Психологический климат в коллективе, интернет-журнал по психологии – развитие

Правила общения в коллективе

Зачастую гармоничные отношения с другими сотрудниками на работе легко построить, если соблюдать простые правила.

  1. Во-первых, будьте вежливы и приветливы – это расположит коллег к вам. Не грубите и не хамите окружающим людям, даже если у вас не самое лучшее настроение.

  2. Исключите неформальное общение там, где это неуместно, чтобы не утратить уважение коллег.

  3. Не делитесь с сослуживцами личной информацией. Ваше доверие может спровоцировать сплетни или зависть.

  4. Не пытайтесь переучить коллег выполнять свою работу, такие действия могут быть восприняты как вызов и спровоцировать ссору.

  5. Не игнорируйте сложившиеся в коллективе традиции.

  6. Старайтесь одеваться на работу максимально сдержанно.

Признаки низкой социальной напряженности в коллективе

Низкую социальную напряженность в коллективе отличают:

  • Высокая требовательность и доверие членов команды друг к другу;
  • Доброжелательная и деловая критика;
  • Свободное выражение собственного мнения членами коллектива при обсуждении всех вопросов групповой жизни;
  • Достаточная информированность участников о задачах компании и состоянии дел при их выполнении;
  • Удовлетворенность принадлежностью к коллективу и преданность ему;
  • Высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи и взаимной поддержки (участники команды знают, что получат помощь от любого другого, потому что сами всегда оказывают ее, когда это необходимо);
  • Принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.

Совместимость социально-психологического характера

Подобный тип совместимости включает в себя согласованность интересов, социальных установок и ролей. В том случае, если над проектом работают два (или больше) индивидуума и каждый претендует на доминирующую роль, вряд ли их совместная деятельность закончится успехом. Скорее всего, выполнение задания будет сорвано.

Целесообразнее было бы в пару к вспыльчивому (то есть импульсивному) человеку поставить работника, отличающегося спокойным и уравновешенным нравом, а также способного слушать и относиться терпимо и доверительно к своему напарнику. От такого тандема «выиграют» все: и компания, и оба сотрудника, которые выполнят задание в минимальные сроки в нормальной психологической обстановке (и, возможно, получат вознаграждение в денежном эквиваленте).

Оценка состояния МПК

Состояние морально-психологического климата в группе всегда определяется полярными значениями, не имеющими подуровней перехода от положительного к отрицательному. Про обстановку в коллективе никогда нельзя сказать, что она «нормальная», поскольку такое определение не соответствует эмоциональной оценке текущего положения, всегда выражаемой в одном из двух крайних состояний: «хорошо» или «плохо».

Человек, желает он этого или нет, на подсознательном уровне оценивает каждое явление, имеющее место в его общественной жизни, и показатели эти довольно категоричны. Невозможно добиться высокой оценки работы и здорового морально-психологического климата на предприятии в общем, если собственная оценка данной структуры отдельными членами коллектива будет стабильно низкой.

Основоположник социальной психологии Борис Парыгин утверждал, что индивидуальное психологическое восприятие отдельных факторов общественной жизни членами коллектива еще не составляет МПК в полной мере. Только совпадающее мнение большинства участников группы (общность) является мощным механизмом, многократно усиливающим внутриструктурный настрой. В то же время уже сформировавшийся морально-психологический климат в организации влияет на каждого члена коллектива, повышая или понижая его рабочую активность, способствуя положительному настрою или блокируя его.

1. Основные характеристики коллектива

Организацию, которой характерны четкая структура и регламентация деятельности, присутствие руководителя, являющегося в том числе и неформальным лидером, отсутствие явных конфликтов, партнерские отношения и сплоченность между ее членами, в социальной психологии принято называть коллективом. Групповые интересы, нормы поведения, характер межличностных отношений в коллективе, принятые стереотипы общения, труда и познания определяют общественное мнение о данной организации .

Коллектив – устойчивая во времени группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития.

Предметом исследования коллектива выступают социально-психологические феномены взаимоотношений и взаимодействий членов коллектива: сплоченность коллектива, совместимость входящих в него личностей, психологический климат, восприятие коллектива его членами, самочувствие и самоуважение личности в коллективе, ее перспективы в связи с перспективами самого коллектива и др.

Критерием эффективности процесса формирования и развития коллектива является его социально-психологический климат – качественная сторона межличностных отношений, отражающаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию членов коллектива .

Базовыми социально-психологическими проявлениями коллектива являются: организованность, потребность в сохранении целостности группы, информационная компетентность, организованность, ответственность, открытость, эмпатийность, сплоченность, коллективизм .

Информационная компетентность – главное условие сознательного поведения индивида в соответствии с его целями и потребностями коллектива. Уровень информационной компетентности определяет результаты деятельности коллектива в целом; предусматривает знание целей, имеющихся у коллектива, сущность и итоги его деятельности, позитивных и негативных сторон, норм и правил поведения, владение информацией о членах группы.

Организованность – строгое определение и упорядочение функций, прав и обязанностей членов коллектива, определяющее отношение членов группы к труду и состояние трудовой дисциплины. Дисциплина – установленный порядок поведения людей, отвечающий существующим в коллективе нормам и правилам, регламентирующий поведение в коллективе и обеспечивающий согласованность действий внутри него.

Ответственность – регуляция деятельности с точки зрения соответствия принятым в организации правилам и нормам. В коллективах с благоприятным, комфортным социально-психологическим климатом работники стремятся к принятию на себя ответственности за успех или неуспех совместной деятельности.

Открытость – умение развивать и способствовать сохранению адекватных, базирующихся на коллективистской основе сотрудничества с другими коллективами или их представителями, в том числе с дебютантами в собственном коллективе.

Эмпатийность – позитивные личные, эмоционально комфортные дружеские, доверительные взаимоотношения членов группы, внимательность друг к другу, благожелательность, уважение и деликатность, обеспечивающие комфортный психологический климат, сдержанную и дружественную атмосферу.

Сплоченность – процесс, объединяющий коллектив, отражающий степень приверженности к группе ее членов, определяющийся уровнем взаимной привязанности в межличностных отношениях и привлекательностью группы для ее членов.

Коллективизм – систематическая работа членов коллектива над общими задачами, противодействие разобщающим, разрушающим коллектив факторам. Коллективизм, в том числе включает содействие добрым традициям, уверенность всех членов в своей организации, неравнодушие к общим интересам, совместное и согласованное решение общих важных проблем.

Целостность – коллектив как своеобразная система деятельности с характерной ей структуризацией, распределением обязанностей, иерархизацией руководства и управления; своеобразная форма взаимодействия между его членами, обеспечивающая развитие личности не вопреки, а совместно с развитием коллектива.

Очень важное место в коллективе занимают служебные, профессиональные традиции, проявляющиеся в отношении к реализуемой деятельности, позволяющие понять, насколько для отдельного представителя коллективная деятельность является осознанной потребностью, насколько она объединяет коллектив, усиливает трудовую и общественную активность его членов, то есть служащие критериями социально-психологического климата

Авторитарный стиль

Основан на доминировании единоначалия, которое выражается в том, что только руководитель собственной персоной принимает все важные решения (не советуясь с кем-либо). Мнение коллектива в данном случае не принимается в расчет.

Основные методы управления – это приказы, распоряжения, выговоры, замечания и наказания. Общение руководителя с подчиненными происходит в грубой и резкой форме. В коллективе приветствуется «наушничество» и повсеместный контроль. Любые инициативы сотрудников не поддерживаются, а интересы компании ставятся выше интересов людей.

Подобный стиль руководства может порождать в коллективе чувство некоторого дискомфорта в психологическом плане, конфликтность, страх, зависть, заискивание и враждебность.

Структура климата

В структуре психологического климата выделяют следующие отношения:

Горизонтальные

Насколько коллектив сплочен? Каковы взаимоотношения его членов друг с другом? Если возникают конфликты, как их решают? На эти вопросы психологи отвечают, анализируя отношения по горизонтали.

Вертикальные

Если в предыдущем пункте речь идет о межличностных отношениях равноправных членов социума, здесь имеет место коммуникация с шефом и другими высшими по рангу коллегами.

Отношение к труду

Все ли хорошо в отношении данного аспекта? Чтобы ответить на этот вопрос, человек должен подумать над тем, насколько он удовлетворен своей деятельностью и намерен ли оставаться там, где ее сейчас осуществляет.

Методика №4. Что важнее?

Цель:определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ).

Ход проведения: учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств которой характеризуют отношения к учебе (1, 6, 16, 18, 25), стиль поведения и деятельности (3, 7, 9, 12, 27), знания (2, 5, 14, 21, 32), качества ума (4, 20, 30, 24, 34), учебно-организаторские умения (8, 13, 15, 22, 26), отношение к товарищам (11, 17, 23, 29, 33), отношение к себе (10, 19, 28, 31, 35).

Школьники должны выбрать из этих 35 качеств только 5, которые, по их мнению, являются необходимыми и наиболее важными для успешного выполнения совместной учебной работы.

Качества личности

Качества личности

1

Дисциплинированность

19

Требовательность к себе

2

Эрудированность

20

Критичность

3

Сознание общественного долга

21

Духовное богатство

4

Сообразительность

22

Умение объяснить задачу

5

Начитанность

23

Честность

6

Трудолюбие

24

Инициативность

7

Идейная убежденность

25

Внимательность

8

Умение контролировать работу

26

Ответственность

9

Моральная воспитанность

27

Принципиальность

10

Самокритичность

28

Самостоятельность

11

Отзывчивость

29

Общительность

12

Общественная активность

30

Рассудительность

13

Умение планировать работу

31

Скромность

14

Любознательность

32

Осведомленность

15

Умение работать с книгой

33

Справедливость

16

Целеустремленность

34

Оригинальность

17

Коллективизм

35

Уверенность в себе

18

Прилежание

Обработка полученных данных.

Учитель составляет матрицу таблицу. В ней в каждой строке отмечаются те пять номеров (качеств), которые выбрал данный ученик. Затем по столбцам подсчитывается количество выборов каждого качества. Коэффициент, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства учащихся класса (С), вычисляется по следующей формуле:

где — среднее число выборов, приходящееся на одно из пяти качеств личности, получившее максимальное число выборов,— среднее число выборов, приходящееся на одно из остальных качеств личности,N— число учащихся, принявших участие в эксперименте.

Иногда пользуются и другой, более простой формулой, которая может быть получена из приведенной путем некоторых преобразований:

где n— сумма выборов, приходящаяся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов,N— число учащихся, принявших участие в эксперименте.

С ≥ 0,5 считается высоким показателем и свидетельствует о том, что класс можно считать коллективом. Если 0,3 ≤ С < 0,5, то класс промежуточный по уровню развития ЦОЕ. Наконец, С ≤ 0,3 свидетельствует о недостаточном ЦОЕ и развитии класс как коллектива.

Если наиболее весомые качества принадлежат одной классе свойств, значит учащиеся связывают успех своей совме6стной деятельности с той сферой, которую эти качества характеризуют.

Описания групп разного уровня развития

«Песчаная россыпь»самый низкий уровень развития класса. Вроде бы класс есть, но в то же самое время каждый человек сам по себе. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Причина: либо еще мало знают друг друга, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Нет твердого, авторитетного актива.

«Мягкая глина»в классе заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные: доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как его никто не поддерживает.

«Мерцающий маяк»формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой классе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. В классе есть на кого оперетьсяактив. Класс отличается своей индивидуальностью. Но иногда она не может проявить настойчивость в преодолении трудностей. Некоторые члены класса не всегда подчиняются коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива. Проявление активности наблюдается всплескамида и то не у всех.

«Алый парус»здесь действуют по принципу «один за всех все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Есть надежный, авторитетный актив. К нему идут за советом, помощью. У большинства членов проявляется чувство гордости за свой коллектив, все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа интересуется, как обстоят дела в других классах, приходят им на помощь, если попросят. Хотя класс и сплочена, бывают моменты, когда она не может преодолеть трудности, совершает ошибки.

«Горящий факел»здесь хорошо проявляются все качества коллектива: тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив. Если кому-то трудно, если рядом класса, которым нужна поддержка, такой коллектив бескорыстно приходит на помощь, делает все, чтобы принести пользу людям.

Диагностика психологического состояния коллектива

Руководитель может не догадываться о существующих разногласиях в собственном коллективе, поэтому периодически необходимо проводить диагностику

Она имеет важное значение не только для руководства, но и для сотрудников. Анкетирование дает понять, что их мнением интересуются

Вопросы теста затрагивают основные аспекты деятельности членов коллектива — работу, личные отношения, отношения между микрогруппами. Баллы набираются каждым участником опроса и подсчитывается общее количество, затем делится на число участников. По конечной цифре можно определить, какой период переживает группа людей, занятых одним делом и находящихся в тесном взаимодействии.

Информационный голод

Если вы чувствуете, что с вами не делятся информацией, касающейся вас, вашей работы и вашей зоны ответственности — это еще один признак токсичного коллектива. Как правило, в нездоровой атмосфере проблем в общении достаточно, причем они могут быть сразу в нескольких областях — между сотрудниками и руководителями, между отделами и даже с клиентами компании.

Проблемой могут стать косвенная связь (отправка сообщений через третьих лиц), замалчивание информации или ее сознательное искажение.

«Если не доносить необходимую информацию своевременно, возникает конфликт с последствиями. К примеру: — не представили должным образом нового сотрудника. Поэтому вот уже второй месяц он не может нормально построить коммуникацию с коллегами; — не прояснили, почему именно эта цель приоритетна. Появляется недопонимание и клевета на менеджера/руководителя/коллегу; — не прописали должным образом показатели. Человек не понимает, чего от него ожидают, как раскрывать свой потенциал, куда расти», — объясняет HR менеджер Admixer Technologies Виктория Павличенко.

5

Факторы, определяющие социально-психологический климат организации

Моральные, психологические аспекты организации труда определяются составом и особенностями организаций, социально-демографическим составом персонала, интересами сотрудников, стилем управления. Наибольшее значение имеют индивидуальный настрой сотрудников, общая атмосфера коллектива.

Личные (каждого сотрудника)

Ежедневная трудовая деятельность сопровождается устойчивыми личными контактами сотрудников. Они составляют эмоциональную основу отношений. Проявляются нравственные ценности, нужды, интересы, взгляды, установки. Знания и умения сотрудника, личностный адаптационный потенциал, коммуникативные способности, уровень тревожности отражаются на социально-трудовых отношениях, результатах общей деятельности на жизненном пути коллектива.

Общие (коллектива)

На социально-психологический климат влияют численность группы, степень централизации власти, участие работников в планировании и распределении ресурсов, состав отделений (по возрасту, профессиональным навыкам, этническому уровню).

Физические, санитарно-гигиенические условия также важны для формирования положительного настроя сотрудников. Низкий уровень вентиляции, освещенности, звукоизоляции провоцирует раздражительность, может косвенно влиять на психологический климат группы. Удобные рабочие места, соблюдение санитарно-гигиенических условий повышают удовлетворенность от рабочих процессов, способствуют благоприятному СПК.

Большое значение в формировании корпоративной культуры имеет удовлетворенность работой. Показатель определяется рядом факторов:

  • материальное вознаграждение;
  • дружеские межличностные отношения;
  • творческая, интересная деятельность;
  • возможность бывать на курсах повышения квалификации, тренингах, мастер-классах;
  • вероятность профессионального и личностного роста.

Показатели, определяющие настрой коллектива

Подлежит коррекции и характер труда. Монотонная деятельность, повышенный уровень ответственности, присутствие риска для здоровья и жизни работников, эмоциональная насыщенность – факторы, негативно отражающиеся на рабочем настрое коллектива.

В основе управления коллективом должна лежать правильная организация совместной деятельности. Продуманная структурность групп, распределение полномочий, установка общих целей помогают улучшить микроклимат организации. Нечеткое распределение задач, несоответствие работников профессиональной роли, отсутствие психологической совместимости участников процесса нагнетают напряженность в отношениях.

Признаки благоприятного социально-психологического климата

Признаки идеального баланса между морально-психологическим климатом и эффективностью работы коллектива:

  • творческий подход к делу;
  • согласованность действий;
  • отсутствие формализма;
  • доверительные, непринужденные отношения членов коллектива;
  • эмоциональное включение, взаимовыручка людей;
  • положительный настрой участников группы;
  • объективная оценка работы исполнителей;
  • полная и четкая осведомленность работников о задачах и состоянии дел;
  • взаимная требовательность и ответственность работников;
  • деловая критика;
  • свободное высказывание мнения при решении общих задач;
  • отсутствие деструктивного поведения, ссор, препятствующих оптимизации общего дела.

Позитивно заряженный коллектив

Важно! Понятие социально-психологического климата в коллективе отличается от психологической атмосферы более устойчивыми чертами явления. Для второго варианта характерны ситуативные, меняющиеся показатели

3. Понятие социально-психологического климата коллектива

Условия, в которых взаимодействуют члены коллектива, оказывают влияние на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность самим процессом и результатами труда .

Социально-психологический климат формируется под воздействием многочисленных факторов, в число которых входят материальные, организационные и социально-бытовые условия трудовой деятельности, стиль и методы руководства коллективом, удовлетворенность профессией в целом и сложившимися взаимоотношениями между сотрудниками, их индивидуально-психологические особенности и т. п.

Социально-психологический климат служит индикатором уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, для более эффективной реализации, что определяется перспективой возрастания социальных факторов в структуре деятельности, с совершенствованием, как организации, так и условий труда .

Социально-психологический климат (СПК) – интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, отражающая комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов группообразования и личностного развития .

Социально-психологический климат является целостной характеристикой группы, связанной с особенностями отражения членами группы самостоятельных объектов (явлений, процессов), взаимосвязанных с совместной групповой деятельностью. В структуре социально-психологического климата выделяют три его составляющие (рис. 1):

Рис. 1. Структура социально-психологического климата

Качество трудовой жизни – реакция людей на условия труда и жизни в организационных системах, включающих в себя: профессиональную квалификацию членов коллектива, знание коллективом совместных целей и задач организации, владение членами коллектива собственных функциональных обязанностей, способность коллектива реализовывать профессиональные задачи по предназначению, ответственность коллектива за выполнение поставленных задач, информированность членами коллектива для достижения задач, материальное обеспечение поставленных задач, систематизированность порядка согласования принимаемого решения, решения служебных задач законно установленными способами, уровень личной мотивации сотрудников к деятельности (увлеченность работой), мотивация сотрудников к деятельности со стороны руководства (премирование, признание заслуг, забота, внимание и др.), интерес самого руководства к инновационным идеям, интеллектуальной собственности, креативным предложениям, эффективность профессионального взаимодействия сотрудников внутри коллектива, эффективность профессионального взаимодействия членов коллектива с другими структурными подразделениями, устойчивость кадрового потенциала, оценка профессиональной дисциплины. Психологический климат – социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому, создавшиеся в коллективе взаимоотношения, особенности профессионального сотрудничества, отношение к имеющим значение явлениям жизни, что дает основание рассмотреть три базовых компонента отношений в коллективе: эмоциональный, поведенческий и когнитивный

Психологический климат – социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому, создавшиеся в коллективе взаимоотношения, особенности профессионального сотрудничества, отношение к имеющим значение явлениям жизни, что дает основание рассмотреть три базовых компонента отношений в коллективе: эмоциональный, поведенческий и когнитивный.

Эмоциональный компонент включает критерий притягательности – на уровне ощущений «не нравится – нравится», «неприятный – приятный», характеризующийся отношениями в коллективе, наличием поддержки и одобрения в коллективе, эмоциональным созвучием коллектива, нечастым возникновением конфликтов.

Критериями поведенческого компонента являются – «желание – нежелание работать в данном коллективе», «желание – нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга», он проявляется в сплоченности и согласованности в работе, сотрудничество в коллективе, активность, заинтересованность в работе, отношение к новым членам коллектива, общение членов коллектива в сфере досуга, готовность членов коллектива делиться своими семейными радостями и заботами, доверие в коллективе.

Поиск «козла отпущения»

В качестве «мальчика для битья» выбирают либо человека, либо группу лиц, которые не имеют к происшествию абсолютно никакого отношения. Но они отличаются от других работников тем, что их поведение не похоже на общепринятое, и такие люди не способны постоять за себя (то есть не обладают сильным характером). Поэтому именно они (эти «белые вороны») и становятся объектами для нападок, необоснованных обвинений и враждебного отношения со стороны всех остальных. Наличие «козла отпущения» позволяет коллективу компании произвести некоторую разрядку напряженности и неудовлетворенности, которые, как правило, накапливаются в большом объеме там, где царит атмосфера страха и недоверия. Подобные действия помогают работникам поддерживать мнимую сплоченность.

На заметку! Такой «мальчик для битья» порой жизненно необходим для нормальной работы некоторых коллективов, так как выступает в роли своеобразного «клапана», позволяющего «выпустить пар» того негативного, что накопилось.

Факторы влияния на климат

Личные факторы, влияющие на психологический климат в организации:

Удовлетворение от работы. Кому-то нравится однотипная и монотонная деятельность. Кому-то нужна активность и работа в условиях многозадачности. Кто-то более усидчив, а кто-то менее. Кто-то мастерски креативит, а кто-то идеально работает по инструкции. Рабочие задачи должны соответствовать особенностям личности, тогда человек будет доволен собой, а это, в свою очередь, влияет на создание благоприятного психологического климата в коллективе.
Перспективы в карьере. Конечно, есть люди, которым комфортно долгие годы быть на одной и той же должности, получать одну и ту же зарплату. Но большинству людей интересен карьерный рост. Это повышает мотивацию, как и адекватная система поощрений и наказаний. Чем больше у сотрудников свободы, прав, возможностей, тем благоприятнее психологический климат в коллективе.
Удобное рабочее место. И речь идет не только о физическом удобстве, но и о психологическом комфорте

Кто-то может работать только в тишине, а кому-то важно постоянно обсуждать вопросы с коллегами. Кому-то нужно уединение, а кто-то не может работать в одиночестве

Кто-то не переносит жару, а кто-то не может терпеть кондиционеры и т.д. Условия труда должны соответствовать потребностям и особенностям сотрудника, тогда он будет доволен и счастлив, что, в свою очередь, позитивно отражается на общем психологическом климате в коллективе.
Личное время. Нельзя недооценивать значимость выходных и работы строго по графику. Если и случаются переработки, работа в выходной, то это обязательно должно быть оплачено и компенсировано в следующий раз. У сотрудников должна быть личная жизнь, возможность строить планы, проводить время с друзьями или семьей. Право на личную жизнь способствует созданию благоприятного психологического климата в коллективе.
Микроклимат в семье, особенности личной жизни сотрудников. Проблемы в семье или переживания из-за одиночества не могут не отразиться на настроении работника. Позже он принесет негатив с собой на производство. По этой причине крупные компании устраивают семейные отдыхи, спонсируют детям сотрудников поездки в санаторий и т.п. Работодатели стараются позаботиться не только о здоровье и счастье работников, но и о благополучии их семей.

Общие факторы, определяющие формирование социально-психологического климата в коллективе:

Совместимость взглядов, убеждений и установок, темпераментов и характеров. Чем больше у сотрудников общего, тем проще им взаимодействовать друг с другом и ориентироваться на общий результат дела. Притом не нужно стремиться к схожести всех сотрудников компании, достаточно грамотно распределить людей по отделам, кабинетам, да и просто по столам в пределах одной комнаты. Не бывает такого, чтобы абсолютно все люди были позитивно настроены, чтобы совпадали привычки и убеждения всех участников. Поэтому уместнее говорить о том, что нужно стремиться к гармонии, балансу в коллективе, а не к устранению всех негативных факторов.
Психологическая сплоченность и сработанность. В дружном коллективе с благоприятным климатом все задачи решаются легко и быстро. Добиться сплоченности можно при помощи корпоративной культуры, психологических тренингов. Кроме этого, важен профессионализм, компетентность каждого из участников коллектива. Каждый человек должен понимать, что несет ответственность не только за себя, но и за других.
Стиль руководства. Он бывает демократическим, авторитарным и попустительским

Для создания благоприятного психологического климата в коллективе важно придерживаться демократического стиля.
Характер общения. Благоприятный психологический климат возникает в тех коллективах, где люди умеют открыто и честно общаться, сопереживать, помогать

Ценится умение предотвращать и решать конфликты, идти на компромиссы, смотреть на ситуацию глазами другого человека. Кроме этого, важно умение отстаивать свои интересы, но при этом не задевать интересы коллег. Нужно уметь принимать конструктивную критику и выражать ее.

При работе с факторами влияния на климат нужно избегать максимализма. Например, относительно последнего пункта это означает следующее: не нужно набирать исключительно общительных и активных людей. Молчуны и тихони тоже умеют отлично выполнять задания, выражать свое мнение, если их спрашивают об этом. По каждому пункту факторов важен баланс.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе

Существуют разнообразные методы и тренинги, позволяющие поддержать положительный микроклимат в коллективе. Многие предприятия содержат штатных психологов, заботятся об организации ролевых игр, тестов, индивидуальной работе с персоналом. Отдельные фирмы нанимают специалистов со стороны для временной работы с персоналом. Благотворно влияют на СПК улучшение условий труда, моральная и материальная стимуляция сотрудников.

Групповая работа с коллективом

Среди эффективных мероприятий по снижению социальной напряженности психологи выделяют:

  1. Комплектование коллектива с учетом психологической совместимости работников (психологи рекомендуют предварительно определить уровень лидерства в подчиненных, затем совместить людей с различными типами поведения: ведомых с ведущими).
  2. Тщательный отбор, расстановку, обучение и тестирование руководителей.
  3. Ограничение количества работников, подчиненных руководящему лицу (5-7 человек);
  4. Исключение лишних сотрудников, вакансий.
  5. Использование содержательных элементов климата (правил, норм, ценностей, общего мнения и настроя).
  6. Предотвращение и решение межличностных недоразумений.
  7. Увлечение работников личным опытом, использование кратких примеров, проведение деловых игр, использование методов убеждения.

Трудовой коллектив

Основной задачей руководителей должна являться установка целей, задач, справедливых норм труда. Признавать необходимость поддержания баланса между деловыми, семейными, личными, групповыми интересами работников.

Индивидуальная работа с членами коллектива

Показатели удовлетворенности считаются наиболее важными, состояние СПК может напрямую определяться настроением отдельных сотрудников, поэтому руководству необходимо точно знать:

  • довольны или недовольны работники условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями с коллегами, статусом в коллективе;
  • обсуждают ли сотрудники личные дела;
  • согласный ли коллектив поддерживать сплоченность;
  • готов ли работник взять ответственность за действия коллег;
  • какую позицию хотелось бы занять в общем деле.

Изучение субъективной удовлетворенности проводится на основе тестов, опросников по психологии, персональных бесед. Сработанность – результат совместимости сотрудников. Явление способствует максимальной успешности совместной работы при минимальных затратах.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий