Положительное и негативное влияние СМИ на развитие детей

Вопрос конфиденциальности и «цифровой отпечаток»

Основными рисками для детей и подростков в сети сегодня являются: риск «от каждого для каждого», ненадлежащего использования технологий, несоблюдение конфиденциальности, обмен слишком большим количеством информации или размещение недостоверной информации о себе или других. Эти типы поведения создают опасность для их частной жизни.

Когда интернет-пользователи посещают различные сайты, они могут оставить определенные доказательства того, какие именно сайты они посетили. Этот текущую запись всей веб-активности личности называется «цифровой отпечаток». Одной из самых серьезных угроз для будущего репутации молодых людей на сайтах социальных СМИ является их «цифровой отпечаток». Дети и подростки, которым не хватает осознания понятия частной жизни, часто присылают неуместны сообщения, фотографии и видео, не понимая, что «то, что попадает в интернет, остается в интернете». В результате будущий поступление в колледж или получение рабочего места могут оказаться под угрозой из-за необдуманных и поспешных клики мышкой. Беспорядочная интернет-активность также может сделать детей и подростков более легкой мишенью для торговцев и мошенников.

Влияние средств массовой информации (СМИ) на психику подростка

Борисова Валентина Михайловна
социальный педагог ГБОУ Гимназия № 248
Кировского района Санкт-Петербурга

Сегодня средства массовой информации оказывают огромное влияние на подростков. Будь то телевидение, компьютеры, видеоигры, сайты социальных сетей – все это влияет на все аспекты жизни подростка. Но все не так плохо со СМИ. При правильном использовании медиа могут изменить жизнь к лучшему. Эта статья подчеркивает как положительные, так и отрицательные влияния СМИ на подростков.Положительное влияние Средств Массовой Информации (источники новостей) на подростков.

  • СМИ помогает развить понимание. Большинство подростков живут закрытой жизнью. Но под воздействием различных СМИ, у них появляется осведомленность об обществе и мире. Это культурное и политическое сознание является жизненно важным, если мы хотим получить поколение социально ответственных граждан. Из новостных каналов, журналов, социальных сетей, которые трубят о мировых событиях, подростки могут понять, что происходит в мире.
  • СМИ помогает быстро найти нужную информацию.
  • Способствуют развитию социальных навыков. Многие подростки являются неловкими в социуме. СМИ дает им возможность развивать свои социальные навыки. Это также дает им возможность расширить свой круг общения и приобрести новых друзей. Другие преимущества включают в себя социальную уверенность, повышение грамотности в СМИ и социальную поддержку. Социальные медиа расширяют социальные навыки вашего ребенка, а следовательно, помогают ему успешно ориентироваться в современном обществе.
  • Вдохновляет их. С небольшим руководством, подростки могут использовать кино в качестве вдохновения. Или, например, подростки, смотря на знаменитых людей, частенько за ними повторяют. Таким образом, если знаменитости говорят, что наркотики это плохо, то подросток может их послушать.
  • Помогают развить моторику. Существуют некоторые видеоигры, которые могут помочь подросткам развивать и корректировать свои двигательные навыки и координацию.
  • Помогают развивать навыки чтения и письма. Когда знаменитость рассказывает о своей любимой книге, подросток может прочитать ее. Не говоря уже о том, что если подросток хочет принимать активное участие в блогах, чатах и так далее, то он должен улучшать свои навыки письма и чтения.
  • Раньше, чтобы стать известным и популярным, необходимо было, чтобы тебя заметили продюсеры с ТВ, музыкальных лейблов, сегодня достаточно снять собственный ролик, выложить на ютубе, а завтра проснуться известным, если ролик понравится большому количеству людей. Любой человек имеет возможность заниматься собственным творчеством и производить контент, который станет востребованным.

 
Но эти выгоды не могут приукрасить негативное воздействие, которое СМИ оказывает на людей. В СМИ находится полным полно информации. Но для подростков эта информация может стать причиной для серьезного беспокойства.Негативное влияние СМИ на подростков. Сегодня СМИ являются мощным и вездесущим оружием. Вы просто не можете избежать его щупалец. Да и не надо! Помните, что СМИ – это всего лишь инструмент, и как с любым другим инструментом, то,  как вы его используете, зависит только от вас.Советы для родителей.

  • Потребляемый ребенком контент, должен соответствовать его возрасту (плюс-минус пару лет) и его интересам.
  • Попробуйте вместе с ребенком посмотреть несколько его любимых передач, чтобы разобраться в содержании и узнать его мотивы просмотра.
  •  Отыщите популярные ютуб каналы с контентом для ребенка вашего возраста, чье содержание рекомендуют другие родители, заинтересуйте своего ребенка.
  • Не игнорируйте интересы своих детей, они не обязаны следовать ваши представлениям и программам.
  • Постарайтесь убрать телевизор, видеоигры и так далее из спальни вашего ребенка.
  • Старайтесь проводить как можно больше времени вместе, как семья, участвуйте в других мероприятиях.

Это лишь несколько советов о влиянии СМИ на подростков, которые могут помочь вашей семье. Каждая семья разная. Так что вы должны сами придумать те правила, которые будут подходить именно вам

Самое важное: в эпоху интернета и доступности информации, важно научить ребенка критически воспринимать материалы, проверять источники, сомневаться, получать необходимые знания, самостоятельно учиться. Сегодня это куда важнее, чем заучивание и повторение

Преимущества от использования социальных СМИ детьми и подростками

Социализация и связь

Сайты социальных СМИ позволяют подросткам выполнять в режиме онлайн много важных в реальной жизни задач: оставаться на связи с родными и друзьями, находить новых друзей, обмениваться фотографиями и идеями. Пользования социальными СМИ также может предоставить подросткам значительные преимущества, которые влияют на их самооценку, формирование мнения о себе, общество и мир. Например, такие:

  • возможности привлечения к общественной жизни: сбор средств на благотворительность или участие волонтером в местных событиях, в том числе политических и благотворительных мероприятиях;
  • развитие индивидуального и коллективного творчества путем разработки и проведения художественных и музыкальных мероприятий;
  • развитие идей благодаря созданию блогов, подкастов, видео и игровых сайтов;
  • расширение собственных интернет-связей через поиск лиц с подобными интересами, которые принадлежат к разным социальным слоям (такое общение является важным шагом для всех подростков и способствует уважению, терпимости и интенсивному обсуждению личных и глобальных проблем);
  • укрепление своей индивидуальности и вступления уникальных социальных навыков.

Расширение возможностей обучения

Ученики средних и старших классов используют социальные СМИ для совместного выполнения домашних заданий и групповых проектов. Например, Facebook и подобные социальные программы СМИ дают им возможность собираться за пределами класса для совместной работы и обмена идеями по поводу задач. Некоторые школы успешно используют блоги как учебно-методические пособия, укрепляет навыки по изучению языка, письменного изложения мыслей и творчества.

Доступ к медицинской информации

Подростки могут легко и анонимно получить доступ к онлайн-информации о своих проблем со здоровьем. Все более доступными для молодежи становятся качественные ресурсы по различным темам здравоохранения, интересных для этой группы населения (например, заболевания, передающиеся половым путем, уменьшение стресса; признаки депрессии). Подростки, страдающие хроническими заболеваниями, могут получить доступ к веб-сайтам, через которые они будут развивать сеть для привлечения и поддержки людей с похожими проблемами. Мобильные технологии, подростки используют ежедневно, а именно сотовые телефоны и возможность мгновенного обмена сообщениями, уже способствуют значительному улучшению их медицинского обслуживания благодаря увеличению приверженности к лечению, лучшему пониманию природы болезней и уменьшению количества пропущенных визитов к врачу. Поскольку новыми сайтами социальных СМИ можно пользоваться с помощью мобильных приложений, подростки имеют более широкие возможности получения информации о проблемах со здоровьем и общения со своими врачами. Однако через свой юный возраст подростки могут столкнуться с неточностями в этих поисках, что требует участия родителей. Им следует убедиться, что дети используют надежные онлайн-ресурсы, интерпретируют информацию правильно и не перегружаются ней. Если родители будут интересоваться, какими сайтами пользуются дети и подростки, это будет способствовать не только выявлению информации, но и ее обсуждению.

Риски, связанные с использованием подростками социальных СМИ

Использование социальных СМИ создает риск для подростков чаще, чем это представляется большинству взрослых. Основные риски можно разделить на следующие категории: «от равного равному» (peer-to-peer) нежелательный контент; отсутствие понимания онлайн-неприкосновенности частной жизни; внешнее воздействие посторонних рекламных групп.

«Киберпреследование» и «онлайн-домогательства»

Киберпреследование — умышленно использования цифровых СМИ для передачи ложной, непристойной или неблагоприятной информации о другом человеке. Это наиболее распространенный онлайн-риск типа «от равного равному» для всех подростков.

Секстинг

Секстинг можно определить как «передачу, прием и пересылка сексуальных сообщений, фотографий или других изображений с помощью мобильного телефона, компьютера или других цифровых устройств». Множество этих изображений быстро распространяются через мобильные телефоны или интернет. Это явление распространено среди подростков; недавний опрос показал, что 20% подростков отправляли или размещали фото и видео, на которых они изображены обнаженными или полуобнаженными. Некоторые из них оказались под угрозой обвинения или их обвинили в уголовном преступлении (детская порнография), хотя в последнее время по законодательству некоторых штатов такое поведение характеризует как правонарушение несовершеннолетних. Дополнительными последствиями является временное прекращение посещения школы виновниками и эмоциональные расстройства с сопутствующими психическими заболеваниями у жертв. Но в основном секстинг-инцидент не распространяется за пределы одной-двух небольших групп сверстников и не имеет серьезных последствий.

Исследователи предложили новый феномен, названный «Facebook-депрессия». Он определяется как депрессия, развивается, когда дети и подростки тратят много времени на посещение сайтов социальных СМИ, таких как Facebook, а потом начинают проявлять классические симптомы депрессии. Возможность быть принятыми такими же подростками, как они сами, и контактировать с ними является важным элементом подростковой жизни. Чрезмерная активность в онлайновом мире считается фактором, который может вызвать депрессию у некоторых подростков. Как и при депрессии, вызванной условиями реального мира, дети и подростки, страдающие от «Facebook-депрессии», подвергаются риску социальной изоляции, а иногда обращаются к рискованным интернет-сайтов и блогов за «помощью», что может привести к злоупотреблению психоактивными веществами , опасного секса, агрессивной или саморазрушительной поведения.

Сексуальная тематика в СМИ и интернете

Группы, наполненные информацией о сексе, часто имеют не только развивающую функцию, но и становятся причиной современной распущенности среди молодого поколения.

Юноши и девушки стремятся познать как можно больше в этой сфере, стремятся быть современными, открытыми для любого рода экспериментов. А значит, и информацию из этой сферы они впитывают без фильтров, и не подвергают ее анализу.

Интимность и неприкосновенность этой темы сегодня рассеивается, становится всеобщим полем для обсуждения, демонстраций. Самым важным в этом вопросе становится получение большого количества опыта, которым молодые люди бахвалятся и превозносят его чуть ли не в самоцель жизни.

Постепенно из взаимоотношений между мужчиной и женщиной исчезает искренность, нежность, интимность, которые подменяются большим опытом, умениями, раскрепощенностью и вседозволенностью в вопросах секса.

Актуальность проблемы негативного влияния СМИ на развитие ребенка

Средний и старший школьный возраст характеризуется становлением самосознания человека и совершением разных поступков ради самоутверждения. Такие поступки часто являются негативными и неприемлемыми в обществе.

Но только сегодня, в век развития высоких технологий, когда любой ребенок может получить практически любую информацию из накопленной человечеством базы, возникает такая большая опасность развращения, распущенности и разрушения личности подростка.

Т.е., СМИ действуют в самых эффективных сферах жизни подростка. Именно через эти качества — актуальность, увлеченность, секс, юмор — и происходит самое активное влияние на сознание, как взрослого человека, так и ребенка.

Положительные стороны

Всем известно, что все предметы, окружающие нас, имеют 2 стороны, точно также и с людьми. То есть, например, нельзя сказать, что какой-то человек, у которого плохой характер, по жизни является плохим и якобы не имеет никаких своих плюсов. У каждого человека есть, как и хорошие черты характера, или хорошие привычки, так и плохие. Как в народе говорят, если луна 15 дней бывает темной, то остальные 15 дней бывает светлой. В принципе, СМИ также можно сравнить с людьми, с предметами, у СМИ есть стороны, которые положительно влияют на развитие детишек. Открыто говоря, без которых в XXI веке сложно дать полноценное воспитание ребенку, в соответствии с требованиями современного мира. Поскольку СМИ полностью проникли в нашу жизнь, в которой каждая вторая вещь чем-то связана со СМИ, поэтому люди уже никак не смогут от них отказаться.

Польза для детей, в возрасте от 0-3 лет

В ранние годы жизни детей, приблизительно до дет. садовского возраста, СМИ являются одним из самых лучших способов для того чтобы развивать наших детей. Посредством СМИ, в частности добрых мультиков, у детей ускоряется темп развития. Во время просмотра разных мультфильмов, детишки пытаются делать различные анализы, в соответствии их уровню развития. То есть пытаются уследить за действиями героев, что они делают, зачем они это делают. Благодаря этим мультфильмам, дети учатся думать и размышлять, они начинают понимать, какое действие что означает. Например, когда один герой из мультфильма куда-то уходит, он машет рукой второму человеку, когда прощается. При просмотре этой сцены несколько раз, ребенок начинает понимать, что люди обычно машут рукой, когда уходят. В таком возрасте, детям лучше подойдут мультфильмы где больше различных действий, чем слов, ведь слова еще они не понимают.

Польза для детей школьного возраста

Детям чуть постарше, СМИ могут быть полезны своими умственно развивающими телепрограммами, например, передачи, где задают вопросы по географии, по английскому. Познавательные передачи полезны детям школьного возраста, потому что с помощью них они смогут получить новые знания, либо закрепить свой школьный материал. В настоящее время, многие школьники активно пользуются интернетом в поиске полезной информации для своего реферата, которого задавали в школе. В таких ситуациях, очень сложно найти подходящую информацию для реферата в обычных учебниках. В учебниках информации бывают либо устаревшими, либо недостаточными для огромного реферата.

Что делать родителям, как уберечь ребенка от негативного влияния СМИ и интернета

Все перечисленные негативные моменты, которые может в себе скрывать та или иная группа в соцсетях, тот или иной канал, или какой-то другой источник информации, не обязательно присутствуют в группах, на которые подписан ваш ребенок. Но родителям все же стоит просмотреть его подписки на наличие подобных моментов.

И, если такие негативные вещи присутствуют в какой-то группе или подписке, то для начала стоит узнать у ребенка, как именно он относится к этому. Нравятся ли ему предложенные в группе модные образы, музыка, спортивные игры, шутки.

Какое значение он придает всему этому. Есть ли что-то, что нравится ему особенно сильно – или, наоборот, оскорбляет его. Узнать, почему так происходит.

Почему это необходимо?

Такая тактика, во-первых, покажет вашему сыну или дочери то, что вам не безразличны его увлечения

Важно только выяснять все это без налета негатива, без упреков и предвзятости. Иначе никакой искренней беседы не получится.
А во-вторых, эта тактика даст вам возможность узнать реальное положение вещей, поможет понять, что происходит в голове вашего сына или дочери.

После выяснения всего вышеперечисленного, основной задачей родителя будет научить ребенка отсеивать и фильтровать полученную информацию.

К сожалению, закрыть поток негативной информации для ребенка сегодня не представляется возможным. Если только вы не планируете переехать в тайгу и жить там, в лесу, без современных гаджетов, средств связи и техники.

А вот научить ребенка отделять положительное от негативного родитель может вполне

Основным средством в этом деле является умение задавать самому себе вопросы. Получив ту или иную информацию, ребенок должен задать сам себе несколько вопросов. Таких, как: «Что хотел сказать мне автор статьи, высказывания, фото и прочего?» «Какую мысль он хотел положить мне в голову?» «Пойдет ли принятие этой мысли мне на пользу?» «Стану ли я умнее, здоровее, счастливее, согласившись с автором?» «Унижает ли эта мысль других людей?» «Кому нужно, чтобы эта мысль была в моей голове и для чего?»

Эти и другие подобные вопросы научат анализировать все информацию, проходящую через сознание ребенка

Научат отделять важное от неважного, хорошее от плохого, правдивое от лживого

Сначала эти вопросы ребенку должен задавать родитель. Спокойным, доброжелательным тоном. Зарождать в голове ребенка тот самый фильтр, который поможет ему в дальнейшем ориентироваться в потоке информации.

А потом эти вопросы ребенок научится задавать себе и сам.

И только постоянный анализ происходящего, постоянная осознанность собственных действий позволит сделать из юноши или девушки взрослого, зрелого человека.

Который, если и поддается влиянию окружающей среды — то, как минимум, сам выбирает эту среду с пониманием, к чему все это его приведет.

Модные веяния современных СМИ – что навязывают вниманию ребенка сегодня

В группах, которые позиционируют себя приверженцами модной индустрии, можно часто встретить подмену женского и мужского образа. Т.е., девушки стремятся выглядеть мужественно, а парни — женственно.

  • Оно их модных веяний — это платок, который парни носят на голове, завязывая его под подбородком, как делали наши бабушки.
  • Либо модные среди девушек грубые брутальные штаны, с множеством карманов, которые носятся с подтяжками и ботинками на толстой подошве.

Вроде бы, мелочь, и может даже — хулиганство. Но такие вещи могут провоцировать стирание разницы между мужским и женским образом — а значит, будущим поколениям все сложнее будет идентифицировать себя, как мужчину или женщину.

При этом будет все больше проявляться гомосексуализм — как, в первую очередь, общественная проблема, а не личностная.

Кроме этого, «модные» группы подстегивают развитие общества потребителей, к которому мы сегодня приходим. Казалось бы, что в этом плохого, ведь это провоцирует увеличение покупок и продаж — а значит, и развития экономики государств?

Но, если смотреть на вопрос с нравственной стороны, то происходит подмена ценностей. И общество, которое ценило ранее честность, любовь, смелость и другие человеческие черты, начинает ценить прагматичность, умение зарабатывать — а значит, и тратить, способность заполучить те или иные материальные блага.

Если у тебя есть модные и дорогие вещи — ты на вершине мира. А доброта и искренность уже никого не интересуют.

Отрицательные стороны

Вот и наступила темная сторона наших лунных дней. Все-таки, какие плохие влияния оказывают СМИ на развитие детей? Негативных сторон несколько, поочередно будут раскрыты все отрицательные стороны.

Много агрессии, мало добра

К сожалению, мы часто видим агрессивные сцены не только в фильмах для взрослых, но и даже в обычных детских мультфильмах. В современных мультфильмах сейчас часто встречаются герои с не добрыми лицами; разные синие, зеленые человечки с тремя глазами или с двумя ртами. Более того, в мультфильмах часто встречаются сцены драки, что прямо влияет на психику юных детишек. Помимо этого, многие родители часто забывают установить родительский контроль на своем телевизоре, в последствии которого, дети специально или случайно переключают на не хорошие программы и фильмы. Из года в год, к сожалению, компьютерные игры становятся все популярней и популярней. Никаких проблем бы не было, если бы все компьютерные игры были бы хотя бы добрыми, про познавательных пока и речи не может быть. Многие дети, говоря родителям, что якобы делают свои уроки, часами проводят свое время, играя в компьютерные игры. К огромному сожалению, игры-войнушки почему-то интересней детям, чем обыкновенные развивающие игры. В последствии не добрых фильмов, телепередач и компьютерных игр, дети становятся агрессивными. Например, в школе среди своих сверстников они пытаются выделяться, они начинают унижать того, кто слабее их, устраивают многочисленные драки, которые, к сожалению, к добру не приведут. В итоге полностью меняется их характер, они стараются быть похожими на своих героев из компьютерной игры или фильма. Они повторяют их трюки, их действия, либо наоборот, они впадают в глубокую депрессию, в результате которого, ставят точку на свою жизнь.

Малоподвижный образ жизни

Один из секретов крепкого здоровья – активный образ жизни. Молодые люди, в особенности дети, должны жить активной жизнью. Малоподвижность приводит к различным заболеваниям, например, застои в селезенке, камни в почках и другие заболевания. Согласно статистике, современный ребенок школьного возраста, в среднем тратит 4 часа в день для просмотра телевизора, также 3 часа на компьютерные игры, если посчитать общее количество времени, которые они тратят в течение года, то аж думать страшно. В принципе, и в интернете они сидят ничуть не меньше. Более того, телевизоры и компьютеры очень вредны для глаз, таким образом, дети постепенно ухудшают свое зрение.

Нет общения

Раньше дети чаще выходили поиграть на улицу, однако нынешние дети предпочитают потратить свое драгоценное время на телевизионные программы, интернет и компьютерные игры. Им интереснее дома, чем с друзьями. СМИ делает детей малообщительными, закрытыми и замкнутыми. Дети уходят в себя, у них пропадает интерес с кем-либо общаться, они отдаляются от общества и создают свой мир, в котором только они и их интернет или игры.

В заключении, необходимо сказать, что во всем нужно соблюдать меру. СМИ играют важную роль в нашей жизни, также понятие СМИ очень широкое, а материалы СМИ, которыми они делятся по интернету или телевизору, не всегда предназначены детям. Также дети должны уметь правильно распределять свое время, чтобы не тратить пол дня своего времени на не нужные вещи.

Нарушение нормального сна

Большинство современных исследователей согласны с тем, что доказательства связи между избыточным просмотром ТВ и ожирением являются убедительными. Результаты десятков лонгитюдных (продольных) и корреляционных исследований подтверждают эту связь. Все большее количество этих исследований показывает, что вклад просмотра ТВ в ожирения является значительным. Особенно убедительны результаты продольных исследований. Например, 30-летнее исследование, проведенное в Великобритании, позволило выявить, что большая среднее количество часов просмотра ТВ в день во время выходных была предиктором высшего индекса массы тела (ИМТ) в возрасте 30 лет. С каждой дополнительной часом перед телевизором в выходные дни в возрасте до 5 лет риск ожирения у взрослых увеличивался на 7%. Новозеландские исследователи, проанализировали данные более 1000 человек от рождения до 26 лет, обнаружили, что среднее количество часов просмотра ТВ буднего вечера в возрасте от 5 до 15 лет была сильным предиктором ИМТ во взрослом возрасте. В исследовании с участием 8000 шотландских детей просмотр телевизора более 8:00 в неделю в возрасте 3 лет был связан с повышенным риском развития ожирения в 7 лет. Кроме того, в 8000 японских детей более длительный просмотр ТВ в возрасте 3 лет приводило к более высокому риску избыточного веса в возрасте 6 лет. Подобные выводы были получены в многочисленных американских исследованиях.

Очевидно, что наличие телевизора в спальне ребенка усиливает влияние просмотра ТВ на состояние массы тела детей. Изучение данных 2343 детей в возрасте от 9 до 12 лет показало, что телевизор в их спальне был значительным фактором риска развития ожирения независимо от физической активности. Перекрестное исследование с участием 2761 родителей с маленькими детьми в Нью-Йорке показало, что 40% детей от 1 до 5 лет имели телевизор в спальне и именно они больше всего страдали от избыточного веса или ожирения. Подростки, которые имели телевизоры в спальне, тратили больше времени на его просмотр, меньше времени посвящали физической активности, ели меньше домашней пищи и овощей, больше тратили на подслащенные напитки, чем подростки, которые не имели телевизора в спальне.

Последние корреляционные исследования также обнаружили сильную связь между количеством времени, проведенного перед телевизором, и контролем уровня глюкозы в крови у молодых людей с диабетом, сахарным диабетом 2 типа, инсулинорезистентностью, метаболическим синдромом, гипертензией и высоким уровнем холестерина в крови. Также показано, что вследствие сокращения времени просмотра ТВ уменьшаются и показатели ожирения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий