Подборка подвижных игр для детей младшей группы
“Солнышко – Дождик”
Цель игры: развитие умения бегать по площадке, не наталкиваясь на других участников игры, начинать движение по сигналу.
Материалы: расставленные по большому кругу стульчики или разложенные обручи.
Ход игры. Дети находятся в “домиках” (стульчики, обручи). По сигналу “Солнышко, пора гулять!” дети бегают по площадке. Когда звучит команда “Дождик, пора домой”, малыши бегут в свои домики.
“Курочка и цыплята”
Цель игры: развитие умений быстро бегать, пролазить под веревкой, действовать по сигналу.
Материалы: веревка, две стойки (можно использовать деревья, если игру проводят на улице), маски цыплят для деток и курочки для взрослого.
Ход игры. Между стойками натягивают веревку. С одной стороны веревки – дом, там находятся цыплята с курочкой. Наседка выходит за противоположную сторону веревки, “ищет зернышки”. Далее зовет цыплят : “Ко-ко-ко“. Услыхав этот сигнал, цыплята быстро пробегаю под веревкой, бегают врассыпную, имитируют движения. По команде “Домой” курочки возвращаются на противоположную сторону, пролезая под веревкой.
“Цветные автомобили”
Цель игры: учить различать основные цвета, действовать по сигналу, упражнять в легком беге с поворотами вправо-влево, развивать умения ориентироваться в пространстве.
Материалы: флажки и рули основных цветов.
Ход игры: Дети (они “автомобили”) стают вдоль площадки в линию, в руках у них цветные рули. Взрослый стоит посредине площадки с флажками, он поднимает вверх флажок определенного цвета. Те дети, у кого руль соответствующего цвета, начинают бегать по площадке, стараясь не сделать “аварию” – не столкнуться с другими участниками развлечения. Когда взрослый руку опускает, “автомобили” возвращаются на исходную.
“Ручеек”
Цель игры: развитие умений прыгать, держать равновесие, ходить по узкой дорожке.
Материалы: чертится “ручеек” шириной до 2-х метров, посредине него рисуются круги “камешки” на расстоянии до 30 см друг от друга.
Ход игры. Дети строятся на берегу ручейка – у черты. По сигналу начинают движение друг за другом, прыгают по камешкам через ручеек. Кто из участников оступился, тот и “намочил ножки”. Он возвращается на исходную и пытается перейти через ручеек еще раз.
Наталья Лукаш специально для сайта 3-years.ru
Временной план и проведение игры в младшей группе детского сада
В таком возрасте малыш плохо владеет своими движениями. То есть ему сложно контролировать свое равновесие, он может резко упасть или приложить все свои усилия, чтобы выполнить требования руководителя. Поэтому для младших дошкольников подбирают простые, интересные развлечения, не требующие больших усилий.
Выполняя упражнения, ребята обязательно отдыхают на определенное время. Во время отдыха, можно заняться рисованием или чтением. Каждому ребенку выдается специальная карточка (бумага), на которой можно раскрасить любимых персонажей. С детьми от 5 лет занимается математик. Как было выше указано, для каждой группы подбирается соответствующая программа.
Любое занятие должно быть интересное со смыслом («Догони мяч», «Беги ко мне»). К основным действиям относится бег и прогулка с последующим отдыхом. Ходьба, бег, несложные прыжки относятся к наиболее доступным движениям с минимальной степенью нагрузки. Эти упражнения служат для укрепления сердечно-сосудистой системы, развитию быстроты и ловкости. Основная цель и задача педагога — это физические развитие по стандарту ФГОС.
Важно! Посещая детский сад, малыши выбирают такие игры, как «Мой веселый, звонкий мяч», «Допрыгни до мяча» и др., формируют навыки прыжков вверх с места, воспитывают смелость, настойчивость и другие качества. Их также привлекает улица. Когда на дворе тепло, дети предпочитают играть на свежем воздухе
Когда на дворе тепло, дети предпочитают играть на свежем воздухе.
Младшая группа – Конспект занятия по лепке «Заборчик для избушки» в группе раннего возраста
Публикация «Конспект занятия по лепке «Заборчик для избушки» в группе раннего…» Педагогические цели: развивать у детей умение работать с пластилином, раскатывать комочки пластилина прямыми движениями (столбики, мелкую моторику рук, прививать интерес к творческой деятельности, воспитывать аккуратность. Элементы освоения содержания образовательных областей:…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Памятка для родителей «Рисование штрихами с детьми 3–4 лет» Штриховка – один из видов упражнений для детей, который главным образом направлен на развитие мелкой моторики. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического…
Конспект занятия по рисованию пальчиком во второй группе раннего возраста «Цыпленок» Татьяна Плюхина Конспект занятия по рисованию пальчиком во второй группе раннего возраста «Цыпленок» Задачи: Вызвать у детей желание помочь курочке найти её деток-цыпляток. Закреплять умение узнавать и называть жёлтый цвет. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной…
Сценарий праздника осени в группе раннего возраста Праздник осени в группе раннего возраста . Под музыку входит Осень с корзиной, в которой лежат веточки с листочками. Осень: – Я – осень золотая, На праздник к вам пришла, Осенние листочки Всем деткам принесла. Я вижу, вы – мои друзья! Прошу, порадуйте меня. (Под музыку Осень…
Младшая группа – Консультация «Как научить ребенка 2–3 лет рисовать»
Статья «Консультация «Как научить ребенка 2–3 лет…» Консультация «Как научить ребенка двух-трех лет рисовать?» Воспитателя Стрельцовой Ирины Вячеславовны Многие думают, что рисование — это художественная «наука», подвластная не каждому. На самом деле тяга к искусству пробуждается у человека еще в раннем детстве, однако без…
Советы для родителей и педагогов «Развитие связной речи детей 2,5–3 лет» Развитие связной речи ребенка 2,5-3 лет Советы для родителей и педагогов Связная речь – это смысловое развернутое высказывание, благодаря которому возможно взаимопонимание и общение ( Алексеева М.М, Яшина В.И. ) Связная речь выполняет важную роль в процессе воспитания и…
План по самообразованию «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр» Перспективное планирование на 2021-2022 учебный год Месяцы Методическая работа по теме самообразования Работа с педагогами Работа с детьми Работа с родителями сентябрь Подбор и изучение научно-методической литературы Консультация: «Влияние дидактических игр на развитие активной…
План-конспект образовательной деятельности с детьми раннего возраста «Зайка в гостях у ребят» «План-конспект образовательной деятельности с детьми раннего возраста» «Зайка в гостях у ребят». Выполнила Чалкина Ольга Александровна Воспитатель д/с № 340 г. Самара Самара, 2021 Вид детской деятельности: Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками….
Младшая группа – перейти на главную страницу рубрики.
Страницы: 3 …
Топ лучших подвижных игр для улицы
Дети в возрасте 3-4 лет обожают игры, во время которых нужно замирать на месте. Причина проста – малыши как раз осваивают данный навыки и рады будут потренировать его.
1. Тише едешь – дальше будешь
Универсальная игра для улицы или дома. Нужен ведущий и участники. Ведущий располагается на определенном удалении и произносит фразу: «Тише едешь – дальше будешь». После он же говорит: «Стоп».
Может быть любой другой сигнал, после которого детки подходят к ведущему и замирают там, где стояли. Водящий поворачивается назад, внимательно осматривает детей. Все те, кто не замер, выбывают из процесса. Остальные продолжают игру до того момента, пока не дойдут до ведущего.
Игра 1. Тише едешь – дальше будешь
Подвижная игра для малышей 2. Прыжки
Очень простая с точки зрения инструкций и при этом полезная, увлекательная игра. Опять же, понадобится ведущий. Он говорит команде нечто вроде: «Прыгай каждый, кто ел сегодня кашу» либо «Сядьте все, что чистили зубы». Обычно участники начинают активно обсуждать, что кто чистил и ел – это только плюс, поскольку стимулирует развитие речевых навыков.
подвижные игры для малышей 4 лет
3. Изобразите, как
В определенном понимании аналог игры «Крокодил», когда один участник команды загадывает определенное слово, а другие отгадывают его по изображениям и подсказкам.
Игра, опять же, простая, но от этого не менее эффективная, интересная.
интересная игра для детей
4. Поезд
Веселое подвижное развлечение без соревновательной составляющей. Детки изображают поезд – выстраиваются в ряд и держат друг друга за руку. Нужно будет повторять движения за главным.
Рулевой ходит ровно или останавливается, сворачивает, поет, дает задний ход. Периодически его меняют.
подвижные игры для детей
5. — Обезьянки
Игра, которая нацелена на повторение определенных движений. Скажите деткам, что обезьянкам нравится корчить рожицы, что-то повторять за другими участниками. Выберите любого члена команды и скажите, чтобы он мимикрировал под вас или другого малыша. Можно выбирать ведущего, который будет руководить процессом, или работать по парам.
подвижные игры для детей
6. Разноцветные сигналы
Хороший метод для тренировки запоминания, концентрации внимания. Напоминаем, что инструкции для 3-4-леток не должны быть сложными скажите, к примеру, что на красный цвет надо замирать, зеленый бежать, а желтый совершать прыжок. Для старта достаточно 2-3 цветовых сигналов, позже их количество наращивают.
подвижные игры для детей
7. Кто самый быстрый
Детки становятся в круг – нарисованный на асфальте или воображаемый. Ведущий загадывает предмет, до которого нужно будет быстро добежать, коснуться, вернуться назад. Тот, кто достигнет финальной точки последним, становится следующим воеводой.
подвижные игры для детей
Игра тренирует понимание, название цветов, если немного изменить сюжет – предложите ребятишкам добежать до определенного оттенка и вернуться.
8. Вышибалы
В принципе стандартная игра. Один из ребятишек становится в центре комнаты, два других пробуют попасть в него мячом. Дети в возрасте 3-4 в восторге от подобных сюжетов – они убегают и радуются этому. Тот, в кого влетел мяч, не должен выбывать из игры. Просто предлагайте деткам меняться местами и делать броски поочередно. Мяч берите мягкий, чтобы исключить риски получения травм.
подвижная детская игра
9. Горячо-холодно
Простая и тоже горячо любимая детками 3-4 лет игра. Для начала спрячьте в комнате игрушку либо предмет, предложите ребенку обнаружить ее, следуя инструкциям. Если малыш приблизится к «сокровищу», говорите горячо, отдалится далеко – используйте термин «холодно». На пути от «холодно» к «горячо» можно давать подсказки с применением слова «тепло».
Детская игра
10. Сбор игрушек
Соберите набор предметов и разложите их по площадке, пока детки ведут счет до 10. После объявите старт игры. Детям нужно будет максимально быстро засунуть предметы в корзину. Когда ребята усвоят правила игры, усложняйте задачу – предлагайте им выполнять сбор предметов параллельно с разными физическими действиями (ползком, ходьба на носочках, хлопки, прыжки).
подвижные игры
11. С мячом
Игр с мячом очень много, так что можете пробовать разные. Самые популярные варианты:
- перебросы ногой или рукой;
- забивка гола в ворота;
- заброс в корзину.
Главное определитесь с четкими правилами и озвучьте их ребятишкам до старта игры. Можете чередовать различные игры с мячом.
Подвижные игры для детей 3-4 лет
12. Спортинвентарь
На улице спортивный инвентарь окажется очень кстати. Мальчики и девочки в возрасте 3-4 лет могут тренироваться на роликах, самокатах, велосипедах, беговелах, лыжах, коньках. Соревнования усложнятся, но почему нет? Более простые варианты – скакалки, мячи, ракетки.
Виды подвижных игр для младших групп детского сада
Птички в гнездышках
Цель — обучение ходьбы и бега врассыпную. При этом ребята не должны толкать друг на друга. Их нужно постепенно приучать выполнять действия максимально быстро по сигналу руководителя.
Описание. Дети, сидящие на своих скамейках, расставленных по различным углам комнаты. Это гнездышки. Сразу после поступления сигнала своего руководителя, птички должны вылететь к середине комнаты. Им приходится искать корм, а потом снова улететь в свое гнездо, размахивая руками. Когда воспитатель кричит «Птички, в гнездышки!» малыши должны сесть на свои стульчики и ждать следующего сигнала. Педагог тщательно следит за поведением малышей.
Воспитатель приучает малышей быть внимательными во время бега, уступать место бегущим навстречу, чтобы не толкнуть своего сверстника.
Лошадки
Основной целью является приучение малышей двигаться вдвоем один за другим. Таким образом, они должны согласовывать последующие действия.
Описание. Каждый ребенок выбирает для себя подходящую пару. Один участник представляет лошадку, другой выступает в роли кучера. Его основной задачей является езда по площадке. По сигналу педагога, ребята должны поменяться ролями.
Перед началом игры педагог помогает всем участникам надеть вожжи. Изначально воспитатель берет на себя роль кучера, объясняя действия. Вместо вожжей альтернативой могут послужить скакалки.
Бадминтон
Виды подвижных игр
Забавы подвижного характера классифицируются по основной задаче, на решение которой они направлены.
На отработку бега и прыжков
К 3–4 годам у малышей важно выработать умение согласовывать свои движения, сохранять их направленность.
На ориентирование в комнате, физкультурном зале, на игровой площадке.
На тренировку умения держать равновесие (обычно в играх на передвижение по небольшой площадке, сопровождающихся стихотворениями).
На укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.
На имитацию.
На тренировку навыка лазанья.
С мячом. Такие игры ещё и формируют партнёрские взаимоотношения между ребятами.
На развитие остроты внимания.
Ещё одна классификация забав основывается на типах образовательной деятельности:
- физкультурные паузы, которые проводятся во время занятий для релаксации или смены вида деятельности;
- игры во время организованного проведения досуга на улице;
- часть досуговой активности (игры вне занятий, то есть на праздниках, во время самостоятельной активности);
Подвижные игры — это часть сценария на утренники и праздники - народные традиционные игры (такие забавы проводятся в том числе и с целью ознакомления ребят с обычаями своего народа).
Таким образом, видовая классификация игр позволяет проводить забавы не только в процессе физкультурных пауз на занятиях, но и в качестве основополагающего элемента на:
- физкультуре;
- музыкальном занятии;
- хореографии (при условии, что дисциплина включена в учебный план детского сада).
Картотека игр для художественно-эстетического развития
Игры для художественно-эстетического развития проводятся для:
- закладывания предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств;
- формирования эстетического отношения к природе и окружающему миру;
- реализации самостоятельной творческой деятельности.
Игра «Собери капельки в стакан»
Цель: научить разбираться в цветах и их оттенках; учить соотносить предметы по цвету.
Для игры нужно подготовить стаканчики и картинки разноцветных капель.
Педагог обращается к детям:
— Я положу в этот стаканчик капельку синего цвета. Давайте наполним стакан. Добавьте свои капельки такого же цвета.
У каждого ребенка должен быть набор из капелек всех нужных цветов.
Игра «Узнай и дорисуй»
Цель: развивать у детей чувство симметрии; учить точно передавать форму предмета, штриховать.
Для игры необходимо сделать карточки, на которых нарисованы только половинки различных предметов: цветок, солнышко, листочек и т.д. Детям предлагается дорисовать недостающую часть предмета, а потом заштриховать рисунок.
Игра «Красиво — некрасиво»
Цель: учить выявлять нарушения в композиции рисунка, его цветовой гамме, формировать эстетический вкус.
Детям предлагаются разные картинки. Они должны определить, в какой цветовой гамме выполнен каждый рисунок, а затем найти и назвать предмет, который разукрашен в неподходящий цвет и нарушает общую композицию.
— Ребята, посмотрите на рисунок. Что вы здесь видите?
— Какой цвет преобладает? Какие цвета похожи на него?
— Какой предмет выделяется по цвету, кажется здесь лишним?
Такую игру можно проводить фронтально или разделить детей на группы.
Требования к организации подвижных игр
Младшие дошкольники очень быстро теряют интерес ко всему. У них наблюдается неустойчивое поведение. Чтобы привлечь их интерес к развлечениям, действия следует проводить весело. Такой метод оказывает отличное влияние на малышей малыго возраста. Длительность занятия не должна превышать 10 минут.
Есть категория ребят со значительной подвижностью. Они относятся к среднему возрасту, которые требуют от взрослых особого внимания. Ребята средней группы подвержены нагрузке во время игры. Поэтому все действия нужно чередовать с кратковременным отдыхом, чтобы сохранить свои силы. После небольшой паузы можно обменяться впечатлениями со своими сверстниками. Длительность подвижных действий не должна превышать более 9 минут.
Если ребенку уже второй год, тогда педагоги готовят новые подвижные действия по условному сигналу. В этот список можно отнести хлопок в ладони, взмах флажком, рукой. Сигнал подается после того, как все участники занимают свои места.
Для соревновательных занятий даются команды, состоящие из двух частей: «Внимание». Ознакомление с окружающей средой формирует у малыша быструю реакцию на происходящее возле него
Важно! Игры, которые относятся к сюжетному характеру («Лошадка», «Рыбаки»), где отсутствует выраженный соревновательный момент, не требуют четких команд
Важно! Игры, которые относятся к сюжетному характеру («Лошадка», «Рыбаки»), где отсутствует выраженный соревновательный момент, не требуют четких команд
Основные правила при планировании развлечения для второй группы
Какие приёмы использовать на занятиях физкультурой во второй младшей группе
При подготовке занятия педагог использует комбинацию из словесных, наглядных, практических и игровых приёмов.
Словесные способы взаимодействия
Поскольку дети 3–4 лет продолжают осваивать речь, очень важно обеспечивать им возможность расширять свой активный запас слов, а также усваивать модели построения простых и сложных предложений. К тому же, наблюдая манеру речи педагога, дети осваивают невербальные средства коммуникации: жесты, мимику, наполняя свои высказывания выразительностью и эмоциями
Объяснение и беседа
Эти два приёма неразрывно связаны между собой, так как, разъясняя каждый этап занятия, педагог задаёт наводящие вопросы, касающиеся того или иного вида деятельности.
Объяснения на занятии должны быть:
- краткими;
- доступными, то есть строиться на известной детям лексике;
- регулярными, что подразумевает их повторение даже при выполнении уже знакомых заданий.
Беседа во второй младшей группе носит вопросно-ответный характер и предполагает краткие ответы малышей: односложные или «да», «нет».
Например, при рассмотрении темы «Зимние забавы» своим воспитанникам я задаю такие вопросы:
- Любите ли вы играть и веселиться зимой? В какие игры?
- Какие зимние виды спорта вы знаете?
Объяснение и беседа могут идти параллельно
Загадки и стихотворения
Кроме того, что эти приёмы отлично тренируют память и расширяют кругозор, они ещё и помогают настроить малышей на работу, концентрируя их внимание на теме занятия. При подборе рифмованных строк воспитатель ориентируется на то, о чём предстоит рассказать детям
Например, своим детям при рассмотрении темы «Транспорт» я предлагаю такие загадки:
- Этот конь не ест овса,Вместо ног — два колеса.Сядь верхом и мчись на нём,Только лучше правь рулём. (Велосипед.)
- Спозаранку за окошкомСтук, и звон, и кутерьма.По прямым стальным дорожкамХодят разноцветные дома. (Трамвай.)
- Без разгона ввысь взлетает,Стрекозу напоминает.Отправляется в полётБыстроходный … (вертолёт).
Что касается стихотворений, то, как показывает моя практика, они также являются прекрасным мотивационным приёмом, помогая ребятам быстрее включиться в тему. Например, занятие «Осень» мы начинаем со стихотворения «Осень в парке»:
Ходит осень в нашем парке, Дарит осень всем подарки: Фартук розовый — осинке, Бусы красные — рябинке, Зонтик жёлтый — тополям, Фрукты осень дарит нам.
Короткие сказки
Такие сюжетные зарисовки очень удобно использовать в начале занятия: дети быстро концентрируются и вникают в тему. Например, со своей группой при изучении темы «Птицы» на физкультурном занятии мы знакомимся с историей о том, почему птицы улетают на зиму в тёплые страны. «Давным-давно на Земле было жарко. Но климат начал меняться, и животным пришлось выбирать себе шубы или перья. Выбравшие перья стали птицами, научились летать, полюбили небо. Однако красивое оперение плохо грело, потому птицам приходится каждый год с наступлением холодов улетать в тёплые страны. И всё же ни одна птичка не променяет своё оперение на шубу».После прослушивания сказки мы с детьми беседуем по вопросам:— Почему давным-давно не нужны были шубы и перья?— Что выбрали птицы: шубы или перья?— Куда улетают птицы с наступлением холодов?
Этот словесный приём следует использовать нечасто, чтобы сказки не стали обыденными. Более того, при выборе историй нужно следовать правилу двух «не»:
- не перегружать историю событиями (малыши 3–4 лет не смогут воспринять более 1–3 сюжетных поворотов);
- не вводить более 2–3 персонажей, иначе детям будет сложно проследить действия каждого в такой короткий промежуток времени.
Рассказывание сказок может сопровождаться элементарными движениями, например, ходьбой в хороводе
Наглядные приёмы
В работе с дошкольниками важно помнить о свойстве сознания малышей воспринимать мир образами. Именно поэтому на занятиях любой (!) направленности должны быть:
- картинки или доступные для понимания малышей схемы выполнения упражнений;
- иллюстрации к словесным приёмам (например, к сказкам, загадкам);
- игрушки, выступающие героями урока;
- инвентарь (мячи, обручи, кегли и пр.).
Детям 3–4 лет важно увидеть, как задания выполняют педагоги в рамках демонстрации или участники видеоролика в формате показа. https://vospitanie.guru/doshkolniki/podvizhnye-igry-dlya-mladshih-grupp-detskogo-sada
https://vospitanie.guru/doshkolniki/podvizhnye-igry-dlya-mladshih-grupp-detskogo-sada
Как индивидуализировать задания
Основная задача индивидуализации работы с детьми 3–4 лет на занятиях физкультурой заключается в том, чтобы помочь малышам освоить те движения, которые у них ещё не получаются. Поэтому в описании многих видов упражнений оговаривается количественный состав участников: в мини-группах педагогу легче контролировать правильность выполнения учебной задачи. При этом особенность работы с упражнениями такова, что уже после 1–2 тренировок малыш без труда начнёт выполнять движение самостоятельно. Так, если у ребёнка не получается ползать, опираясь на колени и ладошки, при этом он подтягивает обе ноги, то педагогу достаточно пару раз повторить это задание один на один, чтобы малыш понял принцип его выполнения. Кроме того, подобрать «ключик» к каждому воспитаннику можно с помощью:
- создания ситуации успеха на занятия (любой малыш, наряду с упражнениями, вызывающими затруднения, должен проявить себя в чём-то, что у него хорошо получается, вплоть до подготовки спортивного инвентаря для занятия);
- рационального распределения детей в мини-группы и пары (в этих командах обязательно должны быть не только успешные ребята, но и те, у кого какие-то упражнения не получаются).
Главная цель индивидуализации заключается в оказании помощи каждому малышу в освоении упражнения
Значение игр
Игры в раннем возрасте – это основной вид деятельности детей. Через игровую деятельность ребёнок познает себя, окружающую действительность, учится взаимодействию с людьми и предметами. Малыш в игровой форме приучается к трудовой деятельности, к чистоплотности, аккуратности. У детей формируется творческое начало, укрепляется память, развивается интеллект и укрепляется физическое состояние организма.
Родители с момента рождения младенца закладывают основные принципы здорового развития малыша, подготавливают к нагрузкам взрослой жизни. Динамичные подвижные игры для малышей, дают возможность полноценно развивать личность ребенка не только в физическом, но и в интеллектуальном, и психоэмоциональном плане.
В игровом процессе ребенок раскрывается другими сторонами своего характера, у крохи формируются новые черты: умение добиваться поставленной цели, способность к компромиссам. Дети учатся уважать мнение не только взрослых, но и своих ровесников, начинают ценить верность и надежность друзей по команде.
Динамичные, бойкие игровые движения создают положительный эмоциональный фон, который способствует развитию и укреплению психики несмышленыша. Двигательная активность оказывает непосредственное влияние на дыхательную и кровеносную систему организма, у детей улучшаются обменные процессы.
Такая активность помогает снять мышечное напряжение, понизить эмоциональную импульсивность. Малыш становится более выносливым, физически более сильным. Развивается крупная моторика, быстрота реакции, формируется пространственное восприятие. Происходит социализация маленького человечка в окружающий мир.
Приёмы
Для успешного проведения подвижной игры используется комбинация трёх групп приёмов.
Словесные
Несмотря на то что в 1,5–5 года ещё не все дети разговаривают, воспитатель должен как можно больше внимания уделять именно словесному объяснению. Во-первых, дети обогащают словарный запас (пусть пока пассивный), во-вторых, взрослый представляется речевой моделью, побуждающей малышей на собственные речевые акты, в-третьих, воспитанники учатся выполнять словесные инструкции. Среди словесных приёмов особенно продуктивными являются два.
- Объяснение. Единственно подходящий приём в течение первого полугодия, когда дети только вникают в новую роль воспитанников детского сада, получают первые представления о роли взрослого в новом коллективе, а также привыкают друг к другу.
Загадки. Их использование возможно со второго полугодия, когда дети накопят не только знания, но и словарный запас. При этом желательно подбирать загадки с договорками, чтобы ребятам было легче подбирать ответы под рифму и ритм строк. Например, перед игрой «Кот и воробушки» воспитатель загадывает загадки: «Ночью он совсем не спит, Дом от мышек сторожит, Молоко из миски пьёт, Ну конечно, это – … (кот)» и «Эта птичка не шагает, Призывает: «Не робей!» Забияка самый главный — Серо-бурый … (воробей)».
- Короткие сказки. Такие истории воспитатель обычно придумывает сам исходя из сюжета игры. Например, начало объяснения правил забавы «Солнышко и дождик», педагог предваряет так: «Давным-давно Солнышко и Дождик были очень дружны. Но как-то решили поиграть в игру, в которой Солнышко должно было светить и радовать, а Дождик грустить и капать. И так цветам и зверям понравилась эта игра, что с тех пор никак не могут Дождик и Солнышко поменяться местами. Вот и получается, что Солнышко нас греет, а Дождик мочит».
Наглядные
Зрительное восприятие для детей, почти не владеющих речью, является необходимым средством для понимания поставленной задачи. Для подвижных игр используются:
- картинки (изображающие героев игры — кошек, собачек и др., играющих детей);
- игрушки, от лица которых забава проводится;
демонстрация (участие педагога во всех забавах — обязательное условие игровой деятельности в первой младшей группе, поэтому воспитатель сначала показывает действия всех участников сам, а затем уже ребята их повторяют).
Виды динамичных игр
Не существует общепризнанного разделения детских подвижных видов игр. Специалисты выделяют несколько групп, которые могут пересекаться между собой.
- Подвижные игры на свежем воздухе. Можно разделить на летние и зимние виды или на те, которые проводятся в городе, или на воде.
- Подвижные игры в помещении, Считается, что их проводят только в ДОУ (детских образовательных учреждениях). Тем не менее существует большой выбор динамичных игр, которые мамочка может организовать чаду в квартире и вместе поиграть с ребенком.
Особенно выделяются народные подвижные игры, которые знакомят детей с историческими и фольклорными традициями. Кроме игровых процессов с различными предметами, например, скакалкой, мячом, существуют и такие динамичные развлечения, где не требуется использование дополнительных игровых предметов. Например, «прятки», «догонялки».
Родители могут организовывать малышу активные забавы на прогулке или во время семейного отдыха. Играя в группе, дети учатся взаимодействовать друг с другом, также развивается соревновательный элемент, который является мощным стимулом для совершенствования.
В зависимости от возраста детей, воспитатели и педагоги дифференцируют игры следующим образом:
- подвижные игры для детей в младшей возрастной группе;
- для средней группы дошкольников;
- для малышей старшей группы или начальных классов.
Одна и та же игровая деятельность подойдет и несмышленышу 3 — х лет, и учащемуся 1 — го класса. Но если одному достаточно поиграть 5 — 7 минут, чтобы устать, то дошколята старшей группы могут играть и более 30 минут без перерыва.
При организации любого игрового процесса необходимо соблюдать очередность динамичных, активных движений с отдыхом или спокойными, настольными, развивающимися занятиями, например, рисованием или собиранием пазлов.
Утренние гимнастические упражнения приучают детей к регулярным занятиям физкультурой, способствуют укреплению здоровья. Бодрый, активный малыш более восприимчив в процессе воспитания. Кроха активно усваивает полученную информацию, осваивает азы физической и гигиенической культуры.
Организация подвижных игр для младших групп детского сада
Перед началом игры огромное значение уделяется размещению ребят. При объяснении требований дети размещаются так, чтобы они хорошенько видели и слышали своего воспитателя. Как правило, ребята становятся по кругу. Если занятие начинается с движения врассыпную («Солнышко и дождик», «У медведя во бору»), тогда малышей участников игры размещают полукругом.
https://youtube.com/watch?v=c2x7fg8vIOc
При объяснении правил игры нужно все рассказывать ясно, четко и кратко. Особое значение уделяется интонации. Главное, правильно объяснить малейшие детали. При длительном, нечетком и менее эмоциональном объяснении, у ребенка теряется интерес ко всему окружающему. Чтобы весело провести занятия, можно заранее напомнить, как нужно правильно бегать, прыгать, лазить, бросать предмет.
Движения можно показывать поочередно. Все действия делает не только педагог, но и сам участник развлечения. Главное правило — это сопровождать ребенка действиями, показывая как едет машина, как летает птица.
Какие требования должен соблюдать педагог при организации игр