Психологическая адаптация студентов первокурсников

Особенности адаптации первокурсников в вузе

В школе каждый учащийся находится под постоянным присмотром. Всю его жизнь организуют учителя и родители. Они следят за его посещаемостью, успеваемостью, отношениями в коллективе и приходят на помощь в разных сложных ситуациях.

Университет или колледж – совсем другая среда. Здесь каждый студент отвечает за себя сам. От его сознательности и ответственности зависит то, насколько успешно будет складываться учеба, достигнет ли он тех целей, которые ставит, поступая в учебное заведение.

Вот наиболее частые проблемы при адаптации к обучению в вузе, с которыми сталкиваются студенты на первом году учебы:

  • Отличная от школы организация занятий. Вместо уроков – пары, вместо контрольных – сессии.
  • Изучение новых и более сложных дисциплин, нехватка школьных знаний.
  • Новый коллектив – студенты, преподаватели, руководство.
  • Неумение распоряжаться собственным временем, нехватка дисциплины и ответственности.
  • Недостаток мотивации, непонимание своих целей.
  • Переживания, связанные с расставанием со школой и товарищами.
  • Финансовые проблемы.

Тяжело приходится иногородним студентам. Они вынуждены привыкать не только к новому учебному заведению и коллективу, но и к незнакомому городу. Они должны самостоятельно позаботиться о жилье, питании, транспорте, налаживании быта. Осложняется ситуация и расставанием с родителями и друзьями.

Еще сложнее проходит адаптация иностранных студентов в вузах. Помимо перечисленных проблем, им еще приходится взаимодействовать с незнакомой культурой, ментальностью, обычаями. К тому же не всегда легко складываются отношения с другими студентами, которые могут настороженно и подозрительно относиться к иностранцу и даже проявлять враждебность.

Адаптация в современных науках

Современная психология и социология рассматривают понятие адаптации как процесса и результата установления гармоничного взаимодействия между личностью и окружающей социальной средой. Сущностью адаптации называют приведение субъекта адаптации к оптимальному соответствию с требованиями ее объекта (социальной среды). Если нарушается стабильность (субъект перемещается в другую среду, изменяется сама среда или ее условия) возникает рассогласование в системе ее субъекта и объекта, это влечет за собой функциональное расстройство и потерю целостности. Как результат – возникновение адаптивной ситуации, в которой система или отдельные ее элементы стремятся восстановить нарушенное равновесие. Характерна такая ситуация для любого вида адаптации человека, которая понимается как целенаправленный и активный процесс разрешения противоречий, появляющихся при взаимодействии человека с новой социальной и природной средой.

Адаптация в трактовке В.А. Якунина это процесс взаимодействия человек — окружающая среда, результатом которого является возникновение стратегии и модели поведения, адекватных условиям, меняющимся в этой среде.

При адаптации личность путем перестройки или подбора стратегии поведения приспосабливается к изменениям в социальной среде. Д.В. Колесов использовал критерий оптимального соответствия, чтобы построить модель стадиальности адаптационного процесса. Она содержит следующие стадии:

  1. Уравновешивание это установление равновесия между индивидом и средой, с проявлением взаимного терпения к стереотипам поведения и системе ценностей.
  2. Псевдоадаптация сочетает в себе  внешнюю приспособленность к обстановке и отрицательное отношение к ее требованиям и нормам.
  3. Приноравливание это принятие и признание основных ценностей в новой среде.
  4. Уподобление это психическая переориентация индивида, преобразование его прежних установок, ориентаций и взглядов.

Такая модель достаточно условна, ее стадии могут выступать одновременно или же взаимозаменяться.

Как первокурснику быстрее адаптироваться: полезные советы

Чтобы психологическая адаптация проходила легче, воспользуйтесь нашими советами:

Идите по пути наименьшего сопротивления и примите все как есть. Дороги назад нет. Вы студент-первокурсник. И чем быстрее вы это поймете, тем легче пройдет ваша адаптация.
Планируйте свой день. Заведите ежедневник и расписывайте весь свой день. Казалось бы зачем, если можно распечатать готовое расписание пар? Но так сужается поле вашего восприятия и будет труднее ориентироваться по времени. Напишите четко по дням, сколько времени занимают занятия, сколько часов надо потратить на подготовку к семинарам, куда надо сходить или съездить. Когда распишите свой день вы увидите, все не так страшно, и даже есть время на досуг.
Участвуйте в общественной жизни вуза или техникума. В начале года делают объявления, к каким активностям можно присоединиться: КВН, студгазета, театр, литературный кружок, научная секция. Не упустите возможность заняться чем-то еще, кроме учебы. Ведь нельзя все время учиться. Хобби наполняет и помогает разгрузить голову

Запомните важное правило: хороший студент — отдохнувший студент. Поэтому расставляйте приоритеты и выделяйте время на досуг.
Не бойтесь преподавателей

Разделите дисциплины на те, которые вы знаете хорошо и на те, которые вызывают затруднения. Не копите неусвоенный материал. Подойдите к преподавателю и скажите ему о трудностях. Он обязательно даст советы, как лучше усвоить материал. А когда разберетесь с учебой, то и адаптация пройдет быстрее.
Найдите друзей. Адаптация будет проходить легче в кругу единомышленников. Присмотритесь к ребятам в группе. Не бойтесь подойти первому и заговорить. С хорошей компанией и учиться будет легче, и время будет проходить веселее.
Расставьте приоритеты. Учеба — это, конечно, главное в вузе. Но оставьте один выходной день без занятий. Гуляйте и общайтесь. Такая перезагрузка поможет вам с новыми силами взяться за учебу. 
Помните, все трудности — временные. Не одно поколение студентов прошло через адаптационный период. Они справились, значит, справитесь и вы.
Часто студенты первого курса стараются оградить себя от новых условий и обстановки и оставить все как есть. Но это невозможно, и такое желание может привести к дезадаптации. Надо помнить: хотим мы этого или нет, но условия новые, и функционировать в прежнем привычном режиме не получится.

У некоторых учащихся 1 курса адаптация длится недолго. Но есть и такие первокурсники, у которых процесс адаптации существенно затягивается. Чтобы облегчить этот процесс, обращайтесь за помощью. Например, в студенческий сервис. Специалисты помогут вам с решением любого вопроса по любой дисциплине.

Стадии

Стадии адаптации личности студента первого курса, его учебной группы, к новой социокультурной среде, выделенные Е.В. Осипчуковой:

  1. Начальная стадия. Индивид (группа) осознает, как должен себя вести в новой социальной среде, но принять и признать новую систему ценностей ВУЗа еще не готов, поэтому стремится придерживаться привычной системы ценностей.
  2. Стадия терпимости. Между индивидом, группой и новой средой возникает взаимная терпимость к образцам поведения и системе ценностей.
  3. Аккомодация – принятие и признание индивидуумом системы ценностей в новой среде и одновременной признание группой новой социкультурной среды ценностей индивида.
  4. Ассимиляция – совпадение системы ценностей индивида (группы), среды.

Результатом осуществления личностного адаптационного потенциала при адаптации можно назвать адаптированность – определенное состояние личности, выступающее итогом процесса адаптации. Обеспечить достижение какого-либо уровня адаптированности позволяют стратегии адаптивного поведения, выбирая которые человек, взаимодействую с окружающей средой, достигает поставленного уровня или нет.

Среди стратегий адаптивного поведения можно выделить следующие:

  • Активное изменение себя;
  • Активное изменение среды;
  • Уход от контакта с окружающей средой и углубление во внутренний мир;
  • Уход из среды, поиск новой;
  • Пассивное подчинение условиям окружающей среды;
  • Пассивное ожидание изменений внутри себя;
  • Пассивное ожидание внешних изменений.

Некоторые исследования показывают, что лучшего адаптивного эффекта, который будет отражать высокий уровень адаптированности, можно достигнуть при сочетании стратегий, направленных на одновременное и активное изменение не только себя, но и окружающей среды. Умеренный результат адаптации достигается при внешнем приспособлении субъекта обучения к среде, которое не вызывает изменений внутри личности, и две модели поведения: выжидание внутренних и внешних изменений или уход из среды. Характеризующийся негативным эффектом в адаптации низкий уровень адаптированности возникает при отказе субъекта взаимодействовать со средой и углубление в собственный внутренний мир.

Виды адаптации студентов-первокурсников в колледже и вузе

Психологи выделяют целую систему адаптации первокурсников. Она бывает четырех видов:

  1. Организационная. Этот вид адаптации предполагает изменение условий обучения и жизни, режима дня, методов преподавания, правил поведения в учебном заведении, повышенную нагрузку. Такой вид адаптации проходит нелегко. Потому что студенческая жизнь совсем не похожа на школьную. Со временем, когда студент привык к новому расписанию, преподавателям, окружению, организационная адаптация отходит на второй план.
  2. Деятельностная. Этот вид адаптации проходит параллельно с организационной. Во время деятельностной адаптации студент знакомится с новыми предметами, привыкает к новому статусу (студент), усваивает свои новые права и обязанности.
  3. Профессиональная. Обычно, такой вид адаптации начинается у студентов во время прохождения производственной и преддипломной практики. Студент изучает свое выбранное направление изнутри, а не только в теории. Знакомится со своими обязанностями, ответственностью, повседневными задачами. Первокурсники проходят этот вид адаптации формально, когда на занятиях рассказывают, чем им предстоит заниматься.
  4. Социально-психологическая. Психологи говорят, что это самый трудный вид адаптации. Иногда даже специалист не может предугадать, как поведет себя конкретный человек в период адаптации к новым условиям. Социальная и психологическая адаптация первокурсников предполагает установление новых личных и деловых связей, завоевание доверия и расположения со стороны студентов и преподавателей.

Процесс адаптации не включает в себя угрозы человека, манипуляции и принуждения, которые он использует, чтобы достичь желаемого. Также к адаптации не относится использование человеком своего авторитетного положения или высокого статуса для реализации целей.

Факторы влияния на адаптацию

Каждый преподаватель ВУЗа знает из собственного опыта о том, что работать и производить педагогическое общение с первокурсниками можно лишь при наличии некоторых отличительных особенностей. Обусловлено это психофизиологическими особенностями возраста, социальными факторами. К факторам, влияющим на адаптацию к ВУЗу, относят социологический блок, психологический и педагогический.

Социологический блок включает в себя: возраст, социальное происхождение студента, тип законченного им образовательного учреждения. Психологический блок включает: социально-психологические и индивидуально-психологические факторы – направленность, интеллект, положение в группе, личностный адаптационный потенциал. В педагогический блок входит: организация среды, уровень педагогического мастерства, материально-техническую базу.

Любое обучение, а вузовское в особенности, дело не из легких. Связано это с многочисленными причинами методического, организационного и психологического характера. Трудности могут быть общими, типичными для всех студентов, и частными, характерными для студентов первых курсов. К последним, например, относится стресс, возникший при переходе выпускников школ к другой форме обучения. С первых дней они оказываются в совсем другой, незнакомой жизни. Чтобы решить вопрос успешной адаптации, нужно выявить типичные проблемы, которые ждут учеников при вступлении в студенческую жизнь. Среди таких проблем самыми значительными можно назвать:

  • Возрастание объема нагрузки;
  • Сложность при усвоении новых дисциплин;
  • Сложность взаимоотношений в новом коллективе;
  • Построение системы отношений с новыми преподавателями.

Педагогическое управление адаптацией.

Учитывая многофакторность адаптации студентов к новой среде ВУЗа, стоит сказать о роли педагогического управления данным процессом. Для этого привлекается педагогический состав и кураторы курсов. Чтобы обеспечить эффективную адаптацию первокурсников к новой среде, необходимо выполнить несколько шагов:

  •  Изучить личностные особенности студентов первого курса;
  • Выявить трудности периода адаптации и особенности включения в студенческую жизнь;
  • Работа над полученными данными – анализ и обобщение;
  • Подготовка на их основе рекомендаций для преподавателей и кураторов, которые направлены на оптимизацию периода адаптации;
  • Круглый стол при участии представителей социальной, внеучебной, воспитательной работы.
  • Проведение кураторского часа, во время которого будут обсуждаться различные проблемы первокурсников, и проводиться различные мероприятия;
  • Разработка и совершенствование образовательных программ для первокурсников;
  • Организация практических занятий, способствующих повышению уровня осознания всех трудностей периода адаптации, освоение способов как их преодолеть и развить навыки конструктивного общения;
  • Организация работы с кураторами и преподавателями, которые работают с первокурсниками, с целью повысить у педагогов уровень психолого-педагогической грамотности;
  • Научно-методологическое и социально-психологическое сопровождение кураторов при проведении занятий с первокурсниками;
  • Индивидуальные и групповые консультации студентов и преподавателей;
  • Анализ результатов работы и ее планирование на будущее.

В том, чтобы адаптация к ВУЗу была эффективной заинтересованы не только первокурсники, но и преподаватели ВУЗа. Успешное начало обучения помогает студенту в дальнейшей учебе, положительно влияет на построение отношений внутри коллектива и с преподавателями. От того, насколько успешной будет адаптация студента к ВУЗу, зависит его личностное развитие и дальнейшая профессиональная карьера.

Стадии

Стадии адаптации личности студента первого курса, его учебной группы, к новой социокультурной среде, выделенные Е.В. Осипчуковой:

  1. Начальная стадия. Индивид (группа) осознает, как должен себя вести в новой социальной среде, но принять и признать новую систему ценностей ВУЗа еще не готов, поэтому стремится придерживаться привычной системы ценностей.
  2. Стадия терпимости. Между индивидом, группой и новой средой возникает взаимная терпимость к образцам поведения и системе ценностей.
  3. Аккомодация – принятие и признание индивидуумом системы ценностей в новой среде и одновременной признание группой новой социкультурной среды ценностей индивида.
  4. Ассимиляция – совпадение системы ценностей индивида (группы), среды.

Результатом осуществления личностного адаптационного потенциала при адаптации можно назвать адаптированность – определенное состояние личности, выступающее итогом процесса адаптации. Обеспечить достижение какого-либо уровня адаптированности позволяют стратегии адаптивного поведения, выбирая которые человек, взаимодействую с окружающей средой, достигает поставленного уровня или нет.

Среди стратегий адаптивного поведения можно выделить следующие:

  • Активное изменение себя;
  • Активное изменение среды;
  • Уход от контакта с окружающей средой и углубление во внутренний мир;
  • Уход из среды, поиск новой;
  • Пассивное подчинение условиям окружающей среды;
  • Пассивное ожидание изменений внутри себя;
  • Пассивное ожидание внешних изменений.

Некоторые исследования показывают, что лучшего адаптивного эффекта, который будет отражать высокий уровень адаптированности, можно достигнуть при сочетании стратегий, направленных на одновременное и активное изменение не только себя, но и окружающей среды. Умеренный результат адаптации достигается при внешнем приспособлении субъекта обучения к среде, которое не вызывает изменений внутри личности, и две модели поведения: выжидание внутренних и внешних изменений или уход из среды. Характеризующийся негативным эффектом в адаптации низкий уровень адаптированности возникает при отказе субъекта взаимодействовать со средой и углубление в собственный внутренний мир.

Стадии

Стадии адаптации личности студента первого курса, его учебной группы, к новой социокультурной среде, выделенные Е.В. Осипчуковой:

  1. Начальная стадия. Индивид (группа) осознает, как должен себя вести в новой социальной среде, но принять и признать новую систему ценностей ВУЗа еще не готов, поэтому стремится придерживаться привычной системы ценностей.
  2. Стадия терпимости. Между индивидом, группой и новой средой возникает взаимная терпимость к образцам поведения и системе ценностей.
  3. Аккомодация – принятие и признание индивидуумом системы ценностей в новой среде и одновременной признание группой новой социкультурной среды ценностей индивида.
  4. Ассимиляция – совпадение системы ценностей индивида (группы), среды.

Результатом осуществления личностного адаптационного потенциала при адаптации можно назвать адаптированность – определенное состояние личности, выступающее итогом процесса адаптации. Обеспечить достижение какого-либо уровня адаптированности позволяют стратегии адаптивного поведения, выбирая которые человек, взаимодействую с окружающей средой, достигает поставленного уровня или нет.

Среди стратегий адаптивного поведения можно выделить следующие:

  • Активное изменение себя;
  • Активное изменение среды;
  • Уход от контакта с окружающей средой и углубление во внутренний мир;
  • Уход из среды, поиск новой;
  • Пассивное подчинение условиям окружающей среды;
  • Пассивное ожидание изменений внутри себя;
  • Пассивное ожидание внешних изменений.

Некоторые исследования показывают, что лучшего адаптивного эффекта, который будет отражать высокий уровень адаптированности, можно достигнуть при сочетании стратегий, направленных на одновременное и активное изменение не только себя, но и окружающей среды. Умеренный результат адаптации достигается при внешнем приспособлении субъекта обучения к среде, которое не вызывает изменений внутри личности, и две модели поведения: выжидание внутренних и внешних изменений или уход из среды. Характеризующийся негативным эффектом в адаптации низкий уровень адаптированности возникает при отказе субъекта взаимодействовать со средой и углубление в собственный внутренний мир.

Как первокурсникам быстрее адаптироваться?

Предлагаем ряд советов и подсказок, благодаря которым адаптация первокурсников в вузе проходит более гладко.

Поставьте цели и приоритеты

Многие студенты поступают в вуз не потому, что сами его выбрали, а потому что туда идут их друзья или на этом учебном заведении настояли родители. Это ошибочный подход, который ведет к разочарованию в профессии, низкой успеваемости, психологическому дискомфорту.

Выбирая вуз, руководствуйтесь только своими потребностями и желаниями. Прислушиваться к советам полезно, но не давайте никому решать за вас. Определитесь со своими приоритетами. Зачем вам учеба в этом вузе, кем вы хотите стать, как реализуетесь в выбранной профессии? Ответьте на эти вопросы как можно раньше. И затем поставьте четкие цели в плане успеваемости, общения со студентами, работы с преподавателями.

Изучите вуз заранее

Адаптация студентов к условиям вуза проходит проще, если они заранее постараются узнать об учебном заведении как можно больше. Внимательно изучите всю доступную информацию об университете – на официальном сайте, в группах в соцсетях. Почитайте отзывы других учащихся.

Большинство вузов регулярно устраивает дни открытых дверей. Старшеклассники могут посетить учебное заведение, узнать его изнутри, познакомиться с руководством и преподавателями. Чем больше информации вы соберете, тем проще будет приспособиться к учебе и новым условиям.

Используйте тайм-менеджмент

Многие студенты не умеют рационально распоряжаться своим временем. Они тратят его на развлечения, а потом в панике стараются выучить весь материал за одну ночь перед экзаменом. Бывает и наоборот: студент уделяет учебе слишком много времени, стремясь непременно стать лучшим на потоке и завоевать симпатии преподавателей. В итоге перегрузки и усталость сказываются на качестве учебы.

Избегайте подобных крайностей. У вас должно быть время и на учебу, и на отдых. Поэтому воспользуйтесь тайм-менеджментом. Составьте для себя распорядок дня, включая и учебные дни, и выходные. Не забывайте о сне: спать нужно минимум 8 часов каждую ночь, иначе ваш мозг откажется нормально функционировать.

Расширяйте круг знакомств

Вливание в новый коллектив – одна из главных проблем адаптации студентов в вузе. Запомните: вы поступаете в университет в первую очередь, чтобы учиться, а не для того, чтобы найти друзей. Но при этом очень полезно, если вы выстроите хорошие отношения с одногруппниками. Вы сможете выручать друг друга конспектами, вместе изучать сложный материал, готовиться к семинарам.

Заведите новых знакомых и среди старшекурсников. Они уже прошли огонь и воду и могут рассказать много полезного про экзамены и преподавателей.

Не бойтесь задавать вопросы

Некоторые студенты стесняются привлекать к себе внимание и задавать вопросы. Они боятся показаться глупыми

И напрасно. Не понять сложный материал с первого раза – это абсолютно нормально. Поэтому не бойтесь задавать преподавателям или другим учащимся вопросы, просить разъяснений. Лучше сделать это как можно быстрее, иначе потом неотвеченные вопросы накопятся и разобраться в материале будет еще сложнее.

Многие преподаватели очень благосклонны к студентам, задающим вопросы. Ведь это показывает, что вы искренне заинтересованы в предмете и хотите разобраться в нём как можно лучше. К тому же так вы быстрее им запомнитесь.

Адаптация первокурсников. 9 простых правил

Начало обучения в новом учебном заведении всегда представляет для студентов определенную сложность: это начало нового этапа в жизни, изменился стиль жизни, новый незнакомый коллектив, более сложная система обучения, иные требования. Сам факт поступления в техникум укрепляет веру подростка в собственные силы и способности, появляется надежда на новую интересную жизнь. Процесс адаптации начинается уже с момента поступления

И с 1 сентября подросток вливается в новую жизнь и, что важно, в новый коллектив

Вот 9 простых правил для адаптации в новом коллективе:

1. Улыбайтесь. В период адаптации в новом коллективе старайтесь почаще улыбаться. В начале Вашего пребывания в группе о Вас формируется первое впечатление и оказывает влияние на все последующее отношение к Вам.

2. Не ведите себя высокомерно. Смена места – это всегда стресс. В первые дни нахождения в коллективе человек (особенно если он стеснителен и застенчив), чаще всего склонен вести себя напряженно, избегать контактов, замыкаться в себе. Это происходит потому, что вхождение в коллектив является стрессом для любого человека. Такое Ваше холодноватое отношение могут расценивать как высокомерие. Поэтому, как бы не было, трудно в первые дни, старайтесь не «закрываться» от людей, контактировать, обращаться за помощью и улыбаться.

3. Проявляйте доброжелательность, терпимость, чувство юмора.

4. Принимайте коллектив таким, каков он есть. Принимать людей такими, какие они есть очень сложно. Хочется, чтобы люди были такими, какими мы их хотим видеть. А они разные – каждый со своим опытом и багажом проблем. Не злитесь и не огорчайтесь, и не стремитесь переделать человека – это невозможно. Учитесь терпимости.

5. Учитесь трудолюбию и не ленитесь. Помните, Вы на виду у коллектива и его мнение о Вас может стоить Вам дорого или наоборот стать хорошим стартом для новых отношений.

6. Будьте готовы помогать другим. Если вы видите, что у Вашего одногруппника есть проблемы, а у Вас есть свободное время, предложите ему помощь. Это всегда положительно оценят Ваши одногруппники и преподаватели.

7. В сложных ситуациях не хитрите и, не изворачивайтесь. Помните, «нет ничего тайного, что бы ни стало явным». Лучше вовремя сообщить об ошибке, чем со страхом ждать, что ее раскроют и накажут.

8. Не обсуждайте других.

9. Если вы заметили, что в коллективе есть деление на микрогруппы, старайтесь не входить в них и общаться со всеми. Этим Вы избежите многих неприятностей, ведь люди в коллективе меняются.

< НазадВперёд >

Особенности адаптации студентов-первокурсников

На адаптацию первокурсников влияют определенные факторы.

Социологические факторы

К социологическим факторам можно отнести возраст, социальное положение, образование.

С возрастом адаптация проходит и воспринимается легче. Молодые люди часто амбициозны, и принять новый уклад жизни сложнее. Из-за яркого и непокорного характера они могут проявлять недовольство и сопротивление новому режиму. 

В первую очередь, социальная адаптация студентов-первокурсников сказывается на взаимоотношениях между собой. Могут возникнуть недопонимания из-за социального положения, религии, учебных достижений (например, наличие дипломов, медалей, высоких баллов ЕГЭ).

Педагогические факторы

Адаптация первокурсников в колледже или университете во многом зависит от преподавателей. От отношения к студентам и требований, которые преподаватели им предъявляют, зависит мотивация и заинтересованность студентов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий