Суть условно-досрочного освобождения
Условно-досрочное освобождение может применяться к осужденным, приговоренным к одному из 3 наказаний:
- содержанию в дисциплинарной воинской части для военнослужащих;
- принудительным работам и лишению свободы для всех остальных.
Решение об условно-досрочном освобождении принимается судом по итогам заседания по рассмотрению ходатайства об УДО от осужденного. Оно может быть положительным при следующих условиях:
- суд на основании исследованных материалов убедится, что необходимости отбывать наказание дальше для исправления осужденного не имеется;
- будет возмещен вред, нанесённый преступлением.
Суд может также освободить условно-досрочно от дополнительного наказания полностью или от его части.
В отношении освободившихся по УДО лиц, представляющих особую опасность для общества, может быть установлен надзор в порядке, определенном Законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Контролировать его будут уполномоченные сотрудники полиции, чаще всего участковые уполномоченные полиции или УУП, по месту жительства или фактического пребывания.
Сроки для УДО
Законом определена обязательная часть наказания, отбыв которую осужденный может быть освобожден от оставшейся части после обращения с ходатайством об УДО.
Через какой срок можно подавать
Тяжесть рассчитывается в зависимости от того было ли умышленным или неосторожным преступление и сроков лишения свободы за него. Например, кража с отягчающими вину признаками по ч. 3 ст. 158 УК РФ будет тяжким преступлением, так как это умышленное деяние, максимальное наказание по которому в виде лишения свободы до 6 лет.
Условно-досрочное освобождение возможно, когда отбыта обязательная часть наказания равная:
- 1/3 срока за деяния:
- небольшой тяжести;
- средней тяжести.
- 1/2 за тяжкие преступления.
- 2/3 срока:
- за особо тяжкие преступления;
- если УДО уже применялось, но впоследствии отменялось.
- 3/4 срока за:
- преступления против половой неприкосновенности лиц до 18 лет;
- тяжкие, особо тяжкие деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков (самое суровое наказание 10 и более лет), психотропов и их прекурсоров. К примеру, преступления по ст. 228.1, начиная с ч. 2, – сбыт в образовательной организации, с использованием СМИ, сети Интернет, в размере от значительного до особо крупного;
- за некоторые деяния, связанные с террористической деятельностью (ст. 361, 205, 205.1 – 205.5);
- за создание и участие в преступной организации (ст. 210).
- 4/5 – за преступления, посягающие на половую неприкосновенность детей до 14 лет.
Отбытое наказание в любом случае не может быть меньше полугода. К примеру, за деяние небольшой тяжести по приговору надлежит отбыть 15 мес. лишения свободы. Для подачи ходатайства об УДО должна истечь третья часть срока, что составляет в этой ситуации 5 мес. Однако отбыть придётся 6 мес., только после этого можно обращаться в суд.
Вероятность УДО зависит от категории, вида деяния, отбытия положенной части срока, то есть соблюдения условий, приведённых в ст. 79 УК РФ.
Для несовершеннолетних и пожизненно осужденных
Для тех, кто совершил уголовно-наказуемые деяния до совершеннолетия, исчисляются иные сроки отбывания обязательной части наказания для УДО, определенные ст. 93 УК РФ:
- не меньше 1/3 срока за преступления небольшой, средней тяжести и тяжкие;
- не меньше 2/3 за особо тяжкие.
Приговоренные к лишению свободы пожизненно получат шанс освободиться условно-досрочно, отбыв не менее 25 лет.
Удовлетворение ходатайства об УДО такого осужденного возможно, если:
- суд посчитает, что ему не требуется продолжать отбывать наказание, чтобы исправиться;
- за 3 года до подачи ходатайства им не допущено злостных нарушений порядка отбывания наказания.
Если, отбывая наказание, заключенный с пожизненным лишением свободы совершит тяжкое или особо тяжкое преступление, претендовать на УДО он не имеет права.
Особенности для некоторых категорий
Когда наказание по приговору ранее смягчалось, суд рассчитывает отбытый срок не от назначенного по приговору, а от более мягкого.
Решая вопрос об УДО в отношении осужденного за совокупность преступлений разной тяжести, то есть за несколько преступлений, рассмотренных в одном судебном процессе, обязательный к отбытию срок рассчитывается от окончательного наказания, по срокам учитываются положения ст. 79 или 93 УК РФ для самого тяжкого состава.
К примеру, человек осужден за преступления по ст. 330 и 105 УК РФ, за каждое из них назначено наказание. Частичным сложением назначенных наказаний окончательно к отбытию определено 15 лет заключения. Этот срок, а не назначенный за каждое преступление, будет учитываться при исчислении обязательной к отбытию части срока. Самое тяжкое деяние – по ст. 105, отнесенное к особо тяжким деяниям. Поэтому будут применяться правила для этой категории, то есть для освобождения по УДО нужно отбыть минимум 2/3 или 10 лет.
Как влияет вид исправительного учреждения на УДО
На условно-досрочное освобождение не влияет режим отбывания, вид исправительного учреждения, где отбывал наказание осужденный, будь это колония поселение, СИЗО, колония общего, строгого, особого режима.
Государственная помощь при освобождении
Будучи заключёнными, некоторые работают и получают небольшой доход, но после выхода на свободу не стоит отказываться от государственных выплат, предусмотренных УИК РФ (ст. 181):
- Проезд домой бесплатный: в рамках помощи предоставляется билет на поезд, автобус, самолёт (зависит от точки назначения).
- Оплата продуктов питания: можно получить деньги или продукты. Сумма рассчитывается в зависимости от длительности поездки до дома.
- Одежда и обувь: выдаётся, если нет вещей по сезону.
- Государственная матпомощь отбывшим наказание в ИК составляет 850 р. Эту сумму выдают при освобождении (Пост. Правительства РФ N800 от 25.12.2006 г.).
И всё! БОЛЬШЕ НИКАКИХ ВЫПЛАТ И ДЕНЕГ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО! Живите, а точнее: выживайте как хотите…
Статья написана в ознакомительных целях, как пример отсутствия условий для налаживания жизни осужденных, после выхода на свободу! ДОМА ТРУДОЛЮБИЯ — ПРОСТО ТАК ДЕНЕГ НЕ РАЗДАЮТ!Чтобы заработать на «жили-были», — надо работать.Даже у нас…
Финансовая поддержка и содействие в поиске работы от Биржи труда
Содействие в трудоустройстве
Человеку, освободившемуся из лагеря, найти работу сложно, но у Служб занятости есть комплекс программ, направленных на оказание помощи (включая финансовую) бывшим заключённым:
- Предоставление базы данных работодателей: при этом статус бывшего зекА не означает, что вам предложат низкооплачиваемую должность. Обязательно учитывается уровень образование и прошлый опыт работы.
- Выплата пособия по безработице в течение полугода. Регулярно предлагаются разные варианты занятости.
- , при этом обучаемый получает стипендию.
Помощь вышедшим на свободу деньгами от государства может поступать в виде пособия по безработице. Для этого человеку нужно прийти в центр занятости населения и подать заявление на регистрацию в качестве безработного.
Поиск работы в ЦЗН
Чтобы встать на учёт, он должен принести бумаги:
- Паспорт гражданина РФ.
- Справка о доходах с данными.
- Трудовая книжка.
- Если есть, то свидетельство об образовании, диплом или удостоверение о квалификации.
- ИНН и СНИЛС.
Сумму пособия высчитывают в зависимости от стажа работы и средней зарплаты за истёкшие 3 месяца.Размер определяется на региональном уровне и зависит от прожиточного минимума: безработный, который стоит на учёте, получает более 8 000 р.
Субсидии ИП на открытие или развитие бизнеса
Деньги на запуск бизнеса
Выдача единовременной субсидии от 250 тыс. руб. для открытия своего бизнеса. Клиент должен зарегистрироваться как ИП или заниматься фермерским хозяйством, а также предоставить бизнес-план. В программе нет ограничений, которые бы не позволяли людям, имеющим судимость, открыть своё дело с помощью государства, главное, чтобы обратившийся клиент не находился под следствием (Пост. Правительства РФ N298 от 15.04.2014 г.).Хотя, если быть до конца честным: мы таких случаев не знаем…
Услуги, которые освобождённый из колонии получает бесплатно
Если у освободившегося нет квартиры и знакомых, у которых есть возможность ему помочь с жильём, то об этом нужно сообщить заранее!Матпомощь от государства освободившиеся осуждённые могут получить и на уровне регионов. Государственные организации, оказывающие помощь бывшим заключённым, организованы и функционируют в подавляющем большинстве областей и краёв страны. В их обязанности включено и поиск рабочих мест, и жилья, и оказание матпомощи, чтобы человек быстрее привык к новой для него обстановке, адаптировался в социуме.
Чтобы узнать адреса учреждений, которые работают по данному направлению, обращаются в городские или поселковые администрации по месту пребывания, в органы соцзащиты или в надзорный орган полиции (для освободившихся по УДО).В рамках программ региона оказывается помощь в поиске жилья, в приобретении продуктов питания.Материальную поддержку нельзя получить в денежном эквиваленте, но вы можете бесплатно восстановить паспорт (оплачиваются и расходы на создание фото), пройти мед. обследование при устройстве на работу или хронических заболеваниях.
Но это всё не быстро и на бумаге, а на самом деле — сплошные отписки, проволочки и бюрократия …
Реальная помощь вышедшим на свободу
Реальная поддержка освободившимся
По-настоящему поддержкой бывших сидельцев занимаются только благотворительные фонды и организации, такие как Дом труда. Где в руководителях социально-адаптационный центров для освободившихся из ИК, как правило, стоят прежние арестанты. Знающие и решившие проблему ресоциализации (приспособления) к новым реалиям жизни на свободе и своим примером показывающих, как заработать и добиться такого же результата.
Подробнее читайте в статье: Материальная помощь освободившимся в Доме трудолюбия
Комментарий к статье 182 УИК РФ
Комментируемая статья лишь в самой общей форме закрепляет права лиц, освобожденных от наказаний в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы, на определенные виды необходимой социальной помощи. Уголовно-исполнительное законодательство в этой части должно быть дополнено иными законами. Принятие подобного рода законодательных актов сдерживается прежде всего отсутствием необходимых экономических условий. Однако не вызывает сомнения, что в перспективе юридические возможности получения рассматриваемой категорией лиц должной помощи будут расширяться. Определенные предпосылки для этого заложены в действующих федеральных законах и нормативных правовых актах органов исполнительной власти.
Практика показывает, что лица, освобожденные из исправительных учреждений, предпочитают трудоустраиваться самостоятельно, без помощи государственных органов, и в большинстве случаев им это удается. Вместе с тем они вправе обращаться за содействием в органы федеральной службы занятости по месту жительства. Закон о занятости населения относит лиц, освобожденных из мест лишения свободы, к числу пользующихся повышенной социально-правовой защитой.
В период вынужденной безработицы гражданин, освобожденный от наказания и зарегистрировавшийся в органах федеральной службы занятости, вправе получать пособие, размер которого зависит от среднего заработка в период отбывания наказания, но не может быть меньше установленного размера минимальной заработной платы. Пособие выплачивается на условиях, предусмотренных Законом о занятости населения.
Нормы действующего законодательства о жилье не предусматривают каких-либо особых или преимущественных прав на его получение лицами, освобожденными от наказания, по сравнению с другими гражданами. Можно лишь отметить, что при отсутствии жилья освобожденный вправе обратиться с заявлением о постановке на учет в жилищные органы по месту своего постоянного проживания для получения жилья в обычном порядке. Возможно получение места в общежитии или иного ведомственного жилья, предоставляемого организацией по месту работы.
Как в период отбывания наказания, так и после освобождения за гражданином сохраняется право собственности на частное домовладение, в том числе индивидуальное или долевое право собственности на приватизированную квартиру. Он может получать жилье по наследству, по договору купли-продажи, дарения, приобретать земельные участки под застройку и т.п.
При наличии условий, указанных в законе, возможны: восстановление утраченных прав на проживание в домах государственного, общественного и муниципального жилого фонда; прописка (регистрация проживания) у родственников, супругов и иных граждан.
В ряде регионов по решению местных органов власти и управления, отдельных организаций созданы центры социальной адаптации, дома ночного пребывания и подобные им организации, предназначенные для временного проживания лиц, по каким-либо причинам не имеющим жилья. В них могут обращаться и лица, отбывшие наказание.
Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 “Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации” <1> утверждены Примерные положения: о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних; о социальном приюте для детей; о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Основными задачами перечисленных учреждений являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация и экстренная помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, содействие в их дальнейшем устройстве.
——————————–
<1> СЗ РФ. 2000. N 49. Ст. 4822.
Формы поддержки от администрации исправительного учреждения
Таких обязанностей за руководством исправительного учреждения закреплено несколько:
- Обеспечение освободившегося лица необходимыми продуктами питания. Можно получить помощь в товарном выражении либо освобожденному лицу выплачивается компенсация на покупку продуктов. Продовольственный запас или денежная компенсация рассчитываются в зависимости от длительности проезда до места проживания освобожденного лица
- Выдача одежды и обуви по сезону в случае, если таковая отсутствует, или денежная компенсация на покупку
- Оплата проезда освобожденному лицу до места проживания. На руки выдаются билеты на транспорт либо денежная компенсация.
- Осуществление выплаты единовременной материальной помощи освобожденному лицу в размере 850 рублей в соответствии с Постановлением Правительства №800 от 25.12.2006 года.
обязано не позднее, чем за полгода до окончания исправительного срока осужденного уведомить местное самоуправление и органы службы занятости по выбранному осужденным месту жительства о его скором прибытии