Причины задержки речи
Родители молчаливых малышей интересуются, почему ребенок не разговаривает в 2 года. Причин задержки развития речевого аппарата немало. Все они делятся на первичные – связанные с неправильным течением беременности или тяжелыми родами, и вторичные – обусловленные влиянием болезни, социальных факторов.
Врожденные аномалии сложно поддаются коррекции. Самые тяжелые нарушения возникают во время 3-4 месяца вынашивания плода. В этот период происходит формирование структур головного мозга малыша.
Специалисты выделяют следующие причины нарушения речевого развития у детей, связанные с течением беременности, родами:
- ранний, поздний токсикоз;
- перенесенная женщиной нейроинфекция во время вынашивания ребенка;
- отравление медикаментозными средствами, алкоголем, химическими веществами;
- родовая травма;
- сильная недоношенность;
- асфиксия младенца при родоразрешении;
- несовместимость мамы и малыша по группе крови.
Определенную роль играет плохая наследственность, к прочим причинам задержки речи относятся такие:
- неправильное воспитание;
- ограниченность в общении;
- ослабленный организм;
- пережитый сильный стресс;
- снижение интеллекта;
- наличие патологии (проблемы со слухом, психикой).
Особенно часто задержка речевого развития наблюдается у билингвальных детей, родители которых говорят на разных языках. Чтобы выяснить, почему ребенок до сих пор не разговаривает, нужно обратиться к специалисту и пройти обследование.
Что делать, если не говорит?
- Не давить на ребёнка.
- Постоянно давать информацию ребёнку.
- Общаться с малышом на любые темы.
- Не сюсюкать и чётко произносить слова.
Если малыш совсем не разговаривает или делает это плохо, не нужно постоянно просить его что-то сказать, особенно обращаться к нему со словом «скажи». Вероятнее всего ребёнок не может что-то сказать и вряд ли не хочет. То есть хочет, но не может.
Важно помнить, что:
- Часть прогулок, начиная с 3-4 месяцев, должны быть в интервале бодрствования.
- Взрослый должен комментировать часть действий, но не как радио, а если бы он рассказывал 3-4летнему ребёнку. Например: «Пойдём пообедаем, а потом пойдём гулять».
- С самого рождения ведём с ребёнком ДИАЛОГ, а не монолог. То есть даём паузу и ждём от ребёнка ответа, даже если этого не будет. Когда-нибудь он обязательно ответит, запаситесь терпением.
Самое главное – хвалите ребёнка, если он сам просто произнёс слово, звук или слог, даже если с ошибками и непонятно, он всё равно молодец, потому что пробует
Также важно поддерживать беседу, когда ребёнок что-то вам рассказывает, пусть на своём детском языке, но он должен видеть обратную связь, заинтересованность, что мама и папа его понимают, даже если это не так. «Ничего себе! Правда? Вот так история!» – этого будет волне достаточно для поддержания разговора с малышом
Что советует доктор Комаровский, если ребёнок в 4 года не разговаривает
Популярный в большинстве стран постсоветского пространства теледоктор Евгений Олегович Комаровский по поводу задержки в развитии речи четырёхлеток говорит не так уж и много. Основной совет: постоянно заниматься с малышом и наблюдать за ним. Если словарный запас малыша перестал увеличиваться и к 3,5-4 годам остаётся на таком же уровне, что был в 2,5-3 года, то это уже серьёзный повод для беспокойства.
Если же словарный запас растёт, но достаточно медленными темпами, то малышу просто следует помочь. По мнению Комаровского, занятия по развитию речи не помешают и абсолютно здоровым детишкам, у которых никаких проблем не наблюдается.
Начать стоит с того, что с ребёнком надо много общаться и заниматься. Телевизор или планшет с мультиками не заменят живого человеческого слова. Если же проблемы всё-таки появились, то малыша обязательно надо показать терапевту, а по его рекомендации к логопеду и/или другим специалистам.
Кстати, походы на занятия к логопеду-дефектологу, отнюдь не означают, что родителям можно сидеть сложа руки и ждать когда их малыш нормально заговорит. С ребёнком надо заниматься постоянно, а не только пару-тройку часов в неделю. Помочь же в развитии речи малыша могут специальные упражнения, развивающие игры и артикуляционная гимнастика. И эта работа полностью ложится на плечи родителей.
Причины проблемы
Все причины задержки речевого развития ребенка специалисты делят на 2 группы. К физиологическим факторам относятся те, которые связаны со здоровьем малыша. Лечение ЗРР, вызванной такими проблемами, всегда проходит сложнее и требует помощи разных специалистов. К социальным относятся те причины, которые зависят от окружения малыша, особенностей его воспитания.
Физиологические причины ЗРР:
- нарушение слуха;
- проблемы со зрением;
- слабое развитие органов артикуляции: языка, губ, мягкого неба;
- поражение головного мозга;
- травмы или серьезные заболевания в период новорожденности;
- заболевания, вызванные внутриутробными травмами;
- проблемы во время беременности матери, употребление ею алкоголя;
- преждевременные или трудные роды;
- некоторые врожденные заболевания: синдром Дауна, ДЦП, гиперактивность, аутизм;
- наследственность.
Социальные факторы:
недостаточное внимание, уделяемое ребенку, когда ему не с кем разговаривать;
невнятная речь родителей и окружающих людей;
чрезмерная опека родителей, ведущая к лишению мотивации говорить;
частые эмоциональные стрессы;
постоянная работа телевизора, наличие посторонних звуков, окружающих ребенка;
общение в семье на нескольких языках.
Советы доктора Комаровского
Педиатр Комаровский отмечает, что матерям стоит беспокоиться, если ребенок не разговаривает в три года. По мнению врача, ЗРР чаще всего возникает из-за того, что родители мало общаются с ребенком, не проводят обучающие занятия. Комаровский рекомендует отдавать детей в садик. В коллективе девочки и мальчики быстрее учатся говорить, чем дома в компании взрослых.
Также известный педиатр дает такие советы:
- обследовать малыша, чтобы выяснить причину его молчаливости;
- воспринимать ребенка как отдельную, значимую личность. Необходимо обсуждать с ним бытовые вопросы (куда пойти на прогулку, что приготовить на обед). Даже если малыш ничего не отвечает, у него начнет формироваться привычка общаться, пополнится пассивный словарный запас;
- поощрять попытки ребенка произносить новые слова, звуки, подражать взрослым;
- чаще посещать детские площадки, приглашать в гости сверстников;
- оградить малыша от стресса.
Почему ребенок может не разговаривать в 2 года?
В норме, по достижению двухлетнего возраста, малыш должен активно общаться с родителями и близкими, называть вещи своими именами, рассказывать различные истории. Но случается так, что ребенок в 2 года еще не произносит никаких слов или же делает это очень плохо. Причинами этого может быть:
Отсутствие потребности в речи. Это может произойти в двух противоположных ситуациях. Во-первых, когда родители с ребенком почти не разговаривают, он много времени проводит перед телевизором или компьютером — общаться просто не с кем. Во-вторых, когда родители стремятся все сказать за ребенка, предугадать его желания по жестам и звукам, формулируют простые вопросы на которые можно ответить “да/нет” — тогда малышу просто незачем вступать в общение.
Наследственные заболевания, которые сопровождаются задержкой развития речи (ЗРР)
Характер речи родителей и окружения
Если речь взрослых вокруг ребенка беглая, быстрая, нечеткая, то дети не в состоянии все это повторить.
Тяжелые роды (стремительные, с обвитием пуповины) или травма ребенка в родах (травма шейного отдела позвоночника и/или центральной нервной системы) также может привести к задержке развития речи у ребенка
Тяжелые инфекции и травмы ( психо-эмоциональные травмы также), перенесенные ребенком в раннем возрасте, которые негативно повлияли на общее развитие речи у ребёнка
Также, важно понимать, что задержка речевого развития может быть сопроводительным симптомом более серьезных заболеваний, таких как ДЦП, эпилепсия или врожденные аномалии ЦНС
Что делать, если в 4 года малыш плохо говорит
Разобравшись с вопросом «Кто виноват?», следует приступить к поиску ответа на вопрос «Что делать?». А делать надо. Причём, срочно. Уже в этом возрасте коррекция речевого недоразвития – дело непростое, а дальше будет ещё труднее. К тому же через несколько лет ребёнку придётся идти в школу, где недостаточно развитая речь может привести, как минимум, к насмешкам, постоянным конфликтам и плохой успеваемости.
Что же делать родителям? Для начала малыша надо показать логопеду. Он уже сможет примерно определить, с чем связано отставание в развитии речи, и посоветует к какому специалисту обратиться. Чаще всего помимо данного доктора к работе с ребёнком приходится подключать педагога-дефектолога. Ну а в случаях, когда данное отклонение связано с каким-либо заболеванием, то возможно потребуется даже медикаментозное лечение.
Однако каким бы выдающимся не был бы специалист, основная нагрузка по развитию речи у ребёнка в 4 года всё равно ложится на его родителей. Доктор посоветует и научит нужным упражнениям, которыми нужно будет заниматься с малышом. Методики могут быть самыми разнообразными, к примеру:
- логоритмика – сочетание движения, музыки и простых двустиший или четверостиший;
- артикуляционная гимнастика – игровые упражнения, позволяющие освоить движения языка, губ и гортани;
- развитие мелкой моторики – как это не удивительно, но мелкая моторика и речь очень тесно связаны, т.ч. соответствующим упражнениям тоже придётся научиться.
Кстати, все эти упражнения будут полезны и для малышей, у которых с речью в четырёхлетнем возрасте проблем не наблюдается.
Кому нужны обследования?
Обследования нужны в случае, если врач подозревает у ребёнка задержку речевого развития (ЗРР). Не у всех детей, которые не говорят, есть эта задержка и не всем детям нужны обследования.
Если ЗРР всё-таки подозревается, то необходимы следующие обследования.
- Осмотр педиатра.
- Осмотр невролога.
- Осмотр психиатра (включён в медосмотр детей 2 лет).
Исследования, которые проводятся по показаниям.
- Электроэнцефалограмма (ЭЭГ и мониторинг сна. В очень редких случаях у ребёнка наблюдается регресс в развитии и это связано с большим количеством эпиактивности на ЭЭГ во время сна, когда у ребёнка нет эпилептических приступов.
- МРТ.
- Генетические тесты.
- Осмотр сурдолога, проведение аудиометрии,
- Тест на расстройство акустического спектра.
Что такое общее недоразвитие речи (ОНР) у детей?
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение формирования речевых навыков у ребенка. Чаще всего оно может обнаружиться в возрасте трех лет, когда ребенок начинает активно разговаривать
Но ОНР – это не симптом серьезного заболевания, а чаще всего просто недостаточное внимание родителей к речи ребенка. Например, если ребенок говорит «ыба», «суба», «дау», а родители его не поправляют, думая, что «само пройдет»
⠀
Четыре месяца назад в одну из социальных сетей онлайн-школы Kidskey пришло такое сообщение:
⠀
«Моему сыну 4 года. Он с 3-х лет ходит в садик, но почти не разговаривает. Его речь похожа на лепет годовалого ребенка. Я понимаю его только тогда, когда он объясняется жестами. Знакомые успокаивают, что мальчики начинают говорить позже, но я очень переживаю, потому что в саду дети не хотят играть с моим сыном, он постоянно плачет, злиться и даже обижает своих одногруппников.
⠀
Не знаю, что делать. Подскажите, пожалуйста, стоит ли мне сейчас что-то предпринимать или все же ждать, пока ребенок перерастет? Обязательно ли идти к специалисту или можно заниматься развитием речи дома?»
⠀
Давать какие-то абстрактные советы, не пообщавшись с ребенком, сложно. Поэтому мы пригласили маму с мальчиком на бесплатную онлайн-консультацию.
⠀
Замечательный и улыбчивый Рома не имел никаких проблем со слухом и интеллектом, но общался с нашим методистом так:
⠀
- вместо «дай» — говорил «да-да», вместо «есть» — «нам-нам»;
- вместо целого слова, называл только корень и обозначал им сразу несколько слов – «ма» — «машина», «ба» — «барабан», «банан», «батарейка»;
- одни и те же слова говорил по-разному: «машина» — «аша», «биби», «пипи», «си»;
- сложные слова и фразы сокращал: «мама ушла на работу» — «ма ся а ату».
⠀
После консультации стало понятно – у Ромы общее недоразвитие речи (ОНР) первой степени.
Этот диагноз логопеды могут поставить ребенку, если он сказал первые слова только после 3-х лет или если он больше объясняется жестами. Например, вместо того, чтобы сказать «Мама, дай конфету», он говорит «дай», а дальше показывает пальцем на шкафчик, где лежат сладости.
⠀
Ниже есть таблица с нормами развития речи ребенка по возрасту. Посмотрите, но сильно не зацикливайтесь на этих данных – каждый ребенок индивидуален и развивается со своей скоростью.
Памятка родителям неговорящих детей
Повторю основные моменты, на которые следует обратить внимание родителям. 1 Сходить к неврологу или психиатру, чтобы исключить органические причины
1 Сходить к неврологу или психиатру, чтобы исключить органические причины.
2 Осознать, что ребенок — это самостоятельный, отдельный человек. Пусть он еще маленький и зависимый, но уже отдельный. Хорошо, если у ребенка будет свое пространство — комната или хотя бы кроватка. Мама может оставлять его с другими членами семьи, оставлять в детском саду. Разделиться будет легче, если у мамы будут другие интересы помимо ребенка.
3 Понять, что не нужно всегда угадывать ребенка. Да, это здорово, что у вас такое взаимопонимание
Но важно поверить в ребенка, в то, что он может сам сказать, что ему нужно. Не говорите за него, не отвечайте сразу, пусть он попробует объяснить
Если ребенок еще не захотел есть, а его уже накормили, зачем ему говорить?
4 Укреплять связь с ребенком. Разговаривайте с ним, делитесь своими чувствами, эмоциями. Не говорите за него, говорите о себе. Это помогает укрепить связь, создает положительный и доверительный контакт.
5 Дать ребенку возможность проявить спонтанность и активность. Пусть у него будет место, где он сможет играть сам, двигаться так, как хочет. Рамки и границы нужны, но постарайтесь сделать так, чтобы они не превратились в постоянные одергивания и чтения нотаций по пустякам. Разговаривайте с ребенком, объясняйте ему, что можно, а что нельзя и почему.
6 Называть чувства ребенка; рассказать, что злиться — это нормально. Говорите: «Ты злишься»; «Ты обиделся»; «Ты расстроился». Объясните причину: «Ты разозлился, потому что я не разрешила тебе съесть конфету. Но ты сегодня уже съел две штуки, больше нельзя — мы об этом с тобой договорились на прошлой неделе». Таким образом мы даем ребенку разрешение на эмоции, показываем, что у них есть свои причины, что это нормально.
7 Принимать ребенка любым, говорящим или нет, любить его, говорить с ним ласковым и нежным голосом. Создайте для него условия, где бы он чувствовал себя безопасно. Старайтесь соблюдать примерный режим дня, чтобы создать ощущение предсказуемости событий, предупреждайте его, если уходите. И конечно, говорите ему, как вы его любите, как много он для вас значит.
1 Разговаривать не нужно — мама и так поймет
Если симбиоз не заканчивается, и мама по-прежнему угадывает все желания малыша, ему незачем учиться говорить. «Если мы с мамой одно целое, и она уже умеет разговаривать, то зачем говорить еще и мне?» Это как если бы у человека заговорила, например, рука. Странно, не так ли?
Интересно наблюдать за некоторыми мамами трехлетних неговорящих детей. Они по одному звуку, жесту, взгляду могут угадать желание ребенка… Только зачем такому ребенку говорить. «Если мама все знает, прекрасно меня понимает, лучше, чем я сам, то зачем париться?»
Чтобы ребенок начал учиться говорить, он должен почувствовать себя отдельным и понять: пока он не скажет, никто не поймет, что ему нужно.
Нарушения речи по МКБ-10
В Международной классификации болезней специфические расстройства развития речи находятся под кодами F80, R47, F84, F98. Сюда относят такие патологии:
- расстройство рецептивной речи – ребенок не понимает, что ему говорят;
- расстройство экспрессивной речи – он не может рассказывать в соответствии с возрастом;
- расстройство речевой артикуляции – издает звуки не по возрасту (1-2 года);
- дисфазия, афазия – поражение коры головного мозга, при котором нарушается речь или отсутствует;
- дизартрия, анартрия – нарушения речи в результате проблем иннервации артикуляционного аппарата, патологий НС;
- аутизм;
- заикание и другие патологии.