Как подросток относится к своей внешности
В момент полового созревания и усиленной гормональной активности подростки крайне агрессивно реагируют на любые критические замечания по поводу своей внешности. Обидные для них слова могут стать причиной временных подростковых комплексов, которые часто проявляются и во взрослой жизни. Родительский долг — защитить ребенка от таких проблем самостоятельно или с помощью квалифицированного психолога.
Игнорирование проблемы влияния внешнего вида подростка на его психическое здоровье может быть крайне плачевным. Такие дети пристращаются к спиртосодержащим напиткам и наркотическим веществам, вступают в интимный контакт с различными партнерами и используют многие другие аморальные приемы для самоутверждения среди других.
«Обиженные» дети становятся проблемными. Они могут закрыться от всего мира и вести асоциальную жизнь или наоборот, закатывают истерики и скандалят с взрослыми. Главная задача этих действий — самоутвердиться и получить признание от взрослых.
Ребенок, который испытывает комплексы из-за своей внешности, будет:
- носить одежду мешковатого типа;
- прикрывать рот в процессе смеха;
- скрывать лицо под волосами;
- отводить взгляд от собеседника;
- иметь «недостижимый» идеал красоты;
- сомневаться в своих силах;
- считать себя не достойным любви;
- испытывать трудности с самовыражением перед незнакомыми людьми;
- избегать фотокамер или часто фотографироваться.
Первые помощники в избавлении от недовольства собственной внешностью— родители. Они обязаны поддерживать своих детей в момент возрастных изменений, прислушиваться к их мнению при решении семейных проблем.
Девочки больше переживают по поводу своей внешности, чем мальчики, поэтому мамам нужно помочь дочкам подобрать новые стиль, красивую прическу, косметику. Если это не помогает, можно воспользоваться помощью психолога— он поможет поднять самооценку.
Как наладить отношения с дочерью- подростком 14 лет. Хамит, грубит, непослушная! Подскажите
Почему дочь хамит, какие предпосылки у нее для этого. Как на это реагируют родители и прочее.
Не иронизируйте над чисто женской тягой к зеркалу- пусть изучает себя, пусть привыкает себя любить! Не останавливайте первых опытов с косметикой- пусть попробует и помаду, и тени, и тушь. Поощряйте работать над своей внешностью. Уход за волосами, чистка кожи, маски- чем раньше выработаете навык разумного внимания к внешности, тем лучше. Спортивные секции, шейпинг, аэробика- пусть ваша дочь знает: красота требует жертв. И эти жертвы- оправданны!
Воспитание в строгости имеет свои издержки. В частности, поколение женщин, взращенное супертребовательными родителями, не может избавиться от представления, что любовь нужно заслужить. Отсюда чрезмерная старательность, комплекс жертвы и неумение просто осознавать себя любимой.
Лишенная в детстве явных проявлений родительской ласки, девушка, как бабочка, полетит на первый огонек того света, который покажется ей любовью. Следовательно, она может стать добычей любого проходимца, который не поленится погладить ее по голове и сказать пару нежных слов.
Девочка нуждается в том, чтобы ее баловали- меру каждый родитель определяет сам. Девочка должна осознавать, что ее любят.
Внушите вашей дочке правила безопасности. Научите ее разбираться в людях и ситуациях. Не запугивайте, но предостерегайте от излишней доверчивости. Мудрые учатся на чужих ошибках. Беседуйте с дочерью об опасных случаях из жизни ваших знакомых, о том, что вам известно из прессы. Пусть она научится избегать всего того, что угрожает жизни, здоровью, репутации.
ЕЕ НАДО УВАЖАТЬ!
ну суть — что вы не против ей помочь жить по другому, не как вы
но за эту помощь есть некая плата
не хочет — пусть учится через синяки и шишки
моей 12,5 и все те же симптомы. запасаюсь терпением, стараюсь побольше разговаривать с ней на интересующие ее темы (мальчики, косметика, дружба и т. д.) . кстати, такие вот разговоры — это то чего мне сильно не хватало в ее возрасте. как хотелось поговорить по душам с мамой, но она не очень приветствовала задушевные разговоры с ребенком еще ничего не понимающем в этой жизни.. . а, по-моему, такие разговоры сближают, позволяют лучше понять друг друга.
Второй путь — кризис зависимости, симптомы которого противоположны: чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам или вкусам, формам поведения. Это своего рода возврат назад, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности.
Первый и второй варианты — это способы самоопределения. Но в первом случае он выражается позицией «Я уже не ребенок», а во втором — «Я ребенок и хочу оставаться им».
Третий — мирное сотрудничество, когда взрослый сам приглашает ребенка во взрослую жизнь: уважает его желание быть взрослым, считается с его мнением, свои отказы подростку в чем-то обосновывает, свои требования подкрепляет собственным примером, помогает научиться отвечать за свои поступки, объясняет необходимость этой ответственности.
Для развития наиболее благоприятным оказывается третий вариант, наименее — второй.
Как помочь ребенку взрослеть (Ю. Б. Гиппенрейтер)
Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься! «
Правило 2. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Правило 3. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия) . Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
Особенности воспитания девочки в переходном возрасте
Очень важно, чтобы в мир женственности девочку вводила мама, но не менее важна в этот период поддержка отца. Поддержка должна быть адекватной, не критика, не отстранение (как часто у нас бывает, когда отцы пугаются взрослеющих дочерей) или чрезмерная опека и забота, возникающая из-за страха, что дочь выберет не тот путь, к которому готовили ее родные, а именно понимание и терпение со стороны отца
Папа – это первый любящий мужчина в жизни девочки. От того, как складываются отношения отца и дочери, зависит и то, как будут складываться у девочки отношения с противоположным полом в будущем.
Изменения во внешности
Наиболее ярким признаком переходного возраста являются изменения во внешности девочки. Ей самой очень сложно привыкнуть к тому, что ее тело становится другим.
Мозг ребенка еще не осознает, что тело изменилось, отсюда появляется некоторая угловатость, что очень смущает девочку
Очень важно, чтобы родители могли относиться к дочери в этот период снисходительно, спокойно наблюдать за теми изменениями, которые происходят в ней
Постарайтесь объяснить дочери, что происходит с ней в данный момент. Очень хорошо будет, если объяснения будут подкреплены примерами из собственной жизни, про то, как сама мама или папа переживали этот период.
Сексуальность и готовность к сексуальной жизни
Вместе с изменившимися пропорциями тела, девочка может обнаружить какие-то сексуальные импульсы, интерес к себе и противоположному полу. Часто тема о сексуальности с подрастающим ребенком является очень сложной для родителей. Не зная, как поговорить об «этом», родители начинают острее контролировать дочь, ограничивать в общении с мальчиками, чтобы не допустить с ее стороны какого-либо необдуманного шага.
Ребенок не понимает, почему родители начинают ужесточать рамки, считая, что таким образом родители показывают свой авторитет, свою власть над дочкой и прочее. Зачастую родителям действительно очень трудно подобрать нужные слова, чтобы открыто разговаривать на тему сексуальности.
Объясните ребенку, что сексуальные отношения – это не пропуск во взрослый мир
Очень важно, чтобы они строились на взаимном уважении, согласии, доверии. Нужно объяснить девочке, что торопиться скорее войти с этот мир не стоит
Она должны понимать, что если она не готова для такого рода отношений, то всегда может отказаться от них, и это не будет признаком «не взрослости», скорее, напротив.
Узнать о типичных ошибках родителей при разговоре с ребенком о сексе, вы можете из нашей статьи: Как объяснить ребенку, как появляются дети?
Изменения в мышлении девочки
Мышление девочки в переходном возрасте устроено таким образом, что она не может видеть того, что одно и то же событие происходит амбивалентно.
На самом деле подросток мыслит абсолютами: то что происходит либо однозначно плохо, либо однозначно хорошо. Понятия «золотой середины» для нее в этом возрасте отсутствует. Из-за этого у девочки могут случаться резкие перепады настроения, она может чересчур рьяно отстаивать свои права.
Задача родителей – мягко указывать на этот оттенок серого между белым и черным
Очень важно помогать дочери справляться с ее категоричностью, объяснять, что любое событие может иметь как негативные стороны, так и позитивные. Это помогает ребенку взрослеть
Изменения в отношениях с родителями
Подростковый возраст часто называют трудным. Так как в этот период отношения ребенка и родителей становятся мягко говоря сложными. Ребенок начинает понимать, что он уже не тот малыш, но и то, что он еще не до конца взрослый – он тоже пока не понимает. Иными словами, подросток требует больше прав, но как это реализовать от не знает. И сами родители не всегда понимают, как признать взрослость дочери, но при этом не превратит эти отношения во вседозволенность.
Важно показывать своему ребенку, что взрослость – это не только безграничные возможности или увеличение прав. За каждым толики свободы следует и увеличение ответственности
Подрастающая девочка требует автономности, хочет изучать этот мир самостоятельно, но в тоже время ей страшно делать выбор самостоятельно.
Важно суметь выдерживать баланс: если мы даем ребенку в чем-то больше свободы, то и требовать должны большей ответственности с него. Если разрешать в чем-то принимать решение или делать выбор, то и вся ответственность за этот выбор должна быть на ребенке
Только так ребенок учится взрослеть, понимая, что свобода и ответственность являются взаимодополняющими составляющими.
Узнать об особенностях подросткового возраста и о том, с чем связаны сложности в воспитании, вы можете из нашей статьи: Воспитание подростков: типичные ошибки родителей
Преодоление психологического кризиса подростков
Подготовку к психологическому кризису подростка надо начинать задолго до его начала — с самого рождения малыша. Уже тогда нужно выстраивать доверительные отношения с ребенком. И работать со своими чувствами.
Что мешает построить хорошие отношения с подростком:
- Гиперконтроль. Родители не доверяют ребенку и требуют отчитываться за каждый шаг. Проверяют карманы, шерстят сумки, не позволяют закрывать двери в комнату. Мама считает нормальным залезть в телефон ребенка, а отец проверяет социальные сети.
- Гиперопека. Очень тревожные родители не позволяют ребенку ошибаться и делать собственный выбор. Они пытаются «подстелить соломку» и защитить подростка от различных бед. Тем самым отбирают у ребенка ответственность. Тинейджер, которого слишком опекают, яростно протестует: ругается с родителями, убегает из дома, связывается с маргинальными компаниями.
- Попустительство. Пустить жизнь ребенка на самотек — еще один способ потерять доверие своего подростка. Для любого ребенка родители — самые значимые и авторитетные фигуры, в руках которых сосредоточена власть. А если мама с папой все разрешают и вместо четких правил в семье царит анархия, ребенку становится страшно. Такая семья небезопасна, она не может быть надежным островком стабильности. Подросток начинает бунтовать.
- Равнодушие. Подросток подходит к маме и рассказывает о проблемах с другом, а родительница машет рукой — мол, разбирайтесь сами, я не вмешиваюсь. Больше ребенок не подойдет, он будет искать поддержки и принятия в неравнодушном кругу участников интернет-сообществ, одноклассников, дворовых компаний. Родители останутся для ссор и выпрашивания денег.
Советы родителям от специалистов Анатомии Надежды — как вести себя с подростками:
— Проводите с ребенком время. 15 минут полноценного общения и разговора по душам будет вполне достаточно.
— Будьте готовы помочь, если ребенок попросит. Но не делайте работу за него.
— Разрешите ошибаться. Обсудите с ребенком возможные последствия его решения, предупредите об опасностях, но выбор позвольте сделать самостоятельно.
— Показывайте пример на себе. Глупо ругать ребенка за курение, если сами выкуриваете пачку сигарет в день.
— Внимательно слушайте подростка. Давайте советы только в одном случае — если вас об этом попросят.
Общение с подростками
Психология подростка объясняется становлением личности. Он полностью отделяет себя от родителей, на первое место для него ставятся коллектив и положение в нем. Появляется осознание того, что в мире существует много позиций, точек зрения, возможно существование собственного мнения. Подросток подвержен влиянию со стороны, если не может определиться со взглядами
Важно поддержать его, направить на верный путь. Делать это не через принуждения и насилие
Человек должен прийти к верному решению сам, нужно позволить ребенку разобраться, опираясь на советы.
Важно! Подростки часто сравнивают себя с другими, испытывают чувство неполноценности. Важно замечать в ребенке лучшие качества и делать на них акцент
Он должен знать сильные стороны, не зацикливаться на недостатках, стремиться их устранить.
Психика подростка неустойчива, важно поддерживать, чтобы он чувствовал опору и не опускал руки. Так как дети в этом периоде излишне эмоциональны, им нужно держать себя в руках, сохранять рассудок, не поддаваясь сиюминутным желаниям
Поддержка подростка
Грубость возникает как результат проявления самостоятельности. Подростки хотят справляться без помощи взрослых, но не понимают, как действовать. Нужно указать ребенку, что он переходит определенную черту, чтобы хамское поведение не укоренилось. Сохранить авторитет необходимо без давления и криков. Подросток должен понимать, что с ним говорят на равных, но сохранять уважение к взрослым. Объяснить, что грубость является признаком детского возраста.
Социальные и эмоциональные особенности подросткового возраста
Социальные особенности подросткового возраста связаны с активным поиском своей идентичности и формированием новых отношений. Подростки начинают устанавливать более сложные и глубокие связи со сверстниками, и для них становятся важными принадлежность к определенным социальным группам и социальное одобрение. В это время также происходит переориентация отношений с родителями к более автономным и равноправным формам взаимодействия. Важным аспектом социального развития подростков является развитие навыков эффективного общения, эмпатии и сотрудничества с другими людьми.
Эмоциональные особенности подросткового возраста включают повышенную эмоциональную чувствительность, колебания настроения и активное развитие способности к саморегуляции эмоций. Гормональные изменения, присущие этому возрасту, способствуют эмоциональной лабильности и быстрым перепадам настроения. Важным аспектом эмоционального развития является умение подростков справляться со стрессом, разочарованиями и конфликтами.
Эмоциональное развитие тинейджеров в значительной степени зависит от поддержки и понимания со стороны родителей, учителей и других значимых взрослых, которые помогают им справиться с вызовами этого периода жизни.
Формирование идентичности
Формирование идентичности является ключевым аспектом психологического развития подростков и представляет собой процесс, в ходе которого индивид определяет свое место в мире, собственные ценности, убеждения и личностные характеристики. Идентичность формируется на основе различных факторов, таких как социокультурный контекст, семья, сверстники, образование и личные интересы.
Эрик Эриксон, известный психолог и разработчик теории психосоциального развития, определяет подростковый возраст как период, в котором основной задачей является разрешение кризиса идентичности. Подростки активно исследуют свои потенциальные роли в обществе, свои интересы, цели и мировоззрение. В этот период они могут экспериментировать с разными стилями, убеждениями и группами сверстников.
Результаты формирования идентичности варьируются, поэтому некоторые подростки быстрее достигают относительно стабильной и зрелой идентичности, в то время как другие продолжают развиваться и меняться. Успешное формирование идентичности является основой для дальнейшего психологического развития и обеспечивает основу для стабильной самооценки, уверенности в своих решениях и способности к самореализации.
Влияние сверстников и отношения с родителями
Влияние сверстников и отношения с родителями являются двумя важными факторами в психосоциальном развитии подростков, которые играют значительную роль в формировании идентичности, принятии решений и поведении тинейджеров.
Влияние сверстников возрастает в подростковом возрасте, так как подростки начинают проводить больше времени со своими друзьями и одноклассниками, чем с семьей. Сверстники могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на подростка. Положительное влияние сверстников помогает подросткам развивать социальные навыки, учиться сотрудничеству и эмпатии, а также формировать здоровые ценности и убеждения. Однако, негативное влияние сверстников приводит к проблемам, таким как давление на подростка, чтобы тот присоединился к антисоциальному поведению, употреблению алкоголя и наркотиков, а также участвовал в рискованных сексуальных связях.
Отношения с родителями также имеют значительное влияние на развитие подростка. Хорошие отношения с родителями, основанные на взаимопонимании, поддержке и принятии, способствуют здоровому развитию подростка, укреплению самооценки и формированию адекватного представления о себе. Родители, которые устанавливают четкие границы и ожидания, но также проявляют тепло, любовь и поддержку, помогают своим детям развивать навыки саморегуляции, принятия решений и преодоления трудностей.
Однако, напряженные или конфликтные отношения с родителями вызывают проблемы в эмоциональном и социальном развитии подростка, провоцируют появление заниженной самооценки, повышенной агрессии или отчуждение от семьи. В таких ситуациях подростки могут быть более склонны к негативному влиянию сверстников и антисоциальному поведению.
Психология мальчиков подростков
Мужчины развиваются несколько медленнее, чем женщины. И в физическом, и в психологическом аспекте. У них труднее вырабатываются такие качества, как ответственность, исполнительность. Мальчиков пока трудно заставить выполнять поручения, поэтому учителя и родители все больше обязанностей перекладывают на девочек.
Меняется тело мальчика — появляется кадык, «ломается» голос, пробиваются первые усы. Изменения пугают ребенка, он превращается в замкнутую личность со сниженной самооценкой. Ему кажется, что он самый страшный и нелепый, а из-за прыщей на лбу его не полюбит ни одна девушка
В этом возрасте расцветают комплексы неполноценности, поэтому важно поддерживать тинейджера и ни в коем случае не обесценивать его чувства
В 14-15 лет у мальчиков на первый план выходит дружба. Если раньше он радостно общался с толпой сверстников, то сейчас его привлекают отношения с одним человеком — близким другом.
Внешние изменения мальчиков и девочек
Физические метаморфозы
В момент предподростковой стадии и у мальчиков, и у девочек отмечаются незначительные физиологические изменения, которые закладывают основу к будущим обширным преобразованиям. В 10-11 лет характерным является интенсивное вытягивание конечностей.
Далее при переходе на младшую подростковую стадию происходит то, что некоторые исследователи называют «подростковая физиологическая буря». Она характеризуется очень быстрым созреванием организма, затрагивающим все сферы функционирования. Со стороны внешнего вида отмечается непропорциональность роста – кости растут так быстро, что мышечная ткань не успевает за ними. На данном этапе подростки обоих полов часто жалуются на боли в мышцах и суставах, и это не должно пугать родителей.
Следует отметить, что весь внешний вид подростка становится нескладным, руки и ноги становятся слишком тонкими и длинными, а движения неуклюжими, но такие неравномерные физические изменения лишь временны, и в скором времени всё придёт в норму. Так как энергические затраты на такой активный рост достаточно велики, то в норме слышать от подростка жалобы на усталость и сонливость.
В период подросткового возраста могут отмечаться резкие скачки в росте ребёнка. За год рост может увеличиваться на 7-8 сантиметров. Далее этот показатель стабилизируется, и прибавка в росте становится 1-2 см в год.
Фото: https://pixabay.com/photos/boy-teenager-cool-standing-1284509/
Половое созревание
Одной из главных целей переходного возраста является половое созревание. Здесь у мальчиков и у девочек предполагаются следующие изменения.
Возрастной период | Девочка-подросток | Мальчик-подросток |
12-13 лет – младшая подростковая стадия | Растёт жировая ткань, округляются плечи и бёдра, расширяется таз. Начинаются первые менструации, но типичны и отклонения от этого срока. Формируется грудь, появляется первое оволосение в подмышечных впадинах и вокруг половых губ. | Изменение структуры крови, повышение уровня тестостерона, начало развития яичек, постепенно увеличивается пенис. |
14-15 лет – средняя подростковая фаза | Циклы менструации устанавливаются и становятся регулярными. | Удлинение гортани и голосовых связок с последующей мутацией голоса. Появляется первое оволосение на лице мальчика, в подмышечных впадинах, на лобке и вокруг основания полового члена. Так же в этом возрасте наблюдаются первые поллюции. |
Психологические особенности переходного возраста
Определить четкие временные границы подросткового возраста сложно. У одних детей кризис наступает в 11 лет, у других затишье длится до 14, зато потом трясет всю семью. Исследователи считают, что начало подросткового периода приходится на 10-11 лет, когда в кровь начинают поступать половые гормоны. А к 12 годам кризис разворачивается во всю свою мощь.
Особенности 12-14 лет
Первый этап кризиса приходится на средний школьный возраст. Дети выходят из-под крыла первой и единственной учительницы младших классов и погружаются в мир разнообразных взрослых. Приходится налаживать отношения с учителями и одноклассниками. На социальные изменения накладывается начало полового созревания — гормоны мешают сосредоточиться на уроках, эмоциональные скачки лишают сил. Ребенок становится критичным — если раньше все слова родителей малыш воспринимал как истину, то сейчас возникают сомнения. Авторитет матери и отца шатается, как колос на глиняных ногах.
Просыпается эмоциональная сфера. Подросток испытывает противоречивые чувства, иногда очень яркие — тинейджер еще не может управлять вспышками гнева, радости, грусти
Такое поведение может пугать родителей, но на самом деле важно позволять подростку проявляться. Задача родителей — поддержать ребенка и дать понять, что все чувства нормальны и разрешены
Особенности 14-16 лет
Происходит переоценка ценностей. Кумиры детства обесцениваются, авторитет родителей низвергается. Подросток больше верит сверстникам или находит новых значимых взрослых: блогеров, тренеров, актеров, учителей. Взаимоотношения с мамой и папой напоминают поле боя и состоят из череды конфликтов, ссор, протестов со стороны подростка. Помните известную поговорку «Назло маме отморожу уши»? Это как раз про кризис 14-16 лет.
В этом возрасте подросток начинает увлекаться субкультурами и менять свой имидж. Делать татуировки, красить волосы в разные цвета или бриться налысо. Носить яркую одежду или одеваться во все черное.
В возрасте 14 лет подросток получает паспорт, а значит обладает многими правами взрослого. Может устроиться на временную работу и самостоятельно распоряжаться заработком; совершать сделки с недвижимостью с письменного согласия родителей. 14-летний ребенок уже несет уголовную и административную ответственность за преступления и проступки.
Подросток в 16 лет вполне самостоятельная личность. Он отлично поддерживает беседы на сложные темы, имеет собственную точку зрения и отстаивает ее. Впервые влюбляется. Остается ранимым и нуждается в поддержке родителей.
Особенности 16-18 лет
В этом возрасте подросток способен договариваться и соблюдать договоренности. Для детей важна тема справедливости и они чутко определяют нарушения своих прав и границ
Поэтому так важно быть с тинейджером честными. Заключая с ребенком договор, необходимо учитывать желания и потребности подростка
Не нужно заставлять ребенка, ненавидящего мыть посуду, брать на себя обязанность следить за чистотой тарелок. Пусть пылесосит или ходит в магазин со списком, если ему больше нравится.
18-летний подросток — это взрослая личность, обладающая одинаковыми правами с родителями. Воспитывать или перевоспитывать такого человека поздно
Сейчас важно перестать контролировать и чрезмерно опекать ребенка, договариваться об условиях совместного проживания. А при нарушении договоренностей — разъезжаться и заниматься своей жизнью
Психология подросткового возраста по годам
Итак, какие особенности предполагает психология подросткового возраста в разные периоды:
13-15 лет
Оставаясь по сути ребенком, он уже чувствует себя повзрослевшим. Он испытывает желание быть независимым, всячески показывая это. Он активно размышляет о будущей профессии, желает ощутить свою значимость в семье и обществе.
Подросток испытывает высокий интерес к противоположному полу. Возможно появление школьной дезадаптации, вследствие сложных отношений со сверстниками или учителями. Вступив в острый подростковый период, ребенок отдаляется от семьи, чувствуя больше интереса к друзьям и более старшим товарищам, которые становятся для него авторитетом.
Выбрав себе ориентир, на который ему хочется равняться, подросток пытается стать похожим на него. Хорошо, если пример оказывается положительным.
Подростки, столкнувшиеся со многими запретами в семье, начинают демонстрировать замкнутость и отчужденность
В это время важно не действовать с напором и агрессией – следует приступить к налаживанию контакта
16-17 лет
Этот период нисколько не легче. Подросток столкнулся с половым созреванием, и теперь чувствует гнет гормональных, социальных, психологических проблем. Период непросто дается, как молодым людям, так и их семьям. Родительская задача: облегчить переживания ребенка, помочь ему справиться с этапом взросления.
Как это делать? Тактично и уважительно, так как сейчас у подростка очень чувствительная психика. В этом возрасте многие представители молодежи впервые пробуют наркотики, вступают в сомнительные компании, уходят из дома. Обычно это актуально для детей, не сумевших найти понимания у близких людей.
Гормональные изменения становятся причиной множества проблем. Подростки учатся заново принимать свое тело, постоянно ощущают перепады настроения, раздражительность, вялость, повышенный аппетит. Проявления постепенно уйдут сами примерно к 19-ти годам.
Также происходят психологические изменения. Отвергается все, что предлагается родителями, принимается то, к чему агитируют друзья. С этим ничего не поделать, так устроена психология подросткового возраста. Это относится к стилю, выбору музыкальных кумиров, сленгу, жизненных целей. Этому подвержены не все подростки, но многие из них.
Таким образом, оторвавшись от родителей, подросток пытается ощутить себя взрослым. Понимаете, что пришло время нравоучительной беседы? Вряд ли вы достучитесь до него, лучше пригласить в гости друзей, чей ребенок немного старше. Попросите его озвучить за столом, между делом, мысли, которые хотите донести чаду. Это возымеет нужный эффект.
В этом возрасте юноши и девушки стремятся оградить свою личную жизнь и внутренние переживания от любого вмешательства – это естественно для психологии подросткового возраста.
Замечательно, если у ребенка имеется комната, которую он сможет оформить как пожелает, где ему будет позволительно укрыться с другом, послушать музыку в темноте. Должно быть место, которое он будет считать только своим. Не рекомендуется входить в его комнату без стука, как и в чью-либо другую комнату.
Также будет лишним заявляться с уборкой – в этом возрасте подростку пора самостоятельно браться за нее. Не хочет убираться в комнате? Дождитесь пока захочет, шутите с ним на эту тему, но не нарушайте границы личного пространства. Если ваш ребенок будет уверен, что никто не читал его дневники и в общем не копался в личных вещах, то он будет чувствовать себя дома защищено, доверие к вам возрастет.
Особенности переходного возраста
Подросток от 12 до 16 лет — это формирующийся человек, чей интеллект уже способен перерабатывать полученный опыт, но мозг ещё не даёт возможности этим опытом пользоваться.
Префронтальная кора головного мозга, которая отвечает за когнитивный контроль и принятие решений, в это время только начинает развиваться. Подростки пока не способны нормально воспринимать критику. Не до конца сформированный мозг полагается на лимбическую систему, а это зона эмоций.
Подростки не в силах контролировать свои эмоциональные перепады. Эмоции всегда сильнее, чем того требует ситуация: не ошибка, а провал, не победа, а эйфория. Порой они специально ведут себя рискованно, чтобы получить сильные эмоции. Когда мир кажется серым и тусклым, его срочно необходимо заполнить новыми ощущениями.
Поступки подростка взрослому кажутся нелогичными. Но, скорее всего, он неглупый и не делает назло. Просто не соотносит значимость правильного решения с действиями и ресурсами, необходимыми для его достижения.
Однако не всегда пубертатный период ребёнка оборачивается для семьи проблемами.
Переходный возраст свойственен каждому человеку, но его бурное протекание заметно не каждому родителю.
Многое зависит от нервной системы ребёнка, а также от поведенческой и воспитательной стратегии мамы и папы. Гипер- или гипоопека создают взаимоотношения, при которых подростку трудно доверять взрослому.
Так как же сохранять контакт и тёплые отношения с подрастающим человеком, который остро нуждается в поддержке, но порой демонстративно от неё отказывается?
<<Форма демодоступа>>
Как правильно себя вести с подростком
Учите подростка правильному отношению к делам. Помогите ему стать организованным, достигать своих целей, осуществлять все намеченное. Учите его внимательности, мягкости, выдержке. Многим детям, находящимся в переходном возрасте, не хватает этих качеств. Лучшее обучение – собственный пример.
Подростки склонны к пессимизму: самоедству, внутренним обвинениям. Они корят себя за разные ошибки, не уверены в собственной внешности, умственных способностях. Воспринимайте это не подростковыми особенностями, а дурными привычками, требующими избавления. Отказавшись от негативизма, человек проще идет к достижению больших целей. Помогите сыну или дочери полюбить себя.
Какое поведение родителей считается неправильным в этом случае? Типичная ошибка, столкнувшись с нежелательным поведением ранее послушного ребенка, демонстрировать неконтролируемую агрессию, либо демонстративно впадать в переживания. На этом воспитание заканчивается. Получается, что отрицательное поведение подростка влечет за собой отрицательное поведение семьи, и это провоцирует ребенка на еще более негативную реакцию.
Когда сложный возраст сопровожден регулярными конфликтами с окружающими, это оборачивается кризисом подросткового возраста. Ребенок пытается доказать, что он самостоятельная личность, отдельная от родителей. Он пытается укрыть свою личную жизнь и переживания от семьи, чтобы не чувствовать контроля. В большинстве случаев кризис неизбежен, и биологической основы у него нет.
Чем характерен кризис? Подростки демонстрируют независимость, самостоятельность, выдвигают требования к родителям. Попробуйте работать на опережение кризиса. Как это сделать? К сложному возрасту личность ребенка должна быть максимально сформированной. Прививайте ответственность, родительский авторитет, стройте позитивные дружеские отношения.
Секс в подростковом возрасте — опасения родителей
Ольга Алмазова отмечает три главных страха родителей относительно подростковой любви:
- любовь подростков приведёт к раннему сексу;
- подросток будет исследовать гомосексуальные отношения;
- любовь плохо отразится на учёбе.
Волнения родителей из-за сексуальной жизни подростков понятны
Но важно знать, что любовь и секс, которые в мире взрослых почти всегда неделимы, у подростков не так сильно связаны друг с другом. В подростковом возрасте идентичность человека ещё не до конца сформирована, и сексуальное влечение, которое он переживает, может быть или безадресным, или адресованным абстрактной фигуре (герою/героине фильма, участнику поп-группы).
Возраст сексуального дебюта за последнее десятилетие серьёзно не изменился — это стабильно 16–17 лет. А вот отношение подростков к сексу стало гораздо более осознанным: этому способствуют и большое количество информации в интернете, и стремление многих родителей заниматься секс-просветом.
Сексуальное просвещение для подростков — это не только знания о контрацепции и ЗППП (хотя это очень важно!). Это ещё и знания об этичных, безопасных и уважительных отношениях между людьми
На этом обязательно нужно заострить внимание подростка.
Нет единой инструкции о том, как правильно говорить с детьми об отношениях и сексе, — каждая семья решает, как лучше для неё. Но есть общие принципы:
- Своевременность. Рассказывайте тогда, когда дети спрашивают. Не нужно давить, это может вызвать протест. Но если у вас есть ощущение, что стоит поговорить на эту тему, а подросток не спрашивает, — можно начать, опираясь на собственный опыт: «Знаешь, когда я был(-а) в твоём возрасте, у меня были такие-то вопросы. Если бы со мной кто-то поговорил, мне было бы проще. Поэтому я сейчас хочу поговорить с тобой».
- Научность. Расскажите о биологии, используйте книги, посмотрите документальный фильм. Это помогает преодолевать неловкость.
- Информативность. Подумайте, что именно пригодится вашему ребёнку в ближайшие годы. Подросткам очень полезно знать о принципе согласия и правиле «„нет“ — значит „нет“», о безопасности, о личных границах, о том, как этично и безопасно ухаживать, о строении и функциях своего тела, о возможностях контрацепции.
- Доверие. Обозначьте, что вы всегда на его стороне, всегда готовы быть рядом, выслушать, помочь.
Второй страх родителей — опасение, что подросток будет исследовать гомосексуальные отношения. Действительно, такая возможность есть, так как гомосексуальность в XXI веке перестала быть территорией замалчивания. Подростки знают, что есть такой тип отношений, и могут его исследовать так же, как исследуют весь окружающий мир.
Из-за того, что их навыки общения несовершенны, подростки могут чувствовать влюблённость в человека своего пола просто потому, что понимают его гораздо лучше, чем объект противоположного пола. Особенно это касается девочек.
Не нужно пугаться или ругать вашего ребёнка, если вы узнали, что он пытается вступить или уже вступил в гомосексуальные отношения. Скорее всего, он сам ещё не определился и волнуется. Осуждение или резкие высказывания могут привести к тому, что подросток закроется и не будет ничего с вами обсуждать.