело, когда женщина говорит мужчине: «Ладно, раз ты так ревнуешь, вот, смотри что угодно, мне нечего скрывать». Она идет на уступку не потому, что ей самой так хочется, а потому что ее вынудили. Во-первых, мужчина не перестанет от этого ревновать, а во-вторых, женщина лишается собственного пространства. Она будет лишний раз думать, прежде чем обсудить с подругами в чате даже что-то безобидное. Со временем это будет напрягать всё сильнее. 

Делать вид, что всё нормально. Ревность часто принимают за проявление любви или страсти и считают, что все в порядке. Но ревность говорит не о том, как дорог партнер, а о том, что у ревнивца есть проблемы с представлениями о себе. Они не решаются сами собой и рушат отношения.

Пятая сессия

Тема похищения уже кажется мне  навязчивой. Хотя сегодня Алиса принесла куклу – грудной ребеночек, и мы долго обсуждаем, какие предметы нужны, чтобы ухаживать за грудным ребенком, и даже начинаем в это играть. Надо покормить ребенка, потом  посадить на горшок, Алиса перебивает меня “Погоди, погоди, давай ее спустим в унитаз!” (Оказалось, что Алиса слышала такую угрозу от родителей – так родители небрежно прикасаются к экстремальности детского ужаса). Предлагаю искупать ребенка, вот помыли ручки, ножки, вытираем ножки, попку. Прерывает: “А попку не мыли, ну давай помоем попку». (Демонстрирую, что сексуальный интерес ненаказуем.).

И снова сюжет с похищением. “Давай, мама ушла в магазин, а преступник залез в окно, и утащил ребенка, и накрыл аккуратно постель, чтобы красиво было”.

Психолог: «Мама увидела, что ребенка нет, и умерла от горя».

Алиса: «А девочка убежала от злого енота и легла снова в постельку, и мама не заметила. Пусть девочку там отравили! Наступило утро, и мама позвала врача».

Врач опять Алиса, но сегодня лечит только мазями и горчичниками. И никаких садистских уколов или осмотров. А злой герой – опять енот, произошло закрепление отрицательной роли за игрушкой – это застревание, за которым проглядывается патологическая идентификация с агрессором, возможно сформированная непреднамеренно самими родителями.

Девочка разглядывает мой кабинет и просит достать ей перо павлина. Я мысленно расстаюсь с пером. Но она начинает играть с ним очень бережно и объявляет, что это ее волшебная палочка. Вот она помахала, и все исчезло. Сначала исчезают игрушки, потом игротерапевт, потом исчезает комната, и исчезает сама Алиса. Но скоро все возвращается. Мое гротескное изображение страха вызывает хохот. Игра не влечет за собой всех тех опасностей, которые предполагало бы реальное действие.

Как интерпретировать это? Безусловно, есть некая символическая связь между похищением игрушек руками злых героев или вот такими волшебными исчезновениями с помощью павлиньего пера. Но что это? Как психотерапевту гарантировать себя от произвольных интерпретаций? Безусловно, у девочки временами возникает желание, чтобы младшая сестра исчезла, или что бы ее похитила какая-нибудь Баба-Яга. Или страх, что Алиса сама может быть похищена,  как Дюймовочка. В нашей культуре, увы, детей в семье иногда пугают: не будешь слушаться – утащит Бабай.

Известно, что Алиса дома инициатор всех игр с сестрой, ей нравится ею командовать. Но может быть хочется, чтобы порой сестра могла исчезать и появляться по команде самой Алисы? Игровая терапия – это не только лишь отреагирование. Может быть, в этот Алиса нащупывает самостоятельные пути для своего исцеления. Популярный мотив волшебного исчезновения иногда используется маленьким ребенком для компенсации своей беспомощности. Волшебное перо или волшебная палочка дают возможность ощутить собственное всемогущество, это способ повлиять на мир вокруг ребенка. Ощущение своей ценности и своей значимости нужно не только взрослым, но и детям.

На встрече с мамой слышу признание: Мне трудно сказать дочери, что я люблю ее, особенно при посторонних и тем более при свекрови. Даже своей младшей дочери мне трудно сказать: ты моя хорошая, я обычно говорю: ты моя ушастенькая. Свекровь часто говорит мне, ты плохо относишься к детям. Ты плохая мать. Снова рассказываю о вреде отрицательных ярлыков. Моя задача поднять у мамы чувство собственной материнской компетентности, помочь справиться со своей неуверенностью, снять чувство вины, за разлаженное поведение ребенка. Говорю, что нервная система ребенка находится еще в состоянии формирования, этот процесс будет долгим, и задача родителей только не навредить, а не переделывать дочь.

Представьте, что чувствует ваша дочь, когда отец произносит: не буду играть с такой злой девочкой?  Чувство отвержения для ребенка невыносимо ужасно.

Причины, которые могут привести к детской ревности

Ситуации, которые могут заставить ребёнка ревновать, во многом похожи на проблемы взрослых. Существует три основные причины ревности у детей:

  • Новый ребёнок. С рождением второго малыша ребёнок может почувствовать, что ему уделяют намного меньше внимания, чем раньше.
  • Чувство ревности к родителям. Через этот этап взросления проходят многие дети. Мальчики могут начать ревностно относиться к маме, а девочки – к папе.
  • Появление нового папы или мамы. Когда ребёнок видит появление у матери или отца нового объекта любви, то он будет оказывать сопротивление его или ее вторжению в его привычное окружение.

Меры по предотвращению ревности

С появлением младшего ребенка в семье у родителей уменьшает количество свободного времени

Внимание, которое получал первенец, перераспределяется на 2 детей

В результате старшему начинает казаться, что из-за младшего его «разлюбили», появляется чувство отверженности. Здесь родителям нужно проявить чуткость к первенцу.

Подготовительный этап

Нейтрализовывать детскую ревность нужно еще до рождения младшего ребенка, желательно еще на этапе планирования и беременности.

Оптимально, если старшему будет около 4-5 лет, после прохождения первого возрастного кризиса. Дело в том, что в этом возрасте у детей появляется потребность о ком-то заботиться, они нередко сами начинают просить братика или сестричку.

Независимо от возраста первенца необходимо провести правильную подготовку, приобщить его к ожиданию. Рассказать, что в животике у мамы еще один малыш, который скоро родится, что он будет нуждаться в заботе родителей и старшего члена семьи. Описать, как он будет расти и развиваться, вспомнить, каким был первенец.

Не надо обещать, что новорожденный сразу станет товарищем по играм, как весело будет гонять мяч, рисовать и т.д. Иначе ребенка постигнет огромное разочарование, когда он увидит беспомощный сверток, принесенный из роддома.

Общение с новорожденным

Ревность старшего ребенка к новорожденному поможет унять общение, физический контакт с грудничком. Так первенец сможет почувствовать связь с ним, ощутить ответственность за него, стать по-настоящему близким и понять, насколько второй малыш беззащитен.

Если ребенок еще мал, то новорожденного можно положить ему на колени. Конечно, процесс общения нужно контролировать.

Нужно заинтересовать первенца в уходе за младшим, привлекать его к различным действиям, просить о помощи. И обязательно хвалить за принесенные пеленки и бутылочки и прочую мелкую помощь, говорить, что без него маме было бы очень сложно. Так старший почувствует себя нужным.

Важно объяснить, что новорожденный требует круглосуточного ухода и заботы

Рассказать, что и первенец получил все тоже внимание, даже больше, поскольку мама больше ни на кого не отвлекалась

Общение со старшим ребенком

Важно правильно выстроить общение со старшим ребенком. Дать ему понять, что наличие младшего не только добавляет ему ответственности, но и повышает статус, дает какие-то привилегии, делает его «взрослым»

Не стоит перенапрягать первенца уходом за новорожденным. Если он устал, ему надоело, то лучше отпустить ребенка поиграть, порисовать, посмотреть мультики. В противном случае негативных эмоций не миновать.

Каждый день должно быть время, когда родители общаются только со старшим. Хотя бы час на совместные игры, чтение сказок, разговоры. Можно так занимать первенца, чтобы не шумел, пока младший спит.

Важно соблюдать баланс в отношениях к детям, быть справедливыми. Это особенно важно, когда малыши растут и взрослеют

Они будут драться, мириться, отнимать игрушки, ссориться.

Родителям придется сохранять равновесие в этой сложной системе. Не стоит сразу же обвинять первенца или пенять ему тем, что он старше и должен быть умнее, нужно стараться беспристрастно разобраться в ситуации.

Еще один важный момент – избегать сравнений детей между собой. В этом случае ревность появится не только ревность, но и комплексы.

Можно ли предотвратить появление ревности у ребёнка?

Кто сказал, что будет легко? За солнечную погоду в доме нужно ещё побороться. Несколько эффективных тактик помогут справиться с поставленной задачей:

«Воспитание на опережение». Неизвестно, как сложится ваша жизнь. Остановитесь ли вы на одном наследнике или нескольких. Останетесь ли самодостаточной мамой-одиночкой или найдётся подходящее крепкое мужское плечо в помощь. Воспитывайте ребёнка так, чтобы в любой семейной ситуации он чувствовал себя комфортно и не создавал ненужных проблем домочадцам

Уделите особое внимание формированию личностных качеств. Во-первых, командного духа

Растите полноправного члена семьи, готового считаться с мнением родных и многим пожертвовать ради счастья близких. Самопровозглашённая малолетняя звезда, перед которой домочадцы падают ниц, исполняют её прихоти и ничего не требуют взамен, не станет никому уступать трон. Во-вторых, душевной щедрости. Тренировать это чувство удобно на предметах. Приучите ребёнка обязательно делиться с вами самым дорогим: новогодним подарком, последним мандарином. Отработанный навык пригодится в борьбе с ревностью старшего ребёнка к младшему. Первенец быстро свыкнется с мыслью, что родительской заботой и вниманием придётся делиться, как мандарином.
Планирование семьи. Возраст потенциального ревнивца имеет значение. Решили привести в дом отчима? Не стоит ставить рискованный эксперимент над собственным ребёнком в период подросткового кризиса. Он меньше всего сейчас склонен к проявлению толерантности и поиску компромиссов. И далеко не желание видеть вас счастливой движет его непонятными поступками. Решили завести второго малыша? Планируйте счастливое событие так, чтобы между детьми была оптимальная разница в возрасте – 5–6 лет. Осознанная забота старших о младших естественна и поможет сгладить острые углы в конфликтных ситуациях.

Лечите нездоровые взаимоотношения в вашей семье всеми доступными психологическими средствами. Принимайте необходимые профилактические меры. Ответственность за детское счастье в любом случае лежит на родительских плечах.

Основные признаки

  • Агрессивность. Проявляется в желании причинить боль «конкуренту»: ударить, толкнуть, ущипнуть, а порой и при помощи кулаков дать понять, «кто в доме хозяин». При этом нередок и психологический прессинг: ребёнок может обидеть, обозвать, обговорить или подговорить «конкурента» на плохой поступок, а потом подставить его.
  • Гиперактивность. В том случае, если прежде спокойный ребёнок вдруг начал проявлять неумеренную активность, его родителям следует задуматься над причинами такого поведения малыша, так как оно тоже может свидетельствовать о его ревности.
  • Невротические реакции. У некоторых детей, отличающихся чувствительностью, проявлением ревности иногда бывает не поведение, а реакции со стороны нервной системы. Например: истерия, заикание, нервный тик.

Случается, что ребёнок переживает чувство ревности внутри, не вынося его «на всеобщее обозрение». Но отсутствие видимых проявлений при этом вовсе не говорит о том, что данной проблемы нет.

В этом случае признаками детской ревности бывают:

  • Тревожность. Она проявляется нарушениями сна, проблемами с пищеварительной системой, изменением вкусовых пристрастий, появлением страхов и ухудшением успеваемости у школьников.
  • Смена настроения. Если вдруг весёлый и активный прежде ребёнок стал грустным и начал постоянно плакать, это может означать, что он переживает стресс, вызванный ревностью.
  • Несамостоятельность. Иногда старшие дети «разучиваются» с появлением у них младшего брата или сестры делать то, что до этого умели делать. Ребёнок уподобляется малютке, так как думает, что в этом случае он получит столько же родительского внимания, как и его братишка или сестрёнка.
  • Проблемы со здоровьем. Из-за стресса ребёнок чаще болеет, у него без видимых причин обостряются хронические заболевания.

Иногда дети используют симуляцию или даже травмы для привлечения внимания к себе, шантажируя таким образом родителей.

2–3 года

В возрасте 2–3 лет детей накрывает кризис трехлеток. Добавьте сюда появление младшего ребенка, и вы поймете, почему ваш покладистый малыш превратился в плаксу и прилипалу. В этом возрасте у ребенка также может начаться мнимый регресс навыков. Он может снова начать писать в штаны, отказываться самостоятельно есть, будет пить из поильника, а не кружки. Некоторые, видя, как мама кормит грудью младшего ребенка, будут также требовать грудь. Ребенок, который спал в своей постели, может внезапно захотеть спать с вами, особенно если младший находится в вашей комнате.

Не злитесь, ребенок делает все это не назло вам — он просто хочет вернуться к тому времени, когда единственным ребенком был он сам, а вся забота и любовь мамы и папы доставалась только ему. Бороться с подобными проявлениями лучше всего с помощью смеха. Попробуйте сказать что-нибудь вроде: «Похоже, ты тоже хочешь стать малышом» и разрешите делать ребенку то, что он вознамерился сделать. Пусть ползает на четвереньках, пьет из поильника, сосет соску, ваша задача — посмеяться над этим без злобы. Ваш смех поможет ребенку преодолеть печаль и продвинуться дальше от ревности.

Какие признаки развития ревности выделяют психологи?

Старший ребенок становится чересчур активным или, наоборот, слишком пассивным. Нередко у ребенка случаются внезапные перепады настроения: слезы, истерики, смех, подавленность, замкнутость

Таким образом малыш пытается привлечь к себе внимание путем изменения поведения. Он надеется, что его активность заинтересует взрослых, и они посвятят ему свое время. 
Изменение сна и аппетита

Девочка или мальчик испытывают сложности с засыпанием, несколько раз просыпаются ночью, жалуются на кошмары и страшные сны. Ребенок, чувствующий себя в безопасности и надеющийся на помощь родителей, ночью спит хорошо и крепко. Малыш, испытывающий беспокойство и нехватку родительского внимания, ночью спит чутко и постоянно просыпается.

Аппетит портится у ребенка, который испытывает дефицит внимания. Причем отклонения могут быть как в сторону потери аппетита, так и в сторону повышенного желания есть. Малыш может пытаться восполнить любовь, поглощая сладости и печенье

Либо же хочет привлечь внимание взрослых отказом принятия пищи. 

Дети отказываются от привычных игр и любимых занятий. Рисование, прогулка, игра в куклы, машинки, чтение книг – все становится неинтересным

На первый план выходит желание вернуть родительское внимание и вновь почувствовать любовь.
Изменение поведение в сторону младенческого. Это прием, который подсознательно возвращает малыша в его ранний детский период, когда он был один, и весь мир крутился только вокруг него

Малыш начинает вести себя по-детски: меняет манеру речи, льнет к матери или отцу, просится на руки, имитирует поведение младенца. 
Открытые протесты выражаются в причинении вреда новорожденному. Старший ребенок отбирает и портит игрушки, втихаря щиплет кроху, чтобы тот кричал от боли, отбирает бутылочку, толкается. 

Эти проявления негатива по отношению к малышу являются протестом, также направленным на привлечение внимания. Они не происходят сразу, им предшествуют признаки ревности, описанные в первых четырех пунктах.

Причины

Причины детской ревности делятся на два типа:

  • Внешние — не зависящие от ребёнка.
  • Внутренние — формирующиеся с учётом особенностей характера, воспитания или состояния здоровья малыша.

Внешние причины, происходящие в семье или в жизни ребёнка, из-за которых он лишается некоторых своих привилегий. К ним относятся:

  • рождение младшего братишки или сестрёнки;
  • начало совместной жизни одного родителя с новым избранником;
  • появление в группе или в классе, где учится ребёнок, новых воспитанников или учеников.

Тяжело смириться ребёнку и с появлением у него сводных братцев и сестриц, что случается, когда мать или отец повторно вступают в брак с человеком, имеющим своих детей. В этом случае ребёнок решает, что те, другие дети, получают больше родительского внимания и любви, даже если это и не так.

Ребёнок может приревновать отца или мать к их работе. Он не понимает, почему родители уделяют этой непонятной «работе» столько времени и внимания, и думает, что они «крадут» их у него.

Внутренние причины детской ревности:

Эгоцентризм

Дети до 10–12 лет считают себя центром Вселенной, поэтому, когда появляется новый член семьи, они просто не готовы делиться с ним тем вниманием, заботой и родительской любовью, которые раньше безраздельно принадлежали им одним.

Ответная реакция. Возникает, когда малыша обделяют вниманием, что он расценивает как несправедливость по отношению к себе

Это и вызывает бурный протест с его стороны.

Неумение выразить чувства. Когда кроха ещё не умеет выражать чувство любви словами или поступками, он нередко привлекает внимание родителей к себе вызывающим поведением или обидами, и это тоже одно из проявлений его ревности к ним.

Неготовность к ответственности. Бывает тогда, когда после появления нового малыша ребёнок воспринимает «старшинство» не как привилегию, а как обузу и ущемление собственных прав.

Повышенная тревожность. Ребёнок сомневается в себе и в том, что он достоин любви, из-за чего всё время беспокоится и переживает. Что бы ни произошло в семье или в жизни, для всего у него найдутся объяснения, далёкие от настоящих причин случившегося, но неизменно связанные с самим ребёнком и с его недостатками, причём, как правило, надуманными.

Создание конкуренции. Без вмешательства родителей здесь не обходится. Они сравнивают ребёнка с другими детьми, и это сравнение бывает не в его пользу. Это портит отношения между братьями и сёстрами, заставляя их ненавидеть друг друга.

Чувство беспомощности. Возникает у детей, которые видят, что в семье происходят изменения, но повлиять на их исход не могут.

Почему ревность не всегда признак любви

Нездоровая ревность имеет разные причины, но они никак не связаны с любовью, более того, часто они даже не связаны с поведением партнера. Ревнивец точно также относился бы и к другой своей девушке. Обычно за таким поведением стоит:

  • чувство собственничества;
  • проекция;
  • негативный опыт;
  • заниженная самооценка.

Чувство собственничества

Ревнивец в таком случае не воспринимает свою девушку, как независимую личность. В его понимании она – это продолжение его. Поэтому должна думать и поступать в соответствии с его ожиданиями.

Такой человек уверен, что он априори имеет право контролировать и управлять ею, решать за нее с кем общаться, куда ходить, как одеваться. Обычно это сопровождается внушением женщине, что это она виновата во всех его приступах ревности, ведь повела себя не так, как должна была.

Проекция

Это психологический механизм, при котором человек неосознанно приписывает другому то, что испытывает сам. Это выражается в том, что некоторые паталогические ревнивцы сами склонны к мыслям об измене, неверности, хотя они убеждены, что «Я не такой человек».

Из-за внутреннего конфликта между своими истинными желаниями и тем образом себя, в который человек верит, у него появляется чувство постоянного напряжения, которое находит разрядку в сценах ревности.

Себе они подобные идеи не приписывают, а как бы переносят их на своего партнера, начиная искренне верить, что «Раз я об этом думаю, значит и она тоже». Порой доходит до того, что мужчина сам изменяет, как бы перекладывая вину за это на партнера:

  • «это ты меня спровоцировала»;
  • «теперь ты поймешь, какого мне»;
  • «это в отместку за твою неверность».

Причем уже неважно, был ли повод для ревности или нет, человек уже во всем себя убедил, чтобы облегчить свою совесть. Его ревность является не признаком любви, а способом справиться с внутренними противоречиями

Негативный опыт

Если мужчина пережил измену в прошлых отношениях и это событие оказалось травмирующим, он будет постоянно ревновать свою новую девушку из страха, что такое повторится. Он не проработал негативный опыт и не может видеть разницы между прошлыми отношениями и нынешними.

Более того, ему не хватает сил, чтобы увидеть перед собой реального человека, а не тень своей бывшей. Иногда это приводит к обобщениям, выражающимся в установке «Все женщины изменяют». В этом случае ревность – это результат психологической травмы.

Заниженная самооценка

Если мужчина не уверен в себе, у него есть комплексы, ощущение «Я не достоин этой женщины», «Я хуже других», «Она обязательно меня бросит», постоянная ревновать лишь воплощение его страха неудачи в отношениях.

Он изначально убежден, что не заслуживает любви, что всегда найдется кто-то лучше, поэтому пытается контролировать свою девушку, надеясь тем самым удержать ее рядом с собой.

Сама по себе здоровая ревновать – это вполне нормальное явление

Влюбленный человек хочет, чтобы внимание партнера принадлежало только ему. Но он должен осознать, что нельзя ограничивать другого человека

Но когда ревновать приобретает патологических характер, она уже никак не связана с любовью, это просто результат внутренних проблем мужчины.

Вторая сессия

Если ребенок приходит на сеанс со своими игрушками, это означает, что растет его доверие к вам. Алиса приносит с собой две игрушки, просит маму, поскорее уйти, но я настаиваю на короткой совместной игре с маленьким шариком. Это такое короткое обучение для мамы. Некоторым родителям очень трудно начать играть со своими детьми. Точнее сказать они застряли в одной роли и не дают себе разрешения из нее выйти.

Как только мама покидает комнату, символическая игра запускается очень просто: мы начинаем знакомить новые игрушки со вчерашними героями. Про енота Алиса решительно напоминает: “Он же злой, пусть они утащили девочку и хотят приготовить ее на обед пополам, пусть мама не велела ей гулять, а она все равно ушла”. Итак, сюжет вновь задан, положительные герои достались мои, а злые персонажи сошлись в руках у Алисы. Что происходит, когда ребенок изображает отрицательных героев? Вопрос сложный, и на него нет однозначного ответа. Происходит ли в этот момент отреагирование фрустрированных потребностей или ребенок подпитывает свои агрессивные импульсы. Станет ли он более творческим и свободным, или он готовит себя к «преступлению»? Психолог не может выступать в роли пророка. Мы всего лишь работаем с состоянием ребенка в данный момент.

Итак, символический процесс запущен. И мы с Алисой вновь вовлечены в ролевую игру. Игрушечные герои – это я, – идут спасать куклу, Алиса встает у них на пути: «Я – стражница, я вас не пропущу». Алиса очень энергично раскидывает игрушечных спасателей. И сама предлагает следующий ход в игре: «А пусть они притворятся, что они злые». По просьбе ребенка изображаю притворство: “Стражница, мы тоже злые, пропусти нас к злому еноту”. Но ход не удается. Психологу необходимо набраться терпения. Когда произойдет инверсия ролей, когда умение сочувствовать будет разбужено в ребенке?  Еще не пришло время, когда добро побеждает. Естественно, что Алиса легко разоблачает уловку моих героев: “Я вас узнала, ты и ты вчера приходил.”

Но вдруг, неожиданный поворот сюжета: руками Алисы похищенная кукла сама убегает от злых похитителей. Изображаю радость голосом мамы и спрашиваю: “Что с тобой делали милая дочка?” – и слышу в ответ голос Алисы: “Мне чуть-чуть отрезали ножки”. “Тогда надо звать для тебя врача” – реагирую я. В качестве врача выступает сама Алиса: “Мне надо осмотреть ребенка и сделать ей укол”. Девочка изо всех сил втыкает корандаш кукле в область половых органов, смотрит выжидательно на меня, я плачу голосом куклы. Кукла получает еще один такой же “осмотр” и еще пять уколов, в то же место.

Предлагая ввести в игру персонаж врача, я надеялась представить в игре чувства сострадания и сочувствия. Но в интерпретации Алисы врач оказался исполнителем садистических импульсов. Все в игре сообщает нам како-то скрытый смысл, хотя и не является намеренной коммуникацией со стороны ребенка. Агрессия и сексуальный интерес одновременно. С чем связан детский ананизм, с недостатком положительный ощущений или с агрессией?

7–10 лет

После семи лет большинство детей умело контролируют свои эмоции, а при необходимости хорошо скрывают их. Требуется большое усилие, чтобы заставить детей этого возраста говорить и открыто рассказывать о своих чувствах. Задача состоит в том, чтобы заставить их выразить любую ревность, которая может привести к неприятному поведению, грубости, неповиновению и т.д. Как и всегда, действовать здесь нужно не напролом, а как бы между прочим. Например, попросите старшего ребенка вспомнить, каково было быть единственным ребенком в семье и что изменилось в жизни сейчас. Если он признается, что чувствует ревность, заверьте его в своей любви и спросите, чем вы можете помочь. Или расскажите ему о случае, когда вы завидовали своему брату или сестре. Чтобы помочь вашим детям наладить отношения друг с другом, постарайтесь вовлечь старшего ребенка в общение с младшим. Это может быть посильная помощь: посидеть с малышом, пока вы готовите обед, отвлечь песней во время смены подгузника и т.д. Но будьте осторожны: не делайте из старшего ребенка няню, иначе вы получите противоположный результат, превратив младшего в обузу.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий