Проблемы с родителями

Давление родительских проблем на детей

Если молодые люди пытаются построить прочные близкие отношения в то время как родители одного из них разводятся, это может быть тяжело во многих аспектах, включая и романтические отношения молодого человека. Наблюдение за расторжением брака может сформировать у младшего поколения циничный взгляд на их собственные любовные отношения. Развод может влиять на них, формируя убеждение, что они должны избегать таких людей, как их отец или мать, создавая стереотипы в отношении партнера для брака

Для родителей очень важно решать их проблемы таким образом, чтобы они не давили ими на своих детей

Если хотя бы у одного из родителей вашего партнера есть проблема с алкоголем или наркотиками, это, несомненно, вызывает у вашего партнера стресс и эмоциональные проблемы. Ваш партнер может чувствовать, что его родители нуждаются в нем больше, чем вы. Единственный выход в таких случаях – это найти равновесие, отделив ваши отношения от его отношений с родителями. Это не означает, что он должен отказаться от своей семьи, но он должен быть способен различать разницу между отношениями своих родителей и своими собственными отношениями. То, что родители могут быть дисфункциональными, не значит, что такими же должны быть и ваши отношения.

Что делать, если родители развелись

Но как поступать, если вопрос «рассказывать ли малышу?» уже не стоит, и речи об ощущении безопасности нет? Например, в случае развода родителей?

Как бы деликатно ни подбирали взрослые слова, чтобы объяснить малышу ситуацию, для него разрыв папы и мамы всё равно является большим горем. Он боится, что ушедший родитель больше не вернется, что папина (или мамина) любовь потеряна малышом навсегда.

Дети склонны винить себя в расставании родителей, причем чем они младше, тем чаще это происходит. При этом у малыша может возникнуть фантазия, что он в состоянии помирить папу и маму. Иногда ребенок начинает болеть или проблемно себя вести. Это происходит из подсознательной надежды, что родители снова соединятся, чтобы лечить его или воспитывать — ведь раньше они начинали сотрудничать в похожих ситуациях.

Что делать

Родителям нужно договориться, как себя вести, чтобы их дети меньше страдали:

  • Малыш должен знать, что папа (или мама) ушел от жены (мужа), а не от ребенка.
  • Папа и мама должны помнить, что, хотя они развелись и перестали быть супругами, но родителями остались.В этой роли им предстоит взаимодействовать всегда — полный разрыв невозможен. Они должны договориться о взаимодействии и быть в состоянии общаться спокойно. Если с этим есть проблемы, то, возможно, стоит обратиться к специалисту, чтобы урегулировать своё собственное состояние и набраться ресурсов для поддержки ребенка.
  • Объяснять причины развода следует без подробностей, не ударяясь в разбор супружеских отношений, спокойно.
  • Надо стараться проводить с ребенком не меньше времени, чем до развода.Лучше постараться видеться чаще
  • Следует дать возможность ребенку погоревать о своей потере, разрешить ему высказывать чувства — как ему грустно, как он скучает по ушедшему родителю.
  • Стараться избегать в это время других перемен и стрессов. Например, не переезжать, не переходить в новую школу и так далее.

Вам проще сделать самому, чем ждать, пока это выполнит ребенок

Это распространенная ошибка взрослых, потому что ребенок выполняет действие или медленно, или «не так». Очень хочется сделать за него, чтобы было быстрее, аккуратнее, правильнее. Тем более в ситуации, когда надо спешить. В результате ребенок теряет возможность взять на себя ответственность за результат, и перестает уважать взрослого.

На занятиях с детской группой я как-то осознала, что каждый раз после упражнения в одиночестве расставляю стулья, а дети весело разбегаются. Я стала замечать, как много мелочей делаю за детей: раздаю ножницы, раскладываю бумагу, собираю мусор. И это негативно сказывалось на дисциплине в группе. Когда я переложила эту работу на ребят, дисциплинарные вещи отпали сами собой.

Как ругаться при ребенке

Как бы сильно муж и жена не стремились к идеальным отношениям, ссоры будут присутствовать в любой семье. Далеко не всегда родители находят возможность и силы решить спорные ситуации «за закрытыми дверями». Как вести себя, если конфликт назревает в присутствии детей?

Взаимоуважение

Важно использовать в конфликте спокойный и уверенный тон, проявлять взаимоуважение друг к другу. Отсутствие повышенных тонов поможет супругам эффективно и мирно разрешить возникшую проблему, а также обеспечит детям чувство безопасности

Отстранение

Если ребенок стал свидетелем родительской ссоры, разумнее всего будет мягко отстранить его от назревшего конфликта. Проще всего отвести малыша в соседнюю комнату, объяснив, что взрослые разберутся в возникшем споре и обязательно помирятся. Если же такой возможности нет, например, конфликтная ситуация произошла во время прогулки, можно занять детей какой-нибудь игрой, а самим отойти в сторонку и спокойно разобраться в ситуации.

Разделение ролей

В повседневной жизни необходимо объяснить детям, что у взрослых в семье есть разные роли: мама и папа, муж и жена. Во время ссоры, особенно если ребенок интересуется, что происходит, один из взрослых может пояснить, что сейчас спорят не мама и папа, а муж и жена. Детям будет спокойнее с осознанием того, что ругаются не его родители, а двое взрослых, которые в состоянии решить назревшую проблему.

Дистанцирование

Не втягивать ребенка в конфликт. Фразы типа «А твоя мама….» или «Твой отец первый начал…» строго запрещены

Особенно важно не спрашивать мнения детей, кто из родителей прав, а кто виноват. Ребенок любит маму и папу одинаково, заставлять его делать выбор крайне травматично для неокрепшей психики

Такие действия только усилят конфликт и нарушат семейную иерархию.

Корректное поведение

Воздержитесь от оскорблений. Дети считывают поведение и слова значимых взрослых. Такая тактика лишь настроит ребенка против одного из родителей.

Конструктивный диалог

Обвинения во время ссоры, как правило, не приводят к положительному итогу. Необходимо показать детям, что любую проблему можно решить мирно путем переговоров. Фразы типа «Я услышал твою позицию, теперь скажу свое мнение» или «Что мы можем сделать в данной ситуации?» помогут в этом.

Подробнее, как себя вести в конфликтных ситуациях, читайте здесь.

Какие проблемы возникают?

Подавленные эмоции, агрессия, злость и отчаяние, хранившееся в душе месяцами и даже годами не проходит бесследно для человека. Возникает масса проблем со здоровьем. Так называемая психосоматика срабатывает в полной мере.

  • ангина и всевозможные проблемы с горлом,

  • тонзиллиты,

  • хронический насморк,

  • перебои в работе с щитовидкой,

  • расстройство нервной системы,

  • панические атаки,

  • депрессия,

  • хронические боли,

и это далеко не весь список возможных заболеваний.

Сдерживание гнева, невозможность выражения своих чувств, замкнутость, «ком в горле», в прямом смысле мешает жить на полную катушку, мешает говорить, общаться с людьми и быть счастливым.

Не позволяете ребенку совершать усилия и помогаете без просьбы с его стороны

Я наблюдала такой пример. На остановке мальчуган двух с половиной — трех лет пытается вскарабкаться на лавочку. Сам! Никого не просит. Подходит мамочка с вопросом: «Что ты делаешь?». Ребенок признается: «Не получается залезть». «И не получится», — говорит мама, радостно подхватывает его подмышки и усаживает на лавочку. Все довольны.

При регулярном повторении эта ситуация со стопроцентной вероятностью приведет к атрофии воли и способностей ребенка. На выходе можно также получить неслабый заряд агрессии и раздражения, потому что самостоятельное действие и усилие — это потребность растущего организма, необходимая для выживания. Такую потребность нельзя безнаказанно блокировать.

— Почему они хотят навязать мне свою точку зрения?

По той же причине, по которой вы хотите им навязать свою. Вы хотите сделать лучше им, а они — вам, с поправкой на уровень тревожности и уровень деспотичности, ваш или их

Для деспотичного человека важно, чтобы его взгляды разделяли другие, ведь иначе он — не вожак стаи, а как жить, если ты не вожак, он не знает. Для тревожного человека еще более критично, чтобы его взгляды разделяли — деспоту гораздо проще найти тех, кто не станет ему противиться, чем тревожной личности обзавестись новыми близкими людьми, которые разделяют его взгляды и тем самым делают почву под его ногами менее шаткой

Выводы: родители не хотят вам зла. Вы в безопасности. Интенсивность их попыток научить вас своей правде в большинстве случаев отражает лишь силу их чувств к вам и желание взять вас в сложное время под свое крыло, откатить обратно процесс сепарации ребенка от родителя. Это совершенно нормальный и здоровый порыв.

Рекомендации: возьмите лист бумаги и нарисуйте большой кружок — это ваша сепарация. Чтобы сократить эмоциональную зависимость от родителей, главной составляющей вашего с ними взаимодействия должны быть именно поступки, а не разговоры. Нарисуйте посередине вертикальную линию. Слева будет эмоциональная сторона, справа — рациональная. Вспомните неконтролируемые эмоции, которые вызывает у вас поведение родителей в те моменты, когда вы перестаете ощущать себя взрослым человеком и начинаете по ролям разыгрывать сценки пятнадцатилетней давности. Перечислите их проявления и неприятные последствия в левой части. Например: ору, потом чувствую вину; снижается самооценка после каждого разговора с высокомерным отцом; трясет и хочется плакать, когда мама заводит свою шарманку про то, как ее никто не любит. Подумайте о том, как на вашем месте реагировал бы ваш суперхладнокровный коллега, Махатма Ганди или Тед Лассо. В следующий раз при повторении ситуации не дожидайтесь последствий для своей психики, сразу меняйте стратегию поведения. Запишите все варианты изменений на обратной стороне листа.

Отвлекитесь на несколько минут — умойтесь холодной водой, посмотрите мультик, выгляните в окно — и возвращайтесь к правой части. Перечислите там то, что вы бы хотели делать, чтобы чувствовать себя хорошим сыном, дочерью или иным существом, порожденным вашими мамой и папой. Сосредоточьтесь на действиях, а не на эмоциях

Вспомните о том важном, что вы хотели бы сделать для них, но на что никак не находилось времени или сил

А еще о тех маленьких вещах, которые родители ценят и в которых вы им отказываете: частые звонки, симметричные ответы на аляповатые открытки из вотсаппа, внимание к дальним родственникам, вежливый уважительный разговор, согласие (хотя бы на словах) попытаться сделать так, как они вам советуют. Выпишите все, что в вашем представлении делает ребенок, который любит своих родителей и заботится о них

После разговора

  1. Никогда не нарушай договорённостей. Сказал, придёшь в 12:00 и всё воскресенье проведёшь с бабушкой, сделай. Постепенно родители привыкнут, что на твоё слово можно положиться, и договариваться будет намного легче.
  2. Не требуй самостоятельности, а проявляй её! Если диалог не сложился, подготовь почву для следующего. Попробуй держать все свои мелкие обещания, проявлять инициативу в семейных делах. Для родителей это показатель взросления, договариваться будет проще, если они увидят, что ты ведёшь себя ответственно.
  3. Старайся разговаривать с родителями каждый день: обсуждайте повседневные мелочи, рассказывай им о своих интересах и друзьях. Это укрепит ваши отношения, и тогда все договорённости будут происходить сами собой.  

Основные проблемы в отношениях пожилых родителей и взрослых детей – пути решения

Повзрослевшие дети — это постоянный внутренний конфликт: любовь к родителям и раздражение, желание чаще бывать у них и отсутствие времени, обиды на непонимание и неизбежное чувство вины. Проблем между нами и родителями немало, и чем мы с ними старше – тем серьезнее конфликты поколений.

Основные проблемы пожилых «отцов» и повзрослевших детей:

У пожилых родителей в силу возраста «заводятся» раздражительность, капризность, обидчивость и категоричность в суждениях. У детей же не хватает ни терпения, ни сил реагировать на подобные изменения должным образом.
Уровень тревожности пожилых родителей иногда поднимается выше максимальной отметки. И мало кто задумывается, что необоснованная тревожность связана с заболеваниями данного возраста.
Большинство пожилых родителей чувствуют себя одинокими и брошенными. Дети – единственная опора и надежда. Не говоря уже, что иногда дети становятся чуть ли не единственной ниточкой связи с внешним миром. Общение с детьми и внуками – главная радость для пожилых родителей. 
Привычная забота о своих детях нередко перерастает в чрезмерный контроль. В свою очередь, повзрослевшие дети не желают, как в школьные времена, отчитываться за каждое свое действие. Контроль раздражает, и раздражение со временем выливается в конфликт.
Мир пожилого человека подчас сужается до размера своей квартиры: работа остается за границей пенсионного возраста, от важных решений пожилого человека уже ничего не зависит, и участие в общественной жизни тоже в прошлом. Замыкаясь в 4 стенах со своими мыслями и тревогами, пожилой человек оказывается один на один со своими страхами. 
Проблемы с памятью. Хорошо, если старики просто забудут про твой день рождения. Хуже, когда они забывают закрывать двери, краны, газовые клапаны или даже дорогу домой. И, к сожалению, не у всех детей возникает желание понять эту возрастную проблему и «подстраховать» своих родителей.
Ранимая психика

Вследствие возрастных изменений мозга, люди в пожилом возрасте очень чутко реагируют на критику и неосторожно брошенные слова. Любой упрек может вызвать долгую обиду и даже слезы

Дети, ругаясь на «капризность» родителей, не видят необходимости скрывать свое недовольство – обижаются в ответ или ссорятся по традиционной схеме «вы невыносимы!» и «ну что опять я сделала не так?!».
С родителями надо жить раздельно. Всем известно, что сосуществовать под одной крышей двумя совершенно разными семьями – тяжело. Но «любовь издалека» многие дети воспринимают, как необходимость свести общение к минимуму. Хотя раздельное проживание совершенно не подразумевает неучастие в жизни родителей. Даже находясь на расстоянии, можно «оставаться рядом» с родителями, поддерживая их и принимая в их жизни посильное участие.
Для мамы с папой их ребенок даже в 50 лет будет ребенком. Потому что у родительского инстинкта нет «срока годности». Но повзрослевшим детям уже не нужны «назойливые советы» старичков, их критика и воспитательный процесс – «почему опять без шапки?», «зачем тебе туда ехать», «ты неправильно моешь холодильник» и пр. Повзрослевший ребенок раздражается, протестует и пытается пресечь это «вмешательство» в личную жизнь.
Здоровье с каждым годом становится все более шатким. Когда-то молодые, а ныне запертые в телах стариков, родители оказываются в ситуации, когда сложно что-либо делать без посторонней помощи, когда некому «подать стакан воды», когда страшно, что никого не окажется рядом в момент сердечного приступа. 
Любые новомодные веяния воспринимаются консервативными пожилыми родителями в штыки. Их устраивают обои в полосочку, старые любимые кресла, ретро-музыка, привычный подход к делам и венчик вместо кухонного комбайна. Переубедить родителей — сменить мебель, переехать, выбросить «эту страшную картину» или купить посудомойку – практически невозможно. Также воспринимается в штыки и современный образ жизни повзрослевших детей, бессовестная молодежь, глупые песни и манера одеваться.
Все чаще проскакивают в разговорах мысли о смерти. Дети, раздражаясь, отказываются понимать, что в пожилом возрасте разговор о смерти – не страшилка, чтобы попугать детей, и не «игра» на их чувствах, чтобы «выторговать» себе побольше внимания (хотя и такое бывает), а закономерное явление.

Как говорить с родителями, чтобы слышать друг друга

В первую очередь надо постараться встать с ними “на одну доску”.

Если раньше было принято и с родителями, и с детьми общаться в режиме лекции, то теперь психологи рекомендуют расстаться с этим методом. Ведь если учитель говорит, а родители его слушают, то главный — кто? Правильно: учитель. А раз он главный и старший и знает, как надо делать, то вот пускай и делает. А с родителей и спроса нет: у них ведь нет педагогического образования. Лечат врачи, смеситель чинят сантехники, а обучение и воспитание ребенка — дело дипломированного педагога, а не родителей.

Сейчас такие голоса звучат особенно часто. Прежде родители нередко пытались научить педагогов, как надо учить. Но после пандемии и весеннего дистанционного обучения концепции заметно поменялись.

Но ведь всем нам понятно, что школа без семьи бессильна добиться настоящего успеха. Для впечатляющего результата нужно объединить усилия всех трех участников образовательного процесса: школьника, учителя и семьи. 

Чтобы с самого начала не допустить формирования ошибочных представлений о взаимодействии, лучше сразу постараться создать правильную модель. И для этого сделать все, чтобы подчеркнуть общность интересов и устремлений.

Прекрасным приемом может стать родительское собрание в формате “круга сообщества”. 

Не будем подробно останавливаться на правилах проведения “круга”. Рассмотрим лишь специфику родительского собрания в этом формате.

Как ясно по названию, столы надо поставить кру́гом. Если это невозможно, то стулья хотя бы. Если и это невозможно, то ничего не получится. Тогда надо выбрать другое помещение или другой формат.

Чтобы с самого начала создать домашнюю атмосферу, стоит вскипятить чайник и приготовить чай-кофе-печеньки-конфетки. К тому же многие родители только с работы, а голод вызывает раздражение.

Все это вместе с салфетками и одноразовой посудой поместить на отдельном столе, застеленном скатертью или салфеткой. Тот, кто хочет, может попить здесь стоя, а кто-то, может быть, возьмет чашку с собой за “круглый стол”.

“Символ слова” можно использовать обычный. 

Педагог объясняет, что такое “круг сообщества” и зачем он нужен: “Это поможет нам лучше узнать и понять друг друга”. А затем задает вопрос, на который должны ответить все присутствующие (иногда даже может начать учитель). Вот примеры вопросов:

  • Каковы ваши семейные ценности?
  • Какие ценности вы хотите привить ребенку?
  • Какую черту вы обязательно хотели бы воспитать у вашего ребенка?
  • Назовите самую хорошую черту характера вашего ребенка

Негативных формулировок лучше не предлагать, по крайней мере, сначала.

Родители говорят по желанию или по очереди. Надо уговорить выступить каждого, даже если это “Все уже сказали”. На следующий вопрос этот человек может ответить более развернуто. 

Может быть, стоит спросить и про идеальную школу, и про самое главное качество воспитывающего (педагога/родителя), и про наилучший вариант взаимоотношений детей и взрослых…

Благодаря такому приему классный руководитель сумеет не только в какой-то степени сплотить родителей класса, но и понять, чем они живут, как мыслят, к чему стремятся, а чего избегают. А это уже та информация, которая поможет строить взаимодействие с родителями учеников.

Еще одна важнейшая цель “круга сообщества” — убедить родителей, что мы одна команда, что проблемы можно и нужно решать сообща.

Не принимайте ничью сторону

Напротив, старайтесь не вмешиваться вообще. Опыт показывает, что часто родители, исходя из собственного чувства справедливости, которое уходит корнями глубоко в  детство, вмешиваются в  спор, занимая сторону одного из детей. 

Такая реакция, которую бывает нелегко отследить, формирует в психике ребенка, не получившего одобрения родителей, чувство беспомощности, униженности. Этот удар по самолюбию оставит след, гораздо более глубокий, чем у брата или сестры, которые могли пострадать от притеснений.

Ссоры между братьями и сестрами могут быть урегулированы благодаря врожденной способности детей держаться стаей, то есть вместе, самостоятельно выстраивая границы. 

Но поддержка родителем одного из детей вызывает внутреннее чувство отверженности у ребенка, которого считают ответственным за ссору. 

Кьяра Рапаччини в мемуарах «Хорошая девочка» хорошо описывает такие отношения между родителями и детьми, описывая свой опыт и опыт своего брата: «И правда, это было снятое на пленку доказательство: я была любимым ребенком, а Карло не уделяли достаточно внимания. Этой привилегией я бессовестно пользовалась в детстве. Лишь только брат осмеливался коснуться меня во время ссор, которые я часто провоцировала сама, я, хныча, звала отца: «Папа, папочка!» И он приходил, чтобы спасти свою хорошую дочку». Эта версия событий, рассказанная уже взрослой женщиной, подтверждает наши подозрения: правосудие родителей очень часто не работает, как бы они ни были убеждены в обратном! 

Во время ссор между братьями и сестрами следует применить первый шаг метода: не вставайте на сторону одного из ваших детей и старайтесь вообще не вмешиваться. Некоторые привычки, доведенные до автоматизма, трудно искоренить, поэтому ваше вмешательство, даже если вы пытались сохранить нейтралитет, может закончиться тем, что вы склонитесь на чью-то сторону. 

Несколько приёмов правильного диалога

Если кажется, что взрослые тебя совсем не понимают, попробуй иначе вести диалог. Существует несколько способов, как правильно разговаривать с родителями:

  • «Скажи без не». Психологи считают, что наше сознание не воспринимает частицу «не». Поэтому формулируй свои мысли без использования отрицания, например, не «я не хочу сейчас разговаривать», а «давайте поговорим вечером». 
  • «Я-сообщение». Если чувствуешь сильные эмоции, то предотвратить конфликт поможет прямое выражение чувств. «Я чувствую злость, когда ты так говоришь, потому что…» или «Я чувствую опустошение, когда ты не принимаешь всерьёз мои чувства». Сделай постоянной привычкой говорить о своих эмоциях: и позитивных, и негативных. Это поможет родителям понять, что ты переживаешь внутри.
  • «Хочу или должен». Часто родители используют слово «должен», и тебя это может задевать. Почему ты всё время кому-то что-то должен? Проанализируй каждое такое высказывание и попробуй понять, какая мысль за ним стоит. Ты должен учиться хорошо. А почему? Чтобы развиваться, получить хорошую базу знаний, получить профессию и хорошо устроиться в жизни. То есть родитель просто заботится о твоём будущем. 

Эти правила помогут тебе найти общий язык и постепенно научиться нормально общаться с родителями.

Родительское вмешательство. Нарушение границ и перекрестные контакты

Основной способ, которым родители вмешиваются в отношения своего взрослого ребенка, — это нарушение границ и соответствующих контактов в общении. Например, напрямую обращаться к партнеру своего ребенка, чтобы «вставить свои пять копеек», в отношения, «научить жить», а в каких-то случаях даже привлечь к этому других членов семьи.

Каждый раз, когда родитель обращается к партнеру своего ребенка или к семье своего ребенка, пересекаются семейные границы. Это очень опасно для молодой семьи. Если у родителей есть какие-либо опасения по поводу отношений, они должны поделиться ими со своим ребенком, а не с парнем дочери или подругой своего сына. Некоторые же родители обращаются к братьям или сестрам своего ребенка, чтобы заставить их внести родительские коррективы в партнерские отношения своих детей.

Хотя для родителей совершенно нормально давать советы своим детям, совершенно не конструктивно заходить дальше этого. Романтические отношения предназначены для людей в этих отношениях, а не для их родителей. Родитель может даже хорошо это понимать, но вмешательство все равно остается вредным, вызывая неловкость.

Если вы чувствуете, что родители вашего партнера слишком увлечены этим процессом, не бойтесь поговорить об этом с вашим партнером. Если вы этого не сделаете, это будет продолжаться.

Как проработать отношения с мамой по методу Лосева

Расскажу кратенько, как я проработала отношения с мамой по методу Лосева. Вопреки моему убеждению, все оказалось совсем не так безнадежно. Потихонечку работала самостоятельно, прорабатывая эпизод за эпизодом, ситуацию за ситуацией.

Начинала я с проработки материнского проклятия, потому как это была самая болезненная тема в наших отношений. Работала со своими убеждениями, что мама меня не любит, ненавидит, что я ей не нужна и прочее.

В основном в этой работе задействованы были следующие техники: Пересмотр отношений и Выворотка, множество Тройчаток, поисков по проблемам и отработка найденного.

Что у меня на сегодня с мамой? Полная и безоговорочная идиллия! Я всем сердцем обожаю свою маму и искренне считаю ее лучшей мамой для меня в этой жизни. У меня не осталось ни единой, даже какой-нибудь мелкой или застарелой детской обиды, ни одного упрека или плохой мысли в ее сторону. И я уверена в ее материнской любви ко мне, поддержке, принятии и понимании в любую минуту и в любом вопросе.

Я не только улучшила отношения с мамой, но и осознанно прошла множество важнейших жизненных уроков благодаря этой проработке. Нашла все ответы на свои вопросы, которые просто мучали меня когда-то: почему наши отношения складываются именно так, а не иначе; почему у меня именно такая мама, почему она так ко мне относится, почему я не могу наладить отношения с мамой во взрослом возрасте даже находясь на большом расстоянии от нее и подобные этим. Все эти осознания доступны каждому и лежат у нас самих в нашей душе, нашем подсознании.

Если вы действительно искренне хотите поставить точку в негативных чувствах и событиях между вами и вашей мамой, самостоятельно проработать весь накопленный вами негатив и получить такой же результат, как у меня, тогда — супер! Поздравляю вас, вы в правильном месте — я расскажу, подскажу и поделюсь теми простыми психологическими техниками, которые приведут вас к такому же результату.

Ответы психологов на вопросы

Здравствуйте, Татьяна!

Для того, чтобы ответить на ваш вопрос, с одной стороны необходимо точно и определенно знать, что вы имеете в виду под «наладить отношения с дочерью-подростком», и как выглядит с вашей точки зрения то будущее, в котором отношения «налажены». И, с другой стороны, необходимо понять позицию дочери, у которой определенно есть свое представление о том, чего вы от нее хотите добиться, и почему такой вариант развития событий для нее неприемлем. Кроме того, для выработки рекомендаций необходимо больше узнать о развитии вашей семейной ситуации — как развивались ваши отношения с отцом дочери и ее отношения с отцом, кто входит в круг близких родственников и друзей…

Что касается совета….По первому впечатлению от вашего сообщения очень похоже, что уход вашей дочери к подруге и ее новый образ жизни — это не спонтанная реакция подростка на последний скандал с рукоприкладством, а достаточно продуманный и подготовленный шаг ответственного, внутренне взрослого и ответственного человека, усешно справляющегося с проблемами в учебе, имеющего разнообразные интересы, уже умеющего зарабатывать на жизнь и имеющего точку опоры вне семьи, и не готового более мириться с тем укладом жизни, который есть в том доме, в который она не хочет возвращаться. Вернее к тем отношениям, которые в этом доме сложились раньше. Похоже, что ваша дочь — гораздо более зрелый личностно человек по сравнению с большинством сверстников, и заслуживает гораздо более уважительного отношения к себе, чем это было принято в вашем доме раньше. Похоже, что уже есть люди, которые видят в ней этого взрослого, заслуживающего уважения человека, и относятся к ней соответственно. Поэтому если вы хотите наладить отношения с дочерью — то прежде всего стоит принять ее как более взрослого, самостоятельного и ответственного человека, который может принимать на себя ответственность и заслуживает любви и уважения. Во-вторых, стоит внимательно посмотреть на тот дом, в который дочь возвращаться не хочет, и понять, что в этом доме и в системе взаимоотношений в нем надо изменить для того, чтобы ей как минимум иногда хотелось в этот дом вернуться. Совершенно очевидно, что для этого необходимо научиться решать возникающие в жизни проблемы без скандалов и рукоприкладства. Как минимум. Подумайте, что еще можно сделать такого, чтобы ваш дом стал таким, чтобы дочь чувствовала себя в нем комфортно, спросите ее мнение, обсудите возможные варианты. И еще очень важный момент: постарайтесь не относиться к 22-летней подруге дочери как своему конкуренту в борьбе за влияние на дочь, и даже если это в чем-то и так, то не показывайте этого.

И еще необходимое замечание. Формально ваша дочь не достигла возраста совершеннолетия, и вы в любой момент времени можете принудить ее вернуться к себе и создать массу проблем приютившей е подруге. Однако в данном случае такой подходе вряд ли принесет хороший результат.

Проблемы в которых эфективна детская психотерапия

  • Детские и подростковые:
    • Непослушание, проблемы взаимопонимания;
    • Проблемы общения:
      • замкнутость,
      • конфликтность,
      • неуверенность;
    • Нарушения сна;
    • Агрессивность, раздражительность;
    • Тревожность, плаксивость, страхи;
    • Комплексная диагностика развития.
  • Школьные:
    • Неуспеваемость, нежелание учиться;
    • Нарушение письма, чтения, звукопроизношения;
    • Неусидчивость, гиперактивность;
    • Проблемное поведение: драчливость, истерики, частая ложь;
    • Выявлена или подозревается задержка развития;
    • Профориентация для подростков.
  • Помощь и консультации родителям:
    • Справиться с капризами, нежеланием, грубостью;
    • Понять своего ребёнка, установить доверительные отношения;
    • Адаптироваться к новому месту, обстоятельствам;
    • Выбрать учебную программу;
    • Преодолеть семейные проблемы.
  • Диагностированные детские:
    • СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности;
    • РДА — ранний детский аутизм;
    • Задержки речи: ОНР, ЗРР, ЗПРР, моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия;
    • ЗПР — задержка психического развития;
    • УО — умственная отсталость;
    • ДЦП — детский церебральный паралич.

Показать все

Кто такие «трудные» родители

Все «трудные» родители трудны по-разному — они могут быть агрессивными, инфантильными, уставшими от детских проблем, считающими, что попробовали все возможное для установления контакта с детьми. Я для себя использую простую классификацию: 

Родители, с которыми я хочу, но не могу общаться.

Сюда попадают родители, с которыми сложно установить контакт, потому что они его избегают. Некоторые из них считают, что воспитание ребенка  — обязанность школы, другие уже столкнулись с трудностями в детском поведении и не знают, как его скорректировать, но при этом интереса пробовать у них уже нет. 

Родители, с которыми я могу, но не хочу общаться.

Как правило, это сверхтревожные родители, которые каждую минуту хотят знать, как дела у ребенка, как он учится и не снизились ли у него в середине шестого класса шансы на поступление в университет. Чем престижнее школа и выше ее уровень — тем чаще встречаются такие родители.

Родители, с которыми я не хочу и не могу общаться.

Это конфликтные родители — те, кто сразу начинает предъявлять требования, травить учителя в соцсетях и мессенджерах, общаться, не сдерживая эмоций.

Они сравнивают тебя с другими

Если для твоих родителей похвала — невиданная роскошь, и они привыкли сравнивать тебя и твои достижения с «сыновьями маминых подруг» или «детьми их коллег», то ты, скорее всего, нечастый гость в родительском доме. Крайне сложно терпеть сравнения с другими людьми, сохраняя при этом свою самооценку.

Всё, что ты можешь сделать, — это один раз начистоту поговорить с родителями. Скажи им, что такие сравнения рушат твою веру в себя. Напомни, что у людей разный старт во взрослую жизнь: кому-то успех может достаться просто по наследству от родителей, а кто-то тратит много времени и сил на то, чтобы добиться всего самостоятельно.

Как наладить контакт с подростком родителю?

Для того чтобы наладить взаимоотношения между родителями и подростком нескольких ободряющих фраз будет недостаточно. В этой ситуации требуется ответственный подход к проблеме, терпение и постепенность действий.

  1. Первый и самый важный пункт – это создание доверительных отношений между вами и вашим ребёнком. Это базис, который не только сблизит вас с вашим сыном или дочерью, но и поможет ему или ей в дальнейшей жизни, придавая сил и уверенности в себе. Доверительные отношения остаются даже во время посторонних конфликтов, так как они доказаны временем и взаимовыгодны. Для того чтобы между вами взросли первые ростки доверия, необходимо научиться полагаться на ваших детей, верить в них, быть честными перед ними и минимизировать попытки любого открытого манипулирования.
  2. Сотрудничество. Наилучшим поведением в период, когда появляется напряжение между вами и подростком, будет сотрудничество и поиски компромисса. Не старайтесь во всём доказывать свою правоту, напирая на собственный опыт, возраст и социальный статус. Ваш ребёнок тоже хочет участвовать в принятии важных решений, связанных со своей судьбой и дальнейшим саморазвитием. Подарите ему возможность высказывать собственное мнение, не боясь быть обсмеянным. Вместе ищите пути решения и рассматривайте разные возможности. Сотрудничество распространяется не только на совместное принятие решений, но и на образование, на домашний быт и т.п. Обязанности по дому всегда можно обсудить и прийти к общему решению, так же как и оценки в школе, новые хобби.
  3. Уважайте личную свободу. В этот сложный период любому подростку необходимы определённые личные свободы. Например, возможность общаться с теми людьми, которые ему интересны, возможность распоряжаться своим личным пространством так, как он этого хочет и т.п. Это не означает то, что подростку стоит позволять делать абсолютно всё, и если какие-то ваши взгляды на действия вашего сына или дочери радикально отличаются от тех, проявления которых вы видите, то вам стоит подумать о компромиссе. Главное – не давить на ребёнка собственным авторитетом, исходя только из личных желаний. Если подросток захотел научиться играть на электрогитаре и стал общаться с «нехорошей компанией», то это не значит, что его развитие идёт по кривой дорожке. Ребёнок ищет себя, и ему крайне необходима ваша поддержка и ваша мудрость. Обладание такими личными свободами, как своей комнатой, карманными деньгами, личным временем, ускоряет процесс становления самостоятельной личности.
  4. Не будьте безразличными. Безразличие – главный враг любых отношений. Избегайте безразличия и старайтесь проявлять интерес к тому, что происходит в жизни ваших детей, даже если с первого взгляда это не пробуждает у вас никакого любопытства. Хорошие взаимоотношения – это тяжёлая работа, которая требует многочисленных усилий, поэтому порой требуется перешагивать через свои желания для поддержания крепких семейных уз.

Они не слушают и не слышат тебя

Некоторые родители буквально прерывают своих детей на полуслове, заканчивают за них фразы, дают советы или выносят оценочные суждения, даже не дослушав речь до конца. Естественно, такое поведение будет обижать и раздражать любого. В следующий раз ты дважды подумаешь, прежде чем делиться чем-то с близкими людьми.

Если твои родители не хотят слушать или слышать тебя, не понимают, что то, чем ты делишься с ними, для тебя очень важно, быть может, лучшим решением будет минимизировать такие рассказы. Зачем тебе лишние поводы для стресса и переживаний? Если ты не будешь делиться с ними чем-то важным, риск пережить очередное разочарование будет практически сведен к нулю

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий