Причины детской агрессии
Эмоциональное неблагополучие ребенка в семье и в детском саду – ему там плохо. И с помощью агрессии ребенок пытается добиться стабилизации.
Некоторые негативные черты личности ребенка.
Особенности сложившихся черт поведения, т.е
ребенка научили таким образом себя вести.
Ребенок просто не умеет по-другому разрешать конфликты и спорные ситуации, кроме как агрессивным поведением.
Ребенок подражает агрессии родителей, сверстников, окружающих людей, тому, что увидел по телевизору, в компьютерных играх.
Недостаток двигательной активности, физические нагрузки.
Индивидуальные особенности психики (низкий уровень активного торможения, быстро заводится).
Постоянное стимулирование агрессивного поведения (СМИ, интернет, компьютер).
Стиль воспитания в семье: гиперопека – повышенное внимание на ребенка со стороны родителей + гипоопека – на ребенка совсем не обращают внимания.
Неразрешенные конфликты.
Особо предрасположены к агрессии:
- Дети, у которых отстает тормозной процесс. При наказании за случайные проступки у таких детей вырабатывается агрессивно-защитный тип поведения. Ребенок постоянно готов к отпору и самозащите. Он легко и активно вступает в конфликт с родителями и воспитателем в детском саду, обижает слабых, иногда прибегает к сознательной порче вещей и разрушению.
- Дети, которые выделяются среди других: инвалиды, большой или маленький рост, толстый. При этом они могут быть как очень застенчивыми и не привлекать к себе внимания, так и очень агрессивными, как бы компенсируя себе нападки других.
- Дети, в семьях которых живет дух соперничества. Они могут быть робкими, избегать сравнения с удачливыми членами семьи. Но могут быть и агрессивными, когда включаются в соревнование, пытаясь доказать, что они лучше соперника.
Детский психолог Ольга Черненко с доктором Евгением Комаровским в видео дают рекомендации как быть если ваш ребенок проявляет агрессию на других детей и как быть если вашего ребенка обидели, укусили, нужно ли заставлять детей просить прощения:
Как ребенок может выразить свое агрессивное поведение?
- Конкретные агрессивные действия: упрямство, стремление возражать старшим и сверстникам, отказываться; вспышки гнева и ярости; желание унизить или оскорбить; самоуверенность, завышенная самооценка; ребенок ругается, ворчит, кусается, царапается, плюется; драчливость и вспыльчивость.
- Словесная агрессия: ругается матом, обзывается, придумывает обидные прозвища сверстникам, неприятные слова. Когда маленький ребенок употребляет ругательные слова, он «пробует» их на вкус и наблюдает реакцию взрослого. Если взрослый хоть как-то отреагировал (положительно или отрицательно), ребенок надолго запомнит это слово и будет его употреблять.
- Агрессивные мысли, намерения, которые развиваются в двух направлениях: агрессия на себя и агрессия на других.
Проведя детальный анализ и ответив на следующие вопросы, родители (воспитатели) легко определят агрессивного ребенка из группы детей дошкольников.
- На кого он нападает (на слабого и младшего ребенка)?
- Как часто это повторяется?
- Нападает он первым или нет?
- В каких обстоятельствах он нападает? Провоцирует ли его кто-то?
Способы помириться с раздражением
Именно не ПРИмириться, а ПОмириться. Примириться — значит опустить руки. Помириться — перестать воевать. С одной стороны, раздражение часть вас, а с самим собой воевать вредно. С другой стороны, хорошо бы помнить, что раздражение — это не вы сами, это только маленькая часть вас. И она не должна диктовать правила, по которым вам жить и взаимодействовать со своим ребёнком.
Иногда в это трудно поверить. Раздражение настолько наполняет человека, что ему кажется, он такой и есть: злой, нетерпимый, упрямый. Но это не так. Главное, помнить и повторять себе, как мантру: «Я хороший человек. Я добрый, чуткий, осознанный. Просто сейчас, в данной ситуации не сдержался, поступил слишком жёстко. В следующий раз у меня есть шанс выбрать другую реакцию».
На тему наказания я проводила опрос среди 8 детей возраста от 4 до 6 лет. И вывела одну закономерность: абсолютно все дети помнят, как именно их наказывали (лишали мультфильмов, игр, прогулок, еды, закрывали одних в комнате), но ни один из опрошенных не помнит или не знает, за что именно его наказывали!
Спросив у малышей, за что вообще стоит наказывать детей, многие из них ответили, что только за серьезные проступки. Например, за то, что ударил кого-то, обидел или накричал. Чувства, которые они испытывали во время наказания, дети описали очень чётко. Они употребляли такие слова, как страшно, грустно, обидно, плохо, одиноко. Они злились. От мальчика Макара 6,5 лет я получила интересный ответ на вопрос, как бы он хотел, чтобы его наказывали: «Я бы хотел, чтобы мама сначала поговорила со мной и узнала как все было, прежде чем наказывала».
Если ребенок дерется в садике
Драка может быть для ребенка проверкой дозволенного и способом познать отношения с окружающими.
Причины
Впервые дети пробуют решать проблемы дракой в возрасте 2-3-х лет. Их агрессия направляется на родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и детей. Причин, по которым малыши избирают такой способ поведения, может быть много:
неумение выражать потребности словами из-за неразвитости навыков общения;
возможность привлечь внимание к своим желаниям, особенно, если он чувствует себя одиноким. Если ребенок – изгой в детсадовской группе, то при помощи драки он защищается или пытается доказать, что имеет право быть со всеми;
самоутверждение и выброс негативной энергии, отвоевание места под солнцем в конкуренции с другими детьми – за игрушки, за внимание воспитательницы;
копирование поведения, приятого в семье
Если взрослые члены семьи выясняют отношения с применением силы, то ребенок, беря с них пример, считает драки нормальным явлением;
подражание героям мультфильмов и компьютерных игр, в которых присутствуют стрельба, удары, взрывы;
недостаток воспитания, когда ребенок не осознает понятия «можно-нельзя», «хорошо-плохо».
Причиной может быть даже состояние здоровья: высокое внутричерепное давление ведет к чрезмерной возбудимости, которая выходит через драки.
Что делать родителям
Специалисты считают, что в агрессивном поведении ребенка виноваты родители. От них зависит восприятие мира – что они вложат в формирующееся сознание, то и получат. С ребенком нужно говорить, объяснять и учить нормам поведения.
На любую ситуацию должна следовать реакция. Если ребенок обидел другого, нужно не только объяснить, что это недопустимо, приведя понятные аргументы, но и добиться, чтобы он попросил прощения.
Если агрессия была обращена к взрослым, дайте понять, что им это не нравится. Покажите, как контролировать эмоции и объясните, что умение прощать и уступать – это проявление силы.
Ребёнка нужно научить сбрасывать негативные эмоции без вреда другим: забравшись в укромный уголок покричать, потопать ножками или скомкать и порвать бумагу. Тот ребенок, который постоянно занят, часто бывает на воздухе и много двигается, менее склонен к агрессии, поскольку отрицательная энергия находит выход.
Исключение телесных наказаний ребенка, рукоприкладства, просмотра жестоких и грубых мультиков, фильмов и игр благотворно скажутся на взаимоотношениях с окружающими людьми, взрослыми и сверстниками.
Повод для беспокойства: когда нужен врач
Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:
- Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
- В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
- Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
- Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
- Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
- Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
- Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.
Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения — это совершенно разные психологические структуры.
Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, — огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача — поддерживать и направлять.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Психологические советы
Вот что советует психолог Бердникова Анна: «Чтобы верно отреагировать на агрессивный поступок своего ребенка нужно прислушаться к своим чувствам
Что я ощущаю? Это важно, так как наши чувства помогут нам понять, что же происходит в реальности. Во время агрессивной вспышки стоит прислушаться к себе
Что вы ощущаете? Обиду? Злость и стремление победить маленького негодяя, показать ему, кто здесь первый и главный?
ИНТЕРЕСНО: как научить ребенка дружить с другими детьми в садике и школе?
Когда чувствуется обида, нужно разобраться, что заставило малыша причинить ее вам? Что на душе у него самого? Чем вы его обидели или регулярно обижаете? Когда чувствуете злость, то между вами деструктивные отношения, присутствует борьба за власть
В этой ситуации важно сделать первый шаг навстречу – перестать бороться за лидерство. Только поняв причину, можно решить проблему с драчуном»
Если ребенок дерется в школе
Если маленький ребенок не осознает серьезность драки, то школьник понимает, для чего он идет на этот шаг, ставя конкретные цели.
Причины
Какие-то причины растут из раннего детства, никуда не исчезнув, если над ними не работали. В то же время, новая обстановка порождает иные мотивы.
Постоянная критика и физические наказания дома формируют жестокость и желание отыграться на сверстниках. Равнодушное и попустительское отношение к агрессии выступают скрытым поощрением. Строгая дисциплина и требовательность ведут к тому, что вне дома ребенок теряет чувство меры.
В школе драки становятся способом завоевания статуса в коллективе и подчинения одноклассников. Выяснение отношений с позиции силы может быть вызовом учителям или родителям. Если подросток не получает внимания со стороны взрослых, он рассуждает так: «Я веду себя хорошо, но меня не любят
Если буду плохим, может на меня обратят внимание»
Нехватка денег и неудовлетворение запросов ребенка, которому хочется иметь модные предметы, а родители не могут ему их купить, толкают отнять нужную вещь силой. Эти причины могут быть вызваны недостаточным воспитанием, позволяющим подростку оправдывать плохие поступки, или влияние компании, в которой ребенок занимает ведомое положение и исполняет требования лидера, не желая сопротивляться.
Что делать родителям
Взрослый ребенок нуждается в общении с родителями не меньше малыша.
- Расскажите, что помогает вам справиться со злостью: счет до 10, удары в подушку, сильное сжатие кулаков, рычание, вдохи и другие техники.
- Учите выражать чувства в словесной форме.
- Ищите положительные примеры среди литературных героев, читайте и обсуждайте вместе книги и фильмы.
- Запишите ребенка в секцию, музыкальный кружок, поощряйте участие в конкурсах и соревнованиях, чтобы повышать самооценку и улучшать мнение окружающих.
- Если драка произошла, не становитесь на сторону ребенка, выгораживая его любой ценой.
- Не обвиняйте подростка беспричинно, особенно при всех. Выясните все обстоятельства, поговорив с очевидцами и учителями без присутствия ребенка.
- Доверяйте ребенку и выслушайте его версию: если он прав, вы услышите связные аргументы; будет отмалчиваться – чувствует себя виноватым.
- Не переходите на личность ребенка, говорите не о том, какой он плохой, а о его поступке.
Если все усилия родителей не приводят к положительным изменениям и драки остаются постоянным спутником ребенка, лучшим решением станет обращение к специалистам.
Злиться — это нормально
Эмоция гнева — врождённая. Американский психолог Пол Экман отмечает, что это одна из пяти базовых эмоций. Среди них — отвращение, страх, счастье и печаль.
Хотя злость принято демонизировать, но на самом деле это полезная эмоция. Она сопровождается физиологической реакцией — повышением адреналина, кортизола, давления и сердечного ритма, приливом крови к мышцам. Гнев нужен, чтобы сделать человека сильнее и бесстрашнее в моменте, помочь ему защититься от «врагов». Злость подсказывает, что нам не нравится, и даёт энергию на изменение ситуации.
Восприятие и выражение злости — социальный паттерн. Дети учатся этому в ходе воспитания в семье, под влиянием культуры и опыта
Важно научиться правильно реагировать на детский гнев и объяснить ребёнку, как можно выражать злость экологично
Если транслировать ребёнку, что его «не любят», когда он злой, и отказываться признавать его право на гнев — это может вылиться в проблемы с агрессией и распознаванием собственных эмоций. Дети, которым приходилось подавлять злость, часто в более взрослом возрасте не понимают, что им нравится, а что нет, как с ними можно обращаться, а как нельзя.
Возможные причины
Способ выражения эмоций. Малыш в раннем возрасте не обдумывает свои поступки и с легкостью ударит маму, если она его обидела. Таким способом он может пытаться проявить свою обиду или показать, что ему грустно.
Копирование агрессивного поведения. Ребенок внимательно воспринимает все, что находится вокруг него. Очень часто можно заметить, как малыш подражает не только поведению, но даже мимике своего родителя. Если на глазах у ребенка, например, отец поднимает руку на свою жену, неудивительно, что и карапуз начнет делать то же самое. Кроме того, просмотр фильмы со сценами насилия или даже таких мультфильмов, как Том и Джерри, Маша и Медведь, в которых показано, как одни персонажи издеваются над другими, способствует формированию мнения вседозволенности такого поведения.
Физическое насилие над малышом. Если ребенка бьют, то неудивительно, что и он сам начинает себя так вести. Не исключено, что насилие применяется к нему, например в детском саду, это могут быть, как пинки от одногруппников, так и оплеухи от воспитателей.
Определение границ вседозволенности. Возможно, малыш просто пытается осознать, что делать можно, а что нельзя.
Способ привлечения внимания родителей
Своими поступками карапуз хочет обратить на себя внимание, хочет, чтобы ему уделили время, поиграли с ним.
Избыток энергии. Если малышу некуда растратить свою активность, то такое поведение может стать способом выплеснуть избыток физической энергии.
Чувство ненужности. Возможно, вы недостаточно уделяете время ребенку, в частности это наблюдается при рождении нового малыша в семье
Такое поведение карапуза может стать способом заявить, что и он существует в этой семье.
Проявление стресса. Такое часто наблюдается, если родители ребенка часто ругаются, их отношения находятся на грани развода. Ребенок все тяжело воспринимает, постоянно находится в нервном напряжении.
Неуважительное отношение к малышу. Не удивляйтесь, подобному поведение, если вы никогда не учитываете мнение ребенка, не прислушиваетесь к его просьбам.
Следствие бдительного контроля. Такое поведение возможно, если малыша держат в узких границах, контролирует каждое его движение, заставляют ходить «по струнке». Это такой способ противостояния повышенному контролю.
Надмерная опека. Ребенок начинает агрессивно себя вести по отношению к родителям, если испытывает чувство вседозволенности и удовлетворения любых его капризов.
Возможно, вы недостаточно уделяете время ребенку, в частности это наблюдается при рождении нового малыша в семье. Такое поведение карапуза может стать способом заявить, что и он существует в этой семье.
Проявление стресса. Такое часто наблюдается, если родители ребенка часто ругаются, их отношения находятся на грани развода. Ребенок все тяжело воспринимает, постоянно находится в нервном напряжении.
Неуважительное отношение к малышу. Не удивляйтесь, подобному поведение, если вы никогда не учитываете мнение ребенка, не прислушиваетесь к его просьбам.
Следствие бдительного контроля. Такое поведение возможно, если малыша держат в узких границах, контролирует каждое его движение, заставляют ходить «по струнке». Это такой способ противостояния повышенному контролю.
Надмерная опека. Ребенок начинает агрессивно себя вести по отношению к родителям, если испытывает чувство вседозволенности и удовлетворения любых его капризов.
Какие способы выплескивания злости приемлемы?
А что помогает лично вам справиться со своей злостью? Вы считаете до 10? Или вам надо сходить в спортзал и поколотить грушу? Поделитесь своим личным опытом с ребенком. Он будет самым ценным для него.
Вот еще несколько разных приемов:
- Когда я злюсь, я могу сильно сжать кулачки и затопать ногами. Вот как сильно я сейчас злюсь!
- Я могу побить подушку! Сильно-сильно. Всю злость выплеснуть на нее.
- Я могу нарисовать свою злость, она яркая и страшная, а потом разорвать ее на маленькие кусочки и превратить в красивое яркое конфетти.
- Я могу зарычать и закричать, как рычит свирепый лев, когда разозлится.
Это все приемлемые способы разрядки.
Также к выплескиванию агрессии и разрядке можно отнести занятия физическими нагрузками, разными видами спорта, игры в войнушку, для более младших детей — игры в кошки-мышки, где родители и дети играют как в роли охотника/нападающего, так и в роли жертвы/убегающего и т. д.
А вы сталкивались с детской агрессией? Как вы разрешаете данные ситуации? Расскажите о своем опыте или опыте своих знакомых — оставьте комментарий! И не забудьте поделиться статьей с друзьями в соцсетях — возможно, тема детских драк интересует кого-то из них.
Что делать дальше?
Запоминаем основные правила борьбы с кусачестью и не отходим от них ни на шаг:
- Строго и справедливо реагируем на все «фортели» карапуза. Любые негативные действия и попытки кусить, толкнуть, пнуть и проч., следует пресекать мгновенно.
- Изучаем причины поведения малыша. Этот пункт, наверное, даже можно поставить первым. Анализируйте ситуацию! Если вы поймете, в чем причина кусачести чада, то вам будет проще исправить ситуацию.
- Если ребенок демонстративно игнорирует родительское «это нехорошо», ищите компромисс. Не опускайте руки.
- Если вы что-то запретили чаду, доводите воспитательный процесс до его логического завершения в обязательном порядке. Слово «нет» должно быть железным. Запретить и сказать «ай-яй-яй», а потом махнуть рукой, потому что некогда или «ничего страшного» — это ваш проигрыш.
- Проводите беседы с ребенком. Чаще объясняйте про «хорошо и плохо», искореняйте вредные привычки в зачатке, тогда не придется их выкорчевывать потом.
- Будьте строгими, но любящими. Ребенок не должен вас испугаться, ребенок должен вас понять.
- Если кусачесть – это реакция чада на обиду, нанесенную сверстниками, то научите малыша не давать себя в обиду и отвечать обидчиками иными способами. Используйте ролевые игры, разыгрывайте сценки, с помощью которых малыш научится реагировать правильно.
- Присмотритесь к группе, которую посещает карапуз, а также к его сверстникам. Возможно, его учит кусаться кто-то из окружения. Понаблюдайте и за самим малышом – как именно он общается с другими детьми в детском саду, не обижают ли его, не задирает ли он сам всех.
- Обязательно попросите малыша пожалеть того, кого он укусил, и попросить прощения.
- Если кусачесть наиболее активна в детском саду, а воспитатель не в силах усмотреть за вашим чадом по причине большого количества детей, рассмотрите вариант перевода крохи в другой сад. Возможно, частный, где практикуют индивидуальный подход.
- Дайте малышу больше свободного места: личного пространства должно быть много. У вашего чада должна быть возможность выразить себя, сбросить негативные эмоции, остудить чувства.
- Чередуйте активные занятия с ребенком со спокойными. А перед сном не перегружайте нервную систему малыша: за 2 часа до сна – только спокойные игры, за час до сна – купание с лавандой, потом теплое молоко, сказка и спать.
- Всегда поощряйте хорошее поведение малыша. Основные принципы воспитания детей без наказаний
Важно понимать, что кусачесть – это только в первый раз шалость. А потом она может обернуться не только слезами покусанного товарища вашего чада, но и серьезной травмой с наложением швов
Ну, а там недалеко и до судебного иска, поданного родителями пострадавшего.
Профессиональная помощь
- страх самостоятельности и отказ от неё;
- отстранённость от родителей;
- склонность к садизму;
- слишком частые и длительные истерики;
- эмоционально-поведенческие отклонения, характерные для кризиса 3 лет, сказываются на физическом состоянии.
При интенсивных, часто повторяющихся гипобулических припадках (истериках или судорогах) ребёнок направляется к неврологу, который проводит физическое обследование. Он оценивает рефлексы, чувствительность, координацию, мышечную силу и тонус. Это необходимо для дифференциальной диагностики кризиса с неврологическими заболеваниями.
Если диагностируется неврологическое или психическое расстройство, назначается курс лечения с приёмом детских успокоительных препаратов и прочими методиками терапии. При их отсутствии реализуется психокоррекционная программа по преодолению кризиса. Она обычно состоит из следующих этапов:
- Работа с родителями: объяснение им сути кризиса 3 лет и рекомендации, как себя вести.
- Работа с факторами, усугубляющими и облегчающими кризис. Первые по возможности устраняются, на вторых делается акцент.
- Работа непосредственно с ребёнком. Это могут быть сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия, изотерапия, символдрама, ролевые игры и т. д.
Обычно дело ограничивается 5-6 сеансами, в результате которых ребёнок становится более спокойным, а родители приобретают знания, как правильно себя вести в критических ситуациях.
Как помочь справиться со злостью
Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так:
Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.
Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».
Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что…», «Ты сейчас зол из-за того, что…», «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.
Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.
Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста.