Процесс адаптирования интересов

Этапы «становления» сотрудника в компании

Адаптацию принято подразделять на три этапа:

Пред адаптационный. На этом этапе ведется подробная оценка знаний и умений новичка и согласно полученным данным составляется адаптационный план и выстраивается программа ввода человека в процесс.

Ориентация. Включает в себя два этапа – простую и действенную. Простая ориентация – это ввод сотрудника в курс дела – объяснение простейших правил и норм компании, уклада работы, знакомство с коллективом. Замечено, что адаптация проходит в разы быстрее, если первое знакомство состоится во внерабочей обстановке. Так человеку проще вливаться в команду.Действенная ориентация – непосредственно деятельность новичка в компании. На этой стадии сотрудник показывает на что он способен и применяет полученные навыки, показывает себя «в деле»

В период действенной ориентации особенно важно контролировать новичка, получая от него информацию – понятен ли ему процесс и возникают ли затруднения. Если на этом этапе пустить работника «в свободное плавание», то высок риск некачественной работы или ошибок, связанных с непониманием сути работы.

Функциональный этап

Завершающий адаптационный период, во время которого новичок становится полноценным членом команды и выполняет стопроцентную нагрузку.

На всех трех этапах крайне важно контролировать человека и подробно и при этом тактично вводить в курс дела. Именно в период адаптации сотрудник принимает решение о том, «его» это работа или же стоит искать другую вакансию

Ниже перечислены основные причины увольнения сотрудников в период адаптации и сразу после нее:

Именно в период адаптации сотрудник принимает решение о том, «его» это работа или же стоит искать другую вакансию. Ниже перечислены основные причины увольнения сотрудников в период адаптации и сразу после нее:

  • задачи, поставленные перед работником нечетко сформированы. Иными словами, человек попросту не понимает, чего от него хотят;
  • нет понимания способов коммуникации, как и к кому обращаться за объяснениями, от кого получить координацию действий;
  • нет понимания целей, способов и средств их достижения, либо же отсутствие целеориентированности в принципе;
  • недостаточное финансовое мотивирование. Простыми словами новичок считает, что данный функционал достоин более высокой оплаты труда;
  • длительная процедура стажировки или сложность самого процесса адаптации.

Ключевые элементы системы адаптации

Система адаптации должна иметь четкую организацию и регламентацию:

  • welcome-тренинг — это первоначальное ознакомление сотрудника с общими сведениями о компании, с её историей, продуктами, услугами, структурой и культурой;
  • программа адаптации, регламентирующая мероприятия и сроки обучения сотрудника — отвечает за то, каким навыкам и в какой последовательности обучается работник, какие обязанности начинает выполнять в первую очередь, а также помогает адаптироваться сотруднику в коллективе;
  • система наставничества — привлечение опытного работника в помощь новому сотруднику;
  • система аттестации по итогам адаптационных мероприятий — чёткий порядок оценки нового сотрудника, понятный как руководству, так и ему самому.

В зависимости от подготовки нового сотрудника, его психологических качеств и специальности срок адаптации может составлять от нескольких месяцев до полугода.

Современные методы

Синий цвет в психологии — значение, для кого это любимый цвет

На сегодняшний день считается, что процесс адаптации занимает период от 1 месяца до полутора лет. Каждая отдельная организация анализирует, какая адаптация бывает, какие ее виды наиболее эффективны. Самым распространенным методом на сегодняшний день считается наставнический. Так, новичку предоставляют человека, который в курсе организационных моментов и нюансов. Взаимодействие с наставником помогает новичку быстрее влиться в естественные условия организации, что касается не только профессионального поведения, изучения форм и методов работы, но и знакомства с сотрудниками, доверительных отношений с ними на служебном уровне.

Другой вариант ускоренной адаптации – тренинг, или так называемый коучинг

Тренинги могут быть как индивидуальными, так и групповыми, где последние на живом примере показывают всю важность позитивных коллективных отношений. По-другому этот процесс называется семинаром, который проводят в трех различных вариациях: в аудитории, с помощью электронной почты либо вебинаров (семинар в онлайн режиме)

Коучинг – тренировка. Коуч, он же тренер, обладает глубокими психологическими и социальными знаниями, имеет четкое представление о поведении человека, в частности, в некоторой организации. Примечательно, что коуч может и не состоять среди кадров организации, но он имеет достаточно знаний и навыков, чтобы передать их новоприбывшему сотруднику. Обычно коучинг является индивидуальным, т. е. работа ведется лично с новичком.

Замри или умри!


0 Не все животные в минуту опасности спасаются бегством. Есть и особые хитрецы: они научились притворяться мертвыми, чтобы хищники принимали их за падаль. Так, раненый или сильно испуганный опоссум способен мастерски имитировать смерть. Он не просто падает и лежит неподвижно — у него стекленеют глаза, изо рта течет пена, а анальные железы испускают секрет с отвратительным запахом. Понюхав тело мнимого мертвеца, хищники, как правило, уходят. Говорят, что опоссум так вживается в образ, что остается недвижим, даже если его потрогать ногой или перенести в другое место. Лишь спустя некоторое время он придет в себя и убежит. Таким же талантом «умирать» обладает свиноносая носатая змея из семейства ужеобразных: при угрозе она поворачивается брюхом кверху и застывает.

История открытия и изучения

Способностью к адаптации обладают не только люди, но и животные. Поэтому вопросом ее изучения вначале занялись не психологи, а биологи. Концепция Ч. Дарвина частично объясняла проблему адаптационного механизма: ученый рассматривал его как средство выживания, сформированное исторически.

В отечественной науке изучением адаптации занимались И. Сеченов и И. Павлов. В своей теории о единстве организма и среды Сеченов впервые представил адаптацию, как процесс, присущий всем животным. Он рассматривал только физиологическую сторону процесса.

Первым ученым, попытавшимся раскрыть работу механизма социальной адаптации, был М. Ярошевский. Он опирался на результаты исследований зарубежных психологов, выявивших закономерности в поведении индивидов в рамках одной группы.

Проанализировав несколько групп испытуемых, Ярошевский предположил, что суть адаптации — передача индивиду ценностей группы. Позднее эту идею развил Л. Выготский. Он выявил, что влияние группы на индивида равноценно влиянию индивида на группу. Этот процесс важен для развития отдельной личности и социума в целом.

Факторы, обеспечивающие социальную адаптацию

На психологическом уровне под факторами, обеспечивающими становление адаптированности, понимаются внешние условия, в которых пребывает человек.

Факторы социальной адаптации принято подразделять на внешние и внутренние. К внутренним факторам относят все личностные характеристики человека:

  • Пол;
  • Возраст;
  • Национальность;

Разные национальности

  • Тип темперамента;
  • Состав семьи;
  • Систему ценностных ориентаций личности;
  • Характер.

К внешним факторам адаптации относятся все виды деятельности человека и принадлежность его к тем или иным социальным группам.

Известно также подразделение факторов социального приспособления на:

  • Педагогические (усвоение ребенком норм и правил поведения в обществе, знание Конституции РФ и других нормативно-правовых документов, регламентирующих те или иные стороны общественной жизни);
  • Психологические (интеллектуальные способности, свойства нервной системы, черты характера, социально-психологический статус личности в коллективе, система жизненных ориентиров и ценностей);
  • Социальные (пол, возраст, национальность).

Внимание! Если психологу поступает запрос на решение проблем, связанных с адаптацией к современному обществу, то специалист начинает работу с анализа предпосылок возникновения проблем, то есть с определения неблагоприятных факторов

Стратегии аккультурации

Все мы разные и по-разному вливаемся в новую культуру. Даже один человек в разные периоды жизни может склоняться то к одной, то к другой стратегии. Это может зависеть от возраста, эмоционального, материального и физического состояния, а также от направления переезда.

Канадский ученый Джон Берри выделил 4 стратегии аккультурации:

1. Ассимиляция

Когда человек старается полностью раствориться в стране, где оказался. Впитывает нормы и правила, начинает приобщаться к новой культуре, отмечать праздники. Усердно учит новый язык, отказывается от родного. Делает всё, чтобы забыть культуру, в которой он родился и вырос. Часто такие люди даже стыдятся своего происхождения или относятся к нему с высокомерием.

2. Интеграция

Человек сохраняет свою идентичность, обогащая ее через знакомство с новой культурой. Он ценит свои традиции, при этом с уважением и любопытством относится ко всему новому. Учит язык, расширяет круг знакомых, общается не только с людьми из своего окружения, но и с местными жителями. Узнаёт историю новой страны, знакомится с обычаями и правилами. Он синтезирует в себе две культуры.

3. Сепарация

Человек максимально отстраняется от культуры той страны, в которой оказался. Демонстративно отказывается знакомиться с историей и соблюдать местные традиции. Часто с пренебрежением относится к коренному населению. Создает вокруг себя привычное окружение, замкнутое «гетто», минимизирует внешние контакты. Испытывает тревогу при посещении различных учреждений или при общении с местными жителями.

4. Маргинализация

Человек уходит от своей культуры, но не может обрести новую. Он как бы застревает между двумя мирами. Часто равнодушен к тому, что происходит вокруг, испытывает сложности в идентификации себя и склонен к депрессивному настроению.

Методы адаптации персонала

В разных организациях используются отличающиеся подходы к проблеме адаптации персонала. Чаще всего преобладает один из трех путей.

  1. «Плыви, если выплывешь». Руководство отдает механизм адаптации «на откуп» самому сотруднику, предоставляя ему самостоятельно справляться в новой ситуации. Такой подход, в основном, позволяют себе применять руководители в условии перенасыщенности рынка рабочей силой, если они не так уж заинтересованы именно в данном сотруднике либо если должность его не слишком престижна и легко заменяема. Иногда такой подход еще усугубляется напутствием по типу: «Вы начинайте работать, а мы посмотрим, на что вы годны, тогда и поговорим о вашем вознаграждении и перспективах».
  2. «Выживает сильнейший». Если организация ставит целью отобрать только лучших, то представляет возможность вступить в свои ряды как некую привилегию, которую нужно заслужить тяжелым трудом и трудными испытаниями. Именно в таких фирмах новичкам ставят испытательные сроки со строгими условиями и сложными заданиями. Коллектив долго не принимает нового члена, пристально присматриваясь к нему и иногда даже дискриминируя. Начальство сурово, иногда даже чрезмерно. Если сотрудник пройдет такой «драконовский» отбор, он занимает «свое» место в организации.
  3. «Здравствуй, партнер». Самый демократичный и эффективный подход, требующий, однако, наибольших усилий от руководства. Если организации требуется много различных сотрудников, к тому же она стремится обеспечить себя хорошими кадрами, она подойдет к вопросу адаптации ответственно. Сообразно с таким подходом, лучше вложить силы в «воспитание» своего сотрудника, чем постоянно «пересеивать» песок кадров в надежде обнаружить что-то стоящее, а ошибившись, начать процесс сначала. Поиск, наем и постоянное обучение новых работников, в конечном итоге, обойдутся большей потерей времени, сил и финансов, чем грамотная организация кадровой политики.

Причины переезда

Самый комфортный вариант миграции — это переезд в результате свободного выбора человека. Так могут переезжать в другую страну, потому что она близка по духу, чтобы получить новый опыт и образование, расширить кругозор. Сюда же можно отнести приглашение на работу или заботу о будущем своих детей. Такая эмиграция воспринимается как положительный опыт, благодаря чему стресс от переезда переносится намного легче и позитивнее. Но так бывает далеко не всегда. Люди могут эмигрировать в связи с ухудшением условий жизни из-за войны, экологических бедствий, политических преследований, угрозы бизнесу, экономического неблагополучия страны. В таких случаях переезд сопровождается более тяжелыми переживаниями и сильным стрессом.

Помимо внешних обстоятельств, существуют еще и внутренние, которые могут побуждать к переезду, а также помогать в адаптации или, наоборот, тормозить ее. Такими факторами могут стать личный кризис, потеря жизненных ориентиров, сепарация от гиперопекающих родителей. Переезжая, человек может спасаться от тяжелых переживаний или искать новые смыслы, которые вернут желание жить.

Часто план переезда — это микс из внешних и внутренних причин. То, что служит причиной переезда для одного, может оказаться совершенно незначительным для другого. Даже при реальной угрозе жизни не все покидают свои дома. Внутренний кризис может накладываться на ситуацию в стране и мире, процесс расставания пересекаться с экономическим неблагополучием. В итоге всё это способствует смене места жизни.

Кто несет ответственность за процесс

В современное время для процесса адаптации нанимается специальный человек, наставник или психолог. Ответственность лежит не только на нем, но и на окружающих людях. Дружелюбное отношение к новичку позволит ему быстрее освоиться, когда как угрозы и запугивание могут вынудить его уйти. Кроме того, немалое зависит от самого человека, от которого требуется приложить силы к адаптации, излишнее упрямство с его стороны может навредить, и работодатель попросту наймет другого кандидата.

Адаптация – биологический или психологический процесс привыкания человека к некоторым условиям сфер жизни. Она начинается с первых минут рождения человека, продолжается практически на протяжении всего его существования. Приходится приспосабливаться к погодным изменениям, социальным, рабочим и т. д. Иногда требуется помощь со стороны, будь то психологическая или близких людей.

Нюансы вопроса

Адаптация тем успешнее, чем в большей степени соответствуют друг другу ценности, нормы, актуальные для человека и коллектива. Это позволяет индивидууму быстрее принять и лучше понять, усвоить особенности новой для него среды.

Как говорят ученые, чтобы начать работать в меру своих сил и возможностей, необходимо потратить не менее 8 недель на привыкание к новым условиям. Для работников среднего звена необходимо 20 недель, а для руководства – от 26 недель и больше. Выбирая длительность периода адаптации в рамках предприятия, следует осознавать, что четверть года – достаточно продолжительный промежуток времени. Если за этот срок никакой отдачи от принятого на работу человека нет, вряд ли он подходит предприятию.

В то же время нужно помнить, что четверть года – период, для многих недостаточный, чтобы успешно социализироваться. Это заключается в сложности усвоения ценностей и правил поведения, принятых на предприятии. Следовательно, человеку сложно стать полноправным участников коллектива. Основная задача руководителя – различать адаптацию и испытание и осознавать, что процесс привыкания не может происходить мгновенно. Он состоит из последовательных этапов и растягивается на продолжительное время.

Между прочим, актуальность адаптации на рабочем месте хорошо доказывают статистические сведения. Как выявили исследователи, до 80 % работников, увольняющихся в первое полугодие после трудоустройства, принимают такое решение в первые 14 суток с момента вступления в должность.

Классификация и уровни

Адаптация происходит одновременно на 3 уровнях:

  • физиологическом;
  • социальном;
  • психологическом.

На физическом уровне человек приспосабливается к изменениям окружающей среды: климату, техногенным факторам, результатам различных видов деятельности.

Социальная адаптация — привыкание к социальной среде: учебе, работе, окружающей культуре. Приспособление может быть пассивным, когда человек просто подчиняется сложившимся условиям и не пытается выбрать более удобный вариант.

Больше возможностей предоставляет активное приспособление, при котором индивид решает, к какой именно среде он будет адаптироваться. Например, переехать в другой город, где больше шансов найти хорошие условия для профессиональной реализации.

Психологическая адаптация — важный критерий, который влияет на межличностную коммуникацию и профессиональное развитие. Человек быстро переключается между разными сферами деятельности, выбирает социальную роль, модель поведения.

Различают также уровни изменений, которые затрагивают все функционирующие системы организма: физиологические и психологические.

На физиологическом уровне активируются компенсаторные системы, которые обеспечивают адекватную реакцию организма на экстремальные условия. В первую очередь это механизм нейрогуморальной регуляции, запускающий выделение гормонов стресса надпочечниками.

Далее следует выделение нейромедиаторов («гормонов радости»), облегчающих проживание стрессового момента. После этого подключаются сердечно-сосудистая, дыхательная и выделительная система. Они отвечают за преодоление стресса.

Психологический уровень — этап перестройки психики. Человек нарабатывает новые устойчивые нервные связи (условные рефлексы или динамические стереотипы). Благодаря этим связям регулируются устойчивость, интенсивность и последовательность поведенческих реакций.

Попадая в сложную ситуацию, индивид использует набор рефлексов, чтобы правильно отреагировать на внешние изменения. В зависимости от особенностей развития психики, человек выбирает положительную или отрицательную реакцию.

Положительный ответ психики — конструктивное решение, направленное на преодоление препятствия. Отрицательные реакции — гнев, негативизм, отказ, регрессия.

Понятие адаптации персонала и ее виды

Адаптация — это процесс обучение новых сотрудников навыкам, необходимым для получения полноценного специалиста и члена команды.

Адаптация подразделяется на производственную и внепроизводственную.

Производственная охватывает все профессиональные сферы компании и способы взаимодействия вновь прибывшего сотрудника с коллективом и работой. Это все области – от психологической до санитарно-гигиенических норм на предприятии и даже самых незначительных организационных моментов.

Внепроизводственная адаптация – это межличностное взаимодействие новичка с членами коллектива, не касающееся рабочих сфер. К такой адаптации относятся корпоративы, неформальные мероприятия, личностные тренинги, которые призваны сплотить коллектив и упрочить отношения между сотрудниками.

Технология и виды социальной адаптации

Технология социальной адаптации предполагает использование специальных методов, формирующих у человека правовую основу сознания, активность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, ответственность, самостоятельность, самоорганизованность и навыки самоконтроля.

Дополнительная информация. По мнению известных педагогов, самыми эффективными методами формирования социальной адаптации являются положительный пример взрослых, методы трудового воспитания, убеждение, разъяснение, анализ поведения литературных персонажей. Родители могут способствовать этому процессу, предоставляя ребенку самостоятельно прибираться в своей комнате, выполнять посильные обязанности по дому.

Полная социальная адаптация складывается из следующих видов этого процесса:

Управленческая адаптация – это умение создавать комфортную обстановку дома и на рабочем месте. Этот вид преобразования окружающей действительности помогает человеку лучше понять и освоить широкий спектр социальных ролей, научиться получать удовольствие от работы и приносить пользу обществу.

Получает удовольствие от жизни и работы

  • Экономическая адаптация – это усвоение законов функционирования экономики и общества, формирование основ финансовой грамотности человека, умения планировать свои доходы и расходы. Экономический блок крайне важен для формирования у человека умения зарабатывать и обеспечивать себе комфортную жизнь.
  • Педагогическая адаптация – это привыкание ребенка к принципам организации непрерывного образовательного процесса, в ходе которого формируется ценностный блок в структуре личности. Показателями сформированности этого блока адаптации являются развитый познавательный интерес, любовь к чтению, жажда деятельности, постоянное саморазвитие, успешная самореализация в том или ином виде деятельности, занятия творчеством.
  • Психологическая адаптация – выработка адекватных реакций со стороны нервной системы на воздействие внешних раздражителей. Социально адаптированными, с позиции данного блока, можно считать уравновешенных людей, умеющих найти общий язык с разными партнерами по общению, способных сохранять самообладание и не показывать окружающим свое плохое настроение.

Социальная адаптация сопряжена с сознательными глобальными изменениями представлений, установок и моделей поведения человека. Условия жизни в обществе динамичны, поэтому необходимо тренировать стрессоустойчивость и гибкость, чтобы успешно адаптироваться в социуме.

Успешная адаптация к социуму

https://youtube.com/watch?v=yQ_ePQ_8mRE

Как организации сэкономить средства на адаптацию сотрудника

Как правило, период адаптации новых сотрудников обходится любой компании в довольно приличную сумму. Перед HR-менеджерами стоит задача удешевить период адаптации для компании и уменьшить временной отрезок, пока сотрудник не станет полноценным членом коллектива.

Вот какими способами можно уменьшить затраты компании при приеме новых сотрудников:

  • Радикально сократить время стажировки новых сотрудников. Для этого необходимо упростить подачу информации, постараться предвидеть возможные затруднения и ошибки работника на первых этапах, «вести» человека и получать от него обратную связь.
  • Сокращение «текучки» персонала.
  • Сокращение времени и усилий менеджеров, стажирующих персонал.
  • Создание комфортного психологического климата в коллективе, внушать позитивный настрой, создать комфортные условия труда.Большинство из этих способов легко решается настройкой корпоративной культуры и обучением уже имеющегося персонала, также отлично помогают различного вида сессии.

Система адаптации персонала

С целью преодоления возникающих трудностей, а также повышения эффективности процесса приспосабливания в компаниях создается система адаптации персонала. Данная система включает комплекс мероприятий, которые позволяют сотруднику выйти на необходимый уровень производительности с минимальными потерями для него самого и для компании.

Наличие системы адаптации дает следующие преимущества:

для компании:

  • повышение эффективности работы сотрудника, ускорение процесса выхода работника на требуемый уровень производительности;
  • налаживание или поддержание положительных отношений в коллективе;
  • предотвращение серьёзных ошибок, которые могли бы совершить новые сотрудники;
  • сокращение временных затрат опытных работников на оказание помощи новому сотруднику в процессе выполнения им должностных обязанностей;
  • минимизация «текучести» кадров.

для сотрудника:

  • налаживание отношений в коллективе;
  • быстрое вливание в рабочий процесс и приобретение новых навыков и знаний;
  • снижение тревожности и неуверенности перед нареканиями со стороны руководства, связанными с неумением выполнять поставленные задачи так же быстро, как и другие сотрудники;
  • сопоставление ожидаемых условий работы сотрудника с его реальной деятельностью;
  • снижение страха сотрудника быть уволенным во время испытательного срока.

Общее представление

Биологическая адаптация – это явление, объединяющее человека и неразумную жизнь. Термином принято обозначать способность подстраиваться под меняющиеся внешние условия. Учитывают климат, внутренние изменения организма, уровень света и показатели давления окружающей среды, уровень влажности, вынужденную ограниченность реализации определенных функций. Внутренние изменения, к которым приходится адаптироваться, – это еще и различные заболевания.

Психологическая адаптация – это процесс подстройки личности под общественные требования, потребности себя самого, индивидуальный набор интересов. Социальная адаптация предполагает усвоение нормы, ценностей, актуальных для сообщества, в котором человек оказался. Это касается не только крупной общности, но и небольших социальных формирований, к примеру семьи.

Понятие социальной адаптации

Социальная адаптация – это интегративный показатель состояния индивида, отображающий его способность и возможность осуществлять социальные функции, которым относятся:

  • соответствующее восприятие окружающего мира и своего организма;
  • адекватная система взаимоотношений с окружающими, способность к обучению, труду, организации отдыха;
  • адаптивность поведения соответственно ролевым ожиданиям других людей.

Социальная адаптация – это процесс и результат активного приспособления личности к условиям новой социальной среды.

Содержание социальной адаптации: максимально возможное сближение ценностных ориентаций и целей группы и индивида, входящего в эту группу. Усвоение индивидом традиций, норм, культуры группы, внедрение в ролевую структуру группы.

Социально-психологическая адаптация сопровождается приспособлением личности к новым условиям, реализация его интересов, стремлений, потребностей. Войдя в новое социальное окружение личность становится его полноправным членом, развивает индивидуальность и самоутверждается.

Социально-психологическая адаптация сопровождается развитием социальных качеств поведения, общения, деятельности, принятых в социуме, благодаря которым индивид реализует свои потребности, стремления, интересы.

Факторы социальной адаптации

Замечание 2

Факторы социальной адаптации – объективно или субъективно существующая реальность, способствующая или препятствующая адаптации. Факторы адаптации – это условия, определяющие сроки, течение, темпы, результаты адаптации, воздействующие на значение показателей социальной адаптации.

К основным факторам социальной адаптации относятся:

  • ведущие – менталитет, отражающий ценностное, рациональное, подсознательное и чувственное отношение личности к элементам социальной реальности;
  • личные – социальные и психологические особенности индивида;
  • объективные – различные экономические показатели (прожиточный минимум, уровень жизни и т.д.);
  • субъективные – уровень самооценки индивида;
  • региональные – экономический и демографический потенциалы, уровень образования населения, степень урбанизированности, социальная структура населения территории;
  • институциональные – социально-обеспечивающие, организационно-экономические, организационно-политические;
  • глобальные – политическое и социально-экономическое устройство общества.

Основные факторы, оказывающие влияние на социализацию и успешность адаптационных процессов: группы средств, адаптационные ресурсы, обеспечивающие адаптацию к новым условиям; барьер, препятствующие адаптации.

Адаптивные барьеры включают внешние и внутренние, объективные и субъективные факторы, препятствующие и тормозящие процесс адаптации к различным адаптивным ситуациям. Адаптивные барьеры: эмоционально-психологический, возрастной, мировоззренческий, тезаурусный, знаковый, контрасуггестивный, национально-культурный, ситуативный, режимный, временной.

Преодоление адаптивный барьеров подразумевает использование различных средств. В процессе адаптации на индивида обычно воздействует несколько адаптивных барьеров.

Адаптация индивида к социальной среде будет принципиально невозможной, если он осознанно будет отказываться от попыток приспособления

Важно применять стратегии, основанные на щадящем, косвенном, опосредованном влиянии структур гражданского общества

Переезд в компании или в одиночку

Люди, переезжающие с семьями, отмечают, что родные дают опору в новой стране. Однако наличие близких рядом может тормозить адаптацию. Замыкаясь в отношениях, человек менее охотно знакомится с новыми людьми, а неприятные бюрократические хлопоты часто ложатся на плечи одного из членов семьи. Таким образом укрепляется зависимое положение от супруга (или другого близкого), и адаптация оказывается частичной.

Переезжающие в одиночку отмечают сильную тревогу и чувство одиночества, особенно на первых порах. При этом они быстрее начинают ориентироваться в новом городе, так как им не на кого рассчитывать, кроме себя.

Уровни социальной адаптации

Для адаптации человека характерным является процесс его социализации, усвоение социальных поведенческих норм, «врастание» в социальный мир. Другими словами, социальная адаптация – важнейший механизм, обеспечивающий эффективную социализацию.

Так, если под «социализацией» следует понимать постепенный процесс, в ходе которого при определенных социальных условиях формируется личность, то социальная адаптация – это относительно короткий временной промежуток, когда происходит активное освоение личностью новой социальной среды.

Рассмотрение социальной адаптации должно быть трехуровневым:

  1. общество (макросреда). Индивид и социальные слои приспосабливаются к особенностям развития общества (экономическим, социальным, политическим, культурным, духовным);
  2. социальная группа (микросреда). Человек приспосабливается или, наоборот, его интересы не совпадают с интересами социальной группы (семьи, коллектива на работе или учебе и др.);
  3. индивид (адаптация внутри личности). Стремление человека к гармонии, достижения баланса внутренней позиции.

Адаптация человека в данном социуме происходит, когда он вступает в систему взаимоотношений (с другими людьми, социальных, деловых, профессиональных). Социальная адаптация состоит из разных видов процессов адаптации, которые образуют систему, а именно: производственная, профессиональная, бытовая, досуговая, политическая, экономическая, приспособление к формам общественного сознания.

Итог

Адаптация человека является одной из важных механизмов, которые позволяют живому организму жить в тех условиях, в которых он пребывает. Яркими примерами отрицательного итога становятся животные, которые погибают как вид, если не приспособлены к новым климатическим условиям. Динозавры вымерли, поскольку их организмы не были приспособлены к изменившимся условиям. Так и с человеком: если он на всех уровнях не приспосабливается, в таком случае начинает погибать.

Как долго живут люди, которые адаптировались к окружающей среде? Все зависит от срока функциональности их организма, а также способности избежать ситуаций, когда они могут стать дезадаптивными.

Чем больше человек готов к трудностям и изменениям своей жизни, тем благоприятнее становится прогноз его жизни. Следует понимать, что абсолютно все люди приходят в материальный мир, не будучи к нему приспособленными. Необходимость учиться ходить на двух ногах и говорить человеческим языком являются одними из первых необходимостей, которые заставляют адаптироваться.

Почти всю жизнь человек будет вынужден приспосабливаться. Это связано больше не с природными, а с социальными факторами. Изменение окружения, друзей, политики и экономики, условия проживания заставляет находить новые способы сохранения гармонии на физиологическом и психологическом уровне. Это является естественной необходимостью каждого живого существа, если он не желает стать «изгоем» общества и объектом, которое следует уничтожить.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий